Вера в безусловное значение нравственного закона и в его святость по необходимости предполагает веру в Всесвятого Бога, Который не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться (Числ.23:19), и слово Которого пребывает во веки ( Пс. 118:89; 1 Петр. 1:25) и есть истинно (Ин. 17:17; 2 Цар. 7:28) и свято (Петр. 1:15; Лев. 20:7:8). Без веры в Бога, или без религии, нет основания для нравственной жизни. Но для нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем часто недостаток сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы восполнены ни Кем иным, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие заключается в физической природе, — как окружающей нас, так и имеющейся в нашем телесном организме. Физическая природа среды течет своим чередом, не обращая внимания на жизнь человеческого духа. А наш телесный организм подвержен болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. Здесь мы ощущаем иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:23); вследствие чего я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15, 19). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6,7; Притч. 20:24; Матф. 10:30; 1 Петр. 5:7; Рим. 8:28). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего силой Святого Духа " новое рождение " (Ин. 3:3) человека и делающего его способным преодолеть " иной закон " . Лишь имея веру в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в следовании этой нравственной задачи. Лишь при опыте союза с Богом и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность, как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

11:29). Но если кто спросит: почему же означенных животных повелел приносить в числе двух и двух, и двух совершенных, а двух птенцов? Ответствую: поскольку человек двусоставен, то есть, состоит из души и тела, то Бог требует от нас двоякого целомудрия и двоякой кротости. Если по телу воздерживаюсь от плотских удовольствий, а по душе вожделеваю их; то я не целомудрен, но прелюбодей. Ибо сказано: воззревший, «ко еже вожделети..., уже любодействова... в сердце...» (Матф. 5:28). И также, кто по наружности кажется кротким, но в душе раздражителен; тот не незлобив, но лицемерен и гневлив; видимое и мнимое незлобие служат у него покрывалом тайной злобы. Таковых имея в виду, говорит Пророк: «усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху» (Псал. 61:5); и еще: «глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих» (Псал. 27:3). Повелевая приносить двух совершенных и двух птенцов, дает этим разуметь, что в благоразумии и целомудрии должны мы быть совершенны, но «злобою, — как говорит Апостол, — младенчествовать» (1 Кор. 14:20). Но посмотрим, — относительно чего, где и когда сказано: «всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется», — и что это за загадка закона? Лк.2:29. Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром.    Посему, будем презирать смерть. Ибо, если и бояться ея станем, то умрем же, конечно, в определенное нам Промыслом время. Лучше встретить ее доблестно, как нечто непременно требуемое, нежели уступить только ей бесславно. Кто кончает жизнь в богочестии, тот не умирает. А кто призывается единственно по времени, как живший для себя; тому должно дать отчет и в самом времени; а если не даст, то услышит: «восприял еси благая... в животе твоем...: ныне же зде... страждеши» (Лук. 16:25). Поэтому, должно «мужаться», как заповедал Апостол (1 Кор. 16:13), чтобы умертвить уже нам «уды..., яже на земли» (Кол. 3:5); должно приуготовить дела к исшествию, чтобы, когда постигнет конец времени, или будем позваны Спасителем, можно было и нам сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2554...

11. Всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха. И как эти очи чувственно видят, и распознают лица друга или любимого, так очи души достойной и верной, просвещенные Божественным светом, духовно видят и распознают истинного друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха Господа, как скоро душа озарена достопоклоняемым Духом. И таким образом, душа, мысленно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную лепоту, уязвляется Божественною любовью, настраивается ко всем духовным добродетелям и вследствие сего приобретает беспредельную и неистощимую любовь к вожделенному для нее Господу (28, 5). 12. В сени закона, данного чрез Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А это было образом и сенью истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел. Ибо там в прообразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками, а сия истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоющейся в вечном Господнем покое и в радости (35, 1). 13. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении и Аз упокою вы» ( Матф. 11, 28 ). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких, обременительных и нечистых помыслов, делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и светлая суббота. Поэтому будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений, а таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святого. И блажен, кто войдет в сей покой (35, 1. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

(1) Слова Великого Василия: Что в яствах – ощущение качества каждой пищи, то в словах священного Писания – разумение; гортань, говорит Иов, разбирает снеди, а ум различает слова. Итак, кто так настроит душу свою силою каждого слова, как настраивают вкус по свойству каждой пищи, тот исполнит заповедь: пойте разумно. Златоуста: Мне кажется, что и другое нечто намекается словом – разумно, именно то, чтобы петь не только голосом, но и делами, не только языком, но и жизнью. И Феодорита: Хорошо сказал: пойте разумно, чем научает не только произносить песнь языком, но и возбуждать мысль к разумению произносимого. Пс.46:9 .  Воцарися, Бог над языки Христос до явления своего во плоти царствовал над людьми, как Творец против воли их; а теперь, по вочеловечении своем, Он царствует над ними по желанию их, как освободитель их. И поелику Христос стал двойствен; то до вочеловечения своего Он имел царство (над ними) только как Бог, а по воскресении из мертвых получил оное и как человек, ибо тогда (уже) Он сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Матф.28:18 ). Христос воцарился над ВСЕМИ народами, поскольку уверовали многие из всех народов и в некоторых странах уверовал весь находившийся там народ, в других уверовала только половина тамошнего народа, а в некоторых только известная часть народа. Ибо по всей земли разнесся голос Апостолов. Бог сидит на престоле святем своем Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную престола величия на небесех. Престол Христов называет святым, как свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. Пс.46:10 .  Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим Сими словами Давид показывает силу евангельской проповеди, то есть, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей и правителей и князей, так как они ВСЕ собрались со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым (1). Назвал Богом Авраама, чтобы показать, что Христос, по Божеству, был Богом и Авраама и потомков Авраама, и что Он есть один и тот же законодатель и ветхого и нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

20:24). И он в благоговейном страхе и опасении за то, что истина может быть когда нибудь и кем нибудь изменена, искажена, или неверно истолкована, произнес эту знаменательную угрозу; «есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» (Гал. 1:7-8).    Поэтому всякому ученому христианину, испытующему Писания, согласно с указанием Самого Иисуса Христа: «Испытайте писаний... и та суть свидетельствующая о Мне» (Иоан. 5:39) и изучающему Божественное Откровение, надобно прежде всего помнить, что он имеет дело не с философами, не с писателями разных веков, по разным отраслям знания, но с Самим Богом, глаголющим ему небесную истину чрез своих избранных посланников, руководимых и просвещенных Духом Святым для нашего вечнаго спасения и счастия земнаго. Любознательному христианину позволительно искать разрешения своих недоумений, но — способами Богом же указанными в св. Его церкви, под руководством «верных свидетелей Христовых» (Апок. 2:13; 1 Тим. 6:12), или передавателей чистой истины из всех веков и народов, т. е. пастырей церкви, для сего и назначенных Самим Иисусом Христом (Ефес. 4:11) и преемственно из рода в род «поставляемых Духом Святым» (Деян. 20:28). Итак, если ученый человек желает остаться христианином, то он не должен что-либо отрицать по произволу, толковать слова священнаго писания по своему взгляду и вкусу, ставить вопросы о предметах, лежащих за пределами его созерцания, так как и сами Апостолы склонялись со смирением пред тем, что им не было открыто и говорили: «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34).    Что же? — Не значит ли это принимать учение Христово на слово, — отречься от свободы мысли и совести в ущерб самосознанию и чувству своего человеческаго достоинства? Не значит ли это жить до старости и смерти подобно дитяти, думающему умом своих родителей и говорящему их словами? Именно так по слову Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... кто умалится, как это дитя (поставленное Иисусом Христом посреди слушателей), тот и больше в царстве небесном» (Матф. 18:3-4). Но кого мы слушаем и у кого учимся — у Бога. А что мы пред Ним? Менее, чем младенцы, мы — «земля и пепел», как выразился о себе Авраам, беседуя с Богом (Быт. 18:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

6) В рассуждении же этого немощного и человеческого понятия ариан, по которому предполагают, что Господь имел недостаток, когда говорил: «дадеся Ми» (Матф. 28:18), и «прия х» (Иоан. 10:18), и когда говорит Павел: «темже... Бог Его превознесе» (Филип. 2:9), «и посади одесную» (Ефес. 1:20) и тому подобное, должно сказать, что Господь наш, будучи Словом и Сыном Божиим, понес на Себе тело и сделался Сыном человеческим, чтобы, став Ходатаем Бога и человеков, тем, что Божие, послужить нам, а тем, что наше, — Богу. Посему, когда говорится, что алчет, плачет, утомляется, взывает: «Елои, Елои» (Мк. 15:34), тогда от нас приемлет собственно человеческие и наши немощи и приносит Отцу, ходатайствуя за нас, да уничтожатся эти немощи в Нем. Когда же говорится: «дадеся Ми... власть» , и: «прия х», и: «темже... Бог Его превознесе» , — это суть дарования, нам чрез Него сообщаемые от Бога. Слово не было недостаточным, Оно не было когда — либо приводимым в бытие. Также и люди не в состоянии были сами себе послужить этим; даруется же это нам чрез Слово. Посему сообщается нам даруемое как бы Ему. Для того и вочеловечилось Слово, чтобы даруемое как бы Ему перешло на нас. Простой человек не мог бы этого сподобиться, а также Слово единое не имело бы в этом нужды. Посему Слово соединилось с нами, и тогда сообщило нам власть, и превознесло нас. Слово, сущее в человеке, превознесло человека. И поелику в человеке Слово, то приял человек. Итак, поелику во плоти Слово, то превознесен и приял власть человек. Посему и восписуется сие Слову, потому что даровано ради Него. Ради Слова, сущего в человеке, даны сии дарования; и как «Слово плоть бысть» , так человек приял принятое Словом. Ибо все, что приял человек, сказуется приявшим Слово, чтобы видно было, что Он как человек, сколько сообразно это с Его природою, недостоин был приять, однако же приял ради Слова, сделавшегося плотью. Посему если сказуется, что дается нечто Господу, или что — либо сему подобное, то должно представлять, что не Ему дается как имеющему нужду, но человеку подается чрез Слово. И всякий, ходатайствующий за другого, приемлет милость, не сам имея в ней нужду, но ради того, о ком ходатайствует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2575...

И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас ( Ис. 35:4 ); посему очи слепых отверзлись сегодня. Один на восток взывает ко Господу: се муж, Восток имя Ему ( Захар. 6:12 ); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему ( Пс. 67:5 ). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16 ), а другой взывает: воздвиже юг ( Псал.77:26 ), совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися и с человеки поживе ( Варух. 3:36, 38 ). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя ( Захар. 9:9 ), а другой повелевает детям: хвалите, отроцы Господа ( Пс. 112:1 ), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Псалмопевец, услышав их, взывает ко Господу: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ( Пс. 8:3 ). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне ( Марк. 10:14 ). Дети хорошо послушались голоса Елисаветы: сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:42 ); а дети рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу ( Ин. 16:28 ). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет ( Матф. 27:22 ); юный и еще необразованный возраст мудрствует, а почитающие себя мудрыми объемлются мраком; дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлечься ветхого человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас ( Ис. 35:4 ); – чрез Которого отверзлись сегодня очи слепых. Один взывает на восток ко Господу: се муж. Восток имя Ему ( Захар. 6:12 ); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему ( Пс. 67:5 ). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16 ), а другой взывает: воздвиже юг ( Псал. 77:26 ). Совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:36 , 3н). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя ( Захар. 9:9 ); а другой повелевает детям: хвалите отроцы Господа ( Пс. 112:1 ), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Песнословец, услышав их, взывает ко Владыке: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ( Пс. 8:3 ). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне ( Марк. 10:14 ). Прекрасно дети последовали голосу Елисаветы; сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:42 ); а дети Рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу ( Ин.16:28 ). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет ( Матф. 27:22 ). Юный и еще необразованный возраст мудрствует, а глаголющии себе быти мудри, объюродеша ( Римл. 1:22 ), дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлещись ветхаго человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак послушай, возлюбленный, что я скажу тебе о сей Пасхе, коей таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается и поведается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (ибо говорят, как нам истинно праздновать и совершать оную Пасху?): — однакож, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетный, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем, что Он «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его , но Господь восхотел уничижить Его и предать» на крестныя страдания (Ис.53:9—10). Он называется Агнцем единолетным потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царствие небесное» (Матф. 18:3); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею , а грешник , будучи ста лет, проклят будет» (Ис. 65:20). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и — преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил оный, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое» ; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия, есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в своих собраниях в Мое воспоминание» (Мф.26:26—28, 1 Кор.11:24—25): но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010