Летом в келью старец приходил обычно к полудню, вкушал в ней пищу, трудился в огороде, принимал посетителей и на ночь опять уходил в лес. Летние ночи проводил он всегда вне кельи, ходя по лесу и тихо распевая стихиру: " Воскресение Христово видевше " . Старец говаривал, что чувствует особенную неземную радость в это время, когда безмолвствует вся природа, и что никогда молитва не возносится так легко к Богу, как в это время всеобщего покоя и тишины. Однажды посетили его два странника-богомольца. Старец встретил их на пороге своей кельи, дал приложиться к висевшей на груди его иконе, и потом, оторвав лоскут своей ветхой многошвенной одежды, дал его одному из посетителей, сказав: " отмахнись, батюшка, от комаров, чтобы не туманили они тебе голову " . Выйдя от старца, этот посетитель поведал своему спутнику, что действительно непотребные помыслы весьма стужали ему во всю дорогу, как шли они к старцу, но только что исполнил он совет прозорливого старца и обмахнулся данным ему лоскутком, как тотчас же ощутил мир и прекращение мысленной брани: помыслы злые рассеялись, как комары, и причиняемое ими смущение заменилось спокойствием души. Один из иноков Саровских, пустынножительствовавший в лесу, при уединенных подвигах своих предался неумеренному посту, от которого пришел в крайнее изнеможение, так что надлежало ожидать плачевного окончания подвига его, принятого подвижником не по разуму и без совета старческого. Преподобный Марк пришел к изнемогшему пустыннику в пустынническую его келью и принес с собою кусок хлеба и овощей с своего огорода. Правою рукою приподняв жезл свой, а левою подавая снедь брату, Марко с угрозою говорил: " Ешь, ешь! " - Брат, убоявшись жезла и угроз старца, вкусил пищи и несколько укрепился. Потом, внимая совету старца, осудившего неразумный его подвиг, он оставил свой подвиг благовременно, и тем избежал дурных последствий. В конце октября 1817 года старец разболелся в своей пустыннической келье и был приведен братиею в обитель Саровскую для напутствования в вечность. Все более и более ослабевая в силах телесных, подвижник просил духовника своего принять от него исповедь и причастить его Св. Христовых Таин, после чего совершено было над ним соборне таинство Елеосвящения . После соборования старец погрузился в молитвенное молчание и в таком состоянии пробыл до самой кончины.

http://drevo-info.ru/articles/13675122.h...

Тоже «Поучение» предостерегает, что, если кто умрет от пьянства, тот «сам себе враг и убийца, и приношение» (т.е. служение о нем заупокойной литургии) не угодно Богу. Преподобные подвижники Восточной Церкви прозорливо усматривали связь пьянства с другими грехами, заполняющими пустоту человеческого сердца. В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершал один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся – и далее ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упится же один раз, кажется небольшой грех , ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня и мирно буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город, и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать в некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершил с нею грех, пришел муж той женщины, и застав грешащего с женою, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим, человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот, как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. М. 1971 г. 144. стр. 96).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

«При этом после исцеления», – говорит ев. Марк, – «Господь посмотрел на него строго». Взгляд этот был понятен одному только исцеленному, в душу которого смотрел Сердцеведец. Действие чудес И. Христа на народ. Ев. Лука рассматривает запрещение Господа исцеленным от Него разглашать о происшедшем с ними, как дело Его смирения, и удаление Его в места пустынные, как следствие желания Его уклониться от шума людского к молитвенному собеседованию с Богом Отцом; ев. Марк указывает, что для этого и другого были еще и другие побуждения: уже в то время деятельность И. Христа произвела такое сильное впечатление на жителей Галилеи, что открытое торжественное Его шествие было уже невозможно без того, чтобы при этом не было места опасению за нарушение общественного порядка во имя Его, как Царя Израилева. Возвращение И. Христа в Капернаум (Лук.5:17–39; Mp.2:1–22; Мф.9:1–17) Исцеление расслабленного. Когда Господь пришел в Капернаум и вошел в один дом, к Его ногам через крышу дома спустили разлюбленного, так как не было возможности пробраться сквозь толпу чрез дверь дома. Это могло произойти очень легко при том устройстве, какое имели восточные дома. Они устраивались так: средину занимал двор, а по сторонам шли жилые строения. Крыши домов были плоские, а на них со двора или с улицы вели лестницы; часто крыша одного дома соединялась с крышей другого, разделяясь лишь узаконенными перилами. Устройство самых крыш было таково: на брусья потолка накидывали большой слой тростника, а на него хворосту; затем следовал плотный слой земли, который иногда прикрывался черепицами. Постель больного, на которой принесли больного, представляла из себя, очевидно, нечто легкое, что после и сам исцеленный мог понести, нечто в роде войлока. Видя веру принесших больного, Иисус говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи». Бывшие здесь фарисеи приняли эти слова Господа больному за богохульство, так как, говорили они, прощать грехи может один Бог. В ответ на это Иисус Христос выражает мысль, что исцелить больного не легче, чем простить грехи человеку, й потому, если они признают за Ним силу совершать первое, то должны признать за Ним и власть прощать грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Действительно Марк и Серафим привлекли к себе в последнее время внимание целой России, своими пустынными подвигами; прочие замечательные подвижники Саровские как будто остались в тени пред их славою, хотя и они достойны удивления. Сколько глубокой веры и самоотвержения в этом отшельнике, Марке, напомнившем собою первые века Христианства! Он принял имя сие в память великого отшельника Марка Фраческого, который совершенно умер миру и забыт был современниками на пустынной горе в Египте. Когда нечаянно обрел его иной отшельник, уже другого поколения человеческого, Марко спросил его: сохранилась ли еще во вселенной та вера, которою некогда передвигались горы, если только скажешь им евангельское слово: «двигнися и вергнися в море?» ( Марк. 11:23 ). И что же?– столько силы было в слове отшельника, что от одного нечаянного повторения евангельского глагола, уже начала колебаться пред ним гора, готовая двигнуться к ужасу пришельца. Но Марко успокоил его и самую гору, другим повелительным словом: «что с тобою гора? не тебе говорю». Сему Фраческому Марку хотел подражать, в любви своей к одиночеству, Саровский, и часто терялся в лесах на многие месяцы; безмолвие ночи было его любимым часом молитвы, ибо сквозь тишину творения прислушивался он ко гласу Творца, и так провел около 10 лет, испросив на то благословенье строителя Пахомия; но прежде, еще при старце Ефреме, прошел усердно все должности монастырские, и, отслужив братии, посвятил себя исключительно Богу. Он принял юродство, Христа ради, и наложил на себя постоянное молчание, весьма изредка им прерываемое, и то для некоторых; но в большие праздники возвращался для приобщения Св. Таин, и будучи схимником, никогда ни дерзал принять священства. Однажды послушник, принесши ему скудную пищу в его лесную келью, застал его сидящим в глубокой думе, лицом к востоку. Долго не смел ее нарушить инок, и спросив наконец отшельника, услышал его назидательный ответ: «размышляю о изгнании Адама из рая сладости, как он сидя прямо рая, лицом к востоку, плакал и взывал к Господу: милостиве, помилуй мя падшего!». Марко скончался в обители почти 80 лет, в исходе 1817 года, будучи приведен братией из своей пустыни, уже в совершенном расслаблении, для напутствия к вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глупый, он наклоняет выю и становится, как … конь, как лошак несмысленный… ( Пс. 31:9 ). Вот он уже готов броситься в постыдные объятья, как вдруг женщина, подобно легкой тени, с ужасающим воплем исчезает из его объятий. Тогда множество злых духов слетелось на это зрелище с громким воплем, со злыми насмешками: “А! Это ты, возносившийся до небес, теперь низринулся до ада! Теперь понимаешь слова: …всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Тогда он, как бы помешавшись в уме, не вынося позора обольщения, обманывает сам себя еще сильнее, чем был обманут демонами. Вместо того, чтобы подумать о восстановлении своего духа, о возобновлении борьбы, вместо того, чтобы искупительными подвигами – слезами и сокрушением сердца – изгладить вину прежнего самопревозношения, он, в отчаянии, предался, по слову Апостола, всякой нечистоте с ненасытимостью ( Еф. 4:19 ). Вернувшись к мирской жизни, он сделался добычей диавола: теперь он избегал даже свидания со всеми святыми, чтобы кто-нибудь спасительными советами не извлек его из погибели. Разумеется, если бы он пожелал, как прежде, вести воздержную жизнь, он, без сомнения, возвратил бы прежнее достоинство и благодать.” (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 15). 887. Женщина, плененная татарским ханом, предала своего мужа-воина, шедшего спасти ее См. также: Женщина ; Коварство . Однажды татары пленили у одного воина жену. Он взял секиру и своего пса и пошел вслед за ними. Татары, остановившись в одном селении, упились и спали, как мертвые. Воин секирой отсек всем им головы. Войдя в одну комнату, он увидел свою жену, лежащую с татарским князем на одре, который также спал, упившись вином. Жена, увидев мужа, разбудила варвара. Он вскочил и начал биться с воином. Одолев воина, он уже сел на него и, вынув нож, хотел заколоть. В этот момент собака, видя своего хозяина в опасности, стремительно бросилась на князя и стащила его. Воин, встав, убил князя и, взяв жену свою – новую Далиду ( Суд. 16 ), поступил с ней, как захотел. О беснование женское, оно злее зверей! Зверь избавил своего господина от смерти, жена же предала его на смерть. (Волоколамский патерик. Л. 41). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

    3. Крики злого духа, просившого оставить его в покое, указывали на победное действие всемогущей силы Иисуса Христа, пришедшого поразить диавола. Но запрещение Иисуса Христа бесам исповедать Его Сыном Божиим показывало, что Он не хотел открывать Себя врагам, которых хотел поразить, и вместе не хотел принимать свидетельств от них, от презренных существ — как не составляет особенной чести людям получать свидетельства и одобрения от людей худых по нравственности и низших по положению. 4. Исцеление физических болезней и возвращение не только здоровья, но и достаточной крепости сил — так что больной, встав с постели, мог нести свою постель или служить другим — явно показывает, что здесь не остановка только действия болезни и поворот к постепенному выздоровлению, как это возможно и для наших врачей — но полная победа над болезнию, что возможно только для Божественной силы. Исцеление прокаженнаго    (Мф. 8:1-4; Мк. 1:40-45; Лк. 5:12-16)    Среди множества исцелений, совершённых Иисусом Христом, Евангелисты останавливаются на таких, которыя имели особенное отношение к служению Его. Так они упоминают, что однажды встретил Иисуса прокажённый, который просил Его исцелить и при этом высказал полную уверенность, что Иисус Христос может совершить это исцеление, если захочет. Пришедший для спасения страждущого человечества не отрёкся от сего хотения, и прикоснувшись, исцелил прокаженнаго, повелев ему явиться к священникам и принести положенную по Закону Жертву (Лев. 14:3,4,10) — во свидетельство и доказательство несомненного исцеления, совершённого Иисусом Христом.    При сем Иисус Христос запрещал исцеленному разглашать о событии — вероятно, во избежание толков о новом чудотворце, что могло возбудить в народе ложныя надежды и безполезныя предприятия (Ин. 6:14,15), а у вождей народа вражду против Иисуса. Но побуждаемый чувством благодарности, исцеленный разгласил о чуде, а Иисус Христос должен был скрываться в пустынном месте. Впрочем народ и там нашёл Его.    По Матфею, это событие можно отнести ко времени после Нагорной Проповеди. Но Марк ставит его после исцеления тёщи Петровой; а Лука даже прежде призвания четырёх рыбаков. При этом Марк и Лука не ставят это событие в связи с предшествовавшими или последующими событиями; а Матфей прямо говорит, что когда Иисус Христос сошёл с горы, тогда исцелил прокаженнаго. Вообще же можно отнести это событие ко времени проповеди в Галилее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Помимо свидетельств церковных писателей, на широкую известность творений преп. Марка в Древней Церкви указывают сохранившиеся рукописи. Известно более сорока рукописей, датируемых с IX по XVI век 103 . Отличия этих текстов между собой дают основание предполагать, что многие рукописи были утрачены 104 . Незначительное распространение получило только сочинение «Против несториан»: оно содержится лишь в двух рукописях, датируемых X и XIII веками. Порядок следования творений в рукописях сильно разнится. Чаще всего на первом месте идут сочинения «О законе духовном» и «О тех, которые думают оправдаться делами». В наиболее древних рукописях часто на первом месте стоит слово «О покаянии», может быть, для указания, что с покаяния начинается путь ко спасению. Сочинение «Против несториан» в дошедших рукописях стоит на последнем месте. Наиболее древними переводами творений преп. Марка являются переводы на сирийский язык. Известно двенадцать сирийских рукописей, содержащих творения преп. Марка 105 , среди которых и наиболее древний текст дошедших до нас творений преподобного (Add. 12175, Британская библиотека). Эта рукопись датируется 533–534 годами и содержит сочинения «О законе духовном» и «О тех, которые думают оправдаться делами». В сирийских рукописях отсутствует сочинение «Против несториан», а также «Послание к монаху Николаю» и «О посте». С сирийского языка произведения преп. Марка переводились на арабский. В двух известных рукописях, датируемых 901 и 1493 годом, содержатся выдержки из слов «О покаянии», «О законе духовном» и «Советы ума своей душе». Те же выдержки в том же порядке содержатся в грузинском переводе X века, хранящемся в монастыре св. Екатерины на Синае 106 . После изобретения книгопечатания первыми стали издавать произведения преп. Марка протестанты. Они видели в этих сочинениях опровержение католического учения об оправдании посредством дел. Так, в 1531 году В. Обсопеус (Obsopaeus) перевёл на латинский и издал в Генуе сочинения «О законе духовном» и «О тех, которые думают оправдаться делами». К особенностям его издания относится то, что он не стал воспроизводить имеющуюся в рукописях нумерацию глав. Преп. Марк в заглавии издания именуется «Marcus Eremite» (Марк Пустынник) 107 . В 1550 году это издание было перепечатано в Базеле Г. Петри 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

До какого степени снисхождения простиралось братолюбие о. Марка, но при том с какою соединено было осмотрительностию, показывает следующий случай. В числе братии Саровской обители был некто, знаемый о. Марку, как любитель духовного учения и по своим способностям к делам известный епархиальному начальству. Сей брат искусился помыслами, что управление Саровской обители не совершенно и могло бы возведено быть к большему совершенству другим настоятелем, какого он себе воображал. За сими мыслями, как тень, лежала тайная мысль, что выбор может пасть на него, и что он будет в состоянии исполнить свои предположения. Пользуясь вниманием епархиального преосвященного архиерея, он осмелился предложить ему мысль о перемене настоятеля в Саровской обители, и присовокупил, что сию мысль имеет и о. Марк. Преосвященный, уважая и любя сего пустынножителя, ответствовал, что он с уважением принял бы мнение о. Марка о столь важном предмете, если бы мог знать оное. При сем брат, искушаемый помыслами осуждения ближнего и любоначалия, простер свою дерзость далее и присовокупил: о. Марк, вероятно, сам придет к вашему преосвященству, чтобы подкрепить сию нужную для обители мысль. За сим искушаемый брат отправился в пустыню к о. Марку, и, падая к ногам его, умолял его посетить преосвященного в Тамбове. Причины сей просьбы он не открывал о. Марку, но умолял его самым настоятельным образом, говоря: ты дашь мир душе моей, если сие исполнишь; и напротив лишишь ее мира, если не исполнишь. Видно, что братолюбивый о. Марко помянул слово Господне: аще кто по силе поймет тя поприще едино, иди с ним два, – и вот, что он сделал. Вдруг не стало в пустыне о. Марка. Брат, просивший его о посещении преосвященного, догадался, что сие значит, и поспешил в Тамбов предварить преосвященного, что Марко уже не в пустыне, и, но всей вероятности, на пути в Тамбов. Преосвященный обрадовался и стал надеяться и ожидать. В один праздничный день преосвященный, совершая литургию, восходить на горнее место и видит пустынника Марку, входящего в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Traités. Т. 1/Ed. par G.-M. de Durand//Sources chrétiennes. 445. Paris, 1999. P. 37–49. В этом же издании имеются предисловия к каждому произведению. Хорошая справка по изданиям и литературе о преп. Марке дана в кн.: Исихазм. Аннотированная библиография/Под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. С. 225–227. 518 Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое Слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Духовной Академии. Вып. 1. Казань, 1900. С. 29–47. 522 Chadwick Н. History and Thought of the Early Church. London, 1982. P. 125–130. С определенными колебаниями к этой гипотезе примыкает и К. Уэр, считающий личность Марка «загадкой» и полагающий возможным датировать его литературную деятельность широким диапазоном 430–535 гг. См. предисловие к французскому переводу: Marc le Moine. Traités spirituelles et théologiques/Intr. par K. Ware. Abbaye de Bellefontaine, 1985. P. IX-XV. 523 Так, А. Гриллмайер полагает, что преп. Марк принадлежал к египетским «антиоригенистам» и писал в самом начале V в. См.: Grillmeier A. Markos Eremitas und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op. XI//Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981. S. 251–284. 524 Так предполагает: Kunze J. Markus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchlichen Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. S. 62f. 526 См.: Hesse О. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita//Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1969. S. 90–91. Ср. наблюдение А. Юрьевского: «Книги Нестория, появившиеся в пустыне египетской, произвели сильное волнение среди пустынников, из которых некоторые, в увлечении ересью Нестория, стали называть Христа не Богочеловеком, а только «Богоносцем». Даже Кирилл Александрийский взглянул на это волнение среди египетских монахов как на явление довольно серьезное и потому счел необходимым написать к ним послание, в котором, изложив истинное учение о Лице Иисуса Христа, просил монахов воздерживаться от суждения о непосильных и трудных для них предметах. Если уже волнения и увлечения ересью были в пустынях, тем более могли они происходить в Александрии и других больших городах того времени» (Юрьевский А. Указ. соч. С. 41). Впрочем, следует оговориться, что несторианство никогда не имело твердых позиций в Египте в отличие, например, от Сирии. 527 Мы опираемся на указанный перевод Б. Барчунова (иногда слегка изменяя его), который дается с параллельным греческим текстом. См.: Богословский сборник. 5. С. 129–179. Также используется греческий текст по изданию: Marc le Moine. Traités. Т. 2. Paris, 2000. P. 222–315. Ссылки даются в латинской нумерации глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во время путешествия в Скитскую пустыню к «великому старцу» Иоанну Серапион получил откровение пойти за благословением на Фраческую гору в Эфиопии к 130-летнему отшельнику М. А., который не имел себе равных среди пустынников и постников и скоро должен был отойти ко Господу. В то время Эфиопией называли территорию, простиравшуюся от Красного м. до Мавритании. Исследователи предполагают, что Фраческая гора (Θρκη), именуемая в вост. версиях Тармака, находилась на территории совр. Ливии. В Александрии старец Серапион узнал у одного купца, как достигнуть Фраческой горы. Авва Серапион предпринял путешествие по пустыне, к-рое смог совершить только с помощью ангелов, явившихся ему в образах 2 отшельников. Фраческая гора находилась у моря, не имела никакой растительности и была так высока, что старец Серапион взбирался на нее в течение 7 дней. В последнюю ночь он увидел сходящего с неба к М. А. ангела Божия, предвозвещавшего его приход: «Блажен ты, авва Марк, и благо тебе будет! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела зреть душа твоя, так как ты не пожелал видеть никого из людей, кроме него!» ( Αγγελδη. 1989. Σ. 48). Когда авва Серапион приблизился ко входу в пещеру, где жил М. А., то услышал пение псалмов. М. А. обрадовался его приходу и воскликнул: «О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд, чтобы увидеть мое обиталище!» (Ibid. Σ. 49). М. А. поведал старцу Серапиону о своей жизни. Он род. в Афинах, изучал философию, но после смерти родителей решил отречься от мира. М. А. отправился в плавание по морю на доске, и волны принесли его к подножию Фраческой горы. Здесь он подвизался 95 лет, за это время не увидев ни одного человеческого лица. Нагой и босой М. А. терпел голод, жажду, холод и диавольские нападения. Он вкушал земную пыль и пил морскую воду. Когда прошло 30 лет, на подвижника излились благодать Божия и Его милосердие. На теле М. А. выросли густые волосы, как у зверя, голод и жажда больше не овладевали им, пищу святому стали приносить ангелы, а бесы не смели приближаться к нему. М. А. был удостоен дара чудотворения: авва Серапион был свидетелем того, как по его слову Фраческая гора сдвинулась и вернулась на свое место. Еще при жизни М. А. удостоился видения рая. Подвижник спросил у аввы Серапиона, продолжаются ли в миру идолослужение и гонения на христиан, и возрадовался, когда узнал, что гонения прекратились и язычество посрамлено.

http://pravenc.ru/text/2562248.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010