Освещение миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного в российской церковно-исторической науке Святой апостол Андрей Первозванный Миссионерские труды святого апостола Андрея Первозванного традиционно привлекали пристальное внимание российских историков. И это вполне понятно. Ведь, по крайней мере, с конца XI века на Руси существует предание о посещении ее святым Андреем, благословившим Киевские горы и предсказавшим будущую славу христианства в Русской земле. Практически все российские ученые, оставившие систематические труды по истории Русской Православной Церкви, в той или иной мере занимались анализом указанного предания. При этом рассмотрение столь узкого и специального вопроса побудило исследователей тщательно изучить весь комплекс сохранившихся источников о миссионерской деятельности святого апостола. Мы попытаемся представить краткий обзор суждений по этому вопросу, высказывавшихся в российской церковной науке. Однако, прежде всего, следует напомнить само летописное сказание, породившее продолжающуюся и по сей день дискуссию. В составе «Повести временных лет» – древнейшего отечественного летописного памятника – сохранилось сказание о посещении Руси святым апостолом Андреем. Согласно этому сказанию святой апостол после проповеди в Синопе пришел в Корсунь (Херсонес), откуда решил идти в Рим. Он поднялся на север по Днепру и остановился на Киевских горах. Святой Андрей благословил место будущей столицы Руси и водрузил здесь крест. Затем он двинулся далее вверх по Днепру и достиг пределов Новгородской земли. В Новгороде он увидел местный обычай парится в бане и сечь при этом друг друга молодыми прутьями. Отсюда апостол Андрей пошел в землю варягов, а из нее в Рим, где и рассказал римлянам о чудных обычаях новгородцев . Первым церковным историком, попытавшимся осмыслить это сказание с научной точки зрения, был Московский митрополит Платон (Левшин). В своей «Краткой российской церковной истории» (1805), изложив летописное сказание, он ставит ряд вопросов, на которые надлежит ответить исследователям. Во-первых, митрополит Платон считал необходимым выяснить, существовал ли в апостольские времена обычай воздвигать кресты. Во-вторых, можно ли согласовать «с важностию и с богодухновенным апостолов просвещением» сообщение о новгородских банях. В-третьих, необходимо выяснить, из каких греческих источников могло быть заимствовано внесенное в русскую летопись предание. При этом сам митрополит Платон отмечал, что нигде в византийских источниках нет упоминания о тех событиях, которые описаны в «Повести временных лет» . Таким образом, владыка Платон, прямо не отвергая сказание о путешествии апостола Андрея в Русскую землю, высказал ряд соображений, ставящих это предание под сомнение.

http://pravoslavie.ru/2729.html

Акулово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Ранее на месте церкви каменной стояла деревянная, освященная в 1753 г. Вот как описан ее 3-ярусный иконостас: " сталярной гладкой разкрашен голубою краскою, во иконостасе царския двери резныя " . Интересен по составу икон местный ряд, в котором " по левую сторону образ Тифинския Божией матери, на нем риза кованая сребреная и вызлощена, вокруг венца в три нитки низана крупным земчугом, также и цата низана земчугом, вокруг онаго образа писаны явления " , на боковых дверях изображены пророк Аарон и праотец Мелхиседек, наряду с образом Спаса включены иконы недавно канонизированного Димитрия Ростовского, Иоанна воинственника, св. Николая и " Образ Агтырския Божия Матери, вокруг онаго образа писаны явления " . Материал из государственного архива Калужской обл. ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 14, л. 15-15 об. Село Акулово находится в 13 км от п. Бабынино. Во второй половине 18 века село А.Г. Смагина. В первой половине 19 века принадлежало его роду. В 1910 году дворянам А.П. и И.И. Поповым. В селе есть руинированная Тихвинская церковь. Построена в 1817 году вместо прежней деревянной в честь Иоанна Богослова, в стиле классицизма. Колокольня утрачена. Была церковно-приходская школа. От парка уцелели единичные деревья и заболоченный пруд. Калужскаяя энциклопедия Построен в 1811 г. подпоручиком А.А.Смагиным, с приделом в честь Рождества Богородицы, каменный, с каменной колокольней и оградой. Обновлен в 1845 г. Закрыт в 1932 г. http://korolev.msk.ru/ В 1916 г. церковнослужителем являлся Дмитрий Фёдорович Смирнов (1874 - †?), который был рукоположен в священника села Акулова 20 июня 1909 г. Псаломщик Василий Никифорович Успенский (1855-†?) занимал данную должность с 1904 г. С 1910 г. церковным старостой числился Косма Григорьевич Маркин крестьян деревни Дворяниково. Приход состоял из 1 села и 3 деревень с общим количеством дворов 124 и населением 378 мужского и 381 женского. Из них крестьянских дворов 120 (364 муж., 378 жен.), мещан – 1 двор (8 муж., 6 жен.), духовенство – 3 двора (8 муж., 8 жен.). В с. Акулово насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 51 мужчина и 54 женщины. В д. Дворяниково – 62 двора, 201 муж. и 184 жен.. В д. Кулаковке – 32 двора, 78 муж. и 100 жен. В д. Земово (Зимовье) 11 дворов, 38 муж. и 43 жен. Деревня Земово относилась к Мошонской волости Мещовского уезда, в то время как с. Акулово, д. Дворяниково и д. Кулаковка принадлежали Курынической волости Перемышльского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=12677

Блохин В. С. Раздел IV. Православие на Кипре Глава 11. Кипрская Православная Церковь 11.1. Возникновение Кипрской Церкви и её развитие до латинского завоевания Возникновение Православной Церкви на Кипре и ее дальнейшее развитие выглядит в известной степени исключительным, и представляет собой одну из оригинальных страниц в истории Вселенского Православия. Во многом это обусловлено островным положением Кипрской Церкви. Но географическая близость с другими Православными Церквами – Восточными Патриархатами, распространяющими свою юрисдикцию на всю восточную часть Средиземноморья, – способствовала тому, что политические изменения и волны завоеваний, затронувшие Малую Азию, Сирию, Палестину, районы Северной Африки не обошли стороной и Кипр. О Кипре можно найти упоминания в Ветхом Завете: остров назван Хитимом ( Uep.II, 10 ) или Киттимом ( Чucл. XXIV, 24 ; Uc. XXIII, 1 ). В середине II тыс. до Р. Х. греки-ахейцы основали на Кипре ряд городов-государств и ввели свой язык. На протяжении веков рудные богатства и стратегическое положение острова привлекали завоевателей – ассирийцев, египтян, персов. В 58 г. до Р. Х. Кипр был завоеван римлянами. Евангельская проповедь на Кипре началась в 30-е гг. по Р.Х. Некоторые из апостолов «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии», проповедуя слово Божие ( Дeяh. XI, 19 ). Ок. 45 г. апостолы Павел и Варнава обошли с проповедью весь остров Кипр от Саламина до Пафа и обратили в христианство римского проконсула острова Сергия Павла ( Дeяh. XIII, 4 – 12 ). Традиционно апостол Варнава считается основателем Кипрской Церкви. Таким образом, Кипрская кафедра является апостольской. Кроме того, сам Варнава был «родом кипрянин» ( Дeяh. IV, 36 ). С тех пор первым епископом Кипра поставляется только местный уроженец. Здесь же жил и святой Лазарь Четверодневный, чудесно воскрешенный Спасителем. Изгнанный из Вифании Синедрионом, он удалился на Кипр. В 45 г. апостолы рукоположили его во епископа. После своей смерти он был погребен в местечке Ларнакс (совр. Ларнака). «Ларнакс» в переводе означает «гроб», или «ковчег».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице Усадьба Баташевых. Впоследствии Яузская больница, затем «МедСанТруд». Слева в глубине виден купол церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» существовала до революции при Яузской больнице, расположившейся в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых, равных по известности Демидовым. За архитектурные достоинства дворец Баташевых ставят в один ряд с домом Пашковых на Моховой, и церковь, устроенная в конце XIX века, завершила формирование этого исторического ансамбля. Ныне она входит в число все еще не действующих храмов, но есть надежда, что может быть восстановлена и она. Дворцы и хижины Здание Яузской больницы находится на одноименной улице близ устья реки Яузы, давшей имена и больнице, и улице, которая сменила за свою историю несколько названий. Она именовалась то Николо-Болвановской – от храма святителя Николая Чудотворца на Болвановке, стоящего на вершине Таганского холма, где слободой жили ремесленники, изготовлявшие шляпные «болванки», то Таганной улицей – от других местных ремесленников, делавших чугунные таганы для походных и кухонных котлов. В 1922 году она была переименована в Интернациональную улицу – в честь I Интернационала, и только в наше время названа Яузской. На холме у стрелки Яузской и Николоямской улиц возвышается белый каменный крест, ознаменовавший место закладки памятника великому князю Дмитрию Донскому: в 1380 году он с войском шел этой дорогой из Кремля на Куликово поле. В более позднее время здесь расположилась стрелецкая Тетеринская слобода, названная в честь своего начальника полковника Тетерина – есть версия, что он участвовал в походе Ивана Грозного на Астрахань. Об этой слободе напоминает местный Тетеринский переулок, примыкающий к Яузской больнице. Интересно, что легенды исстари связывали это место с московской медициной. Будто бы именно здесь, на таганской Болвановке, по приказу Ивана III казнили иноземного лекаря Леона за то, что он не сумел вылечить сына великого князя Иоанна Младого. На самом деле его казнь состоялась на другой московской Болвановке – в Замоскворечье.

http://pravoslavie.ru/1280.html

Кривой Рог. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не позже 1888. Год утраты:1964 (взорвана) Адрес: Украина, Днепропетровская область, г. Кривой Рог, микрорайон Карнаватка Координаты: 47.921442, 33.341404 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь в Карнаватке, близ города Кривой Рог Херсонской губ. (ныне являющаяся микрорайоном Кривого Рога) согласно предположению криворожского краеведа Александра Мельникабыла освящена 1 октября 1886 года - в день Покрова Пресвятой Богородицы - одного из самых значительных православных праздников. Но поскольку освящение храма - завершающая точка в процессе строительства, начало истории создания следует искать в более ранних временах. Место для нового храма было выбрано удачно. Построенная на небольшом возвышении, она была видна отовсюду. Внушительными были и размеры Покровского храма: высота колокольни - 29 метров, длина постройки - 34 метра, ширина - 21 метр. В плане церковь представляла собой традиционную крестово-купольную постройку. Большой грушевидный купол венчал двухметровый крест. Очень красиво был украшен фасад храма: ниши, арки, пилястры, полуколонны, сложенные из цветного кирпича, создавали сложную игру света и тени, придавали постройке сходство со сказочным теремом. Для украшения внутреннего убранства храма был приглашен очень известный художник - выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Емельян Кручинин. Со своими помощниками он расписывал стены и свод церкви, а кроме этого темперой на золотом фоне выполнил 50 великолепных икон для иконостаса. Первый ряд - «местный чин» украшала большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, еще 13 икон мастер сделал для «праздничного чина», размер которых был впечатляющим - 180х65 сантиметров. Третий ярус - «святительский», четвертый - «пророки». Венчала иконостас Голгофа с большим позолоченным крестом. Образы пророков были написаны на круглых досках диаметром 52 сантиметра. Это были самые маленькие по размерам образы, все другие были в высоту от 18 до 102 сантиметров, а в ширину - от 60 до 95 сантиметров. За украшение храма было уплачено 4,5 тысячи рублей. По своей красоте, художественным достоинствам архитектуры и убранства Свято-Покровский храм снискал себе славу одного из самых лучших сооружений Херсонской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=48849

На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого ( Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского , прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича , ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь )» ( Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв./Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно. Агиография

http://pravenc.ru/text/389221.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 60. Альберт Штаденский «Анналы» (между 1240 и приблизительно 1260 гг.) Альберт, бывший аббатом бенедиктинского монастыря Преев. Богоматери в Штаде (на севере Саксонии), перешел в местный францисканский монастырь, где ок. 1240 г. начал работать над всемирной хроникой, или «Анналами», которые в историографии иногда неточно именуются «Штаденскими анналами» и доведены до 1256 г. «Анналы» отличаются богатством использованных автором источников, а также обильными сведениями по генеалогии саксонской знати, хотя и не всегда вполне надежными. Замечателен включенный в «Анналы» подробный паломнический итинерарий из Штаде до Рима и далее до Святой Земли. Вместе с тем, в целом памятник изучен недостаточно – отчасти из-за отсутствия полноценного издания (издание И. Лаппенберга 1859 г. – неполно). Альберт был плодовитым писателем, оставив также стихотворный эпос о Троянской войне («Троил») и ряд не дошедших до нас сочинений. Издания: Alb. Ann. Stad. 1859. Р. 271–378. Переводы: Alb. Ann. Stad. 1890 (только текст издания И. Лаппенберга). Литература: Fiehn 1931. Р. 536–572; RFHMAe 2. Р. 175. 1. В л[ето] Г[осподне] 1089-е. [Сообщение о свадьбе германского императора Генриха IV с вдовой маркграфа Генриха Штаденского, заимствованное у Эккехарда из Ауры 1711 .] (Alb. Ann. Stad. 1859. Р. 316) 2. В л[ето] Г[осподне] 1093-е. [Мятеж Конрада, сына императора Генриха, против отца 1712 .] А причина мятежа была такова. Император Генрих в омерзительной низости стал преследовать свою супругу, вдову Удона 1713 , о которой сказано выше, да так, что приглашал всякого – стыдно сказать – овладеть ею. В конце концов он велел войти к ней собственному сыну Конраду, которого ранее уже короновал. Тот, ужаснувшись [такому] делу ответил: «Нет, господине, ведь я – ваш сын, а она – ваша жена». Он же говорит: «Ты не мой сын, а чужестранца». А был этот Конрад чрезвычайно похож на некоего чужестранца, правителя Швабии 1714 . Наконец королева, ускользнув из-под стражи, прибыла в Италию к оной весьма могущественной Матильде 1715 , а в ее сопровождении – к папе Урбану 1716 , которому со слезами рассказала о своей беде. Папа же, возмущенный столь ужасным преступлением, снова отлучил императора [от церкви]. Королева же вернулась на Русь (Rucia), вступила в монастырь и в конце концов стала аббатисой 1717 . [В это время императора заклеймил в своем послании прославленный Ансельм Кентерберийский 1718 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ МИМ [лат. Genesius Mimus] (кон. III - нач. IV в.), мч. Римский (пам. зап. 24/25 авг.). Мученичество Г. М. сохранилось в 11 версиях, созданных в период с VI по кон. IX в. Такие агиологи и историки Церкви, как Т. Рюинар, Л. С. де Тиймон, болландисты, отдавали предпочтение более кратким версиям, считая, что они содержат меньше исторических неточностей и анахронизмов. По мнению совр. исследователей, пространные версии (BHL, N 3318, 3320, 3322) являются более древними и лежат в основе кратких, сделанных в IX в. Несмотря на разнообразие текстов, все версии одинаково передают основные события жизни Г. М., отличаясь лишь деталями. Согласно «Мученичеству св. Генесия», Г. М. играл роли в небольших комедийных представлениях пародийного характера. Однажды он представлял пародию на Таинство Крещения перед имп. Диоклетианом . Во время представления 2 др. мима, изображавших пресвитера и экзорциста, вопросили Г. М. о вере и окрестили его, после чего он облекся в белые одежды и был подведен к императору. Но в этот момент Г. М. исповедал, что он воистину уверовал во Христа. Когда по сюжету комедии его крестили, он увидел Десницу Божию и ангелов, к-рые по книге перечисляли его грехи, смывая их водой из купели. Диоклетиан, убедившись в истинности веры Г. М., велел префекту Плавциану пытать Г. М., пока тот не откажется от веры во Христа. Г. М. не отрекся от Христа и был обезглавлен. Нек-рые версии «Мученичества св. Генесия», особенно пространные, указывают, что Г. М. был замучен в 4-е консульство Диоклетиана, т. е. в 290 г. Однако в этом году Диоклетиана не было в Риме, поэтому в качестве др. возможных дат Тиймон предполагал 285 г., когда Диоклетиан устраивал в Риме игры после восшествия на престол, или 303 г., когда в Риме проходили торжества по поводу 20-летия его правления (ср.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 121). Ряд новейших критиков (Б. фон дер Лаге, К. ван дер Ворст, И. Делеэ) склонны отрицать историческую ценность «Мученичества св. Генесия», а также и его существование. В Риме, по их мнению, уже в V в. почитался св. Генесий Арелатский, в зап. провинциях Римской империи его почитание тоже распространилось довольно рано и впосл. он стал восприниматься как местный мученик. В V в. в Риме был известен рассказ о чудесном обращении мима из Илиополя (в Финикии) - св. Геласия , к-рый, как и Г. М. в «Мученичестве», чудесным образом обратился, представляя языческой публике пародию на Крещение, и был растерзан толпой. Из-за схожести имен Геласий и Генесий римляне со временем перенесли на Генесия, к-рый в VI в. уже воспринимался как местный мученик, историю обращения Геласия (ср.: Van der Vorst. P. 265, 267). Поэтому образ Генесия из Рима сложился из 2 влияний - галльского (Генесий Арелатский), породившего культ рим. мученика, и вост. (Геласий Илиопольский), ставшего основой его истории мученичества.

http://pravenc.ru/text/162035.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #8d1ea15502 #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Духовной помощи фронту и тылу! Нижегородские патриоты организовали акцию памяти знаменитого старца Андрей Завьялов   13:31 28.07.2023 1908 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Необычное место для паломнической поездки выбрали мы, участники Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание». Посетили поселок Игумново, что в нескольких десятках километров от Нижнего Новгорода в сторону Дзержинска, а конкретно – местный погост, кладбище, где в 1960 году упокоены останки известнейшего на всю Русь Православную Михаила Хабарского (Сметанина). Идею подал руководитель Нижегородского РС Сергей Скатов – организовать ряд поездок по святым и необычным местам, связанным с исповедниками и молитвенниками православными. Как он разъяснил, на Украине ныне идут беспрецедентные кровопролитные бои, да и в тылу проблем хватает: даже Москву «беспилотники» чуть ли не ежедневно бомбят, некие «музыканты» марш-броски в столицу устраивают, крайне обострилась ситуация на информационном фронте – внутри России чрезвычайно активизировалась так называемая пятая колонна, всякие там актёришки, певуны, журналистишки и прочие писаки-говоруны, «инженеры душ человеческих» из либерального стана. «Стало быть, – воззвал Сергей Васильевич, – и нам следует не дремать! Фронту и тылу крайне необходима не только материальная, но и духовная поддержка! А что может быть сильнее молитвы на святых местах?!»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/28/du...

IV. Юлиан Отступник Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Карташев; Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Previte-Orton; Jones; Walker; Болотов; Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986. Несмотря на все значительные победы христианства, необходимо помнить, что язычество было еще вполне живо в Империи. К середине IV в. язычники составляли около половины всего населения. Но главным феноменом было двоеверие, когда многие, формально приняв христианство, на бытовом уровне сохраняли языческие обычаи и верования. Сам Константин до смерти оставался pontifex maximus. Лишь его сыновья отказались от этого титула. Они запретили публичные жертвоприношения, ряд языческих храмов был уничтожен. В 357 г. Констанций распорядился убрать из римского Сената Алтарь Победы, что, правда, вызвало протесты части сенаторов. Однако общим движением была эволюция от язычества к христианству. Этот процесс был прерван императором Юлианом, прозванным Отступником. В результате кровавой бойни, устроенной армией после смерти Константина, уцелели лишь два племянника императора - Галл и Юлиан. Наверное, детская травма, нанесенная убийцами отца, дядей и братьев, навсегда осталась в душе Юлиана. К тому же все детство свое он жил под страхом смерти. Тем не менее Юлиан получил отличное образование, как христианское, так и классическое. Он великолепно знал Гомера и других греческих классиков. В отрочестве, живя в Каппадокии, он увлекся богословием, был крещен и поставлен чтецом в Церкви. Это показывает, что его не готовили к государственным должностям, да и он сам не стремился к ним. Его главным ментором был Евсевий Никомидийский, богословию и философии его учил арианин Аэтий. Лет в 18 Юлиан пожелал побольше узнать о язычестве, и не только из книг, но и из живого опыта общения. В результате ряда новых встреч и открытий он начал увлекаться мистическими культами. В 350-351 гг. в Эфесе местный неоплатоник-шарлатан Максим водил его по языческим храмам и соблазнял чудесами: он произносил нужное заклинание - и статуя Гекаты в храме начинала улыбаться, факелы в ее руке внезапно вспыхивали и т.п.

http://sedmitza.ru/lib/text/434715/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010