Но теперь, из списка древнейшего, изданного г. Ундольским, оказывается, что Даниил адресовал свое послание к Переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, как значится в самом заглавии этого сочинения: «Данила Заточника моление к своему князю Ярославу Всеволодовичу»; а так как этот князь княжил в Переяславле в начале XIII века, то к тому же времени должно быть отнесено и самое слово по редакции списка г. Ундольского. Обращаясь к князю, Даниил говорит: «Княже мой, господине! орел царь над птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над Переяславцы»; себя же самого неоднократно называет рабом, то есть, подданным этого князя, сыном рабыни его. Но если о времени происхождения этого произведения могут еще быть между исследователями несогласия, то едва ли уже можно сомневаться в том, что лучшая и древнейшая редакция его составлена в старом Переяславле, и что сам Заточник был родом из этого города. Определением переяславского происхождения и самого автора, и его слова, наука обязана открытой и напечатанной г. Ундольским новой редакции этого древнего сочинения. В позднейшей же редакции до того стерт этот местный колорит, что даже поговорка или прибаутка, в которой горемычный изгнанник вспоминает о своем любимом городе, заменена другою, с намеками на другие местности. «Кому ти есть Переславль, а мне Гореславль», говорит Заточник, по списку г. Ундольского; вместо того в позднейшем: «Кому Любово, а мне горе лютое» и пр 192 . При всем желании видеть некоторый план в этом сочинении, едва ли представит оно безпристрастному исследователю что-нибудь иное, кроме набора изречений и пословиц на различные темы, как например: об уме и глупости, о богатстве и нищете, о князе и боярах, о доброй и злой жене, и т. п. Есть некоторые нити, которые будто бы дают внешний вид плана или порядка, например: «Ты скажешь: женись у богатого тестя», и затем идет длинный ряд выходок против женщин; «или скажешь: постригись в монахи» – и опять ряд изречений и пословиц против злоупотреблений иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей. Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость.  Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот.  Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы.  Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов. 

http://pravmir.ru/obraz-sozdannyj-samim-...

Проблемы с оформлением прав на землю могут помещать включению музея-заповедника в Херсонесе в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 5 мая 2009 г. 16:17 Подача документов на включение Херсонеса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО может состояться уже в следующем году. Об этом сообщила ученый секретарь национального заповедника «Херсонес Таврический» Елена Кленина в эфире программы «Бумеранг» на Черноморской ТРК. «Мы планируем, что подача документов, которая происходит через МИД, состоится в феврале 2010 года. Но в сентябре текущего года эти документы должны быть поданы на предварительное рассмотрение комиссии, которая заседает в Париже», — сообщила Кленина. Ученый секретарь напомнила, что еще 20 лет назад Херсонес был внесен в предварительный список ЮНЕСКО. Комиссия этой организации приезжала оценивать памятник и его перспективы включения в список Всемирного наследия в 1989 году и определила ряд шагов, которые необходимо для этого предпринять. «Прежде всего, это касалось реставрации и консервации памятников культурного наследия, т.е. бережного отношения к этим памятникам», — подчеркнула Кленина. В то же время, по ее словам, остался ряд проблем, в том числе и внутренних, которые не позволяют сейчас рассчитывать на включение Херсонеса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «К сожалению, мы до сих пор не пришли к консенсусу по критериям, по которым можно охарактеризовать памятник и подтвердить это потом в натуре. Также не нашли общих точек соприкосновения в этом вопросе со специалистами Министерства культуры», — отметила Елена Кленина. Однако первый заместитель председателя Севастопольской ГГА Владимир Казарин выразил уверенность, что в феврале будущего года вопрос включения национального заповедника в список ЮНЕСКО еще не будет вынесен на рассмотрение комиссии. По его словам, причина этого в том, что земля под памятником еще не закреплена за заповедником. «Он национальный, он находится в ведении Киева, а землю местный совет до сих пор ему не передал. Из 26-27 участков только семь или восемь оформлены, а остальные восемь лет не оформляются. И все документы администрацией подготовлены и поданы, но они просто не рассматриваются», — заявил Казарин. «Новый Регион — Крым»/Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/637364.htm...

В древнегреческую эпоху сформировался комплекс агоры, но ее руины были перекрыты слоями рим. периода. Справа от выхода на агору с Лехейской дороги обнаружены священный источник IV в. до Р. Х. и остатки храма с апсидой: вырубленный в скале скрытый проход с водным каналом вел с террасы к алтарю архаической эпохи внутри храма. На восточной оконечности агоры открыты 2 линии начала дорожки для скачек на колесницах (IV-III вв. до Р. Х.). Западнее, ближе к форуму, на высотке стоял дорический храм Аполлона и Артемиды, один из древнейших в Греции (сер. VI в. до Р. Х.), с 38 монолитными колоннами, 7 из них все еще стоят на месте. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Агора К. делилась на верхнюю и нижнюю. Сев.-зап. сторону нижней агоры обрамлял торговый ряд с колоннадой, за ним находились развалины дорим. сев.-зап. стои. Между нею и пропилеями, над засыпанным священным источником, во II в. по Р. Х. построили «портик пленников», где огромные статуи варваров поддерживали мраморные балки 2-го этажа. С востока на нижнюю агору выходила большая рим. базилика Юлия, где найдены мраморные статуи имп. Августа и членов его семьи. Южнее стояло здание рим. эпохи (городского архива?), его парадный зап. фасад оформляла колоннада из 13 коринфских колонн. С юга агору замыкала длинная (165 м) юж. стоя (IV или III в. до Р. Х.; изначально это была двойная колоннада из 71 дорической колонны и 34 ионических во 2-м ряду), где размещались 2 ряда лавок, по 33 в каждом. Почти во всех лавках переднего ряда имелся глубокий колодец (10 м), и они соединялисьс подземными каналами, наполнявшимися водой из источника Пирена. Вероятно, это были своего рода «погреба» для вина и продуктов, требующих охлаждения. В римский период торговый ряд использовали для административных зданий (местный сенат и др.). К центру южной стои вела с юга мощеная дорога; 2-я дорога выходила на агору с зап. конца стои. План древнего Коринфа 1. Южная стоя 2. Южная базилика 3. Булевтерион 4. Базилика Юлия 5. Портик Аполлона 6. Базилика 7. Термы Эврикла 8. Храм Аполлона 9. Северная агора 10. Северо-западные торговые лавки 11. Храм Гермеса 12. Храм Геркулеса 13. Храм Посейдона 14. Пантеон 15. Храм Венеры Фортуны 16. Храм Октавии (?) 17. Храм Геры Актии (?) 18. Западные торговые лавки 19. Одеон 20. Театр 21. Пирена 22. Лихейская дорога 23. Агора (форум)

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Святым Духом пророк Агав предвозвестил надвигающийся голод и дал духовное наставление церкви ( Деян.11:27–29 ). В другой раз он же в Духе предрек гонения, ожидавшие Павла (21:10–11). Этот двойной акцент (на действии Духа и отсутствии в христианстве политической угрозы) ничуть не умаляет историческую достоверность Деян. Да, конечно, он повлиял на отбор и подачу фактов, но точность деталей неоднократно подтверждалась археологическими открытиями. Возьмем хотя бы титулы римских чиновников, упоминаниями о которых усеяны страницы Деян. Многообразие форм местного и провинциального управления в Римской империи означало, что различные места управлялись такими чиновниками, как асиархи, политархи, преторы, прокураторы, консулы, цари-клиенты и т.д. Более того, когда менялся статус римской провинции, менялись и титулы провинциальных правителей. Хотя в них очень легко запутаться, ученые раз за разом убеждались, сколь точно указывает эти титулы Лука 65 . Более того, Луке удается с помощью минимума слов передать подлинный местный колорит самых разных городов, упоминаемых в его рассказе. Даже используя технические термины, связанные с морским делом, Лука выказывает примечательное знакомство с жаргоном моряков и кормчих. Вместе взятые, эти примеры свидетельствуют не только о широте эрудиции Луки, но и о его природной склонности к точности. 3. Речи и проповеди в Книге Деяний Примерно пятую часть Деян. занимают речи и проповеди вождей раннехристианской церкви. С присушим ему литературным талантом Лука передает многообразие нюансов, характерных для тех или иных ораторов. Поскольку Павлова проповедь в Милете ( Деян.20:18–35 ) находится в «мы-разделе», ряд исследователей предположили, что Лука лично слышал выступление апостола. Как бы то ни было, факт остается фактом: именно здесь Деян. особенно близки Павловым посланиям по лексике и строю мысли. Знаменитая речь Павла в ареопаге (17:22–31) -прекрасный образец миссионерского выступления перед образованными язычниками. Она начинается с упоминания о надписях, существование которых в Афинах подтверждено археологией, и содержит отсылки к тогдашней стоической философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

По прочтении берата, документ тем же порядком передается архиерею и вновь помещается в ларец. После обмена новыми приветствиями и обычного угощения гликонеро и кофе, архиерей откланивается представителю правительства и, в сопровождении свиты, выходит из сарая. Местный отряд турецких солдат, при выходе архиерея, отдает ему честь по-военному, так как он уже официально признан гражданским представителем ромейской райи своей епархии, к тому же имеет при себе правительственные ордена. В торжественной процессии архиерей возвращается в здание митрополии. На другой день представитель правительства отдает архиерею официальный визит, также предварительно условившись о часе приема. Архиерей опять приглашает к себе клириков н почетнейших из прихожан и совместно с ними принимает в митрополии представителя правительства, оказывая ему ту или другую честь соответственно его рангу. Между тем, архиерей, имея ввиду присутствие в кафедральном городе представителей почти от всей его епархии и значительное количество паствы из окрестных местностей, совершает в митрополичьем храме первую литургию. За этой литургией он произносит речь к народу, представляя в ней ряд нравственных наставлений (о любви, мире, единомыслии), по руководству дневного евангельского или апостольского чтения. В день совершения первой торжественной литургии архиерей, пользуясь пребыванием представителей различных общественных организаций и учреждений, устраивает и первое общее их собрание, с целью ознакомления как с местными церковными и общественными деятелями, так и с общим положением дел в епархии и с главнейшими ее нуждами. Председательство в этом собрании, естественно, принадлежит новому иерарху. В виду того, что присутствующие па заседании димогеронты, ефоры и епитропы получили утверждение в общественной своей деятельности от другого иерарха, предшественника настоящего их деспотиса, они иногда возбуждают вопрос о своей отставке или даже добровольно слагают свои полномочия, дабы выяснить пред новым архиереем свое положение и дать ему возможность, если желает, работать с другими сотрудниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Хиазм (греч. χιασμος) – изображение человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную). Хитон (греч. χιτν) – нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи; цельнокроеная, без рукавов; распространённая в античные времена. Хоры – галерея или балкон ко втором ярусе храма, над боковыми нефами и западной третью. См. также катехумены . Хризма (греч. χρσμα) – в христианской палеографии монограмма, составленная из двух букв – X и Р или I и X (начальных букв имени Христа). Монограмма в начертании образовывала крест. В раннехристианском искусстве употреблялась как символ (образ) Господа. Хрисовул (греч. χρισβουλλον) – 1) жалованная императорская грамота; с такими грамотами в руках изображены византийские императоры на вотивных мозаиках храма Св. Софии Константинопольской; 2) золотая печать, которой скреплялась эта грамота. Царские врата – двустворчатая дверь в центральной части иконостаса , ведущая в алтарь . В храме Св. Софии Константинопольской царскими вратами именовался главный (центральный) портал входа с западной стороны. Цезарепапизм – соединение в одном лице функций светской и церковной власти, когда глава государства рассматривается одновременно как верховный священник. Цезура (лат. caesura – разделение, рассечение) – граница, пауза в развитии ритма или композиции. Целибат (лат. caelibatus) – безбрачие католического духовенства. Целла (лат. cella – комнатка) – основное сакральное помещение греческого храма, предназначенное для статуи божества, недоступное ни для кого, кроме жрецов. Чин – 1) ступень в Небесной иерархии; 2) ряд икон, расположенных горизонтальным ярусом в иконостасе . Сверху вниз размещаются праотеческий чин, пророческий чин, праздничный чин, деисусный чин; под ними царские врата и местный чин. Шеол (древнеевр.) – пустота, ожидающая человека и всё материальное после смерти; небытие. Шпонка – поперечный брусок из дерева, соединяющий доски в иконе с тыльной стороны. Шрафировка (нем. schrafliren – штриховать) – см. ассист .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можем ли мы вкладывать в слова апостола иной смысл, нежели тот, что хотел донести он? 878 См.: «Помощь для понимания Библии», с. 1620, 1621, англ., «Понимание Писаний», т. II, с. 1134, 1135, англ., или другие библейские справочники. (В Синодальном переводе они названы «детоводителями», что является буквальным переводом греческого слова ( ) от которого происходит русское слово «педагог». – прим. перев.) 922 Матфея 5:14–16 . Греческое слово ( ) переведенное как «дела», не несет в себе мысли о какой–либо организованной деятельности. Предшествующие и последующие высказывания Христа показывают, что он говорил об обычных делах, которыми занимались его слушатели, и об их повседневных отношениях с друг с другом. 931 Греческое слово ( ) одна из форм которого переведена в 2 Тимофею 4:5 как «бдительность» (НМ) или «здравомыслие и уравновешенность» (перевод Филлипса, англ .), буквально означает «быть трезвым», избегать (алкогольного) опьянения. В переносном смысле это слово приобрело значение «быть рассудительным, бдительным, сдержанным» (Греческо–русский словарь Alpha). «Трезвость в суждениях была важна как в частной, так и в общественной жизни» (См. TheologicalDictionary of the New Testament , краткое издание, с. 633, 634, тж. Вейсман А. Д. Греческо–русский словарь. – Спб., 1899). 933 Например, в 1 Тимофею 1:8–11, апостол перечисляет ряд неправильных поступков и склонностей (включая убийство, обман, лжесвидетельство, безнравственность, гомосексуализм), а затем говорит о том, что подобное поведение «противостоит [противоречит, СЖ ] здравому учению » благой вести. Ср. также 1 Тимофею 4:1–6. 944 Ср. с высказываниями из книг, по которым Свидетели Иеговы проводят «изучения Библии», «Истина, ведущая к вечной жизни», с. 16; «Ты можешь жить вечно в раю на земле», с. 23, 24. 945 Хотя на момент смерти мужа она уже перестала посещать встречи собрания, похороны, на которых присутствовало много друзей и коллег покойного по работе (не являвшихся Свидетелями Иеговы), для нее провел местный старейшина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

В Сочи продолжается уборка мусора и последствий затопления. 29 июня. ПРАВМИР. «Подтопленных домовладений и придворовых участков на территории Адлерского и Хостинского районов Сочи нет», — сообщает местный главк МЧС. Сейчас в Сочи работают пункты временного размещения, аэропорт, железнодорожный вокзал и социально-значимые объекты функционируют в штатном режиме, газо-, водо- и энергоснабжение восстановлено в полном объеме, — об этом сказано на сайте ГУ МЧС по Краснодарскому краю Администрацией Адлерского района организовала доставку питьевой воды, продовольственных пакетов, горячей пищи. В Сочи продолжается уборка мусора и последствий затопления. Для ликвидации последствий дождевого паводка привлечена группировка сил и средств РСЧС численностью 1709 человек и 300, в том числе от МЧС России 750 человек и 142 единицы техники. 25 июня в результате выпадения месячной нормы осадков произошло полномасштабное наводнение, были затоплены многие районы города Сочи. По сообщению регионального правительства, из-за наводнения оказались подтоплены около 560 домов. Эвакуировать пришлось около 280 человек. В ГУМВД России по Краснодарскому краю сообщили об одном погибшем. Тело мужчины нашли в Адлерском районе на территории совхоза «Россия». В результате наводнения оказался затопленным международный аэропорт Сочи. Кроме того, оказался подтопленным и железнодорожный вокзал, в результате чего был задержан ряд поездов. Без света остались порядка 24 тыс. человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 сентября, 2014 12 июня, 2014 26 июня, 2015 5 июля, 2021 27 июля, 2019 19 июля, 2019 9 июля, 2019 10 июля, 2018 25 июня, 2015 14 сентября, 2014 12 июня, 2014 26 июня, 2015 5 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-sochi-stabiliziruets...

Жители Арзамаса устроили акцию протеста в связи с убийством молодого человека приезжими 10 декабря, 2013. Новостная служба По словам местных жителей, у торговых центров города ОМОН забирает всех подряд, даже мирно прогуливающихся людей. Местные жители также настаивают на том, что армяне с другими нацменьшинствами «всех и всё здесь купили», потому на справедливость им надеяться нечего. фото: gazeta.ru 10 декабря, ПРАВМИР. Беспорядки в г. Арзамасе Нижегородской области вспыхнули в субботу, 7 декабря. Поводом послужило убийство местного жителя в ходе бытовой ссоры приезжими из стран ближнего зарубежья. Убийство 26-летнего Александра Слакаева спровоцировало в Арзамасе массовые погромы — громили магазины приезжих предпринимателей, сообщает Мой район Онлайн . В городе вспыхнули массовые беспорядки после того, как в ночь с 6 на 7 декабря был убит местный житель, Александр Слакаев, а его ровесник доставлен в больницу с множественными травмами. Инцидент произошел в армянском кафе «Очаг». Молодым людям не понравилось, как их обслуживают, после чего бытовая ссора переросла в драку. Слакаев получил ряд смертельных ножевых ранений. Местные жители обвинили в смерти парня приезжих из ближнего зарубежья. По последним данным, в ход беспорядков в Арзамасе вмешался ОМОН. Недовольные местные жители в субботу вечером организовали «народный сход». Полиция и администрация города собрала в понедельник всех заинтересованных жителей в местном ДК и попытались с ними поговорить, но толпу было уже не остановить. По улицам города ходили настроенные молодые люди с криками: «Русские, вперед!» Из Нижнего Новгорода на подмогу были вызваны спецбатальоны полиции. Вечером в субботу, по разным данным, от 50 до 300 человек пришли на народный сход на Соборной площади Арзамаса и потребовали закрыть все кафе, принадлежащие приезжим. В воскресенье и понедельник погромы в Арзамасе продолжились. Местные жители пишут в соцсетях, что у торговых центров ОМОН забирает всех подряд, даже мирно прогуливающихся людей. Местные жители настаивают на том, что армяне с другими нацменьшинствами «всех и всё здесь купили», а потому на справедливость надеяться нечего.

http://pravmir.ru/zhiteli-arzamasa-ustro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010