„Хороший пример всегда лучше правил». (Бернандин-де-Сен-Пьер). „Евангелизацию народа за лучшее я считаю начать с вероучения, а не с нравоучения. Апостолы сначала приводили людей к вере во Христа, а затем уже обличали дела тьмы». (Фляттик). М-т Филарет указывал на тот исторический факт, что кроткие христиане населяют теперь землю, которою ранее обладали некроткие язычники. Примеры Что сделал нам Христос? Один старец христианин был окружен толпой язычников. Беззащитный старец спокойно сносил не только насмешки и брань, но даже и удары. Один из язычников, особенно нападавший на христианина, спросил с дерзостью старца: „что сделал тебе Христос, которого вы, христиане, так почитаете?» – „То, отвечал старец, что я не возмущаюсь и не оскорбляюсь этими и большими обидами, если бы вы их мне нанесли». Кроткий обличитель. Священномученик Мефодий Патарский с юных лет отличался духом кротости и даже радовался, получив незаслуженное оскорбление. „Слава Богу, что меня оскорбили, а не я оскорбил», говаривал он в подобных случаях. Больше всего он перенес неприятностей от еретиков-оригенистов. Он их обличал и кротко увещевал вернуться в лоно святой Церкви. Раздраженные этими обличениями нечестивцы наносили епископу тяжкие побои, на которые он отвечал молитвою за обидчиков. Кротость пристыжает обидчиков. Настоятель одного монастыря по приглашению отправился с братией к удельному князю. Когда они шли по княжескому засеянному полю, обездчик нагнал их и стал бранить отставшего монаха. Монах резко отвечал на брань. Ударив несколько раз этого монаха плетью, обездчик нагнал шедших впереди, и эти на его брань ответили бранью; отхлестал он и их и, окончательно рассвирепевши, подскакал к настоятелю и ударил его. До земли поклонился настоятель обидчику и сказал: „Прости наше окаянство, добрый страж княжеский. Во всем я один виноват: зачем повел братию к твоему господину этой дорогой и заставил тебя столько безпокоиться». Обездчик был поражен кротостью старца, слез с коня и стал кланяться обиженным монахам, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Бог единогласно именуется Художником, который творит мир как произведение искусства, в творениях святых Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Григория Нисского, блаженного Августина и других отцов. Например, святой Мефодий Патарский (III век) уподобляет Бога художнику, творящему, подобно «превосходному живописцу», «из стихий или вещества, или твердей», «выразившему многими красками одну идею», или скульптору, создавшему прекрасную статую», или архитектору, который приготовил для человека «этот мир, как прекраснейшее жилище и своими руками образовав его (человека), как бы прекрасное изваяние в великолепном храме». Описывая этапы творения в Шестодневе, отец Александр так толкует восьмикратное «увидел Бог, что хорошо весьма»: «Тут Бог вновь выступает, как Первообраз творческой личности. Художник — и не только собственно художник — но и всякая творческая личность не может не вглядываться, не вдумываться в свое произведение, потому что любит его». «Творчество неотделимо от любви», что есть «свидетельство о полноте Божественной любви к твари, которая и отвечала Творцу полным и единогласным хором хвалы и благодарности». Таким образом, слова «хорошо весьма» (по-гречески καλα λαν) можно перевести не только как «хорошо весьма», но и как «весьма красиво». Переходя к толкованию Нового завета, отец Александр отмечает, что это весьма трудно, потому, что хоть именно Новый завет есть «источник истинного понимания всех вещей и там мы обнаруживаем основы для любых построений», но в Новом завете нет «специально эстетических суждений». Все же автор видит в Новом завете свойственное Евангелию «художественно-эстетическое понимание сотворенного мира» и что Новый завет дает для этого «несколько кратких постулатов, вполне достаточных». Важнейшим текстом Нового завета, указывающим на эстетическое понимание мироздания, является, по мнению автора доклада, отрывок Мф 6 (ср. Лк 12) о полевых лилиях: « Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но, говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них, если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает …» Автор, указывая на контекст речи Христа (о промышлении Бога над людскими нуждами), и многозначность смысла, видит здесь и эстетический аспект.

http://pravmir.ru/nauka-krasoty/

Володя не смолчал и, подняв руку, ответил: «Раньше на Крещение Господне прихожане всех шестидесяти храмов города шли крестным ходом к Волге, чтобы освятить воду. Сколько же надо было опустить в реку серебра, дабы вода, по Вашим словам, не портилась?» Учительница смешалась и, сбитая с атакующего настроя, ничего, естественно, не смогла ответить. Молодой человек, не упуская инициативу, напомнил, что воду, вообще-то, освящает благодать Святого Духа, а не металл... Несмотря на такие успешные отражения выпадов против церкви и Веры, в такой атмосфере косых взглядов и плохо скрытого недоброжелательства жить было тяжело. Тем более, что несмотря на пыл юности, никакого противостояния ни с кем не хотелось, хотя слушать атеистические бредни было противно. Если это были личностные выпады, верующий юноша терпеливо не обращал на них внимания, но если хула касалась Господа Бога или Церкви, то всегда отвечал посильно своим знаниям и пониманию. Бывали случаи и посложнее, когда без мудрого слова наставника приходилось совсем тяжко... Однажды Володя шел из храма домой. У своей пятиэтажной хрущевки, где люди знали друг друга в лицо и двери квартиры не запирали, на лавочках сидели соседи. Вдруг одна из женщин начала отчитывать парня: мол, ты ходишь в церковь и позоришь весь наш подъезд, ты недостоин учиться с нашими советскими ребятами, и учителя зря такое терпят... Тетеньку, переполненную кипучим негодованием, понесло во все тяжкие... Володя молча ушел домой. Наутро он все рассказал своему духовнику, отцу Иоанну Букоткину. Тот ответил мудро и исчерпыающе: «Вот если бы ты в ее карман за кошельком полез, тогда бы опозорил свой подъезд». Юноша не держал зла на людей. Много позже, к нему, уже священнику, в храм приходили креститься те самые учителя и венчались их дети. Кстати сказать, крестил он и внуков той самой соседки... Частичка сердца твоего Летом 1993 года жизненный выбор был сделан окончательно. Архиепископ Евсевий, священноархимандрит Псково-Печерского монастыря, постриг молодого священнослужителя в малую схиму. По жребию предлагалось три имени: Антоний, Мефодий и Корнилий. Молодому человеку хотелось стать Антонием — в честь начальника монашеского жития. Второе имя появилось по случаю дня пострига, 3 июля (память священномученика Мефодия Патарского). Третье имя дало место обряда, происходившего в монастыре возле мощей Корнилия Псково-Печерского. Жребий выпал на это имя...

http://ruskline.ru/opp/2020/06/05/verit_...

Двойственная, причём яркая и ярко выраженная в этой двойственности, роль Оригена в церковной жизни породила столь же двойственные, противоречивые, на первый взгляд, оценки его деятельности со стороны позднейших святых. Приведём некоторые из них. «Благодарение Богу за то, что мне даровано встретиться со столь великим мужем Он прояснял и выводил на свет, встречалось ли что-нибудь загадочное, потому что он был в высшей степени способным и в высшей степени проницательным слушателем Божиим он навык воспринимать в свою душу чистое и светлое содержание [Божественных изречений] и научает других, потому что Первовиновник этих изречений почтил его как друга и поставил истолкователем их» (свт. Григорий Неокесарийский ); «Ничего у него нет вполне здравого и основательного, но один красивый набор слов, подготовленный для поражения и убеждения слушателей» (свт. Мефодий Патарский ); « Ориген святотатственным языком богохульствовал» (блаж. Иероним Стридонский ); «Трудолюбивый Ориген » (свт. Афанасий Великий ); «Он не мыслил как христианин, но, последуя бредням языческим, впал в заблуждение» (свт. Кирилл Александрийский ); «Анафема и Оригену , прозванному адамантовым вместе с его нечестивым и преступным учением» (св. Юстиниан Великий ); «Да не внидет в сердце наше пагубное учение безбожного Оригена » (прп. Иоанн Лествичник ). «Не достало бы у меня времени, если бы я решился исчислить хотя малейшую долю заслуг Оригена , которые, впрочем, все относились не к одной славе религии, но и к великости искушения», – такую, наиболее взвешенную и сбалансированную, оценку даёт Оригену прп. Викентий Леринский. С ней согласимся и мы, выражая Оригену благодарность за его труды на благо Церкви и, одновременно, порицая его за ошибки, порождённые гордостью и самонадеянностью этого великого ума христианской древности. 21.2.1. Аскетизм Оригена и его связь с богословием Причины как такового аскетизма Оригена лежат в его специфическом восприятии Христова учения. Самооскопление, явившееся некой предельной точкою этого аскетизма, отражает корни этого восприятия – точнее, корни его богословских крайностей и ошибок. Высказывались разные версии самооскопления Оригена (например, искушения от женщин или соблазн таковых; вплоть до выдуманности самого факта оскопления), однако причина его достаточно очевидна – само Оригеново учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Использование кож животных и соприкосновение с мертвыми телами делало ремесло ветхозаветного кожевника нечистым, дублением шкур запрещалось заниматься в черте города, поэтому они жили за городской чертой . В дальнейшей христианской традиции, свободной от крайностей и заблуждений Оригена, символическое понимание термина «кожаные ризы» становится очень распространенным. Священномученик Мефодий Патарский (III–IVbb.) в трактате «О воскресении, против Оригена» (глава 10) говорит о «кожаных ризах» как о « смертной принадлежности, приготовленной для разумного», и « мертвенности» . Особое значения имеют высказывания и мнения по данному вопросу отцов-каппадокийцев. Святитель Григорий Богослов пишет (Слово 7. О душе): « Но когда человек вкусил преждевременно сладкого плода, и облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху; тогда исшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь» . В Слове 38-м («На богоявление или на рождество Спасителя») у него же читаем следующее: « Когда же, по зависти диавола и по обольщению жены, которому она сама подверглась как слабейшая, и которое произвела как искусная в убеждении , человек забыл данную ему заповедь, и побежден горьким вкушением: тогда чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога» . Святитель Иоанн Златоуст, несмотря на строго буквальное понимание Быт. 3:21, все же замечает («Беседы на книгу Бытия», XVIII, 2): « Итак, употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» . Если святитель Иоанн Златоуст придерживался в основном взгляда, согласно которому до грехопадения весь мир был нетленен, то святитель Григорий Нисский вслед за своим братом Василием Великим отстаивает мнение о нетленности и бессмертии только одного первозданного человека, усвоившего после грехопадения тленную природу животных, на что символически указывает облачение его в кожаные ризы: «… человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы, по отделении воспринятой им ныне скверны, воскресением мог быть воссоздан первоначальный вид.

http://bogoslov.ru/article/2458777

Маркион, (еретик): 81. 82. 104. 113. 116. 125. 145. 151. Марк, Иоанн, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Мартин (Мартиниан), епископ Медиоланский: 112. 170. Масхалас, местечко: 221. Матфей, диакон Долихийский: 131. Матфей, Евангелист: 146. 161. Мекима, пресвитер и архимандрит: 125. Мелетий, епископ Антиохийский: 112. 145. 157. Мелетий, епископ: 149. Мелетий, епископ Кесарие-Палестинский: 268. Мемнон, епископ Ефесский: 112. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 159. 161. 165. 166. 169. 170. 264. 267. 268. Менандр (еретик): 145. Мессалиане, еретики: 161. Мефодий (мученик, епископ Патарский): 151. Мизия: 170. Мининги, местечко: 221. Моисей, ветхоз. законодатель: 3 . 72. 127. 162. Монтан (еретик): 81. Мусей, епископ Арада и Антарада: 268. Мусей, языч. божество: 194. Навкратиан, трибун: 196. Навуфей: 4. 125. Назианз: 231. Немврод: 180. Неон, архонт: 215. 216. Несторий, епископ Константинопольский: 83. 112. CXIII. 148. 163. 165. 169. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 229. 234. 235. 236. 237. 238. 242. 244. 248. 250. 252. 254. 256. 257. 260. 263. Никея, город: 82. 83. 86. LXXXVI. 88. 89. 90. 94. 112. CXIII. 121. 151. 154. 155. 156. 164. 167. 168. 169. 170. 178. 233. 234. 235. 263. 264. 266. 267. 268. Нил, река: 225. Ной, ветхоз. патриарх: 181. 229. Одиссей: 207 Озей, пресвитер: 132. Ор: 128. Павел, Апостол: 3. 77. 78. 81. 113. 161. 235. Павел, епископ: 149. 182. Павел, епископ Самосатский (еретик): 104. 151. Павел, епископ Емесский: 112. 163. 165. 243. 246. 248. 266. 268. Палестинские церкви: 80. 110. 162. Палладий, магистриан: 160. 167. Палладий, философ: 192. Памфилия: 161. Папп, диакон: 222. Патрикий: 97. Патроин, драконарий: 59. Пафлагоняне: 170. Пелагий: 170. Персия, Персы: 157. 166. 189. Перикл, сын Ксантиппа: 73. Петр, Апостол: 3. 77. 86. LXXXVI. 113. CXIII. 145. 146. 151. 161. 229. Петр, епископ: 232. Петр, пресвитер Александрийский, врач: 114. 115. Пилат: 130. 144. Писидия: 170. Пифагор, философ: 191. Платон, философ: 226. Поликарп, епископ Смирнский: 145. 151. Понтийский диоцез: 110. 132. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Нередко изображался также Спаситель под видом агнца. Этот образ взят был из Ветхого Завета. Св. Иоанн креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29,36 ); ибо Господь прообразован был пасхальным агнцем иудеев ( Исх.12 ; Ис.53:7 ). Эти и другие символические священные изображения весьма древние (2 и 3 веков) ясно свидетельствуют о том, что первые христиане не только не отвращались от святых изображений, но старались и прикровенно употреблять их среди гонений от язычников; так они считали их согласными с верою христианскою; так они, жившие среди идолопоклонников и презревшие идолопоклонство, считали эти изображения отличными от идолов, хотя нельзя отвергать и того, что были христиане из язычников, восставшие против икон, потому что опасались, чтобы некоторые из простых христиан, подобно язычникам, не сочли самих изображений Божества и святых за богов. Потому-то и в первые века несравненно более встречается живописных священных изображений, нежели священных изваяний. Христианский писатель II-ro и начала III-ro столетия Тертулиан ясно говорит об изображениях Доброго Пастыря на чашах, употребляемых христианами 49 . Климент Александрийский , знаменитый наставник христианской школы в Александрии, процветавший во II-м столетии, советовал христианам употреблять и на печатях их образ рыбы 50 символ Христа. Святой Мефодий Патарский , живший в III-м веке и в начале четвертого (312), ясно свидетельствует об изображениях в его время ангелов и сил небесных: «устрояемые из золота изображения ангелов Его (то есть, Бога), начал и властей мы устрояем в честь и славу Его» 51 – говорит он. Поистине древние христиане, чтители св. икон, будут судить людей настоящего времени, именующих себя христианами и восстающих на иконы Пресв. Троицы и святых Божиих; те, несмотря на опасности и гонения, умели изготовлять и сохранять и чтить св. иконы, а сии, несмотря на многие свидетельства самого Бога за св. иконы, несмотря на примеры почитания св. икон предержащею властию, их отцами и предками, нарушают мир церкви и восстают на иконы Господа Бога и святых Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Новая эпоха активной миссии начинается с трудов учителей Церкви – Климента (и его учителя Пантена) в Александрии и Тертуллиана в Риме. Хотя оба они принадлежат к западным богословским школам, их мысли во многих деталях антагонистичны. Представитель «богословской икономии», непримиримый обличитель язычества Тертуллиан и духовный наследник св. Иустина Мученика , идущий навстречу миру Климент Александрийский будут иметь неодинаковое значение для последующей жизни Церкви и её отношений с миром. Однако оба они, Климент и Тертуллиан , «зададут тон» идеям и течениям мысли этого столетия. Традиция Климента и вообще александрийской школы окажется наиболее яркой, определяющей и главенствующей во всём последующем развитии богословия III века. Особую роль в этом сыграет личность Оригена , ученика Климента Александрийского , – несмотря на многочисленные и существеннейшие ошибки, фигуры, самой яркой на всём горизонте столетия. Современники Оригена , такие как свщмч. Ипполит Римский , отчасти скроются в «лучах его талантов», хотя и их жизнь, и учение были куда как более безупречны. Со смертью Оригена заканчивается первая половина III века. Вторая половина столетия будет, вольно или невольно, столь же неразрывно связана с его именем. Младшее поколение его современников, прежде всего его ученики, такие как святители Дионисий Александрийский и Григорий Неокесарийский , продолжат его труды, преодолев крайности и ошибки, которые насадил забывший о границах дозволенного широкий Оригенов ум. В римо-карфагенской школе в это же время свщмч. Киприан Карфагенский пойдёт по пути преодоления ошибок своего предшественника Тертуллиана . Трудами этого поколения святых отцов будут проложены важные пути, по которым, уверенно пойдёт церковная мысль в последующем IV веке, с началом вселенских триадологических споров. Конец эпохи III века, времени становления систематического богословия, связан с именем самого младшего из этой когорты святых – священномученика Мефодия Патарского . Именно он станет главным критиком неправославных идей Оригена и тех его последователей, которые освоили и продолжили эти идеи. Мефодий же станет и провозвестником аскетического богословия, полноценное рождение и расцвет которого произойдут совсем вскоре после того.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

О духовном превосходстве праведников, живших до потопа, по сравнению с праведниками после потопа подробно рассуждает св. Мефодий Патарский . В его «Пире десяти дев» об этом говорит девица Прокилла. Размышляя о 60-ти царицах, 80-ти наложницах и единственной возлюбленной Песни Песней ( Песн. 6:8–9 ), девица Прокилла у св. Мефодия говорит: «Так, невеста есть Церковь , а царицы – те царственные, угодившие Богу души, которые жили прежде потопа, т.е. времен Авеля и Сифа, и Еноха; сожительницы же – души живших после потопа пророков... Посему (Писание) символически и назвало шестьюдесятью царицами эти души, которые, вскоре по сотворении мира, преемственно питали любовь к Богу и были, если можно так выразиться, почти порождениями первого века и близкими к шестидневному творению... Ибо они пользовались великой честью, беседуя с ангелами и часто созерцая Бога наяву, а не во сне. Посмотрите, какое дерзновение имел пред Богом Сиф, какое Авель, какое Енос, какое Енох, какое Мафусал, какое Ной – первые любители правды и первые из первенцев, написанных на небесах ( Евр. 12:23 ), наследовавшие царство... Еще надобно сказать о сожительницах. У тех, которые жили после потопа, познание Бога было более отдаленное, и они имели нужду в другом учении, которое послужило бы им врачеством и помощью при распространявшемся идолопоклонстве... Поэтому, ряд пророков со времен Авраама, по важности обрезания, в котором заключается восьмеричное число и от которого зависит и закон, назван восьмьюдесятью сожительницами» 296 . Непосредственное богообщение допотопных праотцов сменилось, по необходимости, после потопа на обрезание, закон и учение. А в телесной жизни – долголетие праотцов сократилось, сначала до 120 лет, а потом и до семидесяти-восьмидесяти лет. Время жизни праотцов превышало девятьсот лет, но никто из них не достиг тысячелетнего возраста. У Бога тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел ( Пс. 89:5 ). Апостол Петр говорит, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день ( 2Пет. 3:8 ). Адаму было сказано, что в день, в который он вкусит запретный плод, смертью умрет. В отношении благодати и своей непорочной природы, способной к бессмертию, это произошло сразу же в день грехопадения. В отношении же земной жизни – это тоже своеобразно сбылось – ни Адам, ни его потомки не прожили дня, который у Господа, как тысяча лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подобного взгляда придерживался и Ориген. Признавая христианский брак за благодатный союз , он предпочтение отдавал девству, как более высокому в шкале нравственно-аскетических ценностей. «Церковь, — пишет Ориген, — укреплённая благодатью Того, Кто был распят за неё, воздерживается не только от недозволенных и гнусных сожительств, но и от дозволенных и законных и, как Невеста Христова, процветает в непорочных и стыдливых девах, в которых совершается истинное (духовное) обрезание, ибо они подлинно сохраняют завет Божий и завет вечный в своей плоти» . Сщмч. Киприан Карфагенский называет всех посвятивших себя подвигу девства «светозарнейшею частью стада Христова», говоря о том, что «целомудрие идёт вслед за Христом и девство предназначается для Царствия Божия» . Однако высшей точки развития в доникейский период обоснование идеала девства достигает в произведении сщмч. Мефодия Патарского «Пир десяти дев». В своём произведении сщмч. Мефодий подчёркивает, что девство, без сомнения, предпочтительнее брачной жизни, но не для всех оно по силам. Девство следует рассматривать как высший идеал христианской жизни, тогда как брачная жизнь представляется лишь своего рода уступкой, сделанной во имя слабости человеческой природы . «Бесспорно, что нет ничего столь действительного для возвращения в рай, для восстановления в нетлении и для примирения с Богом и столь спасительного для людей, как девство» . Но девство, избираемое как путь жизни, требует от человека, решающегося на безбрачие, самого серьёзного и осмотрительного отношения к себе, ведь истинное девство «очень редко и трудно для людей, и чем оно выше и величественнее, тем большим подвергается опасностям. Нужны крепкие и мужественные природные силы» . Поэтому для одних Священное Писание «не находит девство ещё доступным, но другим не желает, чтобы они осквернялись постыдными раздражениями, а с самого начала пеклись и помышляли о равноангельском преобразовании тел (Мф. 22, 30). Ибо не всем вверяется нескверное и ведущее к Царству Небесному скопчество (Мф. 19, 12), но только тем, которые могут сохранить цвет девства всегда цветущим и непорочным» .

http://bogoslov.ru/article/6177063

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010