23-25 апр. 1991 г. в МГУ состоялся 1-й съезд правосл. молодежи Москвы. С обращением к молодежи 23 апр. на съезде выступил патриарх Алексий II, призвавший молодое поколение совершать дела милосердия и благотворительности (Там же. 8. С. 48-50). 26 мая 1992 г. 5-я Градская клиническая больница была преобразована в Центральную клиническую больницу Московского Патриархата им. свт. Алексия, митр. Московского. В 1995 г. на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова было учреждено Об-во православных врачей Москвы. 12 марта 1996 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве Мин-ва здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Московской Патриархии. Соглашение предусматривало, что стороны будут взаимодействовать в сфере оказания медико-социальной помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения, в подготовке персонала, сестер милосердия, в создании условий в стационарных учреждениях здравоохранения для выполнения правосл. обрядов. Соглашение позволило расширить сеть больничных храмов и выработать новые формы взаимодействия приходского храма и лечебного заведения. В 90-х гг. в Москве были созданы: Свято-Димитриевская община сестер милосердия, Марфо-Мариинская московская жен. обитель милосердия (1992), сестричество во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы при храме свт. Митрофана, еп. Воронежского (1992), сестричество милосердия во имя равноап. Марии Магдалины при Богоявленском кафедральном соборе (1992), сестричество милосердия в честь Казанской иконы Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря (1995), группа милосердия при храме Благовещения Пресв. Богородицы в Федосьине в р-не Новопеределкино (1996), сестричество милосердия во имя свт. Петра, митр. Московского, при храме Воскресения словущего (ап. Филиппа) на Арбате (1997), сестричество милосердия во имя архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской ул. (1997). 1-3 нояб. 1995 г. в Москве прошла конференция правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

25 июля 2004 г. в Москву по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы) из мон-ря св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим) был доставлен серебряный ковчег с десницей Е. Ф. и частицей мощей св. Варвары в сопровождении представителя РПЦЗ в России Бостонского еп. Михаила (Донскова). 6 дней св. мощи находились в храме Христа Спасителя в Москве, где им поклонились более 40 тыс. чел., и 6 дней - в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . По дороге в Марфо-Мариинскую обитель был совершен молебен, на к-ром присутствовали игумении всех жен. мон-рей Москвы. Авиаперелеты с мощами были осуществлены в Якутск, в Анадырь, в Магадан, в Петропавловск-Камчатский, в Южно-Сахалинск, на о-в Итуруп (Курильский архипелаг), во Владивосток, в Мирный, в Нов. Уренгой. Из Владивостока в храме-вагоне в честь Смоленской иконы Божией Матери, принадлежавшем Миссионерскому отделу РПЦ, св. мощи отправляли на поклонение в Уссурийск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Абакан, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Новосибирск, Барнаул, Омск, Тобольск, Тюмень, Кызыл, Таштагол, Бийск, Рубцовск, Горно-Алтайск, Ишим. В Екатеринбурге св. мощи находились в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, возведенном на месте дома Ипатьева. Затем св. мощи доставили в Свято-Троицкую ц. Алапаевска. В здании Напольной школы мощи были на поклонении сначала в музейной комнате, а затем в Екатерининской ц., богослужения в к-рой посещали алапаевские узники, и в алапаевском во имя новомучеников Российских мужском монастыре . Мощи трижды обнесли вокруг ограждения старой шахты, места кончины Е. Ф. Далее мощи проделали путь по Юж. и Центр. России, через Ставрополь, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Азов, Батайск, Тамбов, Воронеж, Ст. Оскол, Губкин, Курск, Железногорск, Орёл, Мценск, Оптин болховский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы женский монастырь , Брянск. Св. мощам смогли поклониться жители Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. Почти за 7 месяцев в 140 городах и в 61 епархии ок. 10 млн чел. поклонились святыне, в кон. февр. 2005 г. св. мощи вернулись в Москву, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавил встречу мощей. В наст. время св. мощи возвращены в Иерусалим в Гефсиманию.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Кроме служб, приходилось много дежурить по ночам, делать перевязки и оказывать первую помощь раненым. К 23 февраля 1915 года отец Павел вернулся в Сергиев Посад. Узнав, что он снова собирается ехать с санитарным поездом. Владыка Антоний писал 4 марта: «Примите мой совет, как послушание, не ездить с санитарным поездом. На это дело есть полковые священники и многое-множество иеромонахов, людей способных и крепких телом и духом» (42, 10, с. 70). Причина препятствий Владыки Антония в поездке отца Павла на фронт была, конечно, не в том, что он берег своего духовного сына от опасностей войны. Но как раньше он не пускал его в монастырь и на сельский приход, так и теперь полагал, что долг и церковное послушание священника Павла Флоренского состоят прежде всего в преподавании в Академии, в богословских и научных исследованиях. В сергиевопосадской церкви приюта Красного Креста отец Павел прослужил до 4 мая 1921 года, когда сестры милосердия были переведены в Покровский Хотьковский женский монастырь, а некоторые из них перешли в Московскую Марфо-Мариинскую женскую обитель (на Ордынке). Сергиевопосадские сестры продолжали впоследствии духовно окормляться у отца Павла в течение многих лет. В 1920-е годы отец Павел продолжал служить, но как неприходский священник, в церквах Сергиева Посада (Пятницкой) и Москвы (во имя пророка Илии «Обыденного», во имя Святителя Николая, «что на курьих ножках», и других, в Донском и Даниловом монастырях). В церковно-общественной жизни того периода отец Павел не участвовал, сохраняя каноническую верность Святейшему Патриарху Тихону, а впоследствии его Местоблюстителю Митрополиту Сергию. Сохранились свидетельства о встречах отца Павла со Святейшим Патриархом Тихоном: «Этот вечер с понедельника на вторник, – писал отец Павел 22 февраля 1924 года (ст. ст.), – был кануном памяти епископа Антония. В среду утром я был в Донском и служил панихиду с Патриархом, который меня узнал и очень ласково и даже радостно поздоровался со мною». В записях отца Павла есть очень простые слова о значении в его жизни священного сана: «23 апреля 1916 г. Ночь. Сегодня исполнилось ровно 5 лет моего посвящения в диаконы, а завтра, в Неделю жен-мироносиц, 24 апреля, – 5 лет исполнится моего посвящения в священники. Оглядываясь назад, я благодарю Господа своего, давшего мне Свою великую милость. Не стану говорить о великости дара самого по себе, да м. б. и самой ничтожной доли его я все еще не ощущаю. Но в отношении к моей жизни. Что делал бы я, как жил бы без сана? Как метался бы и скорбел... Как плохо было бы Анне со мною и детям. И теперь нехорошо, но так мы все погибли бы. Правда, было много страданий, много неприятностей, связанных с саном, но что они все в сравнении с даром благодати! И как там ни говори кто, а саном я обязан епископу Феодору. Ему я воистину благодарен за дар, который получил от него не формально, а существенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

1919-1922), начало которому положил декрет от 22 апр. 1919 г. «О хранении и уничтожении архивных дел»; в настоящее время архив находится в ЦГИАМ. Епархии принадлежал Московский епархиальный церковно-свечной завод, созданный по постановлению епархиального съезда от 3 сент. 1879 г. Завод имел статус церковного учреждения, им руководило правление в составе 4 чел., избиравшихся епархиальным съездом из числа столичного духовенства и утверждавшихся митрополитом. Вся прибыль от реализации предметов богослужебного назначения тратилась на содержание епархиальных духовных школ. Здание Московской духовной консистории на Мясницкой ул. 1895 г. Архит. В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. ХХ в. Здание Московской духовной консистории на Мясницкой ул. 1895 г. Архит. В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. ХХ в. На территории М. е. продолжали действовать синодальные учреждения во главе с Московской синодальной конторой, к-рая заведовала 4 ставропигиальными мон-рями, Московским синодальным домом, Большим Успенским собором Кремля, Синодальной ц. 12 апостолов, Синодальной ризницей. Иногда Синод в полном составе устраивал выездные заседания в Москве. В этом случае Московская контора закрывалась до его отъезда, а в С.-Петербурге работал временный орган с полномочиями Синодальной конторы. Московской синодальной конторе были подведомственны неск. синодальных учреждений: Синодальный дом, Московская синодальная типография на Никольской ул. (к нач. XX в. типография имела более 150 машин, станков и прессов, на предприятии работали 347 чел., в т. ч. 70 учеников), Московская синодальная б-ка, Синодальный хор и уч-ще. Синодальная типография на Никольской ул. Цветная литография. 50-е гг. XIX в. Синодальная типография на Никольской ул. Цветная литография. 50-е гг. XIX в. Во 2-й пол. XIX в. в М. е. было учреждено неск. жен. мон-рей: в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869), Казанской иконы Божией Матери Головинский (1882), Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери в с. Лукине (1887), Святой Троицы и святого князя Александра Невского в с. Акатове (1889), в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Москве (1890), одинцовский во имя равноап. кн. Владимира (1890), Троицкий во имя св. блгв. кн. Александра Невского (1890), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1894), в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» (1898), а также общины: Кирилловская во имя равноап. Нины (1907), Сергиево-Дубровская (1911), Марфо-Мариинская (1916). При мн. обителях существовали школы, приюты для сирот, больницы и богадельни.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Миссионерская акция, посвященная православному дню памяти Жен-мироносиц, проходит в Москве 20.04.2010 Миссионерская акция, посвященная православному дню памяти Жен-мироносиц, проходит в Москве . " Акция продлится всю неделю - православные активисты будут поздравлять девушек и женщин на улицах города, у станций метро, храмов, в социальных учреждениях " , - сообщили в понедельник в комиссии по делам молодежи при епархиальном совете Москвы, которая организовала акцию совместно с Марфо-Мариинской обителью. Участники мероприятия (представители более десяти молодежных православных организаций) посетят также два московских вуза - Российский государственный медицинский университет и Московский городской педагогический университет. " День Жен-мироносиц - это аналог 8 Марта, только он имеет гораздо более древнюю и интересную историю. Это православный женский день, о котором многие, к сожалению, не знают. Наша задача - по мере возможности популяризировать этот праздник, рассказать о нем всем желающим, вспомнить незаметный на первый взгляд подвиг Жен-мироносиц, которые не побоялись первыми придти к гробу Христа " , - сказал собеседник агентства. Акция началась в минувшие выходные, за это время православные активисты раздали свыше 3 тыс. книг о христианской вере и открыток, раскрывающих суть праздника. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.04.2010 21:18:09

http://drevo-info.ru/news/8214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГОРОДНИЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный УПЦ), находится в пос. Городница Новоград-Волынского р-на Житомирской обл. (Украина) ГОРЧАКОВ Михаил Иванович (1838 - 1910), прот., историк, канонист, юрист, общественный деятель, член Гос. совета ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ церковно-адм. единица на территории Крымского п-ова, входившая в VIII–XIX вв. в состав К-польского Патриархата ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРАБОВАЦ во имя св. архангелов Михаила и Гавриила жен. (ранее муж.) мон-рь Будимской епархии Сербской Православной Церкви GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_80.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Польская Православная Церковь АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви АДАМ (Дубец Александр; род.в 1926), архиеп. Перемышльский и Новосондецкий Польской автокефальной Православной Церкви АЛЕКСИЙ (Ярошук Александр; 1925 – 1982), архиеп. Вроцлавский и Шециский Польской автокефальной Православной Церкви ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ИЕРЕМИЯ (Анхимюк Ян; род. 3.10.1943), архиеп. Вроцлавско-Щецинский Польской Автокефальной Православной Церкви КАМЕНЬ-КАШИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полесской и Пинской епархии Польской Церкви (1930-1940), Волынской и Луцкой епархии РПЦ (1940-1941), Волынской и Кременецкой епархии автономной УПЦ (1941-1942) ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ († 776), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля) ГРИГОРИЙ (275/80 - ок. 374), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова, свт. (пам. греч. 1 янв.) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_50.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ОСТАНКИ обнаруженные под г. Екатеринбургом останки предположительно имп. мч. Николая II Александровича и членов его семьи ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона

http://pravenc.ru/rubrics/122376.html

Высокая настоятельница Марфо-Мариинской обители, не дерзая на восстановление института диаконисс в полном объеме с чином хиротонии, предполагает вместо рукоположения достойнейших и испытанных сестер одевать в иноческую мантию. В этом мы усматриваем 1048 уступку духу времени и тем, кого блазнит сама мысль о возможности восстановления института диаконисс во всем его объеме, в действительности же ее высочество «как верная дочь церкви» открыто заявляет нам в письме, что она с готовностью подчинится распоряжению высшей церковной власти и в этом отношении. И такое полное восстановление института диаконисс, по нашему мнению, уничтожило бы некоторую двойственность Марфо-Мариинской обители (диакониссы и манатейные монахини) и создало бы единое целое, полную гармонию в возрождаемом институте. Сестры-диакониссы до 40 лет проходят различные искусы послушания, руководят школой, служат страждущему человечеству и бедным, получая принятое ныне одеяние с крестом, отличным по форме от креста хиротонисанных диаконисс, и давая обет по чину, хотя бы напечатанному в Москве «на правах рукописи», а после 40 лет уже хиротонисуются, по чину древнехристианской церкви, как он сохранился в рукописи, и получают на шею установленный крест диаконисс. Как лица, испытанные продолжительным искусом, они избираются на все ответственные должности в обители, несут послушание в храме и алтаре, прислуживая священнослужителям, и посылаются в качестве доверенных и «честнейших жен» надзирательницами за диакониссами первого разряда, когда последние выходят на послушания вне обители, в дома христиан, или уезжают для той же цели в другие города. Только под надзором этих «честнейших жен " -диаконисс возможно достижение того непрестанного молитвенного настроения и умного делания, какое сестре-диакониссе внушается «наставлением отца духовнаго» (стр. 10), 1049 и, только при их содействии, выходя на многоразличные послушания вне обители, в мир со всеми его соблазнами и претыканиями, можно надеяться, они «не нанесут вреда доброй славе церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010