Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Спасо-Вознесенский собор Трапезная церковь Филарета Милостивого Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский. О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=09372

Глава 11 Зач. 49. Вход Господень во Иерусалим. Читается в понедельник Мясопустной недели. Историю торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим еванг. Марк описывает несколько короче еванг. Матфея ( Мф.21:1–11 ), но сопровождает ее некоторыми особенными чертами. Мк.11:1 . Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих. Здесь, начиная с 1 -го и кончая 10 стихом, повествует св, евангелист о торжественном входе Господа в Иерусалим. В этом входе Он явил Себя открыто пред всем народом обетованным Мессией, Царем, победителем греха и смерти. Это было за шесть дней до Его страданий и смерти. До сего времени Господь запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он – Мессия, уклонялся от всяких почестей, так как это было преждевременно. Теперь же, пред Его страданиями, требовалось, чтобы Он объявил Себя Мессией, дабы все узнали Его таковым. Теперь Он уже совершил на земле дело спасения людей, положил прочное основание Своей церкви, и Ему оставалось только пострадать за грехи человеческие. Виффагия и Вифания, это – селения, лежащие близко одно от другого. Виффагия значит дом смокв; такое название селения, вероятно, произошло от множества произраставших тут смокв. К горе Елеонстей. Гора Елеонская иначе называлась Масличной, так как греческое слово елей – значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произрастало множество масличных деревьев, – из плодов коих добывалось так называемое ныне прованское (лучший сорт) и деревянное (низший сорт) масло. Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком и ручьём Кедроном или Кедронским. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманией или Гефсиманским. На восточном же склоне ее лежали селения Вифсфагия и Вифания, из которых в последней жил с сестрами Марфой и Марией друг Господа Лазарь, которого Он воскресил из мертвых ( Ин.11 ). Гора Елеонская довольно высока, так что с нее виден весь Иерусалим. Два ученика. Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 21 Зач. 83-е. О торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим Читается на утрени недели Ваий или Вербного воскресения 1. И приближишас во и въ къ гор тогда посла два учнка, И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников Здесь, начиная с 1-го и кончая 11-м ст., повествует св. евангелист о торжественном входе Господа в Иерусалим. В этом входе Он явил Себя открыто пред всем народом обетованным Мессиею, Царем, победителем греха и смерти. Это было за шесть дней до Его страданий и смерти. До сего времени Господь запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он Мессия, уклонялся от всяких почестей, так как это было преждевременно. Теперь же, пред Его страданиями, требовалось, чтобы Он объявил Себя Мессиею, дабы все узнали Его таковым. Теперь Он уже положил прочное основание Своей церкви, оставалось Ему только пострадать за грехи человеческие. Вифсфагия (Виффагия), это селение, бывшее в близком расстоянии от Вифании. Виффагия значит дом смокв; вероятно такое название селения произошло от множества произроставших тут смокв, винных ягод. Гора Елеонская иначе называлась Масличною так как греческое слово елей значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произростало множество масличных деревьев, из плодов коих добывалось, так называемое ныне оливковое, прованское (лучший сорт) и деревянное (низший сорт) масло. Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком и ручьем Кедроном или Кедронским. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманиею или Гефсиманским. На восточном же склоне её лежали селения Вифсфагия и Вифания, из которых в последней жил друг Господа Лазарь, которого Он воскресил из мертвых ( Ин. 11 ), с сестрами Марфою и Мариею. Гора Елеонская довольно высока, так что с неё виден весь Иерусалим. Два ученика. Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн. 2. гл има: идита въ весь, же прм вама: и брщета сл привзано, и жреб съ нимъ: ршивша приведита м:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Паломничество по Святой Земле в конце XX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 День третий. 12 сентября. Четверг. В полночь началась Литургия на Гробе Господнем. Владыка Евгений служил с греческим епископом. Когда мы шли вслед за Святым Евангелием вокруг кувуклии, то мысленно будто шли за Христом на Его проповедь. Матушки Горненской обители удивительно пели, как поют только в монастырях: с верой, надеждой, любовью. Мы все причащались… После Литургии греческий епископ пригласил владыку Евгения и нас в ризницу, где хранится частичка Животворящего Креста Господня в золотом ковчежце. Мы его касались!.. А вдоль стен ризницы стояли стеллажи с мощами святых угодников Божиих. Успела прочитать: святые праведные Захарий и Елисавета. Молите Бога о нас. В четвертом часу ночи возвращались мы по пустынному Иерусалиму в Миссию. А в девять часов утра архимандрит Никита привез нас на вершину горы Елеон. Гора Елеонская, или Масличная. Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует евангелист Лука: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его (Лк 22:39). Елеон имеет три вершины: южная называется Горою соблазна оттого, что там во время заблуждений Соломона совершались языческие жертвоприношения, северная вершина Елеона носит название Малой Галилеи оттого, что во время Спасителя на ней было малое подворье галилеян, там они останавливались, приходя в Иерусалим на праздники, третья вершина — восточная и самая высокая — это Гора Вознесения. Гора Елеонская драгоценна для нас, христиан: с нее Господь наш Иисус Христос с пречистою Своею плотию вознесся во славе на небо и сел одесную Бога Отца. И вывел их (то есть учеников) вон (то есть из Иерусалима) из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). После Вознесения Господня ученикам явились два ангела и сказали, что Господь так же придет на землю, как они видят Его возносящимся на небо.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Слово в неделю Ваий. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Матф. 21:9 ). Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: „Осанна!“ Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось, и духовными очами посмотрим на все. Шествие Христа Спасителя нашего началось от горы Елеонской или, другими словами – масличной (греческое слово „Елеон“ на нашем языке значит „масло“), называвшейся так от того, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора на восточной стороне от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Это – путь субботы, как пишется о том в Деяниях Апостольских: возвратишася Апостоли во Иерусалим от горы нарицаемыя Елеон, иже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян. 1:12 ); а путь субботы был пять стадий. По повелению своего закона, иудеи так почитали свою субботу, что даже дальнего пути нельзя было идти им в субботу, кроме пяти стадий, то есть одной версты, что и называется путь субботы. Таким образом, гора эта была невдалеке от старого Иерусалима, но была довольно высока, и считалось от самого верха горы той до Иерусалима шесть стадий, а от подгория – пять: ибо была целая стадия восхождения на ту гору; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова (именуемая так потому, что древле Иосафат, царь иудейский, создал себе в той дебри прежде времени гроб, и над гробом пирамиду или предивный столб: с того времени дебрь та прозвалась долиною Иосафатовою); глубока была та долина, и посреди ее протекал поток Кедрский. Та долина называлась иначе долиною плача: поскольку там было кладбище всего Иерусалима, ибо евреи не погребали мертвецов своих в городе, но вне города: износили мертвецов своих в долину Иосафатову к погребению, и по обычаю плакали над мертвецами, и потому долина Иосафатова прозвана была юдолию плача. В той-то юдоли Писание и святые отцы предвозвещают и страшный суд Христов. Над тою юдолию от восточной страны есть гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава XI. Дорога от Наблуса в Севасту или Самарию «Ирод, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу, за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего». ( Мф 14:3 ) Я оставил Наблус в половине пятого часа утра и направился на Севасту или Самарию, древнюю столицу самарян. Дорога туда от Наблуса идет сначала на запад, по узкой лощине вдоль потока, который мы полагаем за Фафвов; он осенен фруктовыми деревьями. Мы выехали к селенью Бет-айва (то самое, которое мы видели с дороги, ехав в Наблус); оно построено на скате горы; ниже – древний водопровод с разрушенными аркадами по направлению к Сихему. Весьма вероятно, что древний Сихем простирался по этой лощине далее на запад. Отсюда мы поднялись направо на горы, прямо на север; мы были тогда за час расстоянием от Наблуса. Когда мы взъехали на гору, нам открылась внизу засеянная долина и на холме деревня Дер Шераб, а вдали на горе большое местечко Рамина. Может быть, это есть та гора Ремман, поблизости от Самарии, о которой говорит Пророк Амос ( Ам 4:3 ) 123 . Горная дорога оттенена прекрасными фиговыми и шелковичными деревьями; ручьи ключевой воды текут в желобах по крутым скатам. Этот свежий ландшафт оживлен веселым населением. Поднявшись на другую высоту, я увидел другой хребет гор и холмов, а на передовой живописной и лесистой горе, которая отделена от других и идет, склоняясь от запада к востоку, открываются развалины древней Самарии или Севасты. Целый лес белых колонн? встающих из-за дерев, занимает всю оконечность западной части горы; это необыкновенное зрелище поражает взор, который сначала не разгадывает столь большое совокупление столпов. На противном конце горы возвышаются прекрасные развалины готической башни; желтоватый оттенок камней отлично рисует их по голубому небу и по зелени окружных дерев. Вся лощина и подошва горы одеты рощами фиговых, гренадных и масличных дерев. Не доезжая подошвы горы Самарийской, показывают основание ворот древнего города. Мы достигли Самарии слишком чрез полтора часа езды от Наблуса. Самария основана злобным Израильским царем Амврием; она получила свое название от горы Семерон, на которой она построена.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

Последние дни земной жизни Спасителя Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа. Вход Господень во Иерусалим (Матф. 21:1-11; Мрк. 11:1-11; Лк. 19:28-44; Иоан. 12:12-19). Об этом великом событии, которое служит преддверием страданий Христовых, понесенных нас ради человек и нашего ради спасения, рассказывают весьма обстоятельно все четыре Евангелиста, св. Иоанн короче первых трех. Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как Мессии, пророками. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Ему было благоугодно этот Свой последний вход в Иерусалим обставить особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней масличных деревьев (елея — маслина). Она находится к востоку от Иерусалима и отделяется от него ручьем или потоком Кедроном, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у свв. Марка и Луки Вифсфагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010