Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   Утверждение Толстого о том, что “христианин не мог участвовать в суде” и что “всё христианство до Константина никогда” не участвовало в суде”, ложно. Ошибочность этого утверждения Толстого доказывается тем фактом, что Апостол Павел, находясь в суде, вел свою защиту, этим действием не отказываясь, а участвуя в судебном производстве. “Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело“ (Деян.24:10).    Не только Апостолы, в виде пояснения учения Христова, не отвергали суды, установленные государством, но и Сам Иисус Христос, говоря о том, что человек должен проявлять лояльность к государственной власти, отдавая Богу Божье, а кесарю кесарево, и обличая книжников и фарисеев, признавал суд как одну из важнейших частей Закона Божьего. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру” (Матф.23:23). Этими словами Иисус Христос указал фарисеям то, что они, исполняя закон Божий в мелочах, таких как отчисление десятины с мяты и аниса, забыли о соблюдении важнейшего в законе, о справедливом правосудии во время исполнения ими судебных обязанностей. Забыли о милостивом отношении к ближним и о честном и совестливом отношении в исполнении законов вероучения.    Таким образом, по словам Иисуса Христа, суд, совесть и веру надлежало исполнять, как высшие требования закона Божьего. А это значит, что отправления правосудия в человеческом обществе Спаситель считал одним из важнейших установлений, необходимых для жизни людей, не сплотившихся в единое стадо Христово. Поэтому при развитии человеческого общества на таком его этапе, когда в мире присутствует зло, суды необходимы для ограждения слабых от насилия и для защиты справедливости, которая в отличии от зла, угодна Богу.    Слова Иисуса Христа “и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Матф.5:40) характеризуют отношения обиженного и обидчика, при которых обиженный вправе простить своего обидчика как ближнего своего. К судье, который разбирает отношения двух сторон в суде, эти слова не приемлемы, потому что судья не является ни обиженным, ни обидчиком, а есть постороннее лицо при судебном разбирательстве. Поэтому судья при судопроизводстве не должен руководиться вышеуказанной заповедью, но в силу исполнения своего служебного долга должен применять такую заповедь к осужденному “милости хочу, а не жертвы” (Матф.12:7). Это значит, что при исполнении своих судейских обязанностей судья должен проявлять милостивое, снисходительное отношение к обвиняемому и не мстить ему для устрашения других. Именно этого от судьи требует Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Под этим " духом " святые Отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествсвать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божьего. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости Второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит Галатам: " Если бы даже Ангел с неба " . (1:8). Под " словом " здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под " посланием " также разумеется какое-то послание, ложноприписанное святому Апостолу, на что он сам указывает, говоря: " как бы нами посланного " . " Будто уже наступает день Христов " , — грех Фессалоникийцев не в том, что они ожидали наступления " дня Христова: " ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа (см. Лук. 12:35-46 [ 1 ]). Но нельзя самим определять этого дня, момента наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога (Матф. 25:13 [ 2 ]; 24:36 [ 3 ]). " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели " (2:3-5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит " день Господень " . Под " отступлением " здесь разумеется предсказанное Господом Иисусом Христом (Матф. 24:4-5 [ 4 ]; 11-15 [ 5 ]; 23-24 [ 6 ] и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами. Об этом отступлении говорит Апостол Павел и в 1 Послании к Тимофею 4:1: " В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " . Об этом же говорит он и во 2 послании к Тимофею 3:1-8 [ 7 ], а также и Апостол Иуда в ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1:6; 2и след.). Повествуется также, что возмущал злой дух Саула, когда от него отступил Дух Господень (1 Цар. 16:14), что восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян (1 Парал. 21:1). В пророчественном видении Захарии изображается первосвященник Иисус стоящим перед лицом ангела Господня. а одесную Иисуса — диавол, как его обвинитель (Захар. 3:1). Наконец, Премудрый свидетельствует: з авистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2:24). Во всех этих случаях, особенно же в первом и в двух последних, не представлять диавола существом личным и действительным значило бы совершенно извращать смысл речи. 2) Еще более — из книг новозаветных. Для доказательства довольно указать на некоторые примеры: а) Спаситель, объясняя притчу о семени и плевелах, говорит: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Матф. 13:37—39). Здесь диавол представляется так же существом действительным и личным, как Сын человеческий, как ангелы, как сыны царствия и сыны неприязненные. б) Когда фарисеи обвиняли Спасителя, будто он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Матф. 12:24): то Спаситель не только не сказал, что веельзевул и его бесы не суть существа действительные, чем всего лучше была бы опровергнута нелепая мысль фарисеев, — напротив, отвечал такими словами, которыми ясно засвидетельствовал подлинность бытия сатаны и его царства. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (26—29). в) Когда Апостолы спросили однажды Спасителя наедине, отчего они не могли изгнать духа нечистого из человека, Господь также не только не сказал им, что это вовсе не был дух нечистый, и что вообще нечистые духи не существуют на самом деле, напротив, преподал правило, как изгонять злых духов: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Одним из выражений этой заповеди милосердия и любви к ближнему, проявляющейся в виде доброго отношения к людям, и служит прощение прегрешений обидчикам нашим.     “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Эти слова не случайно стоят после главной молитвы христианства и перед словами о посте. Само место в Библии где стоят эти слова говорит о многом, потому что эти слова Иисуса Христа в одинаковой мере относятся как совет при совершении молитвы, и как наставление при исполнении поста. Ведь без прощения людям согрешений их, молитва ваша не будет услышана и принята Богом, потому что в главной молитве христианства “Отче наш” ясно сказана та же мысль, что и в разбираемых словах. “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Матф.6:12). То есть сказано о том, чтобы мы простили согрешения людей, направленные против нас.    Слова о прощении согрешивших перед нами людей, в равной степени относятся и к посту. Ведь без прощения ближних ваших вы не сумеете чистосердечно и добросовестно исполнить пост, так как на вашей душе будет камнем лежать тяжесть не прощеной обиды по отношению к ближнему вашему. И это негативно повлияет на исполнение поста, сделав пощение духовно неполноценным.    Согластно христианским взглядам, истинный христианин должен мириться с людьми для того, чтобы из врага сделать друга и со всеми ближними жить в мире. “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим.12:18). Даже когда брат твой не прав, его нужно простить и не мстить своему ближнему, чтобы при помощи доброго отношения к нему искоренить в твоем брате зло и превратить его из врага в твоего друга. Такой способ обращения с людьми и налаживание взаимоотношений и будет богоугодным. “Прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф.5:24). Истинный христианин защищает себя от зла и побеждает зло только при помощи добра, сила которого, как и Божья помощь при этом, безгранична. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). Мириться с людьми нужно также и потому, что Богу угодно, чтобы люди жили в мире и согласии. Так как только при помощи мира и добра, согласия и любви между людьми, возможно победить вражду и ненависть, ссоры и другие виды зла. И возможно достичь взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Ведь истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и должен доказать своими поступками, а не только словами, свою любовь к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). Кроме того Священное Писание — б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), и о братит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18; срав. Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов. 7:14); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя (Пс. 93:1). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкновенно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали признавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — благость праведная, и правда Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

между которыми распределил Господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, — это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи (Иоан. 8:44), о том, что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3:8), равно и об ангелах его (Матф. 25:41; Откр. 12:7,9), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:2). Но - а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) — показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, случилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, потому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного (Втор. 14:1; Прит. 14:26; Иоан. 1:12). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26), в противоположность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с дочерями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. По второму мнению, грех падших духов состоял в зависти: завистью диавола , говорит Премудрый, вошла в мир смерть (Прем. 2:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

После отказа юноши исполнить это назидание и было сказано Христом известное изречение: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Матф. 19:2324 ). Нет, это отрицание вовсе не собственности, а человеческой порабощенности ею, это сожаление о том, что Богом данное право обладать собственностью практически переходит в свою противоположность: собственность обладает человеком 41 . Становясь рабом собственности, человек извращает богоданное право и тем самым отходит от Бога, ибо превращается из свободного раба Божия в раба своей собственности: «Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф. 6:24 ). Подобное отношение к собственности прямо связывается с ветхозаветными наставлениями и ими подготовляется: «Когда богатство умножается, не прилегайте к нему сердце» ( Пс.61:11 ). О том же говорится в прославлении любви и в признании никчемности богатства пред нею в Песни Песней: «Если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь» (Пес. 8:7). Вместе с тем в Священном Писании постоянно подчеркивается, что богатство обретается усердием и трудом, которые являются одним из параметров праведности: «Трудолюбивые приобретают богатство» (Пр. 11:16); «Имущество человека прилежного многоценно» (Пр. 12:27); «За смирением следует богатство и слава» (Пр. 22:4). Как видим, обретение богатства постоянно сочетается с такими добродетелями человека, как трудолюбие, прилежание, смирение. В этом ряду добродетелей приоритетным является смирение, из которого следует всё остальное. Смирение главное условие потому, что оно относится к сфере отношений человека и Бога источника всякого умения и разумного ведения дел. Только смирением Богу человек получает возможность освободить себя от порабощения собственным богатством и от развращения им. Посему Господь непрестанно напоминает, что оно приобретено по Его, Господней, воле и при Его, Божьем, содействии: «Богатство, и имение, и славу Я дам тебе» (« 2Пар. 1:12 ); «Я даю тебе и богатство, и славу» ( 3Цар. 3:13 ); «Отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Исайя 45:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Матф.6:14–15 ). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему. Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь «воздаст каждому по делам его» ( Матф.16:27 ) и «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как «воздаст человеку по делам его» ( Притч.24:12 ). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром. Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Бог Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Бог Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Во-вторых, поручительство требует оснований. То есть Церковь может принять поручительство лишь того, кто обладает для этого неким внутрицерковным авторитетом. Если за качество исполнения той или иной работы незнакомого мне человека предо мною поручится другой незнакомый мне человек (или тот, кто сам эту работу исполняет некачественно), то подобное поручительство для меня не будет иметь никакой силы. Так на каком основании Церковь должна принимать поручительство в истинности и серьезности намерений крещаемого от того, кто сам этих истинных намерений не исполняет или даже не имеет? В-третьих, и это самое главное, наставить или научить кого-либо может лишь тот, кто сам уже чему-то научился. Писание устами Спасителя гласит: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:24). Чему может научить крестный своего восприемника, если сам «учитель» в храм заходит лишь иногда и в Таинствах Церкви не участвует? Очевидно, что только такому же безответственному отношению к вере. О том Господь предупреждает: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Не может младенец, который сам еще питается молоком, подавать пищу лежащему рядом младенцу. Питает младенцев тот, кто сам уже питается твердой пищей. О том в духовном отношении в Послании к Евреям пишет апостол Павел: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12-14). Из вышесказанного становится понятно, почему из 75-80 процентов населения России, которые называют себя православными, лишь 3-5 процента прибегают к спасительным Таинствам Покаяния и Причастия. Каков наставник, таков и ученик. Конечно, это несколько утрированные рассуждения. Нельзя не принимать во внимание действие благодати Святого Духа на новопросвещаемого и его восприемника при совершении Таинства Крещения. И тем не менее было бы заблуждением думать, что действие благодати Божией, просвещающей «всякого человека грядущего в мир» , избавляет от ответственности восприемника или священника, вверившего неутвержденную душу в попечение несмысленного наставника.

http://bogoslov.ru/article/6167896

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010