Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова... Сведения об авторе    Хотя в этом послании автор нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и Евангелисту святому Иоанну Богослову. Сам стиль послания, так же как и многие слова и выражения, живо напоминают нам Евангелие от Иоанна.    Святой Иоанн Богослов был сыном Галилейского рыбака Зеведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака, и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал «воанергес», что значит: «сыны громовы» (Марк. 3:17). Повинуясь зову Господа (Матф. 4:21 и Лук. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Марк. 5:37, Матф.17:1; 26:37).    Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной вечере, когда Иоанн возлежал на груди Своего Божественного Учителя (Иоан. 13:23, 25) и, в особенности, при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 19:26).    Благодарно вспоминая все это, святой Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии о себе, как об ученике, «которого любил Иисус» (Иоан. 19:26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Иоан. 18:10; 21:15), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Иоан. 19:26).    После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, святой Иоанн 15 лет не оставлял Иерусалима до блаженного успения порученной его попечению Божией Матери. Вместе с Петром и Иаковом он принимал деятельное участие в устроении Иерусалимской Церкви, так что вместе с ними считался одним из столпов ее (Гал. 2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

И иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин». И еще говорит: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче Бога, могущего и душу и тело погубити в геенне огненной» (Матф. 10:37, 38; Матф.10:28). Послушались и сии Евангельских повелений, исполнили Божию заповедь и повеление, и получили, блаженные, венец мученичества. Они поревновали святым Маккавеям, удостоивши число их, потому что тех было седмь, а этих четырнадцать. И те пострадали за то, что, держась закона Моисеева, не вкусили свиного мяса, а эти за то, что не вкусили мяса во Св. Четыредесятницу, что имеет преимущество пред Святыми Маккавеями, потому что тогда закон запрещал Евреям есть свиное мясо, а этим, в крайности, можно было несколько вкусить и не подвергнутся за сие осуждению, как и Василий Великий говорит об этом. Но так как неверные оные сделали это с целию унизить закон христианский, то они и не захотели презреть закона Христова из любви к Нему. О, дивная купля блаженных мужей! В краткое время приобрели царство небесное.    Что скажут на это те, которые сообщаются с еретиками иконоборцами, и говорят, что вера их православная от этого не вредится? Где еще и те, которые говорят, что если кто умрет за икону Христову, не вменится ему это в мученичество? Ибо если не вкусившие мяса во Св. Четыредесятницу сподобились быть мучениками, то здесь, тем светлейших венцев сподобятся те, которые предадут себя на смерть за то, что не отрекутся иконы Христа и Бога нашего. Впрочем они, как помраченные, хотят, как сами преткнулись, так и других ввергнуть в глубину погибели. Но мы, братия, прославим Бога нашего, который прославляет прославляющих Его, который и ныне, в наше время, являет мучеников.    Помыслим еще и то, что если люди по внешности простые и малоученые, имевшие жен и детей, все презрели ради любви Христовой; то тем более должны мы, живущие в девстве, подвизающиеся и оставившие мир и то, что в мире, когда потребует время, быть подражателями, ревнителями и последователями святых мучеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Р1 (по фон-Зодену ЕО1). Один лист из книги с текстом из Еванг. Матф. 1, 1–9, 12, 14–20 . Найден в Оксиринхе, в Египте в 1896 году и опублико­ван Грэнфелом и Хонтом. III век. Варианты фрагмента подтверждают чтения Синайского и Ватиканского кодексов. Хранится в Пенсильванском университете. Р5 (у фон-Зодена ЕО2). Заключает в себе отрывки из Еванг. Иоанна 1,23–31, 33–41; 20, 11 – 17, 19–25 . Один из листов сброшюрованной тет­ради, содержавшей полностью Евангелие от Uoahha. III век. Найден в Оксиринхе Грэнфелом и Хонтом и издан ими в 1899 году. Находится в Бри­танском музее. Текст папируса самый краткий из всех, какие предлагают нам древние рукописи. Он не испытал на себе ни влияний гармонизации, ни исправлений, ни стилистических прикрас. Во многом он совпадает с алеф и В, но еще больше отличается от них. Р 11 . Содержит отрывки из 1-го посл. к Коринфянам б, 13–18; 7, 3–4; 10–14. Первый папирусный фрагмент Нового Завета, ставший известным миру, привезен с Востока епископом Порфирием Успенским . V век. Хра­нится в Ленинграде. Описан кратко у Грегори 27 . Р 13 . Содержит отрывки из Послания к Евреям: 2, 14–5, 5; 10, 8–11, 13; 11, 28–12, 17. Написан на оборотной стороне свитка, на лицевой стороне которого имеется конспект из Тита Ливия. Конец III или начало IV века. Найден и издан Грэнфелом и Хонтом. Это один из наиболее полных из Ново­заветных папирусов. Он очень ценен в том отношении, что содержит час­ти послания к Евреям, отсутствующие в Ватиканском кодексе, к которому он очень близок по своему тексту. Находится в Британском музее. Р 17 . Отрывок из Послания к Титу 1, 11–15; 2, 3–8 . Часть листа из па­пирусной книги. III век. Найден в Египте и опубликован Хонтом. Р 19 . Отрывок из Апокалипсиса 1,4–7. Написан на оборотной стороне папирусного свитка со списком из Исхода. Конец III или начало IV века. Найден в Оксиринхе и опубликован Хонтом. Р 23 . Содержит стихи из Соборного послания ап. Uakoba 1, 10–12; 15– 18. IV век. В вариантах обнаруживает сходство с В и А. Р 37 . Находится в числе рукописей Мичиганского университета. Опуб­ликован проф. Сандерсом. Содержит стихи из Матф. 26, 19–52 . Относится к III веку. Наиболее близок в вариантах к манускрипту Кесарийской груп­пы ?.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

   (Лк.5:30—31): «роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».    (2Тим.2:4—5): «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». Правило 27. Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым...    Глава. Не должно уподобляться тем, которые чужды учения Господня, в надобно, по данной нам от Бога силе, подражать Богу и Святым Его.    (Матф.20:25—28): «знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».    (Рим.12:2): «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия».    (1Кор.11:1): «Будьте подражателями мне, как я Христу». Правило 28. О различении людей добрых и недобрых... Не должно просто и без исследования увлекаться людьми, которые носят на себе личину истины, но надобно узнавать каждого по признакам, какие даны нам в Писании.   (Матф.7:15—16): «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их».    (Ин.13:35): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».    (1Кор.12:3): «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса». Правило 29. О том, как можем уверять в своем звании... Каждый собственными делами своими должен удостоверять в своем звании.   (Ин.5:36): «самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня».    (Ин.10:37—38): «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вход с Евангелием. «Свете Тихий...» 1-й прокимен, глас 6-й: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». 2-й прокимен, глас 6-й: «Благословихом вы во Имя Господне». Диакон (если есть): «Повелите». Иерей: «Премудрость, прости». «Свет Христов просвещает всех». «Да исправится молитва моя...» Иерей пред престолом произносит молитву св. Ефрема Сирина , с тремя поклонами великими. Диакон исходит с Евангелием для чтения его чрез Царские врата на солею. Священник: «Премудрость, прости...» (если нет диакона, священник читает Евангелие на престоле). Евангелие – от Матф., зач. 98-е. Ектения: «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст тот же, что и на утрени: «Грядый Господь...» (с упоминанием имени св. Григория Двоеслова) 37 . Великое повечерие – по обычаю с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» трипеснец, глас 8-й: «Вонми, небо...» (песни 2-я, 8-я и 9-я), творение преп. Андрея Критского . Ирмосы поются по дважды и в третий раз на катавасию. Тропари все, сколько есть. 2-я песнь имеет два ирмоса. На катавасию поется второй ирмос. (После 2-й песни – седален.) После катавасии 9-й песни и Трисвятого Кондак, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова». После кондака – «Господи Сил, с нами буди...» и прочее и поклоны (16). Отпуст: «Владыко Многомилостиве...» по обычаю. Чин прощения. «Помолимся...» 38 Великий вторник Утреня. Порядок службы тот же, что в понедельник. По шестопсалмии – «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь: «Се Жених грядет...» (трижды). Кафизм три: 9-я, 10-я и 11-я. Седальны Триоди. Евангелие – от Матф., зач. 90-е: «Совет приемше вси фарисее на Иисуса...», без преступки (конец в зачале 96-м: «Благословен грядый во Имя Господне»). Псалом 50-й и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» «Господи, помилуй» (12 раз). Тотчас ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...» Кондак, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» и икос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

изображается так: в храме архиерей, в присутствии священников и клира, с амвона поучает народ. А в стороне святой Павел держит хартию со словами: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено ( Колос. 1, 4 , ст. 6). 34. Притча о свете и тьме. Свет прииде в мир и возлюбиша и проч. (Иоан. 3, 19) изображается так: на одной стороне стоит Христос, окруженный великим светом, и держит раскрытое Евангелие, в котором написано: Аз есмь свет миру; Его слушают апостолы. На другой стороне в дальнем мраке виден князь тьмы: около него стоят книжники, фарисеи и многие неверующие, косо посматривая на Христа. 35. Притча о брашне. Делайте не брашно гиблющее и проч. (Иоан. 6, 27) изображается так: в доме люди едят и пьют. А в ближней церкви иные приобщаются св. тайн, иные молятся. Христос указывает на них и говорит апостолам (на хартии): делайте не брашно гиблющее и проч. 36, Притча о двери и дворе овчем. Не входяй дверьми и проч. (Иоан. 10) изображается так: в дверях церкви стоит Христос, держа раскрытое Евангелие, в котором написано: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется. За Ним виден Моисей со скрижалями закона. Близ церкви, напротив Христа стоят святые архиереи, держа евангелия. Над ними написано: входящие дверьми. Они поучают стоящих направо и налево от них христиан, которые слушают их с усердием. Позади этих служителей стоят разные еретики и раскольники и смущают их. Над ними написано: не входящие дверьми. 37. Притча о лозе. Аз есмь лоза, вы же рождие... (Иоан. 15) изображается так: Христос благословляет обеими руками. На персях Его само собою держится Евангелие, в котором написано: Аз есмь лоза. От Него в обе стороны простираются виноградные ветви и обхватывают апостолов. 38. Притча о лицемере. Что видиши сучец иже во оце брата и проч. (Матф. 7, 3–5) изображается так: стоит человек, имеющий у глаза сучок; напротив его стоит фарисей, имеющий у глаза бревно, и говорит ему: брате остави, да изъиму сучец из очесе твоего. Над ними Христос грозно смотрит на фарисея и говорит (на хартии): лицемере, изми первее бревно из очесе твоего. 39. Притча о добрых и худых деревах. Не может древо добро и проч. (Матф. 7, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Историк И. Флавий свидетельствует, что действительно «все несчастья, какие постигли народы от начала мира, были ничто сравнительно с теми, какие обрушились на иудеев.» В продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло более миллиона человек. Множество умирало от голода, который был столь велик, что одна мать убила и съела свое собственное дитя. Громадное количество иудеев было распято на крестах, и таким образом исполнилось страшное заклятие их, когда они требовали от Пилата распять Господа: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). Все эти бедствия были исполнением пророчества, изреченного еще Моисеем (Втор. 28:49-57). Осаждавший Иерусалим Тит первоначально хотел принудить иудеев к сдаче города голодом, но дела империи потребовали его скорейшего возвращения в Рим, и он решился взять город штурмом, вследствие чего и сократилось время бедствий для осажденных. Далее Господь вновь переходит к речи о Своем Втором Пришествии. «Восстанут жехристы и лжепророки, и дадут знамения и великие чудеса...» — тут разумеются ложные чудеса, которыми будут вводиться в заблуждение иногда и праведники. Такие чудеса будут творить, по ап. Павлу (2 Сол. 2:9-10) и по Апокалипсису (13 гл.), антихрист и его слуги. Явление Сына Человеческого будет подобно молнии, то есть для всех непререкаемо очевидным. В противоположность лжемессии, который будет скрываться то в пустыне, то в потаенных комнатах, истинный Мессия, открывая Свой суд над миром, сделает его ощутительным и страшным повсюду, где будут духовномертвые грешники, подобно тому, как орлы слетаются туда, где находятся трупы. «После скорби той...» бедствия, постигшие Иерусалим, кончатся, и люди предадутся беспечности, о которой говорится дальше (Матф. 24:37-39). Св. Лука добавляет к этому, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников,» — от разрушения Иерусалима до Второго Пришествия Христова должно пройти значительное количество времени, в течение которого, по учению ап. Павла, полное число язычников войдет в Церковь Христову, станет новым, духовным Израилем (Рим. 11:25).

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Мучимого отрока Иринея окружили отец, мать и все знакомые и со слезами умоляли пощадить свою юность, исполнить волю царя и уклониться от мук, но Ириней не послушал их. На вопросы же мучителя: «имеешь ли жену, детей, родителей?» отвечал: «не имею», повторяя слова Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (МатФ. 10, 37). Непослушание духовному отцу наказывается Инок Малх, вопреки воле игумена, пошел в мip для раздачи родительского имения нищим, но попался в плен к Сарацинам, ходил в оковах, был принужден к браку, и только чудом был спасен от Сарацин и львицы, с которою встретился в пещере. Преподобный Василий новый Утаение добрых дел на земле награждается на небеси Преподобный Василий говорил: «да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» ( Матф. 6, 8 ). Всякий, открывающий свои добрые дела, получает [в награду похвалу от людей; а кто желает вечной награды, тот скрывает перед людьми свои добрые дела, – молчит, хотя и терпит удары». Вино благословенное и не благословенное Преподобный Василий, по приглашению одного виноградаря, благословил сосуды с вином, но один сосуд не благословил, а повелел разбить его, и в нем оказалась змея. За хождение в церковь мать награждается живым младенцем Одна жена жаловалась, что дети ее умирают в малолетстве. Препод. Василий, дав кусочек хлеба младенцу ее, сказал: «ради твоего усердия к Пречистой Деве Богородице, за хождение в Ее храм, Бог дарует тебе это чадо, которое будет добронравно и разумно и иноком будет, а прочие будут умирать. Благословение святого спасает от потопления среди бурной реки Один человек, отправляясь в путь по делам службы, испросил у Василия благословение; он благословил его, но предсказал ему беду на реке и избавление от нее. Действительно, человек был увлечен с лошадью на одной реке быстротою воды; но воззвав: «Господи! молитвами преподобного отца Василия, помоги мне грешному», тотчас увидел препод. Василия, ходящего по реке, извлекшего за узду его лошадь и приведшего его к берегу. Хищник в четверо больше теряет

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Нельзя также сказать и того, чтобы Марк в одном случае следовал одному, в другом – другому евангелисту, был вообще не самостоятельным писателем, а лишь компилятором, механически или умышленно пользо­вавшимся чужими трудами (срвн., напр., Марк., 1:23 – 25; Матф., 8:1 – 4; Лук. 5: 12 – 16 ). Особенности Марка слишком зна­чительны даже и с внешней стороны. Марк начинает свое повествование прямо с проповеди Иоанна Крестителя, чего не делает ни Матфей, ни Лука. Спрашивается: каким образом он пришел к тому, чтобы именно так начать свое повествование, если он исключительно пользовался повествованиями Матфея и Луки? Не есте­ственнее ли было бы, чтобы и в этом случае он последовал примеру одного из них? А между тем, как согласно начало его повествования с первой известной нам проповедью ап. Петра, записанной в книге Деяний Апостольских (1: 22; срвн. также 10: 37, 38)! Это согласие Евангелия от Марка с проповедью ап. Петра, при его несходстве с евангельскими повествованиями Матфея и Луки, само по себе уже есть прямое опровержение вышеприведенного мнения отрицательных критиков и в то же время одно из сильнейших подтверждений истинности свидетельства пресвитера Иоанна. Но подтверждение этого свидетельства можно найти также и в самом евангельском повествовании Марка. Так, напр., Марк упоминает имя Петра гораздо чаще, чем Матфей и Лука. Для дока­зательства этого укажем лишь на некоторые места. По Матфею (21: 20), ученики удивляются иссохшей смоковнице и ученики спрашивают своего Учителя о том, каким образом так скоро исполнилось проклятие, изреченное на нее; по Марку (11: 21), Петр вспоминает о проклятии смоковницы и говорит Христу: „Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла“. По Матфею (24: 3) и Луке (21: 7), ученики спрашивают Христа, когда будет то, что Он сказал об иерусалимском храме; по Марку (8:3), спрашивали Петр, Иаков, Иоанн и Андрей. То же са­мое оказывается и при сравнения других мест (срвн., напр., Марк. 16: 7 с Матф. 28: 7 и Лук. 24: 9 ). Не менее замеча­тельно еще и то, что в Евангелии от Марка говорится о некоторых непривлекательных чертах и событиях из жизни Петра, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010