Но отъ волхвовъ Онъ принялъ поклоненіе, какъ истинный Богъ, во плоти родившійся, и притомъ не призрачно. Возвратившись изъ Египта, Онъ по причине опасенія Іосифа не взошелъ въ Іерусалимъ ради Архелая, такъ какъ Отрокъ могъ быть задержанъ и прежде времени потерпеть то, что Онъ имелъ потерпеть после. Кроме того Онъ былъ возбраняемъ отъ Іоанна (Матф. 3, 14), когда рабъ призналъ въ Немъ Владыку, что Онъ есть воистинну Богъ вочеловечившійся; но Владыка не принялъ отъ Своего раба чести въ техъ видахъ, дабы исполнить всяку правду (Матф. 3, 15) во плоти, въ истинномъ и совершенномъ вочеловеченіи, оставляя намъ въ этомъ спасительный примеръ. Къ тому еще Онъ и утруждался отъ пути и не просто утруждался, но и седяше (Іоан. 4, 6). Посему такъ какъ Онъ истинно вочеловечился, то взывалъ, говоря: пріидите вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матф. 11, 28), дабы показать, что Божество Его достаточно сильно для того, чтобы упокоить все множество населяющихъ міръ, къ Нему приходящихъ. И искушаемъ Онъ былъ отъ діавола и пробылъ сорокъ дней не евши и не пивши (Матф. 4, 2), дабы показать, что Божество Его ни въ чемъ не нуждается. Ибо Онъ терпелъ, не испытывая чувства голода, какъ напротивъ бываетъ у васъ съ человекомъ воздерживающимся философски, стесняющимъ себя и делающимъ надъ собою усиліе; а у Христа это было безъ всякаго лишенія, по причине истиннаго Его Божества. Но последи, говоритъ Писаніе, взалка, дабы показать истинное вочеловеченіе Божества, допускавшаго человечеству быть причастнымъ благословнымъ и истиннымъ нуждамъ для того, чтобы истинная последовательность действій Божества не уничтожала истиннаго человечества. Равнымъ образомъ и при смоковнице Онъ взалкалъ (Матф. 21, 18 и Марк. 11, 12) и сотвори истинное бреніе (Іоан. 9, 6). Но изрекъ слово къ смоковнице, какъ Богъ, и оно сбылось (Матф. 21, 19 и Марк. 11, 20). И на корабле запретилъ ветру, и онъ престалъ (Лук. 8, 24). Чрезъ плюновеніе и бреніе, словомъ Своего Божества и плюновеніемъ Своего человечества и еще бреніемъ, подобно тому какъ было при сотвореніи Адама, даровалъ слепорожденному недостававшій членъ; поелику въ Немъ было все совершенно; страдалъ Онъ во плоти, въ Божестве же былъ безстрастенъ, доколе не возсталъ изъ мертвыхъ, уже совсемъ не страждущимъ и совсемъ ктому не умирающимъ (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Есть в Писании много мест, где о предметах, подлежащих чувствам, сказывается для изображения иных предметов, (что принято и вообще в языке человеческом, особенно же в языках восточных, за средство к удобнейшему сообщению истин отвлеченных). В таком виде вся природа становится книгой, в которой истины, рукою Создателя начертанные, указываются как писание, по выражению св. Дамаскина, скорое. Такие места требуют особенного примечания по их изложению, хотя и осязаемому для самых чувств, и следственно простейшему ( Иоан. 3,12 . Матф. 13, 13. 14 ), но вместе и прикровенному иносказанием, следственно требующему особенного внятия, как это видно при случаях слушания притчей, в Евангелии упоминаемых. ( Матф. 13, 38 . Лук. 8, 9 .). Иносказание буквальное примечается в Писании в трояком виде: в виде аллегории, собственно так называемой (иносказания). притчи (приложения, приклада) и символа (образа). Под именем аллегории и в частности разумеется такое изображение предметов, когда они описываются словами, другим предметам в природе вещей собственно принадлежащими, а к ним только уподобительно прилагаемыми, так, что уподобление заключается иногда в продолжительном описании, и состоит из многих картин вдруг, без прямого указания па предметы, о коих собственно идет речь. Таковы весьма многие места у Пророков, составляющие живописный язык Священной поэзП. Напр. Ис. 2, 16, 28 , Иер. 2, 6 . Другой вид иносказания – притча. Притча состоит также из уподобительного описания предметов, но более определенного, нежели в аллегории простой. В притче предмет берется в каждый раз один, а не многие, переменные, как там. Она бывает троякая: а) от слова принятого, по сходству или известности предмета им означаемого, за характер какого-либо понятия общего; напр.: квас ( Матф. 16, 6 ,) подвиг, течение или бег (Тим. 2:4,7. Кор. 1:9, 24.25.); б) из выражения, ставшего по загадочности и силе пословицей. Напр. удодее велбуду сквозе иглины уши проити ( Матф. 19, 24 ); в) из некоторого подробного описания какого-либо предмета, изображающего нравственный подобный, как напр. притчи в Евангелии о семени, о браке, о талантах и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Но не есть ли это та особенная точность, на которую указывает свидетельство Папия? Видно, что составитель второго канонич. Евангелия считал нужным изложить в своем Евангелии как главные события, так и частные обстоятельства этих событий, видно, что он старался о том, как бы не опустить чего-либо из узнанного им и не переиначить. – Что касается порядка, то неоспоримо, что в Евангелии Марка слова Господа и события из Его жизни и деятельности изложены в известном последовательном порядке; но неоспоримо также и то, что этот порядок не везде находится в соответствии с действительностью. Так напр. очевидно, что события, о которых говорится у Марка во 2 гл. ст. 18 – 28 и в которых упоминается о учениках Спасителя, как об известных, всегда находящихся при своем Учителе лицах, совершились после избрания 12-ти апостолов; между тем о избрании апостолов Марк рассказывает по изложении этих событий 3, 7 – 19. Не подлежит, равным образом, сомнению, что притчи, заключающияся в 4 гл. 1 – 32. не были произнесены Спасителем в одно и тоже время, – хотя они и соединены вместе, ибо из ст. 33, видно, что все они в указанном месте приведены с целью охарактеризовать приточный способ изложения учения, которым Господь в большинстве случаев пользовался при раскрытии Евангельских истин. Так прежде всего мы не можем не заметить, что в Евангелии Марка чаще, чем в других Евангелиях упоминается об апостоле Петре,( Мар. 1, 36 ср. Лук. 4, 42 ; Мар. 11, 21 ср. Матф. 21, 20 ; Мар. 13, 3 . ср. Мат. 24,3 и Лук. 21, 7 . Мар. 14, 37 . ср. Лук. 22, 45 и Матф. 26, 40 ; Мар. 16, 7 ср. Матф. 28, 7. 10 .). Далее мы находим, что в Евангелии Марка с большей точностью изложены некоторые обстоятельства, касающияся Петра. Так напр., пророчество Господа об отречении Петра, и исполнение этого пророчества у Марка изложены точнее, чем у Матфея и Луки. Тогда как у Матфея и Луки вообще говорится, что прежде, чем пропоет петух, Петр трижды отречется от Христа, и так исполнилось ( Матф. 26, 34. 75 ; Лук. 22, 34, 60. 61 .), у Марка повествуется раздельнее: прежде, чем петух пропоет дважды, Петр отречется от Христа трижды, что в точности и исполнилось ( Марк. 14, 30. 72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

12:24). Здесь ясно Он дал разуметь: если не умертвите тела своего, то не можете приносить плодов небесных. Ибо «ненавидяй души своея в мире сем ...прелюбодейнем и грешнем , — сказал Господь, — в той жизни обрящет ю» (Иоан. 12:25; Мк. 8:38; Матф. 10:39). — Слыша сие, други мои, подвигнемся к достижению жизни нескончаемой, оставив сию временную и преходящую. Апостол Павел говорит: «подвигом добрым подвизахся» (2 Тим. 4:7). Ты скажешь: не могу подвизаться, я слаб. — Подвизайся только по силе своей, как можешь, и Господь, видя подвиг твой, поможет тебе и в прочих добрых делах. Итак потрудимся на этом свете! Велика ли жизнь наша? Двадцать лет, шестьдесят, или сто. Много ли времени потрудиться? А между тем, и не много потрудившиеся здесь, будут вечно царствовать там, на небесах. И также, не много пожившие здесь в удовольствиях, «ядуще и пиюще, женящеся и посягающе» (Матф. 24:38), там будут мучимы. Подвигнемся же и пойдем скорее: ибо Христос зовет: «приидите ... вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11:28). Откроем уши и очи сердечные, послушаем, братия, сего гласа: не человек говорит, но Царь царей и Господь всех. Итак, устремим ум туда, и будем жить здесь богомудренно, в посте, в молитвах, в труде, в пении; оплакивая грехи свои, всегда имея Бога пред очами своими, и помышляя о дне смерти; и не будем ослабевать, но как начали, так и кончим. Ибо Господь сказал: в чем застану тебя, в том и сужу. Приимем слово сие в сердце свое. Не ослабеть бы нам пред смертию: ибо мы не знаем, когда придет час смерти, — и будет похищена душа каждого из нас неготовою и осуждена в огнь вечный. Но если придет час оный и найдет души наши готовыми, то мы будем царствовать в безконечные веки, о Христе Icyce Господе нашем, Которому подобает слава с Отцем и с Пресвятым, благим и животворящим Духом, в безконечные веки. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3200...

Толкование на Евангелие от Матфея Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28     Предисловие Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога уста к устам. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно. Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф. 10, 28 ); мудрости, когда говорит: «будьте мудры, как змеи» ( Матф. 10, 16 ); правде, когда учит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук. 6, 31 ); целомудрию, когда сказывает: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» ( Матф. 5, 28 ). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Матф. 12, 15–50 ; ср. Марк. 3, 20–35 ; Лук. 11:14–36, 8:19–21 . Матф. гл. 12, ст. 17–21. Да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: Се Отрок мой, его же изволих. В каком отношении евангелист считает особенно теперь сбившимся пророчество, излагаемое у него в ст. 18–21? Преимущественно в том, что возлюбленный Отрок Иеговы не воспрекословит, не возопиет, и на улицах не услышится голос Его. Эти черты приводимого евангелистом пророчества нужно здесь рассматривать, как основные и существенные. Исполнение их евангелист видит в том, что Господь, неоскудно подавая неделения больным, запрещает исцеленным, да не яве его творят (ст. 16), чуждается людской славы, скрывает Свое величие. Трости сокрушенны не преломить, и льна внемшася не угаснет, т. е. не воспользуется ни малой частью Своей божественной силы, чтобы привести в трепет Своих врагов. Ст. 22. Тогда приведоша к нему беснующася слепа и нема, т. е. такого бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось слепотой и немотой. И исцели его. Ст. 24. Фарисее же слышавше, т. е. слыша народные толки об Иисусе, как о Христе, и желая отвратить народ от веры в Него, как обетованного Мессию, реша: сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князь бесовестем. В более грубой форме хула фарисеев передается ев. Марком: глаголаху: духа нечистого имать (3, 30). Они называли Христа и прямо веельзевулом ( Матф. 10, 25 ). Ст. 25. Господь ответствует, как бы так: „можно ли думать, чтобы сатана сам стал разрушать свое царство? а преследовать своих значило бы именно разрушать свое царстию.“ К сему примыкает по своей мысли ст. 30: иже несть мо мною, на мя есть: в царстве Христовом нет места не только тому, кто сам по себе враждебен Христу, но и тому, кто только не на одно с Ним: здесь, кто не за одно со Христом, тот и враждебен Ему, ибо тот уже вносить разделение, а под единой властью не должно быть места разделению. Другое дело, когда человек находится вне царства Христа и нс призывался в него; лишь бы только он не был против Христа, не был за одно с враждебным Христу миром, он уже отчасти Христов и вскоре сделается за одно со Христом чрез иступление в Его царство ( Лук. 9, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Глава III.    Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующих и имеющих веровать. Ибо одно имя без дел не вводит в царствие небесное. Истинно верующий спасется, а кто только по имени называется верующим, а на деле не таков, тот не может спастись. Итак «никтоже вас да льстит суетными словесы» (Еф. 5:6). Кто называется девственником, или девственницею, и не имеет обильных, прекрасных, приличных девству дел, тот не можеть спастись. Господь такое девство называет «буим», как говорится в евангелии (Матф. 25:2 и след.); оно, не имея ни елея, ни светильника, осталось вне царствия небеснаго, лишилось утешения женихова наравне с врагами жениха. Такие (девственники) имеют только образ благочестия, а силу его отвергают (Тит. 1:16), «мнят себе быти что, ничтоже суще, и умом льстят себе» (Гал. 6:3). Пусть же всякий испытает дела свои и узнает себя самого, потому что напрасно трудится тот, кто величается девством и святостию, будучи чужд силы девства. Такое девство нечисто и отвергается всеми добрыми делами. Ибо всякое древо от плодов своих познается (Матф. 12:33). Размысли о том, что я сказал: «да даст тебе Господь разум» (2 Тим. 2:7). Всяк, кто обещается пред Богом сохранить чистоту (девственную), должен препоясаться всею силою (или: всякою добродетелью) святою Божиею, и если истинно в страхе «распял плоть» (Гал. 5:24) свою, — то отвращает слово говорящее: «раститеся и множитеся» (Быт. 1:28), и весь ум, и помышление, и похоть, и обольщение мира сего, и утехи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождает себя от всякаго обращения с миром, от всяких хитростей, сетей и препон его. И ходяпревыше земли, избирай себе делание и служение свое на небе! Глава IV.    Кто желает себе этого великаго и славнаго, тот отказывается из-за него и отделяется от всего мира, чтобы уединиться и жить жизнию божественною и небесною, как ангелы (Матф. 22:30; Мк. 12:25; Лук. 20:36) святые, в служении чистом и святом, в святости Духа Божия, и служить Богу всемогущему чрез Иисуса Христа ради царствия небеснаго. Из-за этого же отрицается от всех похотей плоти, и не только не прилагает к себе изречения: «приносите и размножайте плод», но желает надежды — обетованной, уготованной и положенной на небесах Богом, который обещал устами и не обманывает, который есть «болий» сынов и дщерей и даст девственникам и девственницам в дому Божием «место именито, лучшее от сынов и дщерей» (Ис. 56:5), лучшее и от тех, которые были супругали в святости и не осквернились плотским совокуплением (Апок. 14:4). Этим девственникам и девственницам Бог даст царство небесное, как ангелам святым, за это (их) исповедание великое и славное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6. Нельзя прелюбодействовать в сердце своем (Матф.5:27). Точно также недостаточно одним внешним образом исполнять 7-ю заповедь закона Божия: «Не прелюбы сотвори», ограждая себя от грубого нарушения ее впадением в грех самым делом. Возвышая эту заповедь, Господь учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. «Любодействует с женою в сердце», говорит св. Афанасий Вел.: «тот, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место или время или страх гражданских законов». Не всякий взгляд на женщину грех, но взгляд, соединенный с внутренним пожеланием совершить с нею грех прелюбодеяния. В случае соблазна на грех нужно проявлять такую решимость к пресечению соблазна, чтобы не пожалеть ничего самого дорогого, каковыми являются для человека собственные члены — члены его тела, глаз или рука. В данном случае глаз или рука указываются здесь, как символы всего драгоценного для нас, которым мы должны пожертвовать ради того, чтобы искоренить страсть и избежать впадения в грех. 7. Нельзя разводиться (Матф.5:32). В связи с этим Господь запрещает мужу разводиться с своей женой, «разве словесе любодейнаго», т.е., «кроме вины любодеяния». Ветхозаветный закон Моисеев (Втор. 24:1-2) разрешает мужу развестись с своей женой, дав ей разводное письмо, письменное свидетельство, что она была его женой и что он отпускает ее от себя по такой или такой причине. Положение женщины при произволе мужа было тогда весьма тяжелым. Господь в другом месте (Марк.10:2-12) говорит, что разрешение разводиться с женой дано Моисеем евреям, «по их жестокосердию», но что изначала не было так, что, брак установлен Богом, как союз нерасторжимый. Он расторгается сам собою только в случае прелюбодеяния одного из супругов. Если же муж без этой причины разводится с своей женой, то он толкает ее на прелюбодеяние, как равно является виновником прелюбодеяния того, кто возьмет ее. 8. Не клянись вовсе (Матф.5:33). Ветхозаветный закон запрещал употреблять клятву именем Божиим в делах пустых, тем более во лжи.

http://zavet.ru/a/page_all_81.html

   Слово “душа”, употребляемое в разбираемых словах Иисуса Христа, в Библии имеет несколько значений, отличающихся друг от друга. Рассмотрим их. 1. Словом “душа” в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт.1:20). “Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их” (Быт.1:24). Ирод искал души Спасителя — Младенца, то есть Его жизнь. “Умерли искавшие души Младенца” (Матф.2:20). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. “Душу спасти, или погубить” (Мар.3:4). 2. В высшем смысловом значении слова “душа” применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Матф.10:28). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове “душа” когда говорится о сбережении и потере души. “Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её” (Матф.10:39). “Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную” (Иоан.12:25). 4. В Библии слово “душа” также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа” (Деян.4:32). 5. В Библии слово “душа” также используется для обозначения человека, как личности. “И стал человек душею живою” (Быт.2:7). “Душ около трех тысяч” (Деян.2:41).    Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому. “Сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1Кор.15:44). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010