Нетленное состояние мощей М. М. саровские монахи засвидетельствовали дважды. В 1833 г., когда при подготовке могилы для захоронения прп. Серафима обнажилась зап. сторона гроба М. М., устроитель могилы, выбив прогнившую сердцевину гроба, удостоверился в нетлении мощей подвижника. В 1903 г. при расширении могилы прп. Серафима и устройстве склепа нетление мощей М. М. засвидетельствовал Тамбовский и Шацкий еп. Иннокентий (Беляев) . После закрытия мон-ря и изъятия мощей прп. Серафима саровские иноки поселились в окрестных деревнях и селах. Среди крестьян, почитавших М. М., распространялось поверье о необходимости открытия мощей преподобного. Подтверждением этому служит письмо адм. отдела г. Краснослободска от 4 июля 1927 г.: «В бывшем Саровском монастыре в дореволюционное время предполагалось к открытию мощей могилы схимонаха «Марка» находящейся рядом с бывшей могилой Серафима Саровского и существующей до настоящего времени. По поводу открытия мощей в то время монахами и духовенством велась соответствующая агитация, каковая с ликвидацией Саровского монастыря и мощей Серафима начала снова распространяться монахами среди населения и рассказами о святости могилы и нетления праха Марка, а поэтому прошу Вашего распоряжения о создании комиссии для вскрытия этой могилы с представителями от населения и об уничтожении могущих быть обнаруженными остатков от гроба и праха именуемого Марка» (Архив ФСБ РМ. Д. 29. Л. 526). Достоверные сведения о вскрытии могилы отсутствуют. Вероятно, мощи схимонаха покоятся на месте захоронения. М. М. прославлен в 1988 г. как местночтимый святой Тамбовской епархии. К 2016 г. на монастырской площади Саровской пуст., над могилами М. М. и прп. Серафима Саровского, восстановлена часовня с надгробием. Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 570. Л. 61; ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 108. Л. 581. Лит.: Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимонаха и пустынника Марка. М., 1839; Эльсон И. П. Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пуст., схимонаха и пустынножителя Марка. М., 1905; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 20083.

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК Прп. (пам. греч. 20 мая). Архиеп. Сергий (Спасский) ошибочно утверждал, что под этой датой в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., Петровом Прологе 1240 г. и славяно-рус. нестишных Прологах отмечена память прп. Марка Афинского . На самом деле в этих памятниках нет уточнения, что речь идет именно о Марке Афинском: «...преподобного Марка еримита» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74; Mateos. Typicon. T. 1. P. 296); «...преподобного отца нашего Марка пустынника» ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 246). Отождествление исследователями этого М. с прп. Марком Афинским, видимо, связано с тем, что в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) под 20 мая указана память «Марка Тармакайя» (Марк Афинский подвизался на горе Тармака). В ряде визант. Синаксарей имя Марк приводится без эпитета (SynCP. Col. 697-698). Наиболее полная информация об этом святом находится в визант. стишном Синаксаре (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г.), где М. назван анахоретом, «скончавшимся в мире» (Ibid.), и приводится посвященное ему двустишие. В переведенном со стишного Синаксаря в XIV в. в слав. стишном Прологе говорится: «Святыи Марко пустинныи, миром успе» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 54). Т. к. Патмосский список Типикона Великой ц. под 21 мая приводит память «святого мученика Марка вместе со святыми Калитинскими» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 74), И. Делеэ отождествил М. с Марком Пастырем из дружины мучеников, пострадавших в Калите (Калуте) (см. ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики), хотя визант. календари единодушно называют М. преподобным, а не мучеником. В наст. время исследователи склоняются к мнению, что М. нельзя отождествлять с др. одноименными святыми. Так, иером. Макарий Симонопетрит считает, что М. не является одним лицом с прп. Марком, память к-рого отмечается 5 марта. Ист.: SynCP. Col. 697-700; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 117. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 150; Sauget J.-M. Marco di Atene, eremita sul monte Tarmaqa, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 703; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 304; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 233. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2620303.html

В субботу, 23 октября в 4 часа дня, было назначено перенесение святых мощей из церкви св. Антонина в базилику св. Марка. К этому времени опять собралось греческое и католическое духовенство. Владыка Василий окадил раку и опустевшую часовню, где святые мощи столько веков пребывали в затворе, и трижды пропел тропарь преподобному. Зате, под звон колоколов два гондольера подняли раку, вынесли ее из церкви и опустили в небольшую гондолу. Сопровождающее духовенство поместилось на моторной лодке. Тихо поплыл преподобный к морю, а оттуда по другому каналу к великолепной базилике св. Марка. Торжественный звон колоколов встретил его. Из ризницы длинной вереницей клирики в белых одеяниях внесли раку в храм, и поставили ее на возвышении за ракой святого евангелиста Марка. Православное духовенство следовало за ракой, его усадили перед самым алтарем. Затем вошло множество католического духовенства, и с крестами и регалиями, в высокой митре и с жезлом в руке венецианский кардинал-патриарх Урбан, благословлял на обе стороны. Он начал служить торжественную вечернюю мессу с пением и органом. Кардинал взошел на высокую кафедру и сказал по-италиански длинное, прочувствованное слово о духовных подвигах преподобного Саввы, и о неисповедимых путях Промысла Божия, устрояющего возвращение преподобного в основанную им великую лавру. После службы был официальный прием в патриаршем дворце в честь православной делегации, и после него в честь кардинала ужин в греческом консульстве. Святые мощи оставались в соборе для поклонения народа. Смиренный пустынник, избегавший при жизни человеческой славы, предлежал в такой торжественной обстановке... 11/24 октября (память Святых Отцов). В греческой церкви Венеции утреню и Божественную Литургию совершил преосвященный Василий с архимандритом Феодосием и игуменом Серафимом в присутствии греческого Экзарха, митрополита Хризостома, католического епископа Оливотти и множества других духовных лиц. С 3,5 часов дня торжественный звон колоколов базилики св. Марка стал созывать к богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ноябре он ходил уже с одной палкой, а потом и без палки и каждую службу целый год усердно посещал в церкви. Летом путешествовал он в Тихвинский монастырь для поклонения Божией Матери и теперь ходит и работает, как будто никогда не был болен. Другой случай, имеющий отношение к могиле пустынника, сообщила мне одна помещица. Когда она была от роду 12 лет, у ней до того болели глаза, что, наконец, она ослепла, и врачи отказались лечить ее. Тогда мать больной сказала ей: «Дадим, Сашенька, обещание каждый год ездить в часовню Марка, может, Бог, по молитвам пустынника, даст тебе здоровье» – и обещание исполнила. Когда в первый раз посетили они эту часовню и выслушали со слезами панихиду, 12-летняя девочка после панихиды сразу прозрела, и с тех пор видит доселе». В начале XX века в селе Миголощи на месте древнего монастыря были 4 часовни и 2 церкви: старая деревянная – во имя Владимирской иконы Божией Матери (1573 г.) и каменная в стиле ампир с престолом во имя Иоанна Воина (1812 г.). Рядом находилась красивая башня-колокольня. В 30-е годы все святыни села были осквернены или разрушены. Деревянная церковь была разобрана и перевезена в п. Хвойное для постройки здания почты. В 1944 г. была сломана колокольня. Каменная церковь использовалась для нужд колхоза. В 1991 г. в селе Миголощи создана церковная община. Церковь Иоанна Воина передана верующим. В настоящее время идут восстановительные работы. Окормляет храм священник Михаил Ложков. По-прежнему чтят местные жители захоронение Марка-пустынника и приходят к целительному источнику. Сказание о преподобном отце нашем Геннадии Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1520 (1516) h3 и о преподобном отце нашем Никифоре Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1550 (1557) В Олонецкой епархии существует монастырь, называемый Задне-Никифоровской пустынью. Пустынь эта находится в 62 верстах к северо-востоку от Олонца, при озере Важа, среди лесов, в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря. Устроение сей обители связано с именами преподобных Геннадия и Никифора, учеников преподобного Александра Свирского : Геннадий освятил место будущей обители продолжительными уединенными своими молитвами, а Никифор – строительными трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

459 . [Гурий, монах; впосл. Георгий, игумен.] Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его//Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. СПб. 1844. 16: Словесность. 59–95. изд.: Сказание о жизни и подвигах старца, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, с изображением его в пустынножительстве. СПб. 1845. 460 . Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений, и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. 2 М. 1844. 104. 3 М. 1851. 4 Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима Саровской пустыни иеромонаха и затворника, начертание жизни старца Саровской пустыни схимонаха и пустынника Марка, и мысли святых отцев о смирении и молитве Иисусовой. М. 1858. 259. 461 . [Иоасаф (Тихонов), иером.] Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевой женской обители, Агафии Симеоновны Мельгуновой/Переданы иеромонахом Иоасафом. СПб. 1849. 176. 2 СПб. 3 СПб. 1877. 331. 5 СПб. 1913. 400. 462 . [Мотовилов Н. А.] Жизнь, подвиги и кончина Саровской пустыни иеромонаха и пустынножителя отца Серафима/Публ. Стрижева А. Н.//Лит. учеба. М. 1990. 5. 145–153. [Житие, сост. в начале 1840-х гг.]. 463 . Авель (Ванюков), иером. Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. М. 1848. 2 М. 1862. 39. 464 . Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. Записки, собранные Троицкой Сергиевой Лавры иером. Авелем. М. 1853. 2 М. 1860. 3 М. 1865. 306, 25. 4 М. 1884. Джорданвилль 1976. изд.: Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской Пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. (На обл.: Саровские старцы). М. 1996. 211, 32. [«Саровский патерик»].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Др. источники устанавливаются путем сравнительного анализа. Еп. Каллист (Уэр) в докт. дис. о Марке Пустыннике установил его возможное влияние на И. Л. В «Лествице» содержатся 2 цитаты из Марка Пустынника (Scala. 15. 76 (15. 74), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 120; Scala. 23. 5 (22. 6), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 136), а также 4 возможные реминисценции (Scala. 4. 108 (4. 109), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 52; Scala. 14. 21 (14. 17), 15. 39 (15. 37), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 109; Scala. 22. 1 (21. 1), ср.: Marc. Erem. De bapt. V 62-63; Scala. 26. 69 (26. 1. 43), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 25), кроме того, он отметил усвоение словаря Марка о развитии страсти - все это ясно указывает на знакомство И. Л. с сочинениями Марка Пустынника ( Ware T. The Ascetic Writings of Mark the Hermit: Thesis. Oxf., 1965. P. 458-459). Д. Богданович заметил определенное сходство в выражениях И. Л. и аввы Исаии ( 1968. С. 156-157), напр., выражение «невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю» (Scala. 3. 22 (3. 32)) встречается у аввы Исаии ( Isaias Gaz. Ascet. 15. 1). Он также полагал, что у И. Л. прослеживается влияние Диадоха Фотикийского ( Diad. Phot. Cap. 37) в отношении к толкованию снов ( 1968. С. 156), в то время как Гуйо устанавливает параллель между «естественным» видением страсти у аввы Исаии и у И. Л. и считает, что И. Л. унаследовал от Диадоха его понятие о «воспитующей оставленности» ( Gouilleau . 1984. Col. 382). Возможное влияние на И. Л. Варсонофия и Иоанна Газских вполне установимо. В. Фёлькер, подчеркивая географическую близость Газы и Синая, утверждал, что обнаружил более 100 мест в «Лествице», напоминающих учение газских отцов (см.: Völker. 1968. S. V). По его мнению, все трое, так же как Евагрий и Кассиан, продолжили традицию «Апофтегм» (Ibidem). Учение В самом начале «Лествицы» И. Л. указывает на то, сколькими способами человек может ответить Богу на Его призыв. Бог нелицеприятен и на всех без исключения изливает Свои милости (Scala. 1. 8 (1. 17)). Однако каждый, одаренный свободной волей, сам определяет свое отношение к Богу: быть ли другом, рабом (верным или непотребным), чужым или даже врагом Творцу (Ibid. 1. 1). Христианином, по определению И. Л., может называться лишь тот, кто «сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (Ibid. 1. 4 (1. 7)). Не отрицая возможности спасения в миру (Ibid. 1. 21 (1. 38)), он указывает, что вполне развить христ. добродетели и достичь совершенства можно лишь отрекшись от мира (Ibid. 2. 1). Адресуя свое произведение монахам Раифского мон-ря, И. Л. намеренно ограничивается советами, подходящими для большинства монашествующих (PG. 88. Col. 628B).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Как видим, митрополит Филарет предложил раздельное издание жития и духовных поучений старца Серафима. Кроме того, он предлагает, что бы житие преподобного предложила Синоду самая духовная цензура. 20 ноября Очевидно, митрополит Филарет добился определенных успехов в отстаивании книги о жизни старца Серафима. Ему кажется, что дело сдвинулось с мертвой точки: «Ведати подобает вам, отец наместник, что есть надежда видеть напечатанными жития отца Серафима и отца Марка. Только сказание об онемевшем диаконе едва ли не останется в архиве. Я опасался быть неуступчивым в части, чтобы не испортить целого дела... » (ТПЖ. 181). Однако в 1839 году будет издано лишь житие пустынника Марка с присовокуплением духовных наставлений старца Серафима. Житие же последнего так и останется неопубликованным. 30 декабря Духовные наставления преподобного Серафима разрешены к печати Московским духовно-цензурным комитетом. Цензор – ректор Вифанской семинарии, архимандрит Агапит (Д. 419). С. С. Бычков верно отмечает: «Подлинные наставления преподобного, сохранившиеся в бумагах отца Антония (Медведева – В. М.), настолько ярки и необычны, отличаются живым образным и простонародным языком. В неповрежденном виде их сохранилось всего 33. Но и этого достаточно, чтобы понять – то, что публиковалось и публикуется под видом «Наставлений» преподобного, всего лишь пересказ его устных поучений. Чаше всего – это цитаты из Добротолюбия , мало известного в те годы, перемежаемые краткими комментариями преподобного» (ТПЖ. 179). 1839 Без даты Возобновлено строительство Храма Христа Спасителя в Москве (Ст. 375). Автор первого жития преподобного Серафима иеромонах Сергий Васильев назначается казначеем Троице-Сергиевой Лавры и постоянным членом ее собора (ТПЖ. 175). В Троице-Сергиеву Лавру приходит и изгнанный в 1838 году почитатель преподобного Серафима бывший монах Авель Ванюков. Теперь он всего лишь послушник. Выходит в свет книга «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка». В книгу включены духовные наставления отца Серафима (Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

3. Св. мученик Марк пастырь . В правление Диоклетиана некий Магн, игемон Антиохийский, отправился вместе с воинами на охоту. Преследуя какого-то зверя, воины увидели, как подбежал он к Марку пастырю, охранявшему там свое стадо. И стал зверь играть и ласкаться вокруг Божия человека Марка. При виде этого 30 воинов [запросили] у Марка [духовных наставлений], уверовали во Христа и за это немедленно были усечены мечом. Игемон же связал Марка, привел его в город, призвал трех братьев-кузнецов: Александра, Алфея и Зосиму – и приказал им выковать орудия мучений для истязания святого Марка. Однако все эти три кузнеца, разговорившись со святым Марком, приняли Христову веру и отказались выполнять заказ игемона. Градоначальник приговорил их к смерти, повелев влить им в уста расплавленный свинец. А святому Марку после этого отрубили голову и положили ее в храме Артемиды, отчего – Божией силой – тот храм обрушился. 4. Св. мученик Вячеслав (Вацлав), король Чешский . Внук святой Людмилы. Занимая королевский престол, подвизался в вере, подобно великим отцам-пустынникам, утверждая Православие в своем народе. Строго следил за тем, чтобы в судах не пострадал кто-либо невиновный. По ревности к вере и по любви к ближним святой Вячеслав выкупал языческих детей, продававшихся на невольничьих рынках, и тотчас крестил их и воспитывал в христианстве. Перевел Евангелие от Иоанна на чешский язык. Перенес в Прагу мощи св[ятого мученика] Вита и святой мученицы Людмилы, своей бабушки. Его брат Болеслав пригласил его в гости и убил на своем дворе. Сразу после этого Болеслав начал привозить священников-немцев и вводить богослужение на латинском языке. Святой Вячеслав пострадал в 935 году. Его [святые] мощи почивают в Праге. От матери недоброй уродился добрый плод: Князь Вячеслав, что Богу угождал из года в год. Взращен он в вере был святой Людмилой И в благочестье восходил от силы в силу. Как райский крин, облекся в святую чистоту И с юных лет познал небесну красоту. Когда по воле Божьей в Чехии он воцарился,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ныне мощи преподобного почивают в храме под балдахином 99 . «Умоляю вас», говорит нам преп. Сергий своей жизнью, «поступайте сообразно званию, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг к другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). Преподобного Марка Марк был ученик преп. Силвана или Силуана, подвизавшегося сначала в Нижнем Египте, в скиту или пустыне, лежавшей к юго-западу от Александрии, и переселившегося в половине IV века с 12-ю учениками своими на Синайскую гору. Этот любимый ученик аввы-подвижника отличался необыкновенным послушанием и покорностью; в каноне, составленном в память его, он и называется «благопокорным и благопослуипным». Видя особенное расположение к Марку старца-наставника, остальные 11 учеников его роптали и жаловались на пристрастие аввы другим скитским старцам, которые собрались однажды все вместе к Силуану и укоряли его за неравное расположение к ученикам. Тогда Силуан предложил им пойти с ним вместе к кельям учеников; в дверь каждой из них он постучался, вызывая ученика и прося выйти к нему; но ни один из них не поспешил выйти на вызов старца, исключая Марка, который немедленно вышел на зов Силуана и исполнил данное ему поручение. – Где же, отцы, прочие братия? – сказал Силуан и вошёл со старцами в келью Марка, где они увидели, что Марк в то время, когда позвали, его, занят был переписыванием книги для своего наставника, но, услышав голос его, бросил перо, не дописав даже буквы, и поспешил выйти к нему. – Да, ты справедлив, что любишь Марка более других, – заметили старцы, – верно, и Бог любит его более... Марк был хороший писец и писал жизнь пустынников. Мирно скончался в IV веке, предузнав день своей кончины. 96 Опис. Киевск. лавры 110. 289. 291. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий едино нравный Нектарию послушливому». 97 Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионой в 1584 г, – У Царского 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святаго, – преосвященному митрополиту тогда бывшему Дионисию и епископу Варлааму Вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистыя обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам Обнорского игумена Протасия, открывшего мощи пр. Павла в 1546 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (V в.), прп. (пам. 5 марта). Краткие Жития М. в визант. календарных памятниках озаглавлены «Жития прп. Марка Монаха» и представляют собой компиляцию сведений о подвижниках V в. Так, Житие в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) состоит из неск. частей (SynCP. Col. 509-511). В 1-й части говорится о Марке Пустыннике . Во 2-й части приводится рассказ из Лавсаика об исцелении детеныша гиены и о шкуре барана, принесенной ею старцу в знак благодарности ( Palladius. Lausiac. 18). Здесь это чудо, совершённое прп. Макарием Александрийским , приписывается М. В 3-й части говорится о Нитрийском подвижнике Марке, к-рый причащался из рук ангела, а не пресвитера (Ibidem). Марк Нитрийский, известный богословскими познаниями и монашескими добродетелями, помимо Лавсаика упомянут также в сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 304), но эти сведения не привлекались составителями Синаксарей. В заключительной части Жития говорится, что М. прожил 40 лет в миру и 60 лет в монашестве, был невысок ростом, почти не имел волос на голове и бороды. Житие в составе Патмосского списка Типикона Великой ц. (IX-X вв.) содержит более подробные сведения о лит. деятельности Марка Пустынника, затем в нем приводится рассказ из 18-й главы Лавсаика о Марке Нитрийском, где подвижник ведет диалог с диаволом (Ibidem); в завершение описывается чудо об исцелении детеныша гиены (SynCP. Col. 509-510). Житие в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ), главным из которых является Минологий имп. Василия II, близко по содержанию к Житию, представленному в Синаксаре К-польской ц., но оно более сжатое (PG. 117. Col. 337). Это Житие легло в основу славянского перевода Жития прп. Марка Мниха в составе нестишного Пролога ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 175). Житие прп. Марка Монаха в составе стишных Синаксарей (семейство М по классификации Делеэ) содержит тот же набор сюжетов, но с добавлением описания внешности святого (М.

http://pravenc.ru/text/2562168.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010