Глубины Богопознания, запечатленные в Евангелии от Матфея, были открыты Господом не законнику, не праведнику, а всеми презираемому грешнику. Сама жизнь святого апостола и Евангелиста Матфея свидетельствует, что Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (9:13). Святой апостол Матфей, именуемый также Левием ( Мк. 2:14 ; Лк. 5:27 ), брат апостола Иакова Алфеева ( Мк. 2:14 ), был начальником мытарей, сборщиков податей для Рима. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев предателями, изменниками родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же, как «грешник» или «идолопоклонник». Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним – осквернением. И вот Господь остановил Свой взор на презренном мытаре и сказал ему: «Следуй за Мной» (9:9). Всем сердцем внял Матфей зову Христа, принес глубокое покаяние и стал с тех пор верным учеником Господа. Он раздал свое имение нищим и всюду следовал за Христом по Галилее и Иудее, был вскоре причислен к лику 12-ти апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:45 ; Деян. 1:13 ), был свидетелем Крестных страданий Господа и Его славного Вознесения. После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Матфей оставался в Палестине, проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. В 42 году по просьбе иерусалимских христиан апостол Матфей изложил письменно дела и учение Христовы. Святое Евангелие было написано на еврейском языке, а затем переведено на греческий. Вдохновленный повелением Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (28:19–20) святой апостол Матфей обошел Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свое служение мученической кончиной в Эфиопии. Эта страна была населена племенами с грубыми обычаями и верованиями. Своей проповедью святой апостол Матфей обращал язычников к вере Христовой, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставив епископом своего спутника Платона. Святой Матфей усердно просил Бога об обращении всех эфиопов к истинной вере. Во время молитвы явился Сам Господь в образе юноши и вручил ему жезл, повелев водрузить у дверей храма. Господь сказал, что из жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а из-под его корня будет истекать источник. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой нрав. Этим видением Господь еще раз заверил ученика Своего в том, что его праведное делание принесет плоды. Укрепленный этим знамением, Матфей многих эфиопов привел на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Статистика Матфей, ап. Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2, 14. Мф. 9, 9. Лк. 5, 27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему: - Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: - Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: - Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Лк.5, 28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3, 13-19; Лк.6, 13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://lib.cerkov.ru/authors/35

Так говорил мне старец Онуфрий. Его советы хранят меня и в эти дни, и я повторяю слова, которые он очень любил: Милость твоя, Господи, поженет мя во вся дни живота моего» 51 . Вот, вкратце написал вам об этом. Завершу письмо словами старца: «Заботьтесь о душе –  достоянии бессмертном». Духовный наставник отец Панарет В Катунакии, где и жил блаженной памяти духовный наставник отец Игнатий, стоит калива в честь Живоносного Источника. В этой каливе жили двое братьев – Поликарп и Каллист. Один из них был назна чен духовником каливы. Они были постоянно преданы молитве, безмолвию и подвигу и достигли столь высокой степени духовной жизни, что сподобились дара прозорливости. Старец Поликарп провел жизнь в затворе. К ним пришли научиться добродетели трое юношей. Их приняли в послушание и вскоре постригли в монашество. Их имена: Панарет с Крита, Поликарп и Савва. В то время в Афинах был один мирянин-проповедник. Этот преподаватель (я не буду называть его имени, чтобы вновь не разгорелось пламя ереси) многие годы учил, что человек трисоставен, что Владыка Христос стал совершенным только в Божественном Крещении, а толкуя Песнь Песней, говорил, что Владыка Христос вновь придет царствовать на земле тысячу лет. Двое дивных отцов, Поликарп и Каллист, вместе со старцем Даниилом из Катунакии, выступили с опровержением его воззрений. Проповедник был вынужден уехать из Афин и уже более никогда не возвещал своих мнений в столице. Когда этот учитель скончался, его хотели похоронить в афинском кафедральном соборе, хотя воззрения этого человека были осуждены Церковью. Один из этих двух братьев, получивший пророческий дар, молился и увидел въявь, что останки проповедника покоятся в кафедральном соборе, а диавол, направлявший его руку, сидит рядом с ним и что все тело усопшего остыло, а рука продолжает быть горячей. Сторонники этого проповедника, ощущая тепло его руки, поторопились назвать его святым. Когда они узнали о видении старца, то люто возненавидели всех афонитов. Один из учеников проповедника, ставший ко времени его кончины уже митрополитом, однажды, выступая с толкованием посланий апостола Павла, разразился бранью против Святой Горы и ее насельников. Он забыл о тех предвозвещениях, которые дала афонитам Сама Матерь Божия, – я об этом читал в доме Василики Капролиотис, когда там останавливался архимандрит Христофор (Наслимис), и не мог опомниться от удивления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXII. а) Письмо на имя Преосвященного Ректора Академии О. Настоятеля Константинопольского подворья в Москве архимандрита Иакова: «В виду того, что принятый в текущем году в вверенную Вашему Преосвященству Духовную Академию – Панарет Ксантопуло вопреки моему и Высокопреосвященнейшего Митрополита Гервасия Корицасского ходатайству о предоставлении ему, Ксантопуло, установленной стипендии, таковой, как выяснилось, пользоваться не может, и что состояние здоровья Панарета Ксантопуло по климатическим условиям не позволяет ему продолжать занятия и оставаться в России, Митрополит Гервасий, заинтересованный в его судьбе, счел необходимым и полезным отозвать его обратно в Константинополь, о чем он меня уведомил телеграммой от 17 сего октября. В виду изложенного и во исполнение поручения Высокопреосвященнейшего Гервасия честь имею покорнейше просить Ваше Преосвященство сделать зависящее распоряжение об увольнении названного Панарета Ксантопуло и разрешении ему уехать на родину». Справка: С разрешения Преосвященного Ректора Академии, монах Панарет Ксантопуло, по определению Совета Академии от 20 сентября текущего 1901 года, утвержденному Его Высокопреосвященством, принятый в число вольных слушателей академических лекций и помещенный в академическом общежитии в качестве пансионера, уже выбыл на родину. б) Заявление Преосвященного Ректора Академии: «Считаю долгом довести до сведения Совета Академии, —336— что из шести лиц, допущенных Его Высокопреосвященством, по ходатайству Совета от 3 сентября сего года, к слушанию академических лекций, лишь трое – священник Рязанской губернии Николай Часоводов, священник Костромской губернии Иоанн Звездкин и окончивший курс Черкасской гимназии Сергей Кондратьев – воспользовались предоставленным им правом; остальные же трое – священник Волынской губернии Рафаил Мартышевский, священник Курляндской губернии Александр Цветиков и Коллежский Асессор Сергей Петропавловский – до сего времени в Академию не являлись. Определили: Греческого уроженца монаха Панарета Ксантопуло, священников Рафаила Мартышевского и Александра Цветикова и Коллежского Асессора Сергея Петропавловского исключить из числа вольнослушателей Академии, о чем и представить на утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Недалеко от вершины, в месте, называемом Вавила, откуда начинается крутой спуск, он остановился, чтобы немного отдохнуть, а затем продолжить восхождение. В поисках подходящего места он внезапно увидел перед собой домик, из которого вышли два почтенных пустынника. Заметив его, они с радостью пригласили его в дом, угостили свежими, только что сорванными смоквами и холодной водой. Вкус и сладость, которые он почувствовал, были столь приятными, что невозможно описать. Тотчас вся его усталость прошла. В этой каливе он заметил и других почтенных монахов, каждый из которых опирался на деревянный, с загнутым верхом жезл 54 и молился по четкам. На его расспросы они ответили, что пребывают здесь уже многие годы и не имеют иного занятия, кроме молитвы за весь мир. Это и многое другое вызвало у ливанского паломника большой интерес и восхищение. Он говорил, например, что все пустынники были одного возраста. Услышав об этом, дикей и другие отцы скита удивились и все вместе вознесли славу, хвалу и величание Богу, «дивному во святых Своих». В районе между Лаврой и Кавсокаливией много лет назад жил один старчик по имени Панарет. Однажды ему пришла на ум мысль разбить перед своей каливой небольшой садик ради телесного подвига, а также для некоторого утешения от его плодов среди суровой пустыни. После многодневных трудов и подвигов по перепахиванию каменистой почвы он почувствовал, что его кирка ударилась о какую-то плиту. С великим трудом поднимает старец эту плиту, и что же? Перед ним гробница с мощами, облаченными в нетронутые тлением священнические одежды, как будто погребение состоялось накануне. От мощей исходило дивное, непередаваемое благоухание. Подвизаясь на этом месте уже добрых полвека, отец Панарет не слышал, чтобы здесь жил когда-то великий пустынник, каким, без сомнения, был лежащий в гробнице святой. После первого ошеломляющего впечатления он начал молиться со слезами: «Святый Божий, открой мне, кто ты, сколько лет ты жил здесь, в этой пустыне? Благодарю тебя, что сподобил меня, недостойного, явления твоей святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К несчастью, такие нерассудительные люди, доверяющие любым лжеучителям, встречаются и сейчас и их даже становится все больше. Отец Панарет познакомился тогда же со святым Нектарием и на собственные средства издал в Афинах в 1911 году историческое исследование святителя Нектария о великой схиме. Всенощную отец Панарет служил каждую субботу, а всех, ходивших к нему на испо- ведь, обязывал, если они хотят причащаться за каждой службой, как можно чаще исповедовать все свои грехи. Помышляя о благочестии своих прихожан, он каждую субботу вместо чтений конца вечери и шестопсалмия вставал на скамью, чтобы все в храме могли его разглядеть (он был низкорослым), и начинал говорить о том, что такое умная и сердечная молитва, какая от нее польза и как происходит в этой молитве восхищение ума. Многие девушки из состоятельных семей научились умной и сердечной молитве. Общаясь с Богом, они совершенно забывали о своих нуждах и пристрастиях. Некоторые из них поступили в монастырь на Эгине к святителю Нектарию, а другие – в монастырь на Паросе, который обычно называют «Дубравой Христовой». Лукавые афиняне, видя, что число монахов все более пополняется, повели настоящую войну против монашества. Они подошли к старцу и сказали, что, если он желает афинскому народу благо, пусть отправит своих духовных дочерей поработать в Благовещенской больнице сестрами милосердия. Тогда они покажут, что за ними правда, и греха у людей станет меньше. Старец не распознал лукавства гостей и направил на работу в больницу следующих духовных чад: Ангелику Алифантис, мою тетю, Марию Геннимату (позднее они приняли постриг в монастыре Святого Нектария) и еще двух сестер – Анастасию Дуку, у которой был муж, и ее незамужнюю сестру. Лукавые афиняне поняли, что и таким способом не остановить тягу к монашеству и жизни в монастыре и что число монахов будет только увеличиваться. В то время все в Афинах разделились на две партии: одни были за короля, другие – за Венизелоса. А про отца Панарета сплели столько клеветы, что он был вынужден уехать из Афин. В Молее, в Лаконии, он приобрел большой дом. За ним последовало множество монахинь, а возникший монастырь сам старец называл «Новым Афоном». Не помню всех монахинь по именам, припоминаются мне только две дочери садовника, одну из которых звали Евпраксией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исследователи не пришли к выводу, о чем свидетельствует наличие 2 дней памяти - о первоначальном широком почитании И. Э. ( Панарет. 1914. С. 51-52; Куев. 1964. С. 329) или об изменении даты в силу к.-л. обстоятельств (на что может указывать один и тот же день памяти в июле и янв.). Июльская память не может отражать назначение И. Э. экзархом или его посвящение во епископа, т. к. слово «священие» относится к сокращенному переписчиками известию об освящении ц. Пресв. Богородицы во Влахернах (ср.: РГАДА. Тип. 1. Л. 190-190 об.: «                          »). По сути это та же январская память, только в др. календарном стиле (одна по мартовскому, другая по сентябрьскому, что является, возможно, отражением праболг. календаря, в к-ром месяцы обозначались порядковыми числительными), но вопрос, какой из 2 дней правильный, остается открытым ( Турилов. 1999. Р. 16). Основным днем почитания И. Э., вероятно, первоначально было 31 янв. О начале почитания И. Э. нет к.-л. данных, но о возникновении почитания уже вскоре после его смерти свидетельствует древнейшая память в рус. Четвероевангелии XII в. ( Куев. 1964. С. 328). В то же время памяти в месяцесловах Евангелий XIII-XIV вв. при отсутствии Жития святого (хотя бы проложного) и службы ему едва ли свидетельствуют о живой традиции почитания И. Э. в эту эпоху и скорее отражают древние оригиналы. Мн. исследователи сомневались в том, что это памяти именно И. Э., и ссылались на возможность его смешения с соименными святыми, а также на отсутствие посвященной ему службы и Жития И. Э. ( Георгиев. 1962. С. 213). Но при большом числе соименных святых с титулом «экзарх» упоминается только один, а тропарь при древнейшей памяти свидетельствует, что в честь святого вполне могли существовать гимнографические произведения, к-рые не сохранились ( Панарет. 1914. С. 52). В совр. церковные календари имя И. Э. не включается. Сочинения Имя И. Э. как автора указано в названиях «Богословия», «Шестоднева», неск. Слов и Похвал, ему приписываются также нек-рые др. произведения. «Богословие»

http://pravenc.ru/text/471567.html

Комнина выслушала все стороны и решила, чтобы Полей судились в том месте, где сами захотят. В назначенный день все родственники Полей были налицо в деревне Панарет и судились в присутствии домохозяев этого села, которые и поставили свои подписи под документом. По рассмотрении дарственной Полея и приговора крестьян села Аврилия было вынесено решение об отказе родственникам в иске. Кроме подписей свидетелей в акте имеется подпись хартофилакса Смирнской митрополии, выдавшего приговор ответчикам. В нем сказано, что приговор составлен по почину митрополии жителями Мантеи, уроженцами села Панарет 236 . Таким образом, из документа следует, что приговор составлен самими крестьянами в присутствии «домохозяев» Панарета, причем не последнюю роль играла и смирнская митрополия, выдавшая документ. В то же время очевидно, что крестьяне считают Комнину Врану высшей инстанцией в решении спора. В другой раз мы встречаем прониара Сиргариса при рассмотрении документов, связанных с процессами по поводу имения Сфурну. Монастырские акты показывают нам историю этого имения. До покорения региона латинянами оно принадлежало константинопольскому монастырю Руфиниан, но было приобретено знатной госпожой Кастамонитиссой, которая взимала через одного парика монастыря по имени Геге десятину с близлежащих земель. Затем имение получил в приданое за Кастамонитиссой смирнский прокафимен Георгий Калоида, который и пожертвовал его монастырю Лемвиотиссы в 1234 г. Это пожертвование было подтверждено императорской простагмой, которая гарантировала монастырю полную свободу от налогов и повинностей с имения, каковой Сфурну пользовалось, еще находясь в собственности Калоиды 237 . В 1235 г. Михаил Фока, проводя перепись владений монастыря Лемвиотиссы, нашел в Сфурну париков села Потаму, которое находилось в пронии Сиргариса, и выселил их оттуда 238 . Через некоторое время последовало обращение игумена Павла с сообщением о том, что парики Сиргариса продолжают пребывать в Сфурну. Тогда император поручил дуке фемы Иоанну Ангелу прибыть на место и рассмотреть дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые два метоха подарены епископом в 1272 г. 470 , и это впоследствии было закреплено простагмой Михаила VIII 471 , а также грамотой патриарха Иосифа 472 с освобождением от платежей в казну. Метох Исохастирион подарен монастырю в 1280 г. 473 Исходя из анализа этих дарственных, все метохи переходят именно в полную собственность монастырей, и Малиасины как их ктиторы могут ими полностью распоряжаться, что подтверждается и жалованными грамотами Михаила VIII 474 . При пожаловании Портареи Михаил Панарет передает Новой Петре также приписанных к метоху париков (влахов и иных), а в другом случае оставляет пятерых париков себе в пожизненное владение 475 . В данном случае документ отчетливо показывает нам, что местный епископ распоряжается церковной собственностью как частный собственник. Несколько позже епископ Михаил Панарет пожаловал Новой Петре два заброшенных монастыря: Мегалоген и Ксилопу. Первый жалуется вместе с семьей парика 476 . Затем епископ дарит монастырю церковь Кукура с садом и пашней 477 и место под водяную мельницу в селе Велестин 478 . Согласно этим документам все пожалования совершаются в полную собственность монастыря, и если при этом происходят дарения париков (только с землей), они переходят в собственность обители. Императорским и патриаршим пожалованием к Новой Петре перешла также ферма Врастов 479 . Из-за нее в 1277 г. у монастыря возник судебный процесс с протоновелиссимом Мармарой, которой получил в пронию принадлежащее ему, но юридически самостоятельное село Триново. Обе стороны явились в 1277 г. на суд пинкерны Рауля, «главы Великой Влахии», т. е. Фессалии 480 , родственника Михаила VIII 481 . Монахи жаловались, что Мармара взимает десятину с монастырской земли в ферме Врастов, хотя она не принадлежит ему, а принадлежит Новой Петре в силу пожалования. Мармара, напротив, исходил в своих притязаниях из того, что Враста принадлежит ему, поскольку ферма входит в пожалованный ему округ Триново. Но Рауль, рассмотрев жалованные грамоты, присудил ферму монастырю и постановил, чтобы Мармара вернул захваченную десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо мной в то время все смеялись за то, что я хотел стать монахом, и нигде я не мог обрести утешения. В этот год я ходил в храм Пророка Илии в Хаидарии. Там я познакомился с иеромонахом Паисием (в миру он был Никитой). Мы разговорились и выяснили, что наши мысли о христианской жизни очень сходны. Мы стали регулярно ходить в храм Вознесения босиком, потому что были нищими. Афонцы в храме давали нам наставления и призывали к молитве. Но как молиться, мы их расспросить не успевали, потому что и молоды слишком были, и нужно было уходить после всенощной, чтобы утром выйти на работу. Мы тогда работали и по воскресеньям. Неожиданно мы услышали от блаженной памяти Мораитидиса, певшего в храме Пророка Елисея, что человек во время молитвы должен плакать. Но способ молитвы он не объяснил, потому что был профессором и боялся потерять свое место. Однако мы, несмотря на юный возраст, многое поняли и стали плакать во время молитвы. Когда митрополит Афинский узнал, что монахи из Вознесения дают молодежи читать книгу «Грешников Спасение» 13 , он велел немедленно выслать их из епархии, опасаясь, что в народе начнет распространяться влечение к монашеской жизни. Позже в храме стал служить духовный муж Панарет из Катунакии на Святой Горе. Он и объяснил способ сердечной молитвы. Я молился, ибо совесть мне подсказывала, что молитва – как панцирь, который мы видим на святом Георгии Победоносце и святом Димитрии Солунском. Как враг не мог их победить никаким оружием, так и враг наших душ не может нас повергнуть и одолеть в чемлибо. Отец Панарет учил меня воздерживаться от встреч с людьми и безутешно плакать о своих грехах. Я научился даже на работе отходить подальше от людей и предаваться плачу. Тогда премьер-министром стал Венизелос 14 , и повсюду начался разгул атеизма. Атеисты, вместе с которыми я работал, увидев, что я плачу, как-то раз окунули паклю в керосин, подожгли и бросили мне в лицо. Но все же каждый воскресный вечер все благочестивые пирейцы со всех концов поселка собирались и обсуждали, как молиться, как терпеть насмешки и издевательства, как соблюсти устав постов и прочие вещи, столь значимые для нашего спасения. Старики, давно поселившиеся в Пирее, учили нас страху Божию и объясняли, как можно терпеливо перенести невзгоды. Они приводили множество примеров из недавних времен, и так мы узнавали о людях, умерших со страхом Божиим в душе и благочестием в сердце. Зримо представляя этих людей, мы всю неделю не печалились, как бы к нам ни относились, но радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010