в Авсюнине открылся единоверческий приход. Под эгидой братства проводились противостарообрядческие мероприятия, приуроченные к праздничным дням. 1 июня 1914 г. в с. Борисове Московского у. после богослужения и крестного хода с проповедью выступили миссионеры: священники В. Цветков и И. Полянский, а также Н. Ю. Варажанский. Книгоноши распространяли противостарообрядческую и противосектантскую лит-ру (Из сообщения московского уездного миссионера А. А. Зверева о противостарообрядческом праздновании в с. Борисово Московского у.//Моск. ЦВед. 1914. 26. С. 498-500). П. м. б. пользовалось покровительством властей Московской губ. Почетным членом братства состоял В. А. Долгоруков (ген.-губернатор Москвы в 1865-1891). На адм. поддержку мог рассчитывать епархиальный противораскольничий миссионер, по должности являвшийся членом П. м. б.: от московского губернатора он получал открытый лист, обязывавший всех чиновников оказывать содействие его деятельности. Постановлением губ. присутствия от 4 февр. 1898 г. в пользу П. м. б. были отчуждены земельные участки в деревнях Горшково, Давыдово, Старая и Устьяново Богородского у. Братство владело землей во Владимирской губ. Отчеты о деятельности П. м. б. ежегодно публиковались в ж. «Братское слово», в период, когда журнал не выходил,- в «Душеполезном чтении» (1878-1881) и в «Московских церковных ведомостях» (1899-1900, 1902-1905). Отчеты издавались также отдельными брошюрами. В 1916 г. П. м. б. прекратило деятельность, последний отчет был опубликован в 1915 г. Архив П. м. б. хранится в НИОР РГБ (Ф. 39), там же находится собранная об-вом коллекция рукописей и старообрядческих гектографированных изданий (Ф. 579). Связанные с П. м. б. документы составляют отдельный фонд в Центральном гос. архиве Москвы (ОХД до 1917 г. Ф. 1363). Арх.: ЦГАМ. ОХД до 1917 г. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-187. Ист.: Торжественное открытие Братства св. Петра, митр. Московского//Моск. ЕВ. 1872. 52. С. 569-570; Устав Московского Братства св. Петра митрополита. М., 1872; Деятельность духовенства в учреждении братств в Московской епархии//Моск. ЕВ. 1874. 5. С. 44; Субботин Н. И. Об издании в 1875 г. журнала «Братское слово»//Там же. 52. С. 568-569; Виноградов И. Г. Слово в день 25-летия Братства св. Петра митрополита. М., 1898; Две беседы миссионеров Братства св. Петра митрополита с защитниками именуемого священства Белокриницкой иерархии, происходившие в г. Бронницах. М., 1910. Лит.: Рункевич С. Братство Петра митрополита//ПБЭ. Т. 2. Стб. 1108-1113; Колоухин С. О. «Внутренняя миссия» Московской епархии в посл. трети XIX - нач. XX в.: (По мат-лам правосл. церк. братств)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 6(43). С. 31-40. В. В. Боченков, С. О. Колоухин Рубрики: Ключевые слова: БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных

http://pravenc.ru/text/2580454.html

Но слово Божие говорит, что Сам Бог расселяет народы по земле, возвышает одних и унижает других в видах своего промышления о спасении и людей. В этом смысле особенно знаменательно изречение св. Апостола Павла: „от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначая времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, – не ощутят ли Его и не найдут ли Его; хотя Он и недалек от каждого из нас“ ( Деян. 17, 26, 27 ). Отсюда видно, что народы, наиболее способные к богопознанию и прославлению имени Божия в человечестве своими добрыми делами, занимают для своего обитания страны более удобные и благоприятные для распространения просвещения и веры в человечестве. Так все христианские историки согласны в том, что положение Палестины, Греции, Рима и других стран Европы с их народами Промыслом Божиим нарочито предназначаемы были для распространения христианства. Так, мы веруем, что и наша Россия, занимающая седьмую часть света и соприкасающаяся со многими различными народами, призвана Промыслом Божиим для хранения святой Православной Церкви и распространения ее между другими народностями, неведущими имени Христова. И это не должно быть предметом нашей гордости, а благоговейного страха и побуждением для нас к преуспеянию в вере и благочестии и тщательному исполнению нашего высокого призвания; так как по слову Спасителя, от народа недостойного „отнимется царствие Божие и дастся народу, приносящему плоды его“ (Мат. 21, 43). А за „отъятием царствия Божия“ и удалением народа от руководства Церкви следует утрата Божия благословения, нравственное его разложение и падение его государства, как бы оно ни было велико и по наружности могущественно. Бог осудил падшего человека на тяжкий труд добывания насущного хлеба из оскудевшей земли, но Он отъемлет карающую десницу от грешника кающегося и ниспосылает благословение и изобилие исполнителям Его заповедей. Это сказано всем народам в лице народа еврейского: „приидут на тебя благословения..., если будешь слушать гласа Господа Бога твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

2006 г.)//ЦиВр. 2006. 4(37). С. 5-14; Права человека и нравственная ответственность: Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» 5 апр. 2006 г.//ЦиВр. 2006. 2(35). С. 6-20; Проблемы духовного образования в контексте современных вызовов Церкви, России и миру: Доклад на XIV Рождественских образовательных чтениях//ЖМП. 2006. 3. С. 22-33; 4. С. 20-25; Выступление на торжественном акте, посвященном 60-летию ОВЦС//ИБ ОВЦС МП. 2006. 6. С. 22-30; Святитель Филарет Московский и библейская традиция: Доклад на Филаретовском вечере в МДА 2 дек. 2005 г.//ЦиВр. 2006. 1(34). С. 93-102; Состояние и пути развития современного паломничества//Православный паломник. 2006. 1(26). С. 9-13; Универсальное и самобытное в концепции прав человека//Религия в современной системе междунар. отношений: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 7-14; L " Évangile et la liberté: Les valeurs de la Tradition dans la société laïque. P., 2006; [Игумен Даниил и его Хождение в русской церковной традиции]: Доклад на конф. «Дабы не забыть было то, что показал мне Бог»//ИБ ОВЦС МП. 2007. 3. С. 122-125; Доклад на конф. «Китайская Автономная Православная Церковь: История, сегодняшний день, перспективы»//ИБ ОВЦС МП. 2007. 11. С. 47-55; [Письмо послу США в РФ Уильяму Бернсу в связи с публикацией доклада Комиссии США по международной религиозной свободе]//ИБ ОВЦС МП. 2007. 3. С. 127-131; Свет Христов и Церковь: Выступление на III Европейской межхристианской ассамблее «Свет Христов просвещает всех: Надежда на обновление и единство в Европе», Сибиу (Румыния), 5 сент. 2007 г.//ЦиВр. 2007. 4(41). С. 5-13; Соборность и демократия: Доклад на науч. конф. «Соборность, земство, демократия» 3 дек. 2003 г.//Русский вопрос. М., 2007. С. 15-23; Царский путь - это путь России//Православная беседа. 2007. 3. С. 6-11; Вера и образование: Выступление на XVI Рождественских чтениях//ЦиВр. 2008. 2(43). С. 5-20; Возрождение паломничества - общецерковная забота: [Доклад на IV общецерковной конф.

http://pravenc.ru/text/1840307.html

120 Из Златой Чепи, Тр.-Сер. Лав., 11, XIV в., л. 1. Старославянские начертания некоторых букв рукописи, в этой и следующих статьях из Зл. Ч., мы передаем соответственными им русскими, а именно: е – е, и – й, – о, ъі – ы, – я. 121 Въсхытити – восхищати, возносить (ναρπζειν, rapere): «до третияго небесе блажен ъіи Павьл ся въсхыти» (2 Кор., 12:2) – Иоан. Екз. Болг., XI в. (Срез. Мат. для Слов., I, 430). 123 Злат. Чепь. Тр. лав., л. 41–43. В Святосл. Избор., 1076 г (Шимановский, стр. 52) заглавие: «Св. Василия како подобает человекоу быти». Частью в сносках, частью в скобах мы указываем разности нашего списка сравнительно с списком Святосл. Изборника. 174 по вьсемоу и апостольское слово помьнети, яко не достоины страсти сего времене противоу боудоущим глаголатис в нас. 175 Златая Чепь, XIV в. Тр.-Сер. Л. л. 38 и сл. – В сокращении это поучение было издано в Историч. Христоматии рус. яз. Буслаева. 176 У Миклошича слово это переводится латин. levis animus, – нам думается здесь слово это, судя по смыслу, означает – «незлобие». 177 Буслаев к этому месту делает примечание: «замечательно, что молитва называется поклоном», и ссылается на другое место того же поучения (Ист. Хр. 507). Но это верно разве только относительно второго из указанных им мест, где поклоном называется молитва вообще (см. у нас ниже. стр. 27). 178 Хоупав – απαιτσεωσ, mendicus – «просливый» ( Сир. 40:29 ), затем – изысканный, отменный, смелый (Миклошич, Слов.), – в последнем значении слово это встречается и в современном народном рус. языке (см. у Даля: Слов.), – ср. «купава, купавый»; «купавый молодец» (у Даля, s. v.). 179 «Приимшим же покаяние коего-любо и сицю заповедь дат»... «Принимая покаяние от какого-нибудь человека, нужно налагать соответственное (в смысле епитимьи) силам каждого и виновности»... Заповедь, в значении епитимьи, употребляется в канонических вопросах Нифонту (Калайдович, Памятники XII в., стр. 193). О значении этого слова см. в примеч. к настоящему поучению. 180 Ср. в поучении новг. еписк. Луки-Иоанна, «Да не мозите отягчати заповедию, оть вси каются», – также в ответах Нифонта тому же еписк. Илии, на его вопрос: «А еже человек покается, а будут у него греси мнози? – То не повеле ми тогда же опитьмьи дати, нъ что либо мало, да оли тому обучиться, тоже придавати по малу, а не вельми отягчати ему». Калайд. Памятн., 201; Павлов, Памятн. древне-рус. канонич. права, Спб. 1880 г., т. I, стр. 59 (гл. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Н. Порошина). Наконец, сам царь лично посылал грамоту в монастырь с обещанием отпустить все вины покаявшимся (грам. от 1673 г. 12 мая). Несмотря на то, что противление монахов началось с 1657 г., правительство до 1666 г. употребляло исключительно меры увещания и обличения: только непреклонное упорство иноков заставило его прибегнуть к осаде, как крайнему средству. Вина в озлоблении святого места должна падать таким образом всецело на головы сидельцев соловецких. Из числа этих сидельцев пострадало по словам .„истории“ более 500 челов., хотя число 300 та же „история“ считает более точно выражающей количество страдальцев (л. 36 об.). В синодики же старообрядцы вписали имена только 33-х пострадавших (сборн. библ. Макария 47 ср. Акт. ист. IV, 533). Не верно указывается в истории время взятия обители и время смерти царя (л. 40, 41 ср. Игн. Тоб. посл. 8 гл. 39, лет. сол. под. 1676 г., собр. госуд. грам. IV 104 стр. 336). Некоторые факты прямо измышляются, напр., умерщвление Фирсова (л. 15 ср. Приб. к акт. ист. V, 458), а великое множество невыгодных для старообрядцев происшествий замалчивается. В описании некоторых событий замечается странная непоследовательность: описание факта сожжения Игнатия противоречит самым принципам Аввакума (Мат. для ист. раск. т. V, стр. 254, ист. Выг. пуст. изд. 1862 г. стр. 276). Описание видений, чудес уже всей истории сообщает характер легендарного сказания. Видение свещевжигательного старца (л. 25) совершенно сходно с видением опального Никона, и оба явились плодом расстроенного воображения; восхищение младенца, а при виде пламени, которое поднималось к небу и будто бы уносило Иоанна, обнаруживает в Денисове младенческую доверчивость. Что касается нетления тел убитых (л. 43), то и в этом нельзя усмотреть ничего сверхъестественного: тела всё время лежали на льду замороженными и, не пропуская солнечной теплоты, замедляли процесс таяния (ср. опис. сол. обит. Досифея стр. 163, Фом. опис. Белоз. мон. стр. 53). Свет, появившийся над местами погребения нетленных тел мучеников (л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Гроб Христов проповедует победу над грехом и смертью, Грех причиняет скорбь и тоску. Но воскрес Тот, Который милостиво принимает кающихся грешников, обладал властью отпускать грехи и умер за грех. Смерть приводит в страх и ужас. Но через воскресение Господа смерть превратилась в вечную жизнь. 3. Весьма радостное слово. После воскресения последовало вознесение на небо. Христос взошел на небеса, привлек к себе апостолов, мучеников и т. д. Туда придем и мы, если живем согласно с верой в воскресение. А что мы там найдем? а) Жизнь в любви. Там нет ничего, кроме любви. б) Жизнь в добродетели. Там нет более греха. в) Жизнь исполненную невыразимого блаженства… В чем оно состоит? “ Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их ” (Псал. 35:9). “ Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их .” (Мат. 13:43). “ Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ” и т. д. (1Кор. 2:9). “Блаженные на небе будут созерцать, любить, хвалить и обладать. Это будет составлять их занятие и без конца. Никогда они не перестанут созерцать, и потому будут всегда восхищены любовью. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполнятся хвалы, а пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостью и блаженством, и, таким образом, эти многоразличные занятия будут составлять их блаженство во всю вечность.” Что такое для христианина праздник воскресения Иисуса Христа? “ Кто отвалит нам камень от двери гроба? ” (Ст. 3). Много тяжелых камней лежит на пути человека, от колыбели до могилы. Но с воскресением Спасителя камни отвалены. Это: 1. Праздник падших грешников, которые освобождаются от греховного ига. Жены мироносицы спрашивали себя: “ кто отвалит нам камень от двери гроба? ” Грешники, подавляемые тяжестью своих грехов, тоже задают себе вопрос: “кто снимет камень греха с нашей души?” Воскресший Спаситель! На кресте Он пролил кровь свою и принес себя в жертву за наши грехи; доказательством того, что Отец небесный принял Его жертву, служит Его воскресение.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

24). Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Помните, как важно и как необходимо нам, сколько можно чаще приступать к трапезе Господней, чтобы быть в единении с Господом и питать надежду наследовать жизнь вечную, по обетованью Господа: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (ст. 54). Первенствующие христиане постоянно пребывали в молитвах. И Господь Спаситель многократно заповедал бдеть и молиться (Мат.5:44; 6:9; 26:41); и Апостол учит: непрестанно молитеся (1Солуи.5:17). Молитва есть жизнь души. Истинная любовь к Богу невозможна без молитвы; и молитва есть необходимое, существенное свойство любви к Богу, как искреннее благоговейное стремление души к Богу. Братия! по примеру христиан первенствующей Церкви, часто и усердно молитесь Богу. Молитвою питайте свою любовь к Нему: молитвою возвышайте свою душу к Богу; ею утверждайтесь на пути спасения; ею подкрепляйтесь среди всяких трудностей настоящей жизни; ею ограждайтесь от соблазнов и искушений; в ней ищите утешения и подкрепления, среди скорбей и болезней. Молитесь Господу Богу во всякое время, прославляя всесвятое имя Его Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Беседа 6.В пяток светлые седмицы Во дни оны, вкупе Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый ( Деян.3:1 ). Вчера вы, братия, слышали, какой был плод первой проповеди апостола Петра, произнесенной к народу, слышали, как много душ присоединилось к обществу верующих в Иисуса Христа (до трех тысяч), и что сказал святой Лука в заключение повествования о плодах апостольской проповеди, по сошествии на них Святого Духа. Он сказал: Бысть на всякой, души страх: многа бо чудеса и знамения Апостолы Быша в Иерусалиме ( Деян.2:43 ). Вот ныне прочитано из книги Деяний Апостольских повествование об одном из тех чудес, которые были совершены в Иерусалиме Апостолами. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». По нашему счисленью времени, это был час третий после полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Диана 13 декабря 2019, 21:06 Люди не боятся Бога, не понимают и не могут понять духовный мир. По разным причинам лишили себя этой возможности, поэтому упомянутый персонаж вошёл в такое учреждение. И это все наше общество. Только Господь знает, сколько его реально сейчас, малого стада. Не надо думать, что у нас православная страна, это не так, и возможно, так никогда не было, начиная от крещения Руси. На концерт этого человека ходят коллективом лучшие умы отечественной медицины. Лучшие Умы! О чем ещё говорить. Юрий Неманский 13 декабря 2019, 18:45 Мнение отдельных психологов сводится к тому, что использование мата, особенно на людях, является индикатором отсутствия мужественности. Дмитрий Собриевский 13 декабря 2019, 16:43 Иеромонах. 13 декабря 2019, 10:25 " А кто такой Шнуров? " Отче, благослови! Сергей Шнуров - это человек, который имеет от Бога дар различать, чувствовать, обличать и высмеивать низменные человеческие пороки. Делает он это так, что люди, водимые этими пороками, начинают смеяться над ними. К сожалению, в отличии от Николая Васильевича, других пороков, более опасных чем самые низменные, Сергей пока различать не может. И благодарить Бога за свой дар так же, пока не в состоянии. Тем, кто хоть сколько приобрел отвращения к этим самым низменным порокам, творчество Сергея становится не интересно. Татьяна В. 13 декабря 2019, 16:34 Признайтесь, что Штуров талантлив, на общем безрыбье. Именно поэтому мат у него и привлекателен. Как с этим бороться? Тоже талантом, и высмеиванием грязи. Почему бы не пустить социальную рекламу в метро, транспорте, с людьми пьюющимися жабами и гадюками - матами? Так это надо УМЕТЬ делать!! Вот то то же. Шнур грязное дело умеет сделать, а противовеса ему увы нет. Встает вопрос почему? Видимо людям более не будет подпорок, пророков, погонял и учителей. ВСЕ УЖЕ БЫЛО. Выбор должен сделать каждый сам, и оправданием " я не знал, что это грязь!!! " считаться не будет. Не хотят просто знать, как этот Шнур. Евгения 13 декабря 2019, 16:13 Всегда стараюсь детей, не только своих, остановить. Аргументы- " отмирает часть мозга " , " невозможно легко избавиться один раз произнеся " , " это как сигареты, алкоголь, наркотики- трудно вывести " и " какие слова, такое и будущее " Всё это действует на детей, если говоришь об этом спокойно, но неравнодушно от сердца и с любовью к ним. Дети наши остротевшие во внимании, потому прислушиваются и понимают свою ущербность, и если очень серьёзно об этом, дети отзываются. Может иногда начинают сначала жалеть меня, чтож такая сердобольная реакция, а потом становятся серьёзнее и задумываются. Конечно это капля в море, но вода камень торчит.БЕРЕГИТЕ НАШИХ ДЕТЕЙ ВСЕХ, И ДЕТЕЙ ЧУЖИХ НЕ БЫВАЕТ.

http://pravoslavie.ru/126343.html

«Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя». – Авва Нестерон Великий «Не надо представлять себе Бога. Представь себя Богу» – пастырский совет. «Разбойник… просил только, чтобы Господь помянул его во царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие ( Лк. 23:43 ) ». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 25. «Не бойся ничего, что тебе предстоит претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» – Отк. 2:10 . «Во время войны все прекрасное и благородное выступает вперед, а все дурное и уродливое срывает с себя маску» – Франсуа Рабле. Путешествие Пантагрюэля. «Свет пройди, – нигде не сыщешь, Не случалось видеть мне Дружбы той святей и чище, Что бывает на войне». – А.Т. Твардовский. Василий Теркин. Очевидный пример – воины-христиане на службе у безбожных, несправедливых правителей. «Нельзя жить истинной и достойной жизнью, не готовясь к смерти, т. е. не имея постоянно мысли о смерти, о вечности» – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Необходимо прежде всего знать, кто наш главный враг: это, конечно, дьявол. Его цель – сбить нас с пути; его самое верное средство на сегодняшний день – дух приземленности. Именно этим оружием подточено и ослаблено американское Православие… Дух приземленности – в самом воздухе, которым мы дышим». – иеромонах Серафим (Роуз) . Православие в Америке: прошлое и настоящее. «Многое стало бы на свое место, если бы мы почаще представляли себе… полную возможность смерти хоть сегодня». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Всю жизнь дьявол играет с тобой в шахматы, чтобы в минуту смерти поставить тебе мат». – Фра Джироламо Савонарола. «Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед… Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 14. «Страдание, которого нельзя избежать, которое нельзя преодолеть силой своего разума или воли, называется крестом. …Не в каждом страдании открывается нам смысл бытия, но только в том, которое онтологически, существенно присуще нам в данный момент и от которого мы не можем освободиться». – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород – 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям – Тверской) сем.– сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. «Наука и религия», назвал его мысли «мудрованиями» и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. «Москвитянин» (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков («Из наблюдений над умирающими» – 1852, No 20; «Разбойники прошедших веков» – 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.– PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115–30) и без имени автора его кн. «Описание сельского духовенства» – страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, «эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью», получила распространение: «все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г., Записки...– PC, 1905, No 9, с. 542–43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. «духовным Щедриным» (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики – Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра ( А. Н. Муравьёва ) «Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства» (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь , и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. «Рус. духовенство» (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на «Мысли...» и ст. «Заграничные прения о положении рус. духовенства»). По сообщению «Колокола» (1859:15 апр.), Б. «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010