Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бессовестный миф и досужие рассуждения Протоиерей Олег Стеняев прокомментировал слова певицы Лолиты Милявской о «зажравшихся попах» и «Боге в душе» 04.05.2012 4263 Время на чтение 5 минут Эстрадная певица Лолита Милявская, выступая в ток-шоу Владимира Соловьева «Поединок» от 26 апреля, в полемике с протодиаконом Андреем Кураевым заявила, что Церковь - это посредник между Богом и людьми, поэтому она не нужна тому человеку, который непосредственно общается с Богом. По ее словам, для человека важны не стены, а «Бог внутри него». Также певица выразила возмущение тем, что «попы разъезжают на Мерседесах», носят дорогие часы и т.д. Досужие рассуждения Лолиты Милявской комментирует в интервью «Русской народной линии» известный богослов и миссионер протоиерей Олег Стеняев . То, что существует много религий, свидетельствует о том, что люди субъективно воспринимают истину о существовании Бога. Все мировые религии, кроме Христианства, а также частное отношение к Богу, есть попытка людей понять тайну Бога. Но так как человеческая природа повреждена, то и восприятие Бога у многих людей искаженно. Поэтому и существует такое множество религий. Но есть религия, которая богооткровенна, - это Христианство, где Бог Сам открывает Себя людям, видя их неспособность самостоятельно возвыситься до богообщения. После Его вознесения на небо Церковь как раз и сохраняет истинные откровения, которые Бог оставил нам на Земле через Своего Сына. Без Церкви человек не может составить правильное представление о Боге. Свидетельство этому всё разнообразие человеческой мысли, потому что люди стремятся к Богу. Это стремление заложено в человеке. Можно это стремление заменить какими-то суррогатами, можно пытаться своим умом понять, но это совсем не то, чем когда Бог открывает Себя нам, а это произошло именно в Христианстве. В Писании сказано: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Обычно люди немного путают, Церковь как человеческий организм, состоящий из людей грешных, с Церковью как богочеловеческим организмом, когда наша немощь преодолеваются Божьей благодатью и Божественным милосердием. Когда мы говорим о Церкви не как о человеческом институте, а как о богочеловеческом институте, то в этом случае Церковь напрямую связана с Небом, тогда наше несовершенство восполняется совершенством Христа. Собственно говоря, так было изначально, когда апостолы спросили у Христа: «так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно " (Матф., 19:25,26).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/04/be...

Но светильник должен быть поставлен не под спудом, а на свечнике, чтобы светить всем людям ( Матф. 5:15–16 ). Что о. Александр через свою жизнь сделался светильником для мира, это признавали такие уважаемые подвижники, как оптинский старец иеросхимонах Амвросий и преосвященный Феофан Затворник . О. Амвросий был в близком духовном отношении к о. Александру, так как некогда оба они были в Оптиной пустыни, где о. Александр полагал начало иноческой жизни, проходили одно послушание на кухне и оба ходили для духовного наставления к тамошнему знаменитому старцу о. Леониду 1 . Когда первоначально составленные записки об о. Александре были приготовлены в нескольких экземплярах и посланы для прочтения в разные обители и, между прочим, в Оптину пустынь, то о. Амвросий, выслушав записки, отозвался о них одобрительно, только велел повременить с напечатанием их, так как, по его словам, на это не пришло еще время 2 , советовал давать их для прочтения духовным детям о. Александра и распространять между монашествующими, в особенности в женских обителях. Это было в 1885 году. Через два года о существовании записок узнал еп. Феофан, затворник Вышенской пустыни. И вот что он написал по этому поводу: «Поминая об о. Александре, вы сказали о некоей его рукописи 3 . Вы послали ее на Валаам для прочтения. Когда воротится, потрудитесь прислать ко мне. Желательно прочитать ее». Доставленные преосвященному записки он возвратил через несколько месяцев, причем дал о них следующий отзыв: «Прочитал записки о старце Александре. Благодарю за удовольствие и назидание, доставленное чтением их. Я нахожу, что их следовало бы напечатать. Только попросить кого-либо, исправить язык по местам... Но вообще все составлено довольно складно. Старец был в настоящем молитвенном строе. То, что говорится в записях о том, как он молился, одних укрепит, других вразумит и всех воодушевит к молитвенному труду. Поэтому держать их под спудом не совсем безгрешно. Может быть, я ошибаюсь, судя так. Дали бы еще кому прочитать... Я только счел долгом заявить свою о сем мысль... Может быть, со стороны о. Александра встретится какая помеха, которой я не вижу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

прот. Иоанн Чижевский Отделение седьмое. Об охранении и распространении Православной Веры Глава I. Общее положение 1 . Епархиальное начальство обязано надзирать, чтобы истины Православной Церкви служителями ее и православными христианами исповедуемы были во всей чистоте. Архиереи наблюдают за сим, как непосредственно, так и чрез подведомые им места и лица (От. I, гл. IV, §§ 17, 24 и 25) и, если открывается что-либо противное, доносят Св. Синоду (уст. дух. консист. ст. 7). 2 . По отношению к охранению и распространению св. православной веры обязанности пастырей церкви главным образом состоят в проповедании Слова Божия ( 2Тим. 4:2 ) и наставлении пасомых в благонравии и послушании властям; б) в наблюдении, чтобы православные свято исполняли уставы церкви, св. таинства и ежегодно исполняли долг исповеди и причащения св. тайн; в) в ограждении пасомых от раскола, лжеучений и от совращений в иную веру и г) в заботе о присоединении к Православной Церкви инославных христиан, иудеев, магометан и язычников. Глава II. Проповедание Слова Божия 3 . Начальство епархиальное должно пещись, чтобы духовенство проповедовало Слово Божие в церквах и наставляло при всяком удобном случае православный народ в вере и благочестии, в благонравии и послушании властям (уст. дух. консист. ст. 8). Примечание. Первая должность есть священника учить народ. Что учить народ долг есть как епископа, так и пресвитера, не токмо собственный и необходимо потребный, но и первейший, указал сие Сам Спаситель Христос Иисус, когда заповедь апостолам дал не токмо крестите, но и учите, и первее учить, потом крестить Матф.28:19 ; Марк.16:15–16 , указал и Павел апостол, когда о себе стеня возопил: горе мне, аще не благовествую! нужда мне належит, строение мне предано (1Корф.9:16–17); указал, когда Тимофея, епископа Ефесского, Богом и страшным судом Христовым обязуя, увещевал: проповедуй слово, настой благовременно и безвременно, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:1–2 ); указал, когда наконец от всякого без изъятия пресвитера, между другими его качествами требует от него, дабы непременно был учительный ( 2Тим.4:1–2 , Кн. о должн. пресв. прих. часть 1. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Церковь Бога жива – столп и утверждение истины»  (1 Тимоф. 3, 15). Можно ли сомневаться в непреложности слов Христовых о том, что «врата адова», то есть все силы адские не одолеют Церкви? Конечно, нет! Но если так, то  истинная   Церковь Христова, Которая, само собой разумеется,  едина,  ибо Христос основал  только одну   Церковь , всегда существовала на земле и будет существовать до скончания века, ибо Ей принадлежит утешительное обетование Христово:  «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»   ( Матф. 28, 20 ). Могут ли быть какие-нибудь сомнения в том,  какая  это Церковь? Для человека честного и здравомыслящего, с незатуманенным сознанием, знающего историю Христианской Церкви и чистое, неповрежденное христианское веро- и нравоучение,  не может быть никаких сомнений  в том, что  эта единая истинная Церковь , основанная Христом-Спасителем, есть та, которая свято и неизменно хранит преданную ей Христову Истину. Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные  новшества  в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу со временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви. «От мира несте»,  сказал Господь Своим ученикам на Тайной Вечери:  «но Аз избрах вы от мира («изъял вас от мира», как толкуют эти слова Св. Отцы),  сего ради ненавидит вас мир»   ( Иоан. 15, 19 ). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тем, кто желает сохранить свою верность истинной Церкви: истинная Церковь  Христова всегда была, есть и будет не от мира сего, который, по словам возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова,  «весь во зле лежит»   ( 1Иоан. 5, 19 ). И как Учение Божественное, преданное на хранение Св. Церкви, неизменно, как неизменен и вечен Сам Бог, так и истинная  Церковь Христова должна оставаться во всем неизменной. Так называемая, по-ученому,  «консервативность»  есть один из самых главных и характернейших признаков истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Нагорная проповедь Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976) (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49) Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит сущность евангельского учения. Приводится текст из главы 7-й, учебника Архиепископа Аверкия (Таушева, 1906-1976) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие», издание Свято-Троицкой Семинарии в селении Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Содержание: Введение; I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5); (1) Заповеди блаженства; (2) Вы — соль земли; (3) Вы — свет мира; (4) Не нарушить пришел Я но исполнить; (5) Нельзя гневаться; (6) Нельзя прелюбодействовать в сердце своем; (7) Нельзя разводиться; (8) Не клянись вовсе; II - Вторая часть Нагорной проповеди (Матф. 6); (9) Не нужно поститься на показ; (10) Не собирайте себе сокровищ на земле; III - Третья часть Нагорной проповеди (Матф. 7); (11) Не судите, да не судими будете; (12) Просите, и дано будет вам; (13) Золотое правило; (14) Входите тесными вратами; (15) Берегитесь лжепророков; (16) Притча о благоразумном строителе; (17) Конец Нагорной проповеди; 1. Введение Полностью Нагорная проповедь изложена только у Евангелиста Матфея. В сокращенном виде ее излагает Евангелист Лука, у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются даже в разных местах его Евангелия. Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Геннисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой доселе показывают «гору блаженств», с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушающего народа Нагорная проповедь. Гордый своим избранничеством и не могший примириться с потерей своей самостоятельности еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны. I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5)

http://zavet.ru/a/rss_1284781568.html

Что дадите мне и я предамъ вамъ Христа, котораго вы хотите найти, говоритъ пришедши къ беззаконнымъ начальникамъ за золото ближнее со Христомъ: пощади души наши, Христе Боже, и спаси насъ (Матф. 26, 14–15). Ο слепое по которому ты забылъ, нечестивый, что весь не стóитъ души, какъ былъ ты наученъ; ибо съ повесившись удавился ты, предатель: пощади души наши, Христе Боже, и спаси насъ (Марк. 8, 36; Матф. 27, 5). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 105–108.   Канонъ на beлukiй Четвертокъ Πеснь 1–я. Ирмοсъ. разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружныхъ и въ то же время гробомъ для вооруженныхъ; посему воспевается богоугодная песнь: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость создала себе жилище отъ чистой безмужной Матери; ибо облекшись въ храмь телесный, Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 1; 2, 21). Преподавая таинство возлюбленнымъ Своимъ, истинная Премудрость уготовляетъ душепитательную трапезу и предлагаетъ чашу безсмертнаго вернымъ; приступимъ же благочестиво и будемъ взывать: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 2; Матф 26, 26). Внемлемъ все верные призывающей возвышеннымъ гласомъ несозданной и самосущей Премудрости ибо она взываетъ: вкусите, и познавъ, что я Христосъ, восклицайте: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 3; Псал. 33, 9). Песнь 3–я. Ирмосъ. Будучи Господомъ и Создателемъ всего, безстрастный Богъ уничиживъ себя возсоединилъ съ собою и самъ себя предложилъ въ Пасху темъ, за которыхъ готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь въ вере (1 Кор. 5, 7; Матф. 26, 26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоилъ ты, учениковъ своихъ, наполнивъ ее ибо ты приносишь самъ себя въ жертву, взывая: кровь Мою и утверждайтесь въ вере (Прит. 9, 5; Матф. 26, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Отдел I. Источники церковного права. Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Общие источники. Священное Писание. Главным и основным источником для определения основных начал церковного устройства и управления должно служить св. Писание нового завета. В св. Писании главным образом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они не составляют церковного права или юридических постановлений; но они служат основанием церковного законодательства, облекаются через него в юридическую форму, и в этом смысле относятся к источникам церковного права. Но, кроме истин веры и нравственности, в новозаветном св. Писании мы находим еще постановления И. Христа, касающиеся Церкви, как внешнего общества. Так, напр., в нем указаны Спасителем: учреждение апостольского служения и полномочия, данные ему ( Матф. 28:19–20; 18:18 ; Иоан. 20:23 ); установление свящ. иерархии ( Ефес. 4:11–12 ); правила об отношениях Апостолов между собой ( Марк. 9:35 ); установление таинств крещения и причащения ( Марк. 16:16 ; Лук. 22:19; 1 Коринф. 11:23–25); учение о разводе ( Матф. 5:32; 19:3–10 ); наставления касающиеся обращения с согрешившим братом и о церковном суде над ним ( Матф. 18:15–17 ), об отношении к верховной власти ( Матф. 22:21 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Закрыть itemscope itemtype="" > О чистоте 13.05.2021 1052 Время на чтение 21 минут Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как безчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертной казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже безчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы предворяет в уды блудничи (1 Кор. 6,15 ). Любодей казнится смертию душевною. От впавшаго в грех блуда отступает Святый Дух; согрешивший признается впадшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечнаго томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием. Что такое — чистота? Это — добродетель, противоположная блудной страсти; это — отчуждение тела от действительнаго впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотскаго вожделения. Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковой тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах Спасителя: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. 5,28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение ветхозаветной заповеди; это сказано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что помышления злая, к которым причисляются помышления блудныя, исходят от сердца, оскверняют человека (Матф. 15,19-20), отлучают от Бога (Прем. Сол. 1,3), отъемлют чистоту — средство Богозрения. Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающия его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческаго существа от смешения с другим телом (1Кор. 6,16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтобы выдти из перваго состояния, должно изтрезвиться; чтоб выдти из втораго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/13/o_chis...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010