Какими же критериями необходимо руководствоваться для определения действенности таинств Церкви для человека? «При искреннем обращении такого человека к Богу, этот " образ " , залог, семя раскрывается в подлинное " подобие " , благодать Таинства уже не " дремлет " , но поистине действует в нем, уподобляя его Христу – как уже реально живущего Христом. Только в таком случае это Таинство и становится для него действенным, то есть спасительным» [v] . Именно такой взгляд на определение действенности таинств свойственен сознанию Церкви. «И когда увидишь в сердце своем бывающую тебе помощь, знай достоверно, что не извне явившись пришла благодать сия, но данная тебе таинственно при Крещении, воздействовала ныне в такой мере, в какой ты, возненавидев (греховный) помысл, отвратился от него» [vi] . Можно ли подойти рационально к определению тех моментов, когда «в сердце явившись, пришла благодать», ведь только Господь проникает в сердце человека (см. Иер. 17:10)? Конечно же, нет. Даже для нас собственные движения сердца зачастую остаются тайной, и поэтому мы словами св. Мардария просим: «Владыка Боже, Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Дух Святой! Единое Божество, единая Сила, помилуй меня, грешного, и Тебе известными путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь » [vii] . Именно поэтому непосредственно перед Причастием, после того как мы уже тщательно «подготовились», мы снова просим: «Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела» [viii] . Таким образом, видимые критерии, по которым можно констатировать действенность таинства, определить невозможно. Мы можем только утверждать, что если человек принадлежит Церкви, то она, имея «истинные действенные таинства», преподает их человеку во всей полноте, но усваивается благодатная сила таинства человеком в той мере, в которой сердце человека открыто для усвоения. Саму же действенность таинств каждый из нас определяет, прислушиваясь к благодатному действию Св. Духа внутри нас.

http://bogoslov.ru/article/5571137

В Никополе 1-м был казнен схваченный еще до Е. пресв. А. Его предали смерти за стенами города в безлюдном месте, чтобы лишить законного погребения. Ночью после казни аравракские клирики нашли тело мученика в лесу, голова А. застряла в ветвях дерева и была найдена благодаря крику ворона. Затем были казнены М. и Евг., дерзко отвечавший на суде Лисию. Он был умерщвлен с особой жестокостью: ему вырвали язык, отрубили обе руки и переломали ноги. Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241) Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241) После суда был устроен смотр войск, где Лисий обратил внимание на О., отличавшегося высоким ростом и красотой. О. был христианином и всегда носил под доспехами крест, к-рый был замечен Лисием. О. был арестован и вместе с Е. отправлен для суда в Севастию. Через 5 дней мученики прибыли к Агриколаю, к-рый устроил им допросы. Узнав о многолетней безупречной службе Е., правитель предложил ему хотя бы для проформы поклониться богам, а в душе оставаться христианином, поскольку в противном случае он будет вынужден пойти против своей воли и казнить Е. Тот отказался и, ссылаясь на рим. законы, к-рые он знал в совершенстве, призвал Агриколая выслушать ответные аргументы. Е. было предоставлено слово, и он, цитируя античных философов и поэтов, доказывал, что уже в древние времена наиболее прозорливые мыслители презирали такие божества, как Зевс и Аполлон. В споре мученик приводил мифологические сюжеты, слова Аристотеля, строки из произведений Гомера и Гесиода, цитировал диалоги Платона «Тимей» и «Государство». В конце концов Е. логическими построениями поставил Агриколая в тупик. Судья потребовал, чтобы Е. рассказал подробнее о своей вере. Тогда Евстратий приступил к изложению ветхозаветной и евангельской истории (главы 24-27) и завершил рассказ осуждением идолопоклонства и восхвалением Платона, отказывавшего языческим богам в благости. Решив запугать осужденного, Агриколай приказал подвергнуть пыткам О. Тот покорно принял смерть на раскаленном ложе. Казнь же Е. была отложена на следующий день.

http://pravenc.ru/text/187517.html

При этом делается многозначительный взгляд и соответствующий жест ладонью вверх. Или от жителя Свердловской или Челябинской областей: - Вы знаете, здесь у нас уральский менталитет… Уверен – не слышали. А вот на Кавказе это слышишь постоянно. Причём, к сожалению, говорят это и местные православные. Может, влияет минеральный состав почвы или влажность воздуха? Может быть, здесь повышенная солнечная радиация? Или какие-то особенные горы? Нет. Здесь просто какие-то особенные люди. Когда в 2006г. в Сухуме брал интервью у Президента Абхазии Багапша С.В., меня так и подмывало задать ему прямой вопрос: «Сергей Васильевич, а вот «кавказский менталитет» - это что?» А он как раз только успел мне сказать, что недавно принял Святое Крещение в московском Даниловском монастыре. Интересно, что бы он ответил? Но для себя я ответ всё же сформулировал. На мой взгляд, под этим квазинаучным словосочетанием скрывается наш общий с ними древний враг – гордость. Как говорится, «те же рога, только вид сбоку». И дело здесь, по-моему, не столько в религии, сколько в пресловутом «законе гор» - светском, общенародном своде правил. Если не ошибаюсь, называют его Адат. Безусловно, живущие на Кавказе люди обладают массой прекрасных человеческих качеств. Однако максимализм, контрастность поведения, культ тупой грубой силы, напыщенная гордыня – есть реальные производные от того самого свода правил, который в обиходе мы тактично-уважительно (или пугливо?) именуем «кавказским менталитетом».    ГЕНЕРАЛ В СТИХАРЕ Возвращаясь к рассказу о матушке Тамаре и отце Мардарии, трудно обойти такую знаковую фигуру в тогдашней Абхазии как генерал-майор Чабан. Сергей Яковлевич, в ситуации «ни войны – ни мира», занимал, пожалуй, ключевую должность во всём абхазо-грузинском регионе – он был командующим «Коллективными Силами СНГ по поддержанию мира в зоне Грузино-Абхазского конфликта». Говорят, что он позволял себе покрикивать даже на президента С.В.Багапша. Каждые день-два садился в вертолёт и облетал всю свою огромную зону ответственности – от Гудаут на западе, до Цхинвала на востоке.  Мощный, уверенный в себе боевой генерал, кадровый военный, с честью прошедший Афганистан. Абсолютно харизматичная фигура.

http://radonezh.ru/2019/06/22/lamara-tam...

Радуйся, радостию почитавшая гонения за веру; Радуйся, посрамившая сильных мира немощию своею. Радуйся, приимшая заточение Царствия ради Божия; Радуйся, яко тамо слово Господне не преставаше проповедати. Радуйся, в скорбех лютех не унывавшая; Радуйся, искушения мужески терпевшая. Радуйся, исповеданием веры украшенная; Радуйся, с мученики соувенчанная. Радуйся, не убоявшаяся от убивающих тело; Радуйся, ныне за скорби зело утешенная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая. Кондак 12 Уготовляющися в мир иной отити, рекла еси знаемей своей, яко Мардария ныне наречена еси, лишше же ничесоже глаголющи, но вся устремилася еси горе, от всего житейскаго отрешившися, и токмо к Богу ум свой возводящи, яко к надежде непреложней, с упованием на милость его вопияла еси Ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще по Бозе подвижническое твое житие, достохвальная мати Матроно, не вемы, где погребена еси, но истинно вемы, яко блаженнаго упокоения в Бозе сподобльшаяся, в Царстве Его пребываеши и всем призывающым тя помощь скорую подаеши. Мы же Бога, прославльшаго тя, благодаряще, пение сердечное приносим ти: Радуйся, вознесшаяся умом своим ко Господу; Радуйся, в немощи стяжавшая высоту духовную. Радуйся, за весь мир с усердием молящаяся; Радуйся, ластовице благоглаголивая. Радуйся, яко не скрыла еси талант Богом данный; Радуйся, обретшая бисер многоценный. Радуйся, веры зерно горушично в себе возрастившая; Радуйся, пшенице, мног плод принесшая. Радуйся, мудрая дево, еяже светильник не угасает; Радуйся, яко имя твое написася в книзе жизни. Радуйся, яко на всяк день оболчена бе в одеяние брачное; Радуйся, на пир к Небесному Жениху избранная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая. Кондак 13 О святая блаженная мати Матроно, зряще твое скорбное житие, со умилением сердечным молим тя: приими ныне от нас, немощных, малое сие моление, с любовию тебе приносимое, огради ны молитвами твоими от всякия скорби, беды и нужды, да предстательством твоим избавимся вечныя муки, да сподобит и нас Господь купно с тобою и всеми святыми во веки в Вышних пети Ему песнь трегубую: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишекъ Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчавъ, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Примечания Л. 201 ...с служкою с Ывашкомъ Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: 28. Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 81–88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вёз письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). 33 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 203–204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201–202) Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу бьет челомъ богомолець твой, смиренный Никонъ патриархъ . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября въ 24–и де[нь] присылал ты, великий государь, ко мн, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мн, богомольцу твоему, с которого монастыря. з белозерских и с вологоцких, хлбных и столовыхъ запасов в год. И с Кирилова, государь, монастыря по той ево, Кузьмин, росписи на нынешней, на 183 (1675)-й, год столовых запасовъ Кирилова монастыря архимандрит и строитель з братьею июня по 17-е число мн, богомольцу твоему, не прислали десяти вдрь романи, десяти вдръ малины, пяти вдръ вишен на меды, сорока осетровъ, дватцати белуг, четырехсотъ тешъ межукостных, пяти пуд икры, двусот пучков вязиги, дву вдръ масла орховово, семисотъ яицъ, дву чети грибов, десяти пуд хмелю, работнымъ людем десяти стягов говядины, сорока полоть ветчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1) «Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матфея. Писано мелким уставом». 2) «Триодь цветная харатейная в десть знаменная». 3) «Книга правило Никонское в десть, полууставное мелкое письмо». 8) «Две книги Антиоха письменные, одна на хартии, а другая на бумаге». Другая только сначала писана на бумаге. 5) «Книга Матфея иеромонаха правильная в десть, писана уставом. Застежки же серебряные». С 474 по 494 лист описаны здания бывшего деревянного монастыря. – 495 – 524. Конюшенный двор и другие вне монастыря здания. – 525 – 532. Описание пустыни св. патриарха Никона : – Переплет корешковый. 172-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1681-го года в поллиста на 122-х листах. С 116-го листа до конца написано росписание имен и Фамилий, служащих при мнтре. Без переплета в тетрадях. 173-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1698-го года в поллиста на 107-ми листах. Но листам скреплено постриженником св. патриарха Никона , иеромонахом Мардарием, иеромонахом Мисаилом, иеромонахом Акиндином и Ризничим иеродиаконом Сосипатром. Без переплета в тетрадях. 174-й. Книги приходные и расходные деньгам великих гдрей жалованья на городовое казенное строение со рчн (1690), рч (1691) с (1692) са (1693) св (1694) годов, писанные скорописью в поллиста, на 58-ми листах. Без переплета в тетрадях. 175-й. Приходорасходные книги 1693-го года, писанные в поллиста скорописью на 119-ти листах. Выписываю из тех и других книг любопытное и достойное замечания: Л. 19 об. Октябрь. Въ г. днь принято у гробового старца Ироклимана свечных днгъ девятнадцать алтын четыре деньги. В д днь продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву, взято два рубли восемь алтын две денги. – 22. Декабрь. въ аі днь гдрн благородна црвна и велнка кнжна Татиана Михайловна пожаловала властем и братии за стол на корм денег сорок рублев. Да на митню сорок рублев и те млтинные днги все розданы, в приход и в росход их не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Кафтан дорогильный, осиновой цвет, подложен крашениною, да другой кафтан дорогильной, осиновое же цвет, подложен крашениною. Покромей Немецких сукон разных цветов 480 аршин. Рукавицы овчинные ветхие, опушены заячиною, покрыты сукном зеленым. Сукна полу-Аглинского 7 аршин с четью. Сукна однорядочного, коричного цвета, аршин с четью с дирами Моисеевского. Стамеду зеленого 6 аршин с четью. Два кафтана белых, покрыты дорогами двуеличными, что взяты сверху после старцев Ефрема да Мардария. Кафтан однорядочной, сукна темно синего костроши, что принят после Федора Охлопкова. Сукна однорядочного Англинского темно зеленого 2 аршина без вершка. Летчины лазоревой 3 аршина без четверти. Три снимальника сукна лазоревого. Ряса поношеная сукна черного, Архимандрита Иоанна, подложена стамедом зеленым, без пуговиц. Снурка разных шелков 583 аршина. Восемь снурков шелковых с пуговицами, да портище больших рясных пуговиц. Два портища больших пуговиц рясных деланых в шелку Шемаханском вишневых. 68 портищ хамьянных нашивок. Шляпа черная братцкая с плетешком шелковым вишневым. Ряса Русская ношена объяринная с нашивкою тафтяною длинная, что взята у Дьякона Памво. Чемодан кожаной. Однорядка темно зеленая ветхая, кафтан дорогильной красной, ветха. Четырнадцать камилавок Немецкого сукна черного, подложены крашениною. Двенадцать клобуков Греческих новых сукна манатейного. Четыре схимы шитых. Два пороманта шитых по манатейному сукну. Шуба братцкая поношеная. Шуба казенная, что взята у Федора Охлопкова. Шуба поношеная, что взята у Якова Грузинца. Одиннадцать ряс сермяжных суконных, да друганатцатая ряса поношена. Ряса сукна Киевского, ветхая, что взята у Архимандрита Герасима. Четыре полуманатейцы, ветхие, Ряса сукна свиточного, ветха. Ряса сермяжная, да клобук, камилавка сукна Немецкого, что взято у старца Андрея. Три шапки овчинных покрыты сукном Немецким. Ряса Русская под киндяком лимонным. Половинка сукна зеленого полу-Англинского, целая. Половинка сукна лазоревого целая полу Англинская ж. Манатейных сукон 485 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– Каким богам прикажешь принести жертву? – Сначала Зевсу, – отвечал правитель, – а потом Аполлону и Посейдону 8368 . – От каких же мудрецов, или бытописателей, или пророков слышали вы, что должно кланяться Зевсу и прочим мнимым богам? – От Платона, Аристотеля, Гермеса 8369 и других философов, – сказал правитель, – и если бы ты знал их, то чтил бы их память, Евстратий, как мужей боговдохновенных и дивных. – Мне не безызвестны их учения, – отвечал святой Евстратий, – так как я занимался ими с юных лет и хорошо изучил еллинские науки и искусства; и если прикажешь, то начнем сперва с Платона. Правитель стал ссылаться на сочинение Платона «Тимей» 8370 , из которого будто бы ясно видно, что Платон усердно почитал языческих богов и богинь 8371 . Евстратий, на основании того же сочинения премудрого Платона, доказал, что он явно и сильно осуждал самого Зевса, которого язычники считают властителем богов и людей, неба и земли, и утверждал, что Бог – источник и виновник всякого блага, каковым, по языческим басням, Зевс отнюдь не был; при этом, святой указывал на различные басни язычников, в подтверждение приводя также и слова знаменитейших языческих поэтов, как-то: Гомера и Эсхила 8372 . – Я терплю твою дерзость, – сказал на это правитель, – только потому, что сам люблю рассуждать. Итак, скажи мне, как можете вы признавать Богом Того, Которого ты чтишь, как Бога, когда Он был человек, который был осужден и пригвожден ко кресту? Святой отвечал: – Если ты согласен терпеливо выслушать меня, то я спрошу тебя сначала о некоторых предметах, о которых я собирался тебя спросить, а затем уже изложу тебе по порядку всё, о чем ты меня спрашивал. – Даю тебе право, – сказал правитель, – говорить решительно всё, чего бы только ты ни пожелал. – Всякий человек, – продолжал Евстратий, – обладающий здравым умом, должен представлять себе Бога, как праведного, непостижимого, неописанного и неисповедимого, неизменного и превышающего всё сущее Своими Божественными свойствами. Не так ли думаешь и ты, премудрый судия?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Шайсупов в своей отписке подтверждал показания Кирилловских властей, описывал, как Никон посылал его осматривать присылаемые запасы и, отделивши небольшую часть этих запасов, тут же запечатал и отправил их к Москве с своим черным дьяконом Мардарием; при этом Шайсупов сообщал: „Никон присылает к нему безпрестанно жалобы на то, что из монастырей годовые запасы возят к нему не сполна и то худые, те запасы велит переменять, а для недовозных велит посылать в монастыри стрельцов для правежу; и монастырских слуг, кто ему не годен, велит переменять; для письма подьячих и бумагу, для караула сальные свечи велит брать с вологодских и белозерских монастырей; а ему, приставу, указа о том никогда не было и Лопухин в росписи о том не написал; поэтому и Кирилловские власти в подьячих отказывают, бумаги и свечь не выдают“ 102 . В одной из посланных затем трех челобитных власти Кирилловского монастыря указывали государю, что Никон просит таких рыбных запасов, каких у них в улове не бывает 103 ; в другой челобитной заявляли, что для покупки недостающих у них столовых запасов и красных нитей они посылают всегда в Москву, в другие города, даже на Украину и расходуют на то большие деньги, и когда пришлют их Никону, он все то хулит и не принимает; в третьей челобитной жаловались государю, что Никон в нышешнем 1675 году совсем перестал принимать от них запасы „и пишет на нас тебе, будто мы посылаем ему непотребное; мы угодить ему никак не можем, ибо он на нас гневается и хвалится разореньем. Вели, государь, за все эти запасы давать ему деньгами, как ты укажешь 104 . Патриарх Никон с своей стороны протестовал против этих заявлений Кирилловсквх властей. В сентябре 1675 г. он писал государю: „еще от беднаго своего прошенья к тебе не престану, яко червь от древоточения, понеже утробою стесняем от Кириллова монастыря, что против твоего указа архимандрит с братиею никаких столовых запасов не присылает с 182 по 184 год по 20 день сентября; питаюсь я твоим государевым жалованьем, покупаючи столовые запасы дорогою ценою, да и купить стало негде, пустое место и от города удалено; а ныне осень настает, а у меня клячишка своя есть в коровенка, а скотинных кормов, сен и иных нет; а ближе Кириллова монастыря иных монастырей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

156.  К Мардарию военачальнику (135) Просит стараться об умирении Церкви на соборе епископов. Ты мне и сродник, и свой, и все, чем только можно наименовать в подобном значении; потому что нас сопрягли благочестие и слава добродетели, какую узнали мы в тебе, ясно показавшем, что быть эллином и быть варваром — вся разность в теле, а не в душе, и расстояние в месте, а не в нравах и произволениях. Если бы многие из нашего рода стали возражать твоей правоте, то, очень знаю, у нас все было бы хорошо, и общественное, и частное. Прошу же тебя, как прекращаешь брань с внешними врагами своей десницей и своим благоразумием, так прекрати и нашу брань; и сколько станет у тебя сил, потрудись сделать, чтобы у собравшихся ныне епископов миром кончилось дело; потому что, как сам знаешь, весьма стыдно собираться многократно и не находить предела бедствиям, но к прежним смятениям прилагать непрестанно новые смятения. 157.  К нему же (136) Представляет на милостивое его внимание воина Феодора. Давно желал я приветствовать твою досточестность; и благодарение Богу, подавшему повод! Рассуждая, чем вознаградить вручившего тебе это письмо, признал я всего лучшим передать его в твою власть. Отчасти и ради меня удостой его благосклонного внимания, потому что он вместе мой и твой: как живущий со мною — мой, а как воин — твой, разумею Феодора, который приходит теперь к тебе от меня. Пусть и он узнает, какой честью всегда пользовался я от тебя и еще пользуюсь. 158.  К Фотию (118) Отвечает на письмо, в котором Фотий хвалил Никовула за успехи. Спрашиваешь, почему не пишу? А мне думается, что и сам ты не больше переслал писем (если только болезнь не выводит меня из ума и не делает, что забываю даже и оказанное мне добро), хотя ты, который владеешь искусством и говорить и писать, если не другим чем, то, по крайней мере, как умершему, обязан мне надгробным словом. Итак, вот мое обличение; потому что, кто обвиняет дружески, тому не должно в этом заходить далее пределов дружбы. А что ты пишешь о дражайшем сыне Никовуле, это весьма важно, удивительно и достаточно к тому, чтобы увлечь добродушие отца, готовое верить всему, что для него желательно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010