«Некоторыя из речей (Господа) доведены до крайности и переиначены». Здесь приведено в доказательство – Лк.14:26 , и сделано примечание: «правила апостольства (гл. 10) имеют характер экзальтации». В 26 стихе 14-й главы читаем» «если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и самой жизни своей, не может быть Моим учеником». Но то же самое в с такою же, если еще не с большею, силою выраженное находится и в Евангелии от Матфея: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и любящий сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня.... Берегущий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою за Меня обретет ее» ( Матф. 10:37. 39 ). Где же крайности и преувеличения у Луки? Очевидно, это опять одна фраза, точно так же, как и замечание, что правила апостольства (т. е. наставление Иисуса Христа апостолам) отличаются у Лука характером экзальтации. Сравните эти наставления по Евангелиям от Луки и Матфея (гл. 10) без всякой предвзятой мысли, и никакой особенной экзальтации у первого из них не найдете; наставления почти совершенно одинаковые, характер и тон речи одинаковый. «Пиша вне Палестины и несомненно после осады Иерусалима, автор обозначает местности с меньшею строгостью, чем другие два евангелиста». Т. е. позднейший писатель Евангелия не знал местностей палестинских? Но нет (и Ренан не приводит) решительно ни одного доказательства на это; писатель также обозначает местности Палестины, как и евангелисты Матфей и Марк. – В доказательство того, что Евангелие от Луки написано после осады Иерусалима, Ренан ссылается на пророческие речи Иисуса Христа об осаде Иерусалима ( Лк.19:41,43–44, 21:9,20, 23:29 ). Мы уже сказали выше, что такие доказательства – не доказательства, что считать пророчества Господа вложенными в уста Его после совершения событий, о которых Он пророчествовал, решительно нет никаких оснований, кроме предвзятой ложной мысли о невозможности пророчества. «Он (Лука) имеет ложное понятие о храме, представляя его себе, как место, куда ходят поститься». В доказательство сего указывается на повествования Луки: о пророчице Анне, которая не отходила от храма, постясь и молясь при нем ( Лк.2, 37 ), о молитве в храме мытаря и фарисея ( Лк.18, 10 и дал.), о пребывании в храме апостолов, по вознесении Господнем ( Лк.24, 52 ). Решительно непонятно, в чем тут выражается ложное понятие повествователя о храме. При храме жили благочестивые жены и девы, как и сама Дева – Матерь Господа жила насколько времени при храме; во храм ходили для молитвы, для славословия и благодарения Бога: – что в этом ложного? – Странно!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

13, 3 – 37).    Недалеко от вершины Вознесения показываюсь то место, где Пресвятая Богородица получила благовесте от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что, по воле Божией, чрез 3 дня последует Ея преславное переселение на небо.    Близ вершины горы Вознесения, с южной стороны, неподалеку от самого темени горы, находится пещера преподобной Пелагии Антиохийской. Она родилась язычницей, была необыкновенной красоты; предавшись разврату, приобрела огромное богатство, и проводила жизнь, утопая в роскоши и прельщая сердца неопытных. Однажды она вошла в соборный храм Антиохийский, и поражена была проповедью св. епископа Нона о страшном суде Божием и нескончаемой муке грешных. Божественная благодать коснулась ее, и она, уязвленная сокрушением сердечным, приняв св. крещение, поселилась в этой небольшой пещере, где более 10 – ти лет провела в суровых подвигах. Память ее празднуется Церковью 8 – го октября.     На горе Елеонской Господь заповедал ученикам пасти стадо Свое, сказав им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Матф. 28, 19. 20 ).    Историк Кварезмий свидетельствует, что в самых древних рукописях Деяний Аностольских гора Елеонская названа горою «трех светов»: ибо она освещалась днем лучами восходящего и заходящего солнца, а ночью огнями Соломонова храма. На вершине ее празднованы были новолуния при зажженых факелах из оливковых ветвей.    Из всех гор, окружающих Иерусалим, гора Елеонскан самая высокая; она находится на восток от св. града, против Соломонова храма: Изыдет Господь, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на востоке ( Зах. 14, 3. 4 ).    Писатель IV – го века, блаженный Иероним , упоминает, что в древние времена гора Елеонская была наполнена отшельниками, которые селились в ее пещерах и разселинах; теперь же на Елеоне совершенное безмолвие. На средине вершины Вознесения, на том самом месте, с которого вознесся Господь, воздвигнут был в древности св. царицею Еленою великолепный и обширный храм, развалины которого видны еще и поныне; судя по ним можно заключить, что храм был круглый, имевший в диаметре около 50 шагов; самый верх купола сведен не был, как о том пишет блаженный Иероним и другие: ибо издревле утвердилось такое мнение, что нельзя никогда свести купола на том месте, где вознесся на небо Спаситель мира. Теперь на месте бывшего храма, на самом месте Вознесения, стоить турецкая молельня – осьмиугольное здание из белого мрамора. Среди этой молельни на полу лежит священный камень, с которого Господь вознесся с пречистою Своей плотию на небо, оставив нам след Божественных стоп Своих. К стенам, коими обнесено место вознесения Господня, прислонено несколько открытых каменных престолов, на которых христиане разных исповеданий ежегодно в день Вознесения и в Лазарево воскресение, совершают Богослужение во временно – устраиваемых церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

18: 15) и исполнение этого пророчества на Иисусе. Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было о видении, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии. Св. Марк добавляет при этом подробность, конечно, со слов самого Петра, что ученики «удержали это слово», недоумевая для чего Господу нужно умереть, чтобы потом воскреснуть. Убежденные теперь уже вполне, что их Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: «како глаголют книжницы, яко Илии подобает прийти прежде?» Господь подтверждает, что Илии действительно надлежит придти прежде «и устроить все», по-гречески, собственно «возстановить» — «апокатастиси», т.е., как предсказывал пророк Малахия (4: 5-6): «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» или восстановить в душах людей первоначальные добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, ибо не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших от продолжительной порочной жизни. «Глаголю же вам», говорит далее Господь, «яко Илия уже прииде, и не познаша его», т.е. Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был облечен от Бога силою Илииною и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли его в темницу и умертвили его: «тако и Сын Человеческий имать пострадати от них», т.е., как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию, и также умертвят Его, 10. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА: О ВАЖНОСТИ ВЕРЫ, МОЛИТВЫ И ПОСТА (Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45) Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножья горы. По св. Марку ученики имели спор с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ», увидев Христа, сошедшего с горы, «ужасеся», вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

27, 37). Есть также обычай и рабов называть телами: господин, говорится, ста тел, но и души имеющих; поскольку же господство человеческое относится к телам, а не к душам, то посему благоразумно рабов назвали телами, соединенными с душею, чтобы показать употребление тел. Между тем Ной вышел из ковчега, родив Сима, Хама и Иафета. Сим же рождает Арфаксада, Арфаксад рождает Каинана, Каинан — Салу, Сала — Евера, Евер — Фалека, Фалек — Рагама , Рагам — Серуха, Серух — Нахора, Нахор — Фарру, Фарра — Авраама, Авраам — Исаака, Исаак — Иакова, Иаков — Иуду, Иуда — Фареса, Фарес — Есрома, Есром — Арама, Арам — Аминадава, Аминадав — Наасона, Наасон — Салмона, Салмон — Вооза, Вооз — Иовида от Руфы, Иовид — Иессея, Иессей — Давида царя, Давид — Соломона от Уриины , Соломон Ровоама, Ровоам — Авию, Авия — Асафа , Асаф — Иосафата, Иосафат — Иорама, Иорам — Охозию, Охозия — Иоаса, Иоас — Емесию , Емесия — Озию, называемого и Азариею, Озия — Иоафама, Иоафам — Ахаза, Ахаз — Езекию, Езекие — Манассию, Манассия — Амоса , Амос — Иосию, Иосия — Иехонию, Иехония, в свою очередь, — Салафииля, Салафииль — Зоровавеля, Зоровавель — Авиуда, Авиуд — Елиакима, Елиаким — Асора, Асор — Садока, Садок — Ахима, Ахим — Елиуда, Елиуд — Елеазара, Елеазар — Матфия , Матфий — Иакова, Иаков — Иосифа (сн. Матф. 1, 1–16; Лук. 3, 23–38; Быт. 5, 6–32; 11, 10–27; 1 Пар. 1 и дал. и др.). 60. Иосиф, будучи стар и вдов после взятия первой жены и после рождения от нея четырех детей мужеского пола: Иакова, называемого братом Господа по причине совоспитания с Ним, Симона, Иуды и Иоанна и двух дочерей: Анны и Саломии: — этот Иосиф, будучи, говорю, стар и вдов, по необходимости, так как бросаемы были жребии на вдовых и безбрачных в каждом колене для принятия ими от храма дев, бывших при храме по причине посвящения первородных детей мужеского и женского пола, принял по жребию святую Деву Марию, от которой по плоти родился Господь наш Иисус Христос чрез Духа Святого, не от семени мужеского и не от совокупления телесного. Итак, раждается Господь от колена Иудина, от семени Давидова и Авраамова по плоти, будучи Бог, на сороковом году царствования Августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

292 В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον) и вторую ( δετερον), иначе – предыдущую ( προηγομενον) и последующую ( πομενον), или, как в последствии начали вы­ражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ); а под именем последней – такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ; Марк. 16:16 ). Таким образом и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стес­няется этою волею и ее определениями. 293 И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 294 7. Всемогущество. Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος), и вседержителем ( παντοκρτωρ). 295 В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:2 ); Авва Отче! всё возможно Тебе ( Марк. 14:36 ); Богу же всё возможно ( Матф. 19:26 ); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лук. 1:37 ). И вместе с тем называют Бога сильным ( Пс. 88:9 ), Господом сил ( Пс. 23:10 ), единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), и вседержите­лем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель ( Иер. 33:18–19 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

33 Взято из древняго Харатейнаго Требника, за подписанием руки Св. Феогноста Митропо­лита Московск., переведеннаго с Греческаго на Российск. язык 1329 года по P. X. с листа 89-го на оброте. Св. Феогноста Митро­полита мощи почивают в Московском Успе­нском Соборе. Память его Церковь совер­шает Марта 14-го дня. 34 О препод. Отцах Илии Муромце и Иосифе Многоболезненном, зри свидетельство в книге Обличение неправды раскольническия, в I главе, в рассуждении 5-м. Здесь очевидно изобличается раскольническая клевета на сих Преп. Отцев, в молении двоперстным сложением. 36 Взято из Словаря Историческаго о Свя­тых, прославленных в Российской Церкви, напечатанном в С.-Петербурге 1836 года, стр. 285. 37 В подтверждение сей истины, смотри в книге Преосвящен. Никифора, Архиеписко­па Астраханского, во ответах на старообрядческ. вопросы на стр. 33, 34, 100, 101, 102. 38 Мнимо-старообрядцы толкуют, будто бы от лет Святейш. Никона Патриарха , в церкви молящихся трехперстным сложением Святыя и истлинные мощи быть не мо­гут, и посему где он есть открыто, не доверяют, и не покланяются им: какое мне­ние, яко ложное, сим параграфом испровержено очевидно. 39 О важности церковнаго обычая или предания, Св. Писанием не утвержденного, но Св. Апостолами и Св. Отцами первенствующей Церкви словесно преданного, который с то­го времени и до днесь Кафолическая Цер­ковь содержит за свято, см. в книге Ка­мень веры, от стран. 689 до 776. Еще в книге Преосв. Никифора, Архиепископа Ас­траханского, в ответах противу старообрядческ. вопросов, на стр. 243, 244, 276. И в Христианском Чтении 1838 года, во 2 части, на стр. 3 и след., в Слове Св. Священномуч. Иринея, Епископа Лионского. 41 Кафолическия Церкве власть суть Еписко­пы Православные , получившие сию от Го­спода Иисуса Христа. См. Иоанна гл. 20 ст. 22, 23. Матф. гл. 16, ст. 19, Луки гл. 10. ст. 16. 42 Взято из Книги Преосвещенного Никифора Астраханского ответов против Соловецкой Челобитны, напечатанная в Москве 1813 года, стр. 109. 44 Карфагенского Собора (на коем 84 Святых Отец присутствовало, из коих первый был Священномученик Куприан), определение о крещении всех еретиков и раскольников, обращающихся к Православной Церкви, вто­рой Вселенский Собор седьмым правилом опороверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

547 В числе попыток изменить взгляд на предания отметим попытку перенести Голгофу к стороне Масличной горы. 554 Мы пользуемся указаниями Speaker’s Bible, Biblical Distionnary и друг. Мы присовокупим замечание, что в Вульгате послание к Римлянам несколько изменено, а именно после главы XIV, 23 следует глава XV. А глава XVI заканчивается заключительными стихами 24–26 нашей главы XIV. В этом виде считается послание к Римлянам, оконченным на 33 стихе XV главы. Глава же XVI заключает в себе приписку, которая изменялась сообразно той церкви, в которую предназначалось послание (носящее имя посл. к Римлянам). Мы указываем на потому, что нет надобности предполагать, что Руф жил непременно в Риме. 557 Кажется, что Евангелист Матфей главнейше имел в виду указать сближение с Псалмом 68, ст.: 22 и потому употребил слова Псалма. 558 Ср. у Dom Calmet. Dict. de la Bible Art. Supplices и ср. Bibl. Dict. and Dict. of Greek and Roman antiquit of Smith. 561 У Матфея ясно различается первое напоение XXVII, 34 (не хотяше пити) от второго ст. 48 (воин) „прием губу исполнив оцта... напояше Его“. 562 Об этом см. в особ. у св. Афанасия Вел. две книги против Аполлинария и частнее (в изд. 1853 г.) т. III, стр. 398, 402, 406 и 407. У св. Григория Богослова (изд. славянск. пер. Архиеп. Иринея 1843) Слово о Сыне первое и второе, ч. II, листы 142, 147 и слово на Богоявление (Рожд. Христово) листы 175 на обороте и 219 и слово к Квидонию листы 249–251 на обороте. 564 В Библейском словаре Смитта sub. иос. Crucifieation есть хорошая статья об этом предмете Фаррара со ссылкой на доктора медицины Рихтера, подробно описывающего ряд продолжительнейших и ужасающих страданий, коим подвергался пригвожденный ко кресту. 567 По цвету дощечка называлась λεχωμα; ее называли и σανς. Римляне называли надпись titulus или elogium Греки πιϒ ρα ( Лyk. XXIII, 38 ); или ατα, т. е. причина, вина (Матф. XXVII, 37). Эти оба выражения употреблены в Mapka XV, 26 . Примеры надписей над преступниками можно видеть у Суетония (Калигула 32; Домициан, 10) или еще у Евсевия Кесарийского в канон. хрон. кн. V, гл. I о мученической кончине Атталы Пергамского, которого водили по цирку с предшествующей ему надписью: „христианин Аттала”. (В письме Галльских христиан к общинам Азии и Фригии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

86 С 407 года, по ходатайству Собора Карфагенского, учреждены особые адвокаты, или κδικοι, для церквей, уже не из духовных. Cod. Thcod. L, XVI. Tit. 11. I. 38 . Особые защитники бедных от лица Церкви, или defensores pauperum, учреждены уже по определению Собора Карфагенского 401 года прав. 10. В собрании Карфагенских правил правило 75. 87 О предоставлении сего права епископам свидетельствуют Евсевий de vita Const. IV. с. 27. Созомен 1. с. 9. Позднее (408 г.) это право получило законное утверждение. Cod. Justin. 1. Tit. 4. 1. 8 . Иногда епископы возлагали сию обязанность на избираемых ими посторонних людей. Сократ 7, 37. о Силуане, еп. Троадском. 89 Подражая этому, и Имп. Юлиан предписывал язычникам учреждать подобные заведения, – При Златоусте в Антиохии питалось на счёт Церкви до 3.000 бедных, кроме заключённых в темницах, странников, увечных. 66я Беседа на Ев. Матф. 90 Покровительства сим учреждениям, которые вверены были надзору Хорепископов, Св. Василий испрашивает у областных начальников. Письма 142 и 143. 92 Это видно из письма Василиева 23, при котором он препровождает в свой Понтийский монастырь одного желавшего вступить в монашество в самой Кесарии. 95 Чиноположения молитв – εχν διατξεις. Так называются в «Постановлениях апостольских» различные молитвословия, относящиеся к богослужению общественному. Что Св. Василий писал литургию, в этом, несомненно, уверяют: 1) Прокл, Патриарх Константинопольский (434–447), который свидетельствует притом, что Св. Василий, соображаясь с потребностями времени, сократил апостольское, более обширное, чиноположение; 2) Пётр диакон, известный по сочинению своему «о воплощении», писанному от имени Скифских монахов, в 520 году. Сказав, что Литургия сия известна по всему Востоку, он приводит и некоторые слова из молитвы по освящении Даров: malos, quaesumus, bonos facito; bonos in bonitate conserva. – Inter opp. Fulgentii; 3) Леонтий Византийский (VII века), в 3й книге против Нестория; осуждая Феодора Монсуестского за составление им своей литургии, он укоряет сего епископа в пренебрежении литургии Василия. Canisii, Thesaur. Lection. Т. I, p. 578;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

89. с. Скаковка (при ручье) волости Солотвинской, от Житомира 37 вер., от ближ почт. ст. и ж.-дор. ст. Бердичева 13 вер., от ближ. приход. с. Половецкого 3 вер., Журбнинец 2 вер. и Кукольни – 5 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1757 году, но кем – неизвестно. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта жестью; при ней дерев., на каменном фундаменте, крытая жестью колокольня. Утварью и ризницею достаточна Копии метрич. книг хранятся с 1773 года, а исповед. ведомости с 1806 г. Опись церк. имущества заведена с 27 авг. 1806 г. Земли: под церк. погостом 374 саж., усад. и огород. 1 дес. 1,100 саж., пахот в 3 см. 31 дес. 1.345 саж. и сенок. 10 дес. – всего 43 дес. 419 саж. План есть. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 руб и 1 псаломщ. – 50 руб. Свящ. дом и хозпостройки требуют исправления, для псаломщ. дом весьма ветх, a хозпостроек нет. Деревня прихода – Хмелище. Дворов – 84¼, прихожан – 657 д, об. п., р.-кат. 2 д об. п. Свящ. – Платон Венед. Кудрявцев (с 1881 г.), псаломщ. – Лавр Матф. Левицкий (c 1849 г.). 90. с. Солотвин 114 (при рч. Коденке) волости Солотвинской, от Житомира 23 вер., от ближ. почт. ст. Рея 5 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичева 17 вер., от ближ. приход. с. Журбинец 3 вер. и с. Скаковки – 4 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя Воздвиженияя Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1885 году на средства прихожан на место старой деревянной церкви, построенной в 1793 году. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта жестью, с такою же при ней колокольнею. Утварью и ризницей достаточна. На приходском кладбище есть молитвенный деревянный дом, построенный в 1851 г. с разрешения епарх. начальства. Земли: усад. 3 дес. 1,011 саж., под кладбищем 1 дес. 296 саж., под дорогами 750 саж., пахот 48 дес. 1,599 саж. и сенок. 8 дес. 941 саж. – всего 61 дес. 2,197 саж. На эту землю имеется план от 1860 г. Причт: 1 свящ. – 300 р., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16 руб. Для священника и псаломщика дома и хозпостройки новы и хороши. Кроме того, церкви принадлежит небольшой деревянный дом на церковном погосте. Церк.-приход. школы нет. Одноклассное народное училище МНП сущ. с 1879 г. Есть волостное правление. Село это принадлежит графу Ледоховскому и состоит в аренде у крупного землевладельца и сахарозаводчика Терещенко. Дворов – 210, прихожан – 1,621 д. об. п. Свящ. – Стахий Антон. Жикович с 1885 г.) и псаломщ. – Григорий Никол. Бродкевич (с 1882 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

„Беседы на Матф.“, стр. 84); наконец, 3) предположения, будто-бы для избежания того, чтобы праздник пасхи не приходился непосредственно перед субботой, иудеи переносили этот праздник на следующий день, т.-е., соединяли с субботой, ибо в противном случае было бы сряду два дня, в которые ничего нельзя было бы делать (Binei, „De morte Jesu Christi», lib. 1, cap. 1). 674 Людовик Капел, Иоанн Коксцей (Opera omnia theologica, exegetica, didactica, polemica, philologica, LXX circiter tractatibus, post praefationem enumeratis, absoluta quibus Veteris ac Novi Jnstrumenti codices commentariis haud vulgaribus illustrantur: lites recentes atque veteres dexterrime dirimuntur, infucatae denique pietatis exercitia strenue urgentur. Editio secunda a innumeris mendis, quibus prior scatebat, diligenter purgata, et triplici indice locupletata. 1689), Гуг, Филарет (Черниговский), A. B. Горский, еп. Михаил, (Лузин), Виталий (Гречулевич) и др. 681 Присутствовал ли Иуда при совершении Иисусом Христом Божественной Евхаристии – вопрос довольно трудный для решений. Многие ученые отвечают на него отрицательно, другие –утвердительно. Исходя от слов Спасителя: „пейте от нея вси“ и замечания евангелиста: „и пиша от нея вси“, архиепископ Филарет приходит к заключению, что и предатель Иуда не был лишен вечери Христовой („беседа о страд.“, ч. 1, стр. 37). Но нам кажется, что в выводе Филарета заключается более, чем сколько содержат посылки; притом же с точки зрения Филарета следует думать, что Иуда, не вкушая пречистаго тела Христова, пил только чашу... Впрочем, так ли оно было, или иначе, – это не имеет особенно важного значения для жизнеописания Иисуса Христа. Чудная благость Господа к грешникам и в частности к Иуде достаточно доказана Евангелием и без того. 689 Штраус также высказывает мысль, что испуг толпы в этом случае нельзя объяснить естественно. См. „Das Leben Jesu“, стр. 458. 690 Schleiermacher, „Das Leben Jesu“, стр. 423; Strauss, „Das Leben Jesu“, 2, стр. 438; Weiss, „Die evangelische Geschichte, kritisch und philologisch bearbeitet“, стр. 294. 699 Эти изречения иудейских авторитетов заимствованы нами из статьи английского ученого Тэйлора Айнса – „Суд над Иисусом Христом“, с значительными сокращениями и некоторыми добавлениями помещенной в ..Христианском Чтении“ за 1878 г., 9–10, стр. 285–312. 701 „In capitalibus judiciis sententia absolutoria die coepti judiciis pronunciari potest, condemnatoria non nisi postridie“. Sanhed. c. 4. § 1. У Иннокентия – стр. 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010