Евангелие от Марка стало одним из источников для других евангелистов. Читая его, важно осознавать, что это Евангелие было первым, которое прочли люди, для которых оно прозвучало вестью о новой эре и новой жизни. Евангелие от Марка 1 . Иоанн, носивший второе, латинское имя Марк, был жителем Иерусалима. Ап. Петр и другие ученики Христовы нередко собирались в доме его матери ( Деян 12.12 ). Марк приходился племянником ап. Варнаве, левиту, уроженцу о. Кипр, жившему в Иерусалиме ( Деян 4.36 ; Кол 4.10 ). Впоследствии Марк и Варнава были спутниками ап. Павла в его миссионерских путешествиях ( Деян 12.25 ). Причем Марк, как человек молодой, был предназначен «для служения» ( Деян 13.5 ). Во время пребывания апостолов в Пергии Марк оставил их, вероятно, из-за трудностей пути и возвратился на родину, в Иерусалим ( Деян 13.13; 15.37–39 ). После апостольского собора (около 49 г.) Марк с Варнавой удалились на Кипр. В 60-х годах Марк вновь сопровождает ап. Павла ( Филим 24 ), а потом становится спутником ап. Петра, который называет его своим сыном ( 1Петр 5.13 ). 2 . Папий Иерапольский сообщает: «Марк, переводчик Петра, с точностью записал все, что запомнил, хотя и не держался строгого порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нужды слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господа передать по порядку» (Евсевий, Церковная история, III, 39). Св. Юстин, цитируя одно место из второго Евангелия, прямо называет его «воспоминаниями Петра» (Диалог с Трифоном, ю8). По словам св. Иринея Лионского , Марк написал свое Евангелие в Риме вскоре после мученической смерти Петра, учеником и переводчиком которого он был (Против ересей, III, 1,1). Ап. Петр был распят в 64 г. и, следовательно, Мк нужно датировать концом 60-годов. 3 . Свидетельства раннехристианских писателей подтверждает и сам характер Мк. В нем встречаются латинизмы, указывающие на место написания книги. Она весьма отчетливо сохранила стиль и форму арамейского предания, исходившего от Петра. В Мк много конкретных бытовых деталей, указывающих на воспоминания очевидца (ап. Петра). Евангелисту свойственны лаконизм, простонародные выражения, стремительность. Эпизоды быстро сменяют друг друга. Переходя от события к событию, Мк неоднократно употребляет слово «тотчас». Приводя арамейские слова, евангелист тут же поясняет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол и евангелист Марк Апостол и евангелист Марк родился в Иерусалиме, происходил он из колена Левина, «от племени священнического». Имя матери апостола и евангелиста Марка, согласно Священному Писанию, — Мария. Она была одной из последовательниц Христа, и в доме ее семьи собирались верующие. Дядей Марка был святой Варнава – апостол от 70ти, основатель Кипрской Церкви ( Кол.4:10 ). Однако некоторые исследователи считают, что Варнава был двоюродным братом Марка, так как греческое слово νεψις  в русском тексте неверно переведено как «племянник». Согласно Священному Писанию, апостол и евангелист Марк также известен под именем Иоанн ( Деян.15:37 ). Собственное имя писателя второго Евангелия было Иоанн (еврейское имя), Марк (Μρκος) же – это его прозвище. Последнее было принято им, как предполагают некоторые исследователи, когда Варнава и Савл, возвращаясь из Иерусалима ( Деян.12:25 ), взяли его с собой в Антиохию, чтобы сделать своим спутником в миссионерских путешествиях, или когда он с апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира — Рим. Латинское имя Марк, в отличие от Иоанна, было привычно на слух большинству жителей Римской империи. Почему Иоанн принял именно такое, а не другое прозвище? На это можно найти некоторый ответ в сходстве начальных трех букв этого прозвища с тремя начальными буквами имени его матери, Марии. Марк был учеником апостола Петра. Незадолго перед своей кончиной апостол Петр называет Марка своим сыном ( 1Пет.5:13 ), показывая этим, что он обратил Марка к вере во Христа. Марк, как и Петр, был избран Спасителем в круг апостолов. В числе 70 учеников Иисуса он был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Христа. Именно Марк, как считают исследователи, был единственным учеником, который не оставил Иисуса в ночь Его крестных страданий и следовал за ним ( Мр.14:51-52 ). Правда, по мнению других исследователей, это мог быть и любимый ученик Христа – апостол Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/test/apostol-i-evangeli...

Приняв латинское учение о «Filioque», православные представители на Флорентийском Соборе вынуждены были (отчасти под давлением политических обстоятельств, ввиду угрозы турок Константинополю) пойти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 года они подписали Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом Унии. 1 февраля 1440 года святитель Марк возвратился в Константинополь. Недолго пробыв в столице, 15 мая он отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святой Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Все эти труды, в условиях турецкого владычества, были весьма тяжки для святителя. Между тем болезнь его значительно усугубилась. Святитель Марк решил добраться до Святой Горы Афонской, чтобы там в уединенной келлии провести остаток своей жизни. Когда корабль, везший святителя, пристал к острову Лимносу, одному из немногих островов, еще находившихся во владении Византии, святитель Марк был опознан властями и, согласно имевшемуся распоряжению императора, заключен в крепость. Святитель Марк пробыл 2 года в заключении, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении. В послании к игумену Ватопедского монастыря на Афоне, написанном в конце 1440 года или в начале 1441 хода, святитель Марк сообщает об утешении, которое он обрел в своих тяготах: находившиеся проездом несколько афонских иноков старались духовно укрепить его. В августе (или октябре) 1442 года, в день памяти святых седми Ефесских отроков, святитель Марк -был освобожден по распоряжению императора. Святой Марк в стихотворении по этому случаю благодарит святых Ефесских отроков, память которых совершается 4 августа и 22 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Рассуждая об истории написания Евангелия от Марка, мы находим свидетельства древних церковных учителей, самый ранний из них Папий Иерапольский (скончался в 165 г.), а также последующих свидетелей Климента Александрийского и Иринея Лионского о том, что Марк написал свое Евангелие, будучи спутником апостола Петра и находясь в Риме. Согласно свидетельствам Папия, епископа Иерапольского, история создания Евангелия такова, что Марк записывал, будучи переводчиком при апостоле Петре – там был латинский язык – его проповеди в свой блокнот. И римские христиане, увидев, что проповеди не соответствуют хронологической последовательности произнесения их Христом, обратились к Марку с просьбой оставить им единопоследовательное повествование в хронологической последовательности – то, как Христос совершил Свое общественное служение и спасение. Апостол Петр одобрил это начинание евангелиста Марка, благословил, и Марк для римской христианской общины оставил свое Евангелие, вошедшее в канон под номером два. Свидетельств о том, что Марк является автором этого Евангелия, в самом тексте (как мы уже говорили по поводу Евангелия от Матфея) мы не найдем. Есть только своего рода автограф, который, по всей вероятности, выдает апостола евангелиста Марка в том молодом юноше, который в самом конце общественного служения Христа, когда Он был взят под стражу, решил следовать за Ним до самого последнего момента. Но когда охранники из спиры наложили на него руки, то он оставил у них в руках плащ, или саван, в который был завернут, и нагим убежал прочь. Поскольку эта редакторская прибавка в тексте не может ничего прибавить к учению о спасении и не упоминается ни у кого из других евангелистов, многие как раз считают, что здесь евангелист Марк сказал о себе самом. Если это так, то это действительно был человек очень молодого возраста в момент, когда Христос пострадал. Далее, обращаясь к более устойчивому преданию, принимаемому Церковью, мы можем сказать, что Марк, он же Иоанн-Марк, – племянник апостола Варнавы, его мать была одной из жен-мироносиц по имени Мария. Марк был хорошо знаком с апостолом Павлом. В книге Деяний мы находим, что первое путешествие у Марка было с Варнавой и Павлом, но потом волею судеб он оказывается в Риме при апостоле Петре. Наверное, здесь будет важно заметить, что апостол Петр проповедовал в Риме в течение определенного времени уже после того, как апостол Павел был умерщвлен. Не исключено, что именно в этот момент Марк оказывается при апостоле Петре.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-napi...

Открытие памятника в Тамбове архиепископу Луке у больницы его имени. 900. Постернак, Л. Любовь к Богу, любовь к ближнему [Текст]/Л. Постернак//Новая тамб. газ. 1994. 21 окт. С. 9. Об открытии памятника архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) на территории второй городской больницы. 901. Памятник архиепископу Луке [Текст]//Новая тамб. газ. 1994. 2 сент. С. 1. Постановление мэра Тамбова об установлении памятника В.Ф. Войно- Ясенецкому на территории второй городской больницы. 902. Писарев, Е. С крестом и скальпелем [Текст]/Е. Писарев//Рос. газ. 1994. 23 июля. С. 14. Об увековечении памяти В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) на Тамбовщине. 903. Памятник хирургу [Текст]//Новая тамб. газ. 1994. 3 июня. С. 5. 904. Курбатская, О. Целитель души и тела [Текст]/О. Курбатская//Тамб. правда. 1991. 18 июня. С. 3. Открытие мемориальной доски на доме 9 по улице Комсомольской Тамбова, где жил хирург и архиепископ В.Ф. Войно-Ясенецкий. 905. Помнить великих земляков [Текст]//Мед. газ. 1996. 22 нояб. С. 2. О вечере памяти архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в Тамбовском краеведческом музее. 906. Полозов, В. Во имя исцеления [Текст]/В. Полозов//Город на Цне. 1996. 4 окт. С. 5. О вечере памяти архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в Тамбовском областном краеведческом музее. 907. Фарбер, Я. И. Часовня соединит исцеление тела и души [Текст]: [беседа с гл. врачом больницы 2 им. Архиепископа Луки Я. И. Фарбером о строительстве часовни при больнице/вела Л. Чепурнова]//Новая тамб. газ. 1996. 5 апр. 908. Чепурнова, Л. Всем нам – пример для подражанья... [Текст]/Л. Чепурнова//Тамб. жизнь. 1995. 28 июня. С. 1. О конференции памяти архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) во второй городской больнице Тамбова. 909. Плотникова, Н. Подвижник духа архиепископ Лука [Текст]/Н. Плотникова//Тамб. жизнь. 1994. 31 мая. С. 3. О торжествах во второй городской больнице Тамбова, посвящённых профессору В.Ф. Войно-Ясенецкому Премия и стипендия имени архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) 910. Лауреаты премии имени архиепископа Луки [Текст]//Щукин, Ю. К. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница имени архиепископа Луки». 1994–2004/Ю. К. Щукин, В. И. Быкова. Тамбов, 2005. С. 108–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...» . На часах – тропарь и кондак свт. Луки. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны свт. Луки, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Луки. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» кондак храма. В храме святого тропарь храма, тропарь свт. Луки; кондак храма. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен свт. Луки . Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литургии, служба дне, и Предтечи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и свт. Луки (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83). Апостол и Евангелие субботы 3-й седмицы (но не заупокойные) и свт. Луки (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 2 Триодь Постная в субботу 3-й седмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6-й». 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640. 5 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

Жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого) оставила яркий след в отечественной и зарубежной истории, и является частью исторического и культурного наследия общества. Увековечение памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в России и за рубежом 790. Иволгина, Л. В Курчатове освятили храм исповедника Луки [Текст]/Л. Иволгина//Регион 46. 2016. 21 июня 25). С. 9. 791. Неманова, Е. Где найти лекарство от духовного иммунодефицита? [Текст]: [в СГМУ прошли V Войно-Ясенецкие чтения]/Екатерина Неманова//Медик Севера. 2016. Май 5). С. 5–6: фот. (Ментальное здоровье). 792. Неманова, Е. Пятый день рождения ОФМЗ [Текст]: пять лет назад, 11 июня 2011 г., был открыт созданный по инициативе акад. РАН П. И. Сидорова первый в России обществ. факультет ментального здоровья им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) /Екатерина Неманова//Медик Севера. 2016. Апр. 4). С. 8–11 : фот. (Ментальное здоровье). 793. Митрополит Лазарь благословил принесение мощей [Текст]//Крым. правда. 2016. 29 марта. С. 1. Частицы мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) будут доставлены из Симферополя в греческий г. Патры для молитвенного поклонения верующих. 794. Клышников, В. Святитель Лука сковал духовную скрепу [Текст] : «холодных ремесленников» в Читинской медакадемии не готовят/В. Клышников//Мед. газ. 2016. 18 марта. С. 15. Об обретении святых мощей архиепископа Симферопольского и Крымского Луки с 17 по 18 марта 1996 г. и об увековечении его памяти в Забайкалье. 795. Памятные места святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске [Текст]: путеводитель. Красноярск: ООО «Дар», 2015. 50 с.: фот. 796. Сборник методических разработок уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст]: в рамках цикла дух.– просвет. мероприятий, посвящ. памяти свт. Луки (Войно-Ясенецкого) /Краснояр. митрополия Рус. Правосл. Церкви; Упр. обществ. связей Губернатора Краснояр. края; М-во образования Краснояр. края [и др.]. Красноярск: Восточ. Сибирь, 2015. 107 с. 797. Лузанова, О. Ю. В память о великом человеке, враче и священнослужителе Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком [Текст]: [при подготовке к 80-летию архангельской гор. поликлиники 2 её сотрудники многое узнали о жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого и решили увековечить его память установкой в здании учреждения мемориальной доски]/О. Ю. Лузанова, Н. В. Хомякова//IV Войно-Ясенецкие чтения: сб. Архангельск, 2015. С. 21–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Таким образом. Евангелист Иоанн - биограф, а все остальные - просто систематизаторы. Эта теория долго не продержалась по той же причине, что и теория устной традиции - с ее помощью невозможно объяснить многочисленные черты такого фундаментального сходства между синоптиками. Если бы синоптики были бы просто компиляторами различных фрагментарных текстов, то как объяснить такое фундаментальное совпадение планов, последовательности перекоп, которые у них встречаются? После этого протестанты ухватились за гипотезу редактирования: Евангелисты - редакторы; их тексты - не самостоятельное творчество, а нечто отредактированное. Но что именно? Наконец, упомянутая нами теория использования одних синоптиков в качестве источников для других. Этой теории и придерживался блж. Августин. Но если он считал, что последовательность взаимного пользования именно такова: Матфей, затем Марк, а потом уже ими обоими пользуется Лука, то протестанты этим не удовлетворились, и в конце XVIII в. известный ученый Иоганн Грисбах предложил гипотезу, согласно которой Евангелие от Марка возникло в результате переработки Евангелий Матфея и Луки. Грисбах посягнул на наш канонический порядок: Матфей, Марк, Лука, - и предложил такой порядок: Матфей, Лука, Марк. Таким образом он отверг предположение блж. Августина о том, что Евангелие от Марка является сокращенным изжением Евангелия от Матфея. На чем основывались эти предположения? Тот факт, что почти все вошедшие в Евангелие от Марка материалы имеются также у Матфея и у Луки, или у Луки (т.е. если у Марка есть какой-то материал, мы смотрим и обязательно находим его у Матфея и у Луки, или же только у Луки - за исключением очень малого количества мест - практически четырех мест Евангелия от Марка, которые отсутствуют в прочих синоптических Евангелиях). Этот факт Грисбах истолковал как свидетельство в пользу того, что Марк работал с двумя этими текстами одновременно. При решении синоптической проблемы Грисбах воспользовался этим доказательством - от последовательности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

Марк (по-еврейски Иоанн) евангелие написал вскоре после Матфея и во всяком случае до разрушения Иерусалима, по просьбе римских христиан, и значит, для христиан из язычников. Этим объясняется постоянное стремление его объяснять национальные еврейские обычаи (о субботе, об омовении и т. п.). Евангелие его отличается наибольшею краткостью (16 гл.) меньше всех передает речи Христа, но зато обстоятельнее других передает особенно поражавшие зрителей случаи исцеления (напр., бесноватых – у Гадары и у Фавора). По преданию, по содержанию евангелие по Марку-Петрово, ибо и сам Марк к концу жизни первоверховного апостола был его спутником (как ранее своего дяди Варнавы и Павла). Этим и можно объяснить опущение в евангелии Марка похвальных слов Петру, но с сохранением укоризны ему, объясняемое смирением апостола» 96 . Не сообщая ничего ни о родословии Спасителя, ни о рождении Его, Марк начинает Евангелие проповедью Его предтечи на Иордане, а заканчивает, как и Матфей, повелением воскресшего Спасителя ученикам проповедывать Евангелие всей твари. Евангелист Лука также написал свое евангелие около 60 года, когда по его свидетельству, уже явились записи «о совершенно известных событиях». Евангелист и обещает «по тщательном исследовании всего сначала, описать по порядку, насколько знал он от очевидцев и служителей» 97 ; между очевидцами может быть и непосредственно, есть основания думать, разумелась и Св. Дева Мария 98 , об этом можно догадываться по сравнительному обилию подробностей о рождении и детстве Иисуса Христа у Луки, сравнительно с другими евангелистами. В других местах, особенно в описании Тайной Вечери и нарочитом отображении идеи о прощении раскаявшихся грешников сказывается близость св. Луки к ап. Павлу – спутником и описателем дел которого был он, по книге Деяний. Написано третье евангелие для некоего Феофила, антиохийского христианина из язычников. В соответствие указанному обещанию Луки писать «по порядку», и ввиду того, что он был человеком образованным (врачом), в евангелии его соблюдается и логическая, и хронологическая наибольшая последовательность, почему в обычном нашем изложении последовательности евангельских событий принято придерживаться порядка изложения у Луки. Всех глав в его евангелии 24; в 1-й главе имеется, как историческая справка, родословие Иисуса Христа, но от общего родоначальника всех людей – Адама. Оканчивается евангелие Луки кратким сообщением о вознесении Иисуса Христа, что служит переходной ступенью ко второй его священной книге – Деяниям, где это передано более подробно. Евангелие Луки отличается сравнительно полнотою передачи и бесед, и событий из жизни Иисуса Христа. В одном из двух Эммаусских путников, которым явился Иисус Христос , предполагают самого евангелиста, так как он, назвав другого спутника – Клеопу, по привычному у священных писателей смирению, о себе самом умолчал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010