Серафима (особенно во время «дивеевской смуты»). Очевидно, владыка Филарет понимал, что в Св. Синоде могут возникнуть затруднения с житием прп. Серафима . В этом случае он решил частично соединить две книги иеромонаха Сергия: к жизнеописанию старца Марка прибавить духовные наставления о. Серафима. 11 августа 1838 г. он написал архимандриту Антонию: «Духовные наставления лучше цензоровать отдельно, чтобы, в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу» . Через три месяца, 30 декабря 1838 г., духовные наставления прп. Серафима благополучно прошли через Московский Духовно-цензурный комитет. Их одобрил к печати цензор, ректор Вифанской духовной семинарии (1834–1842) архимандрит Агапит (Введенский), строгий исполнитель монашеского устава, неумолимо преследовавший небрежность в богослужении и выполнении долга. Иеромонах Сергий поместил наставления старца Серафима в конце «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839), причем жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления отца Серафима. Признание святости прп. Серафима постоянно встречало сильное сопротивление, начиная с жизни в монастыре и кончая вопросом о прославлении в 1903 г., когда лишь благодаря непосредственному участию государя Николая II вопрос о канонизации был решен положительно. Прп. Серафим был заранее извещен об этих препятствиях и сказал: «Того царя, который меня прославит, и я прославлю». Тем не менее с помощью митрополита Филарета первое жизнеописание прп. Серафима вышло в свет через два года после жизнеописания прп. Марка, в 1841 г. Цензором был все тот же ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит, думается, имевший беседу с владыкой Филаретом. Помимо митрополита Филарета, книгу одобрили митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), епископ Тамбовский Арсений (Москвин) и архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов). Но это еще не все, чем Вифанский монастырь оказался связанным с прп.

http://bogoslov.ru/article/6192688

Новосибирск, 2014. 1 (9). С. 143. Н. И. Бекасова дает сведения о Сергии: «В миру Степан Васильев (1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году — в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо-Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице-Сергиеву лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался» (там же, с. 146). См.: Святитель Филарет, митр. Московский. Письма к Преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1831–1867. В 3-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. Т. I. С. 227. Поскольку в жизнеописании прп. Серафима речь шла о чудесах и предсказаниях, к книге отнеслись достаточно строго. Первенствующий член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) воспротивился ее опубликованию, так что пришлось не только исключить жизнеописание прп. Серафима, но и вырезать некоторые куски текста из жизнеописания старца Марка. Святитель Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Т. I. С. 292. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1841. Второе издание этой книги было опубликовано так, как и задумывалось: в ней были жития преподобных Серафима и Марка, а также духовные наставления о. Серафима: I.C. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. Издание второе. М., 1844. Б.п. Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его//Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской.

http://bogoslov.ru/article/6192688

Летопись передает рассказ очевидца зверолова Изборского: «Раз случайно пришли мы с от­цом на край горы (где теперь церковь Богородицы) и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама». Без сомнения, это были пустынники, совершавшие в пещере вечернее Богослужение, – блажен­ный Марк с одним или двумя учениками. Преемник преподобного Ионы внес блаженного Марка в синодик как первого подвижника Псковской пещеры. Преподобный Корнилий в свое время усомнился в верности за­писи, так как не найдено письменного памятника о его подвигах, и велел изгладить имя его из синодика. Но внезапно пораженный болезнью, он известился в духе о причине болезни и велел несть себя к гробу старца. Здесь, испросив себе прощение слезною молитвою, он получил исцеле­ние и повелел опять внести преподобного Марка в синодик 503 . В 1642 году по грамоте Псковского епископа Геннадия устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них с пением псалмов по­ложены были мощи первых подвижников пещеры; гробница препо­добного Марка и преподобного Ионы поставлены были на прежних местах: первая под образом Спасителя, вторая – при входе в пещеру на правой стороне; гробница же преподобной Вассы с левой стороны перенесена на правую 504 . День тридцатый. В сей день распят был Господь наш Иисус Христос, в лето от сотворения мира 5541 Память святого нового священномученика Захарии, епископа Коринфского Небольшого повода бывает достаточно, чтобы воспламенить вечно возбужденное настроение магометан против христианского населения, но в настоящем случае без всякого повода, единственно только пастыр­скими своими добродетелями возбудил ненависть мусульманского на­селения «добрый и богобоязненный пастырь стада Христова, сиявший на кафедре своей, как лампада на свечнике», – как выражается о нем описатель жизни его. Турки оклеветали его в тайной переписке с «франками», которых будто бы епископ призывал в Коринф и обещал помочь им завладеть городом. С яростью набросился взволновавшийся такими вестями народ на жилище христианского епископа, и, закованный в цепи, осыпаемый побоями и проклятиями, Захария был приведен к судье. Тот, без всяких допросов, предложил святителю принять ислам. «Сохрани меня Бог от такого безумия! – отвечал епископ, – из- бави Боже, чтобы я отрекся от Господа моего Иисуса Христа, Бога истинного! Нет, я верую в Него, Бога всемогущего, Творца всего мира, и готов пролить кровь мою за святое имя Его!» Возобновление побоев было ответом на эти слова нового исповед­ника Христова; потом его заключили в тюрьму, где подвергли таким жестоким пыткам, на которые только способен изощриться магометан­ский фанатизм. Терпение мученика оказалось однако же выше даже жестокости мучителей, которые наконец придумали мучительнейшую смерть для своей жертвы – пронзить вертелом страдальца и жарить его, как агнца на огне...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Да святится имя Твое! Да приидет царствие Твое!. Это значит: " да приидет Святой Дух и Единородный Сын Твой " ... (Срв. у Григория Нисского)... Вершина молитвы в Богоявлении, и в Троическом Богоявлении... " Если ты богослов, будешь молиться истинно; и если истинно будешь молиться, ты богослов " ... Во времена преподобного Нила, как и раньше, " богословствовать " означало именно постигать Бога в Его Триединстве. 4. К преподобному Нилу близок в своих творениях Марк Подвижник, или Пустынник. Во всяком случае, это не тот Марк из Келлий, о котором говорится в Лавсаике. Марк, автор аскетических слов и книг, подвизался в Галатии, близ Анкиры (как и преподобный Нил). О его жизни мы знаем очень немногое, и только из его творений. Он жил сперва в киновии, был настоятелем и " духовным отцом, " позже ушел в пустыню и подвизался, как отшельник. Это было в первой половине V-ro века, - Марк писал против несториан, как против новой ереси... Под именем Марка известно довольно много творений, - на них ссылается авва Дорофей, много раз Исаак Сирин, затем Дамаскин, позже довольно подробно говорит о них Фотий... Марк писал больше всего на нравственные темы, - " О тех, кто думает оправдаться делами, " " О покаянии, " " Ответ сомневающимся о Святом Крещении, " " О воздержании, " " О посте, " " О духовном законе " и др. Однако, свои нравственные наставления он приводит к догматическим предпосылкам, и развивает связное учение о грехе и спасении, о свободе и благодати. Марк формулировал свои взгляды в полемике с мессалианами, и в увлечении спора слишком резко подчеркивал неповрежденность человеческой свободы. В общем он очень напоминает Златоуста. Сравнительно недавно найдено и издано слово Марка против несториан (писанное до Ефесского собора, вероятно, в конце 430 г.). Он богословствует, как умеренный антиохиец; но принимает и защищает формулу святого Кирилла о " соединении по ипостаси. " Любопытно, что вопроса об имени " Богородица " он здесь не касается. По мысли Марка, цель и предел подвига в обожении.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

43 Прив. по: Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 24. 48 Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 22–23. 50 Но при этом, даже с учётом соответствующего мнения патрологов, Ж. Грибомон в вопросе единства авторства призывает проявлять некоторую сдержанность (Marc le Moine//DS. 10. P. 274–283). 67 Chadwick H. The identity and Date of Mark the Monk//Eastern Church Review. 1972. 4. P. 125–130. 68 Hesse O. Markos Eremites und Symeon von Mesopotamien. Untersuchung und Vergleich ihrer Lehre zur Taufe und zur Askese. Dissert. Göttingen, 1973. S. 186a–186d. Прив. по: Gribomont J. Marc le Moine//DS. 10. P. 280. 70 Вопрос датировки сочинений «Против несториан» и «О Мелхиседеке» рассматриваются в главах 2.8 и 2.9 настоящей работы. 71 Долгое время выдвигались разные гипотезы о времени жизни преп. Дорофея, с разбросом датировок от V до VII века. В начале XX века французский патролог С. Веле установил наиболее вероятную хронологию, по которой авва Дорофей родился в начале VI века, основал монастырь после 540 года, а умер между 560 и 580 годами. ( Дионисий (Шленов) , игум. Дорофей Газский//ПЭ. 16. С. 33–36). 79 В русском переводе: «один почтенный муж сказал мне» ( Иоанн Лествичник . Лествица. 1996. С. 157) или «слышал я от одного почтенного мужа» ( Иоанн Лествичник . Лествица. 1894. С. 168), что указывает на то, что преп. Иоанн и преп. Марк лично встречались. Из этого следовала бы необходимость пересмотра датировки жизни преп. Марка. Но греческий текст не предполагает обязательность личной встречи. 80 Johannes Climacus. Scala paradise. 23. PG. 88. Col. 965. Цит. по: Иоанн Лествичник . Лествица. 1996. C. 157. Ср. «Представь, что есть двенадцать безчестных страстей. Если ты одну из них произвольно возлюбишь, то она одна займёт место одиннадцати» (Leg. 136). 82 О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Беседа 10. 14–16. С. 126–127, ср. Justif. 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   Св. Марка. (Копт. у Порфир.).     23. Авита, Цинзама чтеца, Ариона, Емерита, Алика, Капитона и других 78 в Никомидии. Иерон. и др.     Палладия, Котилы, Адрама, Моисея, Езы, Паликона, Котилы другого и 150 с ними. Абис. у Люд. и Деян. св. (Коцт» 1425 7 монахов мучч. в горе Туне при Диоклитиане).    Р. Христово. Копт. 1838 (собственное коптское число месяца 29-е).    Мучч. Ора, Апсея и Диодоры матери их при Диоклитиане. Копт. 1425. 24. Герана пустынника и Марфы муч. Абис. у Люд. Копт. 1286.    Ивана (Иоанна) пустынника в Богемии, † ок. 904 г. Жизнь в Деян. св. 25. Салониты, Бигата, Ламптана, Люнитана в Солуни. Иерон. и др.    Галликана патриция и консула, муч. в Египте в 362 г. М. Р. акты в Деян. св.     Вениамина и Беиока пустынников в Египте. Абис. у Люд. (Виоги и Феоны пресвитеров в Туне. Копт. 1425). 26. Агафона, Люцеии девы, Диогена, мучч. в Александрии. Иерон. и друг.    Фаддея муч., удавленного за обличение богатого. Абис. у Люд. (у Порфир. одного из 12 апостолов). 27. Серафимов и Херувимов. Абис. у Люд. 28. Серена, Феодора, Пастафия, Титира, Диописии, Пассима, Фезика, Диисты, Амбения, Ариуза, Диоскора, Ориона, Турбана, Капитулина, Ориона другого, Симера, Плутарха, Иринея, Гераклида, Герона, Понтамина, Марцелла, Леонида, Паноза, Пеки жены, Сидиста, Памбона, Ориоза, Панубера, Тилина, Нонниция, Синида, Меммия, Иулия, Леонида другого, Плутарха другого, Серена, Потамиены девы, Марцеллы ее матери и Раисы в Александрии в 202 году. М. Р. Иерон. и друг. 29. Марии, матери Иоанна Марка. М. Р. в Деян. св.    Кавста, Акрозии, Саркуела, Мескель-Кебры (жены), отцов монастыря Асса. Абис. У Люд. 30. Василида муч. в Александрии в 202 г. М. Р.    Мины муч., по прозванию Павла, помазавшего тело св. Петра (вероятно александрийского). Абис. У Люд.     Варфоломея муч. в Розетте. Копт. 1338 и Абис, у Люд.     Перпетуи муч. Никод. в жизни ап. Павла. Июль 1. Зоила муч. в Никомидии, Иерон.    Зила (Зела) муч. в Месопотамии c 6 другими, Ориона с 8 другими и еще 864 мучч. Иерон.     Севериана, Зоила, Епаза в Антиохи. Иерон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако издательская история жизнеописания преподобного Серафима Саровского оказалась очень трудной и длинной, несмотря на поддержку известных иерархов – преподобного Антония и святителя Филарета. В сентябре 1838 года иеромонахом Сергием в Московский комитет духовной цензуры было подано три прошения о разрешения к печати: «Сказания о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» и «Духовных наставлений отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника». В своём прошении о жизнеописании преподобного Серафима отец Сергий написал об источниках своего труда: «Из уважения к памяти добродетелям Саровской пустыни Старца Серафима собрал я некоторые черты из его жизни частию из уст самого Старца, частию из сказаний благочестивых и достойных доверия иноков Саровской пустыни, знавших его лично, частию из собственных наблюдений, так как, живши в Саровской пустыни и пользовавшись в продолжение 15 лет его наставлениями, я сам многое, относящееся к его жизни, видел и слышал» 11 . В прошении ничего не говорится об использовании данных монастырского архива, но при этом в житийном повествовании приводятся конкретные даты, большинство из которых находят своё подтверждение, но есть и неточности. Например, неверно указан год рождения преподобного Серафима, годы рукоположения его во иеродиакона и возвращения в монастырь из пустыни. В комитете духовной цензуры рукописи с жизнеописаниями саровских подвижников были рассмотрены и одобрены к напечатанию, но для окончательного решения вопроса направлялись в Синод, так как «в сих рукописях не просто описываются жизни и подвиги добродетельных людей, но представляются в благочестивых подвижниках особенные дары Благодати Божией, как-то: видения, прозрения в будущность и предсказания и дары исцелний» 12 . В Синоде дело об издании жизнеописаний приостановилось: первенствующий член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), с большим недоверием относившийся к сверхъестественным и чудесным явлениям, не дал согласие на издание жизнеописаний старцев, так как они изобиловали этими явлениями. Святитель Филарет твёрдо защищал изложенное в житиях и добился того, чтобы, по крайней мере, дано было согласие напечатать сказание о жизни схимонаха Марка «с исключением некоторых мест» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

433 Синодальный перевод: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению». Согласно этому переводу, благоволение исходит от Бога, но, по толкованию преп. Марка, Бог действует в соответствии с благоволением человека. 452 «Всё то, что естество наше имеет в себе доброго, мы должны исполнять ежедневно. Что же воздадим Богу за прежде сделанное зло?» (Justif. 42). 461 Например: «человек не получит пользы без произвольных трудов и Божественной помощи» (Justif. 63). 462 Своё сочинение «О законе духовном» (Περ νμου πνευματικο) преп. Марк начинает со слов: «Так как вы многократно хотели узнать, каким образом «закон духовен» ( Рим.7:14 ) по слову Апостола» (Leg. proem). 495 То, что преподобный обращается к несторианам именно из той местности, к которой принадлежал сам, указывает, в частности, использование им местного Символа веры , употребляемого при таинстве Крещения (Adv. nest. 40). 496 О новизне учения говорит, в частности, то, что преп. Марк собирается описать не только действительные мнения еретиков, но и те, к которым они придут в дальнейшем (Adv. nest. 10). 497 Самому же преп. Марку, по словам А. Юрьевского, ересь предстаётся не в абстрактных её положениях, а в конкретных её носителях и сторонниках (Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 8). 500 Leg. 42, Bapt. 5, Consult. 2. Это является также доводом в пользу отрицаемого А. Юрьевским единства автора сочинения «Против несториан» и нравственно-аскетических сочинений, надписанных именем преп. Марка. 516 Несторий сам обличает в этом Павла Самосатского (Nestoriana. S. 299). Об том что Несторий не применял ко Христу выражения «простой человек» писал, к примеру, Сократ Схоластик (Historia ecclesiastica. 7. 32. TLG. 2057. 001), а среди современных исследователей – А. Гриллмайер (Christ in cristian tradition. From the Apostolic Age to Chalcedon (451). P. 379). 517 Другой полемист с несторианством, свт. Прокл, еп. Кизический, в присутствии Нестория, и полемизируя в своей проповеди с ним, говорил, что Родившийся от жены не есть простой человек (ψιλς νθρωπος), так же как и то, что Он не есть чистое (γυμνς) Слово (Oratio de laudibus Mariae. 2. ACO Т. 1. Vol. 1 (1). P. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Прежде преподобного Ионы подвизался в той же природной пещере преподобный Марк. Звероловы видели его то у трёх камней на горе, то на потоке Каменке, близ того места, где после найдена пещера; два из этих камней и теперь ещё видны близ кровли Успенской церкви, обросшие мхом, под вековыми дубами; один весь на поверхности, другой глубоко опустился в землю, но третий уже совсем ушёл в неё. Летопись передаёт рассказ очевидца зверолова Изборского: «раз случайно пришли мы с отцом на край горы (где теперь церковь Богородицы) и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама». Без сомнения, это были пустынники, совершавшие в пещере вечернее Богослужение, – блаженный Марк с одним или двумя учениками. – Преемник преподобного Ионы внёс блаженного Марка в Синодик, как первого подвижника Псковской пещеры. Преподобный Корнилий в своё время усомнился в верности записи, так как не найдено письменного памятника о его подвигах, и велел изгладить имя его из Синодика. Но внезапно поражённый болезнью, он известился в духе о причине болезни и велел несть себя к гробу старца. Здесь, испросив себе прощение слёзной молитвой, он получил исцеление и повелел опять внести преподобного Марка в Синодик 275 . В 1642 году по грамоте Псковского епископа Геннадия устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них с пением псалмов положены были мощи первых подвижников пещеры; гробница преподобного Марка и преподобного Ионы поставлены были на прежних местах: первая под образом Спасителя, вторая – при входе в пещеру на правой стороне; гробница же преподобной Вассы с левой стороны перенесена на правую 276 . 275 О начале Печерск. монаст., стр. 25. Μ. 1831. Ркп. святцы: „преподобные отцы Печерские, первоначальник Марк и Иона священноинок и строитель, в л. 6900 месяца марта в 29 день“. По Отен. сп. „память их марта 20 дня“. Между рукоп. п. Филарета, по описи 1630 г., „повесть о Печерском монаст. и о первом старце Марке и о чудесех Пресв. Богородицы“; ещё две книги „о Печерском монастыре, что во Пскове“. Иванова опис. государ. арх. 292. 293. Μ. 1849 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Группа паломников из Русской Зарубежной Церкви посетила Венецию 29 октября группа паломников из Берлинской и Западногерманской епархии РПЦЗ посетила приход святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции. Во главе паломников был преосвященный Агапит, епископ Штутгартский, викарий Берлинской епархии. В группу также входили сестры Свято-Еслисаветинского скита г. Мюнхена и несколько мирян – представителей приходов РПЦЗ Штутгарта и Мюнхена. Владыка и члены его группы вначале молились за Божественной Литургией в храме прихода святых Жен-Мироносиц, а затем прихожане предоложили гостям угощение. За трапезой настоятель прихода священник Алексий Ястребов приветствовал владыку и его спутников и выразил общее пожелание как венецианских православных верующих, так и верующих в Отечестве о скорейшем воссоединении двух частей единой Русской Поместной Церкви. В ответном слове владыка Агапит поблагодарил отца настоятеля и прихожан за братское гостеприимство. Затем епископ Агапит и члены паломнической группы в сопровождении отца Алексия отправились на поклонение святыням Венеции. Прежде всего они посетили церковь Санта Мария Формоза, где покоятся мощи святой преподобной Марии Вифинской, подвизавшейся в мужском образе под именем Марин в монастыре на горах Ливанских. Затем, остановившись в церкви святого Захарии для поклонения мощам святого праведного Захарии и святителя Афанасия Великого, паломники переправилсь на остров святого Георгия, где поклонились мощам многих святых, там почивающих: апостола Иакова Младшего, первомученика и архидиакона Стефана, святых Космы и Дамиана Аравийских, святителя Евтихия, патриарха Константинопольского, преподобного Космы пустынника. Паломникам был открыт также большой мощевик со множеством частиц мощей святых. С колокольни церкви святого Георгия они смогли увидеть Венецию с высоты птичьего полета. Позже в соборе святого Марка было совершено поклонение мощам апостола Марка, древней иконе Божией Матери «Никопея», а также другим святыням собора. В конце паломнического маршрута владыка и его спутники посетили храм святого Иоанна Предтечи, где поклонились мощам святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а также мощам святых мучеников Римских Марка Флорентия и Павла патриция. Вечером перед отплытием в аэропорт для возвращения в Германию владыка Агапит поблагодарил отца Алексия за оказанное гостеприимство и сопровождение по святым местам, пригласил посетить Мюнхен и Штутгарт, а также выразил общее желание всех членов группы вернуться еще раз в Венецию для поклонения святыням, а в перспективе отметил важность организации паломнических поездок в Венецию и в Венето. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19138.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010