«Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи. В разбираемых словах Иисуса Христа говорится «не заботьтесь». Согласно словарю русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 20) слово «забота» обозначает: 1 «беспокойство, беспокойное обременительное дело; 2 мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; 3 внимание, попечение, уход; 4 усилия, старания». А слово «заботливый» поясняется как «проявляющий заботу, внимательный, старательный». В данном, разбираемом случае Иисус Христос слово «забота» употребляет в том смысле, чтобы человек не проявлял чрезмерного усердия, не прилагал повышенных усилий для обеспечения себя едой, питьем, одеждой. Иисус Христос не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни должна быть не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, разбираемые слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека. Иными словами, в разбираемой фразе указан порядок того, какие дела нужно выполнять в первую очередь, а какие потом. То есть конкретно названо важнейшее дело, не терпящее отлагательства, которым человек должен заниматься прежде всего. Таким главным делом является, как уже говорилось, служение Богу и забота о спасении человеческой души. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Матф.10:28 ). Как видим, в разбираемых словах Иисуса Христа все дела человеческой жизни делятся на главные и второстепенные. К главным делам относится служение Богу, достигаемое через совершение добрых поступков, что приводит к спасению души.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

(Рим. 14:15): «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» . Глава 4. Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него. (Мф. 5:23—24): «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» . (1 Кор. 4:12—13): «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» . Глава 5. Кто любит во Христе, тот любимого им иногда и огорчает к его же пользе. (Ин. 16:5—7): «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» . (2 Кор. 7:7—9): «я еще более обрадо­вался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опе­чалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» . Правило 6. О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его Глава. Без страха и стыда с дерзновением должно исповедывать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. (Матф.10:27—28): «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» . (Матф.10:32): «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» . (Лк. 9:26): «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» . (2Тим.1:8): «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием» (2Тим.2:3): «как добрый воин Иисуса Христа» . Правило 7. О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

Разделилось царстию (наше) на ся, и стали воевать брат против брата своего и друг против друга своего ( Матф. 12, 23 ; Ис. 10, 2 ). Пятеро в одном доме стали разделяться: три против двух и двое против трех. Отец против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери ( Лyk. XII, 51–52 ). И соблазиились многие и стали предавать друг друга. Земля наполнилась кровавыми преступлениями ( Иез. 7, 23 ). Предает брат брата на смерть и отец сына; возстают чада на родителей и умерщвляют их ( Матф. 24, 10; Х, 21 ). Ты положил нас в притчу во языцех ( Иов. 17, 6 ). Ты развеял нас веялом за ворота земли, Ты разсеял нас по всем народам от края до края земли; но и между этими народами мы не успокоились и нет места покоя для ноги нашей. От трепета сердца нашего, которым мы объяты, и от того, что мы видим глазами своими, утром говорим: «о если бы пришел вечер!» и вечером говорим: «о если бы наступило утро!» ( Иер. 15, 7 ; Второз. 28, 64. 65. 67). До нынешняго часа и алчем и жаждем, и наготуем и страждем, и скитаемся и труждаемся, делающе своими руками ( 1Кор. 11–12 ). Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! (Пл. 4, 1). Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице валяются в навозе. Князья (дочери народа моего) были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир. А теперь темнее всего черного лице их, не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево. Юношей (наших) берут к жерновам и отроки падают под ношами дров (Пл. 4, 5. 7–8; 5, 13). На реках Вавилонскихъ – тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона ( Псал. 136, 1 ). Мы сделались посмешищем у соседей наших; поруганием и посрамлением у окружающих нас ( Псал. 78, 4 ). О нас толкуют седящие у ворот и поют в песнях пьющие вино ( Псал. 68, 13 ). Говорил я: корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет и лук мой крепок в руке моей. Внимали мне некогда и ожидали и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не разсуждали, речь моя капала на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

5) Третий, подобный же, но еще более разительный случай был пред кончиною Спасителя. Его, связанного, привели на судилище к Пилату. Здесь, по выслушании многих лжесвидетелей на Иисуса, архиерей, наконец, встал и торжественно вопросил Его: заклинаю тя Богом живым, да речеши нам, аще ты еси Христос Сын Божий ( Матф. 26, 63 ; снес. Марк. 14, 61 ), – и Иисус, нимало не колеблясь, отвечал: Аз есмь, и узрите Сына человеческого, одесную седяща силы, и грядуща со облаки небесными ( Марк. 14, 62 ). Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей? се ныне слышасте хулу его. Что вам мнится? оны же отвещавше, реша: повинен есть смерти (Мат. 26, 66. 66). И приведши потом Иисуса к Пилату, Иудеи сказали ему: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко себе Сына Божия сотвори ( Иоан. 19, 7 ). Таким образом истину своего Божества Спаситель не поколебался подтвердить самою своею смертию. 6) Прибавим к сему, что Он приписывал Себе, кроме вездеприсутствия ( Иоан. 3, 13 ; Мат. 18, 20; 28, 20) и самобытности ( Иоан. 5, 26 ), о которых мы уже сказали, и другие Божеские свойства: а) вечность: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, аз есмь ( Иоан. 8, 68 ); и ныне прослави мя ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе, прежде мip не бысть (- 17, 5); б) всемогущество: овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут. И аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Отца моего. Аз и Отец едино есма ( Иоан. 10, 27 – 29 ); в) ведение, равное ведению Бога Отца: вся мне предана суть Отцем моим: и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мат. 11, 27; Иоан. 10, 16 ). III. Как учил о Себе Христос Спаситель: так же потом учили о Нем и ученики Его, по вдохновению от Духа Святого. Например: 1) Св. евангелист Матфей, изображая чудесное зачатие Спасителя, относит к Нему пророчество Исаии: се дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (1, 23; Ис. 7, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился. После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: " Ты Царь Иудейский? " Иисус Христос сказал ему: " От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? " (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?) " Разве я иудей? " - ответил Пилат, - " Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? " Иисус Христос сказал: " Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда " . " Итак Ты Царь? " спросил Пилат. Иисус Христос ответил: " Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса " . Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян. Пилат сказал Ему: " что есть истина? " И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: " я не нахожу никакой вины в этом Человеке " . Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Пилат, услышав о Галилее, спросил: " разве Он Галилеянин? " И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме, Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг: от Матф., гл. 27, 2, 11-14; от Марка, гл. 15, 1-5; от Луки, гл. 15, 1-7; от Иоанна, гл. 18, 28-38. Иисус Христос на суде у царя Ирода. Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. Тогда Ирод вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

6) И еще так обличил бы иной нечестие утверждающих, что Божие Слово есть тварь. Вера наша во Отца и Сына и Святого Духа, потому что сам Сын говорит Апостолам: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). Сказал же это так, чтобы мы из известного нам составили себе понятие и о том, что Им сказано Апостолам. Как отцов называем мы не творцами, но родителями, и нас самих всякий назовет не тварями отцов, но сынами их по естеству и единосущными отцам: так и Бог, если Он — Отец, то, без сомнения, Отец Сына по естеству и Сына единосущного. Авраам не сотворил, но родил Исаака. А Веселеил и Елиав не родили, но сотворили все дела в Скинии (Исх. 36:1). И кораблестроитель, и плотник не рождают того, что производят, но каждый сооружает или ладью, или дом. А Исаак не творит, но рождает по естеству единосущного Иакова, также и Иаков — Иуду и братию его. Как безумен был бы тот, кто стал бы утверждать, что дом единосущен с плотником, и ладья единосущна с кораблестроителем; так прилично будет сказать, что всякий сын единосущен с своим отцом. Поэтому, ежели есть Отец и Сын, то Сыну необходимо быть сыном по естеству и в действительности; а это, как многими доводами доказано, значит — быть единосущным Отцу. И действительно, о тварях сказано: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Псал. 148:5); а о Сыне: «отрыгну сердце Мое Слово благо» (Псал. 44:2). Даниил знал Сына Божия, знал и дела Божии; и видел Сына орошающего пещь, а о делах сказав: «благословите вся дела Господня Господа» (Дан. 3:57), перечислил каждую из тварей, но Сына не присоединил к ним, зная, что Сын — не дело, но что Им произведены дела, сам же Он есть песнословимый и превозносимый во Отце. Посему, как чрез Него открывает себя Бог ведущим; так чрез Него же благословение, чрез Него и в Нем исповедуется Отцу и песнь, и слава, и держава; и таковое только исповедание, как свидетельствуют Писания, бывает благоугодно. А потому, как многим другим, так и этим объясняется и доказывается, сколько нечестив утверждающий, что Слово Божие есть тварь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2562...

И по днех шестих поят Иисус Петра, и Иакова, и Иоанна брата его, и возведе их на гору високу едины. И преобразися пред ними, и просветися лице его яко солнце, ризы же его быша белы, яко свет» (Матф. 16:28, 17:1—2). Какой же духовный смысл сих слов Евангелиста? — О числе шесть сведущие в науке о числах говорят, что оно есть единственное совершенное в десятке число, так как составляется из своих собственных частей и ими восполняется. И «Христос Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), преблагое Слово, «единородный Сын, сый в лоне Отчи» (Иоан. 1:18), в шесть дней создал все видимое, а также человека, состоящего из невещественной души и материального тела. Разумно исчисляют и шесть видов любви, выше коей нет ни одной добродетели. Из числа сих видов Господь относит к Себе человеколюбие к нуждающимся, ибо, воздавая милостивым за их добродетель милостию и награждая, по Своей щедрости, блаженством на небе, Он говорит стоящим одесную Его: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Матф. 25:34—36). Таковы виды любви, как называет их в Евангелии сама Истина. Если же посредством любви к ближнему возгревается любовь к Богу, и человек делается достойным будущего блаженства, если «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Матф. 22:40), то ясно, что любовь заключает в себе все добродетели, есть самая высшая истина из всего, что возвещено Священным Писанием, и нет ни одной добродетели, приближающей человека к Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависела бы от любви и в ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человека, стремящагося к Верховному Благу, Которое есть Бог, производит одна только любовь с ее шестью отдельными видами, и она именно воспламеняет в человеке огонь богопознания. Значит, если кто желает вместе с Словом, как Его ученик, взойти на гору высшего умозрения, созерцать неприступную славу Царства небесного и удостоиться видимого и духовного Богоявления (это и есть преображение), тот, когда услышит голос Слова, не станет удаляться от Его Царства, но будет питать и поить Христа, алчущего и жаждущего нашего спасения; а из нуждающихся, которые верою восприняли в себя Христа, в них обитающего, тот, побуждаемый любовью к добру, примет странника в свой дом, оденет нагого, будет служить больному, посетит заключенного в темнице.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися ему от пути своего и живу быти ( Иез. 18:23 ), призывает к единению с Собою всех, всегда и повсюду. Призывает в природе, в коей положил неизгладимые черты величия, силы и премудрости своея. Каждый день возвещает о Нем, каждая нощь вразумляет о Его славе и могуществе, и глас их всем народам слышен ( Псал. 18:3 ). Призывает каждого чрез его собственное бытие, сердце и совесть, в которых и по сокрушении образа Божия осталось стремление к высочайшему добру, и в глубине сердца начертанный закон и помыслы, осуждающие или отвещавающие ( Рим. 2:15 ). Но яснее всего и сильнее призывает чрез открытое и всему миру возвещаемое слово Свое и внутреннее действие благодати Своея. Се стою при дверех, вопиет Он, и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною; жаждай да грядет ко Мне, и да пиет ( Апок. 8:20, 22:17 ). С отеческою любовию, с нежною заботливостию и попечением непрестанно взывает к нам: обратитеся ко Мне, приидите ко Мне, покайтеся: приближибося царствие небесное ( Матф. 3:2 ). Итак, почто же доселе глас Евангелия отзывается: мнози суть звани, мало же избранных ( Матф. 22:14 )? Почто же проповедники царствия Божия не престают жаловаться: Господи, кто верова слуху нашему (Исаии 53:1)? Господи, мы проповедуем святую Твою истину, но не вси послушают гласа благовествования нашего: кому открыся мышца Господня (Исаии 53:1)? Весь день воздеваем руки к людем и взываем к ним, но они не токмо не покаряются слову Божию, но еще и пререкают, сопротивляются и отвращаются! – Ах, слушатели! Видно есть между нами такие, которые прилепляют сердце свое к чувственным удовольствиям; видно плоть и кровь пригвождают нас к земле; похоть очес и гордость житейская преодолевают нас; видно мы отягчены глубоким сном греховным или паче бодрствуем токмо для исполнения чувственных своих пожеланий. Сколь это ужасно! Сколь бедственно служить твари паче Творца! Увы! еслибы мы чаще размышляли, кем мы живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 ); еслибы размышляли, чей глас возвещает нам слово спасения, чей глас отзывается во внутренности сердца нашего, во глубине совести нашей, то никогда бы не дерзнули не внимать ему. Но мы или слишком ослеплены самолюбием и суетными заботами, что не внимаем сему гласу, или так привыкли к нему, что почитаем его очень обыкновенным, и потому какбы незаслуживающим внимания. Брак убо готов, званнии же не быша достойни ( Матф. 22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Прежде всего: кто эта «другая Мария,» о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарии, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне. Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц). Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже «по прошествии субботы,» то есть вечером в субботу (Марк. 16:1). В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...» Св. Марк — «весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...» Св. Лука — «В первый же день недели, очень рано...» Св. Иоанн — «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...» Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

6. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. (Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся святый Израилев посреде тебе). Чувство внутренней душевной радости, в сильной степени своего возбуждения, неизбежно выражается во вне – в славословии и пении. Так должны будут веселиться Иудеи и в особенности обитатели Сиона. Это достопамятное и достославное место много видело народных бедственных событий, много оставило следов варварского разорения и грабежа. Но впоследствии, с восстановлением народной государственной жизни, Сион снова обстроится, укрепится и, в лучшем своем виде, представит лучшее свидетельство милости Божией к нему. Для всех будет очевидно, что истинный устроитель народа не царь, обитавший на Сионе, а Господь – во святом Своем храме. Как Господь прежде помог Давиду овладеть Сионом и обстроить его (ср. Пс.47:12–15 ), так и впоследствии, будучи верен своему завету и обетованиям роду Давида, Он возвратит его Своему народу и поможет ему воссоздать из развалин древне-священный Иерусалим. По возвращении из плена Вавилонского, евреи, действительно, признали Бога своим царем, постоянно прославляли Его за свое спасение и старались проповедовать о Нем всем язычникам: «проходили сушу и море» и обращали в иудейство ( Матф.23:15 ). Радость народа о своем спасении и мирной жизни в Палестине была особенно торжественна в праздник Кущей. Известно, что, по возвращении из плена Вавилонского к древнему празднику Кущей евреи присоединили торжественный обряд почерпания воды, совершавшийся в последний день этого праздника 22 . Но спасение из плена Ассиро-Вавилонского было только прообразом спасения верующих от греха и от власти дьявола. Посему Христос-Спаситель, однажды, находясь в Иерусалиме во время праздника Кущей и стоя во дворе храма, в последний, великий день этого праздника, «возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис.12:3 ). По объяснению евангелиста Иоанна, это сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав эти слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» ( Иоан.8:37–41 ). Но впоследствии, Апостолы-галилеяне, восприняв силу Духа Святого, распространили учение о Боге – Спасителе, об истинном богопочтении и вечном спасении, не только избранным во всей Иудеи и Самарии, но и всем народам, даже «до края земли» ( Матф.28:19–20 ; Марк.16:20 ; Деян.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010