Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

Пс.118:47 .   Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил. Пс.118:48 .   Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих. «И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело». «И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих». Ибо «Царство Божие не в словеси, но в силе» ( 1Кор. 4, 20 ). «Яже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» ( Матф. 5, 19 ). Посему и божественный Пророк к научению присоединил и деятельность. Ибо сказав; «поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело», и показав горячую любовь, присовокупил: «и воздвигох руце мои к заповедем Твоимь, яже возлюбих». Ибо чему научился из словес Божиих, то исполнил и в самых делах. «Не слышателие бо закона праведни пред Богом, – говорит божественный Апостол, – но творцы закона оправдятся» ( Рим. 2, 13 ). «И глумляхся во оправданиих Твоих;» потому что непрестанно занимался размышлением о них. Пс.118:49 .   Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать. «Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал еси мне». Бог, законополагая, обещал и благоволение Свое хранящим закон, и наказание законопреступникам. Посему Пророк умоляя Бога, воспомянуть обещания Свои, говорит: Ты Сам научил меня возлагать на них надежду. И показывая пользу надежды, присовокупил: Пс.118:50 .   Это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня. «То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя». Надежду сию имел я утешением в напастях, и ею поддерживаемый, переплыл волны. Пс.118:51 .   Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего. «Гордии законопреступоваху до зела; от закона же Твоего не уклонихся». Пророк «гордыми» называет Саула, Авессалома, царя Аммонитскаго, противозаконно поступившаго с посланником Давидовым. Но как они, говорит, возлюбили жизнь беззаконную, так я следовал Твоим законам. Тоже могли сказать и добропобедные мученики, претерпев страшныя и жестокия мучения от безчеловечных и жестоких мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сам Господь — Бог Неизменный, атрибутом Которого является вечность: «Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного» ( Быт. 21:33 ).  Вне всякого сомнения употребляемый здесь термин  «вечность» («‎» [евр.] — «αν»[гр.]) не имеет значения вечности  «предельной», «конечной», «оканчивающейся» , т. к. по отношению к Богу недопустима  «преходящая» вечность , как и немыслимо значение  «оканчивающегося»  по отношению к  вечному свету праведников . Свидетельствуя о бесконечности  блаженства святых, Св. Писание указывает на  бесконечность  наказания грешников, в том же смысловом контексте, посредством тех же слов, определяющих эсхатологический инфинитив. В Ветхом Завете: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной ( — ανιον), другие на   вечное ( — ανιον) поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). В Новом Завете: «И пойдут сии (грешники) в муку   вечную (κλασιν ανιον ), а праведники в жизнь вечную (ζων ανιον )» ( Матф.25:46 ) Св. Василий Великий указывает на это изречение Господа ( Мф.25:46 ) и единство значения дважды употребляемого здесь слова «вечность»: «Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную ( Мф. 25, 46 ), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9, 47-48 ); и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних,   обещают себе конец мучению , чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Святой Иоанн Златоуст : «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).» Святой Амвросий : «Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей.» Святой Анастасий Синаит : «тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него.» Подобные же мысли об ангелах-хранителях встречаются и в писаниях многих других учителей Церкви. Но некоторые выражали эти мысли в чертах менее определенных, когда говорили, что ангел-хранитель дается каждому человеку, или, что ангел приставляется к душе с самого рождения человека. 2.2. На основании тех же самых слов Псалмопевца, что ангелы ополчаются только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), древние учители Церкви заключали: а) что ангел-хранитель находится при каждом верующем постоянно, в продолжение всей его жизни, пока он остается боящимся Бога; и б) что ангел-хранитель иногда оставляет Христианина, когда он перестает быть боящимся Бога и вдается в нечестие, или иначе, что грехи наши могут удалять от нас наших ангелов. Так рассуждали, например: а) Василий Великий : « Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, - ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни — ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех;» и в другом месте: «поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Сие же выражает и Закхей, сказав: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 8). Посему все подобные грехи, которые могут быть отплачены, и за которые можно воздать чем либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божьем милосердии и к крови Христовой, которою «мы имеем искупление» и от всех других грехов (Еф.1,7), творя за всякий грех «достойные плоды покаяния» (Лук. 3, 8). Вопрос 284. Если братство от бедствий болезни обедняет; то можно ли не сомневаясь принимать от других нужное на потребы? и если это надобно, то от кого должно принимать? Ответ. Кто помнит Господа, сказавшего: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25, 40), тот с особенным тщанием и рачением прилагает великую заботу к тому, чтобы стать достойным наименования братом Господним. Почему, если кто таков, то, принимая, да не сомневается, но да благодарит. А от кого, когда и как надобно принимать, об этом должен судить тот, на кого возложены общие заботы, памятуя Давида, который сказал: «елей же грешнаго да не намастит главы моея» (Псал.140, 5), и еще: «ходяй по пути непорочну, сей ми служаше» (Псал.100,6). Вопросы о любостяжании, многопопечительности и суетности Вопрос 48. В чем состоит любостяжание? Ответ. Когда преступает кто предел закона. А сие по ветхому завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем, ибо написано: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18); по евангелию же—заботиться о чем–нибудь ради себя сверх необходимого на настоящий день, подобно тому, кто услышал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лук. 12, 20). К сему Господь присовокупляет общее: «Так (бывает с тем), кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (ст. 21). Вопрос 49. Что значит быть суетным? Ответ. Все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинение в суетности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы веруя в Сына Божия, имели жизнь вечную. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего не попросили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:13–15 ). Итак, мы увидели, что в Священном Писании нам дан пример того, что молиться можно и должно к Господу нашему Иисусу Христу как Богу. 3.10. Эмфатическое «ego» (Я) Иисуса Христа А вот примеры так называемого эмфатического ego (то есть такого произношения слова «Я», при котором слушатель мог понять, что говорящий – Кто-то Великий, власть Имущий). Христос Господь очень часто так употреблял слово «Я», подчеркивая самим произношением Свое Божество. О Божественной власти в словах Иисуса остались в Евангелии такие изречения: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ), «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Марк.1:22 ), «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). Ярче всего Божественное «Я» Иисуса проявилось в шести «антитезах», где Он, между прочим, отменяет и дополняет Богом же данный ветхозаветный закон (а кто, кроме Бога, это может делать?): «Вы слышали, что сказано древним...– А Я говорю вам...» – и т.д., см. Евангелие от Матфея 5:31 . Один из самых известных специалистов в области новозаветной науки Иоахим Иеремиас сказал, что Христово «Я» подчеркивало, «что говорящий сознает себя представителем Бога». Иисус фактически осознает Себя Богом: «Кто Меня принимает, не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:37 , неоднократно повторяется; Мф.10:40 ; Лк.9:48 ср. 10:16; Ин.12:44; 13:20 ). В трех притчах о потерянном ( Лк.15 ), в притче о добром работодателе ( Мф.20:1–15 ) и притче о двух молящихся ( Лк.18:9–14 ) Иисус оправдывает Свое поведение поведением Бога; он действует так, как если бы Он был заместителем Бога... Это эмфатическое ego проходит через все речения Иисуса, дошедшие до нас в предании. Оно не имеет параллелей в окружавшей Иисуса среде». (И. Иеремиас «Богословие Нового Завета»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Смотря на город, как повествует св. Лука (19:41-44), Господь «заплакал о нем,» по причине его скорой погибели. Замечательно, что в 70 году Римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том месте Елеонской горы, где находился в то время Христос Спаситель, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи. «О, если бы ты хоть в сей день твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих.» — Если бы ты, народ иудейских, хотя бы сейчас уразумел, что служит к твоему спасению; но ты упорно закрываешь глаза, чтобы не видеть. Отвергая Меня, ты ускоряещь свою гибель. «... Не уразумел времени посещения твоего,» то есть того благоприятного времени, когда Бог явил тебе особую милость и призывал тебя ко спасению через посланного к тебе Мессию. Св. Матфей свидетельствует, что «когда Он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение» — столь велико было впечатление от этой торжественной встречи. Изгнание торгующих из храма (Матф. 21:12-17; Марк. 11:15-19; Лк. 19:45-48). Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и изгнал из него торгующих. Об этом повествуют только три первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от св. Матфея и Луки тем, что у него Господь, войдя в храм «и осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова войдя в храм, изгнал из него торгующих. Тут нет противоречия: апостолы в изложении событий не всегда придерживались хронологического порядка. Для них важнее представлялась логическая связь событий. Некоторые допускают, что было двойное очищение храма от торгующих: в самый день входа Господня в Иерусалим и вторично, на другой день. Три года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую, после Своего крещения, Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь и изгнал всех торгующих. На следующий год на Пасху Господь, по-видимому, торговли в храме не застал. На третью Пасху Своего служения Господь не посещал Иерусалим. Когда же приближалась четвертая Пасха, то иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы, с разрешения первосвященников, нагнали во дворы храма и в притворы стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами и скамьи с голубями, которых сами первосвященники разводили для увеличения своих доходов, — и начали торговать.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Ст. 48–49. После того, как Господь испустил новый вопль: жажду ( Иоан. 19, 28 ), – враги продолжали свое издевательство, и один из воинов, напояя Его уксусом ( Марк. 15, 36 ), и прочие, препятствуя этому, говорили между собою: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иоан. 19 гл. 28 ст. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася (все исполнено, что нуясво было для того, чтобы писания сбылись) да сбудутся писания... Это примечание ев. Иоанна относится к трем последним возгласам Христа: жажду (28), совершишася (30), Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лук. 23, 46 ). Иисус увидел, что воля Божия свершилась, жертва принесена, людям дано искупление, окончено поприще страданий, окончен путь креста, начавшийся в вифлеемских яслях и приведший на Голгофу; потому Он и сказал: жажду! довольно Моих страданий, довольно скорби, иссушавшей Меня: Я хочу вознести главу Мою; дайте Мне пить от потока на пути (по слову Псалмопевца 109, 7), дайте мне пить, как путнику, прошедшему безводною долиною плача, как новому Сампсону, совершившему подвиг ( Суд. 15, 18 )! Ст. 29–30. Тут стоял сосуд, полный кислого вина, оцта, вероятно для употребления воинов. Один из них напоил губу этим вином, вдел на трость исоповую (иссоп тростниковое – растение) и поил Иисуса. Вкусив оцта, Господь сказал: совершишася. Мысль, прикровенно высказанная словом «жажду», открыто выражена словом «совершилось». Лук. 23 гл. 40 ст. Затем Иисус громким голосом воскликнул: Отче, в руце твои предаю дух мой! и испустил последнее дыхание (издше), – преклонив главу, действительно, предал дух Свой Отцу ( Иоан. 30 ). Матф. 27, 51–53 . Тогда в храме раздралась пополам завеса, отделявшая Святое Святых от святилища, в знамение того, что Ветхий Завет престал, открылся Новый Завет, обновляющий людям восход на небеса. Земля потряслась. Скалы, окружавшие Иерусалим, во многих местах расселись. Отверзлись и погребальные пещеры в знамение совершившейся Победы над смертию. Многие тела усопших святых восстали и, пробыв в неизвестности до третьего дня, с воскресением Христа многим в Иерусалиме являлись – для того, чтобы засвидетельствовать истину воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Христианские правила. Всеведение Божие. Догм. Богосл. § 30. 7 издан. стран. 54. «Вот истина, с одной стороны самая утешительная, с другой весьма страшная, утешительно, то, что Бог знает все наши нужды… Всегда и везде слышит молитвы наши. Но и страшно то, что не утаится от Него и все худое, что бывает у нас в тайне сердца, не обманем мы Его лицемерием. Страшно заставлять чистейшие света очи Господни зреть наши скверны» Святость. 36. Стран. 56. «Святость Божия и нас обязывает уподобляться Богу святостию и чистотою жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мафт. 5: 48)» Всемогущество. 38. Стран. 57. «Не ослабевай ни в каких обстоятельствах в уповании на Бога. Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим. или о чем помышляем (Ефас. 3:20). Праведнику нечего боятся: если Бог за нас, кто против нас? ( Римл. 8:3 ). Благоговей пред Богом и смиряйся под крепкую руку Его ( 1Петр. 5:6 )». Исламские правила. Всеведущий. Прекрасные имена Божии 19-ое имя. Кто по вечерам будет произносить это имя (Всеведущий): тот легко сохранит свое знание, и не забудет того, что знал. О Святый 4-ое имя. Кто сто раз произнес «О Святый» того сердце будет чисто от печали и черноты. О Мощный! 69-ое имя. Кто всегда будет говорить: О Мощный! тот от Бога получит желаемое. А если, делая омовение, при умывании каждого члена, будет произносить: о мощный! тот возьмет верх над своим врагом. Премудрость. 36. Стран. 58. » руках Господних жребий твой: будь же уверен, что Господь все ведет к лучшему, и ведет самым лучшим образом; никогда не ропщи и не предавайся нетерпеливости. Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков ( Иак. 1:5 ). Страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть ведение. ( Иов. 28:28 )». Благость. 40. Стран. 58. «Должно так же часто благодарить Бога, как часто мы дышем. Неблагодарность к Богу есть весьма тяжкий грех . Будь и ты благ ко всем, даже ко врагам, как Бог благ даже к неблагодарным и злым ( Матф. 5:44. 45 ). В грехах не отчаивайся: молись, кайся, отпущай, и получишь прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Это заблуждение ветхого Израиля и раскрыл Господь в притче «о милосердном самаряныне». Самаряне и иудеи враждовали между собою. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. На некоего человека, израильтянина, шедшего в Иерусалим, напали разбойники. Они совлекли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым. Проходили той дорогой иудейский священник, затем и левит. Увидав несчастного, каждый из них подошел к нему, посмотрел, и... прошел мимо. Но вот проезжал той дорогой самарянин. Увидав несчастного, самарянин сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив на своего ослика, привез его в гостиницу, дал хозяину гостиницы деньги, прося позаботиться о несчастном. «Кто из троих был ближний попавшемуся разбойникам? – как ты думаешь?» – спросил Господь законника. И был его ответ: «оказавший ему милость». «Иди и ты так же поступай». Когда законник спросил Господа: «кто мой ближний?», он еще отожествлял ближнего со своим соплеменником, с членом Израильского народа. Словом: «иди и ты поступай так же», сказанным ученому иудею, Господь указал на вселенский характер заповеди о любви к ближнему. Подтверждая заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос делает эту заповедь не только средоточием всех остальных, но и неразрывно связывает ее с заповедью о любви к Богу, делает эту заповедь универсальной; надо любить не только друзей, но и личных врагов своих ( Матф. 5:43–48 ). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас», – говорит Господь. Но возможна ли любовь к ближнему без любви к Богу? Нет, невозможна. Нельзя угодить Богу, не уважая других людей, особенно самых покинутых, наименее заслуживающих внимания. Любовь к ближнему не отделима от любви к Богу, и наоборот: любовь к Богу не отделима от любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – говорит Апостол Иоанн Богослов. Совершенная любовь открылась нам в Лице Господа нашего Иисуса Христа. «Возлюбленные!» обращается к нам тот же «апостол Любви» – «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010