О нем подробно рассказывает Палладий (Лавсаик, гл. XVII), говорит Руфин, еще Сократ и Созомен. Известно отдельное житие его в коптской и сирийской редакциях. Однако, никто из этих древних авторов не упоминает о творениях преподобного... Великий старец жил замкнуто, с двумя учениками, которые и принимали посетителей. Как выражается Палладий, он жил точно странник на этой земле, мертвый для мира и земных забот, весь в созерцании и в беседе с Богом... Только Геннадий Массилийский говорит о его творениях, но называет при этом " одно только послание, " - imam таптит ad juniores professionis suae soripsit epismolam... Вероятно, это и есть известное нам " духовное " послание " к чадам, " ad filios (сохранилось в латинском переводе)... Это полное отсутствие упоминаний о сборнике " бесед " вызывает недоумение. Особенно странно молчание Палладия. Он был близок с Евагрием, учеником Макария, и не мог не знать о творениях преподобного... Невольно возникает сомнение, принадлежат ли в действительности эти беседы или " гомилии " великому Макарию... На надписание рукописей полагаться трудно. И к тому же отдельные беседы встречаются и под другими именами, - преподобного Ефрема Сирина, чаще блаженного Марка Пустынника. В арабском переводе весь сборник (21 беседа) надписан именем Симеона Столпника... Во всяком случае, изданный текст " Бесед " вряд ли исправен. В нем чувствуется позднейшая обработка. Вероятно, и самое разделение на " беседы " следует приписать позднейшему метафрасту; недавно издано еще семь бесед (продолжение сборника). Отдельные беседы слишком различны по объему, иные имеют скорее характер писем, в тексте нередки дословные повторения. Нужно прибавить, редакторская работа над " Беседами " продолжалась и позже. В рукописях известны " семь слов " Макария под разными заглавиями ( " О хранении сердца " и т. под.) " в переложении " Симеона Логофета (или Метафраста). Можно думать, что и основной, известный нам, текст бесед есть уже результат обработки... Гораздо важнее наблюдения над содержанием бесед.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

Образ преподобного Исидора очень ярок. Он был учителем прежде всего, и свидетельствовал со властью. Но это был свободный и внутренний авторитет, не внешний... Скончался Исидор около 449 г. 6. Обособленно стоит в ряду аскетических авторов блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира. О нем мы знаем только то, что епископом он был в середине V-ro века (срв. его подпись под посланием эпирских епископов к имп. Льву, 457 или 458 года). Современные историки о нем не упоминают, и Фотий в своей " Библиотеке " ничего не говорит о его жизни, отмечая его " превосходное " Слово. Творения Диадоха пользовались большим распространением (очень много списков), на них часто ссылались и делали выдержки для сборников и цветников. Главный труд Диадоха - " Сто глав о духовном совершенстве. " Это краткое и связное руководство монашеской жизни. В нем очень силен полемический мотив, - опровержение мессалианства (срв. у Марка Пустынника). Диадох вводить нас в понимание внутренних трудностей и опасностей в монашеской жизни, в молитвенном делании (срв. главы 76 - 89). Диадох определяет аскетический подвиг, как путь любви (γπη). Βера есть бесстрастная мысль (или понятие) о Боге. Надежда - " исхождение ума в любви к уповаемому. " И любовь " соединяет душу с совершенствами Божиими, испытуя Невидимого неким умным ощущением " ... Любовь к Богу есть прежде всего некое самоотречение и смирение себя пред Богом, некое забывание о себе, нелюбовь к себе самому Бога ради. И еще - как бы некий постоянный уход от самого себя, в любовь к Богу. Истинный подвижник непрестанно желает, чтобы Бог прославился в нем, но сам хотел бы остаться при этом как бы " не существующим. " Он не знает и не чувствует за собой никакого достоинства... Однако, к этой любви можно взойти только постепенно. И начинается восхождение от страха Божия. Именно страх очищает душу, и несовершившимся еще подобает именно страх. Уже в процессе очищения вспыхивает и разгорается любовь, и изгоняет страх. Страх Божий есть некий " огнь бесстрастия, " и потому только начавшие чистительный подвиг имеют подлинный страх.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

Марка Арефусийского, празднуемого церковью в 29 день марта месяца. В этот день, со времени погребения Марка пустынника, близ живущий народ ежегодно собирается в часовню для служения панихиды над его могилою. В церкви же села Миголощи в этот день ежегодно служится литургия за упокой Марка пустынника и родителя его Тихона. Кроме сего, народ собирается в часовню Марка еще в первое Воскресенье Петрова поста и в день празднования Владимирской иконы Богоматери, в честь которой устроена существующая ныне приходская церковь . В этот день приходят поминать Марка и из дальних селений, служат панихиды, берут песок с его могилы, купаются в речке, окружающей часовню, ходят и в другую часовню, где имеется родник холодной воды, которую пьют, моются ею, берут по домам. И все это делается по глубокому уважению к Марку пустыннику, который, как слышно, оказывал некоторым страждущим свою помощь. Так один отставной из нижних воинских чинов Максим Максимов, сидевший 6-т лет в углу без ног, после усердных молитв в часовне и на могиле пустынника Марка, куда он привезен был на телеге, начал владеть ногами сначала с помощью костылей, а потом и без них ходить свободно. Девица дворянского происхождения, по имени Александра, по причине глазной болезни, потерявшая зрение, получила оное сряду после того, как давши обещание каждогодно ездить в часовню Марка, побыла в этой часовне и стала видеть. Многие из приходящих просят служить панихиды и по родителю Марка Тихону, над могилою которого, состоящею на кладбище при церкви, находится крест из дикого камня с надписью слов: «сделан старцем Тихоном» и означением года, но какого именно, нельзя понять. Усердствующие к памяти Тихона окатывают этот крест водою, которою потом кропят больных. Чаще всего приходят на могилу его одержимые припадком, а попросту тихоньким, в особенности же приносятся матерями припадочные младенцы, которые, после сего, или скоро исцеляются или немедленно умирают и, таким образом, избавляются от страданий. Часовня, при которой состоит могила Марка пустынника находится в одной версте от бывшей Миголощской или Милогорской пустыни, а ныне села Миголощи, которое от Новгорода в 220-ти, от уездного города Борович в 55-ти, и от села Никандрова, где почивают мощи преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

был низкого роста, лыс и с редкой бородой). Перевод Стишного Синаксаря на славянский язык был осуществлен в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 20). Стишной Синаксарь также лег в основу «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 35-36). В комментариях к нему высказано мнение, что Житие прп. Марка Аскета и Чудотворца было посвящено прп. Марку Пустыннику, но по ошибке к тексту добавлен ряд посторонних сюжетов (Ibid. Σ. 36). Эту т. зр. разделял и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 303). В совр. «Новом Синаксаристе» иером. Макарий Симонопетрит поместил под 5 марта под заглавием «Память преподобного и богоносного отца нашего Марка Аскета» составленное им по разным источникам Житие прп. Марка Пустынника ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57-59). Отдельно он под 5 марта приводит Житие Марка Афинского (Ibid. Σ. 60-62). В Житии прп. Марка Аскета автор оговаривает условный характер идентификации и перечисляет других подвижников, с которыми можно отождествить М.: Марка Нитрийского, отшельника Марка, жившего близ монастыря Пентукла в Палестине ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 13//PG. 87. Col. 2861), Марка Арефусийского (см. в ст. Марк и Кирилл , священномученики), Марка, бывшего в V в. игуменом одного из мон-рей в М. Азии (возможно, близ Тарса), и прп. Марка Афинского ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57). В ВМЧ включены проложные жития из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Л. 45а-в, 46d - 47a). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского под 5 марта приведена краткая запись о том, что в этот день преставился прп. Марк Постник, о к-ром говорится в Житии прп. Макария Александрийского, и дана ссылка на 19 янв. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 42), т. е. речь идет о Марке Нитрийском. Однако в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память прп. Марка Постника сопровождается проложным Житием, а в комментариях М. отождествлен с прп. Марком Пустынником (ЖСв. Март. С. 131-132). Лит.: ActaSS. 1668. Mart. T. 1. P. 367-368; Sauget J.-M. Marco, monaco in Egitto, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 708-710; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7: Μρτιος. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562168.html

Так один отставник из нижних воинских чинов Максим Максимов, сидевший 6 лет в углу без ног, после усердных молитв в часовне на могиле пустынника Марка, куда он привезен был на телеге, начал владеть ногами: сначала с помощью костылей, а потом и без них ходил свободно. Девица дворянского происхождения, по имени Александра, по причине глазной болезни потерявшая зрение, получила оное сряду после того, как, давши обещание каждогодно ездить в часовню Марка, побыла в этой часовне. Многие из приходящих просят служить панихиды и по родителе Марка Тихоне, над могилою которого, состоящею на кладбище при церкви, находится крест из дикого камня с надписью «сделан старцем Тихоном» и означением года, но какого именно, нельзя понять. Усердствующие к памяти Тихона окачивают этот крест водою, которой потом кропят больных. Чаще всего приходят на могилу его одержимые припадком, в особенности же приносятся матерями припадочные младенцы, которые после сего или скоро исцеляются или немедленно умирают и таким образом избавляются от страданий. Часовня, при которой состоит могила Марка пустынника, находится в одной версте от бывшей Миголощской или Милогорской пустыни, а ныне – села Миголощи, которое от Новгорода отстоит в 220-ти, от уездного города Боровичи в 55-ти, и от села Никандрова, где почивают мощи преподобного Никандра (Городноезерского чудотворца – Сост.), в 22-х верстах. Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Жервэ Н. Н. Марк-пустынник//София 50 . Новгород. 1997. N° 2. С. 22–23. Недалеко от села Миголощи находятся издавна почитаемое местными жителями захоронение Марка-пустынника и целительный источник. До 30-х годов XX века здесь же была деревянная часовня, построенная, по преданию, самим отшельником, который был некогда настоятелем Миголощской пустыни, обращенной в приходскую церковь в 1764 г. по указу Екатерины II. Над его могилой впоследствии была положена икона Марка Арефусийского, память которого отмечается Церковью 29 марта. В этот день с момента погребения пустынника ежегодно собирался народ в часовню для служения панихид над его могилой. В церкви села Миголощи в этот день служилась литургия за упокой священников Марка и Тихона, отца Марка. Также народ собирался в часовню Марка в первое воскресенье Петрова поста и в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, во имя которой была приходская церковь в селе Миголощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди западных учёных, наибольший вклад в исследовании личности преп. Марка внёс И. Кунце. В труде «Marcus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchliche Taufbekenntnis» 25 он предположил, что первоначально преп. Марк жил среди аскетов Нила, затем стал настоятелем монастыря близ Анкиры в Галатии, после удалился в пустыню, возможно пустыню Иудейскую. Одну из глав своего сочинения он назвал «Богословие Марка», оговариваясь, что хотя исследование богословия преп. Марка выходит за пределы его труда, он вынужден дать некоторые пояснения по христологии исследуемого автора 26 . И. Кунце назван успешно разгадавшим тайну преп. Марка в «Dictionnaire de théologie catholique» 27 . Часто именно гипотеза И. Кунце приводится в справочной литературе 28 , она содержится во введении к новогреческому переводу одного из сочинений преподобного 29 . Этой гипотезы придерживаются в своих курсах по патрологии О. Барденхевер 30 и И. Квастен 31 . П. Христу в 3 томе «Ελληνικ πατρολογα» хотя и соглашается с тем, что преп. Марк был настоятелем монастыря близ Анкиры, считает, что после он удалился не в Иудейскую, а в Галатийскую пустыню 32 . Он не только, подобно О. Барденхеверу или И. Квастену, даёт обзор творений преподобного, но и кратко излагает основные пункты учения. К современным западным исследователям богословия преподобного относится епископ Диоклийский Каллист (Уэр) , защитивший в 1965 году диссертацию в Оксфорде по теме: «Аскетические труды Марка Пустынника» (The ascetic writings of Mark the Hermit). В 1970 он опубликовал в серии «Studia Patristica» статью «Таинство Крещения и аскетическая жизнь по учению Марка Монаха» 33 . В этой краткой работе епископ Каллист показывает антимессалианский характер учения о Крещении преп. Марка, приводит параллели с учением о Крещении преп. Макария Великого и свт. Григория Нисского . Большой резонанс вызвала гипотеза Г. Чедвига, который предположил, что преп. Марк жил в V–VI веках и был монофизитом, являясь настоятелем монастыря близ Тарса 34 . Но подтверждения эта гипотеза не получила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Содержание От редактора Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике Святителя Фотия, патриарха Константинопольского, свидетельство о книге преподобного отца нашего Марка Слова нравственно-подвижнические Слово первое. О законе духовном Слово второе. О тех, которые думают оправдаться делами Слово третье. О покаянии, всегда и всем необходимом, при той силе действия, которую верные и прежде делания получили чрез благодать крещения Слово четвертое. Ответ недоумевающим о святом крещении Слово пятое. Советы ума своей душе Слово шестое. О духовном рае и законе Слово седьмое. О посте Прение схоластика с аввой Марком Главы о трезвении Послание к монаху Николаю Ответ монаха Николая на писание Марка Подвижника     Преподобный Марк Подвижник (V b.) – один из величайших египетских пустынников. Обстоятельства его жизни во многом остаются сокрытыми для нас, но преподобный Марк оставил драгоценное свидетельство духовного подвига – свои аскетические творения. Поучения преподобного Марка Подвижника разнообразны по жанру и содержанию: это и беседы с братией, и ответы на вопросы, заданные философом, и пространные поучения, и проникновенное толкование отдельных библейских стихов, которое преподобный Марк всегда ставит в связь с аскетическим деланием. Творения святого Марка затрагивают сложные богословские вопросы и вместе с тем свидетельствуют о глубоком знании человеческой души, понимании малейших ее движений. Мудрые наставления преподобного Марка Подвижника вошли в «Добротолюбие»; на протяжении веков не оскудевало их значение как надежного духовного руководства для монашествующих и мирян. От редактора В настоящем издании аскетические творения преподобного Марка Подвижника распределены в зависимости от их жанра. В прежних изданиях все сочинения святого отца были озаглавлены как «Слова нравственно-подвижнические». Между тем ряд творений преподобного Марка по композиции и содержанию явно не может быть назван «словом» в смысле целостного поучения на какую-либо духовно-нравственную тему. Поэтому в предлагаемом издании слова преподобного Марка объединены нами в группу, которая и озаглавлена как «Слова нравственно-подвижнические», творения же, не являющиеся словами по композиции и содержанию («Прение схоластика с аввой Марком», «Главы о трезвении», «Послание к монаху Николаю», а также ответ на это послание), помещены отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Память его празднуется месяца марта в 29-й день † XV-XVI Пустынник Марк, имевший, по устному народному преданию, родителем своим священника, а в иночестве иеромонаха Тихона, название пустынника получил, вероятно, оттого, что большую часть жизни своей проводил в пустынных местах, а именно был настоятелем Миголощской пустыни, потом жил на одном острове, который доныне называется Шапочным – по той причине, что при удалении с оного на другой маленький полуостров, окруженный с двух сторон водой, Марк оставил там свою шапку. На сем последнем полуострове Марк устроил деревянную часовню, в которой и молился до конца своей жизни. Подле часовни Марком была выложена из булыжных камешков постель для опочивания, следы которой видны и теперь. Недалеко от этой часовни, за речкой, находится еще часовня, которая также, по преданию, устроена Марком, и при ней доныне существует родник с холодною водою. На сей родник, как говорят местные обыватели, пустынник Марк ходил вкушать пищу. По временам он занимался рыбною ловлей, но только в таком количестве, какое нужно было для употребления в пищу, никогда не оставляя ее к будущему времени. Пред концом своей жизни Марк видел ангела своей смерти и разговаривал с ним при своем ученике. Пустынник просил ангела позволить ему прожить еще три дня, и, действительно, он скончался через три дня и был погребен в часовне, им самим устроенной. Над могилой его впоследствии положена была деревянная доска с изображением на ней преподобного Марка Арефусийского, память его празднуется церковью в 29 день марта месяца. В этот день со времени погребения Марка пустынника близ живущий народ ежегодно собирается в часовню для служения панихиды над его могилой. В церкви же села Миголощи в этот день ежегодно служится литургия за упокой Марка Пустынника и родителя его Тихона. Кроме сего, народ собирается в часовню Марка еще в первое Воскресенье Петрова поста и в день празднования Владимирской иконе Богоматери, в честь которой устроена существующая ныне приходская церковь . В этот день приходят поминать Марка и из дальних мест, служат панихиды, берут песок с его могилы, купаются в речке, окружающей часовню, ходят и в другую часовню, где имеется родник холодной воды, которую пьют, моются ей, берут по домам. И все это делается по глубокому уважению к Марку Пустыннику, который, как слышно, оказывал некоторым страждущим свою помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марк был первым епископом и мучеником Александрийской Церкви. Язычники Александрийские в 14 год царствования Нерона, или около 68 года по Р. X. предали святого Марка мученической смерти, во время празднества своего, отправлявшегося в Александрии в честь Сераписа. Впоследствии мощи святого Евангелиста Марка, в 828 году, перенесены из Александрии в Венецию, где они и доселе почивают. Впрочем, Церковь Александрийская чтит св. Марка своим просветителем и покровителем. Патриарх Александрийский доселе сохранил в своей печати изображение крылатого льва, держащего Евангелие, усвоенного изображению святого Евангелиста Марка, и в своих посланиях даёт благословение: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка. Церковь величает св. Марка в своём Богослужении, между прочим, просветителем Александрии, в которой «разрушил он риторские плетения». † Преподобного Сильвестра Обнорского По рукописным святцам, «преп. Сильвестр, игумен Воскресенского монастыря, иже на Обноре реце, бысть ученик святого Сергия чудотворца». Получив духовное воспитание под руководством великого Сергия, Сильвестр по ревности к безмолвной жизни отправился искать пустынного места по духу своему. Он остановился в глухом лесу на берегу Обноры, поставилъ здесь крестъ и келью и начал подвизаться в молитве и посте. Долго оставался отшельник незнаемым для людей, совершая подвиги самоотречения. Раз один из жителей края того сбился с дороги и неожиданно увидел келью отшельника. К изумлённому вышел пустынник, одетый в рубище. Пустынник неприятно удивлён был появлениемъ человека в месте пустынном, где дотоле никого не видел он и не хотел видеть. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда; сказал и то, что над местом, где жил преподобный, часто видел он то светоносные лучи, то столб облачный. В ответ преподобный изъявил скорбь, что тайное место его стало известным. По просьбе путника, он сказал ему своё имя и рассказал, что уже не малое время живёт он в пустыне, питаясь травами и кореньями, и умолял его никому не говорить о месте пребывания его. На вопрос пришельца, как мог он жить без хлеба и в такой глуши? преподобный отвечал, что в первое время нередко изнемогал он от голода и от изнеможения сил падал на землю, но явился ему чудный муж, который, прикоснувшись к нему рукой, укрепил его, и с тех пор он безбедно пребывает в пустыне. После того пришелец нарочито посетил отшельника и принёс ему хлеба и муки. Согласно с таким преданием о пустынной жизни преп. Сильвестра, древний тропарь, вышитый на покрове чудотворца Сильвестра 1664 г., говорит: «из млада Христа возлюбив, верою приближился еси к Нему и изнурил многострадальное тело твое, блаженне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Профессор Э. Челидзе сообщает также о двух своих ценных наблюдениях относительно дня памяти блж. Диадоха. Во-первых, в грузинском «Синаксаре» прп. Георгия Афонского 11 (†1065) датой памяти блж. Диадоха установлено 5 марта, вместе с памятью прп. Марка Подвижника . Во-вторых, как пишет грузинский эрудит, «Православная Церковь вспоминает святого Диадоха в каноне… в субботу Сырной седмицы вместе с другими отцами-пустынниками» 12 . Руководствуясь первым сообщением Э. Челидзе, мы публикуем ниже древнегрузинский текст и русский перевод фрагмента «Синаксаря» прп. Георгия Афонского, содержащий чтение на 5 марта. Это чтение было издано с сокращениями в грузинском Церковном календаре на 2003 г 13 . в древнегрузинском оригинале и современном грузинском переводе, однако напечатанный текст не содержит упоминания о прп. Диадохе. Из нескольких древних грузинских рукописей, содержащих «Синаксарь» 14 , мне были доступны две: 1) Athous, Iviron, georg. 30 15 , 1071 г., f. 282v–283r; 2) Sinai, georg. 4 16 , XI в., f. 120r–v. Из публикуемого отрывка видно, что в основе грузинского текста лежат сведения «Синаксаря» Константинопольской церкви 17 , которые были переработаны и дополнены грузинским переводчиком с использованием неизвестных ныне агиографических корпусов, откуда, по всей видимости, и была заимствована память блж. Диадоха. Отметим, что синаксарное житие Марка Подвижника основано на сообщении «Лавсаика» Палладия 18 и «Церковной истории» Созомена 19 и в действительности повествует о Марке Келлиоте, подвижнике IV века 20 . 3. Греческая схолия о Диадохе и Марке В упомянутых греческих и грузинских памятниках память блж. Диадоха связывается с памятью прп. Марка Подвижника . Профессор Христу объясняет эту связь тем, что имена Марка и Диадоха стали восприниматься неразрывно благодаря тому, что аскетические сочинения Марка и Диадоха часто соседствовали в рукописях 21 . Своеобразное подтверждение этого предположения содержится в схолии анонимного автора (не позднее XII в.), в которой дается аллегорическое толкование имени и титула блж. Диадоха 22 . Автор схолии придает соседству текстов Марка и Диадоха в рукописях мистическое значение и воспринимает их как единое целое в том смысле, что тексты Диадоха дополняют сочинения Марка. К. Попов издал греческий текст схолии и 41 главу парафраза упомянутого безымянного автора в своей монографии 23 . В Приложении 3 к настоящей статье мы публикуем русский перевод схолии. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010