Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. " Откровение " Мефодия Патарского и учение о Москве как " Третьем Риме " «Откровение» Мефодия Патарского — апокрифическое сочинение, написанное, судя по всему, во 2-й половине VII в., представляет собой краткий очерк всемирной истории, завершающейся пророчеством о ее финале. Автор был, по-видимому, очевидцем арабской экспансии, охватившей в VII в. Ближний Восток и Средиземноморье. Поэтому в его мировой истории «сыны Измаила» — арабы – выступают как мощная сила, угрожающая цивилизованному миру. Так, уже в древние времена они, выйдя из пустыни Ефривской, достигли на кораблях Рима и «преяша все царства языическая... одолевше всемь языкомь». Лишь библейский герой Гедеон сумел их победить и прогнать в Однако еще более значительная роль по, пророчеству Мефодия, принадлежит сынам Измаила с наступлением 7-го тысячелетия от сотворения мира. В то время «грех ради и безаконеи многых» Бог отдаст земли под власть сынов Измаила. Яркими красками рисует автор жестокости завоевателей, захватывающих все новые земли. Эти завоевания сопровождаюся упадком веры, от которой многие люди добровольно отрекаются, «и отиметься честь от поповь и престанять песнь Затем, однако, «въстанет на ня царь елинскы... с великою яростью», нанесет им поражение и подчинит их своей власти. После этого «будет на земли тихость велика, яко же несть была николи «и будеть на земли веселие велие, и жити начнут человеци миромь, и начнут творити грады». Таким образом, после победы греческого царя над варварами — сынами Измаила – весь мир подчинится его власти, и он установит всеобщий мир и порядок. Вместе с тем в «Откровении» отмечено, что при этом «упразднется попове от бедь своих», которыми они подвергались от сынов Измаила. Очевидно, что под властью греческого царя во всем мире должна была утвердиться истинная вера. Тем самым развитие мировой истории оказывалось завершенным.

http://sedmitza.ru/lib/text/7011444/

отв. ред. Д. С. Лихачев Апокрифы и сказания о Данииле Апокрифы и сказания о Данииле – цикл переводных апокрифических сочинений. В их основе лежит библейская книга пророка Даниила и толкования на нее Ипполита. И. Евсеев (см. его работы: 1) Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе: Введение и тексты. М., 1905; 2) Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности. – Тр. Славян. ком. имп. Моск. Археолог, об-ва, М., 1901, т. 3, с. 38–44) различает три перевода книги Даниила: старший, в составе паремийников (фрагменты из глав II, III, VII и X), второй, сохранившийся в составе хронографов Архивского и Виленского и третий, дошедший до нас в составе комплекса книг Толковых пророков (старшие списки XV в. – ГИМ, Чуд. собр., 182; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 9/136; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 90, и др. – представляют собой копии с рукописи Упыря Лихого, датируемой XI в.). Тот же перевод представлен и в отдельном тексте Книги Даниила с толкованиями Ипполита (древнейший список XII в. – ГИМ, Чуд. собр., 12); он известен как в отдельных списках, так и в составе хронографических компиляций – Хронографа Троицкого, Летописца Еллинского и Римского второй редакции, Полной Хронографической палеи и в сокращенном изложении – в Русском хронографе редакции 1512 г., а также в некоторых из восходящих к ней редакций Хронографа. Помимо четьего и толкового текстов книги Даниила, в древнерусской книжности были известны апокрифические памятники о Данииле. 1 . «Видения Даниила». Это обобщенное название дано В. М. Истриным группе памятников эсхатологического характера, в которых на первое место выступали «политические элементы» ( В. М. Истрин ), т. е. пророчества о судьбе Византии. Апокрифические повествования этого типа возникли еще на византийской почве не позднее VII в. Памятник – Δανιλ ψευδεπγραφα, вносившийся в византийские индексы запрещенных книг, возможно, имеет к ним непосредственное отношение. Известны переводные славянские тексты «Видения Даниила». В списках «Видения», опубликованных П. Сречковским и В. М. Истриным (в кн.: Истрин. Откровение Мефодия Патарского ) текст, соотносимый с книгой Даниила, слит с фрагментами из «Откровения» Мефодия Патарского . В памятнике повествуется о бедствиях, претерпеваемых «царством греческим», о подвигах двух царей-победителей и о последующем затем нашествии «нечистых народов» и явлении антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

20-е Св. священномуч. Мефодия, еп. Патарского О жизни св. Мефодия сохранилось мало сведений. Он больше известен своими красноречивыми сочинениями, которые свидетельствуют вместе с тем и об его обширном образовании. «Мефодий, – пишет блаж. Иероним, – с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия, также: «Пир десяти дев», превосходное сочинение против Оригена о воскресении, против него же о Пифониссе и свободном произволе, объяснение на книгу Бытия и Песнь Песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду». В изложении учения о свободе Мефодий говорит: – «если человек был сотворён чем-то, состоящим из элементов, бесчувственно служащих (Творцу) Богу, то не получал бы награды, достойной произволения, а был бы орудием виновника своего, не стоящим и наказания за зло. Человек не узнавал бы и лучшего, а знал бы только бытие. Потому Бог , желая почтить человека и соделагь способным узнавать лучшее, дал ему власть, но которой он может делать, что хочет, и его способность наклоняется к лучшему не с тем, чтобы опять отнять свободу, но как отец убеждает сына учиться наукам... Человек создан свободным: это не значит, что какое-либо зло уже существовало, для избрания которого будто бы получил он способность; но ему дана способность, которой он может повиноваться или не повиноваться Богу: в этом состоит произвол свободы. Созданный человек получает от Бога заповедь, и зло начинается с того, что уже не повинуется он Божественной заповеди; вот в чём одном и состоит зло – в неповиновении, которое человек сам начал» ... На вопрос: для чего создан мир? – Мефодий отвечает: – «мы не в состоянии знать намерения и подобного нам человека, тем более тайны Божии. Но кое-что можем и знать о целях мира. Созданием мира Бог открыл славу Свою, и человек наслаждается созерцанием этой славы. Потому человек обязан быть провозвестником славы Божией» ... В сочинении же о свободной воле, в обличение недовольных своей участью, св. Мефодий говорит: – «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». В конце этого сочинения Мефодий увещевает богатых помогать бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15.04.2019 #лонгриды #секс #сексуальность #Фаллократия Подпишитесь на наш Телеграм      × В прошлый раз мы остановились на мысли, что сексуальная революция, крах семейных ценностей суть эффекты христианства, а именно — христианского аскетизма. Мы, однако, спросили: как это коррелирует с отвержением мужеложества в христианстве и толерантностью к нему в Античности? Распространенность гомосексуальности в Античности (то есть в патриархальном обществе), теоретическая ее защита античными интеллектуалами (прежде всего Платоном) и отвержение мужеложства в христианстве — как это увязать с нашими выкладками? Вот этим сейчас и займемся. VII. «Нормальные мужики» традиционных обществ понятно, как и с кем совокупляются, понятно, как властвуют и подчиняются, понятно, как живут, работают и зарабатывают, умеют себя «защитить», понятно, во что верят. Христианские аскеты — полная их противоположность: они вообще не совокупляются, они находятся в «послушании», они отказываются от имущества и богатств, не защищают себя и вообще запрещают агрессию, отвергают богов «нормальных мужиков» (Зевс, капитал, секс). И мы понимаем, что самое интимное здесь — отказ от секса и семьи. К слову, любая позиция ныне возможна: целый парад разного рода сексуальных идентичностей мы наблюдаем, кроме позиции девственника — ей просто нет места (и поэтому девственник — подлинный извращенец нашей культуры; кстати, по Честертону именно ликвидация культа девства привела к культу детства, этой исключительно новоевропейской реалии; культ детей есть тайный культ девственников). Речь тут не только о буквальных девственниках, но и о приверженцах моногамии: «не все вмещают слово сие, но кому дано» — сказано Христом о скопцах сразу после того, как ученики отреагировали на Его учение об абсолютной моногамии следующим образом: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» . Так Розанов, которого мы обильно цитировали, называл христианским брак «скопческим». А уже цитировавшийся нами святитель Мефодий Патарский историю семьи описывает так: «браки с сестрами прекращены обрезанием Авраама. Со времен пророческих отвергнуто многоженство. Самая супружеская чистота ограничена» : история семьи есть история ее скукоживания, урезания. История есть история роста личности и урезания Рода.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Глава 1 1 1. Нам бы следовало удовольствоваться этими сочинениями, ибо многочисленны те (произведения) 2 , которые были составлены ранее. Обуреваемые многими искушениями, мы не нашли еще избавления 3 от них. Ведь ты знаешь, Френопия, как совершавшая вместе с нами подвиги и принявшая участие во многих трудах и молитвах и лишениях, (знаешь,) как часто бывала ты со мною в каждом искушении (ради) слова! Какие страдания причинил мне сатана по окончании труда «О девстве» из-за этого сочинения! Какие напасти учинил он мне снова, не позволив окончить сочинение «О воскресении»! 2. Он воздвиг (против) нас волны, как бы непроходимые горы – говорю об обидах, – нагромождая искушения, " так что мы не надеялись (остаться) в живых» ( 2Кор. 1, 8 ), хотя такие случаи служат на пользу. А нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы даже (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе. 3. Однако, если и такие неприязненные бури обрушились на меня, я не перестану писать, ибо это есть общая (участь) в какой-либо степени держащихся истины – (такие) наговоры. И не теперь только это возникло, но от (времен) самих пророков, которые радовались, будучи ненавидимыми, (ибо) их противниками были злые демоны. 4. Демоны ни к чему так не стремятся, как к тому, чтобы, прельщая, отводить людей от их Творца и от Его Первородного и Единородного Сына Иисуса Христа; они противятся праведным помышлениям, (исходящим от) Того, Кто является Наставником идущих по истинному пути и подражающих лучшему. (Демоны) запинают ( Евр. 12:1 ) 4 мысли, возводящие ум к бессмертию. И (вот), для того чтобы осудить их и обличить, открылся для людей путь спасения ( Деян. 16, 17 ). 5. Поэтому они прилагают усилия к тому, чтобы мы пребывали в неведении как о естественных, так и о богословских науках, завидуют тем, кто изучает смысл Писания, (и добиваются того), чтобы у них (­изучающих Писание) появились бессмысленные душевные движения. 6. Ибо, когда окажется, что душа не имеет твердости, не слышала святых слов и не знает Творца и Отца всего, не видела изливающегося оттуда блага, (тогда) ее привлекает 5 Каинова слава, призраки которой показывают 6 демоны, способствующие (возникновению) бессмысленных помыслов. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Глава 1 1. 1 Откуда, Еввулий? Не правда ли, с охоты 2 за особым (истолкованием) смысла Божественного писания? [Автор­­Еввулий] Утром некто из (домашних) Систелия постучал в дверь и, когда мой слуга открыл ему. он сообщил мне, что Систелий зовет нас к себе. Поднявшись, я сразу же отправился туда.2. И когда мы были вблизи жилища, Систелий встретил меня и, обняв, сказал: [Систелий] На время покинув нас, (ты) лишил нас (истолкования) смысла Писаний. Подобно тому, как облако, находя на солнце, не позволяет отчетливо видеть (его), так и там, где отсутствует хорошее наставление, душа бывает темна и ум омрачен. И я отвечал ему: «[Еввулий] Ты хорошо сказал».3. Войдя в дом, мы сели. И Систелий сказал: «[Систелий] Рассмотрим же Писание на (основании) самой истины». Лекарством прогоним эту злую проказу, исцеляя болезнь словами, как врачеванием, говоря: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5, 14 ).4. Итак, сказал он, вот время для твоих речей, в которых 3 ты объяснишь то, что (сказано) в Законе о проказе, причем Господь часто повелевает в Законе (истолковывать подобиями) 4 ... [Очевидно, речь Еввулия] Обильное дарование 5 принимает тот, кто жаждет Божественных даров. Глава 2 1. Однако не подумай, что я хочу отказаться от получения этой благодати, хотя я и немощен и делом и словом 6 . А Тот, Кто насаждает слово в душу каждого из нас, исторгнет корни зла из наших сердец и насадит всякие добродетели в наши души.2. Ибо, когда засохнет растение, подобное крапиве, тогда расцветает цвет добродетели. Этот (цвет добродетели) Христос, говоря иносказательно, уподобляет горчичному семени ( Мф. 13, 31–32 ), сказав, что оно приносит нам великое (изобилие) 7 .3. Так Божественное семя веры, сходя к нашим немощам, сперва уменьшается, а когда оно упадет в борозды души, то возрастает до величия и восходит на высоту благочестия чрез духовное разумение.4. И справедливо Господь называет Отца Своего Насадителем таких растений. «Всякое растение, – сказал Он, – которое не насадил Отец Мой.., искоренится» ( Мф. 15, 13 ). Пойми же, что не по причине разнообразия душ, как думали некоторые, говорит Он (это), но (речь здесь идет) о правильном учении и о богословии, которые невидимо насадил в сердцах наших усердный Насадитель, искореняющий из наших сердец негодные растения, то есть злые помыслы и дела.5. Если же мы не так веруем, то будем последователями многобеззаконного Маркиона, который говорит, (будто) есть иной благой (Бог), кроме сущего Бога, и (будто) из-за этого души творца мира не могут получить возвещаемую жизнь благого (Бога), будучи лишенными доброго насаждения. Но на это мы теперь не станем обращать внимания: «ведь для этих рассуждений нет времени». Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Глава 1 1. Многим из людей приходится удивляться изменению жизни, (когда они каким-либо образом) от изобилия переходят к худшему. Такие (люди), из-за пристрастия к (тому, что от них) отнято, и из-за оскудения потребного (для жизни), не научившись довольствоваться худшим, часто неразумно порицают даже Провидение. 2. А я скажу, что нам, так как мы – люди и удостоены господства над тем, что сотворено ради нас, нельзя показаться хуже сотворенного для нас, (нельзя) ни превозноситься множеством богатства, ни быть нетерпеливыми по причине скудости нынешних (благ); ведь неразумно находиться в порабощении у того, над чем мы получили власть. 3. (Если) богачи считают весьма малым и худым многое, то неимущие считают, что лишение всего (служит) им (средством) для воздержания; не имея нынешних (благ), они как бы имеют нынешние ( 1Кор. 7, 29 ) (блага); многие такие больше (богачей). 4. Если бы от имения была какая-нибудь польза, то у людей было бы сколько-нибудь (правдоподобное) извинение. А если (здесь) нет никакой пользы ( Ин. 6, 63 ), – как вредно изменять Божию мысль! – то (они) бессмысленно трудятся, не принимая того, что приключается (с ними), и не уразумевают, что (сами) ввергают себя в злейшую беду. Они принимают от Бога наказание за непокорность и сами себя наказывают раньше того отдаленного наказания, отравляемые ядом печали. 5. Непостоянству жизни и человеческой быстрой изменчивости неведомо, (как) творится благо. К одному мы привыкли чрез опыт, а иное видели (у) страдающих... 6. Ибо у (нее) много переходов и изменений из одного (состояния) в другое; иногда (происходит) возвышение из низшего, иногда разрушение большего величайшим (действием) бесстрастных законов... ...и только прикоснуться, хотя и голова клонится вниз 7. А мы поступаем по своей воле, зная, что, если отговорка бессилием не будет принята, то за непослушание постигает тем большее лишение. Глава 2 1. Неужели несправедливо считать себя подлежащим вечной смерти за сопротивление тому, что угодно Богу? 2. Так корабельщик повинуется кормчему, и воин – воеводе, и вол идет под ярмо, и конь сдерживается уздою, и остальные животные, по (положенному) им закону, слушаются и повинуются тем, кому они поручены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися ( Аввак. 3:2 ). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе ( Исх. 25:22 ). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Галат. 4:4–5 ). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля ( Псал. 10:3; 95:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хилиазм и николаитство в прошлом и настоящем 06.10.2022 571 Время на чтение 8 минут Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент     Источник: Православие.ру Запад, по собственному признанию его идеологов и апологетов, включая рекламную обслугу, вступил в фазу постхристианства. На этот счет сделаны официальные декларации: так, когда в начале 1990-х гг. готовили акт об учреждении Евросоюза, робкие предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога. Чтобы поставить верный диагноз духовному состоянию современного Запада, требуется адекватный анамнез. Ключевое значение в подходе к нему имеет сама эта характеристика – постхристианство.   В ней содержится не только указание на хронологическую последовательность исторических фаз – духовный недуг, поразивший Запад, коренится в тех отступлениях от аутентично христианского – или, что то же, – православного вероучения, которые имели место в прошлом, в еретических уклонениях от истины, преподанной в Евангелии. Он восходит к древним ересям: гностицизму, хилиазму, николаитству. Гностицизм – слишком пестрый феномен, чтобы его обсуждать в рамках одной статьи, а вот хилиастические заблуждения и николаитская ересь – темы более узкие и определенные. Хилиазм – это учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое откроется со Вторым Его пришествием и пребудет тысячу (хилиа) лет, до кончины мира. В основе этого учения лежит превратное толкование одного места из Апокалипсиса: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2). Одним из первых хилиастов был гностик Керинф. Хилиастические идеи разделял также и Тертуллиан, в конце жизни впавший в монтанистскую ересь. Их приверженцами были древние святые Иустин Философ, Папий Иерапольский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский и даже Ириней Лионский, каталогизатор и обличитель ересей. Суть хилиастической апокалиптики особенно красочно изложена у Папия Иерапольского, писателя II века:

http://ruskline.ru/opp/2022/10/06/hiliaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТРИН Василий Михайлович (29.01.1865, с. Пехра-Покровское Московского у. и губ.- 19.04.1937, Ленинград), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры, академик Императорской АН (с 1907), позднее АН СССР. Род. в семье священника. Получил домашнее образование; обучался в духовном уч-ще при Заиконоспасском мон-ре в Москве, окончил первые 3 класса Московской ДС. В 1890 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та, где обучался у акад. И. С. Тихонравова, слушал лекции Ф. Ф. Фортунатова, Ф. Е. Корша. В 1891-1897 гг. приват-доцент Московского ун-та. В 1893 г. защитил магист. дис. «Александрия русских хронографов». В 1894-1895 гг. был командирован для работы в б-ках и рукописных собраниях Европы; занимался в б-ках Св. Горы Афон, Белграда, Софии, Пловдива, Праги, ряда городов Италии. В 1897 г. защитил докт. дис. «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах». С 16 сент. 1897 г. И.- экстраординарный и вскоре ординарный профессор кафедры рус. языка и словесности Новороссийского ун-та в Одессе; с 1904 г.- председатель Историко-филологического об-ва при Новороссийском университете и его византийско-славянского отделения. Помимо основных предметов в университете читал спецкурсы «Обзор главнейших переводных памятников древнерусской письменности», «Обзор новейших исследований по вопросам древнерусской литературы». За годы работы в ун-тах и чтения публичных лекций в различных городах России И. стал одним из лучших преподавателей по своей специальности, много внимания уделял развитию методик преподавания древнерус. и отечественной лит-ры в целом, участвовал в составлении и обсуждении различных учебных пособий. С 7 дек. 1902 г. И. член-корреспондент Российской Императорской АН по отделению русского языка и словесности. В 1906 г. в Одессе И. женился на Евгении Самсоновне Кузьменко (Истрина; с 1943 - член-корреспондент АН СССР по отд-нию лит-ры и языка).

http://pravenc.ru/text/Истрин.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010