На проконсула это произвело такое сильное впечатление, что он тоже признал силу христианского Бога. С этого момента Лука, автор «Деяний святых апостолов», начинает называть Савла другим именем — Павел. На этот счет существует множество различных версий. Например, блаженный Августин писал, что апостол «предпочел называться не Савлом, как раньше, а Павлом в знак великой победы: он, воин, сразил гордость проконсула Павла, подвел его под легкое иго Христово» (Блаженный Августин. «Исповедь». Книга 8). А есть и другая версия: по-латыни Paulus — значит «маленький», и, возможно, приняв новое имя, чудотворец пытался оградить себя от излишнего возвеличивания. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел сказал о себе: Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15: 9). Обойдя весь Кипр, миссионеры отплыли обратно к берегам Малой Азии — но не в Селевкию, откуда они начинали свой путь. Проповедники высадились неподалеку от цветущего города Пергия, и здесь между ними произошла размолвка. Павел принял решение (по всей видимости, спонтанное!) не останавливаться на достигнутом, а пройти с проповедью по Малой Азии. Марк торопился вернуться. Не хочется думать, что он, как это трактовал Феофилакт Болгарский, испугался трудностей предстоящего путешествия. В историю Церкви апостол Марк вошел как аскет и подвижник, основавший в Египте первую школу пустынножительства. Возможно, у него были другие обязательства, и он не рассчитывал на столь длительное путешествие. Как бы то ни было, Марк отправился в Иерусалим, а Павел с Варнавой — в трудный и опасный путь через гористую Писидию к центральным областям Малой Азии — по бездорожью, пробираясь горными тропами сквозь ущелья и бурные реки. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасности от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе, — напишет апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, вероятно, вспоминая и это свое путешествие с Варнавой (2 Кор. 11: 26-27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

6 Апостолы. Первый и единственный раз Марк называет учеников апостолами; дважды (3,14 и 6,7) он называет их словом «двенадцать». 6 одни. Ученики остались одни с Иисусом, без «приходящих и отходящих». Это был промежуток времени между их отчетом Иисусу о том, «что сделали и чему научили» (ст. 30) и чудом насыщения пяти тысяч, когда Иисус, обращаясь к ним, сказал: «...вы дайте им есть» (ст. 37). 6 в пустынное место... одни. Этот стих является преамбулой к ст. 33–52 и как бы настраивает на ассоциацию с исходом народа израильского из Египта: там тоже действие происходило в пустыне и народ был один, т.е. наедине с Богом, от Которого он только и мог ожидать помощи и поддержки. 6 сжалился над ними. Это же чувство Иисус испытывает при насыщении четырех тысяч человек, однако мотивируется оно в обоих случаях по-разному, и действия Иисуса, вызванные жалостью к людям, также различны. В данном случае речь идет о пяти тысячах иудеев, и Иисус, сжалившись, «начал учить их много»; при насыщении четырех тысяч язычников (см. ком. к 8,3) Иисус сказал: «Жаль Мне народа, что ... нечего им есть» (8,2). Об иудеях нельзя было сказать, что им нечего есть с ними был «хлеб жизни» ( Ин. 6,35 ), «сшедший с небес» ( Ин. 6,41 ), но «они были как овцы, не имеющие пастыря», который накормил бы их имеющимся хлебом. Что, собственно, Иисус и сделал: «начал учить их много». овцы, не имеющие пастыря. Образ, применявшийся ветхозаветными пророками к израильскому народу ( Иер. 50,6 ; Иез. 34,1–10 ). 6 хлеба. Слово «хлеб», кроме своего прямого значения, используется и как образное название учения Христа (см. ком. к 6,34). 6 две рыбы. В первые века христианства графическое изображение рыбы являлось символом Христа. 6 на зеленой траве. Ср. Иез. 34,14 . Упоминание о траве свидетельствует, что выражение «пустынное место» следует понимать в смысле «безлюдное». 6 ели все и насытились. См. ком. к 6,38. 6 и набрали. Наполнили умы и сердца свои услышанным словом Божиим, запомнили, чтобы, унеся услышанное с собой, поделиться им с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А следствием этого поступка была вспышка страшной ненависти против Христа: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу». С личностью этого исцеленного человека (имя которого осталось для нас неизвестным) связаны некоторые предания и легенды недостоверного, апокрифического характера. Так, существует сказание, что этот именно человек и был тем служителем, который «ударил Иисуса по щеке» ( Ин.18:22 ) на допросе у первосвященника Анны, в ночь Его предания, на что, по другой легенде, – кроме приводимого Евангелием кроткого ответа Христа: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ), – Христос, яко бы, тихо еще добавил ему: «за это будешь жить на земле вечно» и связывают с именем «Вечного Жида» – Агасфера, который ищет смерти, устав жить на земле, но от которого смерть бежит, и он мучается во все века среди народов, так как не может умереть, пока не придет снова Христос... Суть же достоверно описанного в Евангелии чуда заключается именно в неожиданности исцеления и в том, что последствием этого чудодействия явилось злобное преследование Христа Его врагами. НАСЫЩЕНИЕ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК В ПУСТЫНЕ ( Мф.14:15–21 ; Мк.6. 35–44 ; Лк.9:12–17 ; Ин.6:5–14 ) Согласно повествованию евангелистов, чудо насыщения малым количеством хлеба и рыбы, огромной массы людей, Христос совершил два раза. Сперва Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, а в другой раз семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи мужчин, не считая в обоих случаях женщин и детей, которых всегда шло за Христом множество. Оба чуда, по своему символическому смыслу и значению, очень близки между собою, но различаются в деталях и в обстановке их совершения, а потому опишем их отдельно. Насыщение пятью хлебами отмечено всеми четырьмя евангелистами. Это чудо Христос сотворил вскоре после усекновения Иродом Иоанна Крестителя, и после возвращения своих учеников, посланных на проповедь. «И собрались апостолы к Иисусу», – повествует ев. Марк, – и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни...» ( Мк.6:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Благодаря этим светлым " точкам " , которые мы называем людьми, и существует вся звездная высь. Благодаря этим сознательным молитвенным точкам, Феодул, а не благодаря тем холмикам и горам, что над нашей головой сверкают, но не умеют светить, прикасаются друг к другу, но не чувствуют, что прикасаются. Человек на молитве - это единственная картина, которую великая вселенная не видит, не понимает, не ощущает. Ее видят, понимают и ощущают только невидимые интеллигенции [ 1 ] духи света: Ангелы, души многих упокоившихся людей и, более всех, Сам Господь Бог. Иисус на молитве Это исключительная картина, исключительная тайна, исключительная красота. В какое время Иисус обычно молился Богу? На рассвете и днем, вечером и ночью. Во всякое время. Как учил других, так и Сам делал. А Он учил, что должно всегда молиться и не унывать [ 2 ]. Молитва для Него была тем же, что дыхание. Душа Его сознательно дышала Духом Святым, как легкие бессознательно дышат воздухом. И душа Его поддерживала через молитву в любви непрерывное соприкосновение с Отцом Небесным. Однако Он часто удалялся в пустыню и уединенные места для особенных, усиленных молений Отцу Своему. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился [ 3 ]. Когда это произошло? После исцеления множества больных от разных болезней и изгнания множества бесов из людей. Так записал святой евангелист Марк. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место [ 4 ]. Когда это произошло? Тогда, когда Он при заходе солнца исцелил всех приведенных к Нему больных, возлагая руки на них. Это записал святой евангелист Лука. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один [ 5 ]. Когда это произошло? После чуда с пятью хлебами, когда Он накормил пять тысяч людей. Так записали святой евангелист Матфей и другие. А Он уходил в пустынные места и молился [ 6 ]. Это происходило много раз. Но божественный Лука сообщает об этом Иисусовом удалении в пустыню на молитву после исцеления человека прокаженного и других больных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Впрочем, нередко удалялся Он и в пустыню, уединяясь в нарочитых и усиленных молениях к Своему Отцу. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился Богу ( Мк.1:35 ). Когда это было? После того как уврачевал Он многих больных от различных недугов и изгнал многих бесов из людей. Так записал это святой евангелист Марк. Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место ( Лк.4:42 ). Когда это произошло? Тогда, когда при заходе солнца исцелил Он всех приведенных к Нему больных, возлагая на них руки. Это записал святой евангелист Лука. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться Богу наедине; и вечером оставался там один ( Мф.14:23 ). Когда это имело место? После чуда с пятью хлебами, взяв которые, накормил Он пять тысяч человек ( Мф.14:21 ). Так записал это святой евангелист Матфей и другие. Но Он уходил в пустынные места и молился Богу ( Лк.5:16 ). Происходило это неоднократно. Впрочем, божественный Лука сообщает об этом удалении Иисуса в пустыню на молитву после того, как свершилось исцеление человека прокаженного и других болящих. Взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Когда это случилось? После исцеления человека сухорукого, когда Господь сказал ему: Протяни руку твою... И стала рука его здорова, как другая. Так пишет святой Лука ( Лк.6:10 ). Из этих нескольких примеров очевидно, что Господь регулярно удалялся в пустыню и уединение по свершении дел чудотворения. Понятна – хотя доселе особо не отмечена – и причина сего. Предвечный Сын уходит в пустыню, чтобы наедине возблагодарить Своего Отца за содействие. Ибо как Отец все передал во власть Сыну, так Сын, со Своей стороны, все усваивает (букв:, приписывает. – Ред.) Отцу. Посему эти молитвы, творимые после совершения чудес, суть выражение нераздельного единства и беспримерной любви между Отцом и Сыном. Однако, помимо этих благодарственных молитв, возносил Иисус прошения и другого рода. Это молитвы, нареченные в Православной Церкви просительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда Апостолы вышли на берег, народ был уже там, предупредил их. Но Господь был не с ними - Он уединился несколько далее по направлению к востоку, - и народу нужно было пройти еще, чтобы прийти к Нему. Народ, таким образом, предупредив Апостолов, в то же время действительно не предупредил Господа, а пошел к Нему. И еще оттенок: когда Апостолы вышли на берег, народ побежал к Господу, конечно вразброд; он собрался только тогда, когда поджидал выхода Господа, находящегося в уединенном месте. Потому и говорит Аносюл: (пришли прежде нас к месту нашей высадки) " предупредили нас и собрались к Нему " . Так мог сказать только очевидец. Выражение " και συνηλθον προς " Αυτον " во многих древних кодексах не встречается, и потому Тишендорфом оно опущено. Но если смотреть на дело не с внешней, а с внутренней стороны, то данное выражение звучит такой правдивой наивностью очевидца, передающего раздельно моменты события, что должно присоединиться к александрийскому кодексу и другим, сохранившим это выражение. 7. Обычно думают, что тут разумеется выход Господа из лодки: " Выйдя из лодки Иисус увидел множество народа " . Но, по моем) " мнению, здесь следует разуметь выход Иисуса не из лодки, а из пустого места в пределах Вифсаиды. Лк.9:10: " Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидой " . Мы уже видели, что необходимо признать, что Евангелисты Матфей и Марк, упоминая о переправе лодкой, не придавали этому центрального значения. Для них важно было удаление в уединенное место, и они именно об этом и рассказывают, упоминая о лодке лишь между прочим. Поэтому и " вышедши " (εξελθων) правильнее относить в смысле выхода к центральной мысли, а не к второстепенной. Умственные взоры Апостолов устремлены не на переправу, а на то, что произошло после переправы, на ту цель, которую они имели в виду. Матфеи говорит: " И услышав, Иисус удалился оттуда, на лодке, в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним... И выйдя, Иисус увидел множество народа... " По моему мнению, гораздо естественнее относить " выйдя " к " пустынное место " , чем к " на лодке " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда апостолы вышли на берег, народ был уже там, предупредил их. Но Господь был не с ними – Он уединился несколько далее по направлению к востоку, – и народу нужно было пройти еще, чтобы прийти к Нему. Народ, таким образом, предупредив апостолов, в то же время действительно не предупредил Господа, а пошел к Нему. И еще оттенок: когда апостолы вышли на берег, народ побежал к Господу, конечно, вразброд; он собрался только тогда, когда поджидал выхода Господа, находящегося в уединенном месте. Потому и говорит апостол: (пришли прежде нас к месту нашей высадки) «предупредили нас и собрались к Нему». Так мог сказать только очевидец. Выражение κα συνλθον πρς Ατν во многих древних кодексах не встречается, и потому Тишендорфом оно опущено. Но если смотреть на дело не с внешней, а с внутренней стороны, то данное выражение звучит такой правдивой наивностью очевидца, передающего раздельно моменты события, что должно присоединиться к александрийскому кодексу и другим, сохранившим это выражение. 332 Обычно думают, что тут разумеется выход Господа из лодки: «Выйдя из лодки, Иисус увидел множество народа». Но, по моему мнению, здесь следует разуметь выход Иисуса не из лодки, а из пустого места в пределах Вифсаиды. Лк.9:10 : «Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидой». Мы уже видели, что необходимо признать, что евангелисты Матфей и Марк, упоминая о переправе лодкой, не придавали этому центрального значения. Для них важно было удаление в уединенное место, и они именно об этом и рассказывают, упоминая о лодке лишь между прочим. Поэтому и «вышедши» (ξελθν) правильнее относить в смысле выхода к центральной мысли, а не к второстепенной. Умственные взоры апостолов устремлены не на переправу, а на то, что произошло после переправы, на ту цель, которую они имели в виду. Матфей говорит: «И услышав, Иисус удалился оттуда, на лодке, в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним... И выйдя, Иисус увидел множество народа...» По моему мнению, гораздо естественнее относить «выйдя» к «пустынное место», чем к «на лодке».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Лк.5:16 . Тóй же бе отходя в пустыню и моляся. (Но Он уходил в пустынные места и молился.) Отходя в пустыню (уходил в пустынные места). Еванг. Марк при сем прибавляет: Иисус не мог явно войти в город. Народ, возбужденный чудесами Господа, мог увлечься и в увлечении сделать что-нибудь такое, что могло возбудить подозрительность римских властей, (как, напр., впоследствии хотели взять Его насильно и провозгласить царем. ( Ин.6:14, 15 ), или подать повод уже начавшим смотреть на Него недружелюбно, фарисеям и книжникам, обвинить Его в чем-либо, чтобы погубить прежде времени; потому Иисус Христос некоторое время и не входил в город, а пребывал в пустынных местах. И моляся (молился). Еванг. Лука часто делает замечание о том, что Иисус Христос молился. Молиться же в пустыне удобнее, чем где-либо. Зач. 19-е. Исцеление расслабленного в Капернауме. Читается в субботу 19-й недели по Пятидесятнице. Об исцелении расслабленного, по Евангелиям Матфея и Марка, в Капернауме, св. Лука повествует совершенно согласно с сими евангелистами ( Мф.9:2, 8 ; Мк.2:3, 12 ), но пространнее их. Лк.5:17 . И бысть во един от дний, и тóй бе учя: и беху седяще фарисéе и законоучителие, иже беху пришли от всякия вéси Галилéйския и Иудéйския и Иерусалимския: и сила Госпóдня бе исцеляющи их: (В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, –) Во един от дний (в один день), т. е. однажды. Это – переходная форма речи от одного повествования к другому. Исцеление расслабленного было в Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. 31 ст. 4 гл. Бе уча (учил), т. е. проповедовал Свое евангельское учение. И беху седяще, фарисее и законоучителие и пр. Из дальнейшего повествования видно, что собирались они сюда, по крайней мере, в большинстве, не за тем, чтобы поучаться у Господа, но имея нечистое желание – следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и отвращать народ от Него. Фарисеи и книжники были злыми врагами Иисуса Христа: они ненавидели Его за то, что Он обличал их пороки и завидовали Ему, потому что народ начал уважать Его более, нежели их (О фарисеях и законоучителях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

40  Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.  41  Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.  42  После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.  43  И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его  44  и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.  45  А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что  Иисус  не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. Свернуть Известно, что святой евангелист Марк, Апостол из числа 70, во время земной жизни Христа был очень молод и попал в круг учеников потому, что к этому кругу принадлежала его мать, и в их доме происходили встречи учеников. Марк – это его латинское имя, еврейское же было Иоанн, – довольно распространенный в то время обычай и тип двойного имени, еврейского и греко-римского. Его Евангелие – самое краткое. Символ Евангелия от Марка – лев, и в Венеции, которая находится под покровительством Апостола, «с книгой лев» (Ахматова) – одно из самых распространенных изображений. Начало повествования в этом Евангелии крайне динамично, место действия сразу – Иордан, в котором крестит Предтеча, провозглашая, что за ним идет Тот, Кто будет крестить не водой, а Духом Святым. И приходит Иисус, Его крещение сопровождается знамением Троицы: Дух сходит в виде голубя, и голос с небес провозглашает Иисуса Сыном Божиим. Об искушении в пустыне у Марка сказано с предельным лаконизмом: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Речи же Спасителя начинаются с призвания Апостолов. И вот что Он говорит рыбачащим Симону – в дальнейшем первоверховному апостолу Петру – и Андрею, которого церковная традиция называет Первозванным: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Реакция их была мгновенной: просто оставили сети и «тотчас» пошли. Действительно – как просто! В античной теории текста стремительное его начало называется in medias res, буквально «(сразу) в середину дела», и вот здесь как раз тот случай: Христос начинает in medias res, говоря о том, что Его ученики должны будут ловить (=привлекать) людей. И мы просто-напросто видим, как они устремляются за Ним, буквально захваченные этой стремительностью. Чуть дальше по берегу Иоанн и Иаков вместе со своим отцом Зеведеем забрасывали сети с берега, – и они, будучи призванными Христом, оставили своего отца в лодке с работниками и устремились за Учителем, – наверное, даже из лодки выпрыгнули, а как еще?

http://foma.ru/evangelie-ot-marka-1-nach...

«И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее». Точнее: «по странам, окружающим Галилею», т.е. не только по Сирии, но и по Перее, Самарии и Финикии. Основанием для этой «молвы» было не только чудо исцеления бесноватого, а вообще вся деятельность Иисуса Христа (см. стихи 14–15). Мк.1:29 .  Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Мк.1:30 .  Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Мк.1:31 .  Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. Об исцелении тещи Симона см. Мф.8:14–15 . Мк.1:32 .  При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. Мк.1:33 .  И весь город собрался к дверям. Мк.1:34 .  И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Господь из «всех» принесенных к Нему больных исцелил «многих», очевидно, тех, кто был у Него на виду или же кто заслуживал исцеления (см. Мф.8:16 ). Евангелист Марк к словам Матфея добавляет, что Господь не позволял бесам говорить, что они знают Его. Кажется, лучше видеть здесь указание на то, что Господь вообще не давал говорить демонам. Намек на это мы находим в самом выражении, которым здесь обозначено слово «говорить» ( λαλεν, а не λγειν). Господь потому не давал говорить бесам, что они знали о Нем, Кто Он, а такого признания Своего достоинства из уст бесноватых Христос не хотел допустить по указанным выше (стих 24) причинам. Исцеления были совершены, как точно обозначает Марк, вечером субботним, когда уже заходило солнце. Только теперь кончился субботний покой и можно было совершить перенесение больных, которое не разрешалось в субботу. Мк.1:35 .  А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Рано поутру, почти ночью ( ννυχον λαν; в русском переводе неточно – «весьма рано»), Господь вышел из дома Симона, где Он нашел Себе приют, и удалился в уединенное место для молитвы. О молитве Иисуса Христа см. комментарии к Мф.14:23 . Спуржон по этому поводу говорит в одной из своих бесед: «Христос молится. Находит ли Он для Себя в этом покой после тяжелой дневной работы? Готовится ли к трудам следующего дня? И то и другое. Это раннее утро, проведенное в молитве, объясняет Его силу, какую Он обнаружил вечером... И теперь, когда дело дня сделано и чудесный вечер прошел, для Него еще не все кончено – Ему предстоит еще дело Его жизни, и потому Он должен молиться... Труженик опять приближается к источнику силы, чтобы, выходя на предлежащую Ему борьбу, снова этой силой опоясать Свои чресла...» («Христос на молитве»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010