В Палестине масличные деревья произрастали в большом количестве и иногда отдельные участки земли получали названия, связанные с разведением маслин. Например, предместья, окружавшие Иерусалим и связанные с жизнью Спасителя, назывались Гефсимания ( Мф.26:36 ; Мк.14:32 ), – что значит пресс или точило для добывания оливкового масла; гора Елеонская ( Лк.21:22,37:39 ) – иначе гора маслин или Масличная ( 4Цар.13:23 ) – сохранила до наших дней около десятка больших и очень древних масличных деревьев, произраставших еще во времена Иисуса Христа. Елей, употребляемый при совершении Таинства елеопомазания есть образ милости Божией к страждущему человеку. Вино, добавляемое к елею при этом Таинстве, напоминает Кровь Христову, пролитую на Кресте. В притче о милосердном самарянине иудейский священник прошел мимо израненного человека, а иноплеменник сжалился над ним и, возлив масло и вино, перевязал его раны. Святая Церковь останавливает всех новозаветных священников над страждущим человеком и заповедует им с молитвой помазать «раны» души и тела исцеляющим освященным елеем с вином. Елей и вино – милосердие и жизнь. Освящается и благословляется милосердие, а жизнь от милосердия свята. Установление таинства Установление Таинства св. елеопомазания восходит ко времени земной жизни Иисуса Христа. Спаситель, проповедуя свое учение, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ). Посылая учеников на проповедь, Христос «дал им власть врачевать всякую болезнь и всякую немочь» ( Мф.10:1 ). По заповеди своего Учителя апостолы проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мф.6:12–13 ). Вот начало и первообразный чин церковного благодатного елеопомазания. Апостол Иаков излагает более подробно содержание и значение елеопомазания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Воскресенске. Елеонская горагора Вознесения Христос по воскресении Своем в течение сорока дней являлся ученикам Своим наставляя, укрепляя и утешая их. Вознесение Господне. Сороковой день по воскресении Господа Беседа Иисуса Христа с учениками перед самым вознесением Своим. ( Мк.16:15–19 ; Деян.1:4–12 ; Лк.24:49–53 ). В сороковой день по воскресении Своем Иисус Христос явился ученикам Своим опять в Иерусалиме. И зная о Своем вознесении к Отцу Своему, Он еще (и уже в последний раз) повторил Свою волю и завещание: «Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всем людям: кто уверует и примет крещение, тот будет спасен; а кто не уверует (после вашей проповеди), тот на веки будет осужден. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут – изгонять бесов; будут говорить новыми языками; если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и те выздоровеют. (Впрочем, вы не тотчас расходитесь из Иерусалима); оставайтесь в нем, не отлучайтесь из него, пока не облечетесь силою свыше; вы вскоре получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете свидетелями (исповедниками) обо Мне не только в Иерусалиме, (не только) по всей Иудеи, (но) и в Самарии и даже на дальних пределах земли». После этого Христос вывел учеников из города Иерусалима на соседнюю с Иерусалимом гору Елеонскую или Масличную; поднял руки Свои и благословил учеников и, когда благословлял их, стал отдаляться от них и вознесся на небо. Он поднялся на глазах их и облако скрыло Его из виду их. Они поклонились Ему. « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира ». И когда они смотрели вверх во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа (ангела) в белой одежде и сказали: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, который только что вознесся от вас на небо, придет опять в таком же (славном) виде, в каком вы видели Его восходящим на небо». Тогда они возвратились в Иерусалим с великою радостью. И каждый день пребывали в храме Иерусалимском, прославляя и благословляя Бога и ожидая себе обетованного Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Глава V Мф.5:1–2 .  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти. А следуют [за Ним] ученики, к которым только [quibus et ipsis] Он, не стоя, а сидя и уменьшившись в росте [или: тесно окруженный], обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия. Некоторые из наших более простых братий на основании буквального смысла полагают, что блаженства и остальное, что следует за ними, Спаситель изрек на горе Елеонской [Масличной], что совсем не так, ибо из предыдущего и последующего видно, что это место находилось в Галилее; мы полагаем, что это или гора Фавор, или другая какая-либо гора. Да, наконец, непосредственно после окончания Им слов Своих, прибавлено: «Когда же вошел Иисус в Капернаум» ( Мф.8:5 ). Мф.5:3 .  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Это то же, что мы читаем в другом месте: «И смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). 70 А чтобы кто-нибудь не подумал, что Господь проповедовал нищету [бедность], которая иногда бывает следствием необходимости, Он прибавил: «духом», чтобы ты понимал не бедность, а смирение. Блаженны нищие духом, которые бедны по воле Духа Святого. Потому относительно нищих этого именно рода и Спаситель говорит через Исайю пророка: «Господь помазал Меня благовествовать нищим» ( Ис.61:1 ). Мф.5:4 . 71 :   Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Этот плач – не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках. Так оплакивал Самуил Саула, ибо Господь раскаялся в том, что помазал его на царство ( 1Цар.15:35 ); подобно этому и Павел говорит, что горестно оплакивает тех, которые после прелюбодеяния и осквернения не раскаялись ( 2Кор.12:21 ). Мф.5:5 .  Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Не землю Иуды [или: Иудеею] и не землю этого мира, не землю, которая поверглась проклятию и приносит терние и волчцы ( Быт.3:17–18 ), и которая находится скорее во власти каждого жестокого и воинственного человека; но ту землю, которую сильно желает Псалмопевец, восклицая: «Верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Пс.26:13 ). Такого рода обладатель и торжествующий после победы описывается также и в Псалме сорок четвертом: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:4–5 ). Действительно, этой [нашей] землей никто не овладевает через кротость, но только через гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава X. Наблус. – Сихем. – Сихарь «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близь участка земли, даннаго Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя». ( Ин 4:5–6 ) Вскоре от Рафидии, при спуске с горы, развертывается в живописной, покатой долине Наблус, окруженный масличными, шелковичными и смоковничными рощами. Наблус есть Библейский Сихем, один из первобытных городов Земли Обетованной, современный Салему Мельхиседекову. Пастырские сцены Книги Бытия происходили в долинах Сихема. Патриарх Авраам, отец многих языков, является на них первый с своими кочевыми шатрами, идя, по повелению Божию, из Харана: «По земле сей Авраам прошел до места Сихема до дубравы Море. В земле сей жили тогда Хананеи. И явился Иегова Аврааму, и сказал ему: потомству твоему отдам я землю сию; и тут создал он жертвенник Иегове, который явился ему» ( Быт 12:6–7 ). Вот и другой патриарх, Иаков, приходит с подвижным домом своим и со стадами перед Сихем; он покупает у Эммора, отца Сихемова (чьим именем назывался город), то поле, на котором были разбиты его шатры; воздвигает здесь жертвенник и призывает имя Бога Израилева. После отмщения, совершенного сынами Иакова Сихему, властителю этих мест, за поругание, нанесенное их сестре Дине, – Иаков решился оставить Сихем, он переменил ризы свои для очищения, повергнул чуждых богов, зарыл их вместе с серьгами своих домашних под теребинтом, возле Сихема, – и удалился чрез Вефиль, Салем и Вифлеем в Хеврон, поразив ужасом жителей Сихема, которые не дерзали его преследовать. Собственность Иакова, приобретенная им возле Сихема, осталась неприкосновенною, и он из Хеврона посылал часть стад своих пастись в долине Сихемской под надзором детей своих. В окрестностях этой пастбищной долины происходило трогательное событие продажи Иосифа купцам измаильтянским, проходившим с верблюдами путем в Египет, с грузом благовоний. Дорога эта и теперь караванная, между Египтом и Сириею. Сихем обнесен огромными горами; две из них высочайшие, отличительны от прочих: к северу – Гевал, к югу – Гаризим: гора Проклятий и гора Благословений, Моисей перед переходом израильтян чрез Иордан в Землю Обетованную, в предсмертном завещании своем сказал им: «Се аз даю пред вами днесь благословение и клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Ибо печальные события, как острия, вонзаются в сердце живущим в мире среди благодушия и радости, чтобы омрачить чистоту псалмопения. Рыдание и плач обиженных единоплеменными раздаются для того, чтоб видно было терпение бедных. Какая же для меня польза, кроме явного вреда душе? Посему как птица переселяюсь в горы. Ибо избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс. 123, 7). И я, о злая мысль! Живу в той же пустыне, в которой пребывал Господь. Здесь дуб мамврийский, здесь лествица, возводящая на небо, и полки Ангелов, виденные Иаковом. Здесь пустыня, в которой народ, очистившись, получил закон и, таким образом вошедши в землю обетования, увидел Бога. Здесь гора Кармил, на которой водворяясь, Илия благоугодил Богу. Здесь равнина, на которую удалившись, Ездра, по Божию повелению, отрыгнул все богодухновенные книги. Здесь пустыня, в которой блаженный Иоанн, питаясь акридами, проповедал людям покаяние. Здесь гора Масличная, на которую восходя, Христос молился, поучая нас молиться. Здесь Христос — любитель пустыни. Ибо говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Здесь тесный и узкий путь, ведущий в жизнь. Здесь учители и пророки, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 38). Здесь апостолы и евангелисты и житие монахов, не имеющее для себя града. Сие-то добровольно принял я, чтобы получить обещанное Христовым мученикам и всем прочим святым, чтобы не лживо сказать мне: в делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя (Пс. 16, 4). Ибо знаю боголюбца Авраама, внявшего гласу Божию и переселившегося в пустыню (Быт. 12, 1–4), и Исаака притесняемого (22, 1–13), и патриарха Иакова странствующего (гл. 28 и 29; 37, 1), целомудренного Иосифа проданного (37, 17–28), трех отроков, изобретателей воздержания, борющихся с огнем, Даниила, вверженного в ров львиный, небоязненно вещающего Иеремию, осужденного в ров тинный, зрителя тайн Исаию, претренного пилою , Израиля, отводимого в плен, обличителя прелюбодеяния Иоанна, посекаемого мечом (См.: Мф.

http://pravoslavie.ru/2173.html

Иуда входит к Фамари как к блуднице. И, по убивающей букве, Осия пророк соединятся не только с блудницею, но и прелюбодейцею ( Ос. 1 ). Но если и нам действительно предоставляется неистовствовать в похоти со всеми женщинами и, подобно Содому и Гоморе, быть застигнутыми в последний день продающими и покупающими, женящимися и выдающими замуж ( Мф. 24:38 ), чтобы брачная жизнь прекратилась лишь с концом жизни, – и если и после потопа и до потопа было в силе оное определение: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), то что до этого нам, коих достигли концы веков, которым говорится: время уже коротко ( 1Кор. 7:29 ) и: уже секира при корне дерев лежит ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ), которая евангельской чистотой посекает лес закона и многобрачия? Время обнимать, и время уклоняться от объятий ( Еккл. 3:5 ). Иеремии перед пленом запрещается поять жену. Иезекииль в Вавилоне сказал: «жена моя умерла и уста мои отверсты» ( Иез. 24:18 ). Ни намеревающийся жениться, ни женившийся в брачном состоянии не могут свободно пророчествовать. В древности было славой слышать стихи: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей; и: увидишь сыновей у сыновей твоих ( Пс. 127 ). Ныне о воздерживающихся от брака говорится: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ) и: к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня ( Пс. 62:9 ). Тогда око за око; теперь ударяющему в щеку подставляем другую. В то время говорилось воителям: препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный ( Пс. 44:4 ), а Петр слышит: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26:52 ). Я говорю это, не разделяя закон и Евангелие, как лжемудрствует Маркион, но принимая одного и того же Бога, Который по различию времен определяет и начало вещей и конец; сеет, чтобы пожать; насаждает, чтобы было что посечь; полагает основание, чтобы завершить здание при кончине века. С другой стороны, если мы перейдем к тайнам и проникнем – не по своему произволу, а по изъяснению апостола – к созерцанию прообразов: то узнаем, что Агарь и Сарра, или гора Синай и гора Сионская, означают два завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА [Елеон, Масличная гора; греч. Ορος Ελαων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы. Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу. Вид на Елеонскую гору Вид на Елеонскую гору Отпечаток стопы Спасителя в часовне Вознесения Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

http://pravenc.ru/text/189763.html

Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен.  С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых. Фавор А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Что это за добыча, что это за раздел ее – это пророк раскрывает таким образом: «И соберу», говорит Он от лица Божия, «все народы (языческие) к Иерусалиму на войну» против него «и взят будет город и разграблены будут дома и поруганы будут жены, и пойдет половина города в плен, но остаток народа не будет истреблен из города». К этому остатку народа Господь придет на помощь: «и выйдет Иегова и сразится с народами оными, как в день сражения Своего, в день битвы»; сразится за Свой народ так же, как Он и всегда сражался за него в день борьбы со врагами его. Он явится, «и станут ноги Его в тот день на Масличной горе, которая лежит перед Иерусалимом к востоку» от него (замечание это имеет не географический смысл отличить гору от других гор, на которых также росли масленичные деревья, но стоит в связи с тем средством, какое Господь употребит для спасения Своего народа, а именно, через разделение горы проложит путь народу для бегства). Вследствие сошествия Иеговы, Того Иеговы, перед Которым колеблется земля, когда Он ее касается ( Исх.19,18 ), – сошествия Его на Масленичную гору, гора эта разделится пополам, одна часть ее раздвинется к северу, а другая к югу, а в середине образуется большая долина от востока к западу: «и рассядется Масленичная гора», говорит пророк, «в средине от востока к западу в долину весьма большую и половины горы отклонится к северу и половина ее (другая) к югу». Таким образом образуется совершенно новая долина, в которой спасающиеся из Иерусалима беглецы найдут себе безопасное убежище, где они и скроются. «И вы», говорит Бог этой спасающей части народа, имеющего в большей своей части погибнуть от врагов, «побежите на долину гор Моих, и долина гор будет простираться до Ацала (бесследно  исчезнувшее селение, находившееся вблизи Иерусалима ( Мих.1,11 ) и именно, как видно из рассматриваемого места, к востоку от Масленичной горы); «и побежите вы так, как бежали вы от землетрясения» (о котором упоминает пророк Амос 1,1 ) «бывшего в дни Озии Царя Иудина»; побежите все скоро и быстро, побежите не только от врагов, но и из страха перед землятресением, которым будет сопровождаться сошествие к вам на помощь Господа,  и которое будет подобно древнему, испытанному уже вами или вашими предками землетрясению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

XXXIV. Bmopoй род [поклонения] — тот, когда поклоняемся творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства; как, [например]: Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу — источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овечьей купели и блаженному саду Гефсиманскому; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому [месту], на котором произносится имя Бога. Не из–за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному божественной деятельности и послужившему моему спасению, из–за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям; ибо они не причастны божественной деятельности и Господа славы — Бога моего распяли на кресте не с целью доставить мне спасение, но скорее — волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего, говорит Давид, и место жилища славы Твоей (Пс 26: 8). И: Поклонимся подножию ног Его (Пс 132: 7). И: Поклоняйтесь на святой горе Его (Пс 99: 9). Одушевленная святая гора Бо–жия — Святая Богородица; одаренные разумом горы Божий — Апостолы. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 114: 4). XXXV. Tpemuй род — тот, когда поклоняемся тому, что посвящено Богу; я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор 10: 11). [Разумею также] и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы — достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа [гостей] пила вино из священных сосудов[  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010