До 1923 года он служил иеродиаконом в Казанском храме Оптиной пустыни вместе с преподобноисповедником Никоном (Беляевым). Перед арестом служение его проходило в селе Покровском Перемышльского района Московской области. На допросах иеромонах Серафим держался просто и нелукаво   Через неделю, 29 ноября в Орловской области были расстреляны два оптинских фельдшера преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) и иеромонах Досифей (Чучурюкин). Игумен Пантелеимон был фельдшером и казначеем Оптиной пустыни, а затем – последним настоятелем Никольского храма в Козельске. В 1930 году осужден на десять лет концлагеря. После пяти лет заключения отправлен в ссылку в Елец, где в 1937 году вновь был арестован. На следствии держался с таким же самообладанием и мужеством, как и в 1930 году   5 декабря в Калужской области были расстреляны иеромонах Арсений (Мельников), иеромонах Никодим (Васин), иеромонах Пантелеимон (Шибанов), монахи Авенир (Синицын), Евтихий (Диденко), Иона (Пирогов), Марк (Махров), Савва (Суслов), послушник Роман Недокучаев, диакон Феодор Павлов и мирянин Борис Козлов. Из них монах Евтихий раньше был певчим в скиту, отец Савва в Оптиной нес послушание за свечным ящиком, отцы Марк и Авенир в монастыре были садовниками.   Все арестованные в 1937 году жили в Козельске и зарабатывали на жизнь рукоделием. Обвинение было традиционным: контрреволюционная агитация, а монаха Марка к тому же обвиняли в том, что он «постоянно монашествовал». Отцы Арсений, Никодим, Евтихий, Марк, Авенир, Феодор, а также Борис Козлов на следствии держались мужественно   11 декабря на полигоне в Бутове был расстрелян преподобномученик Рафаил (оптинский послушник Борис Тюпин). Первый раз его арестовали в 1932 году в селе Шарапово Московской области, сослали на три года в Казахстан. Вернувшись из ссылки, он скитался по городам Московской и Калужской областей, долго не мог найти ни постоянного места служения, ни жилья, потому что пустить к себе в дом такого постояльца было очень рискованно. Милость пожилому священнику оказали «разбойники».

http://bogoslov.ru/event/6020574

В 1896 г. был построен новый каменный, однопрестольный Преображенский храм. Строился он стараниями прихожан. Ему принадлежали: 1 дес. усадебной земли и 60 дес. пахотной. По Справочной книге для Харьковской епархии Ивана Самойловича за 1904 г., прихожан было 4559 муж. п. и 4418 жен. п. Церковный капитал составлял 6504 р. 31 к. По штату был положен причт: два священника, диакон и два псаломщика. При храме были две церковно-приходские школы и школа грамоты на хуторе Доценкове. К храму были приписаны хутора: Босевщина, Студник, Грицынин, Пашков, Бережки, Прудников, Новый, Доценков, Лободовщина, Валки, Лифен и Хильков. Спасо-Преображенский храм построен по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина. В 1960 г. он был закрыт, пришел в запустение. Была полностью уничтожена настенная роспись, выполненная известным художником Кричевским. Иконопись сохранилась только в алтарной части. 29 августа - праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944). Архиепископ Сумской и Ахтырский Марк совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Спасо-Преображенском храме с. Малая Ворожба Лебединского р-на. После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг обновленного храма, Владыка Марк окропил стены храма и присутствующих святой водой. Затем Владыка Марк обратился к собравшимся со словами проповеди и поздравления с праздником. Владыка поблагодарил всех, кто потрудился над восстановлением храма, руководство области и района, которое обратило внимание на проблемы и нужды села и организовало поиск средств для реконструкции, всех добрых людей, которые внесли свои средства для того, чтобы храм хотя бы снаружи засиял своей первоначальной красотой. Конечно, ещё многое предстоит сделать, но то доброе начало, положенное этими людьми, станет началом полного восстановления 115-летнего храма. После всех сказанных речей протодиакон возгласил многолетие всем потрудившимся в восстановлении храма, настоятелю и прихожанам и всем молящимся в храме сем, получившем новую жизнь благодаря их совместным стараниям.

http://sobory.ru/article/?object=13821

Да, такова работа послушника: слушаться старших из братии, не прекословить, не роптать, не раздражаться, не обижаться, одно только знать: «Простите» да «Благословите». Научишься этому, сможешь жить в монастыре. Быть всегда во всем послушным такое желание и решение возникло у меня, когда еще учился в первом или втором классе. В монастыре оно еще больше окрепло. Помнится, был уже иеромонахом и видел такой сон. Будто стою я в алтаре, совершаю проскомидию, поминаю о здравии и упокоении. Вдруг открывается дверь и в алтарь входит покойный профессор отец Марк Лозинский. Высокий, в подряснике, он проходит, набирает воды попить, и все это ясно, отчетливо, как наяву. Я сознаю, что он пришел из того мира, и сразу мелькает мысль: давай-ка спрошу его, как мне спастись. Он поворачивается, проходит к престолу, делает два земных поклона, я за ним. «Отец Марк, говорю, скажи, как мне спастись?» Он молчит, и я снова спрашиваю: «Отец Марк, как мне спастись?» Ясно, четко вижу: на престоле крест, Евангелие... Он прикладывается к престолу, оборачивается ко мне и говорит: «Все труды твои это ничто. Самое главное послушание. Будешь слушаться своего духовного отца и спасешься». Духовного отца послал мне Сам Господь. Когда поступил в семинарию, сказали: у каждого должен быть духовный отец. Кто же будет у меня? Помолился и решил так: пойду на исповедь, кого первого увижу, тот и будет. Стал спускаться под Успенский собор навстречу игумен. Значит, он... Духовник воспитывал строго, учил послушанию, смирению, отсекал всякие привязанности и пристрастия. Как-то подарили мне золотой крестик с цепочкой, очень красивый, привезли из-за границы. Я показал его духовнику. «Нравится?» «Очень!» «Ну, тогда отдай его... отцу Макарию». 6-го декабря, в день памяти Александра Невского, первого моего небесного Покровителя, семерым послушникам, мне в том числе, совершили постриг. В день памяти свт. Николая патриарх Грузинский Ефрем II рукоположил меня в сан иеродиакона. Диакон из меня был плохой: слишком тихий голос. Еще дома, когда собирался в семинарию, мать говорила: «Да ведь у тебя и голоса-то совсем нет, кто тебя в храме услышит!» Проповеди, однако, говорил... С таким голосом в диаконах долго не держат, и уже в день памяти св. Апостола Иоанна Богослова владыка Новгородский Сергий, ныне покойный, рукоположил меня в сан иеромонаха.

http://radonezh.ru/2020/05/07/prizvanie

Епископ Егорьевский Марк: Сознательных сторонников епископа Диомида – единицы 4 июля, 2008. Юлия Зайцева К чему призывает епископ Диомид? Отказаться от контактов со всеми людьми: властью, представителями других религий и уйти в подполье, в вакуум. Но наша Церковь всегда была миссионерской. Ведь апостолы пошли к разным людям и говорили со всеми… Источник: Благовест-Инфо Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) прокомментировал для «Благовест-инфо» решения недавно прошедшего Архиерейского Собора, связанные с епископом Чукотским и Анадырским Диомидом. — Ваше Преосвященство, как бы вы оценили масштабы поддержки позиции епископа Диомида внутри Русской Православной Церкви? В Интернете назывались цифры – от 20 до 300 тыс. человек. А диакон Андрей Кураев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что почти все монастыри РПЦ «заражены алармистско-апокалиптическими настроениями», т.е. разделяют мировоззрение чукотского епископа. — Я не согласен с этой оценкой. Такие завышенные цифры приводятся теми, кто использует эту ситуацию для раскольнической, антицерковной деятельности. Есть люди, которые специально это разжигают, подогревают. Ведь епископ Диомид высказывал мнения, которые противоречат мнению священноначалия, значительно раньше, еще в 2004 г. Для меня было совершенным откровением, когда я узнал, что уже тогда у него в храме висели «иконы» царя Ивана Грозного, Григория Распутина. Но Чукотка так далеко – тогда об этом никто не знал. А через какое-то время это было поднято на щит противниками объединения с Русской Зарубежной Церковью. Некоторые силы, антицерковные по своей сути, взяли его на вооружение и стали активно продвигать его воззрения, сделав его знаменем оппозиции священноначалию, Синоду, всей Церкви. И я не согласен с тем, что значительная часть монастырей поддерживает позицию епископа Диомида. Думаю, что его сознательных сторонников гораздо меньше, просто единицы. Многие люди подписывали письма в его поддержку неосознанно: им морочили голову, говорили, что надо выступить в защиту Церкви. У людей есть неразбериха, часто от дезинформации, от намеренного искажения позиции. Зачастую в СМИ приводятся и обсуждаются взгляды епископа Диомида, а разъяснения священноначалия, официальная позиция, которая нашла отражение в документах, не так быстро находит путь к читателю, в то время как «жареные» новости расходятся быстро и своей «правдоподобностью» соблазняют людей.

http://pravmir.ru/episkop-egorevskij-mar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Париже состоялся ежегодный фестиваль «День Православия» 11.06.2018 9 июня 2018 года по инициативе и при организационной поддержке Ассамблеи православных епископов Франции в Париже состоялся ежегодный фестиваль «День Православия ». Православный форум начался с Божественной литургии в соборе Святого Стефана, которую совершил митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат). Ему сослужили иерархи Поместных Православных Церквей: епископ Корсунский Нестор, архиепископ Хариупольский Иоанн (экзарх Вселенского Патриарха, глава Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе), епископ Нямецкий Марк (викарий Среднеевропейской митрополии Румынского Патриархата) и епископ Регийский Ириней (викарий Галльской митрополии Константинопольского Патриархата), а также духовенство Поместных Православных Церквей. Диаконский чин возглавил протодиакон Троицкого кафедрального собора Корсунской епархии протодиакон Николай Ребиндер. По окончании Литургии митрополит Галльский Эммануил обратился к собравшимся с проповедью. Владыка приветствовал всех участников форума, а также рассказал о важности общей всеправославной молитвы. Затем все участники форума были приглашены в Духовно-культурный центр на набережной Бранли, где после праздничного фуршета состоялся круглый стол на тему «Вопросы биоэтики: православный взгляд». Научно-просветительская часть форума прошла под председательством преподавателя парижского Свято-Сергиевского богословского института Ю. Видович. Перед выступлением основных докладчиков с приветственными словами в адрес собравшихся обратились митрополит Галльский Эммануил и епископ Корсунский Нестор. В круглом столе также приняли участие архиепископ Хариупольский Иоанн и епископ Нямецкий Марк. С докладами выступили специалисты в области медицины и биоэтики: протоиерей Иоанн Бобок (Румынская Православная Церковь), протоиерей Владимир Зелинский (Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Константинопольский Патриархат), диакон Марк Андроников (Корсунская епархия, Русская Православная Церковь) и Кристина Бена (Университет Париж-11). По завершении выступления докладчиков круглый стол продолжился в формате «вопрос-ответ», сообщает сайт Корсунской епархии. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.06.2018 07:14:55

http://drevo-info.ru/news/23727.html

Скачать epub pdf Простота См. также: Милосердие . 433; Незлобие . 624; Пища . 926. Авва Макарий 12 лет просил Господа, чтобы ему была дарована простота Авва Петр рассказывал, что авва Макарий Великий очень просто обходился со всеми братиями. Некоторые говорили ему: “Почему ты так ведешь себя?” Авва Макарий отвечал: “Двенадцать лет служил я Господу моему, чтобы даровал Он мне эту благодать, а вы советуете мне оставить ее!” (Достопамятные сказания. С. 144. 9). 927. Простота старца Павла Препростого преклонила Господа на исцеление бесноватого См. также: Вера . Принял однажды авва Павел Препростой бесноватого, который, подобно бешеной собаке, кусал всякого подходившего к нему. Усердно молился Павел, да изгонит Господь демона, мучившего несчастного. Но исцеление не совершалось. Тогда в простоте своего сердца, подобно малым детям, он воскликнул: “Не буду я есть сегодня, если Ты не исцелишь его!” И Бог послушал Павла, подобно слуге капризного хозяина, и бесноватый получил здравие. Такую веру и упование на Господа имел Павел! (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 111). 928. Старец святой жизни, видевший во время совершения литургии Ангелов, допускал в службе нечто, заимствованное от еретиков; когда ему сказали об этом, он спросил у Ангелов, и те подтвердили сказанное, тогда старец исправился См. также: Ангел ; Обряды . Один из отцов рассказывал, что был старец – святой и чистый по жизни. Когда он совершал святую Литургию, то видел Ангелов, стоявших по правой и по левой стороне. Усвоив у еретиков чин службы и будучи сам несведущ в божественных догматах, он по простоте и не злонамеренно во время службы говорил не то, что должно, не сознавая своей ошибки. По Промыслу Божию, к нему пришел один брат, сведущий в догматах. Старцу пришлось при нем совершать литургию. И сказал ему брат (он был в сане диакона): “Отче, то, что ты сказал во время священнодействия, не согласно с православной верой, но заимствовано у еретиков.” Старец при виде Ангелов, предстоящих священнодействию, не обратил никакого внимания на слова брата. Но диакон не переставал утверждать: “Ошибаешься, старче! Не принимает этого Церковь …” При этих укоризнах и обличениях, которым он подвергался со стороны диакона старец, увидев по обычаю Ангелов, спросил их: “Вот что говорит мне диакон. Правда ли это?” – “Послушайся его, он правильно говорит,” – сказали ему Ангелы. “Почему же вы не сказали мне этого?” – “Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же,” – отвечали Ангелы. С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и брату. (Луг духовный. С. 246). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Животков Николай Кузьмич (диакон Николай) Жигулин Иван Васильевич (схиигумен Серафим) Жигулин Лев (р. Б. Лев) Жирицкий Георгий (диакон Георгий) Жолткевич Флор Космич (протопресвитер Флор) Жужина (Жунина) Ольга Феодоровна (монахиня Олимпиада) Жукович Антоний (протоиерей Антоний) Жун Елисей (диакон Елисей) Жун Иоанн (диакон Иоанн) Журавский Александр Петрович (протоиерей Александр) Журавский Корнилий Петрович (протоиерей Корнилий) Журочкин (игумен Марк) Жуч Александр Михайлович (иерей Александр) З Заборовский Михаил Васильевич (митрополит Мелетий) Завьялов Прокопий Васильевич (р. Б. Прокопий) Задорожный Иван Степанович (р. Б. Иоанн) Задорожный Николай Степанович (р. Б. Николай) Задорожный Петр Степанович (протодиакон Петр) Задорожный Степан Степанович (р. Б. Стефан) Задорожный Федот Степанович (протодиакон Феодот) Заерко Иоанн Адрианович (протоиерей Иоанн) Заика Иосиф Петрович (р. Б. Иосиф) Зайцев Борис Николаевич (р. Б. Борис) Зайцев Кирилл Иосифович (архимандрит Константин) Зайцев Николай Матвеевич (р. Б. Николай) Зайцева Лидия (р. Б. Лидия) Законов Иван Димитриевич (р. Б. Иоанн) Затопляев Константин Николаевич (иерей Константин) Звездин Николай Константинович (протоиерей Николай) Зеленин Николай Адрианович (протоиерей Николай) Зеленский С. (монах Спиридон) Зинаида, монахиня (Бридди Елизавета Петровна) Зинченко Владимир (р. Б. Владимир) Знаменский Андрей Петрович (протоиерей Андрей) Знаменский Леонид Ильич (протоиерей Леонид) Зоркольцев Сергей (р. Б. Сергий) Зоя, монахиня (фамилия не установлена) Зубов Николай Михайлович (р. Б. Николай) Зубчинский Александр Викентьевич (р. Б. Александр) Зуев Владимир (протоиерей Владимир) Зябликова Ольга (монахиня Рафаила) И Иванов Василий Федорович (р. Б. Василий) Иванов Виктор (протоиерей Виктор) Иванов-Волков Архипп Иванович (иерей Архипп) Ивановский Арсений Алексеевич (протоиерей Арсений) Ивановский Николай Иванович (епископ Павел) Ивачев Стефан Иннокентьевич (р. Б. Стефан) Игнатенко (схимонах Михаил) Игнатий, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Благодать См. также: Гнев . 185; Грех . 195; Молитва . 473, 507; Неверие . 615; Осуждение . 682; Причастие . 911; Труд . 1156; Церковь . 1209. 38. Подобие орла не сошло за литургией на Приношение, потому что иеродиакон огорчил брата, не дав ему просимого См. также: Литургия ; Любовь к ближним . В скиту, когда священнослужители совершали Божественную литургию, на Приношение нисходило подобие орла. Это явление видели одни священнослужители. Случилось, что некто из братии попросил у иеродиакона какую-то вещь. Диакон отвечал, что ему недосуг. После этого на литургии не явилось, как обычно, подобие орла, и иеромонах сказал иеродиакону: “Мы в чем-то согрешили, или ты, или я. Отступи от Святой Трапезы, и если явится подобие орла, то ясно будет, что оно не являлось из-за тебя.” Когда диакон отступил, орел немедленно нисшел. По окончании богослужения иеромонах спросил диакона: “Что ты сделал?” Диакон отвечал: “Не знаю за собой никакого согрешения. Разве то, что приходил ко мне брат и просил чего-то, а я отказал ему, сказав, что у меня нет времени.” Иеромонах сказал на это иеродиакону: “Не сходил орел, потому что брат был огорчен тобой.” Диакон пошел к брату и попросил у него прощения. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 499. 107). 39. Благодать руководила старцем, чтобы он знал, кому сколько подать милостыни См. также: Милостыня . Некий монах-фивеянин получил от Бога благодать служения, по действию которой он всем нуждающимся доставлял потребное им. Случилось однажды, что в неком селении он устроил вечерю любви для бедных. И вот приходит к нему для получения милостыни женщина в ветхой одежде. Монах, увидев ее в таком рубище, опустил руку в мешок, чтобы взять для нее побольше, но рука сжалась, и он вынул мало. Пришла к нему и другая, хорошо одетая. Посмотрев на одежду, монах опустил руку с намерением взять для нее поменьше, но рука раскрылась и захватила много. Он справился об обеих женщинах и узнал, что та, которая была в хорошем платье, принадлежала к числу почетных лиц и пришла в бедность, а одета была хорошо, потому что родственники помогали. Первая же облеклась в рубище с целью выманить большую милостыню. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 508. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся, У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: “Погреби меня здесь живого и никому не открывай это.” Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: “Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя.” Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога. (Пролог. Июль. 25 день. Л. 110; Древний патерик. 1874. С. 97). 768. Авва Павел Препростой видел, что с каждым монахом, входившим в храм, шел Ангел; один же монах был влеком демонами; по окончании богослужения этот инок уже шел убеленный с Ангелами; по просьбе аввы Павла монах поведал о себе, что он долгое время жил в плотском грехе, но ныне в храме дал обещание оставить грех и начать новую жизнь См. также: Ангел ; Блуд . Блаженной памяти Павел Препростой, ученик аввы Антония, поведал отцам следующее. Однажды пришел он в монастырь для посещения и наставления братии. После обычных взаимных приветствий они пошли в церковь Божию к молитвенному правилу. Блаженный Павел, становясь у входа, смотрел на входящих в церковь , внимал тому душевному расположению, с которым шел каждый. Он, по особенному дару благодати Божией, видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лицо. Все входили со светлыми и веселыми лицами, с каждым шел Ангел, радуясь о брате. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно, с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри. Святой Ангел, печальный и плачущий, следовал вдали. Проливая слезы и часто ударяя себя в грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Символика четырех животных нашла свое отражение и в анафоре Божественной литургии. «Во время евхаристической молитвы священник, – по изъяснению свт. Германа Патриарха Константинопольского (VIII в.), – вопиет трисвятое славословие серафимских сил, под осенением Херувимов и при (таинственном) песнословии Серафимов, с коими вместе взывает: победную песнь поюще…» «Тогда народ, – продолжает толкователь, – образующий собою херувимские силы и четверовидных животных, возглашает: свят, свят, свят Господь Саваоф, то есть трисвятый и единый Бог сил… Победную песнь поюще: поюще говорится об орле, вопиюще – о воле, взывающе – о льве, глаголюще – о человеке. Человек, одаренный разумом, образуя собою херувимские силы и четверовидных животных, вопиет: свят, свят, свят, то есть – трисвятый и единый Бог сил». Рипиды и диаконы, по толкованию святого Германа, «представляют образ шестокрылатых Серафимов и многоочитых Херувимов…» (Писания отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 403). Патриарх Герман повторяет объяснение Софрония Иерусалимского, но с тем различием, что Евангелист Иоанн у него символ орла, а Марк – льва, как и у блж. Иеронима. В Византии до палеологовских времен придерживались в основном символики сщмч. Иринея Лионского (лев – Иоанн, орел – Марк), однако сохранилось большое число памятников с символикой, предложенной блж. Иеронимом. На Руси в церковном искусстве была унаследована от Византии традиция св. Иринея, но при этом не было единообразия, а с появлением иконографии «Спас в силах» в конце XIV в. в большинстве памятников даже преобладала версия блж. Иеронима. Более того, она существовала на Руси с самого начала. Укажем на изображения Евангелистов с их символами в древнейшем Остромировом Евангелии (1056–1057 гг.), в котором Иоанн изображен стоящим в пещере и как бы прислушивающимся к Божественному голосу, за ним Прохор с книгой, в изображении символа значительные утраты, но они восполнимы по аналогичной миниатюре из Мситиславова Евангелия; Марк сидит и также как бы прислушивается, а вверху в небе изображен лев с книгой. В этом памятнике есть авторская атрибуция: диакон Григорий сообщает, что переписал Евангелие в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира: http://www.academia.edu/18487520

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010