Это возглашал Исаия о тех (из иудеев), которые имели у себя превратные суждения; а послушай, что говорит другой пророк о произносящих против других такие пагубные слова, начиная речь тем же самым восклицанием: « горе напояющему подруга своего развращением мутным» (Авв. 2:15) (синод. пер. — « горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей »). — « Горе » здесь не пустое слово, но угроза, предвещающая нам невыразимое и беспощадное мучение; ибо в Писаниях это междометие употребляется о тех, которые уже не могут избегнуть будущего наказания. И еще другой пророк, укоряя иудеев, говорит: « назореев поили вином » (Амос. 2:12). Если же такому наказанию подвергнется напояющий назореев вином, то какой казни не будет достоин тот, кто вливает « мутное развращение » в простые души? Если подрывающий малую часть законного подвижничества неизбежно подвергается мучению, то какое осуждение постигнет того, кто дерзает потрясать всю эту святыню? « а кто соблазнит одного из малых сих », говорит (Господь), « тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » (Матф. 18:6). Что же скажут те, которые соблазняют своими словами не одного малого, но многих? Если, называющий брата уродом, будет прямо ввержен в геенский огонь, то какой гнев навлечет на свою голову тот, кто порицает этот равноангельский образ жизни? Посмеялась некогда Мариам над Моисеем, не так впрочем, как вы теперь — над девством, а гораздо меньше и умереннее, ибо она не унижала его и не осмеивала доблести этого ублажаемого тогда мужа, но и очень уважала его, а сказала только, что и она достигла того же, чего достиг он; и однако, этим навлекла на себя такой гнев Божий, что нисколько не помогли даже усиленные молитвы самого обиженного, но наказание ее продлилось долее, нежели как он думал. 22. Что я говорю о Мариам? Даже дети, игравшие подле Вифлеема, когда сказали Елисею только: « иди, плешивый » (4 Цар. 2:23–24), так прогневали Бога, что при этих словах медведицы напали на их толпу (их было сорок два), и все они тогда были растерзаны этими зверями: ни возраст, ни многочисленность, ни то, что они говорили это в шутку, — ничто не спасло отроков; и весьма справедливо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

К этому Судии необходимо всем нам отойти отсюда и увидеть тот день, в который будет открыто и обнаружено все, т. е, не только дела и слова, но и самые помышления. 2. Тогда мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным; ибо Судия с одинаковою строгостью требует от нас (попечения о) спасении нашем и наших ближних. Посему Павел везде убеждает, чтобы « никто » не искал « своего, но каждый [пользы] другого » (1 Кор. 10:24); посему он и Коринфян сильно порицает за то, что они не попеклись и не позаботились о впадшем в прелюбодеяние, но оставили без внимания опасную рану его (1 Кор. 5:1, 2); и в послании к Галатам говорит: « братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового » (Гал. 6:1). А еще прежде их он убеждает к тому же самому и Фессалоникийцев, говоря: « посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете » (1 Фесс. 5:11); и еще: « вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых » (1 Фесс. 5:14). Дабы кто–нибудь не сказал: «что мне заботиться еще о других? — погибающий пусть погибает, а спасающийся пусть спасается; это нисколько меня не касается; мне велено смотреть за собою», — дабы кто–нибудь не сказал этого, Павел, желая истребить такую зверскую и бесчеловечную мысль, противопоставил ей такие законы, повелевая оставлять без внимания многое из своего, чтобы устраивать дела ближних, и требует во всем такой строгости жизни. Так и в послании к Римлянам он заповедует иметь великое попечение об этом долге, поставляя сильных как бы отцами для немощных и убеждая заботиться об их спасении (Римл. 15:1). Но здесь он говорит это в виде увещания и совета, а в другом месте потрясает души слушающих с великою силою, когда говорит, что нерадящие о спасении братий грешат против самого Христа и разрушают здание Божие (1 Кор. 8:12). И это говорит он не от себя, но по наставлению Учителя. Ибо и Единородный (Сын) Божий, желая внушить, как обязателен этот долг, и что не желающих исполнять его ожидают великие бедствия, сказал: « а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Напротив, внимательные книжники и фарисеи подметили немало таких поучительных фактов, на основании которых им было нетрудно понять, что идея царства Божия, тождественная с понятием царства небесного, совсем не тождественна с представлением царства израилева, потому что в учении Спасителя идея царства Божия явно выступает как идея всечеловеческая. Так, например, при исцелении слуги капернаумского сотника Спаситель прямо заявил окружавшему Его народу, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Матф. 8, 11-12). Такое учение, разумеется, не могло поддерживать собой иудейских мечтаний о Мессии и, стало быть, не могло поддерживать собой веры во Христа как в национального иудейского мессию. И все-таки вожди иудейского народа, видимо, продолжали еще колебаться в своем суждении о Христе и попеременно приходили то к тревожному сомнению, то к смутной надежде. В состоянии сомнения они естественно озлоблялись на Него, укоряли и преследовали Его и даже покушались убить Его. Но с появлением хотя бы некоторой тени надежды они снова обращались к Нему и снова принимались искушать Его, т.е. просто старались выпытать у Него, кто же, собственно, Он, и к чему же Он ведет свою деятельность, и чего же Он добивается. Это нерешительное положение окончательно выяснилось только в самые последние месяцы земной жизни Иисуса Христа. В праздник обновления храма измученные и озлобленные долгим ожиданием иудеи решились наконец потребовать у Христа ясного и определенного ответа на их тревожные ожидания: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. И Спаситель дал им категорический ответ: Я сказал вам, и не верите... вы не из овец Моих (Иоан. 10, 24-26). После такого решительного ответа не могло уже более существовать никаких недоумений. Иудеи должны были наконец убедиться, что Спаситель действительно считает Себя Христом, но только не для них, потому что они имели о Христе совсем не такое понятие, которое действительно раскрывалось древними пророками, и потому они ожидали к себе совсем не того Христа, которого действительно Бог обещал прислать к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Господь указывает не на Вифанию, а на Иудею, как на цель их путешествия, чтобы вызвать наружу ведомую Ему, гнездившуюся в сердце учеников мысль об угрожающей Ему в Иудее опасности. Этим Господь хотел укоренить в них мысль о необходимости, и потому неизбежности страданий и смерти их Учителя. Ученики действительно высказали страх за Него, напоминая, что еще недавно иудеи хотели побить Его в Иерусалиме камнями. На это опасение учеников Господь отвечает аллегорической речью, заимствовав ее от обстоятельств, в которых Он находился в то время. Это было, вероятно, ранним утром, при восходе солнца: они имели, следовательно, 12 дневных часов для своего путешествия. В продолжение всего этого времени можно совершать путешествие беспрепятственно: опасно было бы, если бы пришлось путешествовать после захода солнца, ночью, но в этом нет надобности, ибо до Вифании можно успеть дойти еще ранее захода солнца. В духовном смысле, это значит: время нашей земной жизни определено высшей Божественной волей, а потому, пока это время продолжается, мы может без страха идти определенным нам путем, исполнять дела, к которым мы призваны: мы безопасны, ибо Божественная воля охраняет нас от всяких опасностей, как свет солнца охраняет ходящих днем. Опасность была бы, если бы в нашем деле застала нас ночь, т.е., когда мы, вопреки воле Божией, вздумали бы продолжать нашу деятельность: тогда мы споткнулись бы. В отношении к Иисусу Христу это значит, что жизнь и деятельность Господа Иисуса Христа не кончится раньше определенного ей свыше срока, а поэтому ученики не должны страшиться угрожающих Ему опасностей. Совершая свой путь во свете воли Божией, Богочеловек не может подвергнуться опасности непредвиденной. Объяснив это, Господь указывает на ближайшую цель путешествия в Иудею: " Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его " . Смерть Лазаря Господь назвал сном, как это делал и в других подобных случаях (см. Матф. 9:24, Марк. 5:29). Для Лазаря смерть действительно была как бы сном по ее кратковременности. Ученики не поняли, что Господь говорит о смерти Лазаря, принимая во внимание ранее Им сказанное, что эта болезнь не к смерти: они полагали, что Господь придет чудесно исцелить его. " Если уснул, то выздоровеет " — сказано было, вероятно, для того, чтобы отклонить Господа от путешествия в Иудею: " нет надобности идти, раз болезнь приняла благоприятный оборот " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Затем также злобно относились Иудеи, а за ними и язычники к Апостолам и ко всем христианам. Лк.11:27 . Бысть же егдá глагóлаше сия, воздвигши некая женá глáс от нарóда, речé емý: блажéно чрéво носившее тя, и сосцá, яже еси ссáл. (Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!) Некая жена (одна женщина). Указание на эту женщину находится только у одного еванг. Луки. По преданно, этою женщиною была прислужница Марфы, сестры Лазаря ( Лк.10:38 ). Маркелла. Беседа Господа так поразила ее, что она не могла не прославить всенародно великого Учителя и самую Мать Его, Пресвятую Богородицу, Которая, как видно из Евангелия Матфея ( Мф.12:46 ), с названными братьями, детьми обрученника Ее Иосифа от умершей жены его или двоюродными братьями, детьми Клеопы, брата Иосифова (чит. в объясн. Матф. 25 ст. 1 гл.), находилась тут же, только вне дома. Блаженно чрево и пр., т. е. счастлива та женщина, которая родила и воспитала такого великого учителя и чудотворца, каков Иисус Христос. Лк.11:28 . Он же речé: темже ýбо блажéни слышащии слóво Бóжие и хранящии é. (А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это – слова Христовы в ответ женщине, которая, слыша учение и видя чудеса Его, всенародно восхвалила не только Его Самого, но и Матерь Его. Блаженны слышащие и пр., т. е. счастливы слушающие и затем исполняющие – прилагающие к своей жизни и поступкам – учение Христово; счастливы и здесь, на земле, потому что будут наслаждаться спокойствием совести, особенно же в будущей загробной жизни, где получат вечное блаженство. Зач. 59-е. Указание на знамение Ионы пророка и суд над народом. Приточное изречение о свече. Читается в понедельник 24-й недели по Пятидесятнице. Лк.11:29 . Нарóдом же собирáющымся начáт глагóлати: рóд сéй лукáв éсть: знáмения ищет, и знáмение не дáстся емý, тóкмо знáмение Иóны прорóка: (Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слава свершителю Богу ныне и во веки веков. Аминь. КОММЕНТАРИЙ Домострой первой редакции издается по списку Московского общества истории и древностей Российских, 60-е гг. XVI века (ГБЛ, ф. 205, 340). Текст впервые опубликован, И. Е. Забелиным в " Чтениях Общества истории и древностей Российских " (1881.-Кн. 2); опечатки и добавления - там же (1882.- Кн. 1); поправки к изданию см. в " Русском филологическом вестнике " (Т. 75.-Варшава, 1-2.-С. 41-47). Добавление к главе 66 приводятся по списку ГПБ, (Q, X. 1, л. 93 об.-95. (XVII в.). " Предисловие " написано много позже составления окончательного текста Домостроя, оно отражает уже трехчастность произведения: " како веровати " , " о мирском строении " , " о домовном строении " ; на толковании этого предисловия основаны все споры относительно авторства, состава и происхождения Домостроя. Цитата из Апостола (Римл. 13, 7): " Итак, воздавайте всякому должное: кому подать - подать, кому оброк - оброк, кому страх - страх, кому честь - честь " . " Ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему зло " (Римл. 13, 4). " Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее " (Римл. 13, 3). О супругах слова из Быт. (2, 24); " и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью " . Слова апостола Павла (1 Коринф. 12, 26): " страдает ли один член (тела) - страдают с ним все члены " . Типичное для христианских понятий разграничение духовного ( " сердечного " ) и телесного (ниже это противопоставление неоднократно повторяется). Слова господина рабу в известной притче Христа о талантах (Матф. 25, 21): " Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю, войди в радость господина твоего " . Чистая совесть как калька с греческого заимствована из посланий апостола Павла; только начиная с XVI в. понимается уже в духе христианской этики (до этого означало просто " сознание " ); правда - славянский эквивалент христианской " совести " ; совмещение христианских и славянских слов-символов типично для Домостроя и определяется общей установкой авторов произведения на синтез христианской и народной этики. Таково первое употребление слова " совесть " в контексте Домостроя - путем пояснения русским словом " правда " ; в дальнейшем говорится просто о " чистой совести " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12,8–9 ). ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ? Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения ( Лук.3:21–22 ), перед призванием Своих учеников ( Лк. 6,12–13 ), в Гефсимании перед тем как был предан ( Лк. 22,39–46 ). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лук.22:40 ). В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лук.18:13 ). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши. Иисус Христос говорит об этом так: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: «Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам. Христос говорил: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Матф.7:11 ). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. «Не имеете, потому что не просите» ( Иак 4,2 ) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Иоан.16:24 ). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

" Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах? " (Вы же почто запалисте виноград мой и разграбление убогаго в домах ваших?) Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов. Жену прелюбодейную он позволил отпускать, а язычницу – нет (Мат. 5:32; 1 Кор. 7:12), хотя последняя виновна против Него самого, а первая – против человека. И когда приносится жертва, Он повелел оставлять дар и не прежде приносить его, пока оскорбивший ближнего помирится с братом своим (Мат 5:23, 24); и когда судил должника десятью тысячами талантов, то, обличая его в грехах против Себя, даже на назвал его лукавым, но скоро примирился с ним и простил весь долг, а за сто динариев и рабом назвал лукавым, и предал истязателям, и не прежде позволил отпустить, пока будет отдан весь долг (Мат. 25). 7. И когда сам Христос был ударяем, то Он не сделал ничего рабу, нанесшему удар, но кротко отвечал: " если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? " (Иоанн. 18:23). Но когда Иеровоам, простерши руку, повелел взять обличавшего его пророка, тогда Бог сделал руку его сухою (3 Цар. 13:4), научая и тебя кротко переносить обиды, касающиеся тебя самого, а касающиеся Господа преследовать с великою силою. Потому и преподавая заповеди, Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: " всем сердцем твоим и всею душею твоею " , и об этой: " как самого себя " (Матф. 22:37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? (вы же, говорит, почто запалисте виноград мой) Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Божие присутствие и слава, восхищающее душу блаженство Его присутствия — это то, чего мир не понимает и не способен понять в своем греховном состоянии, чтобы пожелать иметь познание о Боге и о Его присутствии. 4) Эти добрые люди приходят к Богу также и по другим причинам, потому что, в действительности, у них много интересов, связанных с Богом. 2. Какую пользу эти христиане, приходя к Богу, имеют лично для себя? 1) Они приходят к Нему за более ясным пониманием самих себя. Они желают знать, какими бренными они являются, потому что чем больше они это понимают, тем больше стараются в своих сердцах наблюдать за своими путями и страшатся искушать Своего Бога, чтобы Он не оставил их. 2) Они приходят к Богу через Христа, чтобы ослабить влияние похотей и своей тленной природы, потому что похоти для истинно освященной души — это болезненная язва, это бедствие. Они настолько омерзительны, что праведный человек, если это возможно, скорее согласится умереть, чтобы освободиться от них, чем будет с ними жить. Это имел в виду Давид, когда он взывал: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). И апостол Павел, когда он воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). 3) Они приходят к Богу через Христа, чтобы обновить и умножить проявления Божьей благодати в себе. Божий человек чувствует, что действие даров благодати, которые он получил, может угасать, да оно и не может проявляться без непрерывной поддержки благодати Божией. В этом смысл слов апостола: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:1б). 4) Они приходят к Богу через Христа, чтобы получить помощь для противостояния тем искушениям, с которыми они могут столкнуться. Они знают, что в каждом новом искушении таится новая ловушка и новое зло: но что это за ловушка и какое это зло — этого они в настоящее время не знают. Однако они знают, что их Бог все знает и может избавить их от искушения, когда они находятся в нем, и удержать их от падения до того момента, когда они освободятся от него (Матф.6:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

б) Но кто пренебрегает христианством , не ценит Его благодатных учреждений, тот не может любить Иисуса Христа от сердца и быть благодарным к Его благодеяниям. « Кто не со Мною , — говорит Христос, — тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. ( Матф.12:30 ) Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным! » ( Мф.10:33 ). Следовательно, человек игнорирующий Евангелие заслуживает величайшего наказания, потому что он грешит против своего высочайшего Благодетеля. 3. Грешат против истины. Жить в заблуждении, страдать предрассудками — противно человеческому разуму. Истина есть цель, к которой стремится ум. Она есть высшее благо человека. Кто препятствует ее распространению, помрачает ее свет, тот препятствует благу людей и грешит против самого себя. а) Иисус Христос есть свет мира . Его Евангелие содержит божественную истину. Оно совершенно согласно с лучшими стремлениями ума, с возвышеннейшими требованиями нашего сердца, и служит превосходнейшим средством к просвещению духа в познании истины. Чем больше мы знакомимся с его содержанием, тем яснее представляются нам наши важнейшие и святейшие обязанности. б) Можно ли пренебрегать Христианством, не помрачая его света в себе и в других, не погрешая против самой истины? Это пренебрежение к христианству во все времена препятствовало познанию истины и ее влиянию на религиозное образование людей, поэтому оно греховно и достойно наказания. 4. Лишаются своего спасения и наказывают сами себя. а) Кто против Евангелия, тот губит самого себя: « и тот, кто упадет на этот камень, разобьется » (ст.44). б) A кому противится Господь, тот должен погибнуть: « а на кого он упадет, того раздавит » (ст.45). II. Апостольское чтение Зачало (166): Святого Апостола Павла 1-е Послание к Коринфянам 16:13–24 13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010