Во-первых, необходимо заметить, что все четыре автора Евангелий рассказывают об этом событии. В заголовке была пропущена ссылка на Иоанна 12:14–15. Марк, Лука и Иоанн сходятся во мнении, что Иисус сел на осленка. Исходя из здравого смысла и логики вещей, можно с уверенностью сказать, что никакого “противоречия” в данном случае вообще нет, ведь не мог же Иисус на самом деле ехать на двух животных одновременно! Так почему же Матфей упоминает двух животных? Причина очень проста… Даже рассматривая Евангелие от Матфея в отрыве от остальных Евангелий, мы видим из текста, что Иисус не въезжал в город на двух животных, Он ехал на осленке. Ведь двумя стихами выше отрывков, взятых Шабиром из текста, Матфей цитирует вместе два пророчества из Ветхого Завета (Исаия 62:11 и Захария 9:9). Матфей говорит: “Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной”. (Матфея 21:5) Говоря: “… на ослице…”, а затем “…и молодом осле, сыне подъяремной…”, Захария использовал классический строй еврейского предложения и поэтических выражений, известных как “параллелизм”. Данный термин обозначает повторение одной и той же мысли разными словами. Этот прием очень распространен в Библии (например, Псалом 118:105: “Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей”, т.е. одна и та же мысль повторяется различными словами.) Совершенно ясно, что разговор идет об одном животном. Поэтому Матфей недвусмысленно говорит о том, что Иисус воспользовался осленком, что полностью согласуется с остальными тремя Евангелиями. Тогда зачем в седьмом стихе Матфей сказал, что ученики привели осленка и его мать? Причина проста. Матфей, будучи очевидцем всего происходящего (где Марку и Луке, вероятно, не всегда удавалось быть), обращает внимание на то, что осленок был еще слишком молод, чтобы его можно было безболезненно отделить от матери. И, поскольку осленка еще не использовали для верховой езды, то оставалась большая вероятность того, что он был все еще сильно привязан к матери. Въезд в Иерусалим можно было значительно упростить, если бы ослицу вели по улице, а осленок буквально следовал за ней, несмотря на то, что он никогда прежде не возил седоков и его не обучали ходить по улицам.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Значит ли это, что богословие Матфея в оценке значения Смерти Христовой полностью совпадает с богословием Ап. Павла? Нет, потому что у Матфея встречаем уникальные моменты, присущие только его богословию: Матфей разными способами подчеркивает мысль, что Смерть Иисуса явилась страшным, но, как ни парадоксально, живительным источником: после Смерти Христос Воскрес, был Прославлен на Небесах, и с этого момента начинается для всех верующих новая эра. Если бы Христос не умер – Он бы не воскрес, а, значит, Спасение не было бы доступно людям. Эта связка: Смерть – Воскресение – новая эра Спасения, доступная верующим, – всплывает вновь и вновь. Не будем доказывать это многочисленными примерами, приведу лишь два: В рассказе о Тайной Вечере Матфей опирается на Марка. У Марка, в конце ужина, Иисус говорит: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк. 14, 25 ). Эти слова говорят о Прославлении Иисуса на Небесах, после Смерти и Воскресения. Но Матфей чуть изменяет слова: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26, 29 ). Обратим внимание на это пить с вами . Или другой момент. В том же рассказе о Тайной Вечере Матфей приводит слова Христа в такой редакции: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 28 ). Последних слов во оставление грехов нет ни у кого из Евангелистов. Ну и что? А то, что таким образом Евангелист Матфей устанавливает параллель с известным пророчеством Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31, 31,34 ). То есть, у Матфея пророчество сбывается буквально: тут и «новый завет», и «прощение грехов». А о чем это пророчество? О наступлении новой эры, эры Спасения. Итак, мы видим, что Евангелист Матфей крепко связал (таких примеров много) тему Креста с темой наступления новой эры. Приобщиться этой эре, принять Спасение может каждый, кто пожелает.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

– А вы что, – косится, – читаете Гражданский кодекс? – Я не читаю, – отвечает батюшка, уверенно намазывая бутерброд, – я его наизусть знаю. И каждому советую знать наши законы! В общем, он его так угостил, что тот еле уехал. Но потом всю жизнь вспоминал, как с «попом познакомился»: – Впервые я тогда увидел человека, который Гражданский кодекс наизусть знает!.. И потом чуть что: «Ну-у, отца Матфея уважаю». Всего-то и надо, чтобы перевоспитать человека… Побольше молчать, от всяких разговоров толку мало Отец Матфей обладал особой мудростью. Мне мой отец Семен Павлович рассказывал, что, будучи еще ребенком, когда в школу ходил, Матфей уже был каким-то не пустым, содержательным человеком. Хорошо учился. Мало говорил. Совсем не болтал лишнего. Он и потом, в семье, только сказанешь не так что-то, – у него всегда палец указательный работал – так: чик, точно выключит, – не надо. Всех приучал: побольше молчать, от всяких разговоров толку мало. Я не знаю никого, чтобы так же, как отец Матфей, могли держать язык за зубами. Как-то ненавязчиво, ни с каким-то укором, а просто давал пример по жизни. Не нужно этого делать, – и всё. Будучи еще ребенком, Матфей уже был каким-то не пустым, содержательным человеком Мой отец рассказывал: другие дети, как это обычно бывает, проводили время бестолково, а еще даже маленький Матфей находил себе важные занятия. Книжки выискивал. Тогда с ними было сложно, не то что сейчас – на помойках валяются. А тогда переписывали от руки, передавали друг другу. Он интересовался. Ходил на службы. С малых лет его в Церковь тянуло. Потом пономарил. Задумывался о жизни священнической. Семья была бедная. Отец, Савва Алексеевич, рано умер. Пятеро детей остались на руках у матери. Анна Демьяновна прожила долгую жизнь, умерла на 98-м году. Старший сын Илья погиб на фронте. Следующей по возрасту была сестра Евдокия, она, конечно, помогала матери. Потом – отец Матфей по старшинству шел. После еще два брата – Игнатий и Алексий, которые тоже – конечно, не без его влияния – стали священниками. Все они уже почили. Батюшка последним ушел.

http://pravoslavie.ru/129050.html

Матфей использует эту фразу ( βασιλεα των ουρανν) не менее тридцати двух раз, тогда как другие евангелисты и Павел говорят о Царстве Божием ( βασιλεα το θεο). Ни один другой евангелист не развил в столь полном виде идею о том, что Христос и Его Царство являются ответом на все чаяния и надежды Израиля, и не передал с такой яркостью все величие и всю торжественность этого переломного момента в истории избранного народа. Хотя Матфей и пишет свое евангелие с точки зрения христианина–еврея, он не руководствуется учением иудействующих и ничего не сокращает. Он использует наибольшее количество пророчеств. Его евангелие – самое националистическое, но одновременно и самое межнациональное из всех. Оно больше других обращено в прошлое, но одновременно устремлено в будущее. У самой колыбели Младенца Иисуса Матфей изображает склонившихся волхвов с далекого Востока – первых из множества верующих язычников, которые «придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», в то время как «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю». Язычник сотник и женщина–хананеянка проявляют веру, подобия которой Иисус не нашел в Израиле. Мессия отвергнут и гоним Своим собственным народом в Галилее и Иудее. Иисус упрекает города Хоразин, Вифсаиду и Капернаум, в которых Он совершил великие чудеса, за то, что они не покаялись; Он оплакивает Иерусалим, потому что этот город не хочет прийти к Нему; Он предвещает горе иудейским священникам и произносит ужасные пророчества о гибели теократического государства. Обо всем этом Матфей пишет подробнее, чем другие евангелисты, и самым уместным и торжественным образом завершает свое повествование заповедью нести Благую Весть всем народам и обещанием того, что Христос будет со Своим народом всегда, до скончания века. 916 Тематическое построение евангелия События излагаются ясно и по порядку. Изложение носит, скорее, тематический, нежели хронологический характер. Матфей намного превосходит Марка и Луку полнотой воспроизведения слов Христа, но пробелы в его описании событий приходится восполнять за счет других евангелий. Матфей группирует друг с другом сходные слова и деяния Христа, уделяя особое внимание Его поучениям; следовательно, Папий был прав, когда назвал это евангелие сборником высказываний Господа. Это евангелие носит ярко выраженный дидактический характер. Первую группу поучений составляет Нагорная проповедь, которая содержит законодательство Царства Христова, приглашение всему народу войти в это царство и обильные обетования для нищих духом и чистых сердцем ( Мф. 5 – 7 ). Вторая группа включает в себя наставления Христа апостолам относительно их благовестнического служения ( Мф. 10 ). Третья – подборку притчей, которые иллюстрируют рост, проблемы, ценность и окончательное установление Царства Божьего ( Мф. 13 ). Четвертая – обличения в адрес фарисеев ( Мф. 23 ), а пятая – пророчество о разрушении Иерусалима и о конце света ( Мф. 24 – 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В конце 1940-х в Москве стали возрождаться духовные школы. И молодой священник решил ехать в столицу. В 1949 году отец Матфей был принят в третий класс Московской духовной семинарии. «И студенты, и преподаватели приходили на занятия бедно одетые, порой в телогрейках, – вспоминает отец Матфей. – Но для нас эти послевоенные годы, когда мы учились сначала в Московской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, были временем радости и подъема. Каждое утро в Троице-Сергиевой лавре начиналось с молебна у мощей преподобного Сергия Радонежского. Это давало силы на весь предстоящий день». По словам отца Матфея, особенное влияние на них оказали лекции старых профессоров, которые начали свою деятельность до октябрьского переворота и в середине XX века еще трудились на ниве церковной науки. Многие из них только что вернулись из заключения. Можно понять, с каким трепетом и благоговением эти люди преподавали слово Божие. Но вот учеба позади. Святейший Патриарх Алексий I принял молодых пастырей в своем рабочем кабинете в Троице-Сергиевой лавре и, определив каждому его приход, по-отечески напутствовал их на дальнейшее служение. Отец Матфей был направлен в храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, где ему довелось прослужить четверть века. В 1964 году распоряжением Святейшего Патриарха священник Матфей Стаднюк на три с половиной года направляется в Александрию – колыбель древних традиций богослужения – нести послушание настоятеля русского храма во имя благоверного князя Александра Невского. Отсюда он часто приезжал в Одессу, где находилось подворье Александрийского Патриархата. Здесь же в Успенском мужском монастыре располагалась летняя резиденция первоиерарха Русской Православной Церкви. Отец Матфей посещал первосвятителя, докладывая о положении дел в Александрийской Церкви. Эти драгоценные минуты общения со святейшим владыкой он хранит в памяти до сих пор. В 1968 году отец Матфей был направлен в Нью-Йорк секретарем патриаршего экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана.

http://pravoslavie.ru/989.html

9 марта, в субботу на третьей неделе Великого поста, отец Матфей произнес к любимой своей пастве слово назидания и уже на руках был вынесен из храма. С этих пор он уже не выходил из своих комнат. Медицинские средства ему не помогали. Молебны о здравии и спасении души также не имели действия – судя по всему, Господь положил конец его жизни. Отец Матфей знал это и потому принимал лекарства только для того, как он сам говорил, чтобы усердствующие к нему могли получить за это награду от Бога. 12 марта он исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. Духовник его с соборными и некоторыми другими священниками совершил над ним таинство елеосвящения. Отец Матфей сидя слушал молитвы. С этого времени он не принимал никакой пищи, однако приходящим к нему не отказывал в слове назидания. В тот же день, 12 марта 1857 года, Тертий Филиппов писал графу Александру Петровичу Толстому из Ржева: «Сейчас я пришел от отца Матвея; его соборовали пять священников в присутствии его друзей. По совершении таинства он прощался со всеми нами, и мы с великими слезами кланялись ему земно и просили его о прощении наших грехов против него. Он всем сказал по нескольку слов; уходя, я спросил у него, что он прикажет написать вам. «Напишите ему, – сказал он, – чтобы он не смел унывать, чтобы все перенес ради избрания Божия, явно на нем показанного. Мы не должны ничего искать, но и уклоняться от того, к чему призваны, не имеем права»« . 7 апреля, в день Святой Пасхи, отец Матфей снова приобщился Святых Таин. В среду на Светлой седмице он пожелал, чтобы был отслужен молебен Пресвятой Богородице на исход души из тела; после чего лицо его просветлело и тем еще раз как бы подало надежду на жизнь. Но эта надежда оказалась обманчивой. В следующее воскресенье, 14 апреля, в четыре часа пополудни, отец Матфей позвал дочь и зятя (это был его будущий биограф Николай Грешищев), благословил их и дал последние наставления; зятю, между прочим, сказал, чтобы он присланные к празднику Пасхи деньги (сто пятьдесят рублей серебром) употребил на церковные нужды, если возможно – оштукатурил теплый собор.

http://pravoslavie.ru/36596.html

Известный публицист В. В. Розанов в своей статье: «Небесное и Земное» передает слышанное об одном таком разговоре о.Матфея с Гоголем. Гоголь был в религиозном экстазе. Гоголь уже ото всего отрекся, от суеты, от славы, литературы; казалось, примирился с Богом. – Нет, еще примирения, – сказал ему о. Матфей, – отрекись от Пушкина и любви к нему: Пушкин был язычником и грешником». Гоголь был сломлен. На первой неделе великого поста 1852 года, в ночь с понедельника на вторник, за 9 дней до смерти и спустя три дня после разговора с о. Матфеем, Гоголь велел затопить печку, собрал свои рукописи и бросил в огонь. Он, как «тать в нощи» подкрался к больной, впечатлительной душе великого писателя и вырвал ее из рук России. В его холодных объятьях живой талант Гоголя превратился в «мертвую душу». Писатель перестал жить. Так как для Гоголя «не писать» – значило не жить. Такими словами заключает В. Розанов характеристику взаимных отношений Гоголя и его духовника. Приведем еще мнение по данному вопросу Мережковского. Мережковский (в книге «Гоголь и черт») считал непреложной истиной печальное участие о. Матфея в душеубийстве Гоголя. Какова исходная точка о. Матфея? По Мережковскому она такова. – Не любите мира, ни того, что в мире; все в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская... Весь мир во зле лежит. Это – смысл нашего черного, монашеского христианства. К нему-то и звал Гоголя о. Матфей. – Беги от прелестей мира! Брось имя литератора и уйди в монастырь! Гоголь долго защищался: – Не знаю, брошу ли я, – писал он, – имя литератора, потому что не знаю, есть ли на это воля Божия. Но о. Матфей упорно стремился к «угашению духа» Гоголя. За две недели до смерти Гоголя, о. Матфей был у него. То, что произошло между ними и было причиной смерти. По всей вероятности, – продолжает Мережковский, – о. Матфей в последний раз потребовал ответа, желает ли он бросить литературу и сделаться монахом. Гоголь возмутился и «оскорбил» его. Но как только о. Матфей уехал, Гоголь послал ему последнее письмо, в котором просил извинения и благодарил за что-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Ни по старым бо речениям книжным, ни по новым кто спасается, но по своим добрым делам и вере непорочной. А что раскольники порочат нас, яко бы новыми книгами пременили веру, на то отвечаем. Святой апостол Иаков, брат Божий, от самого Христа поставленный первый епископ Иерусалиму, написа святую Литургию. Та его Литургия бяше во всех церквах восточных поема лет около четырехсот. Таже святый Василий Великий , столп церковный и учитель вселенским, оставив Иакова Литургию, свою написав, предаде церквам. Зде вопрошаю суемудрых невежд, пременил ли Василий Великий старую веру, написавши новую Литургию? После него написал святый Иоанн Златоуст свою Литургию, яже и до днесь поема есть, написав, предаде церквам. Пременил ли Златоуст веру? Но паки к хулящим новыя книги речь обращаю: аще пременением старых неких речений в новых книгах веру пременили, то, по вашему мнению, надлежало бы глаголати, что и святые евангелисты, несогласно некие речения и деяния написавшии, измененную между собою сотворили веру? Посмотрим же несходства их в неких речениях и повествованиях. В молитве Господней «Отче наш» Матфей написа: «даждъ нам днесь», – а Лука написа: «подавай нам на всяк день». Матфей глаголет: «остави нам долги наша», – а Лука глаголет: «остави нам грехи наша» Матфей глаголет: «ибо и мы оставляем», – а Лука глаголет: «ибо сами оставляем». Матфей глаголет: «должником нашим», – а Лука глаголет: «всякому должнику нашему». Матфей написа: «яко Твое есть Царство» и прочая. Лука того не воспомянул. Зде вопрошаю, – пременил ли веру Лука святый, написавый после Матфея молитву Господню иными реченьми? Иная вера Матфеева, чем Лукина вера? Паки о разбойниках, со Христом распятых, Матфей и Марк пишут, яко оба разбойника поношаста ему, а Лука глаголет: един хуляще, а другий молящеся: «помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии си». И множайшая обретаются разнствия речений и повествований в Евангельских книгах, а вера у евангелистов едина, ничем же не изменена. Лгут убо расколоучители, глаголюше, акибы премененными в новых книгах некиими речениями пременили веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея . Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма. Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей. Читайте также — Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео) Тропарь апостола и евангелиста Матфея глас 3 Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/явльшуся на земли человеком за благость,/Тому последовав, апостол избранный явился еси/и благовестник Евангелия вселенней велегласен./Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/моли Милостиваго Бога,//да грехов оставление подаст душам нашим. Кондак апостола и евангелиста Матфея глас 4 Мытарства иго отверг,/правды игу притяглся еси/и явился еси купец всеизряднейший,/богатство принес юже с высоты премудрость./Отонудуже проповедал еси истины слово/и унылых воздвигл еси души,//написав час судный. Молитва Евангелисту Матфею

http://pravmir.ru/apostol-evangelist-mat...

Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 56-57; Тропарь «С вышних призирая, убогия приемля»//Акафистное пение Иисусу Сладчайшему/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П., 1999. С. 4; Стихира прп. Сергию Радонежскому «От матерних пелен мудре», степенны «От юности моея», ирмосы «Воду прошед», «Яко по суху»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 227-228, 365-366, 427-431, 443-448; Кондак Вознесению «Еже о нас исполнив смотрение»//Рождественский праздничный триптих/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 102; Ирмосы Воздвижению «Божественнейший прообрази»//Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 146; «Покаяния отверзи ми двери» и ирмосы «Яко по суху», прокимны «Не отврати лица Твоего» и «Дал еси достояние», кондак «Возбранный Воеводо»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 37-39, 116-121, 158-159, 247-248; трипеснец «Сокрушившему брани», тропарь «Егда славнии ученицы», трипеснец «Мрак души моея», кондак «Нас ради распятого»//Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 18-20, 122-123, 141-144, 242; см. также подобны напева Троице-Сергиевой лавры в изд.: Матфей (Мормыль). 2016 и др.). Симоновский, или старосимоновский, напев представлен следующими песнопениями: херувимская (Собрание 3-голосных и 4-голосных духовных песней, относящихся к литургии, употребляемых при Высочайшем дворе. СПб., 1840. Т. 1. 7]; Партитурное собрание 4-голосных и 3-голосных духовных песней. СПб., 1845. Кн. 1. 12; то же//Духовно-муз. соч. Бортнянского, Давыдова, Березовского, Галуппи и др./Перелож.: В. Соколов. СПб., 1897. 37; Сборник духовно-музыкальных песнопений/Изд.: П. М. Киреев. СПб., 1913. Сб. 8: Из литургии/Ред. Е. С. Азеев. 28), «Милость мира» (Сборник духовно-музыкальных песнопений. СПб.,. 1913. Сб. 8. 63; Церковные хоры/Ред.: А. В. Касторский. СПб., 19143. Ч. 2. 26), «Ныне силы небесныя» и «Вкусите и видите» (Сборник духовно-музыкальных песнопений/Изд.: П. М.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010