86. Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов//НГ-религии. И августа 1999 г. 15(38). С. 6. 87. Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 88. Беглов А. «Катакомбное наследство»: в реальности и на самом деле//Религия в России/Проблемы. 22 октября 2001: 89. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240. 90. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104. 91. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 138–155. 92. Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202–232. 93. Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211–218. 94. Беглов А. Л. «Сергианское» подполье: к постановке проблемы//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. М., 2005. С. 292–298. 95. Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 111–133. 96. Беглов А. Понятие «катакомбная церковь »: мифы и реальность//Меневские чтения. 2006. Научная конференция «Церковная жизнь XX века: протоиерей Александр Мень и его духовные наставники». Сергиев Посад, 2007. С. 51–59. 97. Беглов А. Опыт выживания православного монашества в советское время и возрождение русской аскетической традиции (на материалах архива нелегального Высоко-Петровского монастыря в Москве 1920–1930-х гг.)//Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород, 2007. С. 58–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле. В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Кстромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих. С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию. В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества. 29 июня 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий Собор в Завидово Тверской епархии и ознакомился с жизнью прихода. Перечень заседаний Священного Синода: 7–9.10.2000, 8.11.2000, 27.12.2000, 22.02.2001, 3.04.2001, 3.05.2001, 17.07.2001, 31.08.2001, 6.10.2001, 26.12.2001, 12-13.03.2002, 17.07.2002, 7.10.2002, 26.12.2002, 7.05.2003, 30.07.2003, 6.10.2003, 26.12.2003, 25.03.2004, 17.08.2004, 1.10.2004. http://www.mospat.ru http://www.sedmitza.ru Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в межсоборный период были учреждены следующие награды: 1. орден святителя Макария, митрополита Московского, а также медаль святителя Макария – за духовное просвещение (3.04.2001); 2.

http://pravoslavie.ru/11281.html

Продолжалась работа в Греческом кабинете, существующем при Московских духовных учебных заведениях. Помимо общеобязательных языковых дисциплин в нем проводились занятия древнегреческим и новогреческим языками в специальных факультативных группах. В мае 2003 года в рамках Кабинета был проведен семинар, посвященный требованиям, предъявляемые при вступительных экзаменах в Академию к знаниям по древним языкам. Сотрудники Кабинета работали над переводами творений святых отцов, а его руководитель иеромонах Дионисий (Шленов) изучал в отделе рукописей РГБ дореволюционный ар- —599— хив Московской духовной академии для подготовки материалов к публикации в «Богословском вестнике». Им были также подготовлены доклады, с которыми он выступил на семинаре по классическим языкам и на богословской конференции в ПСТБИ, и статья для «Богословского Вестника». В Российской Академии государственной службы при Президенте РФ иером. Дионисий прошел краткий курс по программе «Основы государственно-церковных отношений». Для «Православной энциклопедии» в истекшем году он написал статью «Преподобный Варсонофий Великий» и раздел статьи о свт. Василии Великом , посвященный его аскетическому учению. В течение 2002/2003 учебного года иеромонах Дионисий в ПСТБИ читал спецкурс «Аскетическая письменность», а на филологическом факультете Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова преподавал новогреческий язык. В мае 2003 года в Институте философии он выступал с докладом «Иерархическое посредство и непосредственность теофании по Ареопагитскому корпусу». 3. Статистические данные Московская духовная академия и семинария В отчетном 2002/2003 году на обучение было принято: в Семинарию на 1 курс – 87 человек на 2 курс – 1 человек на 3 курс – 2 человека На I курс Академии было зачислено 27 человек. Всего в Академию и Семинарию было зачислено 117 человек. Общее количество учащихся на начало 2002/2003 уч. г. следующее: в Семинарии на 1 курсе – 87 человек —600— на 2 курсе – 86 человек на 3 курсе – 58 человек на 4 курсе – 86 человек на 5 курсе – 66 человек всего: 383 человека; в Академии на I курсе – 27 человек на II курсе – 45 человек на III курсе – 41 человек на IV курсе – 38 человек всего: 151 человек; на экстернате в Семинарии – 50 человек в Академии – 70 человек всего: 120 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М., 2000 (0,2 а.л.). 78. Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послание I-II. Предисловие, перевод и комментарии// Альфа и Омега, 3 (25), 2000 (1,6 а.л.). 79. Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Предисловие, перевод, комментарии// Альфа и Омега, 4 (26), 2000 (1,5 а.л.); Альфа и Омега, 1 (27), 2001 (1,4 а.л.). 80. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения// Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Книга 1. М., 2000 (8 а.л.). 2001 год 81. Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.3. М., 2001 (1 а.л.). 82. Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии// Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001 (1,5 а.л.). 83. Жизненный путь Оригена// Там же (3 а.л.). 2002 год 84. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие// Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002 (4,7 а.л.). 85. Предисловие// Николаева О. Православие и свобода. М., 2002 (0,1 а.л.). 86. Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.4. М., 2002 (0,5 а.л.). 2003 год 87. Профессор Александр Львович Катанский (1836-1919)// Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно. М., 2003 (1,3 а.л.) - В соавторстве с В.Д.Юдиным. 88. Предисловие// Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли, т. I . М.,2003 (0,2 а.л.). 89. Предисловие// Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 2003 (0,2 а.л.). 90. Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть первая. Вступительная статья, перевод, комментарии// Богословские труды, сб.38, 2003 (6 а.л.). 91. Преподобный Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос LXI.

http://bogoslov.ru/person/30475

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197687...

отказала в возбуждении дела. 30 декабре того же года Мещанский районный суд признал незаконным отказ прокуратуры, после чего в СМИ прокатилась волна публикаций одобряющих такое решение. СМИ широко растиражировали цитату из экспертного заключения руководителя Центра изучения религий РГГУ Н.В. Шабурова на книгу А.В.Бородиной – " в целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия " . Вся дискуссия в суде сводится к собственно внутрицерковной проблеме о том, как относиться к иноверцам вне церковной ограды. Например, если внутри православной церкви армянская церковь считается еретической, то возможно ли выносить вероучительные споры с конфессионального поля на поле светское. Следовательно появляется вопрос – может ли светский учебник преподносить материал с внутриконфессиональной точки зрения. Дальнейшая судьба судебного разбирательства такова: в феврале 2003 г. появился отзыв на экспертное заключение Н.В.Шабурова, в котором говорилось, что заключение " построено на ложных утверждениях и нелогичных умозаключениях Н.В.Шабурова, искажениях им смысла текста учебника А.В.Бородиной и исторических фактов, неэтичном приписывании автору учебника положений, в действительности отсутствующих в учебнике " . 24 марта 2003 г. Мещанский суд принял обратную своему предыдущему решению точку зрения. Он признал законность отказа прокуратурой в возбуждении уголовного дела по учебнику Бородиной. 27 мая 2003 г. кассационная коллегия Московского городского суда отменила решение Мещанского районного суда от 24 марта 2003 года и постановила направить дело в Мещанский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение. 16 июля 2003 г. Мещанский районный суд вторично признал незаконным и необоснованным отказ Останкинского межрайонного прокурора возбудить дело по факту издания учебника " Основы православной культуры " . Позиции Аллы Бородиной, прокуратуры г. Москвы и министерства образования РФ по поводу судебного разбирательства можно найти в официальной переписке по вопросу о внедрении в средней школе учебника А.В.

http://religare.ru/2_5980.html

в С.-Петербурге: они близки к баптизму, но с чертами пятидесятничества (отстаивают «право каждого на крещение Св. Духом» и на «жизнь во Св. Духе») и с претензиями на межконфессиональный характер. К 2015 г. имелось 10 таких общин, в т. ч. в Васкелове (с 2000) и пос. Дружная Горка (с 2003). Неск. общин - в Тихвине, Кировске, пос. Сиверском - находятся в процессе регистрации (2015). Общины пятидесятников, как правило входящие в Российский союз христиан веры евангельской , сосредоточены в окрестностях С.-Петербурга (Отрадное, Фёдоровское, Павлов, Красный Бор, Всеволожск и др.) и на части Карельского перешейка, примыкающей к границе с Финляндией (Выборг, Приозёрск, Светогорск, Лесогорский и др.); кроме того, общины имеются в Кингисеппе, Луге, Гатчине, Тихвине, Соснове, Тосно, дер. Пельгора. В 90-х гг. XX в. в среде пятидесятников было распространено течение единственников, отрицавшее Св. Троицу. На июль 2015 г. на территории Л. о. зарегистрирована 31 община пятидесятников. Общины адвентистов седьмого дня входят в Западнороссийский унион конференций и имеются в городах близ границы с Финляндией (Выборг (2003), Каменногорск (2000), Светогорск (2003)) и Эстонией (Сланцы (2004), Кингисепп (1999)), в вост. части области - только в Пикалёве (1999). Методисты (Российская Объединенная Методистская Церковь) представлены в Л. о. общиной «Милосердие» в Гатчине (2002), к-рая одновременно входит и в «Союз христиан». Кроме того, в Выборге действует отд-ние Армии спасения (2003). Пресвитерианско-реформатская традиция представлена общиной в Выборге (2000). Общины Иеговы свидетелей зарегистрированы в городах Сланцы (1994), Выборг (1997), Кириши (1997), Сосновый Бор (2003). В Выборге в 2002 г. получила регистрацию община мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней). В целом протестант. объединения более распространены в сев. и зап. районах Л. о. Исключение составляют баптисты, чьи общины распределены в области равномерно. С. А. Исаев, М. В. Шкаровский Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) Армянская ц.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

2003. T. 55. N 204. P. 400-428; idem. Quelques réflexions sur l " ecclésiologie de V. Lossky//Ibid. 2010. N 229. P. 60-73; idem. V. Lossky et le témoignage de l " orthodoxie universelle//Ibid. 2012. T. 64. N 238. P. 205-231; Skira J. Z. Chirst, the Spirit and the Church in Modem Orthodox Theology: A Comparison of G. Florovsky, V. Lossky, N. Nissiotis and J. Zizioulas: Diss. Toronto, 1998; Laats A. Doctrines of the Trinity in Eastern and Western Theologies: A Study with Special Reference to K. Barth and V. Lossky. Fr./M. et al., 1999; Lossky N. Theology and Spirituality in the Work of V. Lossky//Ecumenical Rev. 1999. Vol. 51. N 3. P. 288-293; он же (Лосский Н. В.). Понятие личности по В. Н. Лосскому//Учение Церкви о человеке: Богосл. конф. РПЦ, Москва 5-8 нояб. 2001 г.: Мат-лы. М., 2002. С. 363-368; idem. Lossky et le père Lev Gillet//Contacts. 2005. T. 57. N 212. P. 319-321; Dawson Vasquez D. C. The Mystical Theology of V. Lossky: A Study of His Integration of the Experience of God into Theology: Diss. Wash., 2000; Silviu E. R. Existenialism mistic sau participare comunitar?: Dou alternative în cadrul tradiiei ortodoxe: V. Lossky i D. Stniloae//Dumitru Stniloae sau paradoxul teologiei/Ed. T. Baconsky, D. Ttaru-Cazaban. Bucur., 2003. P. 245-305; Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001; он же. Внутреннее царство. К., 2003; Филарет (Вахромеев), митр. В. Лосский - богослов от Бога//ЖМП. 2003. 12. С. 51-57; Филоненко А. С. Предисловие// Лосский В. Н. Боговидение. М., 2003. С. 5-8; Хоружий С. С. В. Н. Лосский и его исследование о Мейстере Экхарте//БТ. 2003. Сб. 38. С. 147-149; Вестель Ю. А. Проблема истолкования Фил. 2:7 и кенотический персонализм В. Н. Лосского//Христ. мысль. К., 2004. 1. С. 43-53; Бобринский Б., протопр. Тайна Пресвятой Троицы: Очерк догматич. богословия. М., 2005; Гаврюшин Н. К. Истинное богословие преображает метафизику: В. Н. Лосский// Он же. Рус. богословие: Очерки и портреты. Н. Новг., 2005. C. 312-348; Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

Ульянов О.Г. Св. равноапостольный Константин Великий и установление праздника Рождества Христова//Юбилейная X Богословская Конференция ПСТБИ. М., 2000. Ульянов О.Г. Церковно-археологические собрания в России и за рубежом: опыт сравнительно-исторического изучения//Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию возрождения ЦАК МДА. Сергиев Посад, 2000. Ульянов О.Г. Афонская икона Богородицы «Типикарница»//XI Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2001. Ульянов О. Г. Летопись древнего собора: неизвестные страницы/Историческая справка о приделе святого великомученика и целителя Пантелеимона в Успенском соборе города Владимира//Свет Невечерний. Журнал Владимирской епархии РПЦ. 1. Владимир, 2001. С. 28-29. Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа//XI Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2001. С. 98-101. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2001. Ульянов О. Г. Обращение с Афона//«Радонеж». 5. М., 2002. Ульянов О. Г. Митрополит Киприан на Афоне и создание «Высоцкого чина»//Афонский собеседник. 1. М., 2002. С. 128-146. Ульянов О.Г. Рождение царства Русского//Вертикаль власти. Май 2003. М., 2003. С. 52-56. Ульянов О.Г. Образ «Живоначальной Троицы» в росписи паперти Благовещенского собора Московского Кремля дионисиевского времени//Материалы XIII Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М., 2003. Ульянов О.Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева»//Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Материалы научной конференции ГММК. М., 2003. Ульянов О. Г. Второй канон Пятидесятницы 4 гласа " Божественныхъ покровенъ " Иоанна Арклийского в свете литургической традиции патриарха Филофея (Коккиноса)//XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника)//Искусство христианского мира.

http://bogoslov.ru/person/616055

М., 2009. С. 296; Мартынова М. В. Художественный металл в интерьере Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 399-428; «В свете горнем»: Выст. произведений древнерус. искусства и совр. иконописи из частных собраний. М., 2003. Кат. 35; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. Кат. 75. Ил. с. 198-201; Косцова А. С. Двухсторонние иконы-таблетки XV-XVII вв. в собр. Эрмитажа//Рус. искусство в Эрмитаже: Сб. ст. СПб., 2003. С. 30, 31; Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях: Благочестивые обычаи. Сент. М., 2003. С. 429-439; Рус. икона XVII-XVIII вв. в собр. Гос. музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора. СПб., 2003. С. 30-31; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собрании Вологодского музея-заповедника: Путев. М., 2004. С. 86, 91. Ил. 68; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 195, 202, 203; она же. Св. князья в стенописи Архангельского собора. М., 2006. Ил. на с. 72; она же. Путь в Св. Землю: Корсунская легенда в росписи лоджии Архангельского собора и ее диалог с наружными фресками Благовещенского собора//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 656; Топычканов А. В. Повседневная жизнь дворцового села Измайлова в документах приказной избы посл. четв. XVII в. М., 2004. С. 254; он же. Трехшатровая церковь Покрова в Измайлове - малоизв. памятник деревянного зодчества рубежа 1610-1620-х гг.//Образ христ. храма: Сб. ст. по древнерус. искусству к 60-летию А. Л. Баталова. М., 2015. С. 465-476; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Кат. 47; Смирнова Э. С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова мон-ря: Состав фигур и замысел//Древнерус.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010