Прежде всего Баур находил у Марка несообразность в точном обозначении мест, в которых действовал Христос и глав. образ. в указании на Капернаум, как на место исцеления расслабленного. По мнению Баура, Марк, говоря в I ст. 2-й гл. о возвращении Иисуса в Капернаум чрез несколько дней по выходе из этого города, как бы забывает, что Иисус выразил желание обойти всю Галилею с проповедью Евангельскою, для чего, конечно, требовалось много времени, а не несколько дней. Вследствие этого у Марка является несообразность, некоторое противоречие. Но никакой несообразности, никакого противоречия у Марка здесь нет. Ибо во 1-х Марк во все не делает указания на то, что Иисус возвратился в Капернаум по выходе из него спустя очень немного времени. «Δ μεν», употребленное Марком в 1 ст. 2 гл. при упоминании о возвращении Иисуса в названный город, никаким образом не обозначает короткого незначительного промежутка времени. Выраженое это неопределенное; из него можно видеть только то, что прошло известное количество времени между первым и вторым посещением Капернаума Иисусом; но каково было это количество времени – значительно или незначительно «δ μεν» не указывает. Неопределенность этого выражения прекрасно передана в славянском переводе словами: «по днех». Затем, если выражение δ μεν само по себе не говорит ничего определенного, то из контекста речи можно видеть, что Евангелист Марк, употребляя такой оборот речи, хотел обозначит им скорее значительный период времени, нежели короткий его промежуток. Так приведши в 38 ст. 1-й гл. слова Спасителя, обращенные к Петру: «пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо Я для того пришел», – Марк продолжает: и Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (зн. совершил по выходе из Капернаума много чудес, а не одно, как без всякаго решительно основания замечает Баур). За тем, рассказавши об исцелении прокаженного, Марк, замечает, что Иисус, по совершении этого чуда, находился в местах пустынных и что туда к Нему приходили отовсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Женщина, не подозревая ничего дурного со стороны вельможи, встала и подошла к нему, чтобы «приять его милосердие», а он стал ее спрашивать: за что она сидит в темнице? Женщина отвечала, что заключен здесь ее муж, а она только приходит посещать его и остается с ним по любви и состраданию, чтоб облегчать его участь. Тогда вельможа сказал ей прямо: «я тебе помогу: приходи нынче вечером и пробудь со мной ночь, а я завтра выкуплю твоего мужа из темницы». Женщина не обнаружила ни гнева, ни досады и не стала устыжать вельможу за то, как он пользуется затруднениями бедности, а сказала ему: – Я должна спросить об этом своего мужа, и как он скажет, я так и сделаю. Хочешь – я пойду и спрошу его? Вельможа не стеснялся и ответил ей: «Спроси». Она подошла к мужу и передала ему с совершенною простотой предложение, сделанное ей вельможей. Купец заплакал, и, глубоко вздохнувши, сказал: – Да, не даром сказано: «не надейтесь на князи и сыны человеческие». Пусть простит ему бог обиду, которою он хотел нас унизить еще более, чем мы унижены. Подойди к нему и скажи, что, мы не хотим купить свободу такою ценой. Жена подошла и в той же самой простоте передала слова мужа вельможе. Вельможа рассердился и вышел. Сидел же тут неподалеку от купца в другом углу темницы один дорожный разбойник, который все это видел и слышал. Взаимная любовь и верность супругов его тронули, и он «поману к себе жену и рече ей: аз умилихся, видя целомудрие ваше. Аз разбойник есмь и имам злато сокровенно в зидании граднем. Иди на место, имярек, раскопай и возьми злато там сокровенное на воздаяние долга мужа твоего и иные потребы ваши». Женщина пошла и нашла золото и искупила мужа милосердием разбойника. За сим наступает тип возвышеннейшей деликатности. 28)  Мая 30. Блаженный отец Марк плыл однажды на корабле в Константинополь, но поднялась буря и загнала его «кораблец» к «некоторому пустынному острову». Пока корабельщики справлялись с поврежденными снастями, блаженный Марк сошел походить на безлюдный остров и к удивлению своему вдруг заметил на песке след ноги человеческой. Он пошел дальше по этому следу и вскоре увидел в отдалении человека, который впрочем был в очень странном и непонятном виде и, заметив Марка, видимо старался от него скрыться. Блаженный Марк, заинтересованный неожиданною встречей, погнался за удалявшимся жильцом необитаемого острова и скоро стал его настигать. Тогда преследуемый им дикий или полудикий человек, видя, что ему уже не скрыться от настигающего пришельца, стал перед ним «приседать», сгибаясь к земле, и что-то говорил ему неразборчивым и жалобным голосом. Блаженный Марк, слыша этот жалкий и слабый стон или мольбы, приостановился и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

На призыв искавших Его учеников Иисус ответил: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо Я для того пришел (38). – Где же тут недостаток единства и признаки колеблемости между двумя источниками? Правда, Баур говорит, что Марк упоминает об апостолах лишь потому, что следует Матфею, и что, по указанию самого Марка, Иисус в первое время Своей деятельности имел так мало общего с учениками, что с охотою оставлял их; но это замечание Баура не только не на чем не основывается, но и прямо противоречит тому, что мы находим у Марка. Из рассказа Марка видно, что ученики Спасителя неотлучно находятся при Нем со времени своего призвания, исполняя, конечно, в этом случае желание призвавшаго их Учителя. По словам Марка, только что призванные ученики вместе с Иисусом входят в Капернаум (21), вместе с Ним находятся в синагоге и выходят из нее (29), вместе приходят в дом, принадлежащий двум из них – именно Симону и Андрею. Если же Марк говорит в ст. 35, что Иисус, оставив учеников в Капернауме, один рано утром удалился в пустынное место для молитвы, и ученики, по требованию народа, должны были искать Его; то он говорит это единственно потому, что так действительно и было. Из евангельской истории мы знаем, что Спаситель любил во время Своего общественного служения уединяться не только от народа, но и от учеников, причем, конечно, естественнее было ученикам, как людям к Нему близким, искать Его. Таким образом мнение Баура, будто в 1,15 – 39 можно подметить влияние Луки и Матфея на Марка, является после сказанного совершенно произвольным. 40 И так основания, на которые указывает Баур для того, чтобы доказать, что Марк в самом начале написанного им евангельского рассказа зависел от Луки, не состоятельны, и то, на что указывает он в 1-й главе ев. Марка, как на доказательство зависимости этого евангелиста от Луки, на самом деле, как видели мы, нисколько не говорит о такой зависимости. Если мы обратим внимание на то, о чем не упомянул Баур при сличении 1-й гл. Марка с параллельными местами у Луки, то мы придем к выводу совершенно несогласному с выводом Баура – именно мы найдем, что Марк относительно Луки является вполне самостоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

143 В Приложении 1 приведена таблица соответствия нумерации текста «Sources Chrétiennes» нумерации переводов на русский язык. 169 Название по CPG: Consultatio intellectus cum sua ipsius anima. В диссертации используется сокращение: Consult. 175 Название по CPG: Disputatio cum quodam causidico. В диссертации используется сокращение: Causid. 189 Название по CPG: Ad Nicolaum praecepta animae salutaria. В диссертации используется сокращение: Nic. 198 О. Hesse. Markus Eremita und seine Schrift De Melchisédech. Oriens Christianus. 1967. 51. P. 72–77. Прив. по: Durand G.-M. Melchisédech: Analyse//Marc le Moine. Traités. SC. 455. P. 178. 203 Photius Constantinopolitanus. Bibliotheca. Cod. 200. PG. 103. Col. 669. Вероятно, свт. Фотий имел в виду Melch. 5. Анализ этого текста приведён в главе 3.4 настоящей диссертации. 204 Название по CPG: Adversus Nestorianos. В «Sources Chrétiennes» название: «De incamatione». В диссертации используется сокращение: Adv. nest. 225 По словам Юрьевского А., «общий ход мысли писателя, полемизирующего с людьми, отрицающими его основное догматическое положение, уловить довольно трудно, – что объясняется, конечно, неопытностью Марка в плавном и последовательном изложении своих мыслей» (Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 48). Сложны для восприятия и некоторые другие сочинения преподобного. Например, относительно слова «О Крещении» А.Г. Дунаев пишет: «Тонкость рассуждений достигает той степени, когда трудно уже заметить разницу между мыслями Марка и его собеседника» (Дунаев А.Г. Предисловие к русскому переводу слов и посланий «макариевского корпуса» первого типа// Макарий Египетский , преп. Духовные слова и послания. С. 213). 226 А. Юрьевский видит в этом отсутствие школьного, систематического образования преп. Марка (Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 45). 236 Преп. Марк использует этот тезис в своей полемике с мелхиседекианами подобно свт. Иринею Лионскому , который применял его против гностиков (Adversus haereses. 3. 4. 1. SC. 211. P. 44). Ср. также с посланием IV Вселенского собора императору Маркиану: «Если бы все довольствовались уложением веры и стезю благочестия не подновляли, то не нужно было бы (сынам) Церкви ничего придумывать к символу для уяснения. А так как многие с прямой дороги совращаются на распутья заблуждения, ошибочно измышляя себе какую-то новую дорогу: то и нам необходимо обратить их к изобретениям истины, и их помышлениям противопоставить обличения, впрочем, никогда не прибавляя к благочестию чего-нибудь нового, как будто недостающего в вере, но придумывая соответственное их новизнам» (АС О Т. 2. Vol. 1(3). Р. 110–111. Цит по: ДВС. Т. 4. С. 160–161)

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

От юности он был связан любовью к Богу и расточал имение бедным и убогим, пекся о храмах, подвизался постом и молитвой, был женат только на одной жене, не делал никому неправды и притеснений“. Далее рассказывается, что он желал идти в Иерусалим, но авва Марк отсоветовал ему. Кто был этот „авва“ Марк? Естественнее всего видеть здесь митрополита, хотя термин „авва“, a не „абуна“ дает право думать о каком-нибудь простом подвижнике, пользовавшемся авторитетом у Феодора так же, как некогда Пантелеимон – у Калеба. Если в данном случае мы имеем дело с митрополитом, то в списке последних „авва Марк “ стоит 18-м по редакции, обозначенной в работе проф. Гвиди 176 , как первая, и которая имеет более признаков достоверности. Этот Марк назван непосредственно перед тремя иерархами, прибывшими в царствование Зара-Якоба. В таком случае Варфоломей, упоминаемый в „Книге света“, как митрополит эфиопский при царе Исааке (1412–1427) 177 , будет Варфоломеем III, отличным от современника Сайфа-Арада. Действительно, столь продолжительное пребывание на кафедре св. Фрументия (по самому умеренному расчету 1370–1415) едва ли возможно. Отличаясь друг от друга, обе синаксарные редакции не сходятся и с официальной хроникой 178 . Разногласят они уже прежде всего в том, что сообщают о царе кое-какие сведения в то время, как она категорически заявляет: „о нем ничего неизвестно“. Житие по бизанскому списку знает, что он скончался в области пустынной, Адале, и оттуда был перенесен, вероятно, в Тадбаба-Марьям, где по другим редакциям исток у его гроба источник воды живой, „существующий доселе“. О походах царей эфиопских в Адаль в это время мы ничего не знаем. Это было время затишья после Давида. Вероятно Феодор ездил туда и для восстановления церквей и укрепления христианства. Далее бизанское житие противоречит хронике, говоря, что Феодор „не исполнил и одного года, сидел 9 месяцев и умер“... По хронике он царствовал три года. Очевидно агиобиографы имели под руками не те источники, которыми пользовался летописец, а какие-нибудь местные предания (в роде того, которое соединялось с источником у гроба даря) и легенды 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Один, без толпы, в пустынное место. Евангелист Матфей говорит, что Иисус удалился на лодке в пустынное место Один (Мф. 14, 13); Евангелист Марк — что, по повелению Иисуса, Апостолы должны были идти в пустынное место одни; а Евангелист Лука — что Иисус, взяв... с Собою возвратившихся Апостолов , удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою (Лк. 9, 10). Из сопоставления сказания трех Евангелистов следует заключить, что Евангелист Матфей под словом Один, а Евангелист Марк под словом одни, разумеют одного Иисуса и одних Апостолов, без сопровождения их народом, которым они были окружены, но что Иисус удалился от народа вместе с Апостолами, а не отдельно от них, видно из повествования Евангелиста Луки о том, что Иисус, взяв с Собой Апостолов, удалился особо, то есть без посторонних лиц, но с ними; это видно также и из повествования Евангелиста Марка, что народ увидел, как они отправлялись... и бежали туда пешие из всех городов; бежали, конечно, не за Апостолами, а за уплывшим с ними Иисусом. По сказанию Евангелиста Луки, Иисус с Апостолами направлялся к городу Вифсаида. Долго ли продолжалось это путешествие, Евангелисты не говорят; но из повествования Евангелиста Марка можно заключить, что оставшаяся на берегу толпа народа побежала берегом озера по тому направлению, куда плыла лодка с Иисусом и Апостолами, и, увеличенная по пути выходившими из городов навстречу ей людьми, шла берегом, следила за плывшей с Иисусом и Апостолами лодкой и опередила их ( и предупредили их). Увидя множество народа, собравшегося на берегу, Иисус не мог уже продолжать Свой путь в Вифсаиду; Он сжалился над ожидавшими Его, как над стадом овец, не имевшим пастыря, велел причалить к берегу, вышел из лодки и начал учить их много; по сказанию же Евангелиста Луки, и требовавших исцеления исцелял (Лк. 9, 11). Чудесное насыщение более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами Пристав к пустынному берегу озера, где не было никакого жилья, где ожидавшие Иисуса толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, Апостолы с наступлением вечера обратились к Иисусу с просьбой отпустить народ:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

§2. Сочинения Сочинения преп. Марка носят, по-преимуществу, аскетический характер, хотя он также касался догматических и полемических вопросов. Наиболее известными аскетико-нравственными сочинениями преп. Марка являются: «О тех, которые думают оправдаться делами», «О покаянии», «Ответ сомневающимся о крещении», «Послание к монаху Николаю», «Глава о воздержании», «Состязание ума с душою», «О посте». Труд «Состязание с адвокатом» является апологией монашества против некоего адвоката, обвинявшего иноков в том, что они считают себя вне закона и живут в праздности. Сочинение «О Мелхиседеке» является экзегетико-полемическим, в нем, помимо толкования образа Мелхиседека, дается характеристика секты мелхиседекиан и опровергается их учение. Ряд сочинений преп. Марка не сохранился до нашего времени. §3. Учение 1.      Будучи учеником преп. Макария Великого , преп. Марк заимствовал у него направление аскетического и нравственного учения. Между творениями этих преподобных отцов имеется значительное сходство. Иными словами, преп. Марк стал достойным продолжателем живой богословско-аскетической традиции прежних египетских пустынножителей. 2. Согласно преп. Марку, осознание христианином смысла таинства крещения, неизбежно приведет его на путь мироотреченной духовной жизни. В этом и состоит объяснение закономерности появления в лоне Церкви монахов и вообще аскетов. Преп. Марк учит: «Познавший достоверно, что он... имеет в себе сокровенного от крещения Христа, оставив все вещи мира сего, пребывает в своем сердце» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 2, п. 17). 3. Важным пунктом аскетического учения преп. Марка является учение о покаянии. Он считал, что покаянием держится мир. Покаяние и покаянное устроение души необходимо подвижнику для правильного прохождения аскетического пути. Без покаяния невозможно снискать терпение, столь необходимое при постнической жизни. Молитвенное делание тоже должно основываться на фундаменте покаяния. Покаяние, по преп. Марку, есть прошение милости. Потому аскетическое делание непрестанной покаянной молитвы, как просьбы о помиловании, полностью соответствует духу Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

7:34), что значит «отверзнись,» Господь исцелил больного. Как и обычно, Он запретил окружающим разглашать увиденное, для того, может быть, чтобы избежать возбуждения народа, и не вооружать фарисеев против Себя еще больше. Но сколько бы не запрещал Он, видевшие чудо рассказывали об увиденном и пересказывали. Пройдя Десятиградие, Господь, по словам св. Матфея, подошел к Галилейскому озеру, вероятнее всего с востока или с северо-востока, и здесь, как всегда, толпы народа следовали за Ним, всюду Его уже ждали, и где бы Он ни останавливался, вокруг тут же собирался народ. Приводили к Нему хромых, слепых, немых, увечных и страдающих разными другими болезнями. Вера этих людей в чудотворную силу Иисуса была столь велика, что они даже не просили Его ни о чем, а просто и молча повергали больных к Его ногам, «и Он исцелил их» (Матф. 15:30). Народ же, видя чудеса, «прославлял Бога Израилева» (Матф. 15:31), считая Бога, как избранный народ Божий, своим Богом. Чудесное насыщение четырех тысяч человек (Матф. 15:32-39; Марк. 8:1-9). Три дня продолжалось пребывание Господа с народом на пустынном берегу Геннисаретского озера. Запасы хлеба истощились, купить было негде, и Господь вновь совершил чудо насыщения народа; на этот раз — четырех тысяч семью хлебами. При этом остатков было собрано семь корзин. Накормив народ, Господь отпустил его, а Сам со Своими Апостолами отправился на лодке к западному берегу, в пределы Магдалинские, или, как говорит Марк, в пределы Далмануфские. Далмануфа — это небольшая деревня возле города Магдалы на западном берегу Галилейского озера. Обличение фарисеев, просивших знамения (Матф. 16:1-12; Марк. 8:11-21). Как только Иисус вышел на берег, к Нему тотчас же приступили фарисеи и саддукеи, ожидавшие, очевидно, Его там специально. Фарисеи (консерваторы) и саддукеи (либералы-вольнодумцы) обычно враждовали между собой, но против Господа объединились они с полным единодушием. Они искушали Его, лицемерно, неискренне прося показать им знамение с неба, то есть такое чудесное явление, которое могло бы быть и для них, и для всех остальных людей ясным доказательством Его Божественного достоинства, как Мессии.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Неверные были в недоумении; но окаменело сердце их и не чувствовало, что тут присутствовал Сам Бог; неизреченные чудеса называли они чародейством. Наконец, святая великомученица излила тёплую молитву к Богу: «Господь всех сил! Ты удивил на мне Твоё непобедимое всемогущество; Ты обличил немощь идолов и безумие мучителя; приими и мою жертву – сердце смиренно и дух сокрушен, как принял кровь прежде бывших мучеников; упокой меня в скиниях святых Твоих». Праведница умолкла, взирая на небо. Тогда один зверь сделал легкую рану на ноге её; истекла кровь; раздался голос с неба, призывающий её к Жениху Небесному, и мгновенно святая душа оставила чистое тело. Потребна осторожность, когда на кого-нибудь жалуются другие У некоторого старца, Силуана, был ученик Марк, искусный в рукописании книг 231 и за послушание весьма любимый своим наставником, на что другие двенадцать учеников смотрели с большим неудовольствием и наконец везде начали жаловаться на пристрастие Силуана. Некоторые из пустынников поверили им и, однажды придя к преподобному Силуану, начали обвинять его в чрезвычайной приверженности к Марку и в холодности к прочим. Старец, выслушав их, вышел вон и, подходя к каждой келье, стучался: «Такой-то брат (называя по имени), выйди! Мне есть до тебя дело». Но ни один из них не выходил, ни один не откликался на голос Силуана. Когда же он достиг кельи Марка и, толкнув в двери, сказал: «Марк!» – в то же мгновение Марк выскочил, и старец послал его на службу. Тогда Силуан сказал братии: «Видите сами, каковы все двенадцать учеников! Бог знает: или они дома и не хотят слушать меня? Или ушли, куда вздумалось?» Потом вошёл с ними в келью Марка и, взглянув на его тетради, нашёл, что он, услышав голос наставника, не хотел дописать даже буквы W и, бросив перо, к нему выбежал. Видя это, удивлённые старцы сказали: «Авва! Люби Марка ещё более; Сам Бог, без сомнения, любит его». Дочери премудрости: Вера, Надежда и Любовь 232 В царствование римского императора Адриана была некоторая вдовица, родом итальянка, именем София, то есть «премудрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

28 – 29. и т. д.; но все это не имеет особенного значения, поскольку в параллельных местах у Луки находится то же самое. На особенную же любовь к Петру во всем евангелий нет ни малейшего намека 34 . С) Что касается характера Маркова евангелия, то он определяется отношением Марка к прочим синоптикам. Характер его вообще эклектический, поскольку Марк почти все содержание своего евангелия заимствуем то из Матфея, то из Луки и эклектизм свой простирает даже на слова. Вследствие этого построение его евангелия вообще отличается искус- твеностью, носит на себе ясные следы рефлексии. Кроме того частный характер Маркова евангелия состоит в той особенной заботливости, с какой Марк старается живописать и выставлять на вид отдельные мелкие черты и всему рассказу придать жизненность при помощи им самим измышленных прибавлений 35 . Таковы результаты, к которым пришел Баур относительно евангелия Марка. Проверим эти результаты; и так как Баур пришел к ним путем подробного анализа евангелия Марка, то прежде всего проверим этот анализ, следуя шаг за шагом по стопам Баура. I глава (Содержание: проповедь 1. Крестителя 1 – 8; крещение I. Христа 9 – 10; пребывание И. Хр. в пустыне 12, 13; проповедь Его в Галилее 14, 15; призвание первых учеников 16 – 20; учение Спасителя и чудо, совершенное Им в Капернаумской синагоге 21 – 27; исцеление тещи Петровой и других больных и бесноватых 29 – 34; удаление Спасителя из Капернаума в пустынное место и отшествие с учениками на проповедь в Галилею 35 – 39; исцеление прокаженного 40 – 45.) Баур, разбирая первую главу, сличает ее главным образом с параллельными местами евангелия Луки; ибо он преимущественно старается раскрыть доказательства зависимости 2-го канонического евангелия от 3-го, так как Гильгенфельд, против которого направлено сочинение Баура «Das Markus evangelium…» признавая зависимость Марка от Матфея, вооружается против мнения о его зависимости от Луки. – Разбирая 1-ю гл. евангелия от Марка, Баур доказывает зависимость Марка от Луки прежде всего тем, что Марк отступает в начале своего рассказа от Матфея подобно Луке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010