Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Обратимся к другому месту Апокалипсиса, дающему возможность еще точнее определить время его происхождения. Было бы странно, если бы автор его, описывая предстоящие мировые судьбы и упоминая о Иерусалиме, долженствующем пасть как бы в начале мирового переворота, им отмечаемого, не упоминал бы о Риме, от которого должен он пасть. Но, ежели нет в пророческом повествовании его самого имени Рима; то это не значит, чтобы о Риме в нем вовсе не упоминалось. Рим почитался тогда до того преобладающим над всеми городами и приковывающим к себе всеобщее внимание, что его не почитали даже нужным называть по имени, когда заходила о нем речь. Стоило только заговорить о городе в противоположность его миру (orbi et urbi), о городе в противопоставлении другому городу или месту, о „великом городе“, чтобы всем было ясно и несомненно, что говорится о Риме. И действительно в Апокалипсисе мы встречаем указание на Рим, как на „великий город“ (Urbs Magna), а затем встречаем его в образе зверя, жены, сидящей на звере, Вавилона великого, матери блудниц и мерзостей разных. „И повел меня в духе в пустыню: и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными‚ с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в пурпур и багряницу... и на челе ее написано было имя: тайна, Вавилон великий‚ мать блудницам и мерзостям разным. Я видел что жена упоена была кровью святых и свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим “ (XVII, 8–6). Автор не считает нужным скрывать, кто подразумевается под женою, сидящею на звере багряном. „Жена, которую ты видел, говорит ему ангел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (ст. 18). „Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена“ (9). Так как под словом гора подразумевается всякое вообще земное возвышение в роде, напр., Масличной горы, составлявшей бесспорно только холм, а не гору в собственном смысле слова, то и здесь речь идет очевидно о семи холмах, на которых расположен был город, в котором нельзя уже не усматривать семихолмный Рим. Другое определение этого расположенного на семи холмах великого города столь же ясно указывает на Рим. О каком ином великом городе, кроме Рима можно было сказать в первом веке по Р. Хр., что он „царствует над земными царями“? Упоение жены или великого города „кровью святых и свидетелей Иисусовых“ в свою очередь совершенно ясно указывает на гонение при Нероне, в котором погибли не только святые, т. е. христиане вообще, как принято было называть их, но и двое апостолов – „свидетелей Иисусовых“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Одним словом, пророк умоляет Господа возвратить пленение людей Своих. На первый взгляд такая молитва просто непонятна: ведь в 554 г. исполнилось только 33 года со времени сожжения храма, а не 70 лет, и верующему иудею оставалось, по-видимому, только смириться под крепкую руку Божию и ждать еще 37 лет. Но дело в том, что тот же пророк Иеремия, который предрек, что опустошение Иерусалима продлится 70 лет,– предсказал и о мщении Вавилону за храм иерусалимский (50, 28). И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе (51, 24). Два исторические признака указаны для определения момента этого воздаяния. а) Историческая миссия халдеев кончится. Ты – у меня молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы, и тобою разорял царства. Вот, Я – на тебя, гора губительная (51, 20. 25). б) Вавилон будет взят и разорен царями мидийскими (51, 11). Тогда пробьет и час освобождения плененных, и они скажут: Оставьте Вавилон, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес. -Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего (51, 9. 10). В 554 г. Вавилон еще не пал, еще не был взят царями мидийскими. Но царь мидийский уже был и царем халдеев и титулярным царем вавилонским. Когда же этот титул превратится в действительность? вот вопрос. Но пророк понимал ясно, что первый признак уже наступил: владычество халдеев, волею Божиею повелителей иудейского народа сменилось владычеством мидийским, и Вавилон представляет собою теперь такое безсилие, что молотом назвать его можно было только в саркастическом смысле. Что наступило начало конца, это ясно было для государственнаго мужа; что время плена в принципе кончилось, это издалече постигалось боговедением пророка (Ср, Дан. 11, 1 и Delitzsch, Dan. 474. 475 ). И неотразимо поднималась мысль в душе Даниила: самое определение Божие о 70 годах запустения не было ли условным? этот совет Божий не поставлен ли в зависимость от раскаяния иудейского народа, от его нравственного исправления ? И это наступление предвестников избавления за 37 лет до истечения 70-летнего срока не есть ли масличный лист во рту у голубя,– выразительный символ, что Господу угодно сократить лета пленения людей Своих; что Он благоизволил услышать, простить, совершить и не умедлить-ради Себя Самого?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Принятие дара пророчества для себя встречается в Библии гораздо чаще. Фактически каждый лжепророк в народе Божьем принял этот дар не для служения Господу, а для себя, для извлечения из него определенных выгод. О таких людях пророк Михей с гневом и горечью писал, обращаясь к главам дома Иаковлева и князьям дома Израилева: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» ( Мих.3:11–12 ). Каждый человек, использующий дар пророческий для себя, для своей выгоды, становится на путь саморазрушения, ибо относится к Богу, давшему ему этот дар, не как сын, а как не чистый на руку наемник. Иными словами, он переходит на уровень магического служения Богу, что делает его выбор смертным грехом. В Ветхом и Новом Завете приводятся очень яркие примеры, которые показывают последствия такого выбора. В книге Чисел повествуется о пророке (пророке Божьем!) Валааме, который корыстен настолько, что использует дар для своей выгоды. Древнейшая традиция утверждает, что его пророческий дар был больше, чем дар Моисея, но Валам его загубил. Апостол Иуда в своем послании пишет о таких людях: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам» ( Иуд.1:11 ). Пятая глава 4й книги Царств приводит рассказ о Гиезии, ученике и возможном приемнике пророка Елисея, который поддался соблазну променять дар Божий, который был ему в определенной мере уже дарован, на блага мира сего. Неверный выбор приводит к его полному духовному бесчувствию, к неразличению времен, в чем его и упрекает Елисей: «…время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?» ( 4Цар.5:26 ). Полученная Гиезием проказа – не только наказание тяжелой болезнью. Она делает его ритуально нечистым, т. е. выводит его за пределы народа Божьего. Он оказывается вне Ветхозаветной церкви.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Хорошо известно, что в разных Евангелиях это второе искушение и третье следуют в различном порядке. У святого Матфея искушение тщеславием (бросься вниз) поставлено первым, а искушение мирообладанием (все это дам Тебе) следует потом, тогда как у святого Луки сначала предлагаются царства с их славою, и только когда они были отвергнуты, начинается искушение духовной гордостью. Могут спросить: в каком порядке, собственно, должны были следовать искушения, или, выражаясь точнее, в каком действительно последовании шли искушения в данном случае?.. В пользу повествования святого Луки можно сказать то, что духовное нечестие, кажется, есть крайнее и утонченнейшее искушение лукавого; люди, победившие все другие искушения, подвергаются еще и оному и иногда побеждаются им, так как белого дьявола, как говорят, надо более страшиться, чем черного, а устроение того, чтобы искушения следовали в таком порядке и последовательности, чтобы они были возможно действительнее, это преимущественно приписывается сатане ( Еф.4:14, 6:10–13 ). Но, с другой стороны, в пользу последовательности, которой придерживается святой Матфей, можно сказать, что слова отойди от Меня, сатана вряд ли могли быть сказаны среди искушения, так как они скорее окончательное и властное удаление искусителя, после которого он не осмелится долее, в данную по крайней мере минуту, беспокоить Господа. И этот факт, кажется, исключает все доводы, которыми поддерживается тот или другой порядок, в котором следуют искушения, не говоря уже о том, что слова у святого Матфея тогда ( Мф.4:5 ) и опять обозначают теснейшее сопоставление обстоятельств в последовательном порядке времени, чем это сделано в слабо между собой связанных происшествиях у святого Луки. Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, – горы Сион, Хорив, Фавор, Небо, Масличная гора, все они были называемы, – и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Внутренняя связь между этим третьим искушением и тем, которое предшествовало, может быть следующая: «Итак, если Ты не Сын Божий, что ясно из Твоего бессилия превратить камни в хлеб, из Твоего отказа смело полагаться на силу и богатство Его благодати, то поклонись мне и приими от меня то, что я Тебе дам, все царства мира и славу их».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Это, напоминают Святые Отцы, и предостережение каждому человеку, не приносящему достойных плодов покаяния и праведной жизни. Душа такого человека подобна бесплодной смоковнице. Но тут же милостивый господь и обещает всякому, имеющему истинную веру и с верой молящемуся, дать «все, что ни будите просить» ( Мк. 11:24 ). Дальнейшее место нашего посещения — гора Елеон, находящаяся к востоку от Иерусалима и отделенная от него Иосафатовой долиной и Кедронским потоком (от которого сегодня сохранились лишь остатки русла). Елеонская гора буквально утопает в зелени маслин, кипарисов, пальм. Еще с глубокой древности на ней росло множество оливковых, или масличных дерев. Поэтому она и получила название Елеонской, или Масличной горы. Вековые деревья мы увидели и сейчас на западном склоне горы — в Гефсиманском саду. Многие события Ветхого и, особенно, Нового Заветов связаны с Елеонской горой. Здесь Господь беседовал с учениками; сюда удалялся для уединенной молитвы, когда приходил из Галилеи; здесь, в Гефсиманском саду, провел страшную ночь перед крестным страданием в молитве ко Отцу. Здесь явился на сороковой день по Своем Воскресении, утешил апостолов, велел им никуда не отлучаться из города и ждать сошествия на них Духа Святаго: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). «И вывел их вон из города до Вифании… и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо» ( Лк. 24:50-51 ). «Облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Когда Он возносился, явились апостолам два Ангела в белых одеждах, благовествуя последнее пришествие Господне: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:10-11 ). На вершине Елеона остался след Пречистой стопы Спасителя — камень, который расплавился при вознесении Господнем. С благоговением и горячей молитвой припали мы к этой святыне — Стопочке Господней, — благодаря Господа и воспевая: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» Каждый, я думаю, почувствовал в это время соединенность наших душ с невидимым, но всюду сущим Божеством, приведшим нас, грешных, к Своим святыням. Сладостно отозвались в наших сердцах слова, которые в утешение Своим ученикам и христианам всех времен сказал Христос пред Своим Вознесением: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: «Осанна!» Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось и духовными очами посмотрим на все. Шествие Иисуса Христа началось от горы Елеонской, или другими словами – масличной, называвшейся так оттого, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора к востоку от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Таким образом гора эта была невдалеке от Иерусалима, но была довольно высока; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова, называвшаяся иначе долиною плача: там было кладбище всего Иерусалима. Посреди долины протекал поток Кедронский. Христос любил гору Елеонскую за ее безмолвие и пустынность и часто на ней проводил ночи в своем молитвенном бдении: избирал Он для этого обыкновенно или самую вершину горы, откуда и вознесся потом, или сад Зеведея, лежавший на склоне ее. Еще и оттого часто посещал Господь эту гору, что бегство сюда гонимого сыном праотца Давида служило прообразом Его незаслуженного страдания. Давид босыми ногами всходил на гору Елеонскую и плакал, покрывши голову свою. От этой-то горы началось славное и торжественное шествие Иисуса Христа в Иерусалим через долину Иосафатову и поток Кедронский. Рассмотрим же, возлюбленные слушатели, духовно все это шествие. Подобно тому, как Иисус Христос начал Свое шествие от горы Елеонской, т. е. масличной, так и всякому христианину, желающему войти в небесный Иерусалим, нужно начать свой путь также от горы масличной. Давид говорит о себе: «Аз же яко маслина плодовита в дому Божии». 116 Так и каждый из людей должен быть маслиной, т. е. должен приносить духовные плоды Господу. Апостол говорит, что такие плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, а также и все добрые дела, как то: пост, молитва , милостыня, прощение должникам нашим, забвение обид, отрешение от дел греховных, покаяние и подвиги в добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мар-Елиас, или Курмил. Высота 1700ф. Самария или Там-же, в долине Сихемской. Местоположение столицы Амврия, Самарии и огромного храма Ваалова при Ахаве. Севастие. Высота 1500 фут. Семфрон. Там-же, долина Сихемская. На горе Гаризине при Моисее произносилось благословение на исполнителей закона Божия, а на горе Гевал проклятие на нарушителей оного. Гора Гаризин считалась Самарянами за священную гору. Джебель-Суле- мейе. Высота 2986 ф. и 2855 фут. Массифа, Мицпа. Холм в кол. Вениаминовом. Там-же. Выдающееся возвышенное место близ Иерусалима. Центральное место собрания Евреев. Неби-Самвиль. Высота 3000 ф. Нов, Ноива. Сирия Палестинская. Место избиения Доиком Идумеяном священников Израилевых по приказанию Саула. Мориа. Там же – Иерусалим. Местоположение храма Соломонова, и, задолго до сего – место принесения Исаака в жертву Авраамом. Там же. Крепость Иевусеев, позже – Иерусалим, взятый Иоавом и укрепленный Давидом, и посему называемый градом Давидовым Иерусалим. Высота 2550 ф. Гора Елеонская, Масличная. Там же. Сюда бежал Давид от Авессалома. Место языческих храмов Соломона, равно, как торжественного входа Господа в Иерусалим, Его предсмертных страданий в саду Гефсиманском и Его предательства Иудой. Джебель-Ет- Тюрь. Высота 2700 ф. Гора против Иерусалима на восток. Аравия Место стана Израильтян по выходе их из Египта, гора Синайского законодательства. Джебель-Муса. Высота 7375ф. Хорив, Гора Божия На эту гору удалились Моисей в Илия, спасая свою жизнь, и здесь они удостоились непосредственного общения с Богом – Моисей в горящей, но не сгораемой купине, а Илия – в веянии хлада тонка. Джебель-Тюр скала. Высочайшая вершина на Синайском полуострове – есть Ум-Шаумер, высота которой 9300 фут. Замечательнейшие реки, упоминаемые в Библии Где упоминаются Название Страна Чем замечательны Новейшие названия Авана. Сирия (Дамаск). Река Авана, восхваленная Нееманом, вместе с Фарфаром составляет один из главных притоков Барады, берущей свое начало в Антиливанских горах. Авана протекает плодородными равнинами через Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Однако положение города Иерусалима никогда не вызывало сомнений. Он находился на том же месте, что и современный Иерусалим – на широкой плоской возвышенности иудейских гор (31° 46,5» северной широты и 35° 14» восточной долготы), возвышаясь над уровнем моря почти на 850 метров. Иерусалим расположен в южной части Ханаана, на вершине водораздела между рекой Иордан (ок. 30 км.) и Средиземным морем (ок. 50 км.). С трёх сторон (кроме северной) город круто обрывается вниз. Поэтому враги обычно нападали на него именно с этой более низменной, уязвимой северной стороны. Между горами и городом с трёх сторон раскинулись долины. К востоку от Иерусалима находится Масличная (Елеонская) гора, отделённая от него потоком Кедрон или Кедронской долиной. С запада и юга город полукругом огибает долина Енном, которая соединяется с Кедронской долиной, образуя единое пространство, понижающееся к Мёртвому морю. Таким образом, долина Кедрон на востоке и Енномова долина на юго-западе, образуют природную границу Иерусалима. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами. Из окружающих Иерусалим гор, Масличная гора (или гора Олив) – самая высокая. Расстояние от города до Елеонской горы считалось равным субботнему пути (Д.Ап.1:12). Масличную гору часто называют горой «трёх цветов», так как в древние времена она освещалась огнями храма Соломонова, а в наше время её озаряет свет восходящего и заходящего солнца. Вид с Масличной горы через глубокую долину Кедрона на древний город Иерусалим с его высокими стенами, лабиринтов переулков, крыш и башен – незабываем. Отсюда же открывается прекрасная панорама окружающей окрестности до самого Мёртвого моря. Размышляя о неприступности Иерусалима, которую создают окружающие его горы в соединении с глубокими пропастями и долинами, становятся понятными такие выражения, как: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 ). Несмотря на то, что Иерусалим сохранил немало памятных мест, связанных с ветхозаветными и евангельскими временами, Библия не содержит описания этого древнего города, чей почтенный возраст составляет более 4000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010