Речь VIII. Фекла Глава I. Производство снова παρθενα (девство) в смысле почти обожествления. Добродетель ( αρετ) почему так называется? Итак начнем речь прежде всего с самого названия, почему этот высший и блаженный образ жизни назван девством; затем, каков он, и какую имеет силу, и наконец – какие приносит плоды. Ибо почти все едва ли знают о нем, хотя он превосходнее множества других свойств добродетели, какими мы стараемся очищать и украшать душу. Девство ( παρθενα) чрез перемену одной буквы получает название почти обожествления ( παρθεια), так как оно одно уподобляет Богу владеющего им и посвященного в его нетленные тайны, выше чего невозможно найти другого блага, столь чуждого (мирской) радости и печали, которым оживляясь крылья души поистине возрастают и делаются легкими, привыкая ежедневно возлетать выше человеческих забот. – Если наша жизнь, как говорят мудрецы, есть публичное состязание, а мы выходим как бы на театре представлять драму истины, т.е. правду, между тем как против нас действуют и строят козни диавол и демоны, то нам необходимо устремлять взор горе и возлетая возвышаться и избегать очарований обольстительного голоса их и действий, прикрытых извне видом целомудрия, избегать более, нежели гомеровских Сирен. Между тем многие, увлекаясь обманчивыми удовольствиями, теряют крылья и тяготятся вести нашу жизнь, вследствие ослабления и недеятельности у них тех сил, которыми укрепляются в существе своем крылья целомудрия, поднимающие вверх то, что клонится вниз к телесному растлению. Поэтому и ты, Арета 24 , получила такое имя, как всегда шествующая с чистейшими мыслями, или потому, что ты сама по себе αιρτη (избранная) 25 , или потому, что других поднимаешь ( αιρειν) 26 и возносишь на небо; будь же ты мне руководительницею в речи, которую говорить ты сама приказала. Глава II. Высокий образ мыслей и твердость святых дев. Вступление дев в блаженные обители прежде других. Те, которые потеряли крылья и предались удовольствиям, не отстают от здешних скорбей и забот, пока они, подчинившись страстной похоти невоздержания, не будут отвергнуты и удалены от области истины, как предавшиеся вместо стыдливого и целомудренного деторождения диким удовольствиям любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Двадцатый день. Св. священномуч. Мефодий Патарский. (О недовольстве своим состоянием). I. Св. священномуч. Мефодий, память коего совершается ныне, жил в конце III века. и был епископом в г. Патаре, в Ликии. Он с молодых лет отличался любовию к Богу и церкви, потому вступил в церковный клир и сделался пресвитером, а затем и епископом. Он был очень ученым человеком. В его время шли споры по поводу Оригенова учения о предсуществовании душ и злых духах, и многие увлеклись сим учением. Св. Мефодий посредством поучений и сочинений обличал заблуждение. Немало огорчений терпел он за это. Наконец, принял и мученическую смерть за веру Христову. Св. Мефодий оставил много сочинений написанных очень красноречиво. В сочинении о свободной воле в обличение недовольных своею участию Мефодий говорит: «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, – разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». II. Обратим, братия, свое внимание в настоящий раз на эти слова св. священномученика Мефодия, «обличающия недовольство своим состоянием». Недовольство своею участию, от которого так часто люди впадают в зависть – общая болезнь. Весь род человеческий ничем не доволен. Например, если возьмем во внимание возрасты жизни, то увидим, что дети желают скорей быть взрослыми, молодые хотят казаться старыми, а старые остаются недовольны сединами, скрывают свои годы и с чувством недовольства спрашивают: «где же наша молодость?» Бездетный недоволен тем, что у него нет детей, а имеющий детей скучает, что обременен семейством. Каждый свое лишь горе считает слишком тяжелым. А есть такие, которые обладают по видимому всеми дарами счастия, между тем жалуются на свою участь. Притом, недовольство своим жребием не считают грехом. Какие причины недовольства? а) Первая причина – ненасытимая и слабая воля. Александр македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать; – и однакож недовольствовался. – Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь наконец довольна!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Почему первые люди размножались, создавая браки между братьями и сёстрами, а потом инцест был запрещён? Похожие вопросы 3 Ответа Действительно, в начале на подобные браки запрета не было. Но позже он появился: “Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их”. ( Лев.18:9 ). Св. Мефодий Патарский поясняет это так: “Растение девства ниспослано людям с небес по истине к великому преуспеянию; и потому оно не было открыто первым поколениям. Тогда род человеческий был еще немногочислен и ему нужно было размножаться и усовершенствоваться. Посему не было непристойным, что древние вступали в супружество с своими сестрами, до тех пор, пока пришедший закон определил и, запретив казавшееся прежде хорошим, объявил это грехом, называя проклятым открывающего наготу сестры своей ( Лев.18:9, 20:17 ); Бог попечительно оказывал помощь роду нашему соответственную времени, как родители поступают с детьми. Они не тотчас с самого младенчества приставляют к ним учителей, но позволяя им в детском возрасте забавляться играми, подобно юницам, сначала посылают их к учителям лепечущим вместе с ними; когда же они сбросят юношеский пух ума, то посылают их заниматься высшими науками, а затем еще более высшими. Так, нужно думать, Бог и Отец всех обращался и с нашими предками; пока мир еще не был наполнен людьми, то человек был как бы младенец и ему нужно было прежде размножаться, и таким образом возрастать в мужа. А когда он был населен от концов до концов своих, и человечество беспредельно распространилось, то Бог не допустил людям оставаться при прежних нравах, имея в виду, чтобы они, переходя от одного к другому, постепенно более и более приближались к небесам, пока не сделаются совершенными, достигнув величайшего и высочайшего учения – девства; именно, чтобы они сначала перешли от смешения с сестрами к вступлению в брак с посторонними женщинами, потом чтобы не совокуплялись с многими подобно четвероногим животным, как бы родившиеся для совокупления, затем чтобы они не были прелюбодеями; а потом далее (перешли бы) к целомудрию, и от целомудрия к девству, в котором, научившись возвышаться над плотию, безбоязненно вступили бы в безмятежную пристань нетления.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-ne-srazu...

Скачать epub pdf Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского Память 20 июня Угодник Божий Мефодий, с юных лет предавший себя на служение Господу, явился честным сосудом, приявшим Святого Духа; за это, по избранию божественному, он сподобился епископского достоинства, став архипастырем словесных овец города Патары, в Ликийской области 4067 . Святой Мефодий руководил свое словесное стадо с богоугодным тщанием, направляя его к совершенству кроткими поучениями. Во дни епископства святого Мефодия возникла Оригенова ересь 4068 , обольщавшая многих; видя ее возрастание, святой Мефодий, как пастырь выдающийся, точно огнем попалял ересь своими обличениями, – учением, исполненным мудрости и Божественной благодати, он истребил нависшую над верными еретическую мглу. Его боговдохновенные наставления облистали вселенную подобно молнии и как звук разумной трубы по всей земле раздался голос его поучений. Поэтому невидимый враг был не в состоянии выносить той ревности, какою одушевлен был святой Мефодий в своих великих трудах, подъемлемых ради благочестия, ради Церкви Христовой; он вооружил против святого епископа своих видимых слуг, – язычников, поклоняющихся идолам; по его наущению язычники вознамерились предать мучительной смерти служителя Божия, еще прежде страданий облекшегося в «живоносное умерщвление». Схватив святителя Христова, язычники отсекли ему мечом честную главу. И перешел святой Мефодий в лучшую жизнь; как жертва живая принесся Богу тот, который в начале служил Агнцу Божию, а потом сам заклан был как агнец. Так увенчался двойным венцем добрый подвижник благочестия, боровшийся с ересями и Христа исповедавший пред язычниками безбоязненно, даже до пролития крови и мученической кончины, которая последовала в царство Аврелиана 4069 . Аминь 4070 . Тропарь, глас 1: Кровь твоя мудре, тайно вопиет от земли якоже Авелева к Богу, богомудре святителю Мефодие, ясно проповедавый Божие вочеловечение: темже и посрамил еси оригенову лесть, и преставился еси в небесный чертог. Моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Г.С. Битбунов Сретение Господне Древнейшим из сохранившихся авторских слов на Сретение считается «Слово на Сретение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», надписанное именем Исихия, пресвитера Иерусалимского († после 450 г.). Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III-IV вв., нужно признать неподлинными. При этом можно найти большое количество произведений на темы Сретения: свт. Григорий Неокесарийский , Мефодий Патарский , Кирилл Иерусалимский , Амфилохий Иконийский , Тимофей Иерусалимский, Модест Иерусалимский, Софроний Иерусалимский и др. В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения. Так, свт. Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона подателя закона, самовластного учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святого Израилева, наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади (см.: Исх. 33: 23 ) Божественное воплощение, богатого в бедности, предвечного в младенчестве, невидимого в видимом, непостижимого в объемлемом, величайшего в малом виде, находящегося в храме и на небесах восседающего на Царском Престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающего долу и горе, сущего в образе раба и в образе Бога Отца, повинующегося и царствующего над всем. Он весь исполнился желания, весь – надежды, весь – радости, и стал уже сам не свой, а Того, кто был предметом его надежды. Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже Отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех: на Тебя взираю, объемлющего все Словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью » 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель. Впервые упоминается в статье Киевской летописи кон. XII в. (сохранившейся в составе Ипатьевской летописи и отчасти в Лаврентьевской летописи и Московском своде 1479 г.- см. Летописание ) как игумен выдубицкий, участвовавший по приглашению киевского кн. Рюрика Ростиславича в пире по случаю освящения 6 дек. 1197 г. построенной последним кафедральной каменной ц. св. Апостолов в пригороде Киева Белгороде. В кон. XII в. настоятель Выдубицкого мон-ря Адриан (Андреян) был поставлен епископом Белгородским, имя непосредственного его преемника неизвестно, вполне возможно, что им был М. В игуменство М., в кон. XII в., кн. Рюрик Ростиславич поручил архит. Петру Милонегу построить опорную стену ниже собора арх. Михаила Выдубицкого мон-ря, которая бы укрепила в данном месте берег Днепра с целью предотвращения обрушения монастырского собора (стена заложена 10 июля 1199). 24 сент. 1199 г. сооружение было освящено, после чего состоялись торжества, посвященные данному событию, в котором наряду с М. и киевским духовенством приняли участие сам князь, члены княжеской семьи и киевская знать. Перед собравшимися М. прочитал с новопостроенной стены составленное им от имени братии Выдубицкой обители Похвальное слово кн. Рюрику Ростиславичу (по др. версии, произведение исполнялось как кантата всеми членами монашеской братии мон-ря). Сочинение М. составлено в лучших традициях риторического искусства и представляет собой выдающийся памятник древнерусского красноречия. Автор приводит многочисленные библейские реминисценции, использует, согласно О. В. Творогову, риторические приемы, близкие к тем, что имеются в текстах свт. Кирилла II Туровского. Как показал Ю. К. Бегунов, выдубицкий игумен не только ссылается на сочинения Мефодия Патарского (см. Мефодий , сщмч., еп. Олимпийский), но и подражает им. В XV в. Похвальное слово М. использовал в качестве образца для своего сочинения тверской инок Фома при написании Похвального слова Тверскому вел. кн. Борису Александровичу (ок. 1453).

http://pravenc.ru/text/2563986.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О воздержании в браке Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. ( 1Кор. 7:5, 29 ). Если некоторые находили в браке препятствие к добродетели, то пусть они знают, что не брак служит препятствием к добродетели, а воля, злоупотребляющая браком, подобно тому, как не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в Царствии Небесном и удостоишься всех благ. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Чувство мужчины к женщине и женщины к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками? Свщмч. Мефодий, еп. Патарский († 312). Зло есть погрешительное суждение о познанных вещах, сопровождаемое неправильным их употреблением. Так, целью совокупления является деторождение. Но кто при совокуплении наслаждается лишь сластью похотной, тот недоброе почитает добрым... И такой, совокупляясь с женой, злоупотребляет им. Преподобный Максим Исповедник († 662). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Статистика Афинагор Афинянин Об апологете Афинагоре нет практически никаких достоверных исторических свидетельств. О нем не упоминают ни Евсевий, ни блж. Иероним. До нас дошли два его творения: " Прошение о христианах " и " О воскресении " , в заглавии которых он называется Афинянином и христианским философом. По внутренним свидетельствам текста " Прошения... " , обращенного к Марку Аврелию Антонину и Люцию Аврелию Коммоду, время его написания можно положить между 176-180 годами (Коммод сделался соправителем в 176 г., а весною 180 г. Марк Аврелий умер). По указанию свт. Епифания (Обл. ер. 64, 20) (а за ним свт. Фотия) известно, что свт. Мефодий Патарский цитировал отрывок из " Прошения... " Афинагора (гл. 24, о природе демонов) в своем трактате " О воскресении " . Единственное историческое упоминание об Афинагоре принадлежит церковному историку V века Филиппу Сидету, дошедшее до нас в цитации (а возможно в пересказе) Никифора Каллиста. Вот этот фрагмент: «Филипп Сидет в слове 44 говорит: Афинагор был первым руководителем Александрийского училища и процветал во времена Адриана и Антонина, которым он адресовал " Прошение за христиан " (τον υπρ Χριστιανν πρεσβευτικον). Сей муж исповедовал христианство в плаще философа, стоя во главе академической школы. Возжелав еще до Кельса написать [сочинение] против христиан, он обратился к Священным Писаниям, чтобы бороться [с христианством] со знанием дела, но был столь пленен Всесвятым Духом, что, подобно великому Павлу, вместо преследователя стал учителем той веры, которую преследовал. Учеником его, как говорит Филипп, был Климент, автор " Стромат " , а [учеником] Климента — Пантен. Этот Пантен также был афинянином и философом-пифагорейцем... Согласно Филиппу, учеником и преемником Пантена, возглавлявшим училище, являлся Ориген... и он был четвертым предстоятелем христианской школы. После Оригена [таким предстоятелем являлся] Иракл, за ним — Дионисий, за Дионисием — Пиерий; после Пиерия — Феогност, за Феогностом — Серапион, а после него — Петр, великий епископ, ставший мучеником; после Петра — Макарий, прозванный соотечественниками " Городским " , за ним — Дидим, а за Дидимом — Родон. Согласно Филиппу, Родон, во времена Феодосия Великого, перевел школу в его [родной] город Сиды и, как говорит Филипп, сам он учился у Родона».

http://lib.cerkov.ru/authors/596

Телесное воскресение: как это будет? Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. 3 октября, 2013 Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то «посмертную жизнь», а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными — и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они? Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых». Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша — в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться. И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом. Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку. Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

http://pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ [сир.      ] (VII в.), восточносир. мон., писатель. Происходил из семьи уроженцев сел. Пенек (Фенек; отсюда его прозвище) в обл. Бет-Забдай на р. Тигр, к северу от Мосула. Был иноком мон-ря Иоанна Камулайи (Камульского), позднее анахоретом при обители Мар-Бассима в Кафар-Тута, к юго-западу от Мардина. Скончался и погребен в мон-ре Иоанна Камулайи. Средневек. авторами иногда отождествлялся с восточносирийским писателем VIII в. Иоанном Сабой (Дальятским). И. б. П.- автор всемирной хроники на сир. языке (      ; варианты перевода: «Началословие», «Начальная хроника», «История преходящего мира»), посвященной Савришо, видимо настоятелю мон-ря Иоанна Камулайи. В главах 1-4 излагается история от Сотворения мира до правления царя Ирода, в гл. 5 говорится о бесах, главы 6-8 касаются типологического толкования ВЗ, гл. 9 описывает языческие культы (подробно зороастризм), главы 10-13 посвящены жизни Христа и апостолов, в гл. 14 рассказывается о периоде до араб. завоевания, гл. 15 охватывает последние десятилетия (до 686). Частичное издание хроники (главы 10-15) осуществил А. Мингана (обзор рукописной традиции см.: Jansma. 1963; одна из рукописей, не учтенная Минганой, хранится в ИВ РАН - Пигулевская. 1960). Особенностью повествования И. б. П. является стремление показать действие Провидения в мире. По мнению И. б. П., арабы одержали победу над Сасанидами и византийцами согласно Божественному плану: первых одолели за их гордость, а вторых - за измену вере (с позиций богословия Церкви Востока ). Арабы «послужили орудием гнева Божия», но и они в свою очередь должны быть наказаны. Хроника И. б. П. является важным источником для уточнения данных др. писателей, как хронистов, так и апокалиптистов (Псевдо-Мефодий Патарский). И. б. П. составил ряд трактатов и поэм о монашестве и об аскетизме (одна из них изд.: Elia Joanne Millos, archiep. Directorium Spirituale. R., 1868. P. 162-171).

http://pravenc.ru/text/469828.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010