Радуйся, яко в малом был еси верен, и над многим постави тя Господь; Радуйся, пламенно паству Христову возлюбивый, сего ради возлюби тя Пастыреначальник Христос. Радуйся, архиерею Божий, от Превечнаго Архиерея свыше прославленный; Радуйся, иерарше Христов, дарами Святаго Духа преисполненный. Радуйся, святителю Мелетие, неусыпный о нас к Христу Богу молитвенниче. Кондак 9 Вси людие паствы харьковския видевше тя, архипастыря своего, смирением и кротостию сияюща прославиша Бога, святителю отче Мелетие, ты же любовию к ним исполненный, яко отец о своих чадех твоих, слезныя молитвы Богу день и нощь изливал еси. Сего ради людие твои, умиляющеся сердцем и душею, воспеваху Богу, даровавшему им таковаго святителя дивна: Аллилуиа. Икос 9 Како восхвалим по достоянию высоту смирения твоего, святителю Мелетие, егда посрамил еси прегордаго клирика твоего, тяжкими горестями омрачившаго многоскорбныя дни твои, — в лености безпечна и в делех нерадива, безстудне оклеветавшаго тя. Ты же смиренно раны тайных подвигов твоих на теле твоем клеветнику оному обнажил еси, и безукорне отпустил его; он же, злобою снедаемый, безутешно в землю отыде. Мы же от злых дел своих посрамляемии, дерзаем в покаянии звати Богу: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», тебе же приносити сицевая: Радуйся, сосуде смирения, имже всякая гордыня низлагается; Радуйся, любовь нелицемерная, еюже вся козни вражия попираются. Радуйся, агнче незлобивый, никомуже злом за зло воздавый; Радуйся, кротосте духовная, досаждения и поношения ближних своих отеческою любовию покрывавый. Радуйся, роптание, празднословие и злохуление возненавидевый; Радуйся, терпение крепкое и молчаливая к празднословию уста стяжавый. Радуйся, кадило чистаго благоухания, сердца наша благодатным миром исполнивый; Радуйся, светильниче неземнаго сияния, истинныя любве друг ко другу искати нас научивый. Радуйся, святителю Мелетие, неусыпный о нас ко Христу Богу молитвенниче. Кондак 10 Повеле Господь хотящым спасти душу свою погубити ю ради другов своих, ты же, святителю Мелетие, душу твою о пастве твоей полагал еси, и до кончины жития жертву Безкровную за вся люди Богу принося, в кротости душевней взывал еси к Нему: Господи, нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини, и ни единаго нас осужденна сотвори: но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, во еже звати Тебе: Аллилуиа. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Мелетий Метаксакис (1871–1935) – митрополит Кипрской Церкви (1910– 1916); Архиепископ Афинский и всея Эллады (1918–1920); Вселенский Патриарх (1921–1923); Папа и Патриарх Александрийский (1926– 1935). Активная церковно-политическая деятельность Мелетия началась в 1918 году, когда при поддержке своего родственника Елефтериоса Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, он стал Архиепископом Афинским и всея Эллады. В ноябре 1921 Венизелос был смещён с поста премьер-министра Греции, а в декабре 1921 года Священный Синод Элладской Церкви низложил Мелетия Метаксакиса за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года Мелетий был возведен на Константинопольский престол, а затем под сильным политическим давлением постановление о его низложении было отозвано. Это избрание было обусловлено влиянием Венизелоса и активной поддержкой Мелетия протестантскими епископами в Англии и Америке, т.е. выстраивалась политическая конструкция, полезная и для международных, и для греческих национальных интересов. Все архиереи Константинопольского Патриархата, не согласные с этим избранием, были отстранены и заменены другими. С момента избрания Мелетия Константинопольским Патриархом начинается совершенно новая глава в истории Православной Церкви. Мелетий провел ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия: признание действительности англиканского рукоположения, изменение календаря Православной Церкви, рассмотрение вопросов о фиксированном дне празднования Пасхи, вступлении в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачии священников, ослаблении постов и т.д. Как Вселенский Патриарх, Мелетий осуществлял попытки пересмотра взаимоотношений между Поместными Православными Церквами на основании вопроса о статусе их диаспор. Он пытался расширить толкование 28 правила IV Вселенского Собора, считая, что все церкви в странах «варварских» (т.е неправославных) принадлежат юрисдикции Патриарха Константинопольского. Решения Константинопольского синода 1922 г. и так называемого Всеправославного конгресса 1923 г. привели к резкому осложнению взаимоотношений в православном мире. В сентябре 1923 года при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа патриарх Мелетий отрекся от патриаршего престола и покинул Стамбул (с 1926 по 1935 гг. занимал кафедру патриарха Александрийского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

«Леля хоть может съедать сама то немногое, что получает, а я спокойно не могу проглотить ни одного куска», – со вздохом подумала она. За последние две недели перетяжки опять пропали на бархатных ручках ее сынишки, и личико слегка вытянулось… Наблюдать эти изменения в детском лице и сознавать всю невозможность что-либо изменить – вот пытка!… Поднялась Ася на рассвете, как только Мелетина Ивановна слезла с печи и вздула огонь, растворив печную заслонку. Спешно глотая оладьи, Ася не решалась заговорить с Мелетиной Ивановной о подробностях ухода за детьми, хотя множество указаний вертелось у нее на языке: легко можно предположить, что Мелетина Ивановна сунет в ротик Сонечке хлебный мякиш или покормит Славчика с чужой ложки… Но, боясь обидеть старую крестьянку, Ася все-таки промолчала. Дети еще не просыпались, когда она подошла к ним уже в ватнике, валенках и платке. Она перекрестила обоих, но не поцеловала, опасаясь разбудить. В сенях было еще полутемно; Мелетина Ивановна стояла на пороге. – С дороги-то не сбейся: день ужо будет вьюжный – вона какая с утра пороша! – сказала она. – Не собьюсь, я ведь уже ходила! – Ася взглянула через раскрытую дверь на крутившийся снег и еще раз обернулась на детей: ресницы ее сына еще не подымались, и выражение ангельского покоя лежало на лбу и побледневших щечках; загадочный комочек тоже был неподвижен. – Не тревожься, уж сохраню. Люблю ведь детей-то!… Ступай с Богом, – сказала опять Мелетина Ивановна. Головка молодой патрицианки внезапно склонилась и губы припали к загрубевшим мозолистым рукам… – Господь с тобой! С чего ты это? – проговорила Мелетина Ивановна и отняла руки. Глава двадцать четвертая Надежда Спиридоновна в старом стеганном капоте стояла около своей распотрошенной кровати и, казалось, была чем-то расстроена. – Ах, это вы! Не входите – вытрите сначала ноги в сенях и стряхнитесь, вы вся в снегу. Так. Теперь присядьте, только Тимура не раздавите. Ася села на кончик стула, и больше из вежливости, чем из участия, спросила: – Как живете? Во взгляде, брошенном на нее из-под серых, поредевших, колечками вьющихся волос, Асе впервые показалось что-то растерянное и пришибленное вместо прежнего своенравного огонька.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Начинается она пространным введением, в котором читатель подготавливается к пониманию церковно-исторической науки, а затем идет сама церковная история, расположенная по векам и доведенная почти до времени его кончины. По всей вероятности, труд не был окончательно обработан автором. История Мелетия до 1766 года оставалась неизвестной просвещенной греческой публике. Только в указанном году она в рукописи была открыта одним его согражданином (Лампаничиотисом из Яннины) в святогробской библиотеке в Константинополе. По-видимому, находка произошла случайно. Открывший рукопись решился издать ее в свет и с этой целью отдал рукопись Иоанну Палеологу, протоапостоларию великой церкви, с тем, чтобы он перевел историю Мелетия с древнегреческого языка, на котором она была написана, на новогреческое наречие, как более удобопонятное для большинства Эллинов. Но, как оказалось, Палеолог взял на себя труд перевода исключительно ради обещанного гонорара, и выполнил дело очень худо. Тогда любитель науки, открывший рукопись, передал ее для пересмотра и обработки некоему Георгию Вендотису, в Закинфе, человеку славившемуся просвещением. Он и приготовил оригинал для печати: исправил перевод, поправил ошибки и недосмотры в тексте, снабдил его примечаниями, и т. д. История Мелетия была напечатана в Вене в трех томах (в 1683 – 84 гг.). В пятидесятых годах текущего века предпринято было в Константинополе второе издание истории Мелотия, но вышел только первый том, причем издатель со стороны языка хотел приблизить ее к оригиналу (т.е. восстановить тот древнегреческий язык, на котором она была написана сначала). Смерть издателя помешала благополучно окончиться предприятию 40 . Есть основание утверждать, что тотчас после открытия оригинала Мелетия в святогробской библиотеке, еще до времени его печатания, рассматриваемый труд распространился в публике в рукописи. Так мы знаем, что известный Евгений Булгарис, ученый греческий архиепископ, состоявший на церковной службе в России, владел рукописной историей Мелетия, но она, по его словам, имела крайне неисправный вид, так что, как он выражался, походила на Авгиевы конюшни 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Впоследствии Никон писал о нем государю: «ты послал Мелетия, а он злой человек, на все руки подписывается и печати подделывает, – и здесь такое дело за ним было; думаю и теперь есть в патриаршем приказе». К этому он прибавлял очень справедливо: «есть у тебя, великого государя, и своих много (кого послать), кроме такого воришки». Кажется, и сам царь не слишком доверял тому, кого Никон называл воришкой: «кто нам поручится за него»? – говорил он Паисию: «что если он в самом деле человек двоедушный? – ведь он почти что сам за себя ручается». Но за «друга и земляка» поручился Паисий, да еще грек же, Дионисий архимандрит, – и царь решился вручить Мелетию грамоты к патриархам и нужные суммы денег, что, вероятно, было для него всего важнее. И так, вместо человека вполне надежного и верно знающего дело, отправили к вселенским патриархам какого-то неизвестного греческого выходца, о котором ходили притом нехорошие слухи в Москве. С какою целью было поступлено так? и какого успеха можно было ожидать от такого посла? Константинопольский патриарх писал о нем, что он приезжал к нему «не смирно»; а патриарх иерусалимский писал государю, что Мелетий говорил ему о Никоне «такие речи, которые кажутся ему недостоверными», и что вообще полагаться на слова его он почитает опасным. В Константинополе Мелетий вошел в столкновение с лицами, как видно, одного с ним сорта: какой-то грек Мануил, как сам он доносил в Москву, хлопотал, чтобы помешать успеху его посольства и готов был посягнуть на его жизнь; еще какой-то архимандрит из Антиохии разглашал в Константинополе, что Мелетий привез 8000 червонцев, чтобы подкупить кого нужно, и также употреблял старания помешать ему. Даже в Москву явились новые греческие выходцы, которых прибытие, очевидно, находилось в связи с посольством Мелетия: один из них, Афанасий, митрополит иконийский, явившийся от лица константинопольского патриарха и выдавший себя за его племянника, привез известие, что от Мелетия патриарха ни грамот, ни милостыни царской не взяли, – и когда государь сказал ему на это, что Мелетий пишет ему напротив совсем другое, то предупреждал царя, чтобы не верил этому двуличному человеку, что он обманет его, подделает подписи; другой, какой-то грек Степан, явился от того же патриарха с грамотой, в которой было написано, что патриарх утверждает Паисия Газского в звании экзарха (о чем Мелетий, приятель и земляк Паисия, как видно, хлопотал в Константинополе чрез приближенных патриарха).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Энергия мирового пространства, «астральный свет» Элифаса Леви и западных оккультистов, прана индусов, «огненный разумный дух» стоиков, превращается в специфическую жизненную энергию человека, пневма зотикон иатрософов и древнецерковных писателей. В Библии это «нефеш», содержащийся в крови жизненный принцип. Учение о жизненной силе имеет сторонников и в современной науке и философии в лице неовиталистов: Rind-fleisch, Bunge, Hans Driesdi, Reinke, Schneider, Ed. v. Hartmann, Uexkiill, и в лице психовиталистов: Pauly, Prance, Erhardt, Ad. Wagner. Натурфилософ и физиолог Max Verworn в своей теории о «биомолекуле» говорит об особенной «Lebenskraft». Spearmann и Leshley говорят о «недифференцированной энергии» организма. Психическое дыхание свойственно и растениям. «Жизненные силы устремляются от сердца» 348 , – говорит Мелетий. Психическая энергия Жизненный дух, идущий от сердца в головной мозг по артериям, претерпевает здесь дальнейшие изменения, он превращается в «психический дух», пневма психикон, психическую энергию организма. По Галену 349 , это происходит в передних желудочках головного мозга. Отсюда переработанная энергия переходит в 4-й желудочек мозга, по каналу, существующему между ним и передними желудочками. Гален 350 рассматривает этот процесс, как вдох и выдох мозга. По Немезию 351 , психическая энергия образуется также и в среднем, т. е. 3-м желудочке мозга. Гиппократ, Гален 352 и Мелетий приписывают исключительную роль в образовании психической энергии (психического духа) также сетчатому сплетению в головном мозгу, rete admirabile, (plexus reticularis), обволакивающему мозг и питуитарную железу (гипофиз, мозговой придаток). Отсюда и из желудочков мозга психическая энергия проходит через кровеносные сосуды мозга и поступает в общее кровообращение. Гален 353 утверждает, что психический дух не должен долго оставаться в мозгу, в plexus reticularis, а должен идти в желудочки мозга. Нарушение циркуляции пневма в желудочках, вследствие закупорки канала, вызывает эпилепсию. Гален отмечает известный анатомический факт, богатство мозга кровеносными сосудами. Подобно тому, как сосуды внутренних органов изливают желчь, слизь и другие жидкости, так, говорит Гален, и мозг выделяет психическую энергию. Мелетий является сторонником нервного распределения психической энергии, отмечая значение периферической нервной системы, не отвергая и гуморальную теорию Галена. Аристотель 354 говорил, что пневма разносится по сосудам. Гален и Оривасий 355 рассматривают психический дух, как первый орган души для чувствительных и двигательных функций. Движения органов чувств мозг воспринимает при помощи психической энергии. Он приводит в движение все члены тела вплоть до пальца ноги (Мелетий 356 ) посредством психического духа. Мелетий рассматривает все функции организма, как психические акты и считает деятельность психической энергии разумной и сознательной, хотя эта деятельность остается для индивида бессознательной 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Их, следовательно, менее всего можно обвинять в заимствовании учения о пресуществлении у латинян. Проф. Малышевский говорит, что Мелетий Пигас был первый из греков, введший в греческую богословскую науку термин μετουσωσις 40 . Не знаем, был ли знаком Малышевский с Омилией Геннадия и, если знаком, то отрицает – ли её подлинность наравне с протестантами, но только после того, что сказано нами о Геннадии, Мелетию Пигасу мы должны отвести уже второе место в числе греческих авторов, употреблявших слово μετουσωσις. Слово μετουσωσις встречается в двух письмах Пигаса 1593 и 1594 годах немцу Кириаку Фотину, доктору Ингольштатского (в Баварии) университета и англичанину Эдуарду 41 . «Вино (в таинстве Евхаристии) есть кровь, равно как хлеб – плоть, говорит Мелетий в письме к Фотину, и это – могуществом и силою пресуществления ( μετουσισεως), так что Христос, Спаситель наш, заключается в том и другом 42 ». Несколько ниже в том же самом письме Мелетий точнее раскрывает свою мысль, именно, что евхаристический хлеб силою преложения ( μεταβολς) делается тем же телом Христа, которое Он имел во время земной Своей жизни, т. е. ипостасным Христом в единении Его божественной и человеческой природы 43 . В виду такой ясности учения Мелетия о пресуществлении, Кислингий, не осмеливаясь заподозрить его в латинстве, находит однако – ж возможным подорвать авторитет этого свидетельства, признав подложность обоих писем. Письма, говорит он, изданы Ренодотом католиком; весьма вероятно, что он их издал от себя или же сильно интерполировал. Сам же Мелетий о пресуществлении ничего не знал, и вот доказательство: Мелетий жил весьма близко ко времени Иеремии II, патриарха Константинопольского; но это слово ( μετουσωσις) не было употреблено последним; следовательно, термин μετουσωσις в то время грекам был неизвестен и Пигас им не пользовался 44 . Способ доказательства более чем странный: такого рода умозаключениям одним, далеко ещё не следует, что оно не было известно и другому. Отрицание же подлинности писем ни на чём не основано.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

21 апреля 1828 года святитель Мелетий был переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем. 18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного. Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана. Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 году он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

http://pravicon.com/info-2929

Арсений. Читал житие святого Мелетия 12 февраля, а Феодорита не читал. Я. Где же написано, что святые Мелетий и Феодорит предали проклятию некрестящихся двумя перстами? Арсений. Читать этого мне не приходилось; в житии святого Мелетия этого нет; но в Стоглаве об этой клятве и о двуперстии прямо сказано: кто не знаменуется двумя перстами, якоже и Христос, да есть проклят. Стоглав разве не писание? По Кирилловой книге, он назначен для чтения и научения. Я. О том-то и речь наша, что писание это неправо. В 31-й главе Стоглава ошибочно написано, что Мелетий и Феодорит повелели знаменоваться двумя перстами, а некрестящихся двуперстно предали проклятию. Сам же ты сейчас сказал, что в житии святого Мелетия нет сказания о клятве, и не ищи, потому что не было и нет сего. И выходит после этого, что клятва по 31-й главе Стоглава на некрестящихся двуперстно несправедлива, и ссылка на святых Мелетия и Феодорита безрассудна 4 . Арсений. Что-то не верится, чтобы святые отцы Стоглавого собора были несправедливы и безрассудны. Может быть, сами-то они знали, а только не указали, где святые Мелетий и Феодорит написали эту клятву. Я. И указать не могли они, потому что никакой клятвы на некрестящихся двуперстно у них нет. Да и эта ли одна несправедливая ссылка на клятву святых Мелетия и Феодорита заставляет убедиться, что 31-я глава Стоглавого собора писана простотою и невежеством? Нет, в ней приписывается святым Мелетию и Феодориту и то свидетельство, якобы и Христос молился двумя перстами. «Иже кто не знаменуется двумя персты, – писали будто бы святые Мелетий и Феодорит, – якоже и Христос, да есть проклят». Как же Христос молился? По-вашему? двуперстно? Арсений. Во всяком случае – двумя персты, а не троеперстно по-никоновски, – именно так, якоже предаша нам самовидцы и слуги Божия слова святии апостолы и святии отцы, как по Стоглаву написано. Я. Речь наша о свидетельстве святых Мелетия и Феодорита. Где у них сказано, что Христос молился двуперстно? Арсений промолчал. Святая истина выше и дороже всего. Ни святой Мелетий, ни Феодорит, как никакой клятвы не изрекали на некрестящихся двуперстно, так точно не писали и не учили о том, как Христос молился и как Он складывал персты. Ничего подобного у них найти нельзя. И тут 31-я глава Стоглава несправедливо приводит их в свидетели. Изображал Христос на Себе крестное знамение?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010