Она с радостью исполнила его просьбу. Мардарий, обувшись, одевшись и опоясавшись, обнял двух своих сыновей младенцев и, став лицом к востоку, начал молиться. — Владыка Боже Отче Вседержитель, Господи Иисусе Христе и Святый Дух, — говорил он, — Едино Божество и Едина Сила! Помилуй меня, грешного, умилосердись и будь хранителем сей рабе Твоей и обоим младенцам сим, — Ты, Заступник вдов и хранитель сирот! И я, Владыка, с великою радостью и сердечным желанием иду к Тебе [ 5 ]. Затем он поцеловал детей и сказал: — Будь здрава, жена, и не скорби, не плачь, а радуйся и веселись, ибо тебя и детей наших и душу мою я вручаю Всемогущему и Всеблагому Богу нашему. С этими словами он поспешно вышел из дому, а жена провожала его с радостью. Мардарий направился к одному именитому авракинскому гражданину Мукарору, человеку богатому и знатному, приветствовал его и сказал: — Вот я иду к твоему другу и родственнику Кирисику и, если Богу угодно будет, буду ему спутником и вместе с ним понесу подвиг мученический. Будь, после Бога, заступником моей жене и моим детям в этой жизни, а я, если найду милость у Бога, помогу тебе в тот день, когда все мы предстанем пред Ним, и ты получишь себе награду. — Иди с миром, сын мой, — отвечал ему благочестивый Мукарор, — окончи добрый путь и не беспокойся ни о чем: я буду отцом твоей жене и твоим младенцам. Тогда Мардарий простился с Мукарором, пошел и нагнал святых уже около самого города. Громко воззвал он к Евстратию: — Господин Кирисик! Как овца приходит к своему пастырю, так и я пришел к тебе, желая сопутствовать всем вам. Прими же меня и причисли к своей святой дружине и приведи меня, хотя и недостоин я того, к подвигу мученическому, чтобы сделаться мне исповедником Господа Иисуса Христа. Затем еще громче он воскликнул: — Слушайте, слуги диавола, слушайте! И я — христианин, как и господин мой Евстратий. Тотчас же воины схватили его и, связав, вместе с остальными христианами бросили в темницу, о чем и известили Лизия, который тотчас же открыл суд. Воины, по обычаю, стали приводить христиан из темницы. Приведен был, между прочими, и Авксентий — нагой и связанный по рукам верёвками; прочие же христиане стояли около и смотрели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Судья сказал святому: — Авксентий! Избавь нас от труда, а себя от мучений, скажи: не оставил ли ты свое тщетное и пагубное для тебя неповиновение и не возвратился ли к нашим милостивым богам? — Выслушай немного, Лизий, — отвечал святой Авксентий: клянусь тою Истиною, Которая выше всего и всё провидит, что мой ум неизменно будет знать Единого Бога и только Ему я буду поклоняться, хотя бы ты нанёс мне бесчисленные раны и обрёк меня на мучения, большие прежних. Хотя бы ты и умертвил меня посредством меча или огня, но ни в каком случае не будешь в силах изменить мои мысли. Итак лучше делай, что хотел. Тогда мучитель изрёк следующий смертный приговор: — Авксентий, который, после многих мучений, до сих пор остается при своем безумстве, пусть лишен будет жизни чрез заслуженную им казнь посредством усечения мечем. Исполнение сего приговора должно быть совершено в глухом лесу, чтобы его презренное тело не могло быть погребено подобающим образом. А тот, который дерзнул недавно присоединиться к узникам, пусть будет выведен сюда на средину, сейчас же получит почесть, которой он добивается. Пока воины освобождали Мардария от верёвок, он говорил святому Евстратию: — Господин мой Кирисик! Умоляю тебя, молись за меня Богу и научи меня, что мне отвечать губителю, чтобы как нибудь не обольстил сей жестокий мучитель меня, простого и некнижного человека. Святой Евстратий сказал ему: — Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: «я — христианин», «я — раб Христов», и больше ничего не отвечай, чтобы он ни стал тебе говорить, или с тобою делать. Когда воины привели Мардария пред Лизия, они сказали: — Вот — узник, взятый недавно. Лизий сказал: — Пусть он назовет нам свое имя, отечество, занятие, место жительства и скажет, какой он веры? — Я — христианин, — отвечал Мардарий, и на все вопросы истязателей о его имени и отечестве, продолжал восклицать: — Я — христианин! Я — раб Христов. Более от него не могли ничего добиться. Лизий, видя его непоколебимость, приказал провертеть ему ноги железными кольями и, продев верёвки, повесить его вниз головою, потом колоть и опалять всё его тело раскаленными железными гвоздями. Долго висел и был мучим Мардарий и, наконец, воскликнул:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

(40) Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Во всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (3) Господи, помилуй. (3) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Молитва святаго Мардария Молитва святого Мардария Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста Память 13 декабря В царствование императоров Диоклетиана и Максимиана язычество господствовало во всей Римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам, в особенности, – когда по всем городам и селениям рассылались императорские указы начальникам областей и судьям, повелевавшие приносить в определенные дни и праздники обильные дары и жертвы богам. Этими указами тем, кто усердно служит богам, обещалась царская благодарность, почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, – после всевозможных мучений, – и смертная казнь. Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия 8363 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклетиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, не сумевших привести народ к повиновению. На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив – Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю – общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадным правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе 8364 , как только находил где-либо христиан, – мужчин или женщин, – после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно так же делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии 8365 , к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель – причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

- Здравствуй, дорогой Евстратий! Святой ответил: - Всемогущий Бог, Которому я служу, да вознаградит тебя достойно за твое приветствие, судия! - Об угождении Богу и заботься, - сказал Лизий, - а теперь возьми эти сапоги и обуйся и с веселием отправляйся с нами в путь. Сапоги же эти были железные и подбитые длинными и острыми гвоздями. Их крепко привязали к ногам святого ремнями, а Лизий запечатал узел своим перстнем и велел вести за собою святого, связанного вместе с другими узниками, и во всю дорогу бить и понукать его, чтобы шёл скорее. Сам Лизий с своими воинами отправился вперед. Чрез два дня они пришли в город Араврак - на родину Евстратия и Евгения. Когда они приблизились к Аравраку, все жители вышли им на встречу, желая посмотреть на блаженного Евстратия, но никто из друзей и знакомых не осмелился подойти к нему из боязни быть схваченным, так как известно было, что Лизий уже отдал соответственное приказание. Между прочим но дороге к Аравраку жил некто Мардарий, человек незнатного происхождения и небогатый, но вполне довольный своим положением. Когда проводили Евстратия и других христиан, он занят был устройством крыши на своем новом доме. Взглянув на проводимых мимо святых узников, он узрел между ними, как бы светлую звезду, святого Евстратия и, немедленно слезши с крыши вниз, сказал своей жене по армянски: - Видишь ли, жена, одного из начальников этой страны, известного своим родом и богатством и удостоенного почестей за воинскую службу? Видишь ли, как он пренебрег всем и идет, чтобы быть жертвою, угодною Богу? Блажен тот, кто и в сей жизни был славен, и у Владыки нашего Христа получит великую награду и будет удостоен неизреченного блаженства вместе с Ангелами. Благочестивая женщина отвечала мужу: - Возлюбленный супруг мой! Что препятствует и тебе идти тем же путем, каким идет он и вместе с ним сподобиться святой кончины, чтобы быть заступником на небесах мне и нашим малым детям и всему твоему роду? Мардарий сказал ей: - Дай мне обувь и я пойду в вожделенный путь.

http://pravicon.com/info-3329

Да вели, Господа ради, ис Крестново монастыря по возу порожской рыбы семги да сигов свжесольныхъ по дв бочки давать на год. Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состархся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//(л. 235) а священникъ худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить. благослови тя душа моя, и благо ти будетъ во вся дни живота Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своимъ жалованием дворцовымъ, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поилъ довольно. Вм, яко вруеши глаголющему: сотвориши обдь или вечерю, не зови другъ твоих, ни сосд богатых, ни братии, ни сродниковь. Но егда сотвориши обд или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же ти будет во Царствии А воистинно скудне и нищие насъ нын нт, потому што другой год уже кириловские никакихь столовых запасов не даютъ, а в миръ вытти не выпустят, а в клью ничто милостыни не даетъ, а купить нгде, здсь пустое мсто, а городы удалли, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и икорки. Да умилосердися надо мною, гршнымъ, и над приставомъ, над князь Самойломъ Шайсуповым, вели ево переменить: он со всякие нужды помирает, да и меня уморилъ, потому што нихто ни в чомъ ево не слушаютъ. И кириловские старцы и нынешнего, 184 (1675)-го, году октября въ де[нь] берут с выти со крестьянъ по два рубли, а говорятъ, бутто на мой росход. Рис. 34. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после 22 октября – до 5 декабря 1675 г.). РГАДА, ф. 27, он. 1, д. 140а, ч. 4, л. 234. Примечания Л. 231–232 «Да загра//дятся уста, глагалющая неправедная». – Пс. 62:12 . Л. 233 Да будет правда твоя, правда вовки, и слово твое истино! – Фраза составная: первая часть напоминает высказывания, неоднократно встречающиеся в псалмах; ср.: Пс. 110:3; 111:3, 9 и др.: вторая часть – Ин. 17:17 . Возможно, в целом фраза есть стилистическое подражание выражению из псалма: Пс. 118:142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Строго определённого места библейским цитатам в структуре эпистолярных сочинений патриарх Никон не отводил. Довольно часто цитату можно встретить в конце послания патриарха. Письмо Алексею Михайловичу, в котором Никон обращается к царю с просьбой о прощении и проявлении к нему, Никону, духовной любви, завершается словами из Евангелия от Луки: «Господа ради, прости, да сам Господом прощен будеши: „ Отпустите, – рече, – и отпустится вам “ ( Лк. 6:37 ) 1033 . На писмо, Господа ради, не позазри, мало вижу, а набло писать не могу. Здравствуй, великий государь, со всмъ своим благодатным домом на многа лта» 5, л. 23–23об.). В челобитных Никона Алексею Михайловичу библейская цитата, как правило, сопровождала просьбы патриарха к царю, которые, согласно требованиям этой разновидности делового письма, излагались в конце повествования: «Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состархся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//а священникъ худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить... Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своимъ жалованием дворцовымъ, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поилъ довольно. Вм, яко вруеши глаголющему: „ Егда сотвориши обдъ или вечерю, не зови другъ твоих, ни сосд богатых, ни братии, ни сродниковъ. Но егда сотвориши обд или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же ти будет во Царствии Божии “ ( Лк. 14:12–14 ) 1034 . А воистинно скудне и нищие насъ нын нт, потому што другой год уже кириловские никакихъ столовых запасов не даютъ, а в миръ вытти не выпустят, а в клью нихто милостыни не даетъ, а купить нгде, здсь пустое мсто, а городы удалли, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и икорки» 36, л. 234–235). В конце послания царю о ссоре с Романом Боборыкиным Никон подводит итог повествования, как бы напоминая царю главные темы письма, а затем в качестве заключительного назидания приводит библейскую цитату: «Богъ же Святый да дастъ теб благодать и помыслъ благъ, быти смирену и кротку быти, и на вся заповди Божия зрти, и творити, нас, смиреных богомолцов ваших, не обидти, ни на суд мирский привлачити чрез законы, ниже преобидит в чем-любо, священных церквей и монастырей не насиловати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Мученичество свое Совершив богодостойно; Сего ради воскликнем тебе с похвалами: «На небесах же радуясь, За нас моли Христа». 8 . И Мардарий, побеждающим видя Благородного Евстратия, Сказал тотчас супруге: «Смотри, Кирисикиец 54 Словно звезда, сияющая посреди мрака, К нему и я поспешаю Обрести вместе мученичество». И, пред тираном представ, Путь закончил свой, Подвига (373) приняв победный венец. К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 9 . Чрез мучения Совершил подвиг И божественный Авксентий, В главу мечом усеченный, Чье терпение кто По достоинству изречет? Подвиги и рвы, Мучаясь, [он] перенес, Иисуса не отрекшись, И его взывает вечный глас: «Если огонь и железо уничтожили бы меня, То со Христом всё равно меня не разлучат». К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 10 . И вот вместе с ними Является рядом И Орест знатнейший, «Я – христианин» сказавший; [Он] вместе с Евстратием От Лисия к Агриколаю Подвижнически посылается И там совершает мученичество, На ложе раскаленном будучи, И умерщвляемый так возопил: «Христе, в руки Твои Дух мой предаю» 55 . К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 11 . Пятерица святых: Прежде – Евстратий, С Орестом Евгений, Мардарий и Авксентий – Сладкое собрание, Божественное изречение, Всепрекрасное совместное дуновение, Воспоминать не преставайте [пред Богом] Всякого воспевающего вас: Из иереев, царей, монахов, С ними же и меня, поющего и воспевающего хвалебную песнь, Чтобы все [к сим пятерым] мы восклицали: «На небесах вместе пребывающие, За нас молитесь, сподвижники!» 17. На монашеское погребение 1 . Преставившегося благочестиво Вместе с праведными упокой, Христе Боже, Если же [тот], как человек, и согрешил на земле, [Ты же], яко безгрешен, оставь ему Вольные прегрешения И невольные Предстательством Богородицы, Чтобы согласно восклицали б за него: «Аллилуиа». На слова: «Сам един…» 56 2 . Страшное вижу и странное зрелище, Яко бездыханен [ныне еще] вчера мой собеседник,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Прости меня». Поклонился, оставил хлеб и вышел. Я обрадовался, благодарил Бога. Не слыша удаляющихся шагов брата, отворил двери келлии, осмотрел все кругом, но его нигде не было видно. Это меня удивило. Сердце преисполнилось необъяснимой радости. Попробовал хлеба: в нем был необыкновенно приятный вкус. После чаепития пошел я к имениннику благодарить за посещение и за хлеб. Но он уверял, что не приходил ко мне и хлеба не приносил. Значит, посетил меня не земной гость, а, должно быть, ангел хранитель моего обидчика. Когда я все рассказал, благодать Божия коснулась сердца брата, он пришел в умиление и просил прощения. Так, дивным промышлением Божиим, у нас восстановились добрые братские отношения». Боясь человеческой славы, старец заповедал до его смерти никому не говорить о явлении ему ангела. Ради того же смирения в духе истинного монашества, о. Мардарий никому не открывал своих келейных подвигов, но о них можно судить по следующему факту. В одно время за дверями своей убогой келлии подвижник услышал голос настоятеля и, на произнесенную для входа молитву Иисусову, поспешил ответить: «Аминь». При входе аввы, отец Мардарий смиренно повергся ему в ноги и просил благословения. В келлии отец настоятель увидел на угольнике перед иконами раскрытую Псалтирь, которую не успел закрыть Мардарий. И что замечательно: Псалтирь была раскрыта на 41-м псалме. Первые слова, которые бросились в глаза отцу игумену, были: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Как бы желая убедиться, авва посмотрел в лицо подвижника: левый слезящийся глаз был особенно красен и слезлив. Несомненно, что свое келейное правило о. Мардарий совершал со слезами. За шесть дней до смерти о. Мардарий ужинал с одним из своих учеников и, предчувствуя близость вечной разлуки, сказал: «Из этих чашек мне более есть не придется». Ученик спросил: «Почему вы так, батюшка, говорите»? Старец, скрывая свое крайнее изнеможение, отвечал: «Я здоров, но думаю завтра сходить в больницу; может, там и останусь». На другой день он был принят в монастырскую больницу по старческой немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010