3) Покланяемся мы не твари; да не будет сего! Такое заблуждение свойственно язычникам и арианам. Напротив того, покланяемся мы Господу твари, воплотившемуся Божию Слову. Если плоть сама по себе и есть часть тварей, то она сделалась Божиим телом. И покланяемся мы таковому телу, не как собственно телу, не отделяя его от Слова, и желая покланяться Слову, не представляем Его далеким от плоти; но, по сказанному выше, зная, что «Слово плоть бысть» , сие и во плоти явившееся Слово признаем Богом. Посему, кто же будет столько несмыслен, чтобы сказать Господу: «отступи от тела, и поклонюсь Тебе?» Или, кто будет столько злочестив, чтобы, по причине тела, сказать Ему с несмысленными иудеями: «почему «Ты, человек сый, творшии Себе Бога» (Иоан. 10:33) Не таков прокаженный; он поклонился Богу сущему в теле, познал, что это — Бог, глаголя: «Господи, аще хощеши, можеши мя очистити» (Матф. 8:2): Божия Слова не почел тварью, по причине плоти, и не уничижил плоти, в которую облечено было Слово, потому что Оно есть Создатель всея твари, но как в созданном храме поклонился Творцу всяческих, и очистился. Так и кровоточивая жена, уверовав и прикоснувшись только к воскрилию риз, исцелилась. И пенящееся волнами море вняло воплотившемуся Слову и буря утихла. А слепого от рождения плюновением плоти уврачевало Слово. И что всего важнее и необычайнее, — когда Господь пригвожден был к самому кресту (что, может быть, и соблазняло злочестивых); поелику на кресте Господне было тело, и в теле было Слово, то солнце померкло, «земля потрясеся, камение распадеся, завеса церковная раздрася, ...и многа телеса усопших святых восташа» (Матф. 27:51, 52). 4) Так было; и никто не рассуждал, как осмеливаются ныне ариане, должно ли повиноваться воплотившемуся Слову? Взирая на Человека, признавали Его Создателем своим; слыша человеческий глас, не говорили, по причине человеческого естества, что Слово есть тварь; но тем паче трепетали, и тем не менее познавали, что Оно вещало из святого храма. Посему, как же не боятся нечестивые, что, «якоже не искусиша имети Бога в разуме» , преданы будут «в неискусен ум, творити неподобная» (Рим. 1:28)? Ибо не твари покланяется тварь, и она не отказалась, по причине плоти, поклониться своему Господу, но Создателя своего видела в теле; и «о имени Иисуса» Христа поклонилось и «поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос» (хотя и неугодно сие арианам) «в славу Бога Отца» (Фил. 2:10, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2568...

   1) Без веры в личного или, что тоже, христианского Бога, или без религии, нравственности будет недоставать прежде всего надлежащего основания. Вера в безусловное и незыблемое значение нравственного закона (а мы усвояем нравственному закону такое именно значение) и в святость его необходимо предполагает веру в безусловного и святого Бога, Который не яко человек колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется (Числ. 23:19; ср. Иак. 1:17), – слово Которого пребывает во веки (Пс. 118:89; 1 Петр. 1:25) и есть истинно (Иоан. 17:17; 2 Цар. 7:28) и свято (1 Петр. 1:15; Лев. 20:7. 8).    2) Вез веры в Бога или без религии не может быть, далее, надежды на достижение цели нравственной жизни. В нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем в себе недостаточность сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы могут быть восполнены не иным кем, как только всемогущим и всеблагим Богом.     Первое препятствие заключается в физической природе, – как окружающей нас, так и заключенной в нашем собственном телесном организме. Первая течет своим собственным путем, не обращая никакого внимания на течение жизни человеческого духа. А телесный организм наш подвержен болезням, страданиям, увечью, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность.     Второе препятствие заключается в самом духе человеческом, в воле человека. Здесь мы ощущаем ин закон противу воюющ закону ума нашего, и пленяющь нас законом греховным (Римл. 7:23); вследствие чего мы не еже бо хощем, сие творим, а еже ненавидим, сие содеваем (Римл. 7:15. 19). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение Физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению конечной цели его (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6. 7; Притч. 20:24; Матф. 5:45; 10, 30; 1 Петр. 5:7; Римл. 8:28). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего, силою Св. Духа, „новое рождение» (Иоан. 3:3) человека и делающего его (при помощи благодати Св. Духа, преподающейся чрез молитву и св. таинства церкви) способным преодолеть „ин закон“. Лишь при вере в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в преследовании нравственной задачи и полная преданность ей. Лишь при союзе с Ботом и почерпнутой отсюда благодатной силе, а также и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Как сон занимает только телесные члены и внешния чувства, но, между тем, душа внутренния свои действия отправляет безпрепятственно, как сие довольно дознать можно из сновидений; да и совсем нельзя, чтобы в душе всякая погасла мысль, в которой ея и существо состоит, так и в смерти, тело разставшись с душею, в землю обращается, но душа преносится в недро Авраамово (Лук. 16:22), где не только действия ея не престают, но еще большую приемлют силу. Ибо душа блаженная не имеет тех препятствий, какия имела в теле, а именно, различныя плотския страсти и воображения чувственныя, которыя понятиям разумным в настоящей силе своей действовать мешают. Надобно от очес нашего ума отрясти тину вещественную, дабы ясно узреть неприступный свет Божества, а в нем — так, как в светлейшем зеркале, усмотреть и прочия вещи в своих совершенствах. И для того Спаситель наш, к утешению нашему, увещевает нас, чтобы мы не боялись убивающих тело, ибо они вместе с телом душу убить не могут (Матф. 10:28).    Яко же младенцы и несовершеннаго смысла отроки не разумеют пользы и приятности сна, и для того с трудностью и со слезами ложатся спать: так те, в разсуждении духовныя христианския мудрости, пред Богом младенцы и твердой небеснаго учения пищи не вкусили, которые не разумеют, сколь есть «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Псал. 115:6), и для того смерти крайне страшатся. Дражайший Учитель наш, отходя к испитию смертной чаши, о сей спасительной материи сладчайшую с учениками Своими имел беседу; но как они еще были младенцы о Христе, и совершеннаго, о будущих по смерти благих, понятия не имели; то не токмо о сем не радовались, но еще и советовали Христу, чтобы Он отменил то действие, в котором состояло спасение человеческаго рода, почему Он — любезнейше их обличая, так им говорил: «Яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Но Аз истину вам глаголю: лучше есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет вам» (Иоан. 16:6).    Яко же после сна телесныя и душевныя силы как бы возобновляются, и человек поутру охотнее и веселее за свое принимается дело, так и смерть праведных есть некое возобновление всех сил. Почему воскресшие от мертвых, некогда, в последний день, пред имеющим возсиять Солнцем правды — Христом, предстанут веселыми и радостными; очистятся их чувства, просветится ум, все душевныя и телесныя силы прославятся: «еже бо сеется, как мудрствует высокое христианское богословие, в немощи, то востает в силе, сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, возстает в славе» (1 Кор. 15:42—43). И яко же сон не есть непрерывное некое успокоение, но в известное время от сна пробуждаемся: так и мы не всегда пребудем в смертном гробе, но «приидет час, воньже вси услышат глас Сына Божия; и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Иоан. 5:28—29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3839...

2) Потом Богему вся животная представил, дабы ему узнать те твари, над которыми он господином поставлен, и дабы им имена пристойные их природе дал (Быт. гл. 2, ст. 19). Можно догадаться что Адам, примечая расположение животных и пользу, мог и себе помощницы желать (Быт. гл. 2, ст. 20). 3) Тогда Бог иступление или сон на Адама напустив, взяв некую тела его часть, сделал ему жену, которую оживотворив, подобно как и Адама душою, Евою назвал; сделал же Бог жену из мужеского ребра, а не из земли, затем, дабы показать из начала супружества неразрывный союз (Матф. гл. 19, ст. 4). 4) Итак видишь уже, зачем Бог два пола тогда создал. Он уже не хотел впредь беспосредственно производить людей, ибо таким образом чудеса без нужды бы умножал, но такой уставил порядок, дабы человеческой род посредством родителей умножался (Деян, гл 17, ст. 26). Следовательно, все мы во Адаме находилися, и он весь человеческий род в себе представлял. 5) Сим способом тело только одно органами изрядно снабжённое от родителей происходит, душа же каждому вливается от Бога (Зах. гл. 12, ст. 1) в то самое время, когда совсем младенца воображено будет тело (Прем. гл. 7, ст. 2; Прав. Испов. Част. 1, Вопрос 28). § 40. Божией благости и премудрости изволилось человека по образу своему и по подобию создать (Быт. гл. 1, ст. 26). Что же разумеется чрез образ Божий и подобие? 1) Хотя образ и подобие имеют некое различие, ибо понятие подобия есть обширнее образа, и древние учители образ ставили в естестве души, а подобие в добродетелях, коими уподобляемся Богу; однако в Священном писании оба сии слова то же значат; за тем случается, что и опускается одно какое-нибудь (Быт. гл. 5, ст. 1, Фил. гл. 2, ст. 7). Аки бы рек: сотворил Бог его таким, чтоб совершенно Ему был подобен и был бы зерцалом некиих Божиих совершенств. 2) Образ разная значения имеет, иногда значит внешнее только сходство единыя вещи с другою, как картина; иногда совершенное сходство двух вещей в самом существе (Кол. гл. 1, ст. 15; Быт. 5 , ст. 3), иногда некиих только качеств сходство. Последнее означение здешнему приличествует месту, и значит разумныя твари сходство с Богом первообразием своим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Такое начало у евангелиста Матфея является еще более достопримечательным по сравнению с другими евангелистами – синоптиками. Так евангелист Марк начинает изгнанием нечистого духа из человека (1, 23 – 28), – потом повествует об исцелении тещи Симона от горячкСр. вышеприведенное в примечании раввинское изречение об исцелении болезни, как погашении огня Божественного. (1, 29 – 31), многих бесноватыТроекратное упоминание об исцелении бесноватых и изгнании бесов (см. ст. 32, 34 и 39) дает видеть, что для евангелиста Марка эти чудеса наиболее важны, каковы они, конечно, и на деле, с известной точки зрения (власти Господа над демонами). и одержимых разными болезнями (1, 32 – 39), – и наконец, уже об исцелении прокаженного (1, 40 – 45). Также и евангелист Лука, после освобождения Господа от насилия НазаретяПо древнему Сирскому изложению и по теперь еще существующему преданию, Христос освободился от Назаретян чудесным образом, хотя в греческом подлиннике евангелия это не вполне ясно. Может быть также, что событие это было уже после Капернаумского чуда изгнания беса из человека. (4, 31 – 37), как, по-видимому, указывается на это в 4. 23 и в Маркионитской еретической редакции евангелия Луки. (4, 31–37), согласно с Марком начинает повествование о чудесах Господа изгнанием беса из человека (4, 31 – 37), продолжая исцелением тещи Симона от горячки (4, 38 – 39) – и многих больных и бесноватых (4, 40 – 41), – и присоединяя чудесный лов рыбы (5, 1 – 11), после чего уже сообщается об исцелении прокаженного (5, 12 – 16). Сюда надо присоединить еще и то, что опущенная у Марка и изложенная у Луки в другой связи (ср. Лук. 6, 20 след. и др.) и ином объеме, Нагорная Беседа выделена у Матфея в особую часть евангелия и помещена в начале общественного служения Спасителя по внушению высшей богословской идеи Евангелия, а не по историко-хронологическому течению евангельских событий, вследствие чего и исцеление прокаженного у Матфея еще более уклоняется от своего историко-хронологического положения в последовательной цепи евангельских событий. Таким образом, имея хронологическое изложение данных евангельских событий в согласных повествованиях Марка и Луки, возглавление их исцелением проказы у Матфея мы не можем объяснять рефлексом памяти или иначе как, но вынуждены видеть здесь внушение вышеуказанной богословской идеи Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Пророчество: Мессия произойдет от семени Авраама ( Быт. 12:3; 18:18; 22:17–18 ), Исаака (26:3–4) и Иакова (28:14–15; Чис. 24:17 ), из колена Иудина ( Быт. 49:10 ), из рода Давидова ( 2Цар. 7:12–16 ; Пс. 88:4–5 . 36–38; Иер. 23:5–6; 33:15 ), но уже потерявшего славу и силу свою, подобно усеченному у корня дереву ( Ис. 11:1 ). – Исполнение: О точном исполнении этих пророчеств свидетельствуют два родословия Иисуса Христа (Матф, 1:1–16; Лук. 3:23–38 ) и многие другие свидетельства новозаветного Писания. Мария, Матерь Господа Иисуса, хотя и происходила от царского рода Давида ( Лук. 1:27 ), но была бедною, безвестною Девою, а Иосиф, обручник Ея, тоже потомок Давида ( Мф. 1:20 ; Лук. 2:4 ). был плотником ( Мф. 13:55 ). Пророчество: Родится Он от Девы, без участия мужа, – чудесным образом ( Ис. 7:14 ; сн. Быт. 3:15 ). – Исполнение: Иисус Христос родился от Девы по наитию Св. Духа ( Мф. 1:18. 22–22 ; Лук. 1:34–35 ). Пророчество: Родится в Иудее, в г. Вифлееме ( Мих. 5:2 ). – Исполнение: Иисус Христос родился в Вифлееме ( Мф. 2:7 ; Лук. 2:4–7 ). Пророчество: Рождение и явление Мессии последуют в то время, когда колено Иудино потеряет свое политическое бытие и жезл правления будет отнят у него ( Быт. 49:10 ), при существовании второго храма ( Агг. 2:7–10 ; Мал. 3:1 ), по исполнении седьмин Данииловых (9:24–27) и падении царства Навуходоносора (золотого) и имевших явиться после него двух сильных царств (серебряного и медного), во дни четвертого царства, т. е. римского. Тогда откроется царство Мессии, как такое, которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан. 2:26–47 ). Ветхозаветные жертвы прекратятся, град (Иерусалим) будет разрушен и во святилищи мерзость запустения будет, каковое запустение продолжится до кончины мира ( Дан. 9:24–27 ). – Исполнение: Иисус Христос родился тогда, когда Иудея была уже во владычестве римлян и управляема была римскими правителями, во дни Ирода царя, идумеянина. Второй храм еще существовал. Число седьмин и их события выполнились со смертию Иисуса Христа. В половине последней седьмины Христос был распят, и эта последняя седьмина утвердила завет мнозем ( Дан. 9:27 ). Три сильные царства (вавилонское, персидское и македонское) сошли с лица земли, и царство Иисуса Христа сокрушило и обняло все земные царства. В 70 г. по Р. X. совершилось запустение святилища (разрушение храма иерусалимского, а вместе и града), каковое имеет продолжаться до скончания века ( Мф. 24:15 ; Лук. 21:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В царстве небесном, которому определил Бог открыться на земле, по слову Иисуса Христа, происходит тоже, что бывает с человеком, посеявшим доброе семя на поле своем. Когда люди спали, пришел враг Его, и посеял плевелы между пшеницею, и ушел. Где же это поле? Кто этот человек, сеющий доброе семя, и кто враг Его, сеющий плевелы между пшеницею? Поле, говорит Спаситель, есть мир, т. е. всякое человеческое сердце, способное к добрым и худым впечатлениям; а сеющий доброе семя есть Сын человеческий. Сыном человеческим Иисус Христос , который есть вместе и Сын Божий, называет Себя, к чести и утешению рода человеческого. Он, во днех плоти своея ( Евр.5,7 ), ходя по земле в виде смиренного человека, и не стыдясь быть вместе с мытарями и грешниками, сеял добро в сердце своих братий. Он же и ныне просвещает нас истинным светом, и вливает в нас истинную жизнь. Всякое доброе учение, наставление, обличение; все, что ведет к святости жизни; все, что очищает, подкрепляет и возвышает человека; – все это происходит от Него! Он есть Слово Отчее, чрез которое, Отец все сказанное Им сказал; и все, сотворенное Им, сотворил. Всякой, истинно просвещенный, просвещен Им; всякой, воодушевленный любовию к добру, воодушевлен Им; всякой, возрастший до Богоподобного совершенства, возращен и воспитан Им. Христос был, есть и будет истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Иоан.1,9 ). Он сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением, и искуплением ( 1Кор.1,30 ). Во все продолжение земной жизни, Он постоянно заботился о том, чтобы посеять доброе семя в сердцах учеников Своих. Он неутомимо старался насадить и укоренить в них святую веру и чистую любовь, и чрез то сделать их способными на великий подвиг всемирного просвещения. Напоследок, Он ниспослал им Духа свыше, Который воодушевлял их на все святое и доброе, и подкреплял их Божественною силою в борьбе с злобным миром. Впрочем, попечение Его не ограничивалось одними учениками: у Него были в виду и другие люди. Иисус готов был насадить все доброе и в расслабленные души Саддукеев, и в ожесточенные сердца Фарисеев. Он хотел бы собрать под сень своей веры всех чад Иерусалима, как птица собирает птенцов своих под крылья свои; но они не восхотели. Он сеял доброе семя сперва Сам; а после поручил ученикам Своим, чтобы они во всем мире сеяли слово Его. Идите, – сказал Он им по воскресении Своем, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам ( Матф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

12, 33). Размысли о томъ, что я сказалъ  : да дастъ тебе Господь разумъ (2 Тим. 2, 7). Всякъ, кто обещается предъ Богомъ сохранить чистоту (девственную), долженъ препоясаться всею силою (или: всякою добродетелью) святою и если истинно въ страхе распялъ плоть (Гал. 5, 24) свою, — то отвращаетъ  слово говорящее: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28), и весь умъ, и , и похоть, и сего, и утехи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождаетъ себя отъ всякаго съ отъ всякихъ хитростей, сетей и препонъ его. И ходя  превыше земли, избирай себе и свое на небе! Глава IV. Кто желаетъ себе этого великаго и славнаго, тотъ отказывается изъ–за него и отделяется отъ всего чтобы уединиться и жить божественною и небесною, какъ ангелы (Матф. 22, 30; Марк. 12, 25; Лук. 20, 36) святые, въ чистомъ и святомъ, въ святости Духа и служить Богу всемогущему чрезъ Христа ради небеснаго. Изъ–за этого же отрицается отъ всехъ похотей плоти, и не только не прилагаетъ къ себе приносите и размножайте плодъ  , но желаетъ надежды — обетованной, уготованной и положенной на небесахъ Богомъ, который обещалъ устами и не обманываетъ, который есть сыновъ и дщерей  и дастъ девственникамъ и девственницамъ въ дому место именито, лучшее отъ сыновъ и дщерей (Ис. 56, 5), лучшее и отъ техъ, которые были супругали въ святости и не осквернились плотскимъ (Апок. 14, 4). Этимъ девственникамъ и девственницамъ Богъ дастъ царство небесное, какъ ангеламъ святымъ, за это (ихъ) великое и славное. Глава V. Хочешь ли, братъ, быть девственникомъ? Знаешь ли, сколько труда и тяжести въ истинномъ девстве? Оно твердо стоитъ предъ Богомъ всегда (Апок. 14, 4–5) и печется, како угодити Господеви въ святомъ теле и духе (1 Кор. 7, 32. 34). Знаешь ли, какая слава девства, ради которой подвизаешься? Знаешь ли и понимаешь, что желаешь делать? Знаешь ли великое дело святаго девства? Умея ли правильно вести борьбу, сражаешься ты (вооруженный) силою Духа Святаго, избравъ для себя этотъ подвигъ, чтобы получить светлый венецъ? Видишь ли (discernis) природу твою въ вышнемъ (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

а под жертвою – словесное хваление. Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя ( Псал. 49,14 ). А на положение тела указывает изречение псалма: воздеяние руку моею, жертва вечерняя (-140,2). Относительно состояния души Спаситель ясно изрек свою волю в словах: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша ( Марк.11,25 ). Обращаться же при молитве должно к востоку, как внушает древнее предание и как учит Соломон в книге Премудрости: да знаемо будет (всем), яко подобает предварити солнце на благодарение тебе и к востоку света тебе поклонитися (16,28). Итак, всякое место годно для молитвы, но, конечно, лучше творить молитвы в особливой части дома более благолепной и более приличной. Здесь кстати можно привести изречение: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою ( Матф.6,6 ). Еще же лучше – в священных зданиях и храмах, которые и называются домами молитвы; там и Святая Святых, там совершается таинственное и бескровное священнодействие, в которое желают Ангели проникнути ( 1Петр. 1,12 ). Эти здания, запечатленные священным миром и освещенные мученическими мощами, весьма благоприятствуют молящимся. И Псалмоновец говорит: поклонитеся Господеви во дворе святом его ( Пс. 28,2 ): так как вне двора сего покланяться не совсем удобно. Но кроме того, во время молитвы можно и колена преклонять, как говорит Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из негоже всяко отечество на небесах и на земли именуется ( Еф.3,14 ), и в другом месте: преклони колена со всеми ими, помолися. И еще, кроме воздеяния руки, должно возводить очи на небо, как показал в своем примере Господь, когда молился над Лазарем. Сим ясно выражается устремление души к Богу и отрешение от земного: а первым (коленопреклонением) – падение и рабское прошение. И это именно так. Сутки разделены на семь частей божественными Отцами, заимствовавшими мысль о том от Давида, который говорил: седмерицею днем хвалих тя о судьбах правды твоея ( Пс.118,164 ). Под днем здесь, по синекдохе, разумеются сутки, как сказано и в книге Бытия: и бысть вечер, и бысть утро, день един (1,5). Седмеричное число, как мера времени, по которой мы проживаем в этом мире, и как предел веков, внушает, как мне кажется, то, что должно молиться Богу во всю жизнь. О полунощнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Он один успокоивает всех страждущих и обремененных, к Нему прибегающих. Ко Господу, говорит псалмопевец, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя ( Псал. 119:1 ). И Сам Он призывает таковых: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вас ( Матф. 11:28 ). И кто из прибегавших к Нему возвращался без успеха? Воззвал к Нему пророк Иона, и спасен Им от чрева китова. Воззвал апостол Петр, устрашенный бурным волнением моря и уже погибающий, и тотчас избавлен был от потопления. Воззвал град Ниневия, чрез три дня имевший потребиться, ради беззакония живущих в нем, и пощажен был Господом и сохранен от погибели. Итак, если не что другое, то по крайней мере самое желание избавиться от бед и скорбей должно заставить нас в несчастиях прибегать к Богу, и в Нем одном искать помощи. Но если бы, братия, Бог и не отымал тяготеющей на нас руки Своей; если бы и медлил еще извлекать нас из глубины зол и бедствий: мы не должны роптать на судьбу свою. Постигающие нас бедствия не суть в самом деле зло, но по отношению к духовной нашей жизни могут даже почесться величайшим для нас благом. Подлинно, слушатели, что другое означают наши скорби, наши болезни, наши страдания и различные напасти, как не глас небесной благодати, пробуждающий нас от сна греховного – верного предвестника смерти? Что другое, как не отеческое побуждение оставить жизнь ветхого человека и преуспевать в делах благих, яже прежде уготова Бог, да в них ходим ( Еф. 2:10 )? Подлинно, Бог не иную какую имеет цель в ниспослании на нас бед и скорбей, как ту, чтобы нас, удалившихся на страну несчастия и беззаконий, обратить на путь правый – на путь добродетели и благочестия христианского; не иную цель, как ту, чтобы мы, созданные для блаженства небожителей и наследия вечной жизни, сохраняли, по возможности, всю чистоту духа и тела, и тем пролагали путь и приготовляли себя к достойному приятию сих высоких обетований. Словом, для того иногда Отец небесный отягощает на нас щедродательную десницу Свою, чтобы мы, осуетившиеся суетою мира и отчуждившиеся от жизни Божия, взыскали своего начала, взыскали Господа, сотворшего нас, пострадавшего за нас и призвавшего нас в чудный Свой свет ( 1Петр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010