Замолчал чтец. Но это же всегда делает настоятель монастыря, а я кто такой!? Пауза длилась сотые доли секунды, за которые я много чего-то подобного передумал, и наконец, пересилив себя, срывающимся голосом громко (от волнения может даже громче, чем нужно) распевно начал: «Отче наш, иже еси на небесех…» Голос отражался в тесном пространстве храма и бил меня по голове, это был не мой голос, чужой. Когда служащий иеромонах произносил возглас на эту молитву, меня еще сотрясала внутренняя дрожь. Вот так впечатления! Ну и сюрприз! Конечно, мне было приятно за оказанную честь. Это было утешение свыше. Именно поэтому мне казалось, что я в этот день именинник. Затем мы приложились к святыням, скушали антидор и выпили святой воды. Служба закончилась. С особым благоговением я прикладывался к иконе Святителя Николая Чудотворца. Прикоснувшись лбом к изображению святого, я тихонько, шепотом поблагодарил своего небесного покровителя за удивительный прием в его обители. Затем монастырь распахнул гостеприимные объятия, отворив трапезную. Меня вновь пригласил за свой стол иеромонах Панарет. Только я сегодня уже знал, что он является наместником игумена монастыря и духовником обители. По сути дела, в отсутствие настоятеля исправляет его обязанности. Добрая внешность отца Панарета располагала к себе, а глядя в его полные улыбок глаза, я знал, что «Отче наш» сегодня за литургией – это его проделки. Трапеза не оставила никакого следа в моей памяти. Вероятнее всего, потому, что были в это утро и более яркие впечатления… Выйдя на свежий воздух, мы остановились в нерешительности. Интересно было наблюдать, как трапезари стояли в низком поясном поклоне, прося у проходившей братии прощения. И это был не спектакль, многократно отрепетированный поварами, это настоящее, не рисованное, искреннее выражение смирения. Отец Панарет благословлял выходящих. И когда внутри никого уже не осталось, он подошел ко мне и очень нежно сказал по-русски: «Спасибо». Не как отец сыну, а как брат брату. Мне трудно было сдержать слезы, и я согнулся в таком же поклоне, как перед этим стояли трапезари, и тоже от всего сердца ответил ему по-гречески: «Евхаристо!».

http://isihazm.ru/1/?id=2075

9 июля состоялось избрание нового Хиосского митрополита, так как местный иерарх кир Константин вызвал большое недовольство со стороны жителей, жаловавшихся на него в течении 11 месяцев и Церкви, и турецкому правительству, и, наконец, по синодальному решению, должен был удалиться с острова Хиоса. Кандидатами на Хиосскую кафедру были предложены митрополиты – Иероним Каллиопольский и Агафангел Косский и епископы Елейский Агафангел. Синод предпочел первого. 14 июля на Каллипольскую митрополичью кафедру был канонически перемещен Елевферопольский митрополит Панарет, предпочтенный священным синодом другим кандидатам – епископу Ардамерия и Галатисты Дорофею и архимандриту Неофиту Евангелиди. Митрополит Панарет 22 года с ревностью служил Церкви 293 . 16 июля на Елевферопольскую кафедру был избран митрополит Пресп и Лихнида кир Герман, предпочтенный другим кандидатам – митрополиту Месимврийскому и епископу Петрскому. 21 июля состоялось избрание митрополита па кафедру Пресп. Кандидатами были предложены: Месимрийский митрополит Тимофей, Петрский епископ Емилиан и Ериерский епископ Иоаким. Предпочтение было отдано епископу Иоакиму, долго служившему при Ефесской митрополии 294 . 25 августа священный синод вновь заместил Серрскую митрополичью кафедру, оказавшуюся вакантной в следствии неожиданной кончины недавно избранного митрополита Афанасия (Пиперас). Из трех кандидатов – митрополитов Апостола Веррийского, Фотия Филиппольского и Феоклита Кринского синод канонически избрал первого 295 . 27 августа был избран новый Веррийский митрополит в лице, кир Луки, занимавшего раньше Дринопольскую митрополичью кафедру, предпочтенный другим кандидатам – митрополитам Смарагду Могленскому и Феоклиту Кринскому 296 . В том же заседании была замещена и митрополичья кафедра Дринополя и Дельвина, на которую каноническим порядком был избран митрополит Велеграда Василий, предпочтенный другим кандидатам – Елейскому епископу Агафангелу и архимандриту Григорию Пападопулу. Митрополит Василий уже 15 лет управлял митрополиями Литицы, Парамифии и Велеграда 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В мире нет книги, которая и по времени, и по полноте, и по содержанию была бы полнее Библии, начинающейся дивным сказанием о сотворении мира; и нет ни одной, которая во всех этих отношениях была бы новее её, потому что библейские истины не только не стареют, но обновляют всё, чего касаются (Прем 7:27). Взор этих истин не ограничивается тесными пределами современного движения и жизни. Древнейшие писатели Библии из современного им быта прозревали далеко в будущее (2 Цар 7:19) и новое (Евр 8:8); под современным небом и на современной земле провидели новое небо и новую землю, в них же правда живёт (2 Пет 3:13). Библия есть книга всемирная, полная и совершенная, самая близкая для всех времён, мест и лиц. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав 1:8). 1 Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году. 2 Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277. 9 См. о нём: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила//Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148–158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8–15. 10 Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мор­мыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: “Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры”. С таким же надзаголовком издано “Акафистное пение Иисусу Сладчайшему”/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). I часть. Подготовительные недели к Великому Посту. II часть. Первая седмица Великого Поста. III часть. Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269. Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). Изд. второе исправленное. М., 2003. 107 с. Песнопения Божественной Литургии для однородного хора/Составители архимандрит Матфей, игумен Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

И таким мытарем был Матфей, и именно поэтому его не задел дух фарисейской гордыни, который погубил иудеев. Как мытарь, он построил свое Евангелие в ключе покаянной проповеди. Оно — апология мессианства Иисуса и проповедь человека, глубоко переживающего трагедию своего народа. Более того, благодаря своей профессии он идеально подходил для роли биографа Иисуса. Привычка к четкой организации деловых записей, мышление систематизатора, — все это побудило его оставить свое свидетельство об Учителе. И все эти качества как в зеркале отразились в его Евангелии на структуре и форме изложения. Второй особенностью личности Матфея, которая существенно отразилась в его Евангелии, была его близость к Учителю. Матфей входил в число двенадцати учеников-апостолов, он был прямым свидетелем чудес и проповеди Иисуса. И именно потому, что он глубоко воспринял дух учения Спасителя, он видел свою задачу не в педантичном, исторически точном Его жизнеописании. Евангелист Матфей составил свод аргументов, которые доказывали иудеям, отвергшим Иисуса, что именно Иисус из Назарета есть Мессия, Христос, Которого они ожидают. Евангелие от Матфея скорее можно назвать первой христианской апологией, чем историей. Первый Евангелист Матфей не писал историю. Его книга построена по законам доказательства, а не на основе принципов исторического повествования. Апостол Матфей легко переставляет события, в зависимости от того, какое место они занимают в его системе аргументов. За основу доказательства мессианства Иисуса он принял общеизвестное среди иудеев предсказание о Мессии пророка Исаии, жившего в VII веке до Рождества Христова. Согласно этому пророчеству, Мессия будет царем, пророком и первосвященником ( Ис.33:22 ). Именно на этих трех служениях Мессии апостол Матфей основывает структуру своего Евангелия 4 После введения (1–4 главы) на протяжении трех глав он показывает Христа как пророка. Это — Нагорная проповедь, в которой заключено нравственное учение Спасителя. Причем апостол Матфей устанавливает четкое соотношение новозаветного учения с десятью заповедями пророка Моисея, что еще раз подчеркивает достоинство Иисуса, как пророка, во всем превосходящего сионского законодателя.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

«Духовные беседы», 1873г Писатель Евангелия – Матфей, или Левий ( Мф.9:9 ; Мк.2:14 ; Лк.5:27 ), сын Алфея ( Мк.2:14 ), один из двенадцати апостолов ( Мф.10:3 ). До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то есть сборщиком податей в стране при озере Тивериадском, где была таможня, или мытница, для сбора пошлин с товаров, отправляемых из Палестины и Египта в Сирию и обратно. Призванный Господом, он беззаветно последовал за Ним. Поприщем апостольской деятельности его была сначала Иудея. Но так как проповедь его не встретила полной веры в отечественной стране, то Матфей, со свойственной ему решительностью, удалился из отечества и места родины. Но прежде чем оставить свой отечественный народ, св. Матфей написал, как передает историк Евсевий, свое Евангелие, в котором изложил главные события в жизни Иисуса Христа от Его рождества до воскресения из мертвых, предварив это изложение родословием Спасителя как потомка Авраама и Давида по плоти. Матфей выразил мысль о том, что Церковь Христова, возникшая в Иудее, должна принять в свои недра языческие народы. Где проповедовал Матфей по удалении из Иудеи, с точностью неизвестно. По преданию, он продолжал апостольские труды в Эфиопии, Индии и Парфии и в последней стране претерпел мученическую смерть Время написания Евангелия от Матфея. По свидетельству древних отцов, св. Матфей первый из апостолов написал свое Евангелие в то время, когда он еще проповедовал в Иудее, – именно через восемь лет по вознесении Иисуса Христа. Язык Евангелия, по единогласному свидетельству древних отцов и писателей Церкви, был еврейский, или арамейский, употреблявшийся в Палестине. Но так как настоящий греческий текст не носит никаких следов того, что это перевод, то нельзя не допустить предположения о том, что сам же св. Матфей, когда он перенес свою деятельность в среду язычников, сделал изложение своего Евангелия на греческом языке. Арамейский текст Евангелия от Матфея не дошел до нас. Он был в обращении между иудействующими христианами и впоследствии совершенно извращен евионитами, которые выкинули из него целый отдел о сверхъестественном рождестве Иисуса Христа от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Марковом предсказании страстей слова «после трех дней» выражением «в третий день». (Лука не приводит подробно второе пророчество.) Причиной тому может быть стремление привести сказанное в соответствие либо с фактами, достоверность которых не вызывала сомнений, либо со стихом 6Книги пророка Осии. Однако Матфей для оправдания того, что днем воскресения считается третий день, в других местах приводит иной ветхозаветный текст (единственный текст, который с этой целью цитируется в Новом Завете). «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» 274 . В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» 275 . Сохранение использованного Марком выражения «после третьего дня» могло как нельзя лучше соответствовать тому единственному тексту, который, насколько нам известно, Матфей считал пророчеством о воскресении. Таким образом, даже если Матфей и рассматривал стих 6Книги пророка Осии в качестве пророчества о воскресении (о чем мы не имеем прямых свидетельств), то он располагал и текстом другого рода (который он цитирует), предполагающим другой день для воскресения; поэтому нет оснований полагать, что Матфей отказался от датировки «после трех дней» только для того, чтобы привести в соответствие свой текст с текстом Осии. Он должен был внести изменения исключительно ради того, чтобы согласовать свое повествование с фактами, которые он считал достоверными. Ибо воспроизведение указанного стиха из Книги пророка Ионы означало бы, что Иисус воскрес в понедельник (после трех дней и трех ночей). Однако Матфей, вне всякого сомнения, полагал, что Иисус воскрес утром в воскресенье 276 , проведя только две ночи «в сердце земли». Обращение Матфея к тексту Ионы, содержащему очень неточное предсказание о том, какой день считать днем воскресения, наводит на мысль о сомнительности той точки зрения, согласно которой Матфей мог рассматривать текст Осии как пророчество о воскресении. Таким образом, ни Марка, ни Матфея нельзя заподозрить в том, что их свидетельствование о воскресении в третий день вызвано желанием привести свое повествование в соответствие со стихом 6Книги пророка Осии. Конечно, не следует исключать возможности такого подхода со стороны ранних христиан; однако в данном случае вызывает удивление тот факт, что Матфей цитирует Иону, но не один из авторов не приводит цитату из Ос 6:2 . Как отмечалось ранее, стих 15Первого послания к Коринфянам был, по всей видимости, частью раннехристианского символа веры , цитируемого Павлом; Павел обращается к нему после рассказа о случившемся с Петром и Иаковом в те несколько лет, прошедших со времени рассматриваемых событий. Таким образом, получается, что даже если выражение «в третий день» представляет собой (никак не обозначенную) цитату из Ос 6:2 , то эта цитата была приведена в силу своего соответствия фактам, достоверность которых была обусловлена какими-либо другими обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

После Вознесения Господня св. апостол Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Наступило время разойтись из Иерусалима по разным странам с проповедью Христовою, и св. Матфей отправился к другим народам для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием апостола из Иерусалима на дело всемирной проповеди иерусалимские христиане из иудеев просили его передать для них письменно дела и учение Иисуса Христа. На исполнение этой просьбы дали свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы. Св. Матфей, исполняя общее желание, и написал свое Евангелие. Это – первая по времени книга из всех книг Нового Завета и занимает потому между ними первое место. Свв. Евангелисты при написании своих Евангелий сообразовались всегда с духовными нуждами тех лиц, для которых назначали первоначально свои описания, от чего и происходили их некоторые особенности, их отличительные черты. Св. Матфей назначил Евангелие первоначально для палестинских христиан из иудеев и имел главным намерением раскрыть в нем, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на Кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и униженное состояние Иисуса Христа на земле. Вообще же Евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с ангелоподобным человеком. Евангелие свое Матфей написал на еврейском языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, тогда как все прочие книги Нового Завета писаны были апостолами на языке греческом, бывшем повсюду тогда в употреблении. Но в самом же скором времени оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник совсем утрачен 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

причислить к лику исповедников святых Запорожской Епархии: 1. протоиерея Виктора Киранова 2. протоиерея Михаила Богословского 3. иерея Александра Ильенкова Мученик иерей Матфей Александров Матфей Иванович Александров родился в 1872 году. Окончил Киевскую Духовную семинарию, жил и священствовал в церкви Святителя Николая в селе Верхний Рогачин под Мелитополем. Был благочестивым, преисполненным христианских добродетелей и прекрасным проповедником. Строгий, трезвенный, внимательный к себе, отец Матфей неизменно милостив к окружающим его людям. Для каждого у него находились любовь, пастырское назидание. К одному священник был абсолютно нетерпим — к революционным настроениям, проповедующим всеобщее разрушение и воинствующий атеизм. Видя все недостатки в стране, он не мог не видеть и не понимать грядущие ужасы новых перемен. Но что он мог сделать: уповал на милосердие Божие и изо всех сил укреплял приходскую жизнь. После революции отец Матфей с еще большей настойчивостью звал к молитве и покаянию. И многие отошедшие от веры, возвращались в лоно Матери Церкви. Отец Матфей был арестован и провел в Запорожской ЧК в ожидании расстрела с 10 декабря 1920 по 29 августа 1921 года. И только после Успения ненадолго был отпущен. Как и прежде, отец Матфей продолжал истово служить, непрестанно проповедовал, обличая всякую неправду, не вступая в расколы местных, чем вызвал тревогу у властей. Они решили закрыть храм и конфисковать церковное имущество. На праздник Введения Богородицы во храм произнес проповедь, в которой призывал прихожан спасти храм Святителя Николая от поругания. Была образована комиссия из заинтересованных лиц, на заседание которой пригласили отца Матфея. Он предложил созвать приходское собрание, чтобы обсудить возможности альтернативы. Но это ему запретили делать. Сразу же, 12 декабря 1921 года, священник был арестован. Ему ставилось в вину: «Злостная и сознательная контрреволюция и антисоветская агитация. Факт преступления считать доказанным». Через три дня состоялся суд. Скорый и немилостивый. Во всем чувствовалась личная неприязнь и ненависть. Отец Матфей Александров и на допросе, и на суде держался мужественно. Все обвинения он опроверг, но это уже не интересовало гонителей веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

20-го его хоронили, — по просьбе граждан, — в соборе, как храмоздателя. Стечение народа было громадное; много было приезжих издалека. После отпевания тело в предшествии святых икон было обнесено кругом храма. Когда подняли гроб, раздалось громкое рыдание народа, заглушая пение. О. Матфей положен в правой стороне холодного собора в приделе святителя Арсения. Кончина о. Матфея сопровождалась разными необыкновенными явлениями. В день и час смерти его жившие в Твери дочь и сын о. Матфея были во сне извещены о кончине отца. Утром брат рассказывал об этом сестре, а сестра брату. Вечером они получили подтверждение этой вести. 14-го апреля одна ржевская жительница, Спиридонова, услыхала ночью унылый звон колокола. Поняв, что скончался о. Матфей, она сейчас же, взяв требник, прочла последование на исход души из тела. Во сне ей явился о. Матфей, благословил и сказал: “Благодарю!” На четвертый день по его кончине сын о. Матфея, священник Тверской церкви Живоносного Источника в состоянии среднем между сном и бодрствованием получил от отца извещение о его загробной участи. Между прочим, о. Матфей сказал: “Человек, облеченный плотью, не может вместить той славы, которую Бог уготовал любящим Его”. Чрез несколько месяцев по кончине о. Матфея его видел замечательным образом священник погоста Итомли Ржевского увзда, о. Иоанн Итомлинский, хорошо знавший его. Священник этот однажды вечером думал о том, награжден ли о. Матфей за свою святую жизнь. И вдруг его открытым глазам представился великолепный престол. Перед престолом стоял священник в белых ризах, лицо которого было обращено в противоположную сторону… Когда о. Итомлинский повернулся так, чтоб рассмотреть это лицо, он, к своему величайшему удивлению, увидал о. Матфея Ржевского. Он хотел позвать жену, чтоб показать ей, что он видит. Но его дыхание стеснилось, он не мог произнести ни слова. А в это время свет стал исчезать, алтарь как будто свивался, и вскоре в доме воцарилась прежняя темнота. В июле 1858 г. о. Матфей явился одной жившей в Ржеве женщине, которая была долгое время одержима истерией, причем ей не помогало никакое лечение. О. Матфей сказал ей, чтоб она ежедневно читала канон сладчайшему Иисусу. С радостью приняла больная этот совет; с тех пор болезнь ее прекратилась.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Через полгода после возвращения из Александрии, 23 января 1968 года, отец Матфей был направлен в Нью-Йорк секретарем Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана. Для него это было уже второе посещение Соединенных Штатов — в 1962 году он провел здесь два месяца, сопровождая в поездке по Америке архиепископа Иоанна (Вендланда). «Интересное это было служение, — вспоминает отец Матфей. — В Америке тогда было много представителей первой волны эмиграции из России и Украины. Это были старые люди, с которыми можно было говорить о нашей Родине, которые нас понимали. Священников Московской Патриархии за границей воспринимали по-разному. Но я не встречал ни одного человека, который бы относился к нам резко отрицательно. Все понимали положение Церкви и духовенства в советском государстве. У наших бывших соотечественников, с которыми мне там довелось общаться, были непростые судьбы, им пришлось увидеть и пережить многое. Большинство из этих людей уже отошли в вечность, но я их помню и всегда молюсь о них». По возвращении из командировки протоиерей Матфей Стаднюк был призван на новое ответственное служение. 15 июля 1973 года он был назначен секретарем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Высоко оценив пастырский и административный опыт отца Матфея, Святейший Патриарх в 1978 году назначил его настоятелем Богоявленского кафедрального собора Москвы и одновременно возвел в сан протопресвитера. Около восьми лет отец Матфей возглавлял Хозяйственное управление Московской Патриархии. Он стоял у истоков создания художественно-производственного предприятия «Софрино» — первого церковного завода в истории послереволюционной России. После кончины Святейшего Патриарха Пимена протопресвитер Матфей Стаднюк продолжал нести послушание секретаря при Святейшем Патриархе Алексии II. О последнем десятилетии своей работы рядом с Предстоятелем Русской Православной Церкви отец Матфей вспоминает с особой сердечной теплотой. За все это время не было, по его свидетельству, ни одного случая, чтобы Святейший Патриарх хоть как-то выразил недовольство его работой. «Не думаю, что я был таким хорошим сотрудником, что мной нельзя было быть недовольным, — говорит он, — но я не помню ни одного такого случая. Об этих годах у меня остались самые хорошие воспоминания. Находиться рядом с Его Святейшеством — это, конечно, большая ответственность, но и большая радость. Он с отеческим вниманием относится ко всем своим сотрудникам, интересуется их жизнью, всегда поздравляет и с церковными праздниками, и с личными знаменательными датами. Не только я, но и все, кто работал в Патриархии вместе со мной, неизменно ощущали с его стороны искреннее участие и заботу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201925...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010