11:3,7,11. Метафорический язык: котел и мясо. Иезекииль опровергает убеждение новых правителей Иерусалима в том, что они создали «безопасную гавань» для жителей города. Он иллюстрирует свою мысль на примере превращения запечатанного сосуда в котел (Иерусалим), в котором народ (см.: Мих. 3:3 ) и его правители будут вариться на огне праведного гнева Божьего (ср.: Иез. 22:18–22 ). 11:19. Сердце каменное. Представление о «каменном сердце» в Древнем мире носило двойственный характер, особенно в Египте. Прежде всего, египтяне верили, что именно сердце будет взвешиваться на суде, решающем дальнейшую судьбу человека, – попадет он в загробный мир или нет. Если сердце отягощали грехи, то результат был весьма плачевным (см. коммент. к Исх. 8:11 ). Каменное же сердце тяжелое. Более важным представляется образ, связанный с процессом мумификации. Начиная с эпохи Нового царства сердце умершего вынимали из груди и помещали в специальный сосуд (канопу) вместе с другими внутренними органами. Эту операцию египтяне производили по той причине, что полагали, будто сердце может предать человека, когда он приходит на суд, и тем самым опасно повлиять на его загробную жизнь. Сердце заменялось камнем, которому придавалась форма скарабея. В Египте это насекомое было символом вечной жизни. Помещая его внутрь мумии вместо человеческого сердца, они верили, что гарантируют человеку возобновление жизни в загробном царстве. Яхве, напротив, хотел вернуть израильтян к жизни, заменив каменное сердце «плотяным», которое не предаст их. Сердце, описанное в ст. 19,20, предвещает новый исход и новый завет. 11:23. Гора к востоку от города. К востоку от Иерусалима расположена Елеонская (Масличная) гора. Отсюда можно обозревать храмовую гору и весь город. Это была крайняя точка на востоке, которой достигал глаз с самой удобной позиции в Иерусалиме. Неясно, воссядет ли Бог за пределами города, чтобы наблюдать за происходящим (ср.: Ион. 4:5 ), или вернется на небо (считается, что именно оттуда вознесся на небо Христос, хотя веских оснований для этого в Новом Завете нет). 12:1–28 Пророчество о пленении

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Существуют и другие варианты локализации храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним " Куполом Духов " — небольшой мусульманской средневековой постройкой. Противоположную, " южную " (по отношению к мечети) локализацию храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас. Кто же прав: " традиционалисты " , " южане " или " северяне " ? Каждая из этих концепций сталкивается с немалыми трудностями. Для того чтобы оценить некоторые из них, остановимся на топографии Храмовой горы и окружающих ее мест. На всех современных фотографиях хорошо видна продолговатая гора Мориа, возвышающаяся в южном конце города Давида. Этот хребет продолжается через Храмовую Гору и достигает своей высшей точки уже вне северных стен Старого Города. Таким образом, скальное основание повышается в северном направлении, от города Давида к Храмовой горе. Восточнее нее находятся долина речки Кедрон и Масличная гора, южнее — город Давида и долина Хинном, западнее — всемирно известная западная стена, или " Стена плача " . К северу от места, занимаемого храмом, была римская " крепость Антония " , за которой вне городских стен простиралась возвышенность — по мнению ряда исследователей Bizita, упоминаемая Иосифом Флавием. Казалось бы, чего проще — имея рельефную карту местности создать трехмерную модель храмовой Горы, поместив на нее известные объекты. Но здесь-то и возникают проблемы. Из описаний известно, что на северной стороне города, на холме двадцати пятиметровой высоты возвышалась крепость Антония. Сторонники традиционной локализации храма помещают ее на месте, где стоит современное здание школы Эль Омрия. Однако высота скалы там только пять метров. Другая неувязка — глубокий ров, обнаруживающийся между Храмовой горой и крепостью Антония, которые, согласно древним авторам, примыкали друг к другу. Значит, он мог быть только севернее оборонительной башни, но именно на этом месте стоит Мечеть Купола Скалы!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так: …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (Деян 1:9–12) Но что же это за субботний путь и как далеко Масличная гора находится от Иерусалима? Субботним путем называли в Израиле тысячу шагов, которые благочестивые иудеи могли сделать в день покоя — субботу. По иудейскому закону, один день в неделю нужно посвящать Богу. В этот день нельзя работать и вообще ничего нельзя делать, а можно только читать Библию и молиться. Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

В древности гора эта имела вид острова, будучи отрезана от материка каналом, прорытым через перешеек персидским царем Ксерксом, во время войны его с Грецией, в видах более удобных сообщений персидского флота; но впоследствии искусственный канал завален, и теперь едва только заметен след его. Пространство Афонской горы – от 80 до 100 верст в длину и около 20 верст в ширину; а высота горных вершин, нередко покрытых туманом, более 2-х верст над уровнем моря. По середине Афона тянется узкий хребет, по которому пролегает дорога. По обеим сторонам этого хребта вся местность Святой горы изрыта бесчисленными потоками и оврагами, которые, пересекая друг друга в различных направлениях, представляют взорам путешественников самые разнообразные виды, но зато самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из наносов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев, только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине хребта растительность самая скудная; по местам растет кустарник, но в концу горы и того нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келлий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 Тит Флавий Веспасиан (39–81 гг. н.э.), римский император с 79 г., старший сын и наследник Веспасиана. Во время Иудейской войны (67–70 гг.) был назначен командиром легиона в армии отца. После провозглашения Веспасиана императором в 69 г. Тит принял командование всеми войсками в Палестине. В 70 г. подавил восстание иудеев, захватил и разрушил Иерусалим. 39 П. Элий Адриан (76–138 гг. н.э.), римский император с 117 г. Взойдя на трон, он отказался от завоевательной политики своего предшественника Траяна, – закончил в 117 г. Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой границ. В Северной Британии начал в 122 г. строительство вала, расширил верхнегерманский лимес, укрепил границу на Дунае. Адриан совершал в 121–132 гг. продолжительные поездки по империи, инспектируя провинции. Среди этой мирной деятельности наиболее крупной военной акцией было подавление последнего крупного восстания иудеев под руководством Бар-Кохбы (132–135 гг.), которое было проведено с крайней жестокостью. 40 Елеонская гора (т.е. масличная гора) лежит к востоку от Иерусалима и отделена от него небольшой долиной реки Кедрон. На западном склоне горы находился знаменитый масличный Гефсиманский сад. 41 Откупщик римских государственных доходов, преимущественно налогов и пошлин: публиканы заранее платили твердо устанавливаемую сумму в казну как плату за откуп налогов, а затем сами собирали налоги в провинциях. 43 Назореи – особый класс посвященных у евреев. Давшие обет назорейства воздерживались от вина и др. подобных напитков, не стригли волос и вообще избегали всякого осквернения. Были назореи временные и пожизненные. 46 Енох, сын Яреда, седьмой патриарх, начиная от Адама, стремился к высшей чистоте и святости. В награду за благочестие Бог взял его с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти. Известна «Книга Еноха», – одна из весьма распространенных и содержательных иудейских апокрифических книг, появившаяся во II в. до н.э. и пользовавшаяся в ранней церкви большим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но другие авторы, как Хамдани (X в.), по сообщению П. К. Коковцова, имеют в виду какую-то другую гору, и именно далее на севере; но прямо установить ее тождество с современным Зейтуном нам, при помощи наших ученых друзей Восточного факультета, не удалось. Верно остается, что 1) в местности, очень подходящей к описанию Ν, ныне есть гора, название которой в турецком и в семитических языках значит «маслина»; 2) такое название горы есть в арабском языке (и сирийском); 3) армяне, у которых Зейтун носит то же имя, взяли его, вероятно, у арабов или сирийцев, а не у турок. Итак, есть вероятность, что в VIII веке эта гора звалась у сирийцев, арабов (и армян) Зейтун; у греков, как в Ν, – δρος τν ελαν. Если старец Георгий спасался на нынешнем Зейтуне, то Косьма скорее всего был епископом Германикии 205 Константин V, захватив Германикию, вероятно, озаботился дать этому, как теперь думают ученые, своему родному городу, в епископы своего усердного единомышленника. Далее несомненно, что в 752 г. (а может быть, и в 753) Константин V со своими «аравийскими волками» был вблизи Зейтуна, именно в Мелитине; сюда, или в Германикию, вероятно, и был привезен к нему старец Георгий и Феосев; бегство последнего отсюда в Сирию естественно как нельзя больше. Обоим этим требованиям лучше удовлетворяет вторая из идущих в расчет местностей – гористый мыс на берегу близ развалин киликийской Севасты, под 36°30» сев. шир. и 31°50» вост. долг, от Парижа. Здесь, в Аданском вилайете, санджаке Ичьил, казе Селефке, около 35–40 километров от г. Селефке и немного на север от устья Каликадна, начинаются развалины средневековой Севасты, и тянутся на 18 километров почти вплоть до реки Ламас-су, той самой, где мы отыскали арабско-византийскую границу VΙΙΙ–IX века. Развалины эти теперь зовутся Айаш. Здесь еще уцелело несколько византийских церквей со следами иконописи 206 . Этот город Севаста был первоначально заложен на гористом островке, едва отделенном от материка узким проливом; этот остров назывался λαιοσσα (масличный), а за ним и город звался λαιοσσα Σεβαστ.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

122, говорится о том, как рабочий в баре утверждал, будто своими глазами видел драконов. Строки, что Джек приводит в качестве примера, к сожалению, не являются вполне правильными образчиками древнеанглийской метрики. Сама история — чистой воды вымысел. Я в жизни не встречал драконов, равно как и людей, утверждавших, будто видели их своими глазами. Да и встречать не желаю — ни тех, ни других. Отдаленным первоисточником для строк Джека, возможно, послужило следующее: помню, Джек рассказывал мне про Брайтмана, выдающегося ученого-теолога , который обычно тихонько сиживал в профессорской и по большей части молчал. И вот однажды вечером зашел разговор о драконах, и под конец раздался голос Брайтмана: «Я видел дракона». Тишина. «Где же?» — спрашивают его. «На горе или Масличная, гора — известняковый кряж к востоку от Иерусалима. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, где предстоит начаться мессианской эпохе; часто упоминается также и в Новом отвечает он. А после того погрузился в молчание и до самой своей смерти так и не пояснил, что он, собственно, имел в виду. 301 Из письма к Дональду Суонну 29 февраля 1968 Спасибо, что пытаетесь меня подбодрить. Да только все зря. Вы чересчур оптимистично настроены. В любом случае ваш вид искусства радикально отличен от моего, писательского. Меня просто-напросто потрясает «фальшивость» всей постановки. Режиссер, очень милый и очень молодой человек, сам не вовсе лишенный интеллекта и чуткости, тем не менее, был уже настолько сбит с толку и затуманен Би-би-сизмом, что менее всего на свете стремился показать меня, каков я есть/или был, не говоря уже о том, чтобы «в человеческий рост или в натуральную величину». Я заблудился в мире «мухлевания» и чепухи; если там и замышлялся какой-то замысел, так разве что закрепить образ старомодного, чтобы не сказать скудоумного старого пьянчуги-хоббита, уютно угнездившегося у камелька. Протесты ни к чему не привели, так что я сдался и на аутодафе держался до конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Северная часть Палестины называется Галилеей, центральная Самарией, а южная Иудеей. Протяженность всей этой географической территории в длину составляет 230–250 км, а в ширину от 60 до 120 км. В Галилее расположены горы Кармил и Фавор, за Геннисаретским озером Голанские высоты, в Самарии — Гевал и Гаризим, а в Иудее Неби-Самуел под Иерусалимом и гора Сион в Иерусалиме, а к востоку от него Елеонская (Масличная) гора. На Иудейской возвышенности есть и другие горы. Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и “землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед”, и “землей пустой, иссохшей и безводной” ( Исх.3:8 ; Пс.62:2 ). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов. Древнейшими жителями Палестины были амореи и хананеи, которые обитали здесь около XX века до Р.Х. Затем следуют арамеи, жившие в Палестине и Сирии около XIII века, приблизительно с того же времени — филистимляне, по которым сама земля и получила название, а также многие другие этнические группы, упоминающиеся в Библии. Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. (около 1850 года до Р. Х.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий “Тот который видел Бога”, “который стал лицом к лицу с Богом”) (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израи.. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса ( Евр.11:9 ). Потомки Авраама и помимо этого обетования скоро спустились из Палестины в Египет, в то время когда им владели гиксосы (хиксы) (ок.

http://azbyka.ru/apokalipsis/episkop-afa...

И не будет Он выступать уже при склоне солнца к западу, и с приближением мрака, пополудни, как читаем мы о Его явлении Адаму ( Быт.3:8 ). А когда Он остановится, то будет стоять не в долине и местах низменных, а на горе, на которой нет ни неплодных дерев, ни бесплодного леса, а растут маслины, которыми питается свет вечный, исцеляются немощные и подается успокоение усталым. И эта гора Масличная, на которой стоят ноги Господа, находится пред Иерусалимом с востока, откуда восходит солнце правды; она окружена маслинами, о которых говорится: Сыны твои, как новые отпрыски маслины вокруг трапезы твоей ( Пс.127:3 ). Средняя часть [половина] её отделится к востоку, – часть, на которой вырастают деревья народов; одно из них говорит: Я же, как маслина плодовитая в доме Божием ( Пс.51:10 ); другая средняя часть [половина] её отделится к западу и морю, образовав большую долину, т. е. народ обрезания, которому Бог говорит через пророка: Какое бесстыдное дело сделала возлюбленная моя в доме Моем? Разве обеты и священные мяса удалят от тебя злодеяния ( Иер.11:15 ), или найдешь ли ты в них убежище. Эта возлюбленная сделала в доме Божием такое беззаконие, что распяла на кресте Сына Божия, и услышала: «Господь назвал тебя именем маслины тенистой и красивой ветвями; но бесполезными сделались ветви твои, оторвавшись от доброго корня, для того, чтобы мы могли привиться на их место». И заметь таинственный смысл Писаний в том, что говоря о средней части, склоняющейся к западу и орошаемой горькими волнами, они не просто говорят, что она в море, а говорят: в весьма глубокой пропасти моря, о которой говорит и Михей: Сброшу в долину камни его, – несомненно Иерусалима, – и открою основания его ( Мих.1:6 ). Соответственно слабости наших сил мы изложили это, как в местах самых трудных и крайне темных. Впрочем, Иудеи, следуя убивающей букве, пытаются показать, что Господь стоит на Масличной горе, а сама гора разделена на две части, и что расселина горы с одной стороны имеет начало к Востоку, с другой же стороны конец её образуется к Западу, а в средине громадной пропасти одна сторона отделяется к северу, а другая сторона к югу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

28:16. Конструктивное назначение краеугольного камня. В железном веке в архитектурном искусстве израильтян наблюдается переход от использования в строительстве необработанных камней – булыжников и гальки – к искусственно обтесанным камням. Для придания прочности строению и связывания двух соседних стен в углу между ними вставляли каменный монолит, который становился краеугольным камнем. Обычно это довольно крупный камень, гораздо крупнее тех, которые обычно использовались в строительстве, и его постановка часто требовала особых усилий или ритуалов. На его гладкой поверхности обычно вырезали религиозное изречение, имя архитектора или правящего царя и дату строительства. Возможно, краеугольный камень служил одновременно и камнем основания (фундамента); сведения об этом см. в коммент. к Езд. 3и 3:10. 28:21. Гора Перацим. Это название, точнее Ваал-Перацим, известно из 2Цар. 5:18–20 , где эта гора возвышается над долиной Рефаим ( Нав. 15:8 ). Хотя точное ее местоположение неизвестно, текст позволяет полагать, что она находится к юго-западу от Вифлеема, вблизи Иерусалима. 28:21. Долина Гаваонская. Гаваон (el-Jib) расположен в 6 милях к северо-западу от Иерусалима. Он более всего известен как место, где Иисус Навин заключил договор с гаваонитянами ( Нав. 9– 10:15 ), и как место поражения гаваонитян, которое привело к изгнанию хананейского войска из Гаваона в долину Вефоронскую ( Нав. 10:9–11 ). В данном случае, однако, Яхве не предстает в роли божественного воителя, но допускает поражение израильтян на месте прежней победы. 28:25. Два варианта засевания поля. Здесь говорится о разных способах сева. Семена чернухи (приправа) и тмина (специя и масличная культура) разбрасывались руками. Они сеялись в свежевспаханные борозды сразу после первых дождей. Пшеница, ячмень и полба должны были высеваться тщательно и порознь, во избежание смешения семян. Вероятно, израильтяне делали маленькие лунки при помощи специального приспособления, когда волы тянули плуг. Сеятель за плугом держал за ручки сеялку, из которой зерно падало в заранее заготовленную лунку, которая потом засыпалась с помощью плуга землей. Сцены сева и работа сеялки изображены в касситском и ассирийском искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010