Оно вернулось с ответом, что армия требует похода на столицу. Мятежники подступили уже к Ригию. К ним посылается тетка претендента, монахиня Евгения. Ни ее племянник, ни влиятельный Кантакузин не желали кровопролития и от Андроника Старшего потребовали признать за его наследником царский титул и неограниченную власть над Фракией, а его вождям даровать богатые земли. Не располагая армией, Андроник Старший беспрекословно подписал эти условия (1321). Но и после этого междоусобие не прекратилось, и опять причиной были люди, которые вели за собой младшего Андроника. Руководитель мятежа Сиргиан был отодвинут на второй план Кантакузином и перешел на сторону старого царя, под предлогом обиды, нанесенной его красивой жене младшим Андроником. Он занял две крепости; за ним отложились Ираклия на Мраморном море и стратопедарх родопский с крепостями Стенимахом и Чепеной; и Святослав Болгарский, хотя и зять младшего Андроника, счел более выгодным поддерживать старого царя как менее опасного соседа. Междоусобная война возобновилась; опять Андроник Младший подступил к Ригию, но теперь, с уходом Сиргиана, в его войсках царила смута. Теперь внук просил мира, а дед отказывал, полагаясь на Сиргиана и на крепкие стены столицы. Андроник Младший захворал и отошел к Димотике; его мать, проживавшая в Салониках, была схвачена у церковного алтаря и отослана в Константинополь. Но весна 1322 г. принесла успех Андронику Младшему. У него была энергия, и слишком непопулярен был старый царь. Собрав войско на деньги матери Кантакузина Феодоры Палеологины, Андроник Младший взял ряд фракийских крепостей, захватил родопского стратопедарха, в Салониках вспыхнуло восстание в его пользу, и в его лагерь привезли салоникского деспота Константина Палеолога; явились и местный митрополит, и представители Афона. Теперь вся Фракия и Македония была в руках Андроника Младшего, и нанятые его дедом турки рассеялись и в страхе бежали на азиатский берег. Теперь внук с вождями своих войск продиктовал свою волю деду (в Эпиватах, летом 1322 г.): управление и подати во всей империи остаются за старым царем, но он обязуется уплачивать войскам крупную сумму (45 000 золотых), выдавая ее на руки внуку для раздачи; таким образом, тяготы и ответственность перелагались на деда, а внук обеспечивал преданность себе всей армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Губернатор Трескин, правивший Восточно-Сибирским краем в начале XIX века, после первой же инспекционной поездки по своим владениям, которые, разумеется, оставили в нем тягостные впечатления, о староверах отзывается: «Они и камень сделали плодородным». В XVII веке был учинён церковный Раскол, последствия которого не преодолены до сих пор. На тех христиан, кто решительно отвергли разрушительные реформы, навешан был ярлык «раскольники», хотя они оставались хранителями православия, свято соблюдая все службы, догматы и каноны, дошедшие на Русь от Святой Земли через Византию. За что и подверглись жесточайшим гонениям, пыткам и издевательствам... По словам выдающегося публициста Ивана Солоневича, во времена Романовых русскую историю писали с нерусской точки зрения. Вот почему многие из наших соотечественников до сих пор не знают, кто такой протопоп Аввакум и его стойкие соратники, мученически погибшие за веру, а о боярыне Морозовой в лучшем случае помнят лишь по картине Василия Сурикова. Либералы и Великий пост Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция – 12». По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни – уничтожение. Анализ генетического материала, проделанный молодым университетским ученым Родионом Светловым, привёл его к выводу, что данной делеции подвержена не только русская и ряд других наций, но и вся белая раса. Однако, прежде всего – русские. Панорамный охват событий в романе призван подтвердить правильность открытия. Поселившийся на Кубани Александр Марчук, друг Светлова, при встрече подробно рассказывает ему о стремительно плодящихся мафиозных кланах курдов и армян, не дающим русским людям ни малейшего шанса развернуться на плодородных землях, и русские покидают эти края. В селе Караваево Пермского края, захваченном диаспорой выходцев с Северного Кавказа, местный священник-новообрядец с горечью говорит Родиону: «Нету ни стыда, ни совести, ни страха божьего у черноты этой обнаглевшей… Лес, лес-то скоро выстригут начисто, весь в аулы свои свезут. И все под ними стелются: и начальники, и чиновники, и милиция… Они (прихожане) только ко мне на исповедь бредут и слёзы льют, что вот дочку поймали и снасилили, вот сыночка избили до полусмерти». Офицер российской армии Егор на вечеринке поведал Светлову, как в его роте пятеро дагестанцев подчинили себе восемьдесят человек русских, трепещущих перед ними от ужаса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/ve...

Рассмотрим по порядку все виды употребляемой в наших храмах мелодии. О распеве мы говорили выше. Обратимся теперь к понятию напева. Толкователи определяют его по-разному. Так, по мнению И. И.Вознесенского , слово «напев» означает ту или другую группу частных мелодий какого-либо гласа известного распева, например, напев подобна 4-го гласа знаменного распева и т.п.» 86]. Такого же мнения придерживается и Н.Потулов 70]. А.А.Игнатьев, суммируя оба эти мнения, поясняет, что «понятия «распев» и «напев» различаются только в объеме» 41]. С этими мнениями трудно согласиться. Зачем говорить «напев четвертого гласа знаменного распева», когда гораздо вернее будет, если мы скажем просто «четвертый глас знаменного распева»? Ведь и напевы и гласы обозначают одно и то же – мотивы, мелодию. Более правдоподобно рассуждают о происхождении слова «напев» старообрядческие толкователи. «Напев, или, как его называют певчие, «напевка», не подходит ни под какое сколько-нибудь точное определение. Все напевы обязаны своим происхождением исключительно влиянию местных вкусов, а еще чаще – свободному и своеобразному пониманию певческого искусства местных певцов и их руководителей… Каждый областной певец поет так, как он понял или усвоил данное песнопение. Показалось ли оно ему в каком-либо месте трудно усвояемым – он, ничтоже сумняся, упростил его – то есть, или видоизменил неподдающееся его познанию место, или (что проще и чаще случается) пропустил целый ряд хитросоставленпых крюковых сочетаний, заменив их простым переходом в два-три звука собственного сочетания. Иногда же получается обратный результат. Бывает, что равное течение мелодии почему-либо не удовлетворяет певца и он, руководимый уже не крюковой мелодией, а своим личным вкусом, начинает «украшать» ее, прибавляя то здесь, то там собственные вариации» 1909, 146, 237]. С этим согласен и Игнатьев, хотя и не решается, как мы уже сказали, дать собственного определения самому понятию «напев». «В каждом монастыре, – говорит он, – и едва ли не в каждом храме, вместе со своими уставами-порядками были и свои воззрения на церковное пение, свои напевы, свои особые распевы, притом часто не древние и не подлинные, а достаточно, а иногда и совершенно искаженные малообразованными переписчиками церковных песнопений и едва ли не еще более – досужими выдумками искусных для того времени певцов… Не было строго установленной системы, не было истории, а потому и не знали, какие напевы искажены, и каково вообще должно быть русское церковное пение» II]. Так говорит автор о древних временах. Но и в наши дни мало что изменилось в этом отношении. Таким образом, напев в церковном пении – то же, что местный говор в языке народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Мониторинг СМИ Фотография с историей Папа Римский Франциск предупредил об опасности атомной войны 18.01.2018 12:35 Папа Римский Франциск с первых же дней своего понтификата уже приучил к новому стилю общения с прессой. Он искренен и приветлив, любит делиться своими впечатлениями и сомнениями. В минувший понедельник, отправившись с новым визитом на родной латиноамериканский континент (в Чили и Перу), понтифик в самолете попросил раздать журналистам своего пула одну старую фотографию, которую мы здесь воспроизводим. На ней изображен маленький мальчик, скорбно несущий на плечах мертвого брата и занимающий очередь... в местный крематорий. Это драматическое фото, сделанное после печально известной атомной бомбардировки в Нагасаки в 1945 году, произвело на понтифика, по его словам, «огромное впечатление».  Не знаю, под влиянием ли этой инициативы Франциска, но во время того же трансатлантического перелета, когда Папа, по заведенной им традиции, совершал «обход» самолета, сердечно здороваясь лично с каждым из 70 корреспондентов, одна моя итальянская коллега неожиданно спросила, боится ли он атомной войны. Подумав, Франциск ответил, что «действительно боится» ядерной войны. И пояснил: «Мы на пределе. Достаточно одного инцидента для начала конфликта. С этого шага ситуация рискует быстро развиваться. Поэтому следует уничтожить атомное оружие, принять меры к ядерному разоружению». 22-й по счету папский зарубежный визит римского первосвященника продлится ровно неделю и завершится 22 января. Кроме столицы Сантьяго Папа Франциск посетит два чилийских города: Темуко, где встретится с индейским населением, и Икике, многие жители которого мигранты из разных стран. Второй частью латиноамериканского визита понтифика станет посещение Республики Перу. Тем временем в ватиканских кругах растут опасения относительно возможных проблем, связанных с осуществлением поездки. Казавшееся рутинным посещение хорошо знакомого и «дружественного» региона неожиданно встретило немало протестов среди местного населения. В частности, в Чили недавно прошли демонстрации протеста против расходов из госказны на оплату папской поездки. Кроме этого католики недовольны кадровой политикой администрации Ватикана, недостаточно остро реагирующей, по их мнению, на сигналы о причастности некоторых чилийских прелатов к случаям педофилии. Были подожжены ряд церквей в разных районах, в Интернете появились угрозы в адрес папской делегации. В столице совершено нападение и на нунциатуру (офис папского посла - нунция), где по традиции будет находиться резиденция главного гостя.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мужское духовное училище в то время помещалось в Горянском ряду, в наемном доме купца Догадина. Помещение было старое, тесное, грязное, к тому же окружено было такой нравственной атмосферой, которая совершенно не соответствовала учебно-воспитательным целям. С одной стороны училища находился так называемый обжорный ряд, где продавались всевозможные яства для простонародья и голяков; с другой стороны – харчевня, квасная, другая харчевня помещалась в самом здании училища, рядом с ученической столовой. Против училища был кабак, служивший резиденцией разных голяков, спившихся с круга отставных чиновников и других поддонков и отбросков общества. Эта часть города была центром жизни рабочего и пришлого люда и всякого сброда. Ученикам училища невольно приходилось слышать и видеть шум, брань, песни, пляски и т. п. сцены. И средства на содержание учащих и учащихся были весьма скудны. Учителя, напр., получали жалованья от 70 до 125 руб. в год. Единственным удобством для училища можно было считать разве только то, что недалеко, в Горянском ряду, всегда можно было достать сколько угодно березовой каши, которой в прежние времена не скупились угощать учеников. Старанием преосвящ. Афанасия училище переведено было из этого омута в лучшую часть города (где теперь оно находится), в свой собственный дом, и средства на содержание его были увеличены. Дом для училища был куплен на средства, пожертвованные монастырями и другими учреждениями и лицами, который с первого же разу оказался гораздо удобнее и поместительнее прежнего. Вскоре же в нем сделаны некоторые приспособления и пристройки. С течением времени разширяясь и украшаясь все более и более, помещение духов. училища в настоящее время представляется вполне удобным и благоустроенным, хотя со вне, с фасада, и не кажется таковым. В 1863 г. преосвящ. Афанасий исхлопотал у Св. Синода в награду учителям 350 руб., такая же сумма была прислана и в следующем году. Но главный источник, на который улучшалось училище, был местный. Он состоял в возвышении продажной цены церковных свечей. Кроме того попечительство о бедных духовного звания обязалось жертвовать ежегодно по 180 руб. в год; собор пожертвовал 5% билет в 1000 руб; были приглашены к пожертвованиям архиерейское экономическое управление и монастыри. Таким образом духовное училище получило прочное и достаточное обезпечение, из которого, кроме улучшения училища вообще, производилось и улучшение жалованья учащим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд деятелей русского круга, «шедших вместе» в 1990-2000-е гг., либо почил, как А.М. Старцев (2008) и И.А. Гуров (2017) , либо отошел «в молчании» от патриотической деятельности под давлением властного неприятеля, господствующего в общественной сфере Калининграда, становящегося всё сильнее. Есть и немало изменников, переметнувшихся в лагерь «западнистов» из БФУ им. И. Канта, системы Минкульттуризма, основного сегмента местных СМИ. Влиятельные персоны, давно захватившие командные высоты культурно-образовательной сферы, стремятся теперь окончательно одолеть «последних могикан» русизма, внося раскол в их ряды. Местный «административный класс», формировавшийся с 1980-х гг. под влиянием космополитизма-глобализма, до сих пор не может освободиться от проводников этого «горбачевского» духа, сочетаемого, по местным обыкновениям, с «кёнигсберщиной». Поэтому не удивляет вольная или невольная смычка с Западом влиятельной части местного политкласса и его столичных покровителей, давно ополчившихся против калининградского патриотического сообщества. Так, недавно сайт американского «Радио Свобода» устами калининградских коллаборантов перечислил главных поборников патриотики, противостоящих подрывному «западнистскому» делу. Как там выразились, попутно клевеща (сохраняю последовательность подачи), - это автор этих строк и другие «всадники апокалипсиса»: А.А. Выползов, Н.В. Долгачев (глава ТВ в 2016-2018), М.В. Черенков, М.Ю. Макаров с представляемыми ими организациями ( Академия геополитических проблем , ИА РЕГНУМ и ИА Ньюсбалт , ГТРК , радио Русский Край и портал Эксклав.ру , Русская община Калининградской области ) . Теперь внимание, ибо это «момент истины»! Видим поразительное единство американского подрывного радио, ректората БФУ им. И. Канта. Оба этих «субъекта перемен» ненавидят перечисленных деятелей патриотики, клевеща на них для устранения с общественной сцены Калининграда. И в этих обстоятельствах руководство Отделения ВРНС игнорирует названных представителей национально-ориентированного общества, по сути, блокируясь... с «Радио Свободы». Их слово на трибуне Собора замещается привычным «информационным шумом», издаваемым ректором БФУ, чья академическая измена русизму «по Соросу» давно известна и очевидна.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Разделы портала «Азбука веры» 20 Сен 2023 В регионах России начали возвращать масочный режим из-за резкого роста заболеваемости коронавирусом В Избранное Российские регионы вводят масочный режим после роста заболеваемости коронавирусом на 48% за неделю. О такой мере для борьбы с COVID-19, ОРВИ и гриппом объявили уже в восьми субъектах, подсчитал «Коммерсант». В Тульской области глава регионального минздрава Михаил Малишевский заявил, что масочный режим действует для всех посетителей и персонала медучреждений, но пока только в рекомендательной форме. Надевать маски из-за всплеска ОРВИ также рекомендовали в поликлиниках и больницах Тюмени. В Псковской области власти вернули обязательное ношение индивидуальных средств защиты. В Саратовской области маски пока обязали носить только медперсонал больниц. В Пермском крае Минздрав рекомендовал главврачам поликлиник и больниц ввести в медучреждениях масочный режим, чтобы «избежать эпидемии ОРВИ и коронавируса». В ХМАО по тем же причинам решили вернуть обязательное ношение масок во все больницы региона, а также ввели входной фильтр для пациентов и посетителей: измерение температуры тела и обработка рук антисептическими препаратами. В Иркутской области местный Роспотребнадзор развернул «комплекс мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции». В аэропорту Иркутска сотрудники управления «осуществляют круглосуточный санитарно-карантинный контроль за состоянием прибывающих пассажиров и экипажей международных рейсов». В Москве ряд учреждений здравоохранения тоже ввел масочный режим. Возобновила работу и коронавирусная больница в парке Сокольники. По данным телеграм-канала Shot, медперсоналу поручили полностью подготовить все оборудование, медикаменты и системы функционирования госпиталя, чтобы он мог заработать в полную силу. Также в некоторых районах столицы открылись дополнительные кабинеты ОРВИ, а время их работы увеличилось. Кроме того, в нескольких регионах школьников перевели на дистанционное обучение. По данным телеграм-канала Mash, это произошло в Республике Коми, ХМАО, Мурманской и Томской областях. В частности, в Югре уже закрыли 19 школ и посадили на онлайн-уроки 62 класса. В остальных областях учебные заведения закрывают выборочно, на усмотрение руководства, отмечает Mash.

http://azbyka.ru/news/v-regionah-rossii-...

В марте 1887 г. священник Возне­сенской церкви Михаил Сеславинский заполнил метрику — анкету, прислан­ную Императорской Русской археологической комиссией для сбора инфор­мации обо всех храмах России, пред­ставляющих исторический и художе­ственный интерес. Ряд ответов, данных настоятелем храма на вопросы этой метрики, позволяют нам представить некоторые особенности внешнего и внутреннего устройства, отделки и ин­терьера Вознесенской церкви. Постро­ена она «из кирпича, но внутри стен, как оказалось при перестройке, как рассказывают, есть камень известко­вый, местный. Стены выложены сплошною кладкой, цемент положен тонким слоем, кирпич тяжеловесный Кровля на настоящей и на коло­кольне на сводах, а на трапезной на стропилах, на колокольне и настоящей дуговая в 8 скатов, а на трапезной в 2 ската, на настоящей и трапезной кры­ша из простой жести, крашеная, а на колокольне из белой жести. Глав 5, пи­рамидально-шатровых, крыты белой жестью Кресты на главах четы­рёхконечные. Крест на куполе медный, с цепями, короною наверху и с полулунием у подножия. Окна продолгова­тые, в среднем алтаре их три, в боко­вых — по одному с дугообразными пе­ремычками, в северном предалтарии с трапезной — 7, а в южном — 8, с пря­мыми перемычками, наличники снару­жи гладкие, кирпичные, с отливами снаружи, решётки железные». С трёх сторон церкви — со стороны колоколь­ни и при двух боковых входах — была устроена паперть. Внутри храм устро­ен крестообразно. Главный алтарь, на­ходящийся посредине, отделялся от храмовой части «толстою каменной стеной с тремя пролётами. А боко­вые — деревянным иконостасом». По перенесении Архангельского и Георги­евского алтарей из трапезной в приде­лы, в стене, отделяющей трапезную от настоящей, сделаны два боковых ма­лых пролёта. «Трапезная в виде палаты отделяется от настоящей каменной стеной с тремя (после распростране­ния 1847-1850 гг.) пролё­тами. В настоящей своды коробчатые без столбов, в южной и северной сте­нах для боковых приделов устроены большие арки без столбов, в трапезной своды тоже коробчатые, на 4 столбах Алтарь троечастный, разделённый двумя поперечными стенами, с пролё­тами. В самом храме есть 4 голосника в стенах под карнизами. Пролёты глав­ного алтаря увеличены в ширину и вы­шину, а в северной и южной стенах этого алтаря проделаны арки для сооб­щения с придельными алтарями. Над главным престолом деревянная сень позднейшей работы, украшенная резьбой Иконостас с колоннами, из дерева, резьба на белом фоне изоб­ражает большей частью виноградные лозы, листья и кисти, имеет 4 яруса». Все стены внутри Вознесенской церк­ви были расписаны живописными ико­нами во второй половине XIX столетия, а все иконы главного и придельных иконостасов — «иконной живописи, конца прошлого или начала нынешнего столетия (XVIII-XIX в.)».

http://sobory.ru/article/?object=36617

как при римском завоевании, но она не знает и другого явления политического характера, которое оказало бы столь глубокое влияние на жизнь культурного человечества, как это же римское государство. Когда вы прочитываете новые исследования по истории Рима или по общей истории Европы, вы часто наталкиваетесь на ту мысль, что Рим есть центр вселенной и что история его есть история всемирная. И не думайте, что эту мысль высказывают ученые католического лагеря, – с некоторою затаенною целию; нет, это говорят люди, которые рассматривают религию не более, как историческое явление, и уже никаким образом не могут быть на стороне католицизма... Это всемирно-историческое значение римского государства коренится в том, что Рим в первый раз осуществил и завещал последующим векам идею организованного для общей и мирной жизни человечества, идею, к которой безуспешно стремились все другие цивилизации древнего мира. Вы знаете, что еще задолго до того времени, когда можно говорить о Риме, – даже много ранее того времени, к которому относятся первые начатки цивилизованной жизни в Европе, история уже находит целый ряд своеобразных цивилизаций, самобытно возникших в плодородных долинах главных речных бассейнов Азии и Африки. Щедро, наделенные дарами окружающей их природы, эти цивилизации иногда достигали высокой степени развития и распространяли свою власть на несколько частей света, – тем не менее они никогда не могли получить того места в всеобщей истории, какая по праву принадлежит Риму. Главная причина этого заключается в том, что, основанные на племенной исключительности и разобщенные между собою, они носили на себе слишком узкий, слишком местный колорит, а потому и не могли стать достоянием других племен и народов. Припомним напр. цивилизации Египта или Индии с их замкнутым в себе, кастовым характером, делавшим их недоступными ни для какой другой страны. Их можно назвать счастливыми оазисами в пространстве первобытного состояния человеческих племен, которые ласкают взор историка, но не оживляют окружающей их пустыни варварства и дикости. Предоставленные своим собственным силам, эти цивилизации не имели широкой исторической

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Язык этой лирики также местный, эолийский. Виднейшими представителями монодической лирики являются в первой половине VI в лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо. Революционное движение охватило в это время и Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями – «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие и провел ряд лет в изгнании Мотивы гражданской войны очень часты в его стихах. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами. Смерть одного из них, Мирсила, становится. поводом для ликующей песни: Пить, пить давайте! Каждый напейся пьян! Хоть и не хочешь – пьянствуй! Издох Мирсил! Градом насмешек Алкей осыпает Питтака, деятельность которого на Лесбосе была аналогична деятельности Солона в Афинах и который в конце концов дал возможность Алкею, в числе других изгнанных аристократов, вернуться на родину. Питтак – «толстобрюхий», «широконогий», «низкорожденный» хвастун, который породнился браком с потомками царей, возводивших свой род к Агамемнону. Однако при всем уважении Алкея к происхождению от «благородных родителей», он вынужден признать истинность популярной в то время поговорки «человек – деньги», и аристократы из круга Алкея служат наемниками у восточных царей. Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». С политическими темами перемешиваются застольные Традиционная для мужского содружества застольная песня (стр. 21) становится средством раскрытия чувств и мыслей поэта перед кругом его друзей. Радость и печаль, гражданская борьба и любовные признания, зимняя стужа и летний зной, размышления о неизбежности смерти – все это укладывается в рамку застольной песни с ее заключительным призывом «будем пить». «Где вино, там и истина», провозглашает Алкей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010