Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1642-1643 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1642-1643 годов , вновь осудивший " Православное исповедание " Кирилла Лукариса и утвердивший исправленный вариант " Православного исповедания " митр. Петра (Могилы) Около  1638 года митр. Петр (Могила)  замыслил написать новый, сравнимый с " Изложением православной веры " прп. Иоанна Дамаскина компендиум православного вероучения, чтобы избавить православную Церковь от упрека в ереси и ответить на вызов католиков и протестантов, поскольку сомнения в православности Кирилла Лукариса было невозможно подавить. У митр. Петра была также личная причина для составления подобного катехизиса против Кирилла Лукариса, поскольку после получения им Киевской кафедры именно Кирилл Лукарис утвердил его патриаршим экзархом, в связи с чем митр. Петра (Могилу) постоянно порицали католики. С целью придать " Православному исповеданию " митр. Петра (Могилы) официальный статус оно было рассмотрено на поместном Ясском Соборе 1642 года , который был созван по инициативе митр. Петра господарем Молдавии и Валахии Василе Лупу. Работа Ясского Собора началась еще в декабре 1641 года. Василе Лупу обратился к Константинопольскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии православию " Православного исповедания " Кирилла Лукариса. В связи с этим в мае 1642 года патриарх Парфений созвал Собор, Деяния которого содержат 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев " Исповедание " Кирилла Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое православной вере и предал анафеме всех, кто почитают его за истинное и благочестивое . Деяния Константинопольского Собора 1642 года были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом , вероятным автором постановлений Соборов 1638 и 1642 годов, и митр. Никейским Порфирием . На Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдавии и Валахии и три представителя Константинопольского патриарха от Киевской митрополии. Силами Мелетия Сирига в " Православное исповедание " были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католического влияния, противоречащих учению Церкви, и сделан его перевод на новогреческий язык. Собор принял исправленную версию и направил на утверждение восточным патриархам, которое состоялось 11 марта 1643 года на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали также патриархи Александрийский Иоанникий Киприот , Антиохийский Макарий (?)  , Иерусалимский Паисий , 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви .

http://drevo-info.ru/articles/13679610.h...

792 Исследов. об Апокрисисе Скабалановича, стр. 134–7 Цитирован. статьи Христ. чт. стр. 237, 238 и 244 и 5. Приб. к твор. св. отец стр. 59, 60 и 65. 794 Замечательно постановление иерусалимского собора 1672: «никто никогда не слыхал Кирилла публично или частно проповедующим то учение, которое излагается в известных под его именем главах, или исповедании. Богоносные отцы имеют собственноручную большую книгу проповедей Кирилла, которые он говорил в Константинополе в воскресные и праздничные дни и в которых отнюдь нет такого учения. В доказательство приводятся отрывки из проповедей, направленные против основоположений протестантского учения, отличающих его от православного. Деян. соб., гл. I. по издан. Киммеля, р. 339–475. 796 Разница между полным и сокращенным Исповеданием Петра Могилы состоит в том, что в сокращенном ответы изложены короче, а главное, что в нем недостает вопросов: о всеобщности греха первородного, о предопределении, свободе, происхождении души, различии предопределения, предведения и промысла, о частном суде, о степенях блаженства и мучений в будущей жизни, о среднем состоянии между спасаемыми и погибающими, о молитве за умерших, о чистилище, о местопребывании блаженных и осужденных – каковые вопросы обстоятельно изложены в полном Православном Исповедании, ч. I вопросы: 24, 26, 27, 28, 61–68. Автор статьи: « Петр Могила митрополит киевский думает, что вопросы эти исключены потому, что ответы на них подверглись пререканиям на соборе или их вовсе не доставало в представленном на соборе «Изложении» и потому оно дополнено Мелетием Сиригом (Приб. к твор. св. отец, стр. 64). 798 Hoffmann, Historia Catechismi Russorum, парагр. 3. 1751 г., Цитирован. стат. Христ. чт., стр. 264. 799 Чтобы яснее представлять себе преобразование братств, нелишне сопоставить его с первоначальным устройством их: тем более, что мнения о первоначальной судьбе братств чрезвычайно разноречивы. Братства возникли задолго до реформации. Во Львове при Успенской церкви братство появилось в 1453 году, а по иным данным – в 1439 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Изгубих, окаянный, грехопаденьми моими благодать Божию, вы, святии Печерстии, множеством своим поищите, молю, воистину обрящете. Увы мне! затворены предо мною, недостойным, двери милосердия, вы, преподобнии угодницы Божии, вси потолцыте, и отверзутся ради вас мне, грешному, яко да и аз к вашему множественному числу с большею вашею славою вашими святыми молитвами причтен быти сподоблюся. О достохвальнии, преподобнии отцы Печерстии! вы есте радование Царя Небеснаго, вы благоприятная жертва Вышняго, вы граждане новаго Иерусалима, вы наследницы Царствия Божия! Тако бо вси текосте, яко и желаемое постигнусте. Молю, и моим ногам благое течение в пути заповедей Господних соделайте и желаемое постигнути грешнаго мене сподобите вашими многомощными ходатайствы, да, вшед в дом Царствия Вечнаго, возрадуюся и возвеселюся, благодаря всех вас, преподобных, о таковой любви вашей ко ближнему, и купно с вами восхвалю и возвеличу во хвалении Единаго в Троице Пресвятей, от всея твари на Небеси и на земли хвалимаго, благословимаго и покланяемаго Всемилостиваго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, с Пречистою и Присноблаженною Девою Богородицею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Во вторую Неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во 2-й половине XVII века (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

крестом и св. иконами, в присутствии около 50-ти тысяч народа, собравшегося из разных губерний, предоставляло собой торжественнейшее зрелище. 1674 См. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлечённое из актов и донесений, имеющихся в святейшем Синоде, напечатанное по определению святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в типографии святейшего Синода, 1833 года. 1676 См. Описание Киево-печерской Лавры (митр. Евгения), глл. XII, § 4, и XVII. – Относительно канонизаций Киево-печерских святых не имеется почти что никаких сведений. В описании Киево-печерской Лавры читаем об этом только следующее: «Канон или Правило молебное преподобным отцем печерским и всем святым в Малой России просиявшим сочинено Мелетием Сиригом, иеромонахом и протосинкеллом Константинопольския великия церкви, приезжавшим из Молдавии в Киев в1647 г. Особенные же службы (некоторым) преподобным, в ближней и дальней пещерах почивающим, сочинены уже в последующие времена лаврскими учёными», – гл. XIV fin… 1678 См. брошюру протоиерея Иоанна Поспелова: «Блаженный Симон Юрьевецкий Христа ради юродивый», напечатанную в Костроме, в 1877-м году, стрр. 16–18. 1687 Кроме тех источников, которые были нами перечислены и оценены в особой главе, более или менее существенную помощь при написании нами настоящего очерка, будут оказывать нам следующие авторы и их сочинения: 1) Μανουλ Γεδεν. Πατριαρχικο Πνακες (Константинополь, 1890). Это заглавие греческий автор затем поясняет так: «историко-биографические сведения о патриархах константинопольских, начиная от Андрея Первозванного до Иоакима III или фессалоникийского (36 – 1884 г.). Где и какое получил образование автор Мануил Гедеон, к сожалению, мы не имеем сведений. Знаем только, как свидетельствует сам автор, что волею патриарха константинопольского Иоакима III (1878–1884 г.), 1-го мая 1883 года он назначен редактором основывавшегося официального патриаршего журнала (посвящённого, кроме официальных известий, и науке) под заглавием ,,Εκκλεσιαστικ Αλθεια»·, поручая редакторство этого журнала Гедеону, патриарх, кроме того, возложил на него обязанность составить и издать исторический каталог (или списки) всех патриархов константинопольских (σελ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В уставной записи московского Успенского собора, составленной при патриархе Филарете в 1621 г., под 26 июня отмечена «память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждальского» с указанием: «Поют, как настоятель изволит» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 422). С той же датой как днем кончины Д. упомянут в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 854), в месяцеслове в составе «Полуустава» (монашеского молитвослова), опубликованного в Киеве в 1643 г., в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 12). Во 2-м тропаре 9-й песни канона преподобных отцов Печерских, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) , по-видимому, Мелетием Сиригом , Д. упомянут среди др. святителей (Дива печер Лаврських. К., 1987. С. 148). В Успенской (теплой) ц. нижегородского Печерского мон-ря в 1887 г. был устроен посвященный Д. придел. В кон. XIX в., видимо в той же обители, была составлена служба святителю (не опубл.). В посл. четв. XX в. игум. Дионисий (Колесник) написал службу, акафист, Похвальное слово Д. и Житие святителя (Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский: Служба. Акафист. Житие/Сост.: игум. Дионисий (Колесник). М., 2004). М. В. Печников Соч.: РИБ. Т. 6. 24; РФА. Вып. 3. 132. Ист.: ПСРЛ. Т. 1; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2; Т. 13; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 21 (по указ.); НПЛ (по указ.); РИБ. Т. 6. 23, 28, 46; Прил. 31, 33, 41; РФА. Вып. 3. 132. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 232-238; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 169-172; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Лавров Д. В. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митрополит всея России. Н. Новг., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 191-192, 320; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 97-102; Голубинский. Канонизация святых. С. 215, 426; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 451-541; Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ КАФОЛИЧЕСКОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОЙ Перенаправлено со статьи " ИСПОВЕДАНИЕ ПЕТРА МОГИЛЫ " Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, титульный лист издания 1838 года Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной , один из символических памятников XVII века Православное Исповедание было составлено первоначально на латинском языке Киевским митрополитом Петром Могилой и его ближайшими сотрудниками - Исаией Козловским и Сильвестром Коссовым . В 1640 году " Исповедание " было одобрено на Соборе в Киеве , созванном Петром Могилой, оно было послано на утверждение Константинопольскому патриарху Парфению и передано последним на рассмотрение Поместному Собору в Яссах в 1641-1642 годах. Там латинский текст был переведен на греческий разговорный язык ученым богословом Мелетием Сиригом . Он его порядочно переделал, выкинув или изменив наиболее очевидные латинские отступления от православной веры первоначального текста, как, например, о времени преложения Св. Даров , о чистилище и т. д. Переделка эта была сделана, однако, очень поспешно, да и сам Мелетий Сириг, хотя и был убежденным противником Римско-Католической церкви , находился, как воспитанник Падуанского университета, под латинским влиянием в богословии. Естественно, что “чистка”, произведенная им в латинском тексте митр. Петра Могилы, не могла быть достаточной, и греческое Православное Исповедание, даже в таком исправленном виде, все же остается наиболее “латиномудрствующим” текстом из символических памятников XVII века. В таком переработанном виде оно было одобрено в Константинополе патриаршим письмом от 11 марта 1643 года, подписанным четырьмя восточными патриархами и 22 архиереями и посланным митр. Петру Могиле в Киев. Митр. Петр (Могила), однако, не согласился с внесенными в текст изменениями и отказался признать и опубликовать присланное ему исправленное Православное Исповедание. Вместо него он опубликовал в 1645 году свой “Малый Катехизис”, где вновь возвращается к своим латинским заблуждениям. Как бы то ни было, Православное Исповедание оставалось в Русской Церкви неизвестным вплоть до 1696 года, когда оно было переведено в Москве с греческого на церковнославянский язык при патриархе Адриане.

http://drevo-info.ru/articles/13677398.h...

Святитель Петр Могила (1596–1647) в своём авторитетном на всём православном Востоке «Православном Исповедании» учит, что «Святая Евхаристия» есть «Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится Иисус Христос. Сие Таинство превосходит все другие и более других содействует к получению нашего спасения. Ибо в сем Таинстве открывается и изъявляется верующим вся благодать и благость Господа Иисуса» 694 . Евхаристия есть «бескровная Жертва» 695 . «Священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой действием Святого Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего Таинства молитвою и словами: «Ниспосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие Дары сия. И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым». После сих слов немедленно бывает пресуществление, хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору. И сие по Божественному распоряжению. Во-первых, чтобы мы не видели очами Тела Христова, но веровали, что это оно, на основании слов, которые сказал Христос «Сие есть Тело Мое». И: «Сия есть Кровь Моя», – то есть чтобы мы веровали более словам и силе Его, нежели собственным нашим чувствам, что доставляет нам блаженство веры... ( Ин. 20:29 ). Во-вторых, поскольку человеческая природа отвращается от ядения неварёного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Плоти и Крови Христовой человек соединялся со Христом: то, чтобы гнушающийся такою яствою человек не отвергнул сего соединения, Бог по снисхождению своему – собственную Плоть и Кровь даёт верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина... Честь, которую надлежит воздавать сим страшным Тайнам, должна быть таковая же, каковая воздаётся Самому Христу» 696 . Святитель Петр известен и прославлен именно как богослов и полемист, борец с лжеучениями как протестантскими, так и католическими. Основные его богословские воззрения признаны соответствующими Православию. То, что не соответствовало Православию (к примеру, мнение об освящении хлеба и вина установительными словами Христа) было исправлено Мелетием Сиригом перед изданием текста Православного исповедания, хотя сам святитель, по крайней мере по вопросу времени освящения Святых Даров, остался при своём мнении 697 . Но эта неточность, весьма серьёзная, тем не менее не касается сущности Святых Даров. Хула на святителя, которая непрерывно раздавалась из уст модернистов, прежде всего была вызвана несовместимостью учения этого авторитетного богослова с евхаристическими концепциями обновленцев по вопросу пресуществления. Верность святителя учению Церкви именно в этом вопросе была подтверждена на соборном уровне (Киевский Собор 1640 года, Ясский Собор 1642 года и Константинопольский Собор 1643 года).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В восточной церкви в VIII веке Иоанн Дамаскин ввел способ богословских исследований, который близко подходил к схоластической систематике, и ему последовали многие из греков». ..Для схоластического богословия обыкновенно отделяют три периода: дрений, средний и новый. Первый идет от Ланфранка до Алберта Великого, второй от Алберта до Дуранда, третий от Дуранда до реформации. Ланфранк, архиепископ кантербурийский, жил в XII веке. Ломбард, епископ парижский, подражатель Дамаскина, жил в XII веке и паписал in qvatvor libros sententarum. Альберт великий, знаменитый математик, жил в XIII веке и был учителем в Париже. Епископ Дуранд жил в XIV веке и оставил после себя commentaria in qvatvor libros sententarum. Во время реформации богословие было очищено от сора схоластики, и появилось великое множество богословских систем лютеранских, римско-католических, реформаторских. Многие из римских учителей в системах богословских не только удержали догматические ошибки схоластиков, но и другие недостатки; впрочем, некоторые из них старались исправить и очистить богословие от этих недостатков. Должно заметить, что в системах схоластических как есть недостатки, так есть и много достоинств, потому их отвергать не должно. Хотя в изложении догматического богословия удержан был метод Аристотеля – схоластнческий, однако, особенно в последнее время, не все его держались. Некоторые предпочитали порядок, замеченный в св. Писании; другие держались порядка исторического, более сообразного и с св. Писанием и с свойством богословия: иные наконец следовали порядку математическому и старались опытом дознать, нельзя ли таким образом уничтожить или уменьшить споры относительно богословия, от которых свободна наука математические». «В XVI и в следующих столетиях появились между греками и русскими замечательные люди,которые будучи возбуждены немцами, исправителями римских погрешностей, изложили догматы восточной церкви и написали книги катихизические. Сюда относится Иеремия, патриарх константинопольский, который с 1576 до 1581 года посылал ответы к богословам виртембергским; из русских – Петр Могила митрополит киевский, издал Исповедание православной церкви восточной, которое было переведено на грсческий язык Мелетием Сиригом и одобрено четырьмя патриархами восточными на иерусалимском соборе 1672 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Сочинения Г. достаточно рано попали в печать. Служба св. Стефану Дечанскому была издана Б. Вуковичем в Венеции в 1536-1538 гг. в составе Минеи праздничной («Сборника») и переиздавалась во всех кириллических изданиях Сербляка ([Рымник], 1761; Венеция [на тит.: М.], 1765; Белград, 1861). Фрагменты Жития Стефана Дечанского («чудо о царе Стефане Сербском») многократно публиковались в составе сборника, включавшего службу свт. Николаю Мирликийскому, его Житие и чудеса, и в Прологе ( Никольский. Материалы для повременного списка. С. 380, 531; Д. Jeдha мало позната прерада Цамблаковог Жumuja Стефана Дечанског//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. 14/1: Memoдuje Солунски, 885-1985. С. 189-193; Кенанов. 1997. С. 228-229). Похвальное слово прп. отцам в Сырную субботу было издано в Москве в 1647 г. в составе Соборника из 71 слова, Похвальное слово прор. Илии издавалось в составе Пролога начиная с 1660 г. «Служба, житие и чудеса Николы» и Соборник 1647 г. неоднократно переиздавались в XVIII - нач. XIX в. старообрядцами (Кириллические издания старообрядческих типографий кон. XVIII - нач. XIX в.: Кат./Сост.: А. В. Вознесенский. Л., 1991, по указ.). «Мучение Иоанна Нового» было переведено на румын. язык митр. Варлаамом и издано в 1643 г. в Яссах в составе Торжественника («Карте ромънск де въцътръ дмниче(л) престе а(н) ши ла пра(з)ниче пърътещи ши ла свъ(т)ци мари»; см.: Петков Г. «Мъчение на св. Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак в превод на румънски език от митр. Варлаам//Търновска книжовна школа. 1984. Т. 3. С. 119-126). В XVII - нач. XIX в. сочинение неоднократно переводилось на греч. язык: Александрийским патриархом Николаем (Никифором) , Мелетием Сиригом , К-польским патриархом Каллиником III (1757) и Никодимом Святогорцем ( Гонис Д. Новогръцки преводи-варианти на «Мъчение на Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак//Там же. С. 138-143). Созданные Г. житийные тексты в XV-XVII вв. оказали заметное воздействие на развитие молдав., серб. и рус. искусства.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Суть никоновской реформы сводилась практически к полному огречиванию русской Церкви. Здесь во многом прослеживается влияние царской власти на церковные дела. Можно сказать, что идея заимствования греческих обрядов принадлежала не Никону, а царю. Церковная реформа по царскому замыслу вписывалась в общую канву государственно-преобразовательской деятельности. На это время приходится и реформирование самого государства. Принимается Соборное Уложение, резко изменившее всю законодательную базу государства. Многое в Уложении является заимствованием у других стран. Если говорить о праве, то оно действительно было сильней развито на Западе, чем на Руси. Соборное Уложение стоит несопоставимо выше Судебника 1550 г. Право Уложения, в отличие от Судебника, более структурировано, юридически определенно и т.д. Вероятно, царь считал, что, реформировав Церковь по греческому образцу, он тем самым поднимет ее статус, как и в случае со светским законодательством. Никон лишь начал последовательное осуществление этой идеи. Само обращение к восточным иерархам было вызвано некоторым противлением Никона царю. К иерархам было решено обратиться как к некоему третейскому суду, высшему авторитету. Разумеется, греческая Церковь не могла не поддержать царя. Это давало ей не только роль арбитра, но и позволяло получить немалое влияние на внутренние дела русской Церкви. Стоит отметить, что и у греков были другие мнения. Так, в послании, составленном Мелетием Сиригом и полученном Никоном в 1655 г., говорилось о необходимости соответствия по основным догматическим вопросам. В отношении обрядов и всего церковного Устава допускались разности. Делался акцент на неизбежности таких разностей в ходе исторического развития Церкви. Многое относилось к области импровизации конкретных настоятелей. Говорилось о том, что разность того или иного чинопоследования ни в коей мере не нарушает единства веры, т.к. конкретные чины и сам Устав составлялись на протяжении длительного времени и не могут не розниться. Но в Москве прислушались именно к мнению константинопольского Патриарха, который торопил Никона с делом исправления обрядов и книг.

http://bogoslov.ru/article/4793951

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010