3. В нескольких местах евангелист Лука употребляет условное наклонение (1, 29, 38, 62; 6, 11; 9, 46 и др.), использует глагол εναι с дательным падежом для выражения функции обладания (2, 6; 7, 41 и др.), пользуется неопределенной частицей τις (10, 25; 18, 18 и др.). 4. Из 151 случая, в которых евангелист Марк использует историческое настоящее время, свидетельствующее о простом и народном стиле его речи, только одно встречается в параллельном повествовании у апостола Луки (8, 49). В целом исследователи говорят о влиянии языка Септуагинты в книгах святого Луки, «которые написаны языком изящным и лаконичным, что не так часто встречается у писателей эпохи эллинизма» (ωαννδης). Это замечание в особенности относится к тем местам Евангелия от Луки и книги Деяний, в которых апостол Лука пишет сам, не опираясь на свои источники. 7.6.  Адресаты, время и место написания Евангелия от Луки   Что Евангелие от Луки адресовано христианам из язычников, видно из приведённых выше цитат древних авторов. К этому можно добавить ещё несколько замечаний. Святой Лука последовательно убирает в тексте своего Евангелия все те фразы из других синоптиков, которые говорят о служении Христа для израильтян. Например, у апостола Луки мы не найдем таких мест, как в Евангелии от Матфея (10, 5): «на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите» или: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15:24 ). Напротив, в третьем Евангелии Господь Иисус Христос изображён вполне расположенным к язычникам, Он восхваляет их веру (7, 9 и др. места) и выделяет благородство самарян (10,   33; 17, 15, 18). Евангелист Лука пропускает многочисленные беседы Господа с фарисеями, которые не слишком интересовали его читателей (такие, как, например, у Мк. 7, 1–23; 10, 1–10 ; Мф. 19, 1–9 и др.). И особо подчеркивает ту мысль, что спасение, которое произошло благодаря Рождеству, Кресту и Воскресению Христову, даровано всем людям. В качестве места написания Евангелия от Луки предлагались Рим, Кесария Палестинская, Ахаия и Беотия в Греции, а также Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Собор по примирению двух Церквей открылся в начале 1438 года в Ферраре. Однако в связи с начавшейся там эпидемией был перенесен во Флоренцию. Большинство участников Собора с обеих сторон стремилось удовлетворить свои политические цели и амбиции. Лишь единицы были заняты мыслью о благе христианства. Одним из таких немногих был святитель Марк, митрополит Эфесский. Марк родился в 1391 году в Константинополе в семье знатного сановника и получил блестящее образование. Благодаря своим способностям он в 25 лет стал профессором философии. Император приблизил его к себе и сделал советником. Но Марк не искал и не желал почестей. Живя в столице, он был чужд ее жизни. В 30 лет он принимает монашество. Перед самым отъездом на Собор в Италию по указу императора Марка поставляют в митрополита Эфесского и назначают главой богословской комиссии на предстоящем Соборе. Марк сделал все, чтобы отстоять древнее христианское учение и указать на те нововведения, которые имелись у Римской Церкви. Однако латиняне требовали от греков полного принятия латинского учения и административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность Византийской Церкви в области богослужений и обрядов. Они не желали никаких вероучительных компромиссов, на которые готовы были идти греческие богословы. Они добивались не столько восстановления прежнего единства христианства, сколько безусловной капитуляции Восточной Церкви. Это прекрасно понимал святитель Марк и решил до конца отстоять православное вероучение. Но, к сожалению, в своей борьбе он остался один среди многочисленной греческой делегации. Император решился во имя государственных интересов пожертвовать Православием. Он приказал заключить Марка под домашний арест. Его отстранили от дел, подвергли угрозам, запретили присутствовать на Соборе. Он выслушивал оскорбительные выговоры от патриарха и едкие нападки бывших своих сотрудников. Казалось, что усилия Марка были тщетны. 5 июля 1439 года, согласившись на все условия Рима, уния была подписана всеми представителями Восточной Церкви, кроме одного. Это был Марк Эфесский . Его соотечественники недостаточно оценили значение святителя Марка, в отличие от римского епископа. Папа Евгений IV был человек, несомненно, государственного ума. Он понимал, что Марк занимал, если не по положению, то по своему значению, первенствующую роль среди греческой делегации. Поэтому отсутствие его подписи папа оценил как полный провал. Когда понтифику с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?» – и, получив отрицательный ответ, воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Прошу молитв о нашей семье. Низкий поклон. Александр Б. 5 февраля 2013, 09:24 Святитель Марк Эфесский, моли Бога о нас!Низкий поклон.Слава Богу за все!!! Michael Woerl 5 февраля 2013, 04:18 Holy Saint Mark of Ephesus, pray to God for us! Екатерина 5 февраля 2013, 00:44 р.б.Екатерина Святой отче Марк Эфесский моли Бога о нас грешных!!!! Прошу тебя отче укрепи меня духовно в трудностях житейских, направь на правильный путь.Помоги справиться с вопросом жилья и в поиске хорошой работы.и встретить достойного мужа, в этой суетной жизни. Елена 4 февраля 2013, 18:25 Как отрадно в очередной раз слышать, читать о многочисленных удивительных святых, которыми так богаты Греция и Россия.Отче святый Марк, моли Господа нашего даровать мир и благоденствие нашим православным странам, а твоей благословенной Греции особо моли Бога даровать мудрых и боголюбивых правителей.Святителю, отче Марк, моли Бога о нас! Larisa 3 февраля 2013, 22:06 Святителю Марк Эфесский моли Господа нашего Иисуса Христа о мире любви и понимании в семье р, Б, Андрея и Алины, чтоб они помирились и жили в согласии, молю Тебя! ВИКТОР 3 февраля 2013, 20:35 Святитель Марк Эфесский, моли Бога о нас! Помолись, святый отче, перед Господом об о здравии моих родных и меня раба божьего, о даровании времени на покаяние!О моей внучке Дарье на окончание школы с отличием и поступлении в ВУЗ р.б.Лариса 3 февраля 2013, 20:21 Земной поклон тем людям, которые нам поведали о Святом МАРКЕ ЭФесском!!!СПАСИБО БОГУ ЗА ВСЕ!!!!!!!!!!! ЗА то что нас охраняют такие СВЯТЫЕ!!!!! МАРК ЭФЕССКИЙ моли БОГА О моих детях Веронике, Максиме, внуке Ярославе,отроке Деонисии, младенце Софии-подай им здравие, помоги Найти работу, и успехи в учении.А мне терпение и силы, чтобы нести свой крест достойно.Слава БОГУ ЗА ВСЕ!р.б. Лариса елена 3 февраля 2013, 09:30 Святитель Марк Эфесский Пожалуйста помоги мне грешной рабе Божьей Елене. Пожалуйста настави меня на праведный путь чтобы идти мне по нему до конца дней моих на этой земле и спасти душу мою. помоги стяжать Духа Святаго Божьего и научиться смиреннолюбию. помоги вырастить дочь Наталью в православной вере и чтобы неверующий супруг этому не противился и чтобы она тоже спасла душу свою.

http://pravoslavie.ru/59159.html

798. Суханов, С. А. Память о святителе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком) [Текст]: [об увековечении памяти свт. Луки в России и за рубежом]/С. А. Суханов, Д. С. Суханов//IV Войно-Ясенецкие чтения: сб. Архангельск, 2015. С. 25–32. 799.Чецкая, Г. Б. Перечень научных конференций, посвященных В.Ф. Войно-Ясенецкому (архиепископу Луке) [Текст]/Г. Б. Чецкая//IV Войно- Ясенецкие чтения: сб. Архангельск, 2015. С. 95–96. 800. Шестая научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) » [Текст]/В. М. Мануйлов, В. В. Марчик, М. Я. Козловой, С. С. Шестопалов// Военно-мед. журн. 2015.Т. 336, 7 . С. 92–96. 801. Освящено основание храма [Текст]//Курские епарх. ведомости. 2015. 11/12 (июнь). С. 6: фот. 802. Морозов, А. Освящение закладного камня [Текст]/А. Морозов//Регион 46. 2015. 16 июня 24). С. 9: фот. 803. Синюгина, Д. В области состоится закладка и освящение камня нового храма [Текст]/Д. Синюгина//Регион 46. 2015. 9 июня 23). С. 9. 804. Смирнова, Т. В Курском районе появится храм в честь святителя Луки [Текст]/Т. Смирнова//Курские известия. 2015. 9 июня 23). С. 13. (Духовный родник; Вып. 78). 805. Лазарь, митр. Симферопольский и Крымский. С Днём святителя Луки! [Текст]/митр. Лазарь Симферопольский и Крымский//Крым. правда. 2015. 6 июня. С. 3: ил. 11 июня святая Православная церковь празднует память святителя и исповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. 806. Милина, Л. В память о святителе Луке [Текст]/Л. Милина//Крым. правда. 2015. 17 марта С. 3. О торжественных богослужениях, посвященных архиепископу Луке. 807. Святитель Лука [Текст]//Крым. Уроки человечности: День народного единства. [Симферополь], С. 5: фот. цв. Увековечение памяти святителя в Симферополе. 808. Божественная благодать [Текст]//Южная столица. 2014. 3 июля. С. 7. В Симферополе на территории военного госпиталя состоялось освящение храма-часовни святителя Луки. 809. Пятая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» [Текст]: [тезисы]//Военно-мед. журн. 2014. 4. С. 90–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Может возникнуть еще такого рода вопрос: были ли написаны уже Евангелие от Матфея 259 , и даже от Луки 260 в то время, когда Марк писал свое Евангелие, или он написал свое Евангелие прежде всех? Но когда бы Марк не написал свое Евангелие, из того или другого определения времени его написания нельзя вывести ничего решительного против того древнего предания, которое приписывает Ап. Петру участие в Евангелие от Марка. Если Марк написал после Матфея и Луки: то можно сказать, что те сведения, которые были почерпнуты Марком из существовавшей уже тогда евангельской письменности, и удержаны им в памяти, он соединил с тем, что слышал из проповедания Ап. Петра, в одно стройное, расположенное по его собственному плану, писание. – Если же Марк написал прежде всех то мы будем смотреть на его Евангелие, как на самую раннюю, первоначальную простую запись евангельской истории, а в Ап. Петре, – этом камне, на котором основана Церковь , этом первоверховном Апостоле, – видеть такое лицо, которое удостоилось быть первым между Апостолами и в деле сообщения исторических сведений о Христе, сведений, передаваемых в Церкви из рода в род 261 . III. Время, место и назначение По достоверным свидетельствам, Марк написал свое Евангелие в Риме. Так именно свидетельствует Климент Алекс. (у Евсевия h. е. II, 13 и IV, 14) 262 и Иероним (Catal. с. 8); что же касается замечания Златоуста (1 без. на Матфея), будто Марк написал свое Евангелие в Египте (в Александрии) 263 : то оно основывается, вероятно, лишь на свидетельстве Евсевия (h. е. 11:10) и Иеронима (Catal. с. 8) о позднейшем пребывании Марка в Египте и Александрии; из древних же александрийских отцов ни один не говорит об этом, и сам Златоуст не придает своему замечанию особенного значения. Мнение Шторра 264 о назначении Евангелия от Марка для Антиохийцев и написании его в Антиохии, есть не более как произвольная догадка, основывающаяся на таком же произвольном сопоставлении Map. 15, 21; Деян. 11, 20 265 . На основании древних достоверных свидетельств о Риме, как месте написания Евангелие от Марка, на основании древнего предания об обстоятельствах его написания, на основании наконец содержания его, которое не заключает в себе ничего такого, что имело бы особенное или исключительное значение для иудеев, с несомненностью можно заключить, что оно ближайшим образом назначено для христиан из язычников, именно для римских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

В этот непростой период испытаний на его пути священства рядом всегда была Елизавета – сначала невеста, потом жена. Узнав, что православному священнику не нужно держать целибат, она сразу приняла его выбор и предложение руки и сердца. Отца к этому времени уже не было в живых. Мама на решение сына отреагировала спокойно, а вот родственники и друзья поступок не поняли. Когда я решил стать православным, мои родственники сказали: «О, это безумно», – потому что, ну, католики думают, что мы – истинная Церковь, и они сказали: «Марк, безумно». Потом, когда я решил стать священником, мои друзья сказали: «Он? Как это может быть?» Наверное, он сам не смог бы ответить на этот вопрос, да и потом часто думал, не слишком ли быстро он принял решение. Впрочем, ни разу за эти годы о нем не пожалел. В.: Вы часто здесь бываете, у Матронушки , батюшка? Марк Тайсон: Это просто мой второй раз. Первый раз мы приехали, это было, может быть, 9 часов утра, и много-много уже ждали. Мальчик: Благослови меня. Марк Тайсон: Бог благословит, дорогой мой. Христос Воскресе! Мальчик: Воистину Воскресе! В.: Воистину Воскресе! Марк Тайсон: Другой настоящий русский момент, да? В.: Да, да, да. Марк Тайсон: И очередь была такая большая, что я не смог. Или ждать, или ходить перед всеми этими людьми – это было… мне было стыдно. Поэтому сегодня я… В.: Приложились наконец-то. Марк Тайсон: Да. Рано, и ждал очереди, и приклонился, и все было отлично. В этом году его маршрут по святым местам включил в себя, помимо Покровского монастыря в Москве, еще храм Святой Блаженной Ксении Петербургской. В этих святых старицах земли русской отец Марк видит удивительное сходство. Она очень похожа мне на Ксению Петербургскую . Слава Богу, я был недавно в Питере и служил молебен с отцом Романом там, где находятся мощи Ксении Петербургской . И для меня как добрые бабушки русского народа, и кажется, что у каждого русского человека какая-то теплая, добрая бабушка, и всегда утешит его и поймет, как песня говорит, и, конечно, это намного более высокий уровень.

http://azbyka.ru/way/kak-katolik-amerika...

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его — Марк — латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому [ 1 ] уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира — Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей [ 2 ], он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском [ 3 ] упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них (Мрк.14:51–52). Одеяние юноши [ 4 ] показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка — Мария имела в Иерусалиме свой дом [ 5 ], в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом (Деян.12:1–12). После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1 Петр.5:13). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава [ 6 ], по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному Апостолу — святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян.9), в первый раз прибыл в Иерусалим [ 7 ]. Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами — Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих Апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Куда отправился он отсюда и был ли он в Иерусалиме на Апостольском соборе [ 23 ] — неизвестно. Но когда Апостол Павел перед отправлением во второе Апостольское путешествие [ 24 ] был вместе с Варнавою в Антиохии, то, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с дядею своим Варнавою отправился на родину его в Кипр (Деян.15:36–40). Потрудившись вместе с Варнавою некоторое время в подвиге благовестия Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в то же время или немного спустя, прибыл и Апостол Петр. Благовествуя в разных странах Египта и устрояя в них церкви, Апостолы в это время между прочим положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским христианам (1 Петр.5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года царствования Нерона [ 25 ]. В последующее время святой Марк снова соединился с Апостолом Павлом и вступил в число сотрудников его. Во время пребывания Апостола Павла в узах в Риме [ 26 ], святой Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды сего Апостола. В своем послании к Колоссянам, написанном из Рима в это время, Апостол Павел называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Колос.4:10–11). Как видно из того же послания к Колоссянам, Марк, по распоряжению Апостола Павла, из Рима отправился в Малую Азию, во фригийский город Колоссы (Колос. 2:8–18), для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан [ 27 ]. Где святой Марк провел несколько следующих за сим лет — неизвестно. Но ко времени, близкому ко дням кончины Апостола Павла (2 Тим.4:11), святой Марк находился в Малой Азии, именно в городе Ефесе, в отечестве святого Тимофея, епископа Ефесской церкви. В это время Апостолом Павлом, находившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал ему «привести с собою и Марка, как благопотребного в службу» [ 28 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков //Фома. - — май 2019.  - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл . На литургии мы не вспоминаем Тайную Вечерю — мы в ней участвуем. Из проповеди в Великий Четверг после литургии в Храме Христа Спасителя, 5 апреля 2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов//Фома. - — май 2019. - С.34-35. - (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Именины: Марк. [Инфографика]. Значение имени : Марк – латинское имя, предположительно происходит от названия месяца марта, посвященного римскому богу войны Марсу; Апостол и евангелист Марк.  День памяти: 8 мая: Житие Апостола и евангелиста Марка, ученика апостола Петра.   Подготовил Игорь Цуканов ;   Другие святые и известные люди с именем Марк :  Преподобный Марк  Подвижник (IV в. - начало V в.) - один из важнейших аскетических писателей православного Востока, прожил более ста лет. Святитель Марк Ефесский (1392-1444) — главный защитник православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов; Марк Твен (1835-1910) — американский писатель, автор знаменитых книг: «Приключения Тома Сойера»,  «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» и др.   Марк Захаров — знаменитый российский кино- и театральный деятель, художественный руководитель театра «Ленком»; [ И нтересные факты ]; Ил.: «Евангелист святой Марк». Деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225; Лев апостола Марка на пьяцца делле Эрбе в Вероне, обл. Венеция, Италия; Собор Сан-Марко, Венеция; Митрополит Сурожский Антоний (рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином). Фото//Фома. - – май 2019. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Где скрываются богатства православного прихода . Священник Алексей Гугливатый , настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское и единоверческого храма св. Петра митрополита д. Авсюнино Московской области рассказывает о своих прихожанах - деревенских старожилах, бабушках, повидавших жизнь и знающих настоящую ее ценность.  Подготовил Владимир Басенков .   Фото Владимира Ештокина//Фома. - — май 2019. - С.38-39. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

В последующее время Марк опять соединился с апостолом Павлом. Во время пребывания апостола Павла в узах в Риме Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды апостола. Это особенно видно из писанного Павлом в то время послания к колоссянам, в котором апостол называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением ( Кол.4:10, 11 ; Флп.23 ). Из того же послания видно, что по просьбе апостола Павла Марк отправился из Рима в Малую Азию, а именно во фригийский город Колоссы ( Кол.4:10 ), вероятно, для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан( Кол.2:8, 18 ). Когда затем св. апостол Павел во второй раз находился в узах в Риме, то незадолго до своей кончины он вызывал св. Марка вместе с апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь себе. «Марка возьми и приведи с собою, – писал св. апостол Павел Тимофею, – потому что он мне нужен для служения» ( 2Тим.4:11 ). Если Марк успел исполнить это желание апостола, то он мог быть свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей, великих апостолов Петра и Павла, которые приблизительно в одно время пострадали за Христа в Риме. После этого св. Марк снова отправился в Египет для устроения основанной им Церкви. Столица Египта Александрия со своим знаменитым книгохранилищем была средоточием греческой образованности. И там все, даже иудеи, жившие во множестве в Александрии, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры, с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, св. Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории Христианской Церкви образованием знаменитых учителей и Отцов Церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, св. Марк передал Александрийской Церкви составленный им чин литургии, который долгое время сохранялся в этой Церкви. Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия во внутренние страны Африки – в Ливию, Марморикию, Аммоникию и Пентаполь. Проповедь его в Египте имела большой успех и весьма благотворное оказывала влияние на жизнь тамошних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010