Ревнители Православия, где бы они не находились, духовно объединились вокруг св. Марка, и он стал духовным вождем их. Но не сильные мира сего объединились вокруг него. Епископат, возглавляемый патриархом Митрофаном, а потом патриархом Григорием Маммой, – был в руках Униатов; мы не слышим ни одного имени епископа среди сторонников св. Марка Ефесского , ни одного высокопоставленного лица, будь то при дворе Императора или патриарха. Но воинство св. Марка – многочисленно: это – монахи, прежде всего, монахи Афона, это – пресвитеры, часто сельские и неизвестные, о которых в источниках говорится “некий пресвитеръ”, это – диаконы, это – малые мира сего. Мне хочется здесь привести один рассказ о мужестве одного диакона, который открыто перед Императором и всеми явил свое лицо исповедника Церкви. Это было еще во Флоренции, после того, как была подписана Уния и Император приказал внести имя Папы в диптих для богослужебного поминовения. Один диакон, по имени Филипп, нечаянно повредил глаз злейшему униату – протосингелу (вероятно Григорию Мамме), на что тот с яростью стал обвинять его в том, что он сделал это нарочно, хотя диакон и уверял его, что несчастье произошло случайно, и затем с печалью прибавил: “Но ты-то, Владыко, сам себе сознательно исторг душевное твое око”, этим говоря о его предательстве дела Православия. На что, охваченный неописуемым гневом, протосингел закричал: “Сему вас научил беснующийся Ефесянин, чтобы вы оскорбляли нас! Такого рода богословию учит вас Ефесянин!” Филипп ответил на это: “ Марк Ефесский – святейший муж, высочайший учитель и верх богословов, слова которого вы не воспринимаете, и не достойны даже учениками его быть; но вы говорите, что он – беснующийся, именно так, как иудеи некогда говорили Спасителю нашему, терпению Которого подражает Марк Эфесский ” 625 . Этот же диакон Филипп и в дальнейшем был зилотом Православия. Итак, – возвратимся к нашему повествованию, – слава и любовь к св. Марку продолжали возрастать изо дня на день, в то время как недоверие и ненависть к отступникам от Православия изо дня на день увеличивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Другим источником сведений о преп. Марке Подвижнике являются записи из «Хроники» Георгия Монаха (IX век). Георгий пишет, что свт. Иоанн Златоуст «имел учеников: епископов Прокла, Палладия и Бриссона (βρσσωνα), подвижников Марка, Нила и Исидора Пелусиота » 51 . В другом месте Георгий называет Марка «божественным и учеником (φοιτητς) Златоуста» 52 , цитируя преподобного в своём повествовании о Мелхиседеке. Другой церковный историк, Никифор Каллист (XIV век), вслед за Георгием также называет подвижника Марка (σκητς Μρκος) учеником свт. Иоанна Златоуста , как и Исидора Пелусиота 53 и блж. Феодорита Кирского 54 . Но историческую ценность эти записи теряют из-за несоответствий: не мог быть учеником константинопольского святителя преп. Исидор Пелусиот , который никогда не покидал Египта 55 . Не мог быть учеником свт. Иоанна и блж. Феодорит Кирский , так как ему, родившемуся в 386–393 (последняя дата более вероятна 56 ), было не более 11 лет, когда свт. Иоанн был вызван в Константинополь в 397 году. То, что преп. Марк не был учеником свт. Иоанна Златоуста , подтверждается цитированием им второго послания апостола Петра 57 . В Сирии это послание в канон Свящ. Писания в то время не входило. Его никогда не приводил ни свт. Иоанн Златоуст († 407 г.), ни Феодор Мопсуестийский († 428 г.), ни блж. Феодорит Кирский († ок. 466 г.) 58 . Скорее всего, сообщения древних авторов об ученичестве преп. Марка у свт. Иоанна опираются не на исторические документы, а строятся на предположении, которое возникает при чтении творений преподобного 59 . Из истории Древней Церкви того времени известны и другие лица, носящие имя Марка. К ним относятся Марк, епископ Арефский, предложивший на Сирмийском соборе 351 года символ веры ; Марк, ученик аввы Силуана из пустыни Скит; Марк Афинянин, подвижник Ливийской пустыни IV века; Марк диакон (IV–V), составитель жизнеописания святого Порфирия, епископа Газского. Но связывать с ними преп. Марка, автора рассматриваемых сочинений, также нет никаких оснований 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

еп. Марк (Головков) Иерархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов). В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.). Белое духовенство Черное духовенство I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ II. СВЯЩЕННИК Протопресвитер Протоиерей (старший священник) Игумен Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах III. ДИАКОН Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре) Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) Диакон Иеродиакон Монах ( греч. μνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ρσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Стопам, мученицы, Христа, пострадавшаго и страсти умертвившаго, последовавше,/многих ран искушение приясте,/и, обличивше врагов безбожных служения, возвеличистеся,/и Ангелом яве уподобистеся. Явистеся углие огненно, приобщившеся Богу, всеблаженнии,/и попалисте многобожия вещь благодатию,/и к свету умному, радующеся, преидосте, Богоблаженнии,/озаряюще наша разумения. Поставльше на камени мысленнем душ ваших стопы, всехвальнии,/не поколебастеся многих мук приложеньми./Темже утверждайте наша присно мысли, коварствы вражиими колеблемыя,/добропобеднии мученицы. Взястеся к пресветлому свидетельства, страстотерпцы, краеградию, к высоте велицей,/и Царство Божие непоколебимое сподобистеся прияти,/Марко священнейший, Кирилле славне,/егоже получити всем нам молитеся. Богородичен: Сиянием Твоим, Отроковице, мысленным/просвети наша мысли, Богорадованная, и сердца, и мудрования,/яко да по стезям жизни право шествующе, милость улучим,/возвещающе присно хвалы Твоя. Священномученик Марк, епископ Арефусийский, Кирилл диакон и другие многие Священномученик Марк, епископ Арефусийский, Кирилл диакон и другие многие пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361–363). По указанию святого равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая), святой Марк разрушил идольское капище. Когда Юлиан, вступивший на престол, начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала скрылся от гонителей, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, добровольно явился и предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болотную жижу, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки: сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине на добычу пчелам. Но святой старец словно не замечал боли. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, выпустили его на свободу. Позже многие из них под влияниемего бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в своем «Первом слове на Юлиана».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   4. Но некоторые из более верных женщин, имеющих страх Божий и не поддавшихся обману, — хотя Марк и старался их, подобно прочим, ввести в обман, повелевая им пророчествовать, — отвергши и проклявши его, уже отделились от такого сборища прорицающих; потому что точно знали, что пророчествование бывает у людей не от чародея Марка, но кому Бог свыше пошлет благодать Свою, те имеют богодарованное пророчество и говорят там и тогда, где и когда Богу угодно, а не когда Марк велит. Ибо повелевающее больше и господственнее того, чему дается повеление: первое начальствует, а второе подчинено. Посему, если повелевает Марк или другой кто-либо, как в обычае у них — всегда забавляться на вечерях по жребию и друг другу приказывать пророчествовать и прорицать самим себе по собственным своим желаниям; то повелевающий, хотя он и человек, будет больше и господственнее духа пророческого, что невозможно. Но эти духи, которым они повелевают, и которые говорят, когда им угодно, суть духи земные и бессильные, впрочем дерзкие и бесстыдные, высылаемые сатаною на обольщение и погибель тех, которые не сохраняют твердо веры, изначала принятой от Церкви.    5. А что этот Марк, по отношению к некоторым из женщин, хотя и не ко всем, чтоб обесчестить их и по телу, употреблял в дело особые средства к возбуждению любви и обольщению, — это много раз исповедывали они сами, возвратившись в церковь Божию, именно, что они и телесно были развращены им и любили его весьма страстно. Так этой самой беде подвергся один диакон из наших в Асии приняв Марка в дом свой: у него была красивая жена, которую этот чародей растлил, как нравственно, так и телесно, и она много времени следовала за ним; потом, когда братия с великим трудом обратили ее, она все время проводила в исповедании греха, плача и рыдая о растлении, которому подверглась от этого чародея.    6. Также некоторые ученики его, занимаясь теми же делами, ввели в обман и растлили много простоватых женщин. Они провозглашают себя совершенными, так что никто, ни — даже Павел или Петр или другой кто из апостолов, не может сравниться с ними по величию знания, а напротив того, они более всех знают и одни проглотили величие знания о неизреченной силе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Макарий, иеромонах (Кравченко) Маковеев Прокопий Пантелеимонович (протоиерей Прокопий) Максимов Евгений С. (р. Б. Евгений) Максимович Михаил Борисович (святитель Иоанн) Малов Леонид (протоиерей Леонид) Малышев Петр Симеонович (протоиерей Петр) Малявинский Михаил Федорович (протоиерей Михаил) Маляровский Михаил (протоиерей Михаил) Мамонтов Николай Иннокентьевич (р. Б. Николай) Мануйлов Иван Николаевич (р. Б. Иоанн) Мануйлов Феоктист Николаевич (р. Б. Феоктист) Мао Фалалей (диакон Фалалей) Мария, монахиня (Оболенская Нина Ипполитовна) Марк, игумен (Журочкин) Маркизов Павел Степанович (р. Б. Павел) Маркизов Флор Степанович (р. Б. Флор) Марков Александр Васильевич (р. Б. Александр) Маркова София Ивановна (р. Б. София) Марсов Виктор Александрович (протоиерей Виктор) Мартынчик Стефан Антонович (диакон Стефан) Марченко Захарий Калинникович (иерей Захария) Маслюков (Масюков) Павел Михайлович (протоиерей Павел) Масютенко Николай Пахомиевич (протоиерей Николай) Матафонов (иеродиакон Иринарх) Матафонов Адриан Никитич (р. Б. Адриан) Матковский Иаков (протоиерей Иаков) Матрона, игуменья (фамилия не установлена) Машин Петр Николаевич (р. Б. Петр) Медведев Владимир (диакон Владимир) Медведев Матфей Иванович (иерей Матфей) Мелетий, митрополит (Заборовский Михаил Васильевич) Мелехин (схиигумен Игнатий) Мельников Алексей Петрович (архимандрит Иннокентий) Мельников Степан Васильевич (р. Б. Стефан) Меркулов Антоний Иванович (р. Б. Антоний) Метаксас Мария Герасимовна (р. Б. Мария) Мефодий, архимандрит (Шлемин Михаил Иванович) Мефодий, иеромонах (Иогель Кирилл Константинович) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, митрополит (Герасимов Маврикий Львович) Мий Симеон (иерей Симеон) Милицын Александр (протоиерей Александр) Миловидов Вячеслав (протоиерей Вячеслав) Милютин (монах Афиноген) Милютин Нила (диакон Нила) Мин Михаил (протоиерей Михаил) Миролюбов Никандр Иванович (р. Б. Никандр) Мирошниченко Виталий Афанасьевич (р. Б. Виталий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил отпевание профессора Н.К. Гаврюшина 17 августа 2019 г. 15:22 13 августа 2019 года отошел ко Господу многолетний профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. 16 августа ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий возглавил в Покровском академическом храме Божественную литургию и чин отпевания усопшего. Перед отпеванием архиепископ Амвросий обратился к верующим со словом. «Мне хотелось бы выразить от всех здесь начальствующих, учащих и учащихся сочувствие и соболезнование прежде всего родным, детям Николая Константиновича, всем тем, кто является его другом, соработником, коллегой, всем тем, кто считает его очень дорогим и близким для себя человеком. Наш главный дар ему сегодня — молитва. Молитва о его бессмертной душе», — сказал архиерей. Архиепископу Амвросию сослужил епископ Переславский и Угличский Феоктист . Также Его Высокопреосвященству сослужили и молились в алтаре архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), протоиерей Георгий Климов, протоиерей Александр Задорнов, протоиерей Павел Великанов , иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Дионисий (Шленов), игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Игорь Фомин, протоиерей Сергий Забелич, протоиерей Владимир Стасюк, протоиерей Димитрий Степаненков, иерей Стефан Домусчи, иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Филофей (Артюшин), иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Дамиан (Воронов), иерей Сергий Будков, иерей Константин Кирчу, диакон Иоанн Зорин, диакон Сергий Шумских, диакон Дионисий Спиров. В храме молились дети почившего — сын Иван Николаевич и дочери Анна и Наталья; профессора МДА А.И. Осипов , М.С. Иванов, А.М. Пентковский, А.Т. Казарян, проректор МДА Н.В. Леонтьева, профессор А.Б. Зубов, преподаватели, сотрудники, студенты МДА и других вузов. Были прочитаны заупокойные апостольское и евангельское чтения. После сугубой ектении диакон Иоанн Зорин возгласил заупокойную ектению о новопреставленном Николае.

http://patriarchia.ru/db/text/5486186.ht...

поиск:   разделы   рассылка Состав комиссий Межсоборного присутствия Комиссия по вопросам богословия: 1. митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ – председатель 2. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ – заместитель председателя 3. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ – секретарь 4. митрополит Волоколамский ИЛАРИОН 5. архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) 6. протоиерей Валентин АСМУС 7. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 8. протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН 9. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 10. диакон Георгий МАКСИМОВ 11. МАЛЕР Аркадий Маркович Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви: 1. митрополит Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ – председатель 2. архиепископ Егорьевский МАРК – заместитель председателя 3. игумен САВВА (Тутунов) – секретарь 4. митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР 5. митрополит Астанайский и Казахстанский АЛЕКСАНДР 6. митрополит Пермский и Соликамский МЕФОДИЙ 7. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 8. архиепископ Хустский и Виноградовский МАРК 9. епископ Солнечногорский СЕРГИЙ 10. епископ Нарвский ЛАЗАРЬ 11. протоиерей Николай БАЛАШОВ 12. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 13. протоиерей Олег КОРЫТКО 14. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 15. протоиерей Дмитрий СМИРНОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. протоиерей Владислав ЦЫПИН 18. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 19. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич Комиссия по вопросам церковного права: 1. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК – председатель 2. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) – секретарь 3. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 4. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 5. игумен ФИЛИПП (Симонов) 6. игумен САВВА (Тутунов) 7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 9. протоиерей Андрей НОВИКОВ 10. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 11. протоиерей Владислав ЦЫПИН 12. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 13. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 14. КРАВЕЦ Сергей Леонидович Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства: 1. митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской ВЛАДИМИР – председатель

http://religare.ru/2_81740.html

Св. Марк, Митрополит Ефесский и великий Исповедник Православия, родился в 1391–2 г. 20 в Константинополе. В этом городе он получил образование, здесь жил большую часть своей жизни и здесь же скончался. Об этом так пишет Иоанн Евгеник в начале своего синаксаря святителю Марку: “Сей великий светильник жизни в мире и свет и добрая соль, явившийся Церкви Христовой как доблестный Борец за Истину и всей вселенной общее солнце, воссиял из великого и царствующего града, сего знаменитого Константинополя; в нем родился и был вскормлен, и был воспитан, и наконец, в преставлении к Богу отдал ему священное (свое) тело”. Великий Ритор Мануил говорит так в своем синаксаре святителю Марку: “Сей священнейший Марк родился и воспитывался в самом царствующем граде”. Отец св. Марка имел высокий церковный чин “сакеллария” храма св. Софии в Константинополе; он также был профессором, к которому стекалось много молодежи. Мать св. Марка была дочерью врача. Оба происходили из известного и зажиточного рода. О родителях св. Марка нам рассказывает Иоанн Евгеник в продолжении своего синаксаря: “Родителями же его были Георгий, диакон и сакелларий Великой Церкви, – в те времена великий град вдвойне был богат, имея его также и наставником в Церкви Христовой, к которому стекалось множество молодых людей, – и Мария, некоего почтенного и боголюбивого врача дочь. Род же обоих совершенно зрится во всем благородством, сочетанным с благочестием к Богу и добродетелью украшеннымъ”. От таковых честных и боголюбивых родителей произошел будущий великий Исповедник Церкви! В крещении отрок получил имя “Мануилъ” (Еммануил). Иоанн Евгеник видит в этом наименовании (“Еммануилъ” в переводе означает – “с нами Богъ”) пророческое предзнаменование будущего значения для Церкви ныне крещаемого отрока. Об этом он так пишет: “Дитя же во вторичном рождении в Божественном Духе принимает имя Мануил (да и как могло бы быть иначе!): ибо он первого и владычняго имени был достоин и благодаря ему – с нами Бог и Благочестие и преданная Отцами вера”.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

О какой стыд для людей! . 1. Св. Марк Исповедник, епископ Арефусский в Сирии. О его страданиях извещают нас святитель Григорий Богослов и блаженный Феодорит . Согласно сим сведениям, Марк в царствование Константина Великого разрушил некое языческое капище и многих перевел в веру Христову. Но когда на престол вступил царь Юлиан, вскоре сделавшийся отступником от веры Христовой, тогда и некоторые арефусийские граждане отреклись от Христа и вернулись к язычеству. Восстали они на Марка за то, что он разрушил их капище, требуя от него либо воссоздать его, либо заплатить огромную сумму денег. После того как старец Марк отказался сделать то или другое, ему нанесли тяжкие побои и с поруганиями влекли по улицам. Затем тонкой и прочной нитью ему отрезали уши, обнажили тело, намазали его медом и оставили привязанным к дереву на летней жаре, чтобы жалили его осы, комары и шершни. Но Христов мученик претерпел всё без единого стона. Был он уже совсем стар, но лицо его светилось, как у Божия Ангела. Язычники спускали цену своего храма всё ниже и, наконец, потребовали от Марка какую-то совсем незначительную сумму, которую он мог легко дать. Но он отказался внести даже одну монету на восстановление капища. Его терпение произвело огромное впечатление на граждан, по причине чего начали они дивиться ему и даже жалеть его. Оттого-то и снизили они цену своего капища почти до нуля – только чтобы он остался в живых. Наконец, выпустили его на свободу, и один за другим опять стали слушать его поучения, и возвратились в веру Христову. За подобное же дело пострадал в то время диакон Кирилл из города Илиополя под горами Ливанскими. Когда христианство пользовалось свободой, он разбил каких-то идолов, за что в правление Юлиана был жестоко мучим. Язычники были на него так [сильно] озлоблены, что, убив его, они своими зубами рассекли и распороли его чрево. В тот же день вместе со святым Кириллом пострадали и многие другие христиане. Лютые язычники разрубили их тела на части, смешали с ячменем и дали свиньям. Но [эт]их [злодеев] тотчас постигло наказание: у всех у них повыпадали зубы и уста наполнились невыносимым смрадом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010