XXXIV. Второй род [поклонения] - тот, когда поклоняемся творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства; как, [например]: Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу - источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овечьей купели и блаженному саду Гефсиманскому; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому [месту], на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям; ибо они не причастны божественной деятельности и Господа славы - Бога моего распяли на кресте не с целью доставить мне спасение, но скорее - волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего, говорит Давид, и место жилища славы Твоей (Пс 26: 8). И: Поклонимся подножию ног Его (Пс 132: 7). И: Поклоняйтесь на святой горе Его (Пс 99: 9). Одушевленная святая гора Бо-жия - Святая Богородица; одаренные разумом горы Божий - Апостолы. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс 114: 4). XXXV. Третий род - тот, когда поклоняемся тому, что посвящено Богу; я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор 10: 11). [Разумею также] и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы - достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа [гостей] пила вино из священных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

   Хорошо известно, что в разных Евангелиях это второе искушение и третье следуют в различном порядке. У святого Матфея искушение тщес­лавием (бросься вниз) поставлено первым, а искушение мирообладанием (все это дам Тебе) следует потом, тогда как у святого Луки сначала предлага­ются царства с их славою, и только когда они были отвергнуты, начинает­ся искушение духовной гордостью. Могут спросить: в каком порядке, соб­ственно, должны были следовать искушения, или, выражаясь точнее, в каком действительно последовании шли искушения в данном случае?.. В пользу повествования святого Луки Можно сказать то, что духовное не­честие, кажется, есть крайнее и утонченнейшее искушение лукавого; люди, победившие все другие искушения, подвергаются еще и оному и иногда побеждаются им, так как белого дьявола, как говорят, надо более страшить­ся, чем черного, а устроение того, чтобы искушения следовали в таком порядке и последовательности, чтобы они были возможно действитель­нее, это преимущественно приписывается сатане (Еф.4:14; 6:10—13). Но, с другой стороны, в пользу последовательности, которой придерживает­ся святой Матфей, можно сказать, что слова отойди от Меня, сатана вряд ли могли быть сказаны среди искушения, так как они скорее окончатель­ное и властное удаление искусителя, после которого он не осмелится до­лее, в данную по крайней мере минуту, беспокоить Господа. И этот факт, кажется, исключает все доводы, которыми поддерживается тот или дру­гой порядок, в котором следуют искушения, не говоря уже о том, что сло­ва у святого Матфея тогда (ст.5) и опять обозначают теснейшее сопостав­ление обстоятельств в последовательном порядке времени, чем это сде­лано в слабо между собой связанных происшествиях у святого Луки.     Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, — горы Сион, Хорив, Фа­вор, Небо, Масличная гора, все они были называемы, — и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши покло­нишься мне. Внутренняя связь между этим третьим искушением и тем, ко­торое предшествовало, может быть следующая: «Итак, если Ты не Сын Божий, что ясно из Твоего бессилия превратить камни в хлеб, из Твоего отказа смело полагаться на силу и богатство Его благодати, то поклонись мне и приими от меня то, что я Тебе дам, все царства мира и славу их».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А во-вторых, именно в этом фрагменте Евангелия наиболее ясно выражается церковное учение о Боге — Святой Троице: Бог троичен в Лицах и Един по существу . Господь наш есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. 10. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Что мы об этом знаем О Вознесении Господнем нам известно преимущественно от апостола Луки, написавшего Евангелие и книгу Деяния святых апостолов. Иисус Христос вывел апостолов из Иерусалима и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец, облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11). Когда и где это произошло Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути Максимальное расстояние, которое иудейский закон позволял преодолевать в субботу. Чтобы не нарушить заповедь о субботнем покое, иудеям разрешалось выходить из дома не более чем на 2000 шагов, то есть на 1–1,5 км. — Прим. ред. (Деян 1:12). Сейчас Елеонская (Масличная) гора расположена уже в пределах городской черты. Она тянется с севера на юг напротив восточной стены Старого города. Какое значение это событие имеет для нас Вознесение — одно из ключевых событий евангельской истории, недаром Церковь установила в его честь двунадесятый праздник. Благодаря Вознесению Иисуса Христа на небо (так христиане называют, за неимением более подходящих слов, тот духовный мир, в котором от века пребывает Господь), к Богу отныне может вознестись любой человек, верный Христу и любящий Его.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

В виду усиливающейся таким образом опасности для нравственного состояния только что начинавшегося возрождаться Израиля, конечно, как нельзя более уместно и нужно было возможно-частое напоминание о том, что только надежда на Господа и благоговейное хранение закона Его могут служить опорою благоденствия и ручательством за безопасность от врагов, что Господь не допустить верных рабов своих оставаться в угнетении и рабстве, но как прежде неоднократно являлся их защитником и покровителем, так и ныне ниспошлет им Свою помощь и благословение, между тем как беззаконные и все враги Сиона подвергнутся заслуженному наказанию. – Все эти и подобные мысли составляли один из главных предметов наставлений после-пленных пророков Аггея 1689 , Захарии 1690 и Малахии 1691 ; к раскрытию их в народе и словом и делом стремились и тогдашние руководители Израиля Ездра и Неемия 1692 : очень естественно, конечно, было ожидать выражения их и в песнях тогдашних псалмопевцев; а в числе рассматриваемых нами песней восхождения псалмы: 124-й, 127 и 128-й и составляют именно краткое, но сильное выражение такого рода мыслей 1693 . «Надеющийся на Господа, поучает Пс. 124 -й, как гора Сион, не подвигнется. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и во век. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие (ст. 1–3 и 5)». В противоположность же с ожидаемым здесь наказанием нечестивых и чтобы представить сильнейшие побуждение к благочестию и упованию на Господа, в Пс. 127 -м псалмопевец живыми красками рисует пред глазами Израильтян прекрасную, идиллическую картину семейного счастья праведника. «Блажен всяк боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов рук твоих; жена твоя как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ввиду этого Голгофа священная гора и Лобное место – место спасения нашего и святости. Здесь великий жертвенник, на котором Агнец Божий искупил и примирил наши грехи. Здесь, на этом благословенном месте, протекают реки воды живой, здесь растет древо жизни, и с самим воздухом этого места мы вдыхаем в себя вечную жизнь. Сюда мы должны идти, если нас тяготят наши грехи; потому что здесь мы найдем себе утешение в том, что наше спасение и прощение наших грехов Спаситель совершил через пролитие своей крови. Сюда мы должны обратиться, если мы нуждаемся в силах, нас освящающих; только здесь мы услышим дорогие нам слова: «Кровь Иисуса Христа, Сына Божиего, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ). Сюда мы должны спешить, если наша душа жаждет утешения в страданиях, потому что здесь мы научаемся, что нам сперва нужно пострадать с Ним, чтобы потом быть участниками в Его величии. Спаситель наставлял своих учеников, чтобы они бежали в горы ( Мф. 24, 16 ). Этому наставлению мы должны неизменно и послушно следовать. Будем часто переноситься духом на гору Синай, чтобы слышать и принять к сердцу заповеди Бога нашего, которые Он там изрек. Будем переноситься на гору Сион, чтобы слышать дорогие слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11, 28 ). Обратимся и к горе Преображения, чтобы и здесь внизу, в долине скорбей, засиял свет величия Спасителя. Подойдем и к Масличной горе, чтобы с верою созерцать Сына Божиего, Который принес Себя в жертву правде Божией и Которому теперь дана всякая власть на небе и земле. Но чаще всего пусть витает наша мысль при Голгофе и при Лобном месте, где Агнец Божий взял на Себя грехи наши и искупил их драгоценною своею кровью. Но о двух вещах мы не должны при этом забывать. Евангелист передает нам: «И Он вышел на место, называемое Лобное». И апостол Павел прибавляет в послании к евреям: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13, 13 ). Он ради нас перенес величайший позор, чтобы нас привести к славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Глава 11 Благодарное памятование чудес благости Божьей, явленных Израилю, и добровольное исполнение богодарованного закона являются непременным условием благоденствия евреев в земле обетования. Втор.11:7 .  ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал. Многие из евреев, в возрасте от 50 лет и выше, могли ясно помнить обстоятельства выхода народа из Египта, а тем более – возмущение Корея и его сообщников (ср. однако Втор 2.14 ). Втор.11:10 .  Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; Плодородие Египта обусловливалось напряженным трудом искусственного орошения, через посредство каналов и канав, проводящих воду из реки Нила. Раскрытие и закрытие маленьких канавок, орошавших плантации частных лиц, делалось примитивным способом – ногами, как это и теперь делается в некоторых азиатских странах. Втор.11:11 .  но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, – Ханаан имеет обильное естественное орошение через посредство дождей, а также источников, берущих свое начало в горах и струящихся в долинах. Втор.11:14 .  то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» – весенний, способствующий наливанию зерна и плодов. Втор.11:29 .  Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: Втор.11:30 .  вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. Ср. Втор 27.12–26 . Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море ( Быт 12.6 ). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины. «Против Галгала» По мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в Втор. 11:30 , нужно отличать от Галгала, упоминаемого в Нав. 4:19–20, 5:9–10 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Видение пятое: 1–5. Видение пророком светильника и двух маслин. 6–10. Слово Господа к Зоровавелю. 11–14. Объяснение значения двух масличных ветвей. Зах.4:1 .  И воз­вратил­ся тот Ангел, который говорил со мною, и про­будил меня, как про­буждают человека от сна его. Из Зах.4:1 ясно, что отсюда начинается второй ряд откровений, отделяющийся от первого промежутком, в который Ангел-толкователь отсутствовал, или пророческое вдохновение оставляло пророка. Зах.4:2 .  И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; По толкованию Кейля, семь лампад представляют образ избранного народа, который светит пред Господом светом своего богопознания и освещает тьму языческого богоневедения. Самый светильник, в таком случае, знаменует внешнее устройство ветхозаветной церкви; а елей, поддерживающий горение в лампадах, и проистекающий от них свет – символы Духа Божия. Светильник, виденный пророком, имеет особенные приспособления для того, чтобы свет его лампад никогда не угасал за недостатком елея, знаменующего оставляющую Церковь силу Духа Божия. В существенных чертах, изложенное понимание, по св. Ефрему, «златый свещник... означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство. Две маслины, из которых одна – на правой стороне светильника, а другая – на левой, означают двух правителей народа иудейского – Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой – на священство. Под семью светильниками св. Ефрем разумеет трех послепленных пророков и лиц, упоминаемых в Зах.6:10 кн. Захарии (стр. 223–224, ср. Феод. 86). Зах.4:6 .  Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Го­с­по­да к Зоровавелю, выража­ю­щее: не во­ин­ством и не силою, но Духом Мо­им, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Зах.4:7 .  Кто ты, великая гора, перед­ Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он крае­угольный камень при шумных восклицаниях: «бла­го­дать, бла­го­дать на нем!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, из слов евангелиста Иоанна: «знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками своими» 46 , следует, что место это было уединенное; но этого нельзя сказать о нынешнем месте, чрез которое прежде проходила дорога по направлению к Вифании, Вефаваре и Иерихону. Наконец, большая часть прощальной беседы была произнесена Спасителем уже вне горницы 47 ; но такая длинная речь не могла занять лишь то короткое время, какое требовалось для прогулки от этой горницы до места нынешней Гефсимании; притом Иисусу Христу пришлось бы в таком случае вести беседу в то время, когда проходил Он чрез шумный город, окруженный толпою народа, из всех частей страны собравшегося на праздник, и потом когда сходил по крутой тропинке, идущей вниз к Кедрону 48 . Создав такие противоречия, Фалькенер устраняет их своим особым построением порядка событий великой ночи. Прервав Свою беседу словами: «встаньте, пойдем отсюда» 49 , Спаситель с 11 апостолами отправляется на вершину горы Елеонской. Об этом говорят синоптики, это же естественно нужно допустить и в виду того, что гора Масличная для Господа Иисуса Христа была излюбленным местом, с которым были тесно связаны многие важные события Его земной жизни. Здесь, вдали от городского шума и постороннего взгляда, Он мог беседовать с Богом Отцом, «наслаждаясь спокойною уединенностью места, чистым воздухом и прекрасным видом города» 50 . С этим городом соединялось так много воспоминаний; естественно поэтому желание бросить еще один последний, прощальный взгляд на него, а это можно сделать лишь с вершины горы Елеонской. Здесь продолжает Господь Свою прощальную беседу 51 и, окончив ее, идет «с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел (Он) Сам и ученики Его» 52 . Итак, чрез долину Иосафатову в эту ночь Господь Иисус Христос перешел два раза: когда от сионской горницы направлялся к горе Масличной, и на обратном пути, с горы в Гефсиманию. Место последней поэтому Фалькенер ищет на восточном склоне Сиона, на западной стороне потока Кедрского, не указывая его, впрочем, более точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

И он поднимется и построит святилище; с неба ниспадет огонь на жертву, принесенную им. Потом он поразит всех хананеев, после чего пойдет на страну Моава и умертвит там половину жителей, а остаток уведет в плен; они будут платить ему дань, но в конце концов он заключит с ними мир согласно Писанию ( Иер. 48:47 ): «и Я возвращу в последние дни пленников Моава». После этого они (сыны Израиля) будут жить в течение 40 лет в мире, будут есть и пить, а чужеземцы будут обрабатывать их поля и виноградники. «И он изгонит всех сынов Сифовых. ( Чис. 24:17 ), – это значит, что он изгонит хананеев, которые названы сефитами по слову Писания ( Быт. 4:5 ): «ибо Бог положил мне другое семя». После всего этого услышит Гог и Магог о совершившемся и поднимется против них (израильтян), как написано ( Пс. 2:2 ): «восстают цари в стране, и владыки совещаются между собой против Господа и Его Помазанника». И он вторгнется (в Иерусалим) и убьет его (Мессию бен-Иосифа) на улицах Иерусалима, как написано ( Дан. 12:1 ): «и будет время бедствия». Израиль же, увидя это, скажет: мы потеряли Мессию, и другой Мессия уже не придет. И будут рыдать о нем четыре рода по слову Писания ( Зах. 12:12–13 ): «и будет рыдать земля, – каждое племя особо: племя дома Давидова, племя дома Нафанова, племя дома Левиина и племя Симеоново». Тогда выступит Святый, – да будет Он благословлен, – и сразится с ними, как написано ( Зах. 14:3 ): «и Господь выступит и ополчится против этих народов». Горы поколеблются, холмы опустятся, Масличная гора распадется, и Святый сойдет на нее, а израильтяне обратятся в бегство и спасутся, как сказано: «и вы побежите по долине Моих гор» ( Зах. 14:12 ); «и вот какое будет мучение» ( Зах. 14:12 ). После этого Израиль уйдет в болотистую пустыню, чтобы жить там, питаясь солеными травами и корнями дрока ( Иов. 30:4 ) в продолжение 45 дней; они укроются за облаками, которые будут их окружать. Но кто восстает злыми мыслями против Святого, тот будет изгнан из-за облаков и погибнет от хананеев. Многие из израильтян перейдут тогда к хананеям и через это лишатся части с Израилем в будущем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010