Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Два раза в неделю духовник проводил с сестрами катехизические беседы, 4 раза в неделю в храме читали акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного образа Спасителя и Покрова Пресв. Богородицы, на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая насельница должна была вычитывать 100 Иисусовых молитв. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна стремилась создать такую обитель, в уставе к-рой сочетались бы монашеский уклад жизни и деятельная помощь ближним. Прообраз будущего мон-ря она увидела в служении 2 евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42). Вел. княгиня обратилась также к опыту древней Церкви - к служению диаконисс , считая приемлемой для сестер обители только 1-ю, начальную ступень посвящения в диакониссы по одеянию. В 1911 г. она подала в Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам звания диаконисс. Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора (см.: Постернак. 2001. С. 212-219). Но на Поместном Соборе 1917-1918 гг. чин диаконисс восстановлен не был. Впосл. вел. княгиня предполагала выстроить вне Москвы скит, куда потрудившиеся сестры милосердия по желанию и с согласия совета обители могли бы удаляться, приняв мантийный постриг. Для престарелых сестер милосердия, не принимавших монашеского пострига, планировалось устроить приют при обители. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Насельницы осуществляли 3 вида служения: деятельное, попечительное и просветительное. Были устроены больница, аптека, амбулатория (с 25 янв. 1910), столовая, воскресная школа для взрослых женщин, трудовой приют для девочек-сирот и общедоступная б-ка. Вне обители, на Донской ул., размещалось помещение для чахоточных женщин, главная цель которого состояла в утешении умирающих и предоставлении им христианского напутствия.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Восьмиконечный кипарисовый настоятельский крест на Елизавету Федоровну возложил на следующий день после обряда посвящения в крестовые сестры митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в Вербную субботу 10 апреля 1910 года. На лицевой стороне святыни — иконографические образы Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери, на обороте — изоб­ражения святых равноапостольных жен Марфы и Марии и слова Господней заповеди «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим и всею крепостию твоею; возлюбиши ближнего своего яко сам себе» (ср. Мк. 12, 29–31). Все эти символы не случайны. Икону Спаса Нерукотворного будущей великой княгине преподнес император Александр III в Вербную субботу 13 апреля 1891 года в день ее присоединения к Православию. В честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен соборный храм Марфо-Мариинской обители милосердия, а святые покровительницы этого места в центре российской столицы — святые жены Марфа и Мария. Цепь креста состоит из двадцати соединенных между собой звеньев в виде малых кипарисовых крестиков. Еще один раритет, который «помнит» руки великой княгини Елизаветы Федоровны, — возвращенный к жизни салонный рояль фирмы J. Becker, больше ста лет назад купленный для обители и долгие советские десятилетия простоявший в подвале городской поликлиники, занимавшей до недавнего времени настоятельские покои. Реставраторы снабдили восстановленный инструмент собственной автономной системой климат-контроля. Этот музейный объект в рабочем состоянии: если вам повезет, на экскурсии вы услышите, как на нем играет друг дома-музея Елизаветы Федоровны известный московский концертмейстер Алла Басаргина. Век подвигу петроградских мучеников Древлехранилище Александро-­Невской лавры . Санкт-Петербург, Наб. р. Монастырки, 1. До 26 декабря 2022 г. Старейший монастырь северной российской столицы одним из первых принял удары безбожной власти. В конце октября в Лавре открылась выставка «100-летие подвигу священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей». В экспозиции — фотографии священников и епископов, ставших жертвами сталинских репрессий: Красного и Большого терроров. Присутствуют здесь и раритеты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова, ряса и епитрахиль расстрелянного в 1937 году последнего в советское время настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. За дверью камеры из дома предварительного заключения на Шпалерной улице (митрополита Вениамина после ареста привезли именно туда) выставлены экспонаты из частного собрания — конверт письма владыки и фотография с его автографом.

http://e-vestnik.ru/reports/zima_v_rossi...

В филантропии царской семьи в годы войны тон задавала мать-императрица Мария Федоровна, руководившая Российским обществом Красного Креста (1877 – 1917) и Ведомством учреждений императрицы Марии (1880 – 1917). Под эгидой Верховного совета действовало несколько комитетов, возглавляемых членами Дома Романовых, в том числе Елисаветинский, Ольгинский и Татианинский комитеты. Сестрами милосердия в Царскосельском лазарете Красного Креста после окончания специальных курсов стала императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной. Комитет Елизаветы Федоровны ( Елисаветинский комитет) оказывал помощь семьям воинов и получал на эти нужды большие частные пожертвования. Уже к маю 1915 года в его кассы поступило 2 800 000 руб. в помощь семьям и 1 300 000 руб. – на приюты и ясли для детей, содержание дешевого жилья, дешевые и бесплатные столовые. Комитетом был создан разборный пункт бездомных детей (чьи матери умерли, а отцы ушли на войну), открыт ряд Марфинских приютов, названных так, потому что за детьми ухаживали сестры Марфо-Мариинской обители. Располагались приюты в помещениях, предоставленных монастырями, приходами и частными лицами. Первоочередной задачей Петроградского комитета Ольги Николаевны ( Ольгинского комитета) стало обеспечение жен воинов работой в специально организованных швейных мастерских или на дому. Одна из мастерских была устроена в доме московского генерал-губернатора. Комитет получил заказ от интендантства (часть военного управления, в ведении которой состоит снабжение войск провиантом и обмундированием) на пошив 1 000 000 комплектов белья. Комплект включал исподнюю рубашку и кальсоны, за пошив которых платили 23,5 коп. Для исполнения заказа создали мастерские в Нарве, Ораниенбауме, Петергофе, Шлиссельбурге, Ямбурге. Российский Красный Крест и компания «Зингер» выделили 180 швейных машин. С августа 1914 по сентябрь 1915 года комитет предоставил работу 19 500 женщин, рассмотрел 30 000 прошений на получение одежды, обуви, дров, оказал денежную помощь 13 709 семьям на сумму 2 000 000 руб., организовал несколько детских садов. Комитету поступали значительные пожертвования: императрица Александра Федоровна передала 133 тыс. руб. (из средств, пожертвованных финляндским Сенатом), 300 пудов чая; российское консульство в болгарском городе Рущуке прислало 540 пудов табака для отправки воинам на фронт.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/istori...

На богослужении присутствовали заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития           Л.М. Печатников, первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области С.А. Самохин, глава Администрации г. Рязани В.Е. Артемов,  глава администрации г. Кузнецка С.А. Златогорский.  Среди молившихся в храме были настоятельница московского  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя  Синодального отдела по монастырям и монашеству  игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), участники IV Общецерковного съезда по социальному служению и благотворительного праздника «Белый цветок», представители  Императорского православного палестинского общества , многочисленные паломники. За богослужением пел хор Марфо-Мариинской обители, регент Л.В. Липчанская. Из Покровского храма была организована трансляция, за которой можно было наблюдать на большом мониторе, установленном на территории обители.  За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Кирилла Прохорова, клирика храма апостола Андрея Первозванного в Люблино.  Проповедь перед Причастием сказал протоиерей Михаил Зазвонов, клирик Марфо-Мариинской обители.  По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви  напутствовал  епископа Кузнецкого и Никольского Нестора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. От лица участников IV Общецерковного съезда по социальному служению и всех участников богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал епископ Пателеимон, который преподнес Его Святейшеству икону «Умовение ног».  Монахиня Елисавета (Позднякова) от лица насельниц обители приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Предстоятелю в память о богослужении икону святых жен-мироносиц. Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с  Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/3650706.ht...

Так продолжается традиция милосердия, в основе которой два основополагающих христианских начала – внутреннее преображение человека через воздержание и молитву, как у Марии, и деятельное служение ближнему, как у Марфы. Именно пример апостольской миссии святых жен-мироносиц Марфы и Марии вдохновил великую княгиню Елизавету Федоровну Романову. Более чем символично, что киевская Марфо-Мариинская обитель милосердия создается в год 100-летия мученического подвига, злодейского убийства преподобномученицы Елисаветы и ее келейницы мученицы Варвары. Сегодняшнюю Украину вновь терзает гражданская война, усиливаются гонения на Церковь, полыхают храмы. Так, в седьмой раз был подожжен храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», расположенный в Национально историко-мемориальном заповеднике «Бабий Яр», хорошо, что сторож вовремя заметил и потушил огонь. Продолжаются и грабежи в храмах, их становится все больше, и уголовные преступления совмещаются с духовными – озверевшие нелюди оскверняют святыни, буквально бесятся. Ну а скандально известный сайт «Миротворец» и вовсе призвал к расстрелам священников канонической Церкви Московского патриархата как «боевых единиц российского агрессора». Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители На этом фоне тотального разрушения каноническая Украинская Церковь Московского патриархата продолжает свою миссию созидания и милосердия. Так же поступила и преподобномученица Елисавета, основавшая в Москве в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Как известно, вскоре после зверского убийства террористами ее мужа, великого князя Сергея Александровича эта великая женщина продала все свои драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала династии Романовых, а на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и была основана обитель. Здесь оказывали комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь, были созданы больница, амбулатория – аналог современной поликлиники, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая. Нуждающимся не просто давали еду и одежду, но и помогали в трудоустройстве. Причем в приюте детям бродяг, пьяниц, профессиональных нищих и прочих, выражаясь современным языком, асоциальных элементов давали нормальное воспитание, образование, хороший уход и профессию. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, духовные чтения.

http://pravoslavie.ru/111766.html

А. Голицына, вторая справа - Е. Н. Журило При открытии обители милосердия сестер было всего шесть. В апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Постепенно число сестер достигло почти 100 человек. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Необходимым условием было духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание во имя Господа, Которому они приносят свои силы и труд. Среди сестер, которые делились на крестовых (уже посвященных), испытуемых и учениц, были благочинная, письмоводительница, закупщица, заведующая внешней благотворительностью, певчие и церковницы (которые работали и в рукодельной), просфорницы, медицинские сестры, трапезницы, келейницы, уборщицы, а также те, кто исполнял послушания в аптеке, приюте, бельевой, кухне, столовой для бедных, при дешевой квартире, в воскресной школе. Регулярное посещение бедняков – главная забота обители – началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. Храмы обители Покровский собор Марфо-Мариинской обители При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии – небесных покровительниц обители – существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года.

http://pravoslavie.ru/3463.html

Можайского сщмч. Димитрия (Добросердова) , обсуждались вопросы расширения помощи раненым и больным воинам, а также жен. мон-рям, эвакуированным с территории боевых действий. Так, ряд московских построек предоставили прибывшим из Риги и Холма инокиням. Насельницы Холмского Турковицкого жен. мон-ря и учащиеся монастырской школы были размещены в принадлежавшем обители здании (ныне Старомонетный пер., дом 33). 13 апр. 1916 г. в М.-М. о. митр. Московский и Коломенский свт. Макарий (Невский) в сослужении архиеп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) , епископов Можайского Димитрия (Добросердова), Верейского Модеста (Никитина) и др. совершил Божественную литургию и благодарственный молебен по случаю 25-летия со дня крещения вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в правосл. Церкви. Архитектурный ансамбль Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г. Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г. Архитектурный ансамбль М.-М. о. (памятник архитектуры федерального значения) - стилистически единый комплекс построек нач. 10-х гг. XX в. Для его создания вел. кнг. Елисавета Феодоровна по рекомендации Нестерова обратилась к архит. А. В. Щусеву и принимала непосредственное участие в разработке проекта. Собор М.-М. о. является одним из удачных примеров церковных построек в неорусском стиле и представляет собой собирательный образ древнерусской архитектуры. Если с разных ракурсов смотреть на храм, то он предстает различным по композиции, но сохраняет архитектурную цельность. Со стороны апсид приземистый кубический одноглавый храм с пощипцовым покрытием сводов напоминает о типе здания, характерном для различных центров Др. Руси удельного времени: раннемосковской архитектуры, новгородского и псковского зодчества XIV-XV вв. Этому способствуют пластика архитектурных объемов и декор в виде вставных резных крестов (переосмысленных в духе модерна элементов новгородской архитектуры) и выемчатых орнаментов. К основному объему храма примыкают ризница с юга, притвор с севера (решен в стиле Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и украшен богатой резьбой) и подчеркнуто удлиненная трапезная с запада, которая, по замыслу вел.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала Великая княгиня Елизавета Федоровна. На освящении обители 6 октября 1912 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…» Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 гг. В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо-Мариинской обители , впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью. В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но благодаря хлопотам брата — режиссера Константина — в 1934 году вернулась. Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей. Отпевал ее тайно прибывший владыка Арсений. Могила схиигумении Фамари находится на Введенском (Немецком) кладбище г. Москвы. Каждый год в воскресенье Жен-мироносиц, в день ее ангела, и 23 июня, в день кончины, служатся панихиды, приезжают ее почитатели. Возобновление монашеской жизни в скиту было положено 17 января 2000 года, в день празднования памяти святой равноапостольной Нины, которой посвящен нижний придел храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского Ново-Голутвина монастыря. К этому времени в скиту сохранилась половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором А. В. Щусевым. За 10 лет удалось отчасти воссоздать облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ. В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям 1920-х годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1536966...

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах , а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

http://patriarchia.ru/db/text/320500.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010