Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Екатеринодарской и Кубанской епархии Кубанской митрополии), в г. Апшеронске Краснодарского края. Открыт решением Синода от 12 марта 2002 г. на территории упраздненного Марфо-Мариинского Апшеронского женского монастыря . 9 дек. 2001 г. состоялось освящение места для устроения новой обители, которое совершил митр. Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) . 9 июня 2002 г. в Н. С. м. была отслужена 1-я Божественная литургия под открытым небом, 26 июля - заложен 2-этажный сестринский корпус с колокольней и домовым храмом во имя прор. Илии, 26 нояб. 2005 г.- закладка фундамента здания детского приюта (ныне Образовательный центр), в к-ром ныне оборудованы учебные классы для детей и взрослых, медицинский кабинет, а также домовый храм во имя св. жен-мироносиц Марфы и Марии. В монастыре выстроены 4-престольный собор в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (заложен 23 мая 2006; центральный престол освящен 8 июня 2012 г.),с приделами: нижним - в честь Казанской иконы Божией Матери и небольшими боковыми - во имя святителей Николая Чудотворца и Спиридона, еп. Тримифунтского, а также колокольня, надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с мозаичными Богородичными фресками, надвратная часовня во имя сщмч. Исидора. На фасаде домового Илиинского храма помещены мозаичные изображения пророков Иоанна Предтечи, Илии, Елисея и Моисея; в нише центрального окна на алтарной апсиде - скульптура прор. Илии. Среди чтимых святынь Н. С. м.- неск. мощевиков с частицами мощей святых (ок. 60), в т. ч. вмч. Пантелеимона, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Соловецких, Киево-Печерских и мн. др. святых, а также икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (освящена на Св. Горе Афон в 1908), Казанский и Тихвинский образа Божией Матери (XIX в.). К кон. 2017 г. в Н. С. м. проживали игум. Зосима (Быстрова) и ок. 15 насельниц. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Титова А. А. Жен. мон-рь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»//Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 468-484; Путилина И. Мон-рь//Вечерний Краснодар. 2007. 14. С. 6; Дело мира и любви: Очерки истории и культуры Православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 183-184; Скобелева Л. «И верится, и плачется, и так легко, легко…»//Кубанские новости. 2010. 208. С. 16; она же. Мир спит, а монастырь молится//Там же. 2013. 177. С. 8; Православные храмы Апшеронского р-на. Апшеронск, 2014. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565094.html

Насельницы скита хранят как великую святыню мощи святых преподобных Елисаветы и Варвары (сестры Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой. – прим. А.Х. ), которые доставлены на немецкую землю из храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. В 2004–2005 годах эти мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. Затем мощи были возвращены в Иерусалим, откуда и были перенесены в Германию. В Бухендорфе находятся также и частицы от гробов этих святых и часть белого сукна, покрывавшего тело прп. Елисаветы после обретения ее мощей. Доставленные в 1921 году в Иерусалим останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары были погребены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Через 60 лет состоялось вскрытие гробниц прославленных новомучениц, мощи которых оказались частично нетленными. Кисть руки св. Елисаветы и рука св. Варвары были привезены на прославление Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Нью-Йорк. Торжественный акт перенесения мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины, произошел 2 мая 1982 года – в праздник святых жен-мироносиц. По некоторым данным, только 8 июля 2009 года Генпрокуратура России посмертно реабилитировала Великую княгиню Елизавету Федоровну. Из прихода святых Жен Мироносиц в Венеции (Московский Патриархат) протоиерей Алексей Ястребов, пребывавший в паломничестве в Мюнхене и Бухендорфе, подарил обитателям скита частицу мощей святого Иоанна V (III) Милостивого, патриарха Александрийского († 620 или 619).    Чудотворный образ «Николая-Утешителя»  В Баварии, а именно – в Мюнхене, хранится еще одна великая святыня, связанная с именем Великой княгини Елизаветы Федоровны, – чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, называемая «Николаем-Утешителем». После трагической гибели супруга Великого князя Сергия Александровича эта икона в конце 19-го века была приобретена Великой княгиней и принесена ею в дар храму Александра Невского при Александровском подворье в Святом Граде Иерусалиме. После убиения Великой княгини монашествующие и прихожане на Святой Земле с особенным почитанием стали поклоняться этой иконе святителя Николая как чудотворному образу – «печаль, боль и грусть утоляющему и в путешествии оберегающему».

http://bogoslov.ru/article/1470136

Можайского сщмч. Димитрия (Добросердова) , обсуждались вопросы расширения помощи раненым и больным воинам, а также жен. мон-рям, эвакуированным с территории боевых действий. Так, ряд московских построек предоставили прибывшим из Риги и Холма инокиням. Насельницы Холмского Турковицкого жен. мон-ря и учащиеся монастырской школы были размещены в принадлежавшем обители здании (ныне Старомонетный пер., дом 33). 13 апр. 1916 г. в М.-М. о. митр. Московский и Коломенский свт. Макарий (Невский) в сослужении архиеп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) , епископов Можайского Димитрия (Добросердова), Верейского Модеста (Никитина) и др. совершил Божественную литургию и благодарственный молебен по случаю 25-летия со дня крещения вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в правосл. Церкви. Архитектурный ансамбль Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г. Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г. Архитектурный ансамбль М.-М. о. (памятник архитектуры федерального значения) - стилистически единый комплекс построек нач. 10-х гг. XX в. Для его создания вел. кнг. Елисавета Феодоровна по рекомендации Нестерова обратилась к архит. А. В. Щусеву и принимала непосредственное участие в разработке проекта. Собор М.-М. о. является одним из удачных примеров церковных построек в неорусском стиле и представляет собой собирательный образ древнерусской архитектуры. Если с разных ракурсов смотреть на храм, то он предстает различным по композиции, но сохраняет архитектурную цельность. Со стороны апсид приземистый кубический одноглавый храм с пощипцовым покрытием сводов напоминает о типе здания, характерном для различных центров Др. Руси удельного времени: раннемосковской архитектуры, новгородского и псковского зодчества XIV-XV вв. Этому способствуют пластика архитектурных объемов и декор в виде вставных резных крестов (переосмысленных в духе модерна элементов новгородской архитектуры) и выемчатых орнаментов. К основному объему храма примыкают ризница с юга, притвор с севера (решен в стиле Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и украшен богатой резьбой) и подчеркнуто удлиненная трапезная с запада, которая, по замыслу вел.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

  Даниловский монастырь, освятить храм во имя преподобного Симеона Столпника при больницеприюте для монашествующих 1 . Этот приют был открыт тщанием постриженика владыки Трифона, настоятеля Данилова монастыря архим. Тихона (Руднева). Вскоре после открытия туда был помещен и братский духовник Богоявленского монастыря, старец иером. Димитрий (Муретов, 126.03.1904). Особое попечение Преосвященный Трифон оказывал Марфо-Мариинской обители. В 1909 г. он освятил больничный храм свв. жен Марфы и Марии и сослужил митр. Владимиру (Богоявленскому) при освящении соборного Покровского храма обители. В апреле 1910 г. преосвященным Трифоном были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия по утвержденному Святейшим Синодом чину великая княгиня Елизавета Феодоровна и с нею 17 сестер обители. Москвичи любили богослужения, совершаемые владыкой за торжественность и молитвенное благоговение. В Богоявленском монастыре владыка служил ранние литургии, на которые приходил молиться рабочий люд. За любовь к простому народу, всегдашнюю заботу о нем его шутливо звали «кухаркин архиереей». Владыка часто устраивал собеседования и лекции для народа, в пользу различ- " Освящение храма во имя преп. Симеона Столпника при больничном приюте для монашествующих в Даниловом монастыре в Москве. М., 1903.   ных медицинских и благотворительных учреждений. Многие из них были прочитаны в Московском епархиальном доме. Епископ Трифон был активным членом многих благотворительных и научных учреждений: председателем Московского отделения попечительства о слепых, членом Серафимовского благотворительного комитета, действительным членом Московского Археологического института. В июля 1911 г. еп. по поручению Синодальной конторы, ездил на Север. Он должен был рукоположить 20 монахов Соловецкого монастыря и освятить храм Рождества Христова в Печенгском Трифоновом монастыре, на месте убиения во время нападения шведов 116 монахов. 11 сентября 1913 г. скончалась в Богоявленском монастыре мать владыки Трифона, В. А. Туркестанова. Здесь же ее и отпевали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

С левой стороны от Святых врат по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева была также выстроена часовня, где насельницы читали Неусыпаемую Псалтырь. 9 сентября 1909 года состоялось великое освящение первой церкви обители во имя святых жен Марфы и Марии, устроенной в доме, где жили сестры и находилась больница. Храм освятил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Церковь, соединившая между собой больничные палаты и покои настоятельницы, была устроена таким образом, чтобы тяжелобольные могли видеть богослужение со своих коек. Именно здесь 9 апреля 1910 года состоялось посвящение Елизаветы Федоровны и ее первых 18 сподвижниц в крестовые сестры. «В храме обители было отслужено торжественное всенощное бдение епископом Трифоном в сослужении настоятеля храма отца Митрофана Сребрянского и других священников, – писал в своих воспоминаниях В.Ф. Джунковский. – Перед великим славословием великая княгиня и 18 сестер обители дали торжественный обет посвятить себя служению ближним. А на другой день, 10 апреля, великая княгиня дала обет управлять основанной ею обителью. В тот день в 9:30 часов утра прибыл митрополит Владимир. После встречи началась обедня. Великая княгиня и все сестры были в светлых одеждах. На голове – апостольник – белый полотняный платок, покрывавший голову. На груди – кипарисовый восьмиконечный крест с изображением на лицевой стороне Спаса Нерукотворенного и Богоматери с омофором, простершей руки, на оборотной – изображение святых Марфы и Марии и слова заповеди Господней о любви к Богу и ближним. Поверх апостольника – длинное покрывало, спускавшееся с головы до пояса… На малом входе с Евангелием протодиакон храма Христа Спасителя подвел великую княгиню к алтарю. Положив три земных поклона, великая княгиня подошла к митрополиту Владимиру и на его вопрос дала обет управлять обителью милосердия в духе Православной Церкви до конца дней своей жизни. Митрополит, сняв с великой княгини крест и покрывало сестры, прочитал особую молитву и, возложив на нее настоятельский крест и покрывало, провозгласил “Аксиос”. Этим обряд окончился. Было трогательно, умилительно, у многих на глазах были слезы…. Волнение чего-то совершившегося крупного, хорошего, чувствовалось всеми… С того дня великая княгиня совсем поселилась на Ордынке, покинув Николаевский дворец, и вся ушла в заботы о своем новом детище – обители настоящего милосердия, в полном смысле этого слова».

http://pravoslavie.ru/31823.html

Для человека молодого, хотя бы даже инока, жизнь представляется бесконечно длинною – ему все кажется, что он успеет исправиться, одуматься, отрешиться от пустой, суетной жизни и «собрать себя», по выражению святых отцов: и его годы, и крепость сил – все обещает ему долголетие, отвлекая его от единого на потребу, то есть от «спасения души своей». Для вас, дорогие други, уже не может быть этого самообольщения! Вы уже приблизились к пределу жизни человеческой, и ваши немощи, и болезни, и согбенный стан, и седые волосы – все громче слов вещает вам: «Будьте готовы! Се час близок, когда голос грозного Судии призовет вас к окончательному ответу!..» О поверьте мне, что многие знатные и богатые люди, обуреваемые заботами житейскими, готовы вам позавидовать, вам, бедным и немощным! Возблагодарим же Господа Бога за Его милость и вознесем молитвы за нашего благостнейшего архипастыря, Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Владимира, усердием и мыслью которого воздвигнуто это прекрасное больничное здание и обновлен этот чудный храм. Вознесем также молитву за всех благоукрасивших его. Да возлюбит Господь возлюбивших благолепие Дома Своего. Аминь». Находящиеся в приюте престарелые монашествующие стояли у самого амвона и со слезами выслушали Поучение святителя. После литургии Преосвященный Трифон перешел из храма в больницу, обошел все комнаты, благословил всех больных, сказав им слово утешения. Затем в присутствии Его Преосвященства и настоятелей монастырей состоялось заседание, на котором был прочтен отчет о состоянии больницы-приюта за сентябрьскую треть 1902 года и избраны члены ревизионной комиссии и члены совета больницы-приюта. В два часа дня Преосвященный Трифон, посетив настоятеля в келиях его, отбыл в Богоявленский монастырь 8 . Нельзя не упомянуть также и о Марфо-Мариинской обители милосердия, начавшей свою деятельность 10 февраля 1909 года. В этой обители Владыка освящал больничный храм во имя святых жен Марфы и Марии, небесных покровительниц обители, 9 сентября 1909 года, и сослужил вместе с епископом Анастасием при освящении митрополитом Московским Владимиром соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы 8 апреля 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала Великая княгиня Елизавета Федоровна. На освящении обители 6 октября 1912 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…» Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 гг. В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо-Мариинской обители , впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью. В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но благодаря хлопотам брата — режиссера Константина — в 1934 году вернулась. Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей. Отпевал ее тайно прибывший владыка Арсений. Могила схиигумении Фамари находится на Введенском (Немецком) кладбище г. Москвы. Каждый год в воскресенье Жен-мироносиц, в день ее ангела, и 23 июня, в день кончины, служатся панихиды, приезжают ее почитатели. Возобновление монашеской жизни в скиту было положено 17 января 2000 года, в день празднования памяти святой равноапостольной Нины, которой посвящен нижний придел храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского Ново-Голутвина монастыря. К этому времени в скиту сохранилась половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором А. В. Щусевым. За 10 лет удалось отчасти воссоздать облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ. В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям 1920-х годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

http://patriarchia.ru/db/text/1536082.ht...

19 правило I Вселенского Собора, с толкованиями Занары, Вальсамона и Аристина, указывает на павликианских девиц, которые, однако, в Церкви Православной сопричислялись с мирянами. Таким образом, диаконисс, не испытанных предварительно долгим искусом, не дававших обета девства и чистоты и не посвященных архиерейским рукоположением пред алтарем церковным, вовсе не было никогда в Православной Церкви . Даже те девы, которые приходили в Православную Церковь от павликианской ереси, где от еретиков они именовались “диакониссами по одеянию”, все-таки, очевидно, давали обет чистоты, носили особое одеяние и готовились к принятию сана диаконисс по достижению надлежащего возраста; однако, сих дев, как не получивших рукоположения, Собор сопричисляет с мирянами. А сестры Марфо-Мариинской общины, являясь во всех отношениях совершенно мирскими, вовсе не дающие предварительного обета хранить чистоту, тем более вовсе не желавшие и впоследствии дать обет девства на всю жизнь и быть посвященными архиереем по древнему чину пред алтарем церковным, желают именоваться диакониссами. Устав Московской обители милосердия “почти совершенно тождествен с уставом” “сестричных братств”, “общин просвещения” и т.п., “отнюдь не заключает в себе ни малейшей попытки применения канонических правил и установлений к потребностям практической жизни, что могло дать повод, хотя бы рассматривать” “обитель милосердия” как корпорацию, сплошь состоящую из девиц и жен, правильно и сообразно с каноническими правилами готовящихся к принятию сана по достижению полного возраста; тогда бы такую обитель можно было бы наименовать “обителью православных церковниц”; но нынешний устав “обители милосердия” вовсе не дает для этого никаких оснований, так как вовсе для сей цели он не приспособлен, не разработан. Правда, это учреждение, по-видимому, является довольно благочестивым среди мирского общества, но оно же, повторяем, по организации своей и уставу совершенно подобно “сестричному братству”, “общинам просвещения”, “общинам милосердия” и т.п.; и таким образом, если сестрам “обители милосердия” присвоить наименование диаконисс, то почему же не могут претендовать на это наименование и “сестры” всех возможных “общин”, “братств” и т.п. ...И удивительно, что канонический, строго церковный чин диаконисс, ни одним соборным правилом не измененный, ни тем более не запрещенный, почему-то считают невозможным сейчас восстановить, а, напротив, не канонический, а прямо еретический чин учреждается вопреки православных канонов?..

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Те несколько сестер, что живут у меня, хорошие девушки, очень верующие – но ведь и все наше служение основано на вере и живет ею. Батюшка их наставляет, три раза в неделю у нас бы­вают замечательные лекции, на которые приходят и гостьи. На утреннем правиле батюшка читает из Евангелия и говорит крат­кую проповедь и т.д. Я опекаю их, мы разговариваем. Едят они без меня – кроме как в праздники, на Пасху, может, чаще. Чай пьем все вместе, и священник с матушкой тоже, разговор быва­ет о духовном... Потом у нас будет большая трапезная, как в мо­настырях, с чтением житий, а я как настоятельница буду иногда выходить и смотреть, чтоб все было по моему установлению. В нашей жизни очень много от монастыря, я нахожу это необходи­мым. Ну, а свои старые обязанности я тоже не оставляю – комитеты и все мои прежние дела остались. Это всегда было на мне, и толь­ко со смертью Сержа приемы, ужины и т.п. кончились и никогда больше не возобновятся. Прости мое немыслимо длинное письмо, пожалуйста, прочти его вместе с Аликс, и если вы еще что-нибудь захотите узнать или найдете, что я в чем-то заблуждаюсь, буду очень признательна за советы или замечания. Простите меня оба. Увы, я знаю и чув­ствую, что огорчаю вас, и, может быть, вы не совсем меня пони­маете, пожалуйста, простите и потерпите меня. Простите мои ошибки, простите, что живу не так, как вам, может статься, хоте­лось бы, простите, что не смогу часто приезжать из-за своих тепе­решних обязанностей. Просто от доброго сердца простите и от всей христианской души помолитесь обо мне и моем деле» . 9 и 10 апреля 1910 года в больничном храме Марфо-Мариинской обители сестры давали обеты в соответствии с уставом. Все­нощную 9 апреля служил епископ Трифон (Туркестанов), литургию на следующий день – митрополит Московский Владимир вместе с епископом Трифоном. Обеты давали великая княгиня Елизавета, казначея обители Валентина Гордеева и пятнадцать се­стер, прошедших испытания в течение года. Во время всенощной «духовник обители протоиерей Митрофан Сребрянский, осенив святым крестом сестер, подвел их к епископу, который благосло­вил их и прочитал молитву о ниспослании сестрам благодати не­бесной к достойному прохождению многотрудного служения Богу и ближним. Затем со словом назидания епископ возложил на каждую сестру крест, покрывало и вручил четки. Крест кипарисо­вый восьмиконечный, на белой ленте; на лицевой стороне его вы­резано изображение Спаса Нерукотворного и Богоматери с омо­фором, на другой – святых жен Марфы и Марии и слова Евангелия: „Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца тво­его и от всея души твоея и ближнего своего, яко сам себе“ (Лк. 10, 27)». По прочтении первого часа епископ Трифон при­ветствовал давших обет сестер, а на духовника возложил данный ему великой княгиней духовнический крест, возложив крест и на его супругу Ольгу, подвизавшуюся в монастыре в качестве цер­ковной старосты.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010