Только со Христом и во Христе свобода становится творческой, так как она восполняется благодатью. В этом и состоит, по христианскому воззрению, «тайна» свободы — она должна восполняться благодатью Божией; лишь вместе с Богом мы овладеваем даром свободы, а без благодатной помощи Божией наша свобода неустойчива, двусмысленна и хаотична. Сам Господь указал нам условия истинной свободы в нас: «познайте истину, сказал Господь (Иоанн 8:32), и истина сделает вас свободными», — и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине. Еще яснее иные слова Господа: «если Сын вас освободит, истинно свободны будете», — т. е. мы овладеваем даром свободы, только соединяясь со Христом. Свобода должна стать «христоцентрической», т. е. быть связанной со Христом, чтобы быть истинной свободой. У Ап. Павла мы находим много указаний на это (особенно в послании к Галатам). «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос... К свободе призваны вы, братья» (Галат. 5:1—13). Отсюда понятны слова Ап. Павла: «во Христе мы не под законом, а под благодатью» (Римл. 6:14). Но тот же Ап. Павел предостерегает нас: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной» (1 Коринф. 6:12).    Овладение свободой во Христе дается нам через духовную жизнь, через духовный труд, — и с этим связано то, что у каждого из нас есть, по слову Господа, свой крест. Господь сказал: «если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Матф. 16:24; Мрк. 8:34; Лука 9:23). Не следует отождествлять понятие креста со страданиями и скорбями — эти страдания и скорби обычно являются следствием того, что мы не берем (т. е. не принимаем) наш крест. Каждому человеку дает Господь особую задачу, осуществление которой требует духовных усилий, труда. На этом пути перед нами открывается бесконечность, как указал сам Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. гл. 5:48),    Высший принцип христианской морали («ищите Царства Божия и правды его») освещается в своей полноте той «новой заповедью», которую завещал Господь своим ученикам; «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:34—35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Эту мысль в своих трудах повторяет кесарийский святитель Василий Великий :  “ к каждому из верных приставлен ангел,  достойный того, чтобы видеть Отца Небесного;” (Беседа на Пс. 48 , ст. 15, в “Творениях Святых Отцов,” V, 370)  и в другом месте:  “что  с каждым из верных есть ангел , который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). И Псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его ( Пс.33:8 )” (Против Евном. кн. III, там же VII, 130–132). Говорит об этом святой Иоанн Златоуст :  “прежде  ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих.  Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Матф. 18:10 ). Знай же, что  каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела , как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ).” (In Epist. ad Coloss. cap. 1, homil. III, n. 3). Вместе, отец латинского Запада, святой Амвросий Медиоланский так же свидетельствует:  “ Бог посылает своих ангелов  для охранения и для вспомоществования  тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей ” (Expos. in Ps. CXVIII , T. 1, p. 276, Paris. 1680). Это же святоотеческое предание выражает преподобный Анастасий Синаит :  “ тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ан­гелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть анге­лы-хранители у всякого, кто верует в Hero” (In Hexaëm. lib. V, in Bibl. PP. T. IX, p. 880, Lugd.). Следует данному учению преподобный Симеон Новый Богослов :  «Благодарю Тебя, Владыко … когда я родился и немного подрос,  Ты обновил меня возрождением во святом крещении , облек меня одеждою благодати Святого Духа, дал мне светлого ангела-хранителя , и пока пришел я в совершенный возраст, Ты хранил меня невредимым от всякого зла и от всех сетей диавола» (Св. Симеон Новый Богослов. Слово 91).

http://azbyka.ru/est-li-u-nehristian-ang...

179 По получении в Иерусалиме известия о воскрешении Лазаря, первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом и народом нашим... Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его (Иоан. 11:47—48, 50, 53). Очевидно, мотивом этого приговора послужили те именно соображения, на которые мы указываем в тексте своих рассуждений. Ведь римляне уже владели и местом и народом иудейским. Стало быть, члены иудейского синедриона могли опасаться не нашествия римлян, а только возможного примирения иудеев с римским владычеством. Через несколько дней, во время официального суда над Спасителем, первосвященники пригласили некоторых лжесвидетелей и повели свое следствие в другом направлении (Матф. 26:59—66; Марк. 14:55—64), но это следствие было необходимо им не для составления справедливого приговора, а только для оправдание заранее составленного приговора в глазах иудейского народа, почитавшего Спасителя за истинного Божия посланника. 180 У Платона, Phaedo cap. 11. 181 По суждению пифагорейского мыслителя Филолая: «свидетельствуют и древние богословы и прорицатели, что в наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нем, как в могиле» — Климент Александрийский. Строматы, III, 17. 182 У Платона Teaet. Op., ed. Didot, vol. I, p. 135, Phaedo, cap. 29, Civitas vol. II, p. 38, 44. 183 Секст Эмпирик, Pyrron. III, 230, приводит соображение Гераклита: «когда мы живем, мертвы наши души и схоронен в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души» — Секст Эмпирик. Пирроновы основоположения, III, 230. 184 Phaedo, cap. 30—31, Phaedr. cap. 28—30. 185 Ibid., cap. 62. 186 Вся сущность философской сотериологии язычества выражается одним положением Платона, что человек, познавший истину, сам по себе достаточен для того чтобы вести хорошую жизнь, и ни в чем другом для этого решительно не нуждается. Civitas, lib. III, p. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3692...

1. И сказал первый, который был и старейший между ними: я, братие, с тех пор, как начал безмолвствовать, всего себя распял для внешних деяний, помня написанное: " расторгнем узы их, и отвергнем от нас иго их " (Псал. 2, 3). И как бы стену воздвигая между душею моею и телесным, сказал я в помысле моем: как стоящий внутри стены не видит стоящего вне ее, так и ты не желай видеть дел внешних, но внимай себе самому, возлагая упование на Бога твоего. Считая злые похотения за змей и порождения ехидны, когда почувствую я, что они зарождаются в сердце моем, наблюдая над ними, с угрозами и гневом я иссушаю их и не перестаю гневаться на тело мое и душу мою, чтобы не сделали они чего-либо худого. 2. И второй сказал: с тех пор, как отрекся я от земли, сказал я себе самому: ныне ты возрожден, ныне ты начал работать Богу, ныне ты начал жить здесь. Таким будь каждый день, как странник, которому надлежит завтра удалиться. И такой совет даю я себе каждый день. 3. Третий: я с самого раннего утра восхожу к господу моему, и поклонившись Ему, падаю на лице мое, исповедуя мои прегрешения. И нисходя, поклоняюсь ангелам, и прошу их, чтобы молились они Богу за меня и за всю тварь. И когда сделаю сие, нисхожу в бездну и, как делали некогда Иудеи обходя около Иерусалима, терзая одежды и оплакивая несчастие отцев своих, так делаю и я, обхожу муки и вижу, как мучатся члены мои, и плачу с плачущими. 4. Четвертый же сказал: я так живу, как бы сидел на горе Елеонской с Господом и апостолами Его, и говорю сам в себе: отныне никого не знай по плоти, но вместе с ними будь ревнителем их и подражай их жизни, как и Мария, сидя у ног Господа и слушая глаголы Его, говорящего: " святи будите якоже Аз свят есмь (1 Петр. 1, 16); " будите милосерди, якоже и Отец ваш. Иже на небесех (Лук. 6, 36); будите совершени, якоже и Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " (Мф. 11, 29). 5. Пятый сказал: по все часы вижу я ангелов, восходящих и нисходящих для того, чтобы воззывать души, и всегда ожидая конца, говорю: " готово сердце мое, Боже " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

248 Священное Писание изображает это свойство Божие двояким образом: иногда говоря о Боге безотносительно, а иногда сравнивая Его с другими существами; но в том и другом случае изображает весьма ясно и сильно. Безотносительно оно говорит о беспредельности Божией, когда – а) называет Бога прямо совершенным и чуждым всякого недо­статка: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Иоан. 1:5 ); будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Матф. 5:48 ); б) называет великим, и великим бесконечно: Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо ( Пс. 144:3 ); Велик Господь наш и велика крепость , и разум Его неизмерим ( Пс. 146:5 ); Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо ( Иов. 36:26 ); как велик дом Божий, и как пространно место владычества его! Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим (Bapyx. 3:24–25); в) называет славным, и даже царем и Богом славы: Господь сил, Он – царь славы ( Пс. 23:10 ); Бог славы возгремел, Господь над водами многими ( Пс. 28:3 ), над небесами слава Его (112:4); вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ), – a величие и слава в Боге не что иное суть, как самые его совершенства или нераздельное следствие и проявление этих совершенств; г) наконец, называет вседовольным и блаженным ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), который не нуж­дается ни в чем ( Деян. 17:25–26 ) и всегда имеет полноту радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек ( Пс. 15:11 ), – а такое полное довольство и блаженство необходимо предполагают в Боге полноту совершенств, при сознании которых только Он и может быть вседовольным и блаженным. Сравнивая Бога с другими существами, Священное Писание а) не находит между ними ни одного, кому бы Его уподобить: Господи! кто подобен Тебе ( Пс. 34:10; 17:19 ); Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис. 40:18 ); б) обращаясь, в частности, к существам, которые считаются в мире наиболее великими и высокими, по чему бы то ни было, отдает Ему пред ними совершенное преимущество: нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш (1 Царст.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

7, 24). Вопрос 147. Если занятый делом в кладовой или в поварне или чем другим подобным этому, не поспеет пойти на правило псалмопения и молитвы; то ужели не вредит тем душе? Ответ. Каждый в деле своем соблюдает собственное свое правило, как член в теле. Он вредит себе, вознерадев о том, к чему приставлен; а злоумышляя против общей пользы, подвергается еще большей опасности. Поэтому мысленно да исполняет написанное: «поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5, 19). А если не успевает и телесно приходить с прочими, то да не впадет в сомнение, как исполняющий сказанное: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1 Кор.7,24). Но надобно остерегаться, чтобы иной, имея возможность исполнить свое поручение благовременно и в образец другим, недосугом за делами не стал отговариваться в соблазне прочим, и не подпал суду с нерадивыми. Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству? Ответ. Поелику Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» (1 Тим. 5, 21), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11, 16); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху. Вопрос 150. А если по нерадению не даст брату потребного? Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Матф.25, 41. 42), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерм.48, 10). Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

9. Зная по опыту, сколь тяжко и мучительно рабствование диаволу, который бежит от трезвящегося, и ограбляет спящего: не даждь сна очима твоима, ниже да воздремлеши твоима веждома: да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети (Притч. 6,4-5); будем, говорю, избегать теперь тенет жизни сей и забот, и как отрекшиеся от мира, свергнем с себя все плотское. Ибо многочисленны козни диавола: Противник наш диавол, говорит Апостол, ходит, как рыкающий лев, ища не укусить кого нибудь, не растерзать, но поглотить (1Петр. 5,8). Избегай козней диавола и взывай к Господу: Тобою избавлюсь от искушения, и Богом моим прейду стену (Псал. 17,30). Не бегай труда, - чтобы получить венец. Купец не ослабевает, но с твердостию переносит бури (морские), чтобы обогатиться; подвижник мужественно переносит раны, взирая на венец; земледелец не обретает снопов, если прежде с собственным потом не посеет семян: так и те, которых взор обращен к небу, ни во что вменяются скорби, будучи укрепляемы надеждою благ. И так будем внимать всегда и наблюдать, когда жених возвратится от брака, чтобы, услышав голос Его, выйти готовыми в сретение Ему: ибо говорит Господь: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего (Лук. 12,36). Такового, - трезвящегося, ублажает Сам Спаситель. Блажен раб тот, говорит Он, если господин его, пришедши найдет его бдящим (Лук. 12,37). Но как именует блаженным бдящего, так напротив называет несчастным нерадящего, говоря: Ежели же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пияницами: то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который он не думает; и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плачь и скрежет зубов (Матф. 24,48-51). Если же говорящий - не скоро придет господин мой, разсекается пополам по пришествии господина; то что понесет тот, кто совершенно не ожидает его? 10. И так должно нам быть исправными и готовыми к отшествию отсюда, и говорить: Готово сердце мое, Боже (Псал. 56,8). Ибо мы на войне - в мире; окрест ходят нечестивые; грешники натягивают лук; иной бросает стрелы в слух, чтобы он с удовольствием слушал клеветы; другой возбуждает к сладострастию глаз: иной - язык, чтобы злословил брата; иной возбуждает чрево к объядению; иной руку - к любостяжанию и грабительству; иной движет ноги к греху. По сей причине Павел, облекая нас оружиями духовными, пишет, чтобы мы взяли оружие веры и шлем спасения, которыми могли бы мы угасить все раскаленные стрелы лукавого (Ефес. 6,16-17). И так, верь гласу Пророка вещающему? Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого ищет Господь от тебе, разве еже творити суд, и любити милость и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим (Мих. 5,8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

   Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству?    Ответ. Поскольку Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» ( 1Тим. 5, 21 ), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11, 16 ); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху.    Вопрос 150 . А если по нерадению не даст брату потребного? Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» ( Матф.25, 41–42 ), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48, 10 ).    Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом? Ответ. Меру голоса определяет потребность слушающих. Поэтому, если голос слабее надлежащего, то, как невнятный, приближается к шепоту и достоин осуждения; а если усилен сверх нужды, когда слушающий может расслушать и говорящего тихо, то делается «кличем», который также осужден ( Ефес.4,31 ), разве только тупость слушателя доводить нас до необходимости употребить «кличь» и тем как бы пробудить его от сна. Ибо и о Господе повествуется, что говорил громко, как сказывает Евангелист: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» ( Иоан.12, 44 ).    Вопрос 152. Если кто, исправляя очередную службу в поварне, утомляется не по силам, так что на несколько дней делается неспособным к обычному для него рукоделию; то должно ли возлагать на него подобную службу? Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» ( Псал.93, 20 ). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания-послушание до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   Вопрос 173. Должны ли быть какие разговоры во время домашнего псалмопения? Ответ. Не должны, разве у тех, на кого возложено смотрение за благочинием и попечение о делах домашних, да и то по требованию настоятельной нужды, и тогда не без осмотрительности, но с должным наблюдением места, благочиния, степенности и того, чтобы не подать соблазна. Всем прочим необходимо молчание. Ибо если во время собеседования, даже и из тех, кому поручено слово учения, повелевается умолкнуть первому, «Если же другому … будет откровение» ( 1Кор.14, 30 .), то не тем ли паче необходимо молчание во время псалмопения большинству?    Вопрос 180. С каким расположением и вниманием должны мы слушать читаемое нам во время вкушения пищи? Ответ. С гораздо большим удовольствием, чем с каким едим и пьем, чтобы виден был ум, не озабочиваемый телесными удовольствиями, но увеселяющийся более словесами Господними по расположению сказавшего: «слаще меда и капель сота» ( Псал. 18, 11 ).    Вопрос 235. Полезно ли изучать многое из Писаний? Ответ. Поскольку людей можно разделить на два более общие разряда: одним вверено начальство, а другие, при различных дарованиях, поставлены в благопокорности и послушании, то полагаю, что кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божьей, показывая каждому его обязанности. А из прочих всякий, помня, что сказал Апостол: «не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим.12, 3 ), пусть тщательно изучает и исполняет свои обязанности, ни о чем более не любопытствуя, чтобы соделаться достойным услышать от Господа сии слова: иди, «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Матф.25, 21 ).    Вопрос 236. Которые удостоились выучить четыре евангелия, те как должны принимать благодать сию? Ответ. Поскольку Господь изрек: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лук. 12,48 ); то они должны более других бояться и тщиться, как Апостол научил, говоря: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» ( 2Кор.6, 1 ). А это достигается, если верим Господу, Который говорит: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» ( Иоан.13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

б) Другая партия лжеучителей говорит : “все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех.” Но как говорит Христос? “ Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное ” (Матф.7:21) и т. д. “ Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ” (1 Иоан.4:8). “ Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих ” (Иак.2:17–18) и т. д. 2. Против строгой нравственности. Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества , заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете. Христос говорит: “ Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ” (Мф. 5:48). “ Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ” (1 Петр. 2:21). 3. Против должного послушания. “ Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям ,” говорят лживые учители. “Свобода и равенство” привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: “ почитай отца твоего и мать твою ” (Исх. 20:12) и т. д. (Сир. 7:29; Сир. 3:16; Притч. 30:17; 28:24 ). И: “ рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу ” (Ефес. 6:5–8 ). И: “ нет власти не от Бога ” Рим. 13:1 и т. д. 4. Против стремления к небесному. “Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!” говорят лживые учителя нашего материального века. Но как говорит Христос? “ Жизнь человека не зависит от изобилия его имения ” (Лук. 12:15 ) и т. д. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ”(Мф. 6:19) и т. п. “ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ” (Мф. 6:33) и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010