а) В исторических, основанием разделению служить видимая разность описываемых событий и ход их. б) В учительных, не только разность предметов, но и самый образ писания. Напр. в посланиях Апостольских нужно отличать и принадлежности писания сего рода, т. е. приветствие, предложение, изложение в заключение, наблюдая сверх сего, в изложении и то, что, напр. у св. Павла, изложение делится инде на часть догматическую и на часть нравственную. в) В пророческих разность сказаний или видений подобна истории будущей или будущего. И потому разделение книг Пророческих делается по тем же почти признакам, как и исторических. 47. Признаки к разложению Не говоря о книгах или статьях исторических, как ясно разграничивающихся, должно в особенности упомянуть о признаках к разложению книг или статей учительных и отчасти пророческих. При внимательном чтении, должно видеть в них нарочитые к тому признаки, кои, впрочем, у различных писателей различны. Иногда указаны такие приметы в одном месте, часто в самом начале, иногда порознь, на тех самых местах, где предметы один от другого отделяются. Напр. содержание нагорной беседы Господней в Евангелии от Матф. 57 , заключается в гл. 5, стих. 17; а расположение или исчисление предметов в 6,913. В книге Притчей предметы означены с начала книги вместе (1, 16). Порознь показываются места разделения, напр. у Пророков словами: видение о томто, или на тото; в Апокалипсисе речением: видех, и видех; в Евангелии от Иоанна повторением главной идеи о Вере ( Иоан. 20, 31. 1, 7. 3750. 2, 11. 22, 23 .). В Посланиях указанием начала новых предметов служит отсутствие соединительных союзов и частиц. (δ, μν, α). В книге Левитской союз аще в начале речи стоящий, и слова: сей закон, начинают статьи. Напр. 1, 2. 3. 10. 14. 2, 1. 3, 1. 6, 9. 14. 20. 25. 7, 1. 11. сн. 37. 48. Разложение подробное Разность предметов, составляющая отделения книг (pericopa), включает в себе разность частей сих предметов и изложения. Почему за разделением книги на главные части, нужно части снова рассматривать в их подразделении по главным мыслям в частях и периодах сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Бабушка 29 ноября 2021, 18:39 Игорь Александрович28 ноября 2021, 22:07. продолжение.За других говорить не могу, я же буду очень рада, если этот выбор ВРЕМЕННЫЙ, если придет ДЕЯТЕЛЬНОЕ осознание того вреда, который наносит этот «труд». А может быть, смогу чем-то помочь. Только ПОКА лишь оскорбления и открытое хамство. Но хамить и требовать в ответ любви и бережного отношения друг к другу – это, мягко говоря, неправильно. Однако и обижаться не стОит. Простите. Бабушка 29 ноября 2021, 18:37 Игорь Александрович28 ноября 2021, 22:07. И я о другом, Игорь Александрович, об УМК - для иллюстрации. О том, что судить ЛЮДЕЙ – грех, но не осудить противоЗаконный ПОСТУПОК, ДЕЛО – тоже грех. И молчать тоже не следует, ибо «Молчанием предается Бог», – говорил святитель Филипп Московский.И о примирении. Как же тогда слова Спасителя: " Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч " (Матф.10:34). Обратите внимание, в нескольких комментариях отмечается, что о.диакон «и компания» (говоря Вашими же словами) «сознательно выбрали эту дорогу, и сворачивать с неё не собираются» (НН28 ноября 2021, 23:50). Очень хочется надеяться, что ПОКА не собираются. Д.Н-ич 29 ноября 2021, 16:03 23 ноября 2021 " Новая газета " опубликовала статью " Умри все живое: Три сюжета о найденной крамоле. Как сократилось пространство свободы в педагогике " . В основном в статье пересказываются некоторые моменты дискуссии, но при этом составитель материала Ирина Лукьянова не скрывает своей симпатии к УМК, мультфильмам " Академия веры " и книге " Страх... " . Между прочим, в статье сказано: " С его чемоданчиком сейчас работают 1500 приходов по всему миру — это четверть всех приходов РПЦ " НН 28 ноября 2021, 23:50 Игорь Александрович, Спасибо большое, что ответили... И всё же Вы выбрали МЕЖДУ " да " и " нет " ... Значит, в печку УМК... И пусть лучше дети на службы в храм ходят, пользы гораздо больше будет. " В одну телегу впрячь не можно/Коня и трепетную лань " (Пушкин А.С.) А Вы пытаетесь... Или Пушкин не прав? На мой взгляд, не стоит лить слёзы по поводу людей, стремящихся непременно " смешать бульдога с носорогом " во что бы то ни стало и несмотря на то, что это чудище много зла принесёт неокрепшим душам. О.диакон и сознательно выбрали эту дорогу, и сворачивать с неё не собираются. Их право, пусть идут; я говорю чужим для меня НЕТ и плакать не буду. И молиться не буду, тк мне это не под силу... Простите.

http://pravoslavie.ru/143058.html

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа (Деян. 2:37-38). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел — Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства . — Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение» оно совершается для спасения людей (Мрк. 16:16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся», что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» — и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25-26). Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 5:4). Крещение названо баней пакибытия (Тит. 3:5). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства . — Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babt i zo значит «погружаю». О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как «крещение кровью». Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа , согласно заповеди, данной Самим Христом (Матф. 28:19). Так оно и совершалось в древней Церкви. Об этом упоминает уже послание ап. Варнавы, а Тертуллиан прямо замечает, что «образ крещения предписан», указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность — требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В средних главах встречаются и некоторые тайно-знаменательные и особенно характерные образы, сходные или даже тождественные с Новозаветными, именно Апокалипсическими. Таковы образы; жена с ее сыном, знаменующая Сион или церковь ( Ездр. 9, 10 слч. Апок. 12 ), чудесное осушение Евфрата для уготовления пути с Востока ( Откр. 16:10 ; 3Ездр.13:40–47 и др.) В средних главах также, как и в начальных и окончательных, и даже более, нежели в сих последних, есть места, близкие к Новозаветным местам из Евангелия, таково напр. следующее место из 1-й главы кн. Ездры ( 3Ездр.1:30–33 ): Тамо вас Израильтян собирах якоже кокошъ птенцы своя под криле свои: нынеже что сотворю вам?... Аз послах отроки моя пророки к вам, ихже емше убисте... сия глаголет Господь Вседержитель... дом ваш пуст есть и проч. в Евангелии же так читаем: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки.... колькраты восхотех собрати чада твоя, яко же собирает кокошь птенцы своя под криле.... се оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:37–38 ). Но вот места и из средних глав, также сходные с Евангельскими. Так в книге Ездры читаем: и сотворишася входы сего века тесны, и болезнены, и трудны, малы же и лукавы... Аще убо входящии не внидут, иже живут, в тесная и суетная сия, не возмогут прияти, яже суть уготована ( 3Ездр. 7:12,14 ) и еще: мнози убо сотворены сутъ, не мнози же спасутся ( 3Ездр.8:3 ). И в Евангелии тоже говорит Господь: внидите узкими враты... коль узкая врата, и тесный путъ, вводяй в живот, и мало их естъ, иже обретают его! ( Матф. 7:13–14 ). Такое сходство 3-й книги Ездры с Евангелием в учении, что путь правды и спасения вообще и неизбежно тесен и труден, тем примечательнее в важнее, что исполнение воли Божьей, по закону Моисееву, должно сопровождаться благословениями земной жизни, и что в Ветхом Завете особенно смущала веру несообразность с добродетелью или пороком внешнего жребия. Также слова, обращенные к Ездре в средних главах: не остави нас яко же пастырь стадо свое в руках волков лукавых ( 3Ездр.5:18 ), живо напоминают, и по мысли и по букве, учение Христово: пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник видит волка грядущего и оставляет овцы ( Иоан. 10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Всех почитайте, - говорит ап. Петр (1 Пет. 2:17). Будьте братолюбивы друг ко другу, - пишет ап. Павел, - в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12:10). Уважение противоположно неуважению или даже презрению к ближним. Презирать мы не должны даже нравственно недостойного, порочного человека. Мы можем и даже должны отвращаться от него. И это есть отвращение не от личности человека, а от живущего в нем порока. Отвращение от личности тем более неуместно и непозволительно, что рядом с пороком есть в каждом человеке и что-то доброе (пока человек не дошел до диавольского состояния). Порочного человека мы должны не презирать, а обличать, с целью его исправления. Мы должны помнить слова апостола: силен Бог восставить его (Рим. 14:4). Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется (1 Кор. 13:7). Из евангельских сказаний мы не видим, чтобы Господь Иисус Христос относился к кому-либо, хотя бы к нравственно недостойным людям, например, фарисеям, презрительно; Он к ним относился обличительно; и обличая, Он имел к ним сострадание (Матф. 23:2.. 37..). А что сказать о пренебрежительном отношении к ближним без разбора, след., и к нравственно достойным? А между тем в недалеком прошлом даже образовалась целая философская система Шопенгауера, поучающая презрению к людям. Но большей частью мы относимся к ближним пренебрежительно просто по эгоизму. Уважая ближних, мы должны и любить их. Любовь к ближнему состоит в желании ему всякого блага и в стремлении содействовать его благосостоянию душевному и телесному. В наше время много говорят о гуманности и филантропии. Но они обе не тождественны с истинно христианской любовью. Гуманизм проистекает лишь из сознания человеческого достоинства каждого ближнего, проникнут ложным оптимистическим взглядом на состояние человеческой природы и потому не в состоянии увидеть всех глубин порчи человеческой, а след., и врачевать их (да и не имеет средств к тому); он имеет в виду лишь земное благополучие ближнего и в то же время не забывает и своих собственных интересов, ищет славы не Божией, а своей, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не возмогут воды содержати ( Иер.2:12, 13 ). Впрочем, божественный Педагог часто и смягчает строгость и силу обличения, Так Он говорит через Соломона, показывая Свою отеческую любовь к чадам: сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый: его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет ( Притч. 3:11, 12 ). ζ) Иногда речь Педагога принимает тон отеческого выговора , с целью обратить к Себе внимание питомцев, вразумить их, дать им почувствовать любвеобильный голос: кому, говорит, возглаголю, и кому засвидетельствую и услышит? Се, не обрезана ушеса их ( Иер.6:10 ). η) To обращается Он к сильным укорам, напоминая о презренных и пренебреженных благодеяниях и указывая на бедствия, добровольно привлеченные, независимо от всеблагой воли Божией, не хотящей погибели грешников. Такой тон речи употребляет Господь в Евангелии: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе! . . . Сего ради, говорит, оставится дом ваш пуст. Глаголю бо вам: отселе не увидите Меня, дóндеже речете: благословен грядый во имя Господне ( Матф. 23:37, 38, 39 ). θ) To, в виде врачевства, Педагог употребляет поношение, сильную, порицающую речь: увы, язык грешный, людие, исполнени грехов, семя лукавое ( Ис. 1:4 ). Или в Евангелии: змия, порождения ехиднова! ι) To направляет к грешникам обвинение в совершении неправд. Этот образ педагогии употреблен через Давида: людие, их же не ведех, работаша ми, в слух уха послушаша Мя, сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. И через Иеремию: преступлением преступил есть на Мя дом Израилев, и дом Иудин... солгаша Господу своему ( Иер.5:12 ). к) Иногда сердобольный Педагог выражает Свою заботу и скорбь о чадах сетованием, под покровом которого скрывается тайный укор за беззакония. Так сетует Педагог и вещает грустно через Иеремию: како седе един град, умноженный людьми? Бысть яко вдовица , умноженный во языцех, владеяй странами, бысть под данью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

На следующий день Иисус простил женщину, взятую в прелюбодении ( Иоан. 8:1–11 ). Подтверждая Своё заявление, что Он «свет миру» ( Иоан. 8:12; 9:5 ), Иисус послал слепорождённого в купальню Силоам (найденную при раскопках в 2004–2006 гг.), и тот вернулся зрячим. 2. ПУТЬ НА ПРАЗДНИК, Луки 9:51 Иисус ушёл из Иерусалима, но вернулся на праздник Обновления (Ханука). Имя города в Самарии, не принявшего Иисуса, неизвестно (тёмно-красная пунктирная стрелка). Это могла быть Гинея, поскольку Флавий упоминает, что её жители убили евреев из Галилеи, шедших в Иерусалим на праздник (Древн. ХХ.6.1). Мы не знаем, каким путём Иисус шёл в Иерусалим. Он мог идти через Перею и Иерихон (ср. историю с человеком на пути из Иерусалима в Иерихон, Лук. 10:25–37 ). Публичность Его служения в это время выражается в отправке 70 ( Лук. 10:1–12 ). Многие города в Иудее услышали Евангелие. 3. ХАНУКА, Иоанна 10:22–42 Иисус пришёл в притвор Соломона (двор с колоннами на восточной стороне храма, ср. Деян. 3:11; 5:12 ) на праздник Обновления, отмечаемый в честь очищения Иерусалима от язычников-греков в 164 году до Р.Х. Там, в эмоционально напряжённой ситуации иудеи спросили Иисуса: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Иисус ответил, что свидетельством были Его слова и чудные дела. Затем Он даже сказал: «Я и Отец – одно» (10:30). Иудейские вожди хотели побить Его камнями или, как минимум, арестовать, но Он уклонился от них и ушёл за Иордан. 4. ПЕРЕЯ, Иоанна 10:40–42 и Луки 16:19–31 Когда Иисус пошёл «за Иордан», это, скорее всего, была не Вифания за Иорданом на территории Ирода Филиппа, а Перея, находившаяся под властью Ирода Антипы. В отличие от иудейских вождей Иерусалима, многие иудеи за Иорданом поверили в Иисуса. Свидетельство Иоанна Крестителя подготовило добрую почву для их веры. 5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, Иоанна 11 Иисус был в Перее, когда узнал, что Лазарь болен. Он пробыл там ещё два дня, а затем, вопреки опасности, пошёл в Иудею ( Иоан. 11:8, 16 ). Чтобы попасть в Вифанию, нужно было идти по дороге из Иерихона в Иерусалим (оранжевая стрелка), названной в Ветхом Завете возвышенностью Адуммима ( Нав.15:7; 18:17 ). Вифания находится в 3 км от Иерусалима ( Иоан. 11:18 ), на восточном склоне горы Елеонской. Здесь Иисус воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. Реакцией на чудо с одной стороны был восторг, вера ( Иоан. 11:45; 12:17–18 ) и поддержка народа, ставшая защитой для Иисуса в последнюю неделю в Иерусалиме ( Матф. 21:46 ; Марк. 12:12 ; Лук. 22:6 ; Иоан. 12:19 ). С другой – фарисеи и саддукеи, обычно враждовавшие, объединились в желании убить Его ( Иоан. 11:53 ). Он знал, что должен умереть в Иерусалиме. Воскресив Лазаря, Он объединил силы, которые предадут Его на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но каким образом любовь к Богу можно делать предметом долга, когда она есть свободное чувство, независимое от чьих-либо распоряжений или от воли человека! Можно ли любить по приказанию, по заповеди? Можно в известном смысле, можно с сознанием долга направлять внимание на бесконечную доброту и красоту Божию и оживлять в себе те представления, от которых сама собой следует любовь к Богу (Ин.3:16; 1 Ин. 4:9 и д. Рим. 5:8). И потому-то существует заповедь о любви к Богу, и при том названная главнейшей: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Матф. 22:37-38, ср. Втор. 6:5). Можно также молиться о возжжении и поддержании в нас любви к Богу, ибо любовь к Богу, по слову ап. Павла, изливается в сердце наше Духом Святым (Рим. 5:5); и по слову ап. Иоанна: любовь от Бога (1 Ин. 4:7). Вообще, как всякая добродетель (напр., вера), так и любовь возбуждается в нас прежде всего Богом; наша же любовь есть ответ на любовь Божию. Потому говорит ап. Иоанн: Будем любить Его потому что Он прежде возлюбил нас (ст. 19); и еще: в том есть любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (ст.10). Спросит еще кто-нибудь: возможна ли любовь к Богу, Который есть существо невидимое? (Бога же никто никогда не видел, Ин. 1:18), и если возможна, то каким образом? Чтобы могла зародиться любовь к какому-либо существу, необходимо прежде всего конкретное представление этого существа, выраженное для нас в каком-либо чувственном образе. Потому говорит ап. Иоанн: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (ст. 20). Следовательно, наглядное представление - есть первое необходимое условие любви. И мы учимся любить Бога прежде всего на людях, любя людей, которые есть образ Божий. Дитя, напр., прежде всего любит отца и мать, и затем любовь к родителям переносит к невидимому Богу. В то же время на основании Свящ. Писания, изображающего существо и свойства Божии, и особенно на основании евангельских сказаний, из которых мы узнаем жизнь и дела Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пожившего среди людей, мы составляем себе наглядное представление о Боге, как всеблагом и любвеобильном существе, и носим его в своем уме и сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010