профессора Ф.Рейна. Ее храмовую икону святых жен-мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно- реставрационный центр им. И.Э.Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом. В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила Елизавету Федоровну и сестру Варвару к лику святых. Перед тем были вскрыты их могилы – благоухающее нетленное тело св. Елизаветы источало аромат меда и жасмина. 2 мая 1982 года, в праздник святых жен-мироносиц, св. мощи новомучениц перенесли из усыпальницы в сам храм св. Марии Магдалины, и за богослужением употреблялись святой потир, Евангелие и воздухи, преподнесенные когда-то этому храму великой княгиней Елизаветой Федоровной. А спустя ровно 10 лет постановлением Правительства Москвы Марфо-Мариинская обитель была возвращена Православной Церкви. Еще в августе 1990 года Патриарх Алексий II освятил во дворе бывшей обители памятник с надписью « Великой княгине Елизавете Федоровне с покаянием», выполненный скульптором В.Клыковым. И в апреле 1992 года Елизавета Федоровна и сестра Варвара были причислены Русской Православной Церковью к лику святых новомучениц. Память их совершается 18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. В храмах обители возобновились богослужение и восстановлено сестричество в дореволюционных традициях – теперь сестры трудятся в НИИ Скорой помощи им. Склифосовского, в обители раздается теплая одежда, питание, действует патронажная служба. По легенде, каждую полночь здесь слышится глубокий вздох и по обители со свечой в руке проходит ее великая настоятельница.

http://pravoslavie.ru/118.html

любви, заботы о бедных и больных. 10 апр. 1910 г. Московским митр. Владимиром Е. Ф. была утверждена в должности настоятельницы. Духовно окормляли сестер прот. Митрофан Сребрянский и прп. Алексий (Соловьёв) , мон. Зосимовой пуст. Сестрами могли стать правосл. вдовы и девушки в возрасте от 21 до 40 лет. Их подразделяли на крестовых (более опытных) и учениц. Все сестры после прохождения соответствующего обучения в обители были обязаны посещать бедных и оказывать им помощь. В обители бесплатно обучали на курсах медсестер, выдавали лекарства, проводили электролечение, делали массаж, инъекции, оперировали; работала библиотека; были созданы приют для сирот, воскресная школа, столовая для бедных, в которой готовилось свыше 300 обедов ежедневно. Кроме непременного участия в богослужениях 2 раза в неделю духовник обители проводил с сестрами беседы катехизического и святоотеческого характера. В храме обители 4 раза в неделю читались акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Пресв. Богородицы; на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая должна была творить 100 Иисусовых молитв. В интерьере обители преобладал белый цвет, в убранстве использовался ситец светлых тонов. Сестры носили специально сшитые для них светлые длинные платья и белые апостольники, напоминавшие одеяние св. Елизаветы Тюрингской. В 1911 г. Е. Ф. подала в Святейший Синод прошение о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс . Решение вопроса было отложено до Поместного Собора РПЦ. В 1908-1912 гг. был построен Покровский храм обители в новгородско-псковском стиле XVI в. по проекту архит. А. В. Щусева и расписан худож. М. В. Нестеровым . П. Д. Корин расписывал подземный храм-усыпальницу. 8 апр. 1912 г. состоялось освящение храма митр. Владимиром, еп. Трифоном и Серпуховским еп. Анастасием (Грибановским) . Деятельность Марфо-Мариинской обители была обращена на поддержку бедных, больных и страждущих.

http://pravenc.ru/text/189843.html

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах , а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244722...

А. Голицына, вторая справа - Е. Н. Журило При открытии обители милосердия сестер было всего шесть. В апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Постепенно число сестер достигло почти 100 человек. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Необходимым условием было духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание во имя Господа, Которому они приносят свои силы и труд. Среди сестер, которые делились на крестовых (уже посвященных), испытуемых и учениц, были благочинная, письмоводительница, закупщица, заведующая внешней благотворительностью, певчие и церковницы (которые работали и в рукодельной), просфорницы, медицинские сестры, трапезницы, келейницы, уборщицы, а также те, кто исполнял послушания в аптеке, приюте, бельевой, кухне, столовой для бедных, при дешевой квартире, в воскресной школе. Регулярное посещение бедняков – главная забота обители – началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. Храмы обители Покровский собор Марфо-Мариинской обители При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии – небесных покровительниц обители – существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года.

http://pravoslavie.ru/3463.html

Великое освящение Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Фотография. 2008 г. Великое освящение Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Фотография. 2008 г. В 2006 г. по указу патриарха Алексия II обитель возглавила Наталия Анатольевна Молибога. К тому времени был решен вопрос о передаче Покровского собора обители, директор Центра академика И. Э. Грабаря А. П. Владимиров торжественно вручил и. о. настоятельницы обители милосердия ключ от храма. В 2007-2008 гг. была проведена реставрация ансамбля обители к ее столетнему юбилею. 15 сент. 2008 г. состоялось офиц. открытие М.-М. о. после реконструкции. С 30 мая 2014 г. решением Синода М.-М. о. является ставропигиальным жен. мон-рем «с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице преподобномученице Елисавете». В вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в вопросах монашеской жизни - через Синодальный отдел по мон-рям и монашеству. С 2011 г. настоятельницей М.-М. о. является игум. Елисавета (Позднякова). В обители проживают ок. 30 насельниц, среди к-рых есть как монашествующие сестры, так и сестры милосердия, не принявшие постриг. Все насельницы живут по общежительному монашескому уставу, но сестры милосердия имеют нек-рые послабления. Монашествующие сестры выполняют в основном церковные, хозяйственные и адм. послушания, но в случае необходимости могут подменять и сестер милосердия в их трудах. Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью: это патронажная служба вне обители и социальные проекты на ее территории. Как и при прмц. Елисавете, сестры милосердия делятся на 3 разряда: посвященные, испытуемые и сестры-помощницы. Последние проживают дома, но участвуют в делах милосердия и др. мероприятиях обители. Сестры милосердия (посвященные и испытуемые) носят особую форму, разработанную для них вел. княгиней, а монашествующие носят традиц. монашескую одежду.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами. Революция 1917 года поначалу никак не повлияли на деятельность обители. Но 7 мая 1918 года, за матушкой прибыл отряд латышских стрелков. Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер - келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой . 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи города Алапаевска. Обитель просуществовала до 1926 года. Затем еще два года на её территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского . После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви - амбулатория имени профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, позднее переименованные в Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

http://drevo-info.ru/articles/13679513.h...

Так продолжается традиция милосердия, в основе которой два основополагающих христианских начала – внутреннее преображение человека через воздержание и молитву, как у Марии, и деятельное служение ближнему, как у Марфы. Именно пример апостольской миссии святых жен-мироносиц Марфы и Марии вдохновил великую княгиню Елизавету Федоровну Романову. Более чем символично, что киевская Марфо-Мариинская обитель милосердия создается в год 100-летия мученического подвига, злодейского убийства преподобномученицы Елисаветы и ее келейницы мученицы Варвары. Сегодняшнюю Украину вновь терзает гражданская война, усиливаются гонения на Церковь, полыхают храмы. Так, в седьмой раз был подожжен храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», расположенный в Национально историко-мемориальном заповеднике «Бабий Яр», хорошо, что сторож вовремя заметил и потушил огонь. Продолжаются и грабежи в храмах, их становится все больше, и уголовные преступления совмещаются с духовными – озверевшие нелюди оскверняют святыни, буквально бесятся. Ну а скандально известный сайт «Миротворец» и вовсе призвал к расстрелам священников канонической Церкви Московского патриархата как «боевых единиц российского агрессора». Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители На этом фоне тотального разрушения каноническая Украинская Церковь Московского патриархата продолжает свою миссию созидания и милосердия. Так же поступила и преподобномученица Елисавета, основавшая в Москве в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Как известно, вскоре после зверского убийства террористами ее мужа, великого князя Сергея Александровича эта великая женщина продала все свои драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала династии Романовых, а на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и была основана обитель. Здесь оказывали комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь, были созданы больница, амбулатория – аналог современной поликлиники, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая. Нуждающимся не просто давали еду и одежду, но и помогали в трудоустройстве. Причем в приюте детям бродяг, пьяниц, профессиональных нищих и прочих, выражаясь современным языком, асоциальных элементов давали нормальное воспитание, образование, хороший уход и профессию. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, духовные чтения.

http://pravoslavie.ru/111766.html

Е.Т. Кречетова (Пелих) Примечания Марфо-Мариинская обитель основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной (святая преподобномученица Елизавета Феодоровна была расстреляна в 1918 году. В 1992 году причислена к лику святых). На собственные средства она купила усадьбу в районе Большой Ордынки в Москве. После трагической гибели в 1905 году своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, с 1891 года бывшего генерал-губернатором Москвы, Елизавета Феодоровна, уже двадцать лет неуклонно шедшая по пути Православия, решила принять монашество. Это вполне соответствовало древним традициям княжеских и царствующих домов. Однако сначала Великая княгиня, с детства воспитанная в традициях деятельного благочестия, захотела основать женскую обитель. Пять лет ушло на реализацию этой идеи – строительство, подбор сестер, уточнение и утверждение устава обители. В результате на Б. Ордынке появился чрезвычайно своеобразный архитектурный ансамбль, построенный в традициях древнего псковского зодчества, окруженный комплексом больниц, учебных и благотворительных заведений. Первый – больничный – храм 123 Марфо-Мариинской обители был освящен епископом Трифоном (Туркестановым) в 1909 году во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. В престол храма были вложены частицы мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, святой праведной Елисаветы, небесной покровительницы Великой княгини, и преподобного Иоанна Лествичника . Годом ранее – в мае 1908 года – была осуществлена закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, построенный по проекту академика А. В. Щусева и расписанный академиком живописи М. В. Нестеровым, был освящен в апреле 1912 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) , который впоследствии постриг Великую княгиню Елизавету Феодоровну в монашество. Через два года в обители был освящен еще один храм. В «Московском листке» писали: «На днях (1914 г.) в Марфо-Мариинской обители было совершено освящение нового храма-усыпальницы (во имя Сил Небесных и Всех святых). Он очень невелик и помещается внизу собора Покрова. Иконостас в древнем стиле покрыт басмой, образа в византийском стиле. В алтаре – старинные иконы в серебряных ризах, ценная утварь из серебра. Торжество возглавил настоятель храмов обители протоиерей Митрофан Сребрянский».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как лица, испытанные продолжительным искусом, они избираются на все ответственные должности в обители, несут послушания в храме и алтаре, прислуживая священнослужителям, и посылаются в качестве доверенных и честнейших жен надзирательницами и наблюдательницами за диакониссами первого разряда» 124 . Дмитриевский считал правильной идею восстановления статуса диаконисс, поскольку «восстановленный институт диаконисс избавляет вступающих в него от тяжелых клятвенных обещаний, требуемых чинами монашеского пострижения, и несения суровых подвигов самоотречения и самоограничения с обязательством не вкушать мясной пищи даже в дни, дозволенные уставом церковным, – все это, несомненно, обещает в будущем живучесть этому институту и широкое распространение его особенно среди православных христиан интеллигентных классов» 125 . 9 ноября 1911 г. в Синоде рассматривалось ходатайство митрополита Владимира. Синод постановил: «Старшим сестрам Марфо-Мариинской обители, уже посвященным по особому церковному чину и давшим обет диаконисского служения на всю жизнь, усвоить искомое звание; в параграф 24 устава обители внести дополнение о принятии сестер в число диаконисс только по благословению Московского митрополита, вопрос же о восстановлении древнего женского служения в Православной Церкви следует разрешить на предстоящем Поместном Соборе» 126 . Под документом подписались семь архиереев. Митрополит Антоний (Вадковский) остался при особом мнении: «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено именование диаконисс, в чине коих они не состоят» 127 . Против постановления Св. синода выступил и епископ Гермоген (Долганев): «От «диаконисс по одеянию» требуется лишь внешняя сторона служения: благотворение, врачевание, просвещение – при отсутствии духовно-нравственных или аскетических обетов внутренней непререкаемой дисциплины, вследствие чего посвященная Богу часть души и жизнь должна висеть над бездной страстей и предоставлена быть неверным стихиям» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА И МАРИЯ Праведные Марфа и Мария. Икона. 1909 г. Худож. М. В. Нестеров (Покровский собор Марфо-Мариинской обители) Праведные Марфа и Мария. Икона. 1909 г. Худож. М. В. Нестеров (Покровский собор Марфо-Мариинской обители) [Греч. Μρθα κα Μαρα; лат.: Martha et Maria], праведные, сестры прав. Лазаря из Вифании, ученицы Господа Иисуса Христа (пам. в Жен-мироносиц Неделю ; пам. греч. 4 июня; пам. зап. 29 июля). В Евангелиях В Евангелиях сестры представлены через отсылки друг к другу (Лк 10. 38-39; Ин 11. 1). По всей видимости, они были достаточно известны как читателям Евангелий, так и членам раннехрист. общины, и не было необходимости идентифицировать их, указывая на их брата Лазаря ( Бокэм. 2015. С. 266-267). Очевидно, Марфа была старшей в семье: в Лк 10. 38 говорится о доме М. (букв.: πεδξατο ατν - «владела им»), она упоминается раньше сестры (так же, как и в Ин 11. 19, 12. 2-3). Скорее всего М. и М. относились к числу состоятельных женщин, которые поддерживали своими средствами раннехрист. общину. Их дом был поблизости от Иерусалима, и они могли дать приют Спасителю и Его ученикам. Сестры стали любимыми ученицами Господа (Ин 11. 5). Впервые о пребывании Спасителя в доме сестер говорится в Лк 10. 38-42, где их история помещена между притчей о добром самарянине (Лк 10. 25-37) и молитвой Господней (Лк 11. 1-4), что позволяет рассматривать этот текст как рассказ, обладающий учительным характером ( Witherington. 1987. P. 100). Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос после беседы с апостолами от 70 пришел в некое селение, где Марфа, у к-рой была сестра по имени Мария, приняла Его в своем доме. В синодальном переводе Лк 10. 40 сказано, что Марфа заботилась о «большом угощении» (περ πολλν διακοναν - букв.: «большом служении»; ср. в Вульгате: frequens ministerium). Глагол «служить» (διακονεν) в этом стихе, исходя из контекста его употребления и однокоренных слов в тексте евангелиста Луки (см., напр.: Лк 4. 39; 17. 8; 22. 27; Деян 6. 1-2), означает различную домашнюю работу, включая приготовление еды и устроение трапез ( Nolland. 2002. P. 603). Марфа, заботясь об угощении для Господа, пожаловалась, что сестра оставила ее одну служить, а сама села у ног Иисуса. Господь в ответ мягко укоряет хозяйку дома, говоря ей: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк 10. 42).

http://pravenc.ru/text/2562512.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010