“Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 (Из археографических разысканий) В 1-м и 2-м номерах журнала “Альфа и Омега” за 2001 г. нами был опубликован текст “Похвального слова русским преподобным” соловецкого писателя XVII в. инока Сергия (Шелони­на) 1 . В данном номере мы публикуем текст еще одного ранее неизвестного сочинения инока Сергия (Шелонина) — “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим”. Единственный список этого произведения был обнаружен нами в одном из сборников Соловецкого собрания Российской Национальной Библиотеки 877/987). Упомянутый сборник Сол., 877/987 представляет собой конволют, состоящий из 8-ми частей, написанных разными почерками на бумаге 20–70-х гг. XVII в. Содержание этого сборника весьма разнообразно: помимо “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим” (который в дальнейшем мы будем называть сокращенно “Каноном всем русским святым”), в его состав входят так называемый “Соловецкий летописец” второй редакции, “Слово” Амфилохия Иконийского о святителе Василии Великом, “Слово” Иоанна Златоуста о Божественных тайнах, служба святой благоверной Анне Кашинской и ряд других произведений 2 . Владельцем этого сборника был черный диакон Иеремия 3 , чьим почерком сделаны многочисленные исправления в 4-й и 8-й частях сборника, в том числе запись на обороте последнего листа “Канона всем русским святым”: “Творение священноинока Сергия” (л. 256 об.) 4 . Интересующий нас список “Канона всем русским святым” находится в последней части сборника Сол., 877/987, написанной на бумаге с филигранью “лилия на гербовом щите”, сходной с изображением в альбоме: Дианова, Костюхина, 901 (1624–1631 гг.) 5 . Благодаря датировке филиграней указанного списка мы могли бы датировать и создание самого “Канона” рубежом 1620–1630-х гг. Однако сопоставление этой датировки с некоторыми другими реалиями, отраженными в сочинении инока Сергия (Шелонина), вынуждает нас “отодвинуть” дату создания “Канона” к концу 1640-х гг. Во-первых, как нам удалось установить, на создание “Канона всем русским святым” оказал влияние “Канон преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим”, созданный иеромонахом Мелетием Сиригом в 1643 г. 6 . “Канон” Мелетия Сирига повлиял на концепцию “Канона” Сергия (Шелонина) и отчасти на его заглавие. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский; греч. Μακριος Νος] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Неизданное первоначальное (?) Мученичество М. Н. (BHG, N 2244) содержится в рукописи Neo-Eborac. Plimpton 14, 1644 г. Гимно- и агиографические тексты в честь М. Н. составлены протосинкеллом К-польской Патриархии Мелетием Сиригом в сер. XVII в. (служба с синаксарным Житием). Житие М. Н. включено в состав сб. «Новый Лимонарь». Святой род. в г. Киос (Кий, ныне Гемлик, Турция) и получил в крещении имя Мануил. Его родители, Петр и Анфуса, отдали мальчика на обучение портному. Когда Мануилу было 18 лет, его отец добровольно отрекся от Христа и принял ислам, а затем переехал в Прусу (ныне Бурса). Однажды Мануил отправился в этот город по делам и на базарной площади случайно встретился с отцом. Тот схватил сына и насильно отвел к судье, крича, что пришло время и Мануилу стать мусульманином. Юношу избили и ему насильно совершили обрезание. Через неск. дней Мануилу удалось тайно бежать из Прусы, и он отправился на Св. Гору. Обойдя все мон-ри, Мануил стал послушником у одного добродетельного старца в скиту прав. Анны. Там он принял постриг с именем Макарий и провел 12 лет, по прошествии к-рых стал просить у старца разрешение вернуться в Прусу, чтобы прилюдно исповедать Христа. Старец не хотел отправлять М. Н. на мученическую смерть, но, видя горячее желание своего ученика, посоветовался с др. старцами, и они отпустили его с благословением. Сначала М. Н. отправился в К-поль и получил у тур. законоведа судебное решение о том, что он может беспрепятственно вернуться к исповеданию прежней религии, поскольку его принудили отречься от своей веры. После этого М. Н. навестил свою мать, но не открыл ей своего намерения пострадать за Христа. Затем он прибыл в Прусу и в иноческой одежде отправился на рынок. Турки узнали М. Н. и спросили, как он, став мусульманином, принял монашеский постриг? Святой бесстрашно ответил, что вернулся к истинной вере и посоветовал им также оставить ложную религию и уверовать во Христа, чтобы избежать адских мучений и наследовать вечную жизнь.

http://pravenc.ru/text/2561448.html

11 октября — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих 10 октября 2008 г. 16:00 Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется теперь 11 октября (28 сентября). Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, то есть после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста. В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 г.), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским. В Собор преподобных отцов в Ближних пещерах почивающих входят около 73 святых. Кроме них среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 11 октября  упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня/9 июля, а также 15/29 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере.

http://patriarchia.ru/db/text/52428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ Преподобные Даниил и Пимен Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) Преподобные Даниил и Пимен Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) (2-я пол. XIV-XV в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших). Мощи Д. почивали в Феодосиевой (Дальней) пещере: погребение святого, к-рый называется «благословенным старцем», фиксируется на плане пещер в лаврском издании «Тератургима» (К., 1638), но в дальнейшем более не упоминается. Д. не назван в каноне преподобным отцам Печерским, составленном в 1643 г., по преданию, Мелетием Сиригом (Дива печер лаврських. С. 146-148), а также в совр. каноне преподобным отцам Дальних пещер (Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 130-140). По-видимому, мощи Д. были позднее утрачены. На нек-рых иконах Собора Киево-Печерских святых встречаются изображения Д. (собрание В. А. Бондаренко, 2-я пол. XIX в.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 148; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 18853. С. 81; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 262; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 366; Август. Ч. 3. С. 381; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 70, 141; ПЦК, 2003. М., 2002. С. 86, 87, 128. И. В. Жиленко Рубрики: Ключевые слова: АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/171191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Щепа († после 1463), прп. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером., затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Д. упоминается в Киево-Печерском патерике в сказании о чуде, бывшем в пещерах во время Пасхи 1463 г. В нек-рых списках патерика этот текст приписан к тексту Кассиановской редакции 1462 г. (Кассиановской 2-й редакции). Д. по прозвищу Щепа, блюститель Антониевых пещер, вошел в день Пасхи в пещеру, называемую «Трапеза», покадить во время пасхальной утрени перед мощами усопших прп. отцов Печерских. На возглас «Христос воскресе!» ему ответил громовой голос от всех св. мощей: «Воистину воскресе Христос!» Согласно преданию, Д. остальное время жизни провел затворником в пещерах. Мощи Д. почивают в затворе в Дальних пещерах. Имеются тропарь и кондак преподобному ( Модест (Стрельбицкий). С. 75-76), в тропаре подчеркивается «непорочное» священническое служение святого. Его имя упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона прп. отцов Печерских, написанного ок. 1643 г. Мелетием Сиригом по заказу митр. св. Петра (Могилы) , где Д. назван «блаженным» (Дива. С. 148); святой также упомянут в 3-м тропаре 4-й песни канона прп. отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Д. введено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Память Д. 3 окт. установлена, видимо, в связи с отмечаемой в тот же день памятью Дионисия Ареопагита . Ист.: Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Кр. сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. VII, 28-29; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Рака с мощами прп. Иоанна, Киево-Печерского, постника, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (XIII в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих), постник. О времени и об обстоятельствах жизни И. сведений нет. Сообщение о мощах И., почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, наряду с сообщениями о мощах др. преподобных с таким же именем (напр., прп. Иоанна Многострадального), впервые встречается в соч. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Мощи И. обозначены также на более поздних планах Ближних пещер (см.: Дива печер лаврсьских. С. 125-127). В наст. время мощи И. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В результате биохимического исследования останков святого, проводившегося в 80-х гг. XX в., было установлено, что преподобный жил в XIII в., был ростом ок. 166 см, скончался в возрасте 25-30 лет. Имя И. вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер при киево-печерском архим. Варлааме ( Ясинском ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. тогда же была написана служба (имени И. нет в каноне преподобным отцам Печерским, составленном ок. 1643 Мелетием Сиригом ). И. прославляется в 7-м тропаре 5-й песни канона службы: «Духом водим, сын Вышняго наречеся, Иоанн просвещся постом, словом бо питашеся Божиим паче, нежели пищею» (Минея (МП). Сент. С. 825), упоминается вместе с прп. Захарией в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.): «...преподобные отцы Иоанн и Захария постники» (Там же. С. 28). По-видимому, эта формулировка стала следствием соотнесения И. и прп. Захарии постника (мощи к-рого почивают в Дальних пещерах) с Киево-Печерскими преподобными Иоанном и Захарией , о к-рых рассказывается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика (Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 9-10). Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОРДАН (1610-1650), нмч. (пам. греч. 2 февр.). Родом из Трапезунда (Трабзона), по профессии был медником и имел собственную мастерскую в к-польском предместье Галата. Однажды, когда во время азартной игры один земляк-мусульманин в насмешку воскликнул по-гречески: «Святой Николай, паршивый, помоги мне выиграть!», И. повторил этот возглас, обращаясь к пророку Мухаммаду. Турки решили, что за хулу на пророка И. надо предать смерти. Он укрылся в доме одного османского сановника, но его сотоварищи-мусульмане заявили, что тот, кто укрывает хулителя Мухаммада, сам является христианином. Они донесли о происшедшем везиру, к-рый велел привести И. и предложил ему принять ислам или быть казненным. И. ответил, что готов умереть за Христа, и попросил везира, с к-рым был знаком, отпустить его ненадолго в мастерскую, чтобы отдать последние распоряжения и уладить дела. Стражники привели И. в мастерскую, он испросил прощение у всех христиан и завещал отдать свое имущество Церкви и сиротам. После этого И. отправился к месту казни в Кючюк-Карамани. Перед тем как обезглавить новомученика один из чаушей (младших офицеров тур. армии) тайно передал ему слова везира, что если И. публично отречется от Христа, то его не заставят принять ислам, а отпустят, и он сможет жить по-христиански в др. месте. И. ответил, что никогда не станет вероотступником, и склонил голову на плаху. Родственники и друзья И. выкупили у градоначальника тело новомученика и похоронили его в квартале Бейоглу. Житие И. было написано вел. логофетом И. Кариофиллом , служба с кратким Житием - Мелетием Сиригом . Впосл. Житие новомученика было включено в «Новый Мартиролог» прп. Никодима Святогорца . Ист.: ΝΜ. Σ. 71-72; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 66; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 64-65; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 210. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 33; Περαντνης Ι. Ιορδνης//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 916; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 224-226; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 217; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 272-273. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578372.html

Еще один авторитетный вероучительный текст, созданный в качестве реакции на выступление Кирилла Лукариса, а также как ответ на католическую униатскую пропаганду в восточнославянских землях, — это «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви», написанное митрополитом Киевским Петром Могилой († 1646) и первым ректором Киевской Академии игуменом Исаией Козловским († 1651). Оно было изначально создано по-латыни и впервые провозглашено на Киевском Соборе 1640 года. Учение о Таинствах в «Православном исповедании...» излагалось еще ближе к католическому, чем в сочинениях греческих авторов того времени, поэтому оно вызвало критику и после перевода на греческий язык было исправлено Мелетием Сиригом. В исправленном виде «Православное исповедание...» было окончательно принято на Ясском Соборе 1642 года, а затем утверждено греческими патриархами на Константинопольском Соборе 1643 года. «Исповедание православной веры» патриарха Досифея Нотары, «Православное исповедание...» митрополита Петра Могилы, а также акты Константинопольского Собора 1691 года стали основой официального учения Православной Церкви о Таинствах и доныне остаются ею: несмотря на критику некоторых положений этих исповеданий в ΧΙΧ и, особенно, ΧΧ в., вероучительные документы, отменяющие или исправляющие какие-либо положения перечисленных выше текстов в области сакраментологии, в Православной Церкви соборно не рассматривались и не принимались .    III. Вопросы литургики в Киеве и в Москве XVII века Помимо создания «Православного исповедания...», в ходе полемики с незадолго до того возникшей унией значительной части бывшей Киевской митрополии с Римским престолом, митрополит Киевский Петр Могила написал книгу под названием «Λθος...» и составил уникальную редакцию Требника, что фактически стало первым опытом исследований в области литургики, предпринятым среди православных славян. «Λθος abo Kamie z procy prawdy Cerkwie witey prawosawney Ruskiey...» (Киев, 1644) , опубликованный Петром Могилой (возможно, работавшим над книгой в соавторстве с кем-либо из своих единомышленников) под псевдонимом Евсевий Пимин, представлял собой ответ на сочинение перешедшего сначала в унию, а затем и в латинский обряд архимандрита Кассиана Саковича († 1647) . Сочинение Саковича называлось « πανρθωσις abo Perspektiwa, y obianienie Bdów, Herezyey, y Zabobonów, w Grekoruskiey Cerkwi Disunitskiey...» (Краков, 1642) и содержало уничижительные насмешки над традиционным православным богослужением. Свт. Петр Могила пространно опроверг аргументацию Саковича, но, будучи и сам последователем пост-тридентской латинской сакраментологии, согласился с отдельными упреками своего оппонента.

http://bogoslov.ru/article/1883125

молился и осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Последние годы жизни И. провел в особенно строгом воздержании. Когда святой очень сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на 8-й день он скончался. Игум. Иоанн и братия погребли тело И. в Ближних (Антониевых) пещерах. (Мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, ныне считающиеся останками И., по-видимому, таковыми не являются, поскольку проведенное в 80-х гг. XX в. исследование установило, что эти мощи принадлежат человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте 18-20 лет; см.: Дива печер лаврських. С. 91, 92.) Судьба И. для последующих поколений рус. монахов была свидетельством опасности для новоначальных иноков трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский ) игум. Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, ссылается на пример И.: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне ти есть, да пребудеши посреди братиа, да тем работаа, не погрешиши мзды своея. Самовидець еси брата нашего святаго Исакыа печерника, како прелщен бысть» (Древнерусские патерики. 1999. С. 36). Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, к-рое, как правило, получали уже опытные монахи. Почитание Начало местного почитания И. может быть отнесено к кон. XI - нач. XII в. Об этом свидетельствует наличие краткого повествования о святом в древнем Житии прп. Антония Киево-Печерского (2-я пол. XI в.), а также упоминание И. в числе 13 наиболее авторитетных печерских отцов, изгнавших беса из Никиты затворника. В каноне преподобным отцам Киево-Печерским, составленном Мелетием Сиригом ок. 1643 г., И. упоминается в 3-й песни: «Исакий, премногими страдании низложивый диаволскую прелесть, Тя, Христе, молит избавити от тогожде искушений» (Дива печер лаврських. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Печерским отцам установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. почитался в Торопце. В XIX в. в Благовещенской ц. бывш. Харитонова Кудинского мон-ря под Торопцом хранились гроб И., привезенный из Киева купцом П. Абоконовым, и частица мощей святого, принесенная в обитель в 1711 г. игуменом Кудинского мон-ря Иосифом.

http://pravenc.ru/text/674768.html

перевод «Исповедания православной веры» Киевского митр. Петра (Могилы) , выполненный Мелетием Сиригом и ставший на Востоке общепринятым изложением правосл. вероучения. Вступительное слово Н., датированное 20 нояб. 1662 г., было предпослано вышедшему тогда же в Амстердаме 1-му изданию греч. текста «Исповедания...» (Ορθδοξος μολογα Καθολικς κα Αποστολικς Εκκλησας τς Ανατολικς. Αμστελδαμο, 1662). В 1663 г. Н. переехал в Яссы, столицу Молдавского княжества, где Иерусалимская Церковь обладала многочисленными подворьями и земельными владениями. Последующие годы Н. провел в Молдавии, управляя святогробскими метохами и периодически выезжая в Валахию (1664), Адрианополь (Эдирне) и К-поль. Его помощником в адм. делах, в частности в офиц. переписке, был молодой пелопоннесец Досифей Нотара (впосл. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара ), приближенный прежнего патриарха Паисия. Н. рукоположил Досифея в иеродиаконы, а в окт. 1666 г. возвел в сан митрополита Кесарии Палестинской, указывая т. о. на него как на своего буд. преемника. В Патриаршество Н. Иерусалимская Церковь в значительной степени ослабила внешнеполитическую активность, уменьшились связи с Россией, какими было отмечено правление его предшественника Паисия. Историки объясняли это характером Н., склонного к кабинетной деятельности, но это едва ли соответствовало истине. Позиция Иерусалимского первосвятителя во многом определялась опалой Московского патриарха Никона , которая была воспринята греч. клиром крайне болезненно. В нач. 1663 г. Мелетий Грек , посланник русского царя Алексея Михайловича , привез в К-поль грамоты К-польскому патриарху и Н. с просьбой прибыть в Москву и разрешить конфликт царя и патриарха Никона (ГИМ. 409 (Син. греч. 469). Л. 83 об. сл.). Оба вост. первосвятителя отказались ехать в Россию или отправлять своих экзархов, ссылаясь на опасение репрессий со стороны османских властей, и в качестве компромисса составили общие определения в виде вопросоответов о соотношении царской и патриаршей власти, где имя Никона даже не фигурировало (СГГД.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008