Видимо, жалобы Евстафия не остались без ответа, и он получил сан митрополита Мир Ликийских, однако на кафедру не прибыл, т. к. вскоре под влиянием имп. Мануила I был назначен митрополитом Фессалоники. Долгое время считалось, что Евстафий стал митрополитом Мир Ликийских в декабре 1174 года, митрополитом Фессалоники - в начале 1175 года. Однако Каждан доказал, что эти события произошли не ранее 1178/79 года, т. к., согласно хронологическому анализу произведений Евстафий, последний оставался в Константинополе до 1179/80 г. и читал эпитафию на смерть имп. Мануила I в сентябре 1180 года, едва получив назначение в Фессалонику. Т. о., константинопольский период жизни и деятельности Евстафия продолжался до конца второй половины 1170-х годов. В это время Евстафий составил комментарии к произведениям античных авторов (Гомера, Пиндара, Дионисия Периегета и др.), выступал с речами, вел обширную переписку, преподавал грамматику, риторику в патриарших и имп. учебных заведениях, давал уроки дома, который стал истинной обителью муз, второй Академией, Стоей и школой перипатетиков . Среди его учеников были будущие иерархи и ученые Михаил Хониат, Георгий Антиох, дети высокопоставленных особ Константинополя. Вероятно, еще до получения места магистра риторов Евстафий занимал различные преподавательские должности в Патриаршей академии и императорском университете в Константинополе. Накануне смерти имп. Мануила I Евстафий резко выступил против желания императора упразднить анафему мусульманскому богу, за что чуть не попал в опалу. В 1180-1190-х годах в Фессалонике Евстафий продолжил обучать не только жителей города, но и приезжих из Константинополя. Архипастырская деятельность Евстафия вызвала неприятие паствы. Он жаловался в письмах на то, что враги не раз ставили ему западни и устраивали скандалы , они были бы счастливы, по его словам, видеть его мертвым. |
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святой блаженной Матроне Московской» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-416-1479 30 . Заявитель: издательство «День». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-416-1480 31 . Заявитель: издательство «День». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-416-1481 32 . Заявитель: издательство «День». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-416-1482 |
Деян.27:4 оттуда, мы в Кипр, по причине ветров, «Приплыли в Кипр» – см. к Деян.4 и пар. Это совершилось, по-видимому, вопреки первоначальному намерению плавателей ( Деян.27:2 ) «по причине противных ветров», отклонивших корабль от принятого направления. Деян.27:5 и, море Киликии и Памфилии, в Миры Ликийские. «Переплыв море против Киликии и Памфилии...» – (см. прим. к Деян.11 и Деян.13:13 ), следовательно, не заходя в их приморские города, «прибыли в Миры Ликийские» – цветущий тогда город в Малоазийской провинции Ликии, верстах в 4 от моря, на реке судоходной до самого города. Здесь найден был сотником александрийский корабль, плывший в Италию, на который пересадили узников и конвой. Вероятно, это был тоже купеческий корабль, очень большого размера, везший груз пшеницы ( Деян.27:38 ) и, кроме того, до 276 человек народа ( Деян.27:37 ). Почему этот корабль, плывший из Александрии в Италию, настолько уклонился от прямого пути, очутившись в Малой Азии, неизвестно: может быть, был загнан противными ветрами, может быть, торговыми делами, сдачей или приемкой грузов и т. п. Деян.27:7 плавая многие дни и едва с Книдом, по причине нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Деян.27:8 же с трудом мимо него, к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. От Мир Ликийских до «Книда» – города в Малоазийской провинции Карий, на полуострове Книдии, при благоприятных условиях плавания, можно было доплыть в один день, равно как и от Книда до известного большого острова »Крита». Но корабль плыл эти расстояния «медленно, многие дни», задерживаемый неблагоприятными ветрами. «При Салмоне» – мыс на восточном берегу Крита. «Хорошие Пристани близ города Ласея – на южном берегу Крита. Здесь была бухта, хорошо защищенная от северо-западных ветров, затруднявших плавание корабля и заставлявших его спуститься под заслон от них Крита, чтобы южнее его и плыть далее. Но здесь, в усугубление прежней, выступила новая беда – не менее сильные и противные юго-западные ветры. |
Кондак 6 Проповедует весь мир о тебе, преблаженный Николай, о скором в бедах заступнике, ибо часто ты по земле путешествующим и по морю плавающим одновременно приходишь на помощь и всех сразу от зол сохраняешь, взывающих к Богу: Аллилуиа. Икос 6 Воссиял ты, как свет жизни, принеся избавление воеводам, смерти неправедной ожидавшим и тебя, добрый пастырь Николай, призывавшим, когда ты, вскоре явившись во сне царю, устрашил его, их же невредимыми отпустить повелел. За это и мы вместе с ними благодарственно взываем тебе: Радуйся, усердно призывающим тебя помогающий; радуйся, от неправедной казни избавляющий. Радуйся, сохраняющий от коварной клеветы; радуйся, разрушающий неправедные советы. Радуйся, разрывающий ложь, как паутину; радуйся, возвышающий славно истину. Радуйся, невинных от уз освобождение; радуйся, и мертвецов оживление. Радуйся, являющий правду; радуйся, помрачающий неправду. Радуйся, ибо тобою неповинные избавлены от меча; радуйся, ибо благодаря тебе они насладились светом. Радуйся, Николай, великий чудотворец! Кондак 7 Желая разогнать богохульный еретический смрад, миром воистину благоуханным таинственно ты явился, Николай: народом Мир Ликийских управлял и весь мир своим благодатным миром наполнил. И от нас богомерзкий греховный смрад отгони, дабы мы взывали благоугодно Богу: Аллилуиа. Икос 7 Нового Ноя, кормчего ковчега спасительного видим мы в тебе, святой отец Николай, бурю всех лютых бед разгоняющего управлением своим, тишину же Божественную приносящего взывающим так: Радуйся, носимых бурей тихое пристанище; радуйся, утопающих надежное спасение. Радуйся, плавающих среди пучин добрый кормчий; радуйся, волнение морское прекращающий. Радуйся, проводник застигнутым вихрями; радуйся, согревающий страждущих от морозов. Радуйся, сияние, мрак скорбей разгоняющее; радуйся, светило, все концы земли просвещающее. Радуйся, от бездны греховной людей избавляющий; радуйся, в бездну адскую сатану ввергающий. Радуйся, ибо мы с тобою бездну милосердия Божия дерзновенно призываем; радуйся, ибо тобою от потопа гнева избавленные, мир с Богом обретаем. Радуйся, Николай, великий чудотворец! |
Глава 27 Путешествие св. Апостола Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1-5); от Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание (6-13); сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег (14-44). Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (27:1-5). Когда отъезд в Италию был решен, что произошло осенью 61 года, то св. Ап. Павел вместе с некоторыми другими узниками был передан сотнику Августова полка по имени Юлий. Как видно из местоимения мы, которое употребляет далее всюду Дееписатель, он был спутником св. Павла в этом путешествии. Вторым спутником Апостола был, как упомянуто во 2 ст., Аристарх Македонянин из Фессалоники. Что это был за Августов полк, определить точно невозможно: возможно, что это был отряд из гвардии самого императора Нерона, бывший по какому-либо случаю на востоке и теперь возвращавшийся в Рим, чем воспользовался прокуратор Фест для того, чтобы под его конвоем отправить узников. Так как в Кесарии не было корабля, который бы отправлялся прямо в Рим, то узников отправили на купеческом корабле сначала в Адрамит - приморский город в малоазийской провинции Мисии недалеко от Троады и Асса. Сделано это было с тем расчетом, чтобы по дороге в Адрамит, где по-видимому жил хозяин этого корабля, заходя в разные портовые города можно было найти корабль, идущий в Рим, и пересесть на него для дальнейшего путешествия прямо к цели. Так это и случилось. На другой день пристали к Сидону, древнейшему торговому городу Финикии. Поступая с Павлом человеколюбиво, сотник Юлий позволил ему сходить там к своим друзьям и воспользоваться их усердием, то есть, по-видимому, получить от них что-либо нужное на дорогу. Так обращался сотник с Павлом, вероятно, по приказанию Феста, а, может быть, и сама личность св. Апостола внушала к себе уважение и расположение благородного сотника. Из-за противных ветров корабль отклонился от своего прямого направления и приплыл в Кипр. Далее пришлось плыть вдоль берегов малоазийских провинций Киликии и Памфилии, чтобы зайти в пристань города Миры Ликийские. Это был цветущий тогда город в малоазийской провинции Ликии в 20 стадиях (около 4 верст) от моря на реке, судоходной до самого города. От Мир до Крита и предостережение ап. Павла (27:6-13). |
Павел в Кесарии и пророчество о его узах в Иерусалиме (10–14). Дальнейшее путешествие до Иерусалима (15–16). Последнее пребывание Павла в Иерусалиме: возмущение против него иудеев и его узы (17–40). Глава 22. Речь Павла к народу (1–21); крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его (22–29). Павел перед собранием синедриона (30). Глава 23. Ап. Павел пред синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла и открытие его (12–22). Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу (23–35). Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса: обвинение его иудеями (1–9) и защитительная речь его (10–21). Отсрочка решения (22–23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24–27). Глава 25. Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на ап. Павла (1–6). Павел на суде перед Фестом (7–12). Агриппа II и Вереника в Кесарии, предложение им дела Павлова и желание их слушать апостола (13–27). Глава 26. Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павловом (30–32). Глава 27. Путешествие ап. Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1–5); от Мир до Крита и близ Крита (6–13); от Крита до Мальты (14–44). Глава 28. Путешествие ап. Павла в Рим (окончание): от Мальты до Рима (1–14); прибытие в Рим (15–16); двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний апостольских (30–31). 1 особенности H. Biblischer Commentar die Schriften des Neuen Testaments; H. Historisch-kritischer Kommentar das Neue Testament; J. Dogmatisch-homiletisches Bibelwerk; J. Снг. Die heilige Schrift Neuen Testaments (в тех частях издания, какие доселе вышли); Alb. |
С чего начать? Передо мной «неисчерпаемое чудес море», как поется в Акафисте святителю Николаю Чудотворцу... Это не то море, которое я видел плещущимся лазурными волнами у берегов его митрополии – Мир Ликийских, и не то, холодное и угрюмое, которое расстилалось подо мною свинцовой скатертью чуть не на сотни верст, когда я смотрел на него с вершины Секирной горы на Соловках... Это даже не то житейское море, которое грешник, зря (видя) воздвизаемое бурею напастей, стремится переплыть безбедно, о чем молится Спасу умиленными словами: Возведи от тли живот мой, Многомилостиве! 1 А может быть, и оно, когда по обильной слезной молитве сего грешника вдруг услышит страшный, всемогущий глас: Молчи, престани... и претворяется тишина велия ( ). Тучи страстей тогда отходят с умного неба плачущего о грехах, и на горизонте сердца впервые появляются ослепительные лучи восходящего Солнца-Правды, Христа. Свирепое море грешной жизни обращается в благодатное море святого жития... Но кто в силах исчерпать его бездонную глубину? И стоит перед ним человек зачарованный, смотрится в чистое зеркало его хрустальных вод ( ), и вот.....оно все делается пламенным, как бы из растопленного золота, и одной из брызг его достаточно было бы, чтобы человеку любоваться ею всю свою жизнь. Я невольно отдаюсь во власть воспоминаний. С давних пор, со дней отрочества, занимали меня чудеса и дивности Божии. Благоговение и изумление пред тайнами природы и жизни смутно и радостно волновали мое сердце, заставляя его изнывать в сладостной любви к Создателю. Хотелось всегда у Него, а не у кого другого, почерпнуть ответ, в чем моя и чужая жизнь и как мир стоит. Но я, впрочем, везде искал разгадки. Помню, как юным гимназистом я один – всегда один, хотя бы и среди вынужденных встреч и знакомых, – бродил по полям, по лугам, по лесам, по озерам. У каждой шелестящей травки и былинки, у певчей пташки и стрекочущего кузнечика, у рокочущего родника и тихого ветерка, не исключая людей, пыльных городов и даже скучных гостиных, спрашивал я у всех, как невеста в «Песни песней» Соломона: |
Как видим, наказание в каноническом праве включает в себя «право человеческое» ( jus humanum ) – римский закон, и «право божественное» ( jus divinum ), церковную санкцию, направленную на духовное врачевание грешника. Они органично связаны, и jus divinum обрамляется в форму jus humanum как наглядное свидетельство пребывания Церкви в миру. Символически их связь можно представить как триединство в человеке духа, души и тела. Тленное тело – римский закон, дух – «божественное право», нравственный идеал, и бессмертная душа, на которую в течение жизни накладывается отпечаток греховных привычек и их последствий – jus divinum , оформленное в jus humanum . Как тело не живет без души и духа, так и душа вне тела не способна об о житься. В свою очередь, без животворящего духа не существует тело, и душа утрачивает источник всякой мудрости. Дух же вечен и абсолютен. Все в итоге преобразуется в главный принцип церковной жизни: «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину» (Акафист святителю Николаю Мир Ликийскому, кондак 10). Каноническое право – это объективный критерий, по которому можно оценить и степень воцерковленности общества, и веяния, которыми оно охвачено, и характер отношений Церкви с государством. Если каноническое право остается неизменным и процесс его законотворчества практически прекратился, то это верное свидетельство нравственной стагнации церковного общества. В таких случаях образовавшиеся лакуны обычно вообще не заполняются, и многие вопросы отдаются на откуп церковной бюрократии, довольно субъективно определяющей негласные правила отношений внутри Церкви. Либо их место занимают акты государственной власти, решающей вопросы церковного быта и дисциплины, исходя из собственных мотивов и побуждений, нередко совсем далеких от христианства. Напротив, там, где деятельность государства и Церкви, политической власти и священноначалия носит согласованный и согласный характер, можно смело говорить, формируется та блистательная «симфония властей» , которая способна изменить мир к лучшему и привести человека к Богу. |
Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов ( Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in tardoantica//San Nicola: Splendori d arte d Oriente e d Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю. |
И опять мы скучно замолчали. Я обернулся на матроса, моего проводника. Он сидел с кислым, но смешливым лицом, щурясь, курил папиросу. Я вспомнил, что забыл свой табак внизу, и попросил: покурить. Он охотно и предупредительно дал мне папиросу и зажег спичку. И еще прибавил другую папиросу про запас. Мы опять довольно долго говорили со следователем, но у нас по-прежнему ничего не выходило. Я очень был обрадован, когда он, наконец, сказал: идти. Все равно все ваши уловки, обходы и разные хитрости вам не помогут. Правосудие все равно доберется до ваших гнусных замыслов. Пегие лошади Апокриф Николай-угодник был родом грек из Мир Ликийских. Но грешная, добрая, немудреная Русь так освоила его прекрасный и кроткий образ, что стал извека Никола милостивый ее любимым святителем и ходатаем. Придав его душевному лицу свои собственные уютные черты, она сложила о нем множество легенд, чудесных в их наивном простосердечии. Вот – одна. Ходил, ходил однажды батюшка Николай-угодник по всей русской земле, по городам, по деревням, сквозь леса дремучие, через болота непролазные, путями окольными, дорожками просельными, в дождь и снег, в холод и зной… Всегда у нас ему много дела: умягчить сердце жестокого правителя, обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям… Народ наш – темный народ, слабый, неученый. Весь он грехом оброс, как старый придорожный камень грязью и мхом. Куда ему обратиться в тяжкой беде, в болезни, в прискорбный покаянный час, когда глаза сквозь стены видят? К Господу – далеко и страшно. Заступницу Небесную можно ли тревожить мужицкой коростою? Другие святители и преподобные – каждый по своей части. Некогда им. А Никола – он свой, небрезгливый, простой, скоропоспешный и для всех доступный. Недаром к нему не только православные прибегают с просьбишками, но и всякие другие народы: и мордва, и зыряне, и вотяки, и черемисы-идолопоклонники . Даже татары – и те его чтут. Воры и конокрады – на что уж люди отпеты, а и те осмеливаются ему досаждать краткой молитвой. |
|