178 Приведем, наконец, как краткое выражение мыслей древних святых Отцов о рассмотренном нами догмате, слова святого Иоанна Дамаскина из первой главы его Точного изложения православной веры: “Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Также и Дух Святой ведает Божие, подобно как дух человеческий знает то, что в человеке ( 1Кор. 2:11 ). Кроме же первого и блаженного Существа никто никогда не познал Бога, разве кому открыл сам Бог , – никто, не только из человеков, но даже из премирных сил, из Херувимов и Серафимов. Впрочем Бог не оставил нас в совершенном о Нем неведении. Ибо ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого. И сама тварь, ее хранение и управление возвещают о величии ( Прем. 13:5 ) Божества. Сверх того, сначала чрез закон и Пророков, потом чрез единородного Сына сво­его Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Бог сообщил нам познание о Себе, поскольку вместить можем. Посему все, преданное нам законом. Пророками, Апостолами и Евангелиста­ми, мы принимаем, признаем и почитаем, и более ничего не доискиваемся. Итак Бог , яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить. Удовольствуемся сим, и будем сего держаться, не прелагая вечных пределов и не пре­ступая Божественного предания ( Притч. 22:28 )”. 179 § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Сущность всего того, что Бог благоволил открыть нам о самом Себе, без отношения Его к другим существам, право­славная Церковь выражает кратко в следующих словах символа Афанасиева: “Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще;” или еще короче – в словах Православного Исповедания: “Бог есть един в существе и троичен в Лицах” (ч. 1, отв. на вопр. 10). Таким образом все православное учение о Боге в самом Себе разделяется на две части: I) на учение о Боге, едином в существе, и – II) на уче­ние о Боге, троичном в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   6. И, вот, когда это совершалось, и иудеи вместе со стражниками сидели у Гроба Господня, — В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот — в ожидание наступления Господняго (Воскреснаго) Дня — прииде Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб. (Матф. 28:1). О, какия удивительныя и поражающия чудеса! — Петр, первый воевода Христов, устрашившись языка служанки, отрекся от своего живого Владыки, а женщины, слабыя и робкия, пришли в этот день, чтобы почтить своего Учителя. Прииде... видети гроб. Потому что оне еще не в совершенстве уверовали вь понятие Воскресения. Прииде... видети гроб, чтобы от вида Гроба Господня несколько утешиться в скорби. Потому что оть вида гробницы своих близких, как и от вызванной (сим видом) слезы, души скорбящих имеют обыкновение получать утешение. Прииде... видети гроб, и, действительно, приблизились к нему насколько желали; испытывали же нерешительность по причине страха перед иудеями. Итак, тайно прокравшись, оне окропили гроб Спасителя миромь и снова украдкой удалились, и таким образом, стоя издалека и с глазами полными слез взирая на Гроб, оне стенаниями и причитаниями предприняли, как это было вь обычае в отношении умерших, послужить Господу. И тихим голосом, вь некоей степени высказывая друг другу порицания иудеев, вопиющих и заглушающих их, оне, представляется, так говорили: — Как это они дерзнули на нечто такое против такого Владыки, не имея возможности приписать Ему никакой вины? Как не устрашились пригвоздить ко Кресту Того, Кого, видя распятым, солнце помрачилось (ориг. — убежало)? Как не убоялись предать смерти Того, Кто не сделал ничего заслуживающаго смерти? Как это не насытились они в своей жестокости, ни даже после смерти Того, против Кого они незаслуженно злоумышляли? Допустим, во время Его жизни, они питали на Него такую великую злобу; зачем же и после смерти они осаждают Его могилу, и препятствуют доступ к ней облагодетельствованным Им, не допуская им свободно поклониться Гробу, и за принятую от Него милость, каждому воздать некое малое воздаяние в виде слез?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3051...

В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но «отчитка» не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека. Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца. Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом. Бесноватость в Библии Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу? В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых. В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку. В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером. Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21) Помощь одержимому

http://pravmir.ru/oderzhimost/

Духа, как и двух первых Лиц – и ныне, – взывает Исаия, – Господь Господь посла мя, и Дух Его ( Ис. 48:16 ); и почиет на Нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух видения и благочестия: Исполнит Его Дух страха Божия ( Ис. 11:2–3 ). § 19. Свидетельства Нового Завета: а) о троичности Лиц в Боге и вместе о единстве Их существа Несравненно более ясные и многочисленные свидетельства о таинстве Пресв. Троицы содержатся в Новом Завете, и одни выражают мысль как о троичности Лиц в Боге, так вместе о единстве Их существа; другие показывают преимущественно действительность и отдельность Божеских Лиц; третьи –преимущественно или даже исключительно единство Их существа. К местам первого рода относятся: 1. Заповедь Спасителя Апостолам перед отправлением их на всемирную проповедь – шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Матф. 28, 19 ). Здесь, очевидно, именуются и различаются три: Отец, Сын и Св. Дух, и полагается Их единое имя 4 . Слова эти, без всякого сомнения, должно разуметь так, – а) как разумел их Сам Спаситель, и могли разуметь Его Апостолы. Но Спаситель еще прежде неоднократно выражал Апостолам, что под именем Отца Он разумеет собственно Бога Отца, который послал Его в мир ( Ин. 6 : 38–40; 7:16, 18, 28 и друг.) и есть Ин, свидетельствуяй о Нем ( Ин. 5:32 ); под именем Сына разумеет Самого Себя, которого, действительно, и Апостолы исповедали уже Сыном Божиим, исшедшим от Бога ( Мф. 16:16 ; Ин. 16:30 ); наконец, под именем Духа разумеет иного Утешителя, которого Он уже обетовал ниспослать им от Отца вместо Себя ( Ин. 14:16; 15:26 ). След. и в настоящем случае, так как Спаситель не счел нужным присовокупить нового объяснения означенных слов, Он сам разумел, и Апостолы могли разуметь под именем Отца и Сына и Св. Духа не кого-либо другого, как три Божеские Лица. Равным образом еще прежде и многократно употреблял Спаситель пред Апостолами, как и пред всеми своими слушателями, выражение: во имя, или: о имени, или: именем, в оборотах речи, подобных настоящему, и всегда употреблял его в знаменовании достоинства, силы, славы, власти, например, Аз приидох во имя Отца Моего ( Ин. 5:43 ); дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне ( Ин. 10:25 ); именем Моим бесы ижденут ( Мк. 16:17 ); идеже еста два или трие собраны во имя Мое ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но это убедило в истине происшедшего только одного Иоанна. О Петре св. Лука говорит, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Состояние духа его, после троекратного отречения от Господа, было очень тяжелым и не располагало к живой вере. И вот, вероятно, при возвращении его от гроба милосердный Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его, о чем лишь кратко упоминает св. Лука в 24:34 и св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:5. Как видно из этих мест, Господь явился Петру наедине и прежде других Апостолов. Явление Господа Марии Магдалине (Иоан. 20:11-18; Марка 16:9-11; Матф. 28:9-10). После того, как Апостолы Петр и Иоанн ушли от гроба, там осталась одна Мария Магдалина, может быть, пришедшая вместе с ними или сейчас же вслед за ними. Душа ее была в смятении, и она плакала, считая тело Господа похищенным. Плача, она наклонилась к отверстию гроба и увидела там двух Ангелов, сидящих на том одре, на котором в гробных пещерах полагали тела мертвых. Скорбь о Господе была столь велика, что заглушала все прочие чувства, а потому Магдалина, видимо, даже не была особенно потрясена этим явлением Ангелов, и на их вопрос, конечно, с желанием ее утешить: «Женщина! что ты плачешь?» она запросто, как бы говоря с земными существами, трогательно выражает свою скорбь все в тех же словах, как раньше Апостолам Петру и Иоанну: «Унесли Господа моего, и не знаю где положили Его.» Сказав это, она, может быть случайно, в растерянности чувств, а, может быть, движимая инстинктивным внутренним чувством, обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его. Не узнала, вероятно, потому, что Он явился «иным образом,» как позже Эммаусским путникам, в «смиренном и обыкновенном» виде (св. Иоанн Злат.), почему она и приняла Его за садовника. а может быть, не узнала и потому, что глаза ее были заплаканы, она была подавлена скорбью и отнюдь не ожидала видеть Господа живым. Не узнала она Его вначале даже по голосу, когда Он спросил ее: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Принимая Его за садовника, что вполне естественно, ибо кому же и быть так рано в саду, как не садовнику, она говорит Ему: «Господи,» в смысле «господин,» «если ты унес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его,» не думая даже при этом, будет ли она, слабая женщина, в состоянии поднять Его.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1397 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 28 января 2018, 11:39 Встретились две противоположности. Один ушел от всех проблем в бутылку. Другой полагался в трудностях только на себя и некую умозрительную справедливость, и оттого сильно озлобился. И при встрече первый оказался великодушней и добрее второго. Поэтому я согласен с батюшкой о преждевременном суде. Знаю, что и закоренелый уголовник может быть отзывчив к горю, причем не только своего сокамерника, но и совершенно чужого ему человека. Но если говорить о личных симпатиях, то у меня больше уважения вызывает мужчина, который все-таки несет Крест своих трудностей, не сваливаясь в бездонную пропасть бродяжничества. Пусть, по милости Божией, он через слезы осознает всемилосердие и любовь Христову. р.Б.Александр 26 марта 2015, 14:17 Алина Долбещенкова. " Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся " (Матф. 5:42) - говорит в Нагорной проповеди Спаситель, и при этом не разъясняет, в каких случаях давать, а в каких нет. Я это так для себя понимаю и не задумываюсь над тем, куда будут истрачены мои деньги. Если кого из братьев и сестер заинтересует, здесь http://www.proza.ru/2014/12/15/1055 оригинал рассказа Михаила Фатахова " Накормить бомжа " , процитированного о.Димитрием, которому отдельное спасибо за хорошее наставление. Храни Господь! Дмитрий 10 февраля 2015, 16:02 Прекрасный рассказ! Спаси Господи!!! Сергий 10 февраля 2015, 02:39 А ведь этот бездомный еще и обманул - не пропил, а пожертвовал! и даже не спросил на какие нужды!)) НН 9 февраля 2015, 18:16 р.Б.Алла, Спаси Вас Господь! Я как-то не подумала... Делюсь тем, что знаю... Простите, если обидела. Я только радуюсь, когда получаю ответы на свои вопросы и какие-то замечания в свой адрес, со стороны-то всегда виднее. Ещё раз спасибо! р.Б.Алла 7 февраля 2015, 21:42 НН- Помоги Вам Господи,преодолеть поучать других,да еще со злом,параллельно извиняясь за написанное.Я в курсе насчет " духовного состояния " ,но что написала,написала.Это мое личное мнение,которое не навязываю другим,тем паче-не поучаю кого-то.Простите.

http://pravoslavie.ru/76954.html

Усматривай же, читатель, мудрость и разум божественного Космы. Он применил и этот ирмос к первой Моисеевой песни, из которой заимствовал его; и в то же время не уклонился от цели, – прославления Креста, предлежавшей ему. Взяв из первой песни, с одной стороны, жезл Моисеев, а с другой, – Чермное море, одним этим уже сохранил приличествующее и первой песни и празднику Креста. Подобно тому как тогда Моисей жезлом своим рассек Чермное море, так впоследствии и новый Моисей, Христос Господь, собственным жезлом своим т. е. честным Крестом, о котором Давид сказал: жезл правости, жезл Царствия Твоего (Псал. 44, 7), этим самым, говорю, жезлом рассек грех, который представляется красным и кровавым по Писанию; ибо убийц и грешников Давид именует мужами кровей (Псал. 35, 24). А пророк Исаия еще яснее свидетельствует об этом, говоря: аще будут греси ваши яко багряное (т. е. как цвет морской соли, склоняющийся к белому на вид), яко снег убелю, т. е. сделаю их гораздо более белыми: аще же будут, яко червленное, т. е. как цвет кровавый и темный, яко волну убелю (т. е. менее убелю) (Ис. 1, 18). Итак, Христос, рассекши жезлом Креста своего красный грех, нас, новых Израильтян, следующих Ему, переправил в пустыню греха, т.е. в бесстрастие. Фараона же, т. е. сатану, и бесовские колесницы его и тристатов потопил. Колесницами сатаны называются демоны не как имеющие что-нибудь приличное и благопристойное, ибо все дела демонов не благопристойны и не приличны, но их называют колесницами за их гордость и надменность, от которых они ниспали с небес. Тристатами же именуются демоны, потому что воюют с тремя (tria) частями души человеческой, т. е. с желающей, чувствующей и рассуждающей, по толкованию Птохопродрома . Не только самый этот ирмос песнопевец применил к празднику Креста, но и заключительный его конец: тем Христу поим Богу нашему, яко прославися. По мнению Птохопродрома поим Христу Богу нашему, яко прославися, сказано в том смысле, что Он распялся. Ибо если слава Христа есть и называется крест, то стало быть и выражение " распяться " можно заменить выражением " прославиться " . Поэтому и Господь, идущий на крестное страдание, говорил: Ныне прославися Сын человеческий (Иоан. 13, 31). Но крест называется не только славою Христа, а и начальством, как написано у Исаии: Егоже начальство бысть на раме Его (Ис. 9, 6), что толкуя, Григорий Богослов говорит: " ибо с крестом совозвышается " (слово на Рождество Христово), т. е. крест, который нес Господь на Своих раменах, стал для Него начальством, т. е. властью. Ибо дадеся Ми, говорит сладчайший Иисус после страдания Своего и воскресения, дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18) .

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Что такое катехизация ? Совершенно очевидно, что слово катехизация возникло от слова катехизис , а катехизис по определению святителя Филарета, митрополита Московского, – это «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души ». Если исходить из этого определения, катехизацией можно назвать «научение истинам православной веры для благоугождения Богу и спасения души». Катехизис учит тому, что говорить, катехизация учит тому, как говорить. Катехизация – это научение истинам православной веры для благоугождения Богу и спасения души. Причины, по которым Церковь занимается катехизацией. Заповедь Спасителя: «Итак, идите, научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:19), а также религиозная ситуация в нашей стране, когда многие люди «крещены, но не просвещены». Цель приходской катехизации – привлечение человека к жизни по заповедям Божиим. Жизнь по заповедям Божиим является единственно нормальным и абсолютно естественным средством достижения счастья и полноты бытия.  Почему? Потому что нарушение заповедей Божиих (это нарушение принято называть грехом) является дисгармонией, нарушением естественной формы жизни человека. А жизнь по заповедям Божиим, или праведность, святость, – это норма бытия, которая заложена в человека Творцом. Задачи приходской катехизации 1) определение обязательных богословских понятий, которые должны быть включены в огласительную беседу (содержание огласительной беседы) ; 2) передача данного богословского материала в понятном, абсолютно доступном современному расцерковленному человеку виде (простота изложения) ; 3) обзорное ознакомление оглашаемых с единственной истинной, богооткровенной религией – Православием, имеющим свои особенные черты духовной жизни, универсальность которых и общечеловечность свидетельствует об истинности данной религии (акцент на Богооткровенности православного христианского вероучения) ;

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Ο необычайныя чудеса! О благость! О неизреченное на вышнихъ (небесахъ) добровольно запечатлевается подъ землею, и Богъ называется позорнымъ именемъ обманщика: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Матф. 27, 63–66). Песнь 9–я. Ирмосъ. Не рыдай о мне, Матерь, видя во гробе Сына, котораго зачала ты во чреве безсеменно; ибо я востану и прославлюсь и какъ Богъ вознесу во славе непрестанно съ верою и величающихъ тебя (Лук. 23, 28). Въ дивномъ рождестве твоемъ, Сынъ безначальный, сверхестественно не испытавъ болезней, я ублажала себя; ныне же видя тебя, Боже мой, мертвымъ бездыханнымъ, терзаюсь тяжко мечемъ скорби: но востань, дабы я возвеличилась (Лук. 1, 48; 2, 35). Земля покрываетъ меня по воле (моей), но привратники ада трепещутъ, видя (меня), Матерь, облеченнаго въ окровавленную одежду ибо поразивъ враговъ на кресте, какъ Богъ, я опять возстану и возвеличу тебя 38, 17; Быт. 49, 11; Ис. 59, 17). Да радуется тварь, да веселятся все земнородные; ибо упраздненъ враждебный адъ; съ ароматами сретайте (меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всемъ родомъ (ихъ), и въ день воскресну (Марк. 16, 1; Матф. 28, 9). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 123–132. Канонъ на Пресвятыя Богородицы Песнь 1–я. Ирмосъ. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всехъ верныхъ собрала къ чтобы при съ ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо онъ торжественно прославился. Ликъ безплотныхъ небожителей окружалъ въ божественное тело твое; и внезапно сонмъ Апостоловъ, стекшись отъ пределовъ (вселенной), тогда же предсталъ тебе, Богородица: съ ними и мы, Пречистая Дева, прославляемъ честную память твою (Псал. 111, 6). Почести победы надъ природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законамъ природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь какъ и Сынъ твой, чтобы жить вечно (Деян. 2, 27). Песнь 3–я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Разрушенъ пречистый храмъ, но съ собою онъ возстановляетъ падшую ибо Адамъ вторый, на высотахъ (небесныхъ), нисшелъ къ первому даже до глубинъ ада: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки 2, 19; Амос. 9, 11; 1 Кор. 15, 47). Не стало у учениковъ, же благодушествуетъ; ибо видя всевышняго Бога мертвымъ и обнаженнымъ, испрашиваетъ и погребаетъ (Его), восклицая: отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите (Его) во все веки (Марк. 15, 42–46). Ο необычайныя чудеса! О благость! О неизреченное на вышнихъ (небесахъ) добровольно запечатлевается подъ землею, и Богъ называется позорнымъ именемъ обманщика: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Матф. 27, 63–66). Ирмосъ. Не рыдай о мне, Матерь, видя во гробе Сына, котораго зачала ты во чреве безсеменно; ибо я востану и прославлюсь и какъ Богъ вознесу во славе непрестанно съ верою и величающихъ тебя (Лук. 23, 28). Въ дивномъ рождестве твоемъ, Сынъ безначальный, сверхестественно не испытавъ болезней, я ублажала себя; ныне же видя тебя, Боже мой, мертвымъ бездыханнымъ, терзаюсь тяжко мечемъ скорби: но востань, дабы я возвеличилась (Лук. 1, 48; 2, 35). Земля покрываетъ меня по воле (моей), но привратники ада трепещутъ, видя (меня), Матерь, облеченнаго въ окровавленную одежду ибо поразивъ враговъ на кресте, какъ Богъ, я опять возстану и возвеличу тебя 38, 17; Быт. 49, 11; Ис. 59, 17). Да радуется тварь, да веселятся все земнородные; ибо упраздненъ враждебный адъ; съ ароматами сретайте (меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всемъ родомъ (ихъ), и въ день воскресну (Марк. 16, 1; Матф. 28, 9). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 123–132. Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня. Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, исполняя светом ад, и пробуждает от сна усопших.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010