Итак, ваше великолепие пусть удостоит своего попечения, чтобы ложь не победила истины. Приношу ту же просьбу и за Киликийцев. Мы же постоянно будем стенать, пока не будет уничтожено беззаконие. За это усердие воздаст (вам) Господь всяческих, Который обещал награду даже за малое количество воды ( Матф. Х, 42 . Mapk. IX, 41 ). Письмо 46. Адвокату (схоластику) Петру Тех, которые высоко ценят справедливость, ничто не может удержать от этого похвального намерения. И твое великолепие подтверждает это мнение, так как, вознегодовав на то, о чем недавно возвещено тебе официально, ты не захотел презреть попираемое право, но благовременно отверг всякую робость и судебным порядком ( νδκως) заградил уста врага истины. Узнавши об этом, мы еще горячее возлюбили твое высокоумие ( μεγαλνοιαν), нашедши, что с ораторскими способностями у тебя соединяется истинное любомудрие, и с б льшим усердием просим разрушить ложь той очень важной персоны ( τ βελτστου) и подать прочное утешение несчастным беднякам. Письмо 47. Епископу Константинопольскому Проклу 116 В прошлом году ваша святость освободила от тяжкой бури знатного Филиппа, председателя курии нашего города ( τν τς μετρας πρωτεοντα πλεως); и когда, благодаря заступничеству твоей святости, он получил мир, похвалами вам он наполнил наши слухи. Но все это старание пытается обратить в ничто некий благоговейнейший муж 117 , клевеща на часто производившуюся, за двенадцать лет пред сим, ревизию ( τν… γεγενημνην ποψαν) страны и возбуждая обвинение, неприличное даже и порядочным рабам ( το ς πιεικσι τν νδραπδων). Посему умоляю твою священную главу – прекратить ложь того человека и убедить славнейших префектов ( τς περλμπους 118 πρχους), чтобы осталось в силе решение, которое они произнесли законно и человеколюбиво. Ибо по истине на наш город пало тягчайшее сравнительно со всеми другими городами провинции ( τς παρχας) обложение ( βαρυττην πογραφν) и когда всякому другому городу дано облегчение, оно (обложение) и доселе тяготеет над тяглами ( ζυγν), число коих превышает шестьдесят две тысячи. Наконец, только после долгого времени едва удалось убедить занимавших тот высокий пост послать по стране дозорщиков ( ππτας); составленное ими дознание прежде всех одобрил великолепной памяти Исидор и утвердил славнейший 119 и христолюбивейший господин Флорентий, а держащий ныне те же бразды и украшающий этот пост своим правосудием, – по точнейшем исследовании всего дела, – выхлопотал царское утверждение. Но этот правдолюбивый муж, по ненависти к одному человеку (говорю о знатном Филиппе), открыл войну против бедняков. Посему умоляю твою святость – противопоставить этому несправедливому языку твой справедливый язык, защитить попираемую истину, показать ее непреоборимою и путем изобличения обнаружить тщетность лжи. Письмо 48. Епископу Виритскому Евставию

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

48. Когда ум в своем обращении направится всецело к Богу и созерцательная сила его будет исчерпана пресветлейшими лучами божественной красоты и безобразно взойдет до простоты и безграничности тайного единого безвидного, и станет он единым сам для себя, вследствие собственного своего стремления к единому и взирая при вдохновении Духа, тогда он явно бывает в младенчески безмолвном устроении по самому образу мыслей и вкушает неизреченного и сверхъестественного царствия Божия по слову Господа, говорящему: «Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное» (Матф. 18, 3). Ибо тогда ум становится независимым и во всех отношениях ничем не сдерживаемым, превосходит границы всякого познания, всевозможного мышления, всякого соединения и разнообразия, устремляясь горе к невыразимому и непознаваемому, которое превыше ума. Вследствие этого, разумеется, ум, естественно, и хранит молчание по причине своего устроения, которое не только выше слова, но и умственной деятельности и вместе с тайным и безвидным заключает в себе сверхъестественное, приятное и сладкое в мере, необходимой для умственного наслаждения. 49. Созерцательные умы, видя Бога в виду безвидном, в пресветлейшей, невещественной и несложной красоте, в простейшем лице, как единовидное единое, увенчанного бесконечными благами, украшенного неисчислимыми красотами, озаряющего всякий ум, как бы лучами, световидными [потоками] красоты, [видят в Нем] несказанное и неизъяснимое блаженство, обильный источник доброго и прекрасного, бесконечно текущий и неиссякающий, неисчерпаемое, бесконечное, неистощимое сокровище славы, преисполняющее незримые умы  самого величайшего наслаждения, радости, сердечной сладости, чистого веселия, таинственно происходящего вечно текущим потоком из той божественной и преестественной единицы, которая лежит горе в недоступной сокровенности. Созерцательные умы видят также, какое и сколь великое неисследимое и необъятное море изливается из той несказанной благости и неизъяснимой любви, непостижимого промышления, в неограниченной силе и невыразимой мудрости, видят недомыслимое для Ангелов и самих Серафимов, как существующее превыше всякого ума. Видят даже и то, что с настоящего времени как бы зарождается в нас неизреченным образом, в будущем же придет в обновленное устроение и как бы возродится и совершится; что изумляет и херувимский ум, если он даже только как–нибудь слегка решится помыслить об этом. О, благость и совет Божий и любовь и милосердие! О, сила и мудрость и промышление Божие! Действительно, «блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси!» (Пс. 31, 1) и «блажен человек, его же аще накажет Господь, и от закона Своего и Духа научит его» (Пс. 93, 12)!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Дурново св. Еванге­лий..., тем более, что, по его собственному заявлению (стр. 6), он «относится» к ним, «как к святыне, которая должна быть сохранена в неприкосновенной чистоте». «Двадцать лет упорного труда» (стр. 8) «потратить» на то, чтоб достигнуть таких отрицательных результатов, какие дает перевод г. Дурново! Перевод, дающий «ключ» не «к пониманию» св. Евангелия (стр. 6), а к «непониманию» его, к искажениям, извращениям... II. Предлагая в «предисловии» «собрание выводов, полученных – как результат уже сделанного и вполне оконченного изложения смысла учения Христа» (стр. 6), – г. Дурново, – как можно о том судить уже по единственному в «своем» роде его переводу «по смыслу», – в этом случае должен был высказать массу всякого характера диковинок, неожиданных и странных... Он их и высказывает в редком изобилии. И чего только нет здесь?! Тут находите и такие рассуждения, «что Иисус не был учителем нравственности, что Он не преподавал людям морали», – что «каждый человек» владеет «правом иметь свою мораль», пусть она будет и «субъективна» (стр. 52, 36), – что это только мы обычно «навязываем людям свою мораль», между тем-де «каждый человек в своей жизни должен поступать так, как ему повелевают его понятия», т.е., «нравственные»..., «и требования к каждому отдельному человеку должны " -де «предъявляться различные» (стр. 14), – что, далее, «каждому христианское учение предоставляет так или иначе понимать проповедуемое, в зависимости от высоты тех нравственных понятий, которые данный человек имеет», – что, если всякий будет «понимать» по своему (на что-де имеет право) «проповеданное Иисусом», то «от этого само учение» Христово, мол, «пострадать не может» (стр. 13) и т.д. Нигде Господь не проповедовал, что всякий из нас имеет право руководствоваться своей личной моралью, своими личными нравственными понятиями, что к каждому из нас должны предъявляться и различные нравственные требования... Господь призывал всех людей быть «совершенными, как совершен Отец Небесный» ( Матф. 5:48 ), – всех без изъятия и без ограничений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

158 В Евангелии Мф.12:31–32 непростительным или – что тоже – смертным грехом называется хула на Духа Святаго, – хула не в буквальном смысле этого слова, ибо многие из совершивших самый факт греха, состоящего в хуле на Духа Св., уверовали и спаслись, как свидетельствует Златоуст (41-я бес. на Матф., русск. пер. 1843 г. т. 2-й, стр. 216-я), а в смысле состояния ожесточения, которое парализует в душе грешника желание нравственного исправления. 162 Августин, Op. с. I. XIII, c. XI; Златоуст, бесед. на 48 пс., русск. перев. 1860 г., т. I, стр. 429. 170 Злат. 9-я бес. на 1Кор. стр 170; русск. перев. 1859 г. Против этого толкования католические экзегеты, отстаивающие на основании этого места учение о чистилище, как напр. Корнилий а Lapide, представляют единственное возражение, что спастись (salvum esse) в св. Писании везде будто бы означает быть. невредимым и благополучным (esse incolumem et felicem). Однакоже в св. Писанин выражение это не всегда употребляется с этим значением. См. напр. Деян.2:40 . 179 Августин, De civit. Dei, I. XXI, c. 24. Златоуст, Толков. на послан. к Римл., русск. перев. 1847 г. Москва, стр. 496. Бес. на посл. к Гал., слав. пер. 1867 г. ч. 2-я, стр. 91. 182 Августин, De fide ad Ратг. c.2; св. Афанасий, O воплощ. гл. 1-я; св. Епифаний, Творен. т.5, стр. 345. 402, т.6, стр. 64 в русск. перев. 1884г. 192 Так переданы в славянск. перев., т. 3-й, стр. 1441 слова Златоуста – из In epist. ad Corinth. Homil. XXXIX. 201 См. напр. у Luken’a, Die Traditionen des Menschengeschlechtes. Spiess, Enwieklungsgeschichte der VorsteIIungen vom Zustande nach dem Tode, S. 598, Aufl. 1877. Мон. Митрофан, Как живут наши умершие. Стр. 437, изд. 1881 г. 202 Златоуст, Hom. 4. De fato et providentia, Migne, Patrol, curs, compl. ser. gr. t. 50, p. 663. В русск. перев. не имеется. Срав. бесед. 31-я на посл. к Римл., русск. перев. стр. 702, изд. 1844 г. 204 Τοντους δε προσηκοσα μορα πτει ες τν Τρταρον, ϑεν οποτ κβανουσιν. Phaed. ρ. 113. Ср. Гесиод, Theogon. 715–722; τος ο ξιτν στι.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Таков же пример и той грешницы, которая увидевши, яко Иисус возлежит во храмине фарисеев, принесши алавастр мира, и ставши при ногу Его созади плачущися, начат омывати нозе Его слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше нозе Его и мазаше миром. Видев же фарисей воззвавши Его, рече в себе глаголя; сей аще бы был пророк, ведел бы кто и какова жена прикасается Ему, яко грешница есть ( Лук. 7, 37–39 ). Но зная об этих помыслах фарисея, Иисус Христос сказал притчу о пятистах и пятидесяти динариях, и затем не обращая внимания ни на прошлые ни на будущие дела грешницы, но на одну веру ее, сказал ей: отпущаются тебе греси: вера твоя спасе тя, иди в мире (ст. 48. 50). Много бы можно указать и других евангельских примеров спасения верою. Но из этого еще вовсе не следует, что должно иметь одну только веру в Иисуса Христа и спасение кончено, что на этой вере можно лениво почивать ничего не делая, или даже впадая в прежние преступления 729 . Очевидно, что в этом случае Ориген под делами, ничего не значащими для спасения, разумеет дела чисто внешнего характерами не вытекающие из внутреннего чистого нравственного настроения духа, а под тою верою, которая одна достаточна для спасения, разумеет вовсе не веру знания только, но именно живое, из глубины души выходящее, нравственное настроение или, что тоже, действительное нравственное возрождение духа в самом основании, в самом корне своём. А такая вера может ли остаться недейственною? Только вера наружная, вера на устах, вера в мысли может быть совершенно безплодною, и такая вера, по мнению Оригена , столько же способна удовлетворить нравственным нуждам человека, сколько способна была напитать взалкавшего Господа смоковница без плодов с одними листьями; такая вера также иссыхает, как, по слову Господа, иссохла и эта смоковница ( Матф. 21, 18–21 ) 730 . Но та истинная вера, говорит Ориген , которая оправдывает нас и совершает спасение наше, никогда не может быть безплодною, потому что она есть зародившийся в самой глубине души полный жизни, напоенный дождём благодати Божией корень, из которого, при попечении, непременно выйдут живые отпрыски, которые в свое время принесут богатые плоды добрых дел; хотя и тогда впрочем нельзя будет сказать, что оправдание и спасение наше совершается помимо веры одними добрыми делами, правды напр., премудрости, милосердия и проч., потому что эти дела и могут произрасти не иначе, как только из корня истинной веры 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

Вас. Вел:, второй брак есть удержание от блуда, а не подобие распутству (Творения в пер. Моск. Дух. Акад. изд. 3 е 1802. Ч. VI. 311). – Брак жены, без удостоверения смерти мужа, есть прелюбодеяние (VII. 48), – за 2 и 3 браки полагает эпитимии, 3 й брак есть уже блуд и многоженство (VI, 9–10), – брак дев, принявших обет девства, есть прелюбодеяние (VII, 10), -даже вследствие прелюбодеяния мужа, не говоря уже о других его пороках, брак, не расторгается (VII. 13, 45. 111). Иларий Пикт. Iu Matth. 5, 31 ed. Bened. Par. 1693 p. 627. d: ни какой другой причины прекращения брака не предписывает, кроме осквернения мужа от общения с развратною женою – prostitutae uxoris. Амвр. Мед. восхваляет единобрачно (De viduis 4. 15. De lapsu virg. 5). Златоуст: второбрачие не воспрещается ап. Павлом, но и не одобряется (De virg. 37 ср. 40.). Астерий Амасийский в слове на Матф. 19:3 : здесь канонизуется брак – главное дело жизни человеческой, – законополагаются точные пределы как для заключения так и для расторжения его... Само первоначальное установление брака указует цель его – в соединении, а не в разделении, и первый устроитель брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами н будущим поколениям давший непреложивый порядок супружества, который они должны были чтить как закон Божий... Брак расторгается только смертью и прелюбодеянием. Брак заключается по двум основаниям – ради любви и чадородия, из коих ни одно не сохраняется при прелюбодеянии: любви нет, если расположение склоняется к другому, – уничтожается и благо деторождения, когда происходит смешение детей... Закон целомудрия определен Богом не для жен только, но и для мужей (Русс, перев. в Богосл. Вест. 1893 Июнь, 384. 386. 293–294). В латин. беседах на ев. Матфея, под именем Златоуста, к Мф. 5говорится, что «брак совершается не соитием, но волею, а потому и развод делается не разделением тела, но разделением воли. Таким образом, кто отпускает жену свою и пока не берет другую, тот женат еще на ней, ибо хоти телом уже и разделен, но волею еще соединен. А когда возьмет другую, тогда действительно отпускает (первую). Прелюбодействует не тот, кто отпускает, а кто женится на другой. VI. 872. b. 2 а. Августин: брак состоять не в соитии, почему воздержание супругов не уничтожает брака С. Julian. 1. 45. X. 1128–1129 ср. 615 с. III. 128. Ь. – брак не расторгается и бездетностью, разделением сожительства супругов и даже блудом или прелюбодеянием, – только смертью VI 556 c.-d. 686 sq. 694 c-d. (Впрочем разврат. как и у Мф. 5:28 , считается причиною развода VI. 138 а. 659 sq.). Отпускающий прелюбодейную жену и женящийся на другой, хотя бы и с целью сделать её христианкой, прелюбодействует, – в Новом Завете нигде это не дозволяется VI. 678–680. Но восстановлять супружеское сожитие после, разделения дозволяется VI. 687. b, – и не желающие восстановлять, сожитие должны хранить воздержание ib. 690 d. 694 с. 701 sq., – о нерасторжимости брака ср. еще III. 399c-d. 412с. VIII. 519–523.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   Поспешая испить чашу смерти за спасение всего мира, Искупитель наш скоро идет на страдание, идет с жаждою спасения человеческого, и не обретает плода. Сие бесплодие изображает нам смоковница (Матф. 21:19). Кто Сей, желающий вкусить пищи в ранние часы утра? Царь, Господь, Учитель. Ужели Он так рано взалкал, и пожелал пищи не в надлежащее время? Для чего же Он научал учеников своих поститься, и побеждать страсти? Что это значит? — Господь ваш, как устно поучал притчами, так иногда и самыми поступками изображал притчи. Вот Он, взалкавшись, пришел к смоковнице. Смоковница же знаменует род человеческий. Сладок плод смоковницы, но грубы, бесполезны листья ея, и годны только к сожжению. Такова и природа человеческая: будучи определена Богом к тому, дабы произращать сладчайшие плоды добродетели, она, вместо сих плодов, стала произращать одни грубые листья. Ибо что может быть грубее житейских попечений? — Адам и Ева некогда были наги, и не стыдилась; были наги, когда провождали простую и невинную жизнь: они не знали ни искусств, ни житейских забот, и не изыскивали средств, как бы прикрыть телесную наготу свою. Но будучи наги телом, они покрывались благодатию Божиею; не имея одежды вещественной, облекались одеждою бессмертия, по мере приближения к Богу, чрез исполнение воли Его. Как же скоро явились они непослушными, то, лишившись облекавшей их благодати, лишились вместе лицезрения и созерцания Божия, и познали наготу свою. Тогда возжелали они удовольствий житейских, и осуждены стали на скудную и убогую жизнь; сшили смоковные листья, и из них сделали себе препоясания; взыскали многоразличных помыслов, и обрели жизнь грубую, исполненную забот и печалей. «В поте лица твоего, — сказал Бог, — снеси хлеб твой. Проклята земля в делах твоих; ...терния и волчцы возрастит тебе, и в землю возвратишися» (Быт. 3:17—19). Поскольку ты возъимел земное помышление, то к земле будет обращение твое; ты уподобился несмысленным животным, пребыв недолго в чести (Псал. 48:13); будучи богом земли, ты не познал благотворной добродетели, но предпочел ей земные наслаждения и возлюбил бессловесную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3233...

100. Πολιορκσαι — настолько твердо окружить осадою, чтобы совершенно невозможен был выход из него, предполагаемый следующими стихами. 101. γρο κναφως — где занимались промывкою и выбелкою шерсти. 102. Iyдeямu, подданными Ахаза. 103. Соморон — это обычное в евр. трад. название Самарии, столицы Израильского царства. 104. Оскобленному в слав. перев. слову Исаия соотв. в греч. тексте σαας — в лукианов. спп. 22, 36, 48, 51, 62, 93, 301, 305 и у Злат.; в ват., алекс., син. и др. нет. В евр. есть. 105. В большинстве списков пер. LXX καλσει; только в некоторых минускульных: καλσουσιν; почему и преосв. Порфирий перев.: нарекут. В слав. наречеши. 106. Матф. 1:23 и Лук. 1:31. 107. Так понимают Отцы Церкви это место. 108. Разумеется разделение царств при Ровоаме и Иеровоаме. 3 Цар 11:33; 12, 15—20. 109. Слав. яже соотв. гр. α наход. у Евсевия, в некот. рукоп. и в альд. изд., в других списках: . 110. В алекс. списк. добавлено: μεγαλ — большою. 111. Евфрата. 112. Следуем слав. переводу, соотв. ват. чтен. π το πλεστον ποιεν γαλα, в алекс. для ясности добавлено: φαγεται βοτυρον: по причине изобилия молока, будут есть масло. — Также и в евр. тексте. 113. Тысяча сиклей равняется ок. 500 руб серебром, цена сикля колебалась от 37 до 60 коп. серебром (по цене до 1914 г. — прим. А. К.) 114. Срав. с Ис. 65:10. 115. Слав. чт. свиток нов велик соответ. чт. комп. и альд. τμον καινν μγαν. 116. Γραφδι νθρπου — кистью или резцом человеческим, в рус. син.: письмом человеческим. 117. Ταχως и ξως — срав. степ., поэтому отступаем от слав. скоро и нагло. 118. λψεται — слав. приимет, считаем безличным, выражаемым по русски 3 лицом множеств. числа. 119. Вероятно одно лицо с упоминаемым в Ис. 7:1 — Расином, царем Сирийским. По еврейски и в рус. синод. переводе одинаковое начертание в 7, 1 и здесь: Рецин. 120. Т. е. мужественного и разумного. 121. По изъяснению Кирилла Алекс., здесь разумеется еврейский народ, непокаряющийся в своей жизни крепкой руке Господней. 122. Σκληρν — неудобоисполнимо и как-бы малопонятно (Иоан. 6:60). Самовольному человеку «жестоко» кажется исполнение Закона Божия (Василий Велик.) и пророческое напоминание о сем исполнении. Срав. с Ис. 28:9-15.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2.    Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12.    См. «чин погребен. младенческ. в Требнике.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV.    Ibid. n. 224.    Ibid. n. 197. 199.    «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, ΧVII, 98—99).    Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2.    De resurrect. carn. c. 8,    Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV).    Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48.    Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677.    Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12.    Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V.    Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).    Perrone, Ibid. n. 215.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192.    Ibid. n. 189. 191.    Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV.    Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

58 …нет других дверей в царство небесное… – С этим местом «Размышлений» перекликаются слова Гоголя из его предсмертной записки: «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Письма Н. В. Гоголя в 4х томах, т. IV. СПб., 1901, с. 424). 59 …пройти честно свое земное поприще… – параллель к теме поприща в «Выбранных местах из переписки с друзьями» («Нужно проездиться по России», «Занимающему важное место») и «Развязке Ревизора». 60 …приготовляются к предстанущим священнейшим священнодействиям и служениям… – Имеется в виду один из кульминационных моментов литургического богослужения – причащение св. Даров, тела и крови Христовых. 61 …Господь серафимов… – Серафимы – один из девяти ангельских чинов; составляют высшую, самую близкую к Богу, степень в небесной иерархии, имеют человеческий облик и шесть крыльев (ср.: «шестикрылый серафим» у Пушкина) . 62 …царь Израилев… – ветхозаветный единый Бог древних евреев. 63 …с кадильницей в руке… – Кадильница, или кадило, – сосуд для курения фимиамом во время христианского богослужения. 64 …Носимый херувимами… – Херувимы относятся ко второму ангельскому чину; в Священном писании не раз говорится, что Бог восседает на херувимах (см., напр.: 1 Цар., 4, 4; Пс., 11). Херувимы обитают перед престолом Бога и непрестанно возглашают ему хвалебные песни. В Книге Бытия (3, 24) херувим с огненным мечом поставлен «на востоке у сада Едемского», чтобы «охранять путь к дереву жизни». 65 …дискос с агнцем… – Агнцем называется изъятый из просфоры кусочек, символизирующий Младенца Христа. 66 …северной дверью… – Помимо царских врат, в иконостасе есть две боковые двери – северная и южная. 67 …святую ложку… – Ложка (лжица), из которой каждый причащающийся получает частицу просфоры, пропитанную вином; введена в употребление Иоанном Златоустом. 68 …копье, прободшее св. тело. – Небольшой нож для разрезания просфоры символизирует копье, которым нанесена была рана распятому на кресте Христу. 69 …ту губу, омоченную в уксус и желчь… – См.: «И тотчас один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить…» (Матф., 27, 48).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010